Сочинение по роману преступление и наказание на тему

9 вариантов

  1. «Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
    Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
    Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
    После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
    Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
    Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

  2. Сочинение ученицы 10-го класса Макиевской Кьяры  «Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.
    Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь». В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы: “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Первый тип – это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит. Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим». В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова. Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу. И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой , по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.
    В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?
    Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова.  Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова. А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.
    Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову. Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу. Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении. Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.
    Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души. Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого. По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный. Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.

  3. 3
    Текст добавил: О_очумевшая_Я

    “Бедные люди” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    “Корень злых дел – в дурных мыслях”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”.)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя …» (М.М.Бахтин) (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)
    «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Кто много посмеет, тот и прав»
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Маленький человек» на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    «Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)
    «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Преступление и наказание» – социально-психологический роман
    «Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
    «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…»
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»
    Авторская позиция в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и способы ее выявления.
    Авторское отношение к главному герою романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге).
    Анализ сна Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Бог и грех в романе “Преступление и наказание”
    Бунт раскольникова
    Бунт Раскольникова против мира зла и насилия.
    Бунт Родиона Раскольникова
    Быть сильным – значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).
    В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников?
    В Петербурге Ф. М. Достоевского
    В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)
    В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем противоречие теории Раскольникова?
    В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова?
    В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
    Время и пространство в романах Достоевского
    Город разрушений и унижений (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание)
    Гуманизм романа «Преступление и наказание»
    Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Два героя-студента – Базаров и Раскольников
    Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Двойники и антиподы Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Дневник психолога (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Дневник Раскольникова
    Дневник Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
    Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
    Достоевский «Преступление и наказание» (обзор)
    Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.)
    Значение символических снов Гринева в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина и Раскольникова – в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского
    Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»
    Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой
    Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейное содержание романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идея Раскольникова и ее крах.
    Идея Раскольникова и ее крушение
    Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    История одного преступления (Интервью у Порфирия Петровича)
    История создания романа
    Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
    Какие изменения нужно внести в текст романа Ф.М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой?
    Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?
    Книга, которая потрясла меня
    Композиционное значение снов Раскольникова
    Крах “недоконченной” идеи (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Крушение теории Раскольникова
    Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
    Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по
    Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.МДостоевский. «Преступление и наказание».)
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир униженных и оскорблённых в ромате “Преступление и наказание”.
    Моё письмо Родиону Раскольникову
    Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои рассуждения после прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мой Достоевский (размышление о прочитанном)
    Мой Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание
    Наказание и воскресение Раскольникова
    Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.
    Наполеонизм в литературе (По романам Л.Н. Толстого “Война и мир” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”
    Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”).
    О каком наказании идет речь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    О каком наказании идет речь в романе?
    О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф.Достоевского, Т.Толстой и Л.Улицкой
    Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
    Образ времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
    Образ Петербурга в романе
    Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Раскольникова
    Образ Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)
    Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Образ Родиона Раскольникова
    Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ семьи Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Сони Мармеладовой
    Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига
    Основные идеи романа «Преступление и наказание»
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Первый сон Раскольникова.
    Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф.М.Достоевского
    Письмо к Соне Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Полифонизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”, ч. VI, гл. II.)
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V.)
    Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников – герои одной эпохи?
    Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема искупления греха в ромате “Преступление и наказание”
    Проблема семьи Мармеладовых.
    Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Продолжение романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Психологизм Достоевского
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова
    Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее «крови по совести»
    Развенчание теории Раскольникова
    Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на её квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников – Лужин – Свидригайлов: три ипостаси зла
    Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание»
    Раскольников и его «двойник» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика)
    Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика
    Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского
    Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль портрета героя в его характеристике на примере романа «Преступление и наказание»
    Роль случая в жизни человека
    Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    С какой целью Достоевский вводит в 1 часть сон о саврасой лошадке и что этот фрагмент дает для понимания характера Раскольникова?
    Самооправдание или самообман Раскольникова
    Свидание Дуни и Петра Лужина
    Свидригайлов
    Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика снов в романе Ф.М. Достоевского ” Преступление и наказание”
    Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Смысл названия романа «Преступление и наказание»
    Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Смысл теории Раскольникова
    Смысл теории Раскольникова
    Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сонина правда в романе Достоевского
    Соня и Раскольников.
    Соня Мармеладова- падшая или святая?
    Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сочинение-миниатюра по роману “Преступление и наказание”
    Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
    Сравнение: Свидригайлов и Раскольников
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)
    Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Сюжет и композиция
    Сюжет и проблематика романа “Преступление и наказание”
    Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»
    Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”).
    Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)
    Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).
    Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
    Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и её разоблачение
    Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и жизнь.
    Теория Раскольникова: её суть и последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова
    Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
    Теория Родиона Раскольникова о «двух разрядах людей» и ее опровержение
    Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»
    Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий»
    Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Философские проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
    Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»
    Что бы изменилось, а чтобы осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни
    Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Я открываю Достоевского
    Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

  4. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
    1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
    (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
    II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
    а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
    б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
    в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
    2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
    а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
    б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
    III.  Мир насилия и грабителей в романе:
    а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
    б) мир Лужина и Свидригайлова.
    IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем  самом.
    2. Теория идеи Раскольникова и её крах
    I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
    II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
    1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
    а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
    б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
    2. Наказание Раскольникова за преступление
    а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
    б) смерть матери;
    в) всенародное осмеяние и осуждение;
    г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
    3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
    а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
    в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
    г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
    III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
    3. Сочинение-рассуждение
    «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
    (Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
    4. Сочинение-рассуждение
    «На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
    5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    I. Образ Сони  как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
    II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
    Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
    – относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
    – неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
    – решение пожертвовать собой во имя семьи.
    2. Характер героини:
    – жертвенность;
    – высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
    – религиозность;
    – чуткость, доброта;
    – беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
    3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
    – сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став  проституткой, – саму себя;
    – несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
    – контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
    – героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.
    4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:
    – в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
    – в стремлении опорочить  ее перед героем (Лужин);
    – в стремлении помочь (Свидригайлов).
    5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
    – идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
    – единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
    – любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.
    III.  Героиня Сони – любимый  идеал Достоевского, рупор его идей  о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.

  5. Согласно этой теории сверхчеловек стоит выше законов и моральных принципов, он имеет право на убийство во имя великой цели и всеобщего блага. Таким образом, Раскольников разделил людей на «сильных» и «тварей дрожащих».
    Все действие романа происходит в Петербурге. Город по замыслу самого автора становится не просто декорацией для разворачивающейся драмы, но и, своего рода, соучастником преступления. Этот душный каменный город с тесными грязными улочками давит на человека, ломает его, рождая в его мозгу мысли о смерти – чужой либо своей. Даже присутствие каналов и рек не дает ощущения близости природы, все здесь кажется искусственным. О пагубном влиянии Петербурга говорит также большое количество самоубийств.
    Раскольников, желая доказать состоятельность своей теории, прежде всего самому себе, решается на убийство. В качестве жертвы он выбирает неприятную особу – старуху процентщицу. Герой уверен, что делает одолжение миру, избавляя его от «вши». Но он не учел того, что переступая законы природы, он навсегда отрезает себя от общества. Кроме старухи, случайно погибает ее беременная сестра. Так Раскольников навсегда ставит на себе клеймо убийцы.
    Этот поступок не дает ему спокойно жить. Раскольников всего боится, сторонится людей, отгораживается от них. Пока под влиянием Сони не признается в содеянном. Он, не чувствуя раскаяния, отправляется на каторгу и уже там видит сон, где под влиянием его теории вымирает все человечество. Это полностью меняет его взгляд.
    Достоевский хотел показать мучения убийцы, его душевные терзания после содеянного. Он красочно изобразил зарождение страшной мысли в голове у человека и к чему она привела. Основную идею романа несложно уловить – нет ничего дороже человеческой жизни.

  6. В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и фило­софская тайна.
    Своего героя Достоевский наделил прекрасными чело­веческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен». В его поступках, высказывани­ях, переживаниях мы видим высокое чувство человечес­кого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низ­ких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рож­дает в них боль и недоумение. И вот такой человек совер­шает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?
    Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать универси­тет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходит­ся избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сес­тра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» — восклицает Рас­кольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и униже­ния. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам
    Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличает­ся болезненностью, а сознание его постоянно раздваива­ется. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.
    Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человечес­кой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного по­ложения, он замышляет убийство старухи-процентщицы. Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную ста­рушонку, он выступает в защиту попранной справедли­вости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.
    Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Родион Расколь­ников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «не­обыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют пра­во властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Они не останавлива­ются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен». Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убеж­ден, что воля и разум сильной личности могут осчастли­вить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных ту­пиков. Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он при­надлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

  7. Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.
    Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.
    Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания.
    Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы. Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, – не один он думал, что старуху нужно убить.
    Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?
    Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.
    Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление. Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.
    Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).
    Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?

  8. По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд… Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось?
    Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — книга великой боли за человека и великой тревоги о нем, о его будущем.
    Заглавие очень точно указывает на содержание произведения. Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.
    Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека». История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая — «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая — люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:
    «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
    Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка — осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел — ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.
    Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».
    Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль. Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.
    Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович. В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», — ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы. Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».
    Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет. Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя. Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.
    Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М. Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, — надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности — с такой мыслью мы закрываем книгу.

  9. Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернати­вы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
    Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников ут­верждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
    Наказанием для героя является само совершение убийства. Что­бы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
    С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры уби­тых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и от­чуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Расколь­ников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терза­ют его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из тече­ния жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непре­одолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог пре­ступления героя.
    Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предо­стерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь си­лой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *