Сочинение по рассказу слово о полку игореве на тему образ князя игоря

13 вариантов

  1. Великое «Слово о полку Игореве» было создано более восьми веков назад. Но, оно достаточно известно и актуально и в нашем, современном мире. Почему же мы до сих пор изучаем и читаем «Слово…»? Что в нем такого?
    Это величественное творение открывает для нас историю не только лишь правивших князей, которые постоянно вели междоусобные войны. Оно открывает читателям долю всего русского народа, который выдержал такой гнет и такое сопротивление.
    В центре мы видим персонаж князя Игоря. У автора двоякое отношение к данному образу. С одной стороны он показывает читателю Игоря, как умного, храброго воина, который готов защищать свою родину до конца, до последнего вздоха и стука сердца. Он вдохновляет свои полки мужеством и отправляет их на защиту родных русских земель. Но, с другой стороны, автор изображает князя, как эгоистичного, через чур самоуверенного полководца, который не обращает внимание ни на что и ни на кого.
    Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  2. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
    Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
    Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
    Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  3. Похожие сочинения

    ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
    Повесть временных лет возникла в Киеве, в знаменитой Киево-Печерской Лавре. В других древних русских городах тоже возникали свои летописи: у Чернигова на юге, а на севере у Новгорода, Суздаля и позже у Владимира на Клязьме (основан в 1108 г.) тоже были…смотреть целиком
    История открытия «Слово о полку Игореве»
    Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». «Слово» написано в конце XII века, но…смотреть целиком
    Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
    1. Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава. 2. Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды. 3. Идейное содержание «золотого слова».
    «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый…смотреть целиком
    Сочинение по произведению “Слово о полку Игореве”
    Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича…смотреть целиком
    Плач Ярославны
    «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными…смотреть целиком
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего…смотреть целиком
    Проблема автора в Слове о полку Игореве
    Характеристика автора «Слова о полку Игореве» складывается из трех разных частей: из его исторических взглядов (по данным самой поэмы), из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта – историка с другими современными ему историками…смотреть целиком

  4. 4
    Текст добавил: Писающий мальчик

    «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени — слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» — удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения — поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова.» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение — плохое предзнаменование — не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут…
    И ото всех сторон —
    От Дона и от моря —
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою —
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю — пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова…» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», —
    Русской земле — без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь — истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

  5. «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» – удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова..» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение – плохое предзнаменование – не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут!…
    И ото всех сторон –
    От Дона и от моря –
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою –
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю – пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова….» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», –
    Русской земле – без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

  6. Величайшая патриотическая поэма «Слово о полку Игореве» посвящена не победам, которых немало было в истории русского войска, а страшному поражению, в котором князь впервые в русской истории оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным. Читая «Слово» , мы видим опасность, суровую действительность, Русь, страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев. Русским князьям не хватало единства в борьбе с врагом, они выступали против степи с немногими разрозненными силами. Враждовавшие между собой князья не могли сопротивляться страшному врагу Руси, объединившемуся тогда под властью хана Кончака.
    Князь Игорь мужественно и прямо смотрел в лицо правде. Войско его было невелико. Весной 1185 года медленно двигалось оно по бескрайней дикой степи навстречу врагу. Со всех сторон войско окружала пугающая враждебная неизвестность. Воины помнили о грозном предзнаменовании — солнечном затмении, которое они увидели в самом начале пути и решили, что это не к добру. Но Игорь возразил своим дружинникам: «Братья и дружина! Тайны Божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить Бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видети» , — знать заранее о том, что их ждет, невозможно, со временем их судьба будет ясна.
    Автор «Слова» очень живо описывает уход русского войска на сражение и восклицает: «О Руская земле! уже за шеломянем еси!» , что позволяет предположить, что он тоже бывал в военных походах и поэтому так точно мог передать и душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с Родиной.
    За войском следуют хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани. Врага можно ждать отовсюду. Узнав, что половцы вооружены и готовы к бою, Игорь не стал обманывать своих воинов: битвы не избежать, возвращаться стыдно, нужно начинать бой, в близкой победе которого он не уверен.
    Князь взывает к чести, долгу и мужеству воинов и не говорит о скорой победе. После первой легкой победы над половцами, когда войско было окружено врагами и воины увидели, что против них собралась вся половецкая рать. Когда враги стали наступать со всех сторон и русские князья растерялись, Игорь снова подбадривает своих воинов и напоминает им, что они знали, что делали, выступая против вражеских полков, и отступать некуда.
    В войске Игоря были не только обученные воины-дружинники, выступавшие верхом на конях, но и обычные люди — крестьянское ополчение. Игорь приказал дружинникам оставить коней, чтобы сражаться всем вместе, на равных: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черные люди оставим, то от бога ны будеть грех, сих выдавше. Пойдем, но или умремь, или живи будемь на единомь Месте» .
    Игорь Новгород-Северский — смелый военачальник, любящий свою Родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою князь и его воины проявляют достойные похвалы выдержку и упорство: они сражались три дня, и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Доблестная русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха.
    Когда русские воины потерпели страшное поражение, а сам князь был ранен и схвачен врагами, он мужественно принял вину на себя. Только себя князь Игорь винил в преступлениях, которые совершал против простого народа во время междоусобных войн. Он вспоминает, сколько совершил убийств, сколько пролил крови, сколько горя принес невинным людям, сколько людей было разлучено со своими родными. Игорь кается перед людьми в своих грехах: «И все то совершил я. Недостоин я жить» . Игорь был прав, объясняя свое поражение междоусобными войнами русских князей друг с другом.
    Главным героем «Слова о полку Игореве» является, конечно, вся Русская земля. В создании ее образа автор достигает необычайного мастерства.

  7. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение киево – русского писательства. Это произведение стоит рядом с такими достопримечательностями, как индийский и иранский эпос, английский эпос «Беовульф», французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах». Созданное накануне татарского лихолетья, оно проникнуто тревогой за судьбу Украины-Руси, наполненный глубоким патриотическим чувством.
    Князь Игорь – главный герой достопримечательности. Он воин, политический деятель Руси. Совершил свой подвиг во имя родной земли. Не имея возможности принять участие в походе против половцев в 1184 году, князь Игорь, вспыльчивый, честолюбивый, опасаясь подозрения в нежелании выступить против половцев, отправился в поход самостоятельно. Несмотря на затмение солнца, злую примету, князь не вернул домой, сказал воинам слова, ставшие крылатыми: «Братья и жена! Лучше бы потятим быть, чем плененным быть». Игорь призвал русичей или «свою голову положить либо напиться шлемом из Дона». Внезапность нападения на врага весила очень много. И в пятницу, 10 мая, русичи разбили половецкие войска, взяли большие богатства: золото, и наволоки, и дорогие аксамитов». Но автор подчеркивает, что не богатство было основной целью похода. Князь Игорь взял себе только почетные военные клейноды – «черлен стяг, белая коругов, черлена ветка, сріберне древко».
    Второго дня храбро сражались Игорь и Всеволод. Битва была жестокой, силы были неравные. Князья Святослав Ольгович и десятилетний сын Игоря Олег погибли: «молодые два месяца, Олег и Святослав, тьмою там заволоклися и в море утонули». Князя Игоря было взято в плен.
    Эпизод бегства Игоря из плена чрезвычайно поэтический, эмоциональный, напряженный. Ему предшествовали колебания князя: «Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслю поле мірить от великого Дона до малого Донца». Природа словно откликается на мольбу Ярославны, всей Русской земли и помогает князю: «Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями свет просвічають».
    Вслед Игорю помчались половецкие ханы Гзак и Кончак. Картины бегства сравниваются автором с ходом событий в сказках: князь «на быстрого коня метнувсь и соскочил с него серым волком… Полетел соколом над мглой…»
    Зря переживал Игр. Русичи радуются возвращению князя: «Земли раде И огороды веселые». Так автор хочет показать общность интересов всех русских лніщей.
    «Слово о полку Игореве» проникнуты идеей патриотизма, призывом к князьям объединиться перед нашествием врага, превратить Киевскую Русь в мощную монолитную централизованное государство. Утверждению этой мысли подчинены и раскрытие лучших черт главного героя, самого дорогого духовного сокровища нашего народа – «Слова о полку Игореве».

  8. «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по- разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  9. Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас – людей, живущих уже в двадцать первом веке?
    «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.
    Автор «Слова…» осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.
    Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение. Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал, Взбился див —
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навея свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую
    Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.
    Однако центральный эпизод даёт иной поворот – плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» – ее плач – олицетворение плача всей земли русской.
    И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.
    Именно потому и завершается все повествование радостным приветствием не только князю Игорю, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за русскую землю. Этим автор выражает мысль о необходимости единения.
    Добавил: vl9a0d
    Беру!

  10. Каждый народ имеет свои взгляды на нравственность человека. Эти взгляды передаются из поколения в поколение, шлифуются и обогащаются. Одним из величайших сокровищ украинского народа является средневековая поэма «Слово о полку Игореве». Наш народ может гордиться своими литературными и художественными традициями, ведь «Слово …» — это единственный памятник Киевской Руси, которая обрела всемирную славу.
    Из поэмы мы узнаем о жизни украинского народа в глубокой древности, о его героической борьбе с внешними врагами и внутренними феодальными распрями. В произведении неизвестный автор нарисовал героических защитников Русской земли, которые в XII веке вели борьбу с половцами.
    Автор с любовью изобразил наших героических предков. Перед нами отчетливо вырастают мужественные фигуры, которые одинаково уверенно держали в руках копье и плуг. Как же надо было любить родную землю и ее народ, чтобы создать такие образы!
    Среди всех персонажей произведения отчетливо выделяется храбрый князь Игорь Святославич. Читая произведение, мы представляем его во главе отважной жены, которая отправилась в поход против врагов.
    Новгород-Северский князь с первых строк поэмы предстает перед нами как патриот: он мужественно защищает родную землю от закоренелого врага — половцев. Своим святым долгом Игорь считает защиту родины. Он готов отдать жизнь за ее свободу:
    «Исполнившись ратного духа, он привел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».
    Князь Игорь — верный сын Русской земли. Попав в плен, он не теряет надежды вернуться на родину, даже мысленно преодолевает препятствия:
    «Игорь спит, Игорь не спит,
    Игорь мыслю поля мирить от великого
    Дона до малого Донца ».
    Такими же верными патриотами родной земли были и его воины. Они готовы отдать жизнь за честь родины. Поэтому решительно и отважно двое суток бьются они с кочевниками.
    Игорь — бесстрашный и решительный. Эти его черты наиболее полно раскрываются перед началом похода на половцев. Он не обращает внимания на предсказания природы, а стремится достичь своей цели. В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин. Моральной и физической силой князей Игоря и Всеволода восхищаются сам автор, и киевский князь Святослав, который говорит: «Ваши храбрые сердца в жестоком харалузи скованы, а в смелости закалены.
    Благородство толкает Игоря на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль потому что ему милого брата Всеволода.
    Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежения предупреждением природы дорого обошлись русскому вийсьу, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить» Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только совместными усилиями русичей можно победить врага.
    Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.
    После знакомства с образом Игоря у меня появилось убеждение в непобедимости народа, который имеет таких мужественных защитников. Образ Игоря близок мне своим глубоким патриотизмом, преданностью родной земле, несокрушимостью и отвагой.

  11. Осуждение разобщенности русских князей

    «Слово о полку Игореве» было создано в 12 веке н.э. – более восьми веков назад. Тем не менее оно не теряет своей актуальности по сей день. Дело в том, произведение это воспевает родную землю, повествует о любви к родине, о преданности ей.
    Как такового главного героя в поэме нет. Главным действующим лицом становится Русская земля.
    Для автора очень важно указать на разобщенность русских князей, их политические предпочтения, сводящиеся к прославлению собственного имени. Результатом такой политики и стал поход против половцев Новгород-северного князя Игоря, закончившийся поражением.

    Поход Игоря

    Желая заполучить славу победителя Игорь отправляется в поход один, не смотря на увещевания и предупреждения знающих людей и знамений природы: затмение, гроза, свист зверей – все предвещает гибель его войска.
    Не взирая на жажду личной славы, мы понимаем, что Игорь любит свою родину. Именно поэтому автор испытывает симпатию по отношению к своему герою как храброму, отважному воину, готовому на смерть за родную землю.

    Поражение Игоря

    Мелочность интересов князя, эгоистичность мышления привели к расколу Руси на несколько княжеств и войне между ними. Честь княжеская оказалась значительнее, чем честь родной страны. Автор искренне скорбит по этому поводу и призывает князей к примирению.

    Плач Ярославны

    Центральный, основной эпизод «Слова…» — это плач Ярославны – молодой жены князя Игоря, которая оплакивает его пленение. В ее плаче, замечательном по своей экспрессии и выразительности, мы видим отражение душевного состояния всей русской земле.
    Девушка призывает на помощь силы природы. Она обращается к ветру с упреком в том, что он обрушивает стрелы половецкие на русских воинов. Говорит она и с Солнцем, вопрошая почему же оно обожгло своими лучами войско князя Игоря. Видя любовь и заботу Ярославны, ее искреннее страдание, можно с уверенностью сказать, что жена Игоря – воплощение идеала русской женщины.

    Осознание Игорем своих ошибок

    Вернувшись в Киев после плена, Игорь начинает отчетливо понимать совершенные им и другими князьями ошибки. Его сознание словно переворачивается, он готов к совместному походу против врага. Это означает, что его эгоизм побежден разумом.
    Поддерживая решение Игоря о единении княжеств, автор обращается радостным приветственным словом ко всем князьям, борющимся во славу Родины.

  12. Создавая свое произведение, автор не ограничивается обычной хронологии фактов, а дает свою характеристику главным героям поэмы, также он анализирует и оценивает их поступки. Главное место в произведении, конечно, по праву принадлежит князю, который вызывает только симпатию у читателя. Прежде всего потому, что он: мужественный, умный, а также решительный, и заботится о своем государстве – Киевской Руси. Таким, автор произведения изображает князя с первых страниц поэмы, и показывает читателю что Игоря постоянно беспокоят опустошительные набеги половцев и он переживает за своих подданных и за судьбу всего государства.
    Негативные обстоятельства которые сложились на границах средневековой Руси, и желание отогнать врага и создать нормальные условия развития государства побуждают князя пойти в поход на коварного врага. При этом, правителя не останавливает ничто: ни плохие приметы перед походом, ни отсутствие договоренности с другими князьями, и тому подобное.
    Что касается самой военной операции, то в этом походе Игорь показал себя умелым воином, который готов рисковать. Он не боится смерти, и тем самым подает достойный пример своей жене. Также он без раздумья спешит на помощь своему брату Всеволоду, когда тот попал в беду во время боя. Не меньшее почтение князь вызывает и у своих врагов во время плена, потому что он не потерял своего достоинства и рыцарских качеств.

  13. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

    Автор: Древнерусская литература
    Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас — людей, живущих уже в двадцать первом веке?
    «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.
    Автор «Слова…» осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.
    Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение. Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал, Взбился див —
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навея свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую
    Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.
    Однако центральный эпизод даёт иной поворот — плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» — ее плач — олицетворение плача всей земли русской.
    И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.
    Именно потому и завершается все повествование радостным приветствием не только князю Игорю, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за русскую землю. Этим автор выражает мысль о необходимости единения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *