Сочинение по рассказу ионыч на тему что погубило доктора старцева

14 вариантов

  1. Достоинство его творчества то, что
    оно понятно и сродно не только
    всякому русскому, но и всякому
    человеку вообще. Это главное.
    Л. Толстой
    Антон Павлович Чехов — один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,— скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен — он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: “Палата № 6”, “Степь”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть “Ионыч”. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым’ перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, “Котиком”, как ее называют в семье. Она очень нравится ему — и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: “Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…” Пока же .чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик “стремится к высшей, блестящей цели”, а семейная жизнь для нее — добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: “Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал”, а потом “…успокоился и зажил по-прежнему”. Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко — обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.
    Чехов — мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова “не имеется такого римского права”, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.
    В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

  2. (296 слов) Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», на страницах произведения полностью меняет свою жизнь. Из амбициозного, активного молодого человека он превращается в скучного и унылого земского доктора. Почему так произошло? Какой путь преодолевает персонаж в данном рассказе, чтобы стать тем, кем он не хотел становиться?
    В самом начале у Старцева есть множество идей и целей. Он постоянно занят работой, но находит время на увлечения литературой и искусством. Находясь в праздном обществе, герой чувствует себя лишним. Но всё меняется, когда Дмитрий знакомится с семьей Туркиных. Несмотря на то, что они образованы, талантливы, занимаются благотворительностью, через некоторое время гость понимает, что и эта семья не отличается от других. Старцев всё чаще навещает их и вскоре влюбляется в Котика. Он надеется, что его чувства взаимны, но героиня отказывается от предложения руки и сердца. Именно после этого жизнь Старцева круто меняется. Он с головой окунается в работу, а своё свободное время проводит за азартными играми, получая большие деньги. Из-за своей роскошной жизни Дмитрий начинает полнеть, пить, забрасывает свои пешие прогулки. Через некоторое время и работа уже не приносит былого удовольствия. Герой ограждается от общества. У него больше нет друзей. Это больше не тот доктор Старцев, с которым мы познакомились в самом начале. Это Ионыч – человек, не требующий ничего от жизни. Герой полностью опустошен. Он продолжает скупать вещи: теперь у него есть и два имения, и собственный экипаж. Вот только счастья, любимой работы и благородной целей больше нет.  Ионыч понимает, что собственными руками загубил свою жизнь, но ничего не может с этим поделать.

  3. Достоинство его творчества то, что
    оно понятно и сродно не только
    всякому русскому, но и всякому
    человеку вообще. Это главное.
    Л. Толстой
    Антон Павлович Чехов — один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,— скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен — он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: “Палата № 6”, “Степь”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть “Ионыч”. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым’ перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, “Котиком”, как ее называют в семье. Она очень нравится ему — и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: “Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…” Пока же .чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик “стремится к высшей, блестящей цели”, а семейная жизнь для нее — добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: “Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал”, а потом “…успокоился и зажил по-прежнему”. Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко — обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.
    Чехов — мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова “не имеется такого римского права”, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.
    В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

  4. Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.
    До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.
    Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.
    Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

  5. Текст сочинения:

    Достоинство его ?ворчества то, что
    оно понятно и сродно не только
    всякому русскому, но и всякому
    человеку вообще. Это главное.

    Л. Толстой
    Антон Павлович Чехов один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. Письмо к ученому соседу, появившееся в ?ысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определи? художественный стиль Чехова, скры?ый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен он не произноси? от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заяви? о себе целым рядом зрелых произведений: Унтер Пришибеев, Толстый и тонкий, Смерть чиновника. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: Палата 6, Степь, Дама с собачкой, Ионыч, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере разви?ия сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть Ионыч. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, Котиком, как ее называю? в семье. Она очень нрави?ся ему и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спи? до двух часов, а ?ы дьячковский сын, земский врач… Пока же .чувства в нем беру? верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик стреми?ся к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь для нее добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, а потом …успокоился и зажил по-прежнему. Иду? годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходи?ся близко обыватели его раздражаю?. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызываю? только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпи? их только из-за того, что они несу? ему деньги.
    Чехов мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова не имеется такого римского права, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю станови?ся понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делаю? Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходи? моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смер?и. Но никакие причины не могу? оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.
    В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой куль?уру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в разви?ии.
    Права на сочинение “Трагедия доктора Старцева” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его “дорогу вниз”.
    Рассказ “Ионыч” — это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе.
    Это семейство и в самом деле блистало “талантами”. Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря “на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…”. Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, “что не бывает в жизни”. А дочь Туркиных, которую все ласково звали “Котик”, по слухам, собиралась стать великой пианисткой и “удивляла” гостей своим умением “ударять изо всей силы” по клавишам. На фоне этого, в высшей степени “интеллигентного” и “одаренного”, семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.
    В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.
    Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, “упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля”. Но Старцеву было приятно “смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо”. И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.
    Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его “нежному, радостному, мучительному чувству…” примешивается испуг. “К чему поведет этот роман?” — размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же “что скажут товарищи, когда узнают?”. Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого “дадут, должно быть, немало”. Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. “Дня три” Старцев “не ел, не спал”, а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: “как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак”. Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.
    По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и “тройка с бубенчиками”) его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. “Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” — жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.
    Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, цель труда в одном — “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой”, и периодически отвозить их в банк.
    Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
    Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. “Мещанское болото” окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради “бумажек”. Остальное время он играет в карты и ведет “светские” беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч “еще больше пополнел, ожирел”, обрел внешнее безобразие, и когда он, “пухлый, красный”, проезжает на своей тройке с бубенчиками, “кажется, что едет не человек, а языческий бог”.
    В рассказе “Ионыч” А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.
    Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

  7. В этом рассказе А.П.Чехов рассказывает нам о четырех периодах жизни доктора Старцева, о том, как он теряет нравственные ценности, собственное мнение, перестает реагировать на жизненные ситуации. Мы знакомимся с жизнерадостным Старцевым, полным чувств и энергии.  Он работает врачом, живет за городом: «Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». Со временем у него пропадает желание работать бескорыстно. Следующий этап в его жизни начинается, когда доктор отказывается работать в больнице и становится частным врачом: «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».
    Далее Старцев теряет вовсе все свои моральные устои, им овладевает паразитическая жажда наживы, не смотря на то, что он уже является владельцем нескольких городских домов. Его желание оказывать помощь нуждающимся людям переходит в абсолютное безразличие. Рассказывая нам о превращении молодого, оживленного доктора Дмитрия Ионовича в упитанного, потолстевшего Ионыча, Чехов демонстрирует нам, как окружение может погубить человека.  Таким образом, мы видим, как главный герой становится одним из тех, кто препятствует развитию жизни. Вот, что однажды сказал о Чехове М.Горький: «Пошлость всегда находила в нем жестокого и строго судью». И в самом деле, особое место в творчестве Чехова выделено именно высмеиванию пошлости и беззаботности мещан. Писатель показывает, насколько скудна и бездейственна жизнь обывателей. В рассказах «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч» Антон Павлович также затрагивает эту тему.
     Таким образом, рассказ «Ионыч» демонстрирует нам, как обывательская среда может поглотить человека, сделав его бесхарактерным существом. С первых страниц рассказа читатель знакомится с унылыми монотонно протекающими днями города С. Несомненным достоянием всего города было семейство Туркиных. За свои многообразные способности эта семья считалась одной из самых образованных и благородных. Например, Ивана Петровича все считают гениальным шутником, более того, одна из его фраз известна нам как афоризм – «здравствуйте пожалуйста». Вера Иосифовна, его жена интересует окружающих своими писательскими возможностями. А их дочь поступает в консерваторию, так как все считают ее талант играть на пианино потрясающим.
    Но вот в этом городе появляется Дмитрий Старцев, совершенно посторонний человек. И теперь с его помощью мы можем взглянуть на эту семью совершенно с другой стороны. Увидев, как отец повторяет одни и те же шутки, романы матери наводят на сон, а дочь так бьет по клавишам рояля, что жутко слушать, мы задаемся вопросом: каковы сами жители этого города, которые считают семейство Туркиных самым образованным? Попав в такую обстановку, трудолюбивый, искренний, жизнерадостный главный герой понимает насколько посредственны окружающие его люди. Ему неприятна их пустая болтовня, а их бездействие вызывает его удивление. Старцев понимает, что единственное чем он может заняться в кругу этих людей, так это играть в карты, говорить на примитивные темы и восхищаться способностями Туркиных…
    Больше всего пугает тот факт, что человек, не подчиняющийся общественным порокам, сдается и становится похожим на окружающих его людей. Именно теперь главный герой встречает свою первую любовь, ею оказалась уже знакомая нам дочь Туркиных. Она становится для него идеалом женщины, ради которой он готов на все. Делая ей предложение, он был уверен в положительном ответе и уже думал о приданом и о скором переезде в город.
    Но как реагирует главный герой на отказ своей избранницы? К нашему удивлению, страдает он около трех дней, а потом возвращается к своему прежнему руслу и изредка вспоминает о бывшей возлюбленной: «Сколько хлопот, однако». Позабыв о своих возвышенных чувствах, о любимом деле, он увлекается игрой в винт и подсчетом своего заработка. Теперь он ничем не отличается от окружающих его людей. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же» становятся смыслом его жизни, молодой врач Старцев становится Ионычем.
    «Как мы поживаем тут? – отвечает он на вопрос Катерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. – Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»
    Эти слова подтверждают, что главный герой признает свое плачевное положение, но уже не в силах сопротивляться воздействию своего окружения.
    В заключение, я бы хотела сказать, что вина в перевоплощении Старцева в Ионыча лежит не только на окружающих его людях, но и на нем самом. Ведь именно из-за своего бездействия, слабохарактерности и отказа менять что-либо в своей жизни, он стал таким. Более того, Старцев помышляет приобрести еще один дом, что нам опять доказывает его эгоизм, желание собственного благополучия, а ведь знакомились мы с ним, когда целью его жизни было помочь всем больным. В своем произведении А.П.Чехов показал нам, насколько огромно бывает влияние обывательского окружения, оно способно переменить человека не только внешне, но и переворотить весь его внутренний мир.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Эволюция доктора Старцева. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Что мне понравилось в сказке «Конёк-горбунок»
    Сочинение на тему: Печорин – портретный образ своего поколения
    Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
    Сочинение на тему: Значение романа «Герой нашего времени»
    Сочинение о войне по творчеству А. Платонова

  8. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатири­ческих произведений писателя. Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической ха­рактеристике персонажей, причем для этого ему вовсе не обязательно было подробно и в деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания че­ловека. Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из не­больших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рас­сказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя. Скучные и постные, не на­деленные никаким особенным талантом люди из окруже­ния Старцева (яркий пример — семья Туркиных) конт­растируют с молодым, энергичным, эмоциональным до­ктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Турки­ных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза.
    Что же сам Старцев? В начале повествования он от­личается от многих людей своего круга мечтательнос­тью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев — молодой и перспективный земский врач, че­ловек искренний и увлекающийся. Герою присущ и трез­вый, рациональный взгляд на вещи, которые его окру­жают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза). Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план — и он все-таки делает предложение. Но отказ Екатерины Ивановны, ко­торая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная), выбивает Старцева из колеи. Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни — к той жиз­ни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яр­кой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого «поля­ка надутого», как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя — он становится обрюзгшим и рас­плывшимся.
    Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям. Он сам за­мечает, что «опускается», ленится, становится скучным и инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, но не имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться. Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим?

  9. Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей города, которые раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он понял, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить с ними “о чем нибудь несъедобном, например о политике или науке”, то обыватель становится в тупик или “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”.
    В городе С. он познакомился с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой”, по мнению остальных обывателей. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести “о том, чего никогда не бывает в жизни”, и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую все по домашнему звали Котик, играла на рояле и мечтала о блестящем будущем пианистки. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован этим милым семейством. Он влюбился в Екатерину.
    Казалось, что ради своей любви он был готов на многое. Но после отказа Котика выйти за него замуж он страдал ровно три дня, а потом успокоился и зажил по прежнему, и, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях о чувствах, он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!” Старцев не выдержал испытания чувством, он просто оказался неспособным к настоящей, сильной любви. Он восхищался Котиком, но в то же время размышлял про себя: “А приданного они дадут, должно быть, немало”.
    Старцев – человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обывательские интересы, – в итоге из за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же развращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. Со временем охладел и его пыл в работе. И теперь он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт. Котик вернулась домой, избавившись от заблуждений по поводу своего таланта, теперь уже она живет надеждой на любовь Старцева, но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он сам понимает, что обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”. В результате его одолевает только жадность и страсть к приобретению капитала (у него есть усадьба, два дома в городе, и он присматривает третий). Он стал “своим” среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли “поляк надутый”. Теперь доктора зовут просто Ионычем. Он растерял все лучшее, что было в нем, и больше ничем не выделяется среди обывателей, ведущих сытое, самодовольное существование. Его жизнь так же пуста и бессмысленна.
    Если мы обратим внимание на пейзаж в рассказе, то заметим, что любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной сопровождает мотив увядания природы: “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Было темно и шел дождь, когда Старцев провожал Котика в клуб, собираясь сделать ей предложение. Было темно, когда они встретились через четыре года и Екатерина говорила Старцеву о своих чувствах. И в душе Старцева было темно так же, как и вокруг.
    Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей привела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

  10. Тем не менее, Старцев уже запутался в новом обществе и его ценностях. Он понимает, что может прилично зарабатывать. Доктор полностью погружается в работу, но теперь его главная цель – не помощь людям, как это предполагает клятва Гиппократа, а обогащение. Днем он полностью отдается заработку денег, а ночью – примитивным развлечения: картам, клубам, алкоголю. Он замечал глупость обывателей, с которыми играл в карты, но не пытался ее развенчать, так как знал, что от «высших кругов зависит его карьера». Большинство заработанных денег Доктор пытался выгодно вложить, например, на текущий счет «Общества взаимного кредита».
    Такой образ жизни сказывается, как на характере, так и на внешности героя. Спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны мы снова встречаем Дмитрия Старцева. Теперь он не только земский, но и городской врач. Мужчина успевает с утра принять больных, в Диляже, а потом едет в свой кабинет в городе. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком,так как страдал одышкой». Это первые шаги на пути от Дмитрия Старцева к Ионычу. Понемногу он начинал напоминать обывателей, но отличался от них убеждениями в важности труда.
    В это время Старцев получает письмо от Екатерины, но видеть девушку он не хочет. Через несколько лет видим окончательное превращение Дмитрия Старцева в Ионыча: «…он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…». Он теряет всякое уважение к людям, считая себя выше них. Ионыч теперь «тяжелый и раздражительный», с «тонким и резким голосом». Герой насколько меняется, что мы понимаем: мосты к прежнему молодому доктору окончательно сожжены.
    Кто виноват в превращении? Екатерина, окружение или сам Старцев? Вероятно, влияние имели все обстоятельства, но главную роль в духовной деградации сыграла все-таки внутренняя слабость героя.

  11. А.П. Чехов — мастер короткого рассказа. Одна из главных тем творчества этого писателя — разоблачение “пошлости пошлого человека”, а в особенности в быту и настроении интеллигенции. Чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Тема “Ионыча” — изображение мертвой силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и эгоиста.
    Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это еще молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил; его жена Вера Иосифовна писала романы и повести и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, а он страдал всего три дня. Впервые в жизни он влюбляется. А когда он делает предложение, то почти уверен в том, что возлюбленная станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой. Потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”
    Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рассказа находит удовольствие только в игре в винт и подсчете дневного гонорара. Фактически его жизнь наполнена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. “Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же” — все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.
    Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит хорошо поесть. Подкрадывается и моральное “ожирение”. Прежде он выгодно отличался от жителей города и горячими движениями души, и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, “о политике или науке”, то обыватель “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А когда ему не хотелось говорить, он “сурово молчал”, за что получил прозвище “поляка надутого”. В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: “Это вы про что? А? Кого?”
    Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности к музыке, то стала жить надеждой на любовь Старцева. Но это был уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.
    Главным развлечением доктора, в “которое он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже посетителей театров и концертов.
    Когда в клубе кто-нибудь заговаривает о Туркиных, он спрашивает: “Это вы про тех, что девочка играет на фортепьянах?”. Мне кажется так говорить о девушке, которую когда – то любил может только человек, дошедший до последней степени духовной опустошенности.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего молодого человека превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Но, мне кажется, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живое биение мысли на сытое, самодовольное существование.
    Образ Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из “Мертвых душ”. Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Жизнь чеховского героя так же пуста и бессмысленна. Самое страшное состоит в том, что этот человек, поначалу всем своим существом сопротивлявшийся окружающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал.
    “Как мы поживаем тут? — отвечает он на вопрос Екатерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. — Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.
    Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. И потом мы видим, что Ионыч намеревается купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.
    Что же привело Старцева к этому? Сам автор утверждал, что обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет внутреннего осознания протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни, падение личности в пучину пошлого мещанства.

  12. Одна из главных тем творчества Чехова — разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.
    Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя, Чехов дает только переломные эпизоды его жизни, три нисходящие ступени.
    В начале рассказа, когда Старцев только назначен земским (врачом, он молод, бодр, жизнерадостен, он любит труд и свою I профессию доктора. Старцев по своему развитию и интересам (много выше городских обывателей. Он способен к искренним Iчувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны (романтические настроения. Но уже тогда Чехов намеками ука-• зывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в “Ионыча”, прежде всего — практицизм и расчетливость. Так, например, когда в разгар своей любви к Котику Старцев приезжает к Туркиным делать предложение, он не забывает материальной стороны дела. “А приданого дадут, должно быть, немало”, — думал он. Чувство любви было искренним, но неглубоким. Получив от Екатерины Ивановны неожиданный отказ, ему “жаль было своего чувства, этой своей любви”, но тяжелое его настроение быстро прошло. Старцев за один год в земстве успел развить частную практику, и его тянет к спокойной жизни.
    Прошло четыре года. Чехов берет те стороны жизни Стар-цева, о которых говорил ранее, и показывает, как происходит увядание, опустошение человеческой души. Раньше Старцев любил труд и с большим удовольствием работал в земской больнице, теперь у него большая практика в городе, и он гоняется лишь за рублем, потеряв интерес и сострадание к больным. Круг его интересов чрезвычайно сузился, и теперь волнуют лишь картежная игра и нажива. Глубину его душевного опустошения показывает его отношение к девушке, которую он недавно любил. Теперь при встречах с Екатериной Ивановной он чувствует лишь беспокойство и безотчетный страх за себя, за свою сытую, размеренную жизнь: “А хорошо, что я на ней не женился”.
    Прошло еще несколько лет жизни “без впечатлений, без мыслей”. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и ходит, “откинув голову назад”. Жажда наживы окончательно овладела им и вытеснила другие чувства. Ему “некогда вздохнуть”, он, несмотря на громадную частную практику, не бросает и земского места: его одолела жадность, “хочется поспеть и здесь и там”. Он стал толстокожим и нечувствительным к чужому горю. Проходя через комнаты предназначенного для продажи дома, он, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, тычет палкой и спрашивает: “Это кабинет? Это спальня? А тут что?”
    Когда в клубе кто-нибудь заговаривает о Туркиных, он спрашивает: “Это вы про тех, что дочка играет на фортепья-нах?” Так говорить о девушке, которую когда-то любил, пусть даже любовь и прошла, может только человек, дошедший до последней степени духовной опустошенности.
    Что привело Старцева к этому? Чехов утверждает: обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет некоего “идейного противоядия” и внутреннего осознанного протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни — падение личности в трясину обывательства и пошлого мещанства.

  13. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатири­ческих произведений писателя. Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической ха­рактеристике персонажей, причем для этого ему вовсе не обязательно было подробно и в деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания че­ловека. Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из не­больших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рас­сказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя. Скучные и постные, не на­деленные никаким особенным талантом люди из окруже­ния Старцева (яркий пример — семья Туркиных) конт­растируют с молодым, энергичным, эмоциональным до­ктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Турки­ных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза.
    Что же сам Старцев? В начале повествования он от­личается от многих людей своего круга мечтательнос­тью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев — молодой и перспективный земский врач, че­ловек искренний и увлекающийся. Герою присущ и трез­вый, рациональный взгляд на вещи, которые его окру­жают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза). Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план — и он все-таки делает предложение. Но отказ Екатерины Ивановны, ко­торая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная), выбивает Старцева из колеи. Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни — к той жиз­ни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яр­кой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого «поля­ка надутого», как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя — он становится обрюзгшим и рас­плывшимся.
    Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям. Он сам за­мечает, что «опускается», ленится, становится скучным и инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, но не имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться. Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим?

  14. Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие.
    В произведениях Чехова наиболее ярко отражен процесс изменения человечес­кой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвы­шенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу обще­ства! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сы­той, обеспеченной жизни. Причины этой социальной болезни Чехов показал в рас­сказе «Ионыч».
    Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он ра­ботает в Деляже, который расположен в де­вяти верстах от города. Старцев всеми си­лами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется. В другом рас­сказе Чехов высказал очень верную мысль о том, что чаще всего довольно быстро чер­ствеют учителя и врачи.
    Однообразные будни, наполненные бес­конечными приемами больных, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному че­ловеку, почаще бывать в городе, запи­саться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов сатирически изображает эту «та­лантливость»: плоские остроты главы се­мейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери. Но все-таки после больницы, гряз­ных мужиков Старцеву приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Доктор все чаще и чаще наведыва­ется в этот гостеприимный дом. Он полю­бил дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, солидному человеку, неприлично таскать­ся по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, и тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. В конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незамет­но для него, овладевает трезвый расчет, он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало». Получив отказ, доктор пе­реживает не слишком долго. Ему было все­го лишь «немного стыдно», что все так глу­по и пошло кончилось.
    Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его не­людимость. Старцев редко с кем разгова­ривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понима­ния ни в ком. Когда Старцев пытался гово­рить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным сче­том ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.
    Уезжает из города Котик. Старцев рав­нодушно узнает об этой потере, вспоми­ная только одно: «Сколько хлопот, одна­ко». С этого времени Дмитрий теряет ин­терес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, ко­торые заработал за день. У него появля­ются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым прини­мая его в свою среду.
    Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Ес­ли самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же ос­тальные?»
    Чехов нас предупреждает: «Не подда­вайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в се­бе человека». Процесс духовного умира­ния Старцева тем тягостнее, что он впол­не осознает, в какое мерзкое болото по­гружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут воз­родить душу Старцева. Котик, вернув­шись, видит, как он изменился, но ей хо­чется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же ус­тало думает: «Хорошо, что я на ней не же­нился». Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из ду­ховной спячки. А Ионычу не жаль молодо­сти, любви, несбывшихся надежд.
    Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личнос­ти. Как опытный врач, Старцев мог бы по­ставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной дейст­вительности, не раз в своих рассказах по­вторял: «Нет ничего тоскливее, оскорби­тельнее пошлости человеческого сущест­вования».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *