Сочинение по рассказу ревизор на тему образ городничего

14 вариантов

  1. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» уникальна в том смысле, что имеет особое идейно-композиционное своеобразие, а также имеет особую интересную образную структуру.
    Так, одним из самых ярких ее образов является образ городничего – градоначальника губернского города. Можно сказать, что именно с образом городничего, имеющего нелепую фамилию Сквозник-Дмухановский, началась завязка всего действия, когда этот персонаж произнес знаменитые слова: « К нам едет Ревизор».
    По своим организаторским способностям Сквозник-Дмухановский очень слаб. Он не умеет правильно распоряжаться имуществом, управлять городом. За время его правления город пришел в плачевное состояние. Ни одно ведомство не работает согласно законодательству: везде господствует произвол чиновников, взяточничество, казнокрадство. Чиновники чаще всего – недалекие жадные люди, думающие только о своем туго набитом кармане.
    Однако Антон Антонович воспрял духом и начал «шевелиться» только тогда, когда услышал «пренеприятнейшее известие» о приезде ревизора. Однако и в данной ситуации он даже ненастойчиво просит своих подчиненных привести в порядок все дела всех ведомств и каким-то образом подготовиться к предстоящей проверке.
    Чиновники оказываются под стать своему руководителю: у них есть хорошая возможность при его попустительском руководстве красть деньги из казны и жить в свое удовольствие в тиши и спокойствии.
    Таким образом, все существо городничего представляет собой ленивую натуру, которая, по мысли Гоголя, характеризует любого градоначальника маленьких захолустных губернских городков.
    Нет ничего удивительного, что по своей недалекости и лени городничий не признал в приехавшем в город человеке авантюриста, путешествующего по стране и глупым образом принявшего его за ревизора, хотя признаки его лженатуры были налицо.
    Именно лжеревизор преподнес градоначальнику и его свите хороший урок, как не нужно себя вести.

  2. Действие комедии Гоголя «Ревизор» начинается с того, что городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский созывает все городских чиновников и сообщает им неприятную новость о приезде столичного ревизора. С этого момента жизнь в городе N закипела. Будучи ворами и взяточниками, все городские чиновники пытались навести порядок и замести следы в своем ведомстве. Хаос и беспорядок в городских ведомствах был следствием отвратительного отношения Антона Антоновича и его подчиненных к своим служебным обязанностям. Можно сказать, что городничий привел город N в упадок, ведь совсем не занимался городскими делами.
    Самое страшное то, что он все видел, но ни каких мер не предпринимал. К примеру, в канцелярии городского суда, слуги развели кур. Антон Антонович делает замечание судье Ляпкину-Тяпкину, но тон его разговора не отличается особым недовольством положением. И только новость о приезде проверяющего заставляет городничего и прочих чиновников мобилизовать свои силы, чтобы навести хоть поверхностный порядок в своих делах.
    Стоит отметить, что городские чиновники боялись и уважали своего городничего. Каждый из них понимал, что действует не законно, обворовывая городскую казну и беря взятки, но все это происходило с молчаливого согласия Антона Антоновича. Ни кто из чиновников не смел плохо высказаться про своего городничего. Все искали милости и снисхождения Антона Антоновича. Таким образом, в отношениях с подчиненными Антон Антонович выступает неким покровителем и образцом поведения.

  3. Горожане не уважают Сквозник-Дмухановского. Все знают о его алчности, лживости и жадности. Всем понятно, что ничего городничий менять не собирается, потому что свято уверен: «…для счастья нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество…».
    Глава города строит из себя благодетеля, борющегося за общее дело. Он раздувается от собственного мнимого авторитета. На самом же деле это классический чиновник, который заботится только о своем положении и позволяет обирать простых людей.
    Подчиненные тоже не испытывают к нему уважения, но им удобен такой начальник, ведь под его управлением можно свободно воровать, брать взятки и вести такой образ жизни, как хочется. Оживление в это тихое болото вносит лишь появление ревизора. Городничий спешит: «…сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» и начинает раздавать распоряжения чиновникам, чтобы те привели дела в видимый порядок.
    При всей своей опытности и хитрости Сквозник-Дмухановский оказывается обманутым простым пройдохой. Это достойное завершение пьесы, хотя мне кажется, что в его жизни вряд ли что-то существенно изменилось после этого. Такие люди не меняются, они навсегда остаются лживыми и жадными приспособленцами.
    Гоголь показал нам пороки современного ему чиновничьего общества, но нельзя отрицать, что и в наши дни сплошь и рядом встречаются такие вот «городничие».

  4. 4
    Текст добавил: Яблоко Исаака Ньютона

    Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
    Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что- либо совсем не желает. Судье Ляпкину-Тяпкину, указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал». Только весть о приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и призвать их навести видимость порядка.
    Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми силами, рвением и усердием к начальству…постараемся заслужить…»
    К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом: «Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай…Мы уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это характеризует городничего как человека жадного и алчного.
    Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой…»
    Таким образом, городничий представляется нам «неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все городские дела на собственное обогащение.
    Заключительная сцена комедии – достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было таким потрясением для Антона Антоновича, что он в недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»
    Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор».

  5. Бессмертная комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
    Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что-либо совсем не желает. Судье Ляпкину-Тяпкину, указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал». Только весть о приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и призвать их навести видимость порядка.
    Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми силами, рвением и усердием к начальству… постараемся заслужить…»
    К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом: «Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай… Мы уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это характеризует городничего как человека жадного и алчного.
    Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой…»
    Таким образом, городничий представляется нам «неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все городские дела на собственное обогащение.
    Заключительная сцена комедии — достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было таким потрясением для Антона Антоновича, что он в недоумении повторяет: «Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»
    Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор».

  6. Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
    Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что- либо совсем не желает. Судье Ляпкину-Тяпкину, указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал». Только весть о приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и призвать их навести видимость порядка.
    Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми силами, рвением и усердием к начальству…постараемся заслужить…»
    К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом: «Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай…Мы уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это характеризует городничего как человека жадного и алчного.
    Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой…»
    Таким образом, городничий представляется нам «неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все городские дела на собственное обогащение.
    Заключительная сцена комедии – достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было таким потрясением для Антона Антоновича, что он в недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»
    Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор».

  7. Городничий выведен автором в комедии как человек серьезный, по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных обстоятельствах. Правда, представление его об умном человеке очень своеобразно, оно связано с оправданием взяточничества (из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки»). О своем практическом уме, жизненном опыте и ловкости он заявляет сам: «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!» Вот в этом умении обмануть, провести, поддеть на уду видит городничий проявление своих лучших качеств: ума, хитрости, жизненной сноровки. И в том, что его провел «сосулька», он видит потерю своих положительных качеств. «Старый дурак»,- называет он себя. «Выжил, глупый баран, из ума!»- заявляет с гневным огорчением он. Словом, «одурачен городничий».
    Любопытна в этом отношении одна деталь: про всякого, кто скажет, что церковь при богоугодном заведении не сгорела, а не начинала строиться, т. е. сообщит правду, городничий говорит, что он «сдуру скажет». Другими словами, «сдуру» сказать – значит, сказать правду, а соврать – значит, проявить ум. В комедии можно найти не мало примеров, говорящих о сметливости, хитрости, опытности городничего. Например, в действии почтмейстер, как и судья, наивно связывает приезд ревизора с войной с турками, городничий гораздо трезвее их оценивает это событие: «Какая война с турками! просто, нам плохо будет, а не туркам». Так и было на самом деле: вышла его правда.
    Городничий надеется на свои силы, когда намеревается ехать в гостиницу и спасать положение. Он отвергает предложение глубокомысленного судьи вперед пустить голову, духовенство, купечество: «позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо, получал; авось, бог вынесет и теперь». И здесь же высказывает верное, основанное на опыте соображение: «молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху». Оп и старается «пронюхать» приезжего и выведать от него, что он собой представляет. Благодаря хитрости и ловкости ему действительно удалось расположить к себе Хлестакова и заставить его открыть себя.
    Хотя городничего и после этого не оставляет страх и многое ему еще в Хлестакове неясно, но все же он понимает, что не все, сказанное Хлестаковым,- правда: «Если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?».
    И тут же он очень верно замечает: «Конечно, прилгнул немного». Страх помешал городничему разгадать Хлестакова до конца – в этом его непоправимая ошибка. Но все же ему удалось Хлестакова «поддеть на уду» – он, «наконец, подался. Да еще наговорил больше, чем нужно. Видно, что человек молодой». Хотя городничий – человек достаточно умный, опытный в жизни, однако в своих суждениях он не всегда бывает последователен и глубок. Больше того, из его речи можно привести примеры, свидетельствующие об отсутствии элементарной логики.
    Например, в действии он так рассуждает об учителях: «Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». Последняя мысль не отличается должной логичностью.
    Отсутствие последовательности в мыслях заметно и в споре городничего с судьей в действии 6 взятках. Когда судья доказывает разницу между взятками и оправдывает свою в этом отношении практику-взятки борзыми щенками, городничий, не находя должного возражения, перескакивает с одной логической линии на другую и выдвигает совсем неожиданный довод: «зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите». Самочувствие городничего, именно страх его перед приехавшим ревизором, великолепно раскрывается в действии, когда он собирается ехать в гостиницу представляться начальству. Он мечется по комнате, наскоро отдавая распоряжения, теряя свою уравновешенность и твердость.
    Глубину психологического портрета городничего, его робость перед мнимым ревизором и постепенно растущее самообладание, смелость и даже тонкое подтрунивание над своим собеседником, а одновременно с этим строгую выдержку, лесть и подхалимство – все это неповторимо показал Гоголь во действии, в диалоге между городничим и Хлестаковым и параллельно в словах городничего «в сторону». Если слова «вслух» показывают выдержку, внешне благожелательное отношение градоправителя и заметную долю угодничества, то слова, сказанные «в сторону», отличаются тонкой иронией, издевкой и вместе с тем меткостью: «подпустили мы турусы», «да, с ним нужно ухо востро», «какие пули, отливает! И старика отца приплел!», «Славно завязал узелок! Врет, врет и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький. Кажется, ногтем бы придавил его» и др.
    Еще одна черта должна быть отмечена в характеристике городничего: его лживость, которую особенно отчетливо можно .проследить на передаче Им истории с унтер-офицерской женой.
    Вообще эта история его сильно волновала. Недаром при первом же известии о приезде ревизора он прежде всего вспомнил о ней: «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена!». Когда он, весь дрожа, стоит в трактире перед предполагаемым ревизором и начинает оправдываться в своих поступках, он сейчас же вспоминает эту историю, но придает ей неверное освещение: «Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета… Это выдумали злодеи мои».
    Сопоставляя два эти высказывания, нетрудно убедиться в деспотической и одновременно лживой натуре городничего. Но этого недостаточно. Позднее, когда он узнает о том, что на него жаловались Хлестакову, он, встревоженный, вбегает в комнату и вновь обращается к этому эпизоду: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». На этот раз он дополняет эту историю новыми подробностями, искажая ее еще больше.
    Вот еще пример, когда городничий в глаза новому человеку говорит явную ложь, нисколько не стесняясь. Когда Хлестаков по своей страсти к картишкам коснулся этого вопроса в разговоре с чиновниками, городничий, насторожившись, как бы не попасть здесь впросак, нагло стал отрицать свою любовь к карточной игре. «Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты» и т. д. Это вранье городничего разоблачается тут же репликой Луки Лукича (в сторону): «А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей». Высказывания городничего дают основание говорить о нем как о преступном градоправителе, он виноват в хищениях, взяточничестве, притеснениях, принимает участие в нечестных сделках.
    Так, например, в действии городничий упоминает о каких-то махинациях с постройкой церкви при богоугодном заведении, на которую были ассигнованы деньги. Эта церковь строиться и не начиналась, а деньги, видимо, были расхищены. Городничий вразумляет подчиненных, чтобы эта история освещалась иначе: церковь будто бы «начала строиться, но сгорела».
    В V действии мы узнаем о том, как городничий «помог» купцу «сплутовать» при постройке моста, за что, по-настоящему, должно было «спровадить» в Сибирь.
    Во всем проявляется плутовская, хищническая, фальшивая натура городничего. Гоголь мастерски показал манеру городничего выражаться, то, унижаясь, пресмыкаясь и лебезя, то, наоборот, выставляя себя в выгодном свете и возвеличиваясь. Каким жалким выглядит, например, этот начальник города перед внезапно приехавшим «елистратишкой», появившись в трактире. «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека»,- «вытянувшись и дрожа всем телом», лепечет он. Или дальше. «По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния»,- «дрожа», продолжает он бормотать. Таким же жалким выглядит городничий и в V действии, когда, вбежав в комнату «впопыхах», он умоляет: «Ваше превосходительство, не погубите!» Иногда в пылу угодничества в его речи мелькнет и унизительно-лакейское «с»: «Это-с ничего» «так точно-с» (действие V).
    Но он бывает совсем иным, когда дело благоприятно поворачивается в его сторону. Тогда у него появляются и рисовка, и самоуверенность, и самовосхваление. Заметим, как он постепенно преображается во действии по мере того, как выравниваются его отношения с приехавшим «ревизором». Он не преминул уже здесь похвалить себя как радетельного начальника: «ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда, неизвестно еще, когда будет!» Но в этих словах слышится не только старание, но и показная скромность.
    Сейчас же он не замедлил выставить и еще одно положительное качество: гостеприимство, «особливо если гость просвещенный человек». Хотя он и старается уверить «гостя» в том, что говорит это не «из лести», а. «от полноты души», но поверить этому нельзя. Больше всего городничему хочется выставить себя образцовым «градоправителем», употребляющим свое время, как он говорит Хлестакову, «на пользу государственную».

  8. Городничий – это собирательный образ, ему характерны поведение и нравы государственных деятелей России XIX века. В отличие от подданных Антона Антоновича, его портрет представлен наиболее чётко, автор указал все детали, которые в полной мере могут отобразить недостатки этого персонажа.
    В комедии Гоголь использует приём «говорящих фамилий». Сквозник-Дмухановский так представляется глава города. «Сквозником» называют хитреца, пытающегося всё время кого-то обмануть и во всём найти для себя выгоду. При знакомстве с городничим читатель сразу может отыскать подтверждения такой характеристики. Антон Антонович своего не упустит, чувствуя себя хозяином не только города, но и всего населения, которое там обитает, поэтому позволяет себе бесплатно брать любой понравившийся товар на рынке.
    При этом он обладает прозорливостью и осторожностью. На людях глава городка создаёт образ благопристойного чиновника – посещает церковь, переживает за население, показывает себя хорошим семьянином. Сам же продолжает растрачивать казённые деньги и притеснять купцов. Повсюду царит взяточничество, городничий принимает всё, что дают, не исключая и щенков.
    Вторая часть фамилии такая же говорящая, «дмухан» – это гордость, чванство, напыщенность. Все эти качества присущи городничему. Когда он узнаёт, что Хлестаков посватался к его дочери, то гордость переполняет его, ведь это родство с очень важным чиновником. Этот союз может решить все проблемы, связанные с написанными на него доносами.
    Антон Антонович начинал свою карьеру с самых низов, при этом не уделял время на получение образования. Как человек неученый, он не пытается искоренить свои основные пороки – невежество и глупость. При встрече с мнимым ревизором городничий не может придумать достойный ответ, хотя был предупреждён о приезде проверяющего и учил своих подданных, как надо вести себя. Перед вышестоящим начальством появляется раболепство, он быстро переходит от радости к страху, от высокомерия к заискиванию.
    Когда Сквозник-Дмухановский осознаёт, что он обманут, то этот факт оскорбляет его, как человека, который на своём веку только и промышлял ложью. Городничий не может поверить, что Хлестаков смог обвести вокруг пальца человека, обманувшего трёх губернаторов. Приходит понимание трагичности своего положения – с настоящим ревизором он не сможет договориться. Ведь в течение всей карьеры Антон Антонович сталкивался с такими же плутами, каким является сам. Как трудиться по-честному, ему не ведомо. Поэтому после известия о приезде настоящего ревизора, возникает немая сцена.

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Городничий выведен автором в комедии как человек серьезный, по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных обстоятельствах. Правда, представление его об умном человеке очень своеобразно, оно связано с оправданием взяточничества (из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки»). О своем практическом уме, жизненном опыте и ловкости он заявляет сам: «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!» Вот в этом умении обмануть, провести, поддеть на уду видит городничий проявление своих лучших качеств: ума, хитрости, жизненной сноровки. И в том, что его провел «сосулька», он видит потерю своих положительных качеств. «Старый дурак»,- называет он себя. «Выжил, глупый баран, из ума!»- заявляет с гневным огорчением он. Словом, «одурачен городничий».
    Любопытна в этом отношении одна деталь: про всякого, кто скажет, что церковь при богоугодном заведении не сгорела, а не начинала строиться, т. е. сообщит правду, городничий говорит, что он «сдуру скажет». Другими словами, «сдуру» сказать – значит, сказать правду, а соврать – значит, проявить ум. В комедии можно найти не мало примеров, говорящих о сметливости, хитрости, опытности городничего. Например, в действии почтмейстер, как и судья, наивно связывает приезд ревизора с войной с турками, городничий гораздо трезвее их оценивает это событие: «Какая война с турками! просто, нам плохо будет, а не туркам». Так и было на самом деле: вышла его правда.
    Городничий надеется на свои силы, когда намеревается ехать в гостиницу и спасать положение. Он отвергает предложение глубокомысленного судьи вперед пустить голову, духовенство, купечество: «позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо, получал; авось, бог вынесет и теперь». И здесь же высказывает верное, основанное на опыте соображение: «молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху». Оп и старается «пронюхать» приезжего и выведать от него, что он собой представляет. Благодаря хитрости и ловкости ему действительно удалось расположить к себе Хлестакова и заставить его открыть себя.
    Хотя городничего и после этого не оставляет страх и многое ему еще в Хлестакове неясно, но все же он понимает, что не все, сказанное Хлестаковым,- правда: «Если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?».
    И тут же он очень верно замечает: «Конечно, прилгнул немного». Страх помешал городничему разгадать Хлестакова до конца – в этом его непоправимая ошибка. Но все же ему удалось Хлестакова «поддеть на уду» – он, «наконец, подался. Да еще наговорил больше, чем нужно. Видно, что человек молодой». Хотя городничий – человек достаточно умный, опытный в жизни, однако в своих суждениях он не всегда бывает последователен и глубок. Больше того, из его речи можно привести примеры, свидетельствующие об отсутствии элементарной логики.
    Например, в действии он так рассуждает об учителях: «Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». Последняя мысль не отличается должной логичностью.
    Отсутствие последовательности в мыслях заметно и в споре городничего с судьей в действии 6 взятках. Когда судья доказывает разницу между взятками и оправдывает свою в этом отношении практику-взятки борзыми щенками, городничий, не находя должного возражения, перескакивает с одной логической линии на другую и выдвигает совсем неожиданный довод: «зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите». Самочувствие городничего, именно страх его перед приехавшим ревизором, великолепно раскрывается в действии, когда он собирается ехать в гостиницу представляться начальству. Он мечется по комнате, наскоро отдавая распоряжения, теряя свою уравновешенность и твердость.
    Глубину психологического портрета городничего, его робость перед мнимым ревизором и постепенно растущее самообладание, смелость и даже тонкое подтрунивание над своим собеседником, а одновременно с этим строгую выдержку, лесть и подхалимство – все это неповторимо показал Гоголь во действии, в диалоге между городничим и Хлестаковым и параллельно в словах городничего «в сторону». Если слова «вслух» показывают выдержку, внешне благожелательное отношение градоправителя и заметную долю угодничества, то слова, сказанные «в сторону», отличаются тонкой иронией, издевкой и вместе с тем меткостью: «подпустили мы турусы», «да, с ним нужно ухо востро», «какие пули, отливает! И старика отца приплел!», «Славно завязал узелок! Врет, врет и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький. Кажется, ногтем бы придавил его» и др.
    Еще одна черта должна быть отмечена в характеристике городничего: его лживость, которую особенно отчетливо можно .проследить на передаче Им истории с унтер-офицерской женой.
    Вообще эта история его сильно волновала. Недаром при первом же известии о приезде ревизора он прежде всего вспомнил о ней: «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена!». Когда он, весь дрожа, стоит в трактире перед предполагаемым ревизором и начинает оправдываться в своих поступках, он сейчас же вспоминает эту историю, но придает ей неверное освещение: «Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета… Это выдумали злодеи мои».
    Сопоставляя два эти высказывания, нетрудно убедиться в деспотической и одновременно лживой натуре городничего. Но этого недостаточно. Позднее, когда он узнает о том, что на него жаловались Хлестакову, он, встревоженный, вбегает в комнату и вновь обращается к этому эпизоду: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». На этот раз он дополняет эту историю новыми подробностями, искажая ее еще больше.
    Вот еще пример, когда городничий в глаза новому человеку говорит явную ложь, нисколько не стесняясь. Когда Хлестаков по своей страсти к картишкам коснулся этого вопроса в разговоре с чиновниками, городничий, насторожившись, как бы не попасть здесь впросак, нагло стал отрицать свою любовь к карточной игре. «Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты» и т. д. Это вранье городничего разоблачается тут же репликой Луки Лукича (в сторону): «А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей». Высказывания городничего дают основание говорить о нем как о преступном градоправителе, он виноват в хищениях, взяточничестве, притеснениях, принимает участие в нечестных сделках.
    Так, например, в действии городничий упоминает о каких-то махинациях с постройкой церкви при богоугодном заведении, на которую были ассигнованы деньги. Эта церковь строиться и не начиналась, а деньги, видимо, были расхищены. Городничий вразумляет подчиненных, чтобы эта история освещалась иначе: церковь будто бы «начала строиться, но сгорела».
    В V действии мы узнаем о том, как городничий «помог» купцу «сплутовать» при постройке моста, за что, по-настоящему, должно было «спровадить» в Сибирь.
    Во всем проявляется плутовская, хищническая, фальшивая натура городничего. Гоголь мастерски показал манеру городничего выражаться, то, унижаясь, пресмыкаясь и лебезя, то, наоборот, выставляя себя в выгодном свете и возвеличиваясь. Каким жалким выглядит, например, этот начальник города перед внезапно приехавшим «елистратишкой», появившись в трактире. «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека»,- «вытянувшись и дрожа всем телом», лепечет он. Или дальше. «По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния»,- «дрожа», продолжает он бормотать. Таким же жалким выглядит городничий и в V действии, когда, вбежав в комнату «впопыхах», он умоляет: «Ваше превосходительство, не погубите!» Иногда в пылу угодничества в его речи мелькнет и унизительно-лакейское «с»: «Это-с ничего» «так точно-с» (действие V).
    Но он бывает совсем иным, когда дело благоприятно поворачивается в его сторону.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Характер
    городничего в комедии Гоголя “Ревизор”

    Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии
    довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова
    развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками. Мы знаем
    лишь их фамилии и статус, в остальном – это люди очень похожие на городничего,
    потому что они – одного поля ягоды, живут в одном и том же уездном городе, где
    «хоть три года скачи,
    ни до какого государства не доедешь». Да они не так уж и важны, иначе затмили бы собой все «великолепие» фигуры
    Городничего.
    Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в
    его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о
    характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом,
    проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Но это ведь и
    очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не
    пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не
    гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе
    – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную
    семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и
    пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги,
    и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем,
    что дмухан – это «напыщенность,
    гордость, киченье. спесь, чванство». И, действительно, спеси и чванства у Антона
    Антоновича не занимать. Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж
    не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как
    подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна
    Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все
    этим охотникам подавать просьбы и доносы». Вот таков наш городничий.
    Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров» описаывает
    нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему
    человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен;
    несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его
    каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого
    начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к
    высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души.
    Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами.
    Волоса на нем стриженые, с проседью». В этих ремарках все важно, они позволяют
    нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому,
    каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем
    его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный
    мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный
    человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и
    Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно
    наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором.
    Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если
    на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно
    достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа). По
    неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте
    посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были
    какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до
    унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это
    клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на
    жизнь мою готовы покуситься».
    Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на
    занимаемый им высокий посто, он человек необразованный, в его душе много дурных
    наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что
    так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере
    Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно,
    насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. У него не хватает
    ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного
    Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о
    приближающейся опасности: «Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и
    наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ.
    Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она
    сама себя высекла». Вот такие курьезы
    встречаются в уездном городе.
    Но, конечно, как нет на свете только хороших или только плохих людей, так и
    книжные герои не могут быть только положительными или только отрицательными.
    Хотя про персонажей «Ревизора» сказать это можно едва ли. Но тем не менее, нам
    почему-то жалко в конце Городничего, который так жестоко обманулся в
    Хлестакове. Вообще, получается, что в комедии нет ни одного положительного
    героя, за исключением разве что Осипа, слуги Хлестакова, который, впрочем, тоже
    пьяница и плут. Нам печально видеть крушение мечты Городничего, размечтавшегося
    о голубых лентах и доме в Петербурге. Может быть, и не заслужил он такой
    участи, может быть, не так уж и страшны его мелкие грешки. Но, думается,
    наказание это вполне справедливо, ибо мы понимаем, что Городничий никогда не
    испрвиться, и вряд ли происшествие с ревизором послужит ему уроком. Да и
    расстраивается он прежде всего из-за того, что не разглядел в Хлестакове
    пройдоху, он сам плут из плутов. Да еще обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все
    христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака,
    старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку,
    тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает
    колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в
    посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что
    обидно! Чина,звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему
    смеетесь? – Над собою смеетесь!»- произносит он сакраментальное в конце.
    Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет
    всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство,
    чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго
    продолжать. Городничий становится своего рода «героем нашего времени», поэтому
    и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер,
    особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении
    «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович
    находится не привык, видимо, от слабости характера. Оттого и электрический
    эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится
    городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила
    игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для
    Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится.
    Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно
    предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за
    взятку «можно и в острог», он не видит дальше собственного носа, за это и
    расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и
    запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  11. Комедия «Ревизор» начинается словами городничего, который сообщает чиновникам о приезде ревизора. Известие это он квалифицирует как пренеприятное. В сообщении городничего дано сжато и конкретно ощущение грозящей беды: «К нам едет ревизор», «Из Петербурга» (вес его), «инкогнито» (таинственность), «еще с секретным предписаньем» (навести порядок, вскрыть злоупотребления, виновных наказать). Откуда же узнал городничий о приезде этого неожиданного и нежелательного гостя? Из письма своего приятеля Чмыхова, который сам об этом узнал «от самых достоверных людей». Это письмо Чмыхова – важный, элемент в раскрытии личности городничего, так как у городничего и его приятеля полное единомыслие. Типичной чертой городничего является то, что за ним «водятся грешки», т. е. служебные злоупотребления, и он не любит «пропускать того, что плывет в руки», т. е., попросту говоря, является взяточником, что, по мнению автора письма, доказывает его ум
    С первых же строк комедии городничий выступает и как человек невежественный, суеверный. «Я как будто предчувствовал», – заявляет он и рассказывает вещий сон о двух крысах. Приснившиеся городничему крысы были «черные, неестественной величины», это говорит о ревизоре необычайного масштаба.
    Городничий расценивает приезд ревизора в город как тонкую политику высшего начальства: «пришла очередь к нашему» (городу), тогда как «до сих пор… подбирались к другим городам» – (меткая и ядовитая оценка действий начальства).
    Предуведомив чиновников, городничий считает своим долгом дать им некоторые служебные советы, которые выдают его с головой как типичного бюрократа, который заботится о чисто внешнем впечатлении и не интересуется содержанием той или другой отрасли службы.
    Уездному лекарю Христиану Ивановичу предписывает надписать «над каждой кроватью по латыни или на другом каком языке» «всякую болезнь». Он не заботится о существе постановки врачебной работы в городе. Ему важно произвести внешний эффект, отвлечь глаза от злоупотреблений. Отсюда и смысл распоряжения: «надписать… над каждой кроватью болезнь«по-латыни или на другом каком языке». Одновременно он делает указание насчет крепкого табака, который курят больные, рекомендует, чтобы больных было меньше, так как большое количество больных может свидетельствовать о «дурном смотрении» или «не искусстве врача».
    Бюрократизм и стремление только к внешнему эффекту великолепно выявляются из советов, данных городничим судье, хотя он и предполагает, что в уездный суд, в это «завидное место», которому «сам бог… покровительствует», вряд ли кто и заглянет.
    Он обращает внимание судьи на гусей с «гуеенками», которые шныряют под ногами в передней присутствия, на то, что в присутствии вывешивается всякая дрянь, а над шкафом висит охотничий арапник, на то, что от заседателя идет какой-то нехороший запах, «как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».
    То же внимание лишь к внешней стороне дела у городничего обнаруживается и в указании его Луке Лукичу, смотрителю училищ, насчет учителей. Городничий не контролирует содержание уроков и методическое искусство учителей, а обращает внимание на их «странные поступки», подразумевая под этим их внешнее поведение. Городничий, очевидно, бывал у них на уроках. Так, говоря про одного учителя, который гримасничает на уроках, он сам, подражая ему, делает гримасу, которую видел у него на уроке. Про второго же, учителя истории, он прямо говорит: «Я раз слушал его…» и т. д.
    Но несмотря на то, что он посещал уроки этих учителей, он совершенно не интересовался содержанием уроков и учителей знает очень поверхностно, не может припомнить их фамилий и вспоминает их по другим признакам: первый – тот, «что имеет толстое лицо», «второй – исторической части».
    Городничий признает их образованность: у первого «ученое звание», второй «сведений нахватал тьму», но он недоволен их внешним поведением: первый делает рожи, второй объясняет с таким жаром, что ломает стулья. Давая советы и наставления чиновникам, городничий уведомляет их о том, что «по своей части» он «кое-какие распоряженья сделал». В первоначальной редакции комедии упоминалось, что распоряжения касались преимущественно полицейской части: «насчет пожарных труб, чистоты улиц и пр.». В окончательной редакции нет раскрытия этих распоряжений городничего в этой его реплике. О них мы узнаем из диалога городничего с частным приставом (явл. 5), который говорит, что он распорядился так, как приказывал городничий: «Квартального Пуговицына… послал с десятскими подчищать тротуар», «Держиморда поехал на пожарной трубе».
    В этом же явлении, в дальнейшем диалоге с частным приставом, городничий делает еще дополнительные распоряжения: «Квартальный Пуговинын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту», «Разметать наскоро старый забор, что возле сапожника» (в городе, видимо, нет названий улиц).
    Надо заметить, что советы и распоряжения городничего, касающиеся не существа дела, а внешних деталей, выглядят незначительными, нелепыми и вызывают смех.
    Интересно отметить ту словесную форму, в которую облекает городничий свои распоряжения. Наставления же чиновникам даются в более мягкой форме, поскольку они стоят на более высокой ступени служебной лестницы и являются соучастниками «грешков» городничего: «я вас, господа, предуведомил. Смотрите». Обращаясь к Землянике, он считает нужным объяснить причину, почему в богоугодных заведениях все должно быть «прилично», хотя и здесь не обходится без инфинитивной формы «ид каждой кроватью написать по-латыни».
    Свое наставление Хлопову городничий облекает в форму совета: «вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей». И он старается убедить Луку Лукича относительно неисправного поведения первого упомянутого им учителя. «То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части», – продолжает свое наставление городничий и о другом учителе, так же в достаточно выдержанной форме. Еще более осторожно и вежливо высказывает свой совет городничий судье: «Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места». Такая более вежливая форма обращения с судьей объясняется, очевидно; тем, что судья в отличие от других чиновников занимает выборную должность («избран… по воле дворянства»).
    Осторожность городничего выражается в том, что свой совет убрать гусей из передней он сопровождает некоторой извиняющей оговоркой («Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его»). Делая указание судье относительно висящего не у места, над шкафом, охотничьего арапника, он так же снисходительно замечает: «Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить». Мягкотелость и нетребовательность городничего к уездному суду, находящемуся в ведении судьи, особенно бросается в глаза из следующих его реплик: «Да я так только заметил вам», «Впрочем, я так только упомянул об уездном суде». Городничий почти уверен, что в это «завидное место» никто не заглянет: такой, видимо, там беспорядок и путаница.
    Совершенно преображается речь городничего, когда он обращается к почтмейстеру. Это обращение не носит характера наставления или совета, а заключает в себе хитрую просьбу. Эта просьба толкает почтмейстера, на явно незаконные поступки, от чего и предостерегает дальше судья, и поэтому городничий, в других случаях прямой, даже резкий, здесь несколько конфузливо, нетвердо выражается: «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, – знаете, этак, немножко распечатать и прочитать» и т. д. И дальше, когда городничий почувствовал полное единомыслие с почтмейстером: «Так сделайте милость, Иван Кузьмич» и пр.

  12. Все действующие лица комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836) делятся на группы по социальному положению. На первом месте представлены правящие чиновники, затем идут неслуживые дворяне, превратившиеся в обывателей-сплетников (Бобчинский и Добчинский), и, наконец, купцы, мещане, крепостные слуги, Не забыта и полиция. Таким образом, Гоголь в комедии «Ревизор» сумел изобразить не только уездный город N., но и всю Россию, показать не одно сословие, но все общественные группы. Писатель уделяет особое внимание широкому изображению общественных нравов и характеров всей чиновничье-бюрократической России. Каждое действующее лицо комедии имеет свою особенность.
    В образе городничего Гоголь обобщил и типизировал самые скверные черты крупногогосудартсвенного служащего, от произвола или милости которого зависела судьба и жизнь многих людей.
    Весть о приезде ревизора заставляет городничего тут же собрать своих подчиненных. Опытный и по-своему умный, ни в чем не стесняющийся делец, он хочет устроить так, чтобы все было «в полном порядке».
    От своих людей что-либо скрывать не положено, поэтому разговор городничего с подчиненными носит очень откровенный характер. К ним он весьма придирчив и требователен.
    Но, кроме проверки деятельности чиновников, у Сквозника-Дмухановского много и своих хлопот. Он слишком хорошо знает свои «прегрешения» и потому не может оставаться спокойным. Тревога городничего перерастает в страх, когда он вдруг узнает, что ревизор уже давно живет в его городе. Однако он не поавлен страхом, а, напротив, стремится использовать весь свой «богатый» опыт, чтобы выйти из этой ситуации победителем. Взяв на себя самую тяжелую обязанность — «обхождение» ревизора, Сквозник-Дмухановский уверен, что лучше него этого никто не сделает: «Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал, Авось бог вынесет и теперь».
    В ином облике, в новом качестве Гоголь рисует городничего во втором и третьем актах. Перед Хлестаковым появляется не наглый и циничный градоправитель, а человек, полный широкого расположения к окружающим, неустанно заботящийся об общественном благе. Городничий всячески стремится создать впечатление у «ревизора», что «польза государственная» для него превыше всего; только о ней он и заботится, дни и ночи проводя в неустанных трудах: «Справедливо изволили заметить: что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стааешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда неизвестно еще, когда будет». Таким образом, городничий хочет казаться «ревизору» честным и радеющим об общем благе человеком.
    Особенно интересным представляется то, что городничий не просто выставляет напоказ свою «добродетель» он все время намекает приезжему из Петербурга, что добродетель эту надо бы оценить. Он хочет продать ее подороже. Он говорит, имея в виду начальство: «Наградит оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце… почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета». Распространяясь перед «ревизором» о добродетели, городничий не упускает ни на минуту из виду своей главной цели — обвести его вокруг пальца.
    В течение почти всего четвертого акта городничий не присутствует на сцене, появляясь лишь в самом конце действия. Но именно он одно из главных действующих лиц тех событий, которые развертываются в этом акте. Оставляя городничего за сценой, Гоголь дает выразительную характеристику его действий, которая находится в резком противоречии со словами самого городничего о добродетели. Автор показывает своего героя в оценках других людей, в отношении которых и проявляется «искусство» градоправителя.
    В жалобах просителей, пришедших к Хлестакову, раскрываются произвол, грубое насилие, творимые городничим. Гоголь выводит на сцену представителей разных слоев населения города: купцов, унтер-офицершу, слесаршу — и через их отношение показыват реальное лицо городничего. В сцене приема жалоб Хлестаковым воссоздается картина настоящей деятельности градоправителя, а именно: его плутовство, взяточничество, жадность, корысть, эгоизм.
    Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии, И здесь Гоголь использует принцип резких переключений, переходя от поражения героя к его торжеству, а затем — от торжества к развенчанию героя.
    Еще недавно чувствовавший себя на краю гибели Сквозник-Дмухановский, по его убеждению, не только выходит сухим из воды, но и становится родственником человека, какого «на свете еще не было», который «может все делать, все, все, все». Страх сменяется буйной радостью, ликованием. Городничий чувствует себя настоящим триумфатором. И чем дальше, тем наглее ведет себя.
    Увлеченный неожиданными перспективами, раскрывшимися перед ним после предполагаемого выодного замужества дочери, городничий мечтает стать генералом и срывать цветы удовольствия. Жажда возвышения, проявляющаяся у героя, связана с желанием видеть вокруг себя рабское поклонение, раболепие. Ничто не может доставить городничему большего наслаждения, как рисуемая в его воображении картина всеобщего преклонения людей перед ним: фельдъегери и адъютанты скачут впереди, на почтовых станциях все титулярные советники и городничие ожидают, поа он получит лошадей, он везде первый и все завидуют ему. В минуты торжества городничий высказывает не только свое тайное желание, но и формулирует господствующую философию жизни, философию подавления тех, кто стоит ниже на социальной лестнице.
    Породнившись с «важной» персоной, городничий и себя чувствует особенным человеком. Даже тон его меняется. Теперь, когда он такой надменно-важный, еще больше проявляются его грубый деспотизм и презрение ко всем тем, кого он считает ниже себя.
    Высоко вознеся героя, Гоголь заставляет его и остро пережить крушение надежд. «Вот когда зарезал так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу, Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ниего…», — говорит он. Последний монолог Сквозника-Дмухановского представляет собой заключительный аккорд в обрисовке героя и дает одновременно обобение идейного содержания комедии в целом. Городничий крайне потрясен тем, что его, ловкого мошенника, самого надули: «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал… Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов!» Итак, мы ясно видим масштабность деятельности градоправителя и его подлинную сущность. Этот монолог помогает читателю и зрителю окончательно расставить акценты: да, перед нами мошенник, да еще какой!
    Гоголевский городничий, конечно, ничего не выдумал, говоря о своем богатом опыте обмана и надувательства. Жизнь неопровержимо доказывала всеобщий успех того способа действий, который осуществлял Сквозник-Дмухановский. «Чему смеетесь? над собою смеетесь!» Слова эти метко характеризовали внутренний пафос «Ревизора», широкий, обобщающий смысл его образов. Конечно, городничему обидно осознавать, что он обманут таким ничтожеством, но ведь это ничтожество — лучшая часть его самого. Хлестаков оказался своего рода ревизором для данного строя, порождающего городничих и ему подобных. В заключительной сцене грубый и самоуверенный городничий становится жалким и смешным. Гоголь в образе градоправителя удачно подчеркнул несомненную типичность такого чиновника, то есть повсеместную распространенность подобного рода государственных служащих.

  13. Невероятно точным и правдивым предстает перед читателями знаменитой комедии один из главных ее лиц, чиновник в высоком чине городничего, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Его нарочито важные манеры, чванство и даже сама фамилия, с иронией данная ему Гоголем, красноречиво говорят об отношении к этой персоне самого автора.
    И действительно, при всем своем кажущемся авторитете в провинциальном уездном городке, Антон Антонович на самом деле нисколько не уважаем ни горожанами, ни подчиненными, тогда как его собственная псевдозначительность пытается убедить окружающих в важности и величии его должности.
    Черты характера городничего в комедии «Ревизор» чрезвычайно красочно описаны великим автором. Это мелочность, малодушие, мракобесие и небывалый пафос. Воображая себя властителем города, он позволяет себе любое беззаконие, поступая исключительно из соображений корысти и эгоизма. С искрометным юмором автор, страница за страницей, подмечает все новые и новые негативные нюансы в поведении этого персонажа, указывая читателю на его полную ничтожность.
    Именно этот контраст великосветских (якобы) манер городничего, важного и снисходительного поведения и его истинной низменной сущности и составляет подлинный портрет деятеля, призванного трудиться на процветание родного города и благо его жителей. Однако каждого приезжающего в уездный город встречают неприбранные улицы, разобранные заборы и совершеннейшее отсутствие порядка, тогда как его глава пребывает в полном и ничем не омраченном покое, роскоши и медоточивой лести подчиненных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *