Сочинение по роману тихий дон на тему женские образы

13 вариантов

  1. В тексте романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» женским персонажам уделено особое внимание, ведь автор хотел показать тяжкую судьбу русской женщины, ее великий труд, который не сравниться с работой мужиков.
    Конечно, на актуальной военной почве, автор описывает состояния матерей, которые отправляют своих сыновей на войну и проливают горькие слезы после их отъезда.
    Старенькая Ильинична частенько браниться из-за непонятности войны. Она называет ее развлечением, во время которого мужики из ружей палят да на конях раскатывают.
    А как же приходится бедным матерям? Ильинична обладает необычайной женской мудростью. Она владеет секретами счастливой семьи. Наглядно, героиня демонстрирует свои крепкие отношения с мужем – с Пантелеем Прокофьевичем.
    Ильинична принимает в свой дом Наталью. Она, как и молодая жена Григория, ждет с нетерпением появления их детей. Ведь дети могут объединять родителей.
    Судьба приготовила Ильиничне множество трагических событий. Смога пережить она смерть старшего сына, потеряла мужа и похоронила обеих невесток. Последняя надежда осталась у старухи – невредимость младшего сына. Она верила и ждала, что он вернется здоровым и живым.
    Персонаж матери Григория играет важную, значимую роль в тексте романа. Ильинична – мать, она поддерживает свою семью, старается навести мир и порядок в ней. Героиня совершенно равнодушна к переделке мира на красных и белых. В любых ситуациях, она с жалостью и состраданием относится даже к тем людям, которых возненавидела.
    Другой женский персонаж – Наталья Коршунова – завоевала любовь и доверие всей семьи Мелеховых. Однако к ним не относится Григорий, который на самом деле взял замуж Наталью только по советам родителей. В этом и заключается трагедия ее жизни.
    Григорий признался Наталье в своих чувствах, рассказал, что не испытывает любовных влечений к своей молодей жене, ведь думает только о прекрасной Аксинье. Спустя некоторое время Григорий уходит из дома и бросает Наталью. Она находится в смятенье, возвращаясь в дом отца. Не найдя покоя, Наталья снова просится в семью Мелеховых, где и ожидает возвращения своего мужа.
    В какой-то момент казак действительно возвратился к Наталье, как к матери его детей, как к хранительнице его семьи. Такое переменчивое отношение мужа, пробуждает в героине ненависть. Она проклинает неверного казака, а затем избавляется от долгожданного ребенка, после чего умирает и сама.
    Вот такой трагичной и страшной была судьба одной из героинь романа М. Шолохова. Наталья была сильной, она терпела обиды, испытывала сильнейшие душевные переживания, о чем и свидетельствуют ее поступки, избавление от ребенка, попытка самоубийства. Молодая супруга Григория похожа на его мать – такую же трудолюбивую, сдержанную и семейную.
    Практически противоположным женским персонажем в романе является Аксинья. Она схожа с Григорием неугомонностью характера, свободолюбием и, конечно же, настоящими, страстными чувствами любви. В этой героине сконцентрировалась бурная стихия природы. Аксинья во что бы то не стало, пыталась наладить свое женское счастье, обрести покой в объятиях любимого мужчины. Но, со временем, ее страсть превратилась в материнскую заботу и нежность, которые женщина испытывала по отношению к Мелехову. Она хотела ласкать и утешать его, ограждать от всего плохого, словно мать, закрывающая от беды свое дитя.
    Еще одним интересным женским образом на страничках романа была Дарья – жена Петра. Она была ленивой, неопрятной и распутной. Семейная жизнь не превратила ее в унылую бабу. Избегая всяческой работы, Дарья уделяла внимание своему внешнему виду, была стройна и тонка. Она кокетничала, вилась в походке.
    В душе Дарьи отсутствует всякая нравственность. Она отважилась на убийство, запятналась каплями крови, валяясь рядом с Котляровым.
    После того, как погибает Петр, Дарья становится еще более распутной. Она часто меняет мужчин, решается заигрывать к Григорию. Жизнь наказывает ее за такое аморальное поведение. Заразившись «дурной» болезнью, героиня знает, что теперь медленно будет терять молодость и красоту. Такие мысли приводят ее к самоубийству.
    Женские персоны, с которыми познакомил нас автор романа, описывают читателям саму Россию. Она красива, но обречена. В ее судьбе много страданий. По мнению Шолохова – женщина – это хранительница семейного очага, олицетворение народной нравственности и носитель жизни.

  2. Особое впечатление на читателей произвели такие женщины как Аксинья и Наталья. Аксинья, будучи замужем за Степаном Астаховым, безгранично любит Григория Мелихова. Степану, который вернулся со службы домой, она по чистой совести во всем признается. В этом и открывается Аксинья, как честная женщина. Она не хочет обманывать супруга и стойко переносит последствия ее измены. Свою любовь к Григорию, не боясь порицаний со стороны односельчан, она проносит через года. Ради своих сильных чувств она приносит в жертву собственное благополучие и семейные отношения.
    Аксинья – настоящая женщина-казачка, сильная личность, которая идет наперекор всем правилам и порядкам, установленным в те времена. Аксинья живет волею чувств, не разумом, а сердцем. Но ее страсть впоследствии причинила ей самой и многим вокруг немало бед и боли. Даже то, что Григорий женился, и у него появились дети, не остановило Аксинью.
    Измена Аксиньи с Листницким по сути произошла не по ее воле. В этот момент она потеряла двух самых близких ей людей: Григорий ушел на службу, а их общий ребенок умер от тяжелой болезни. Одиночество и боль сделало ее беспомощной, и этим воспользовался молодой барин. Подлость Листницкого в дальнейшем сыграет злую шутку в судьбе Аксиньи. Григорий, узнав об измене женщины, бросил ее и вернулся к Наталье.
    В отличие от Аксиньи, Наталья, жена Григория является настоящей хранительницей домашнего уюта, очага. Несмотря на постоянные перебежки своего мужа, она продолжает ждать его и верить, что Григорий одумается и вернется к ней. Наталья, сломив свою гордость, отправляется к Аксинье и просит ее вернуть отдать мужа. Аксинья, сильно унизив Наталью, потом через несколько лет сама придет к ней. Теперь уже Аксинья будет просить и умолять. Но Наталья больше не будет ругаться, и скандалить, она предоставит право выбора Григорию.
    Трагическая судьба Натальи и ее кончина описана в романе особенно лирично. Наталья умерла, после очередного ухода Григория, совершив роковую ошибку. Она погубила не только себя, но и еще не родившегося их с Григорием ребенка.
    Отдельным, пусть и не столь значимым, но все же ярким персонажем является мать Григория Мелихова – Ильинична. Это кроткая и добрая женщина, несмотря на все беды, которые принесла в их семью Аксинья, простила раскаявшуюся женщину.
    Дарья Мелихова – жена брата Григория, до и после смерти своего мужа вела распутный образ жизни. За что потом и поплатилась, заболев смертельной болезнью. Только перед тем как покончить с собой, Дарья поняла, что нельзя было так проживать единственную жизнь, данную человеку. Не выдержав, она утопилась в речке.
    Дуняшка, сестра Григория Мелихова, открытая и гордая девушка. У нее острый ум и цель, к которой она идет наперекор всем противоречиям и запретам своих родных. В конце концов, Дуняшка выходит замуж за Мишку Кошевого.
    Образ настоящей женщины открывает пред читателем сильный и волевой характер. Несмотря на трагедии, произошедшие в жизни каждой из них, они остались верны своим целям и убеждениям. Независимо от того, добрая, сильная, слабая, чувственная или гордая, женщина – это отдельная личность, которая в любой ситуации идет с гордо поднятой головой.

  3. Во многом похожа на Ильиничну Наталья. Она вер­ная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Безза­ветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привя­зано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура пря­мая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить. В отчая­нии она пыталась покончить жизнь самоубийством, но, ос­тавшись после этого калекой, не сломалась, не сдалась, су­мела вернуть самообладание и решительность. Трагично заканчивается жизнь Натальи, которая, не выдержав мета­ний мужа, решается уйти от него и избавиться от его ре­бенка. Сделав неудачный аборт, она погибает от потери крови в расцвете лет, но и умирая, ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки.
    Поражает своей внешней и внутренней красотой и Ак­синья. У нее “точеная шея”, “пушистые завитки волос” , “зовущие губы”. Это натура страстная, пылкая. Любовь к  Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Гри­горий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мне­ние, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Не­зависимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следо­вать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и ра­дости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавлива­ют ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звез­дой, способной провести через боль, страдания и трудности жизненного пути. Все, что касается Григория, дорого ей, и поэтому она после смерти Натальи оказывается рядом с ее детьми, заменяет им мать.
    Совсем другой предстает перед нами жена Петра Ме­лехова Дарья. Эту вызывающе красивую, стройную жен­щину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Веселая и жизнелюбивая, Дарья любила нравиться муж­чинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки. Дарью, конечно, нельзя назвать черствой и бездушной, но в те моменты, когда натура ее раскрыва­ется в полной мере, понимаешь, что в Дарьином сердце нет места ни жалости, ни состраданию. Лишь перед смертью Дарья осознала, что шла по неверному пути: “Жизню прожила и была вроде слепой, а жизнь… гос­поди, красота-то какая!”
    Строптивой и гордой казачкой выросла и самая млад­шая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пере­жить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, ко­торый, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши. Но, не­смотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остает­ся верной чувству и выходит замуж за Кошевого.
    Внимательно наблюдая за женскими судьбами в романе, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастли­вой — суровое время отразилось на жизни женщин болью,
    страданиями, лишениями. И образы казачек заражают нас своим оптимизмом, жизнелюбием, терпением и великой способностью мужественного преодоления труд­ностей.  [/sms]

  4. Роман-эпопея М.А. Шолохова — «Тихий Дон». Это великое произведение заставляет задуматься о жизни в целом, о семье, о тяжёлой женской доле и трагической судьбе народа. Автору удалось реалистично описать яркие, запоминающиеся персонажи, а также их сложные взаимоотношения.
    Обычная казацкая семья Мелеховых. Вокруг них разворачиваются основные события романа. Писатель раскрывает драму русского народа — гражданскую, братоубийственную войну на фоне взаимоотношений, чувств и переживаний всех членов семьи Мелеховых.
    Невероятный интерес для читателя вызывают, конечно, яркие жизненные образы женщин в этом произведении. Они такие разные, что хочется узнавать и раскрывать их сущность всё глубже, перелистывая страницы романа «Тихий Дон».
    Я считаю, что главной сюжетной линией данного произведения является описание образа Аксиньи и её непростых отношений с главным героем произведения — Григорием. Автор не описывает подробно внешность женских образов романа. Благодаря некоторым деталям можно понять, что Аксинья — это привлекательная и сильная женщина, её красоту не испортили морщины, появившиеся от тяжёлой жизни. Действительно, нелегко пришлось главной героине. Ещё в юности она подверглась насилию со стороны родного отца, вследствие чего его убили её мать и братья. Муж Степан не упускает момента, чтобы ударить жену и лишний раз выпить. И только любовь в сердце Аксиньи к Григорию Мелехову помогает ей жить и быть счастливой. Эти отношения осуждают односельчане, люди порицают главную героиню за её страсть и чувства. «Гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову. Жадные губы её беспокойно и вызывающе смеялись» – так автор описывает Аксинью, её сильный и стойкий характер. Эта женщина борется за свою любовь. Её совсем не пугает то, что муж издевается и бьёт, что Григорий женился на другой. Аксинья, несмотря на боль от утраты ребёнка, близость с другим мужчиной, страдания, идёт за своим любимым. И погибает она на руках у Григория — мужчины, в котором был весь смысл её жизни.
    Судьба Аксиньи переплетена с Натальей — женой Григория Мелехова. Она предстаёт перед читателями кроткой, терпеливой и покорной девушкой. Наталья любила своего супруга всем сердцем: «…жила, выращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на неё надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма». Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя все те страдания, что были отпущены ей жизнью. Она, привычная к тяжёлой работе, смиренная в быту, делала всё возможное для сохранения своей семьи. И в тот момент, когда Наталья поняла, что Григорий не полюбит её как Аксинью, решилась на самоубийство. Казалось, что такая спокойная и ранимая натура не способна погубить себя, но годы страданий её очень изменили. Единственная радость в жизни Натальи — это её дети. Материнские чувства объединили её с Ильиничной — матерью Григория, но несколько отдалили от Дарьи — жена брата Григория, единственный ребёнок которой умер. Натальи не стало. Она умерла от кровотечения и заверила семью Мелеховых, что прощает беспутного мужа. Вот такая горькая судьба и у этой героини.
    Также достаточно ярко автор раскрывает образ и матери семейства — пожилой Ильиничны. Восхищение вызывает то, как стойко и мужественно эта женщина переносит все тяготы жизни — нелёгкий физический труд, побои и измены мужа. Только истинная природная мудрость позволяет ей воспитывать детей, проявлять сердечные чувства к родным и близким.
    Этот великий и бессмертный роман поражает многогранностью женских натур. Один из таких образов — это Дуняша, сестра Григория. На протяжении всего произведения мы видим как она из хрупкой девчонки превращается в умную и красивую женщину. Ей пришлось увидеть всю трагедию своей семьи, но при этом желание жить дальше в ней не угасло. Она выходит замуж за человека, который виновен в смерти её брата. Дуняша любит его, хочет быть счастливой. В то же время она, будучи мудрой и преданной семье женщиной, защищает брата Григория и воспитывает его детей.
    Другой характер и судьба у старшей невестки Мелеховых — Дарьи. Она чужда семье мужа. Будучи ленивой, беспринципной, она так дорого заплатила за своё легкомыслие! Боясь ожидания неизбежной смерти от болезни, теряясь от одиночества, Дарья слилась с водами Дона, погубив саму себя. «Прощайте, бабоньки!» – последние слова героини для женщин, которые могли её понять по-настоящему и почувствовать все страдания.
    М.А. Шолохов с большой долей трагизма поведал жизнь одной казацкой семьи. Автор настолько реалистично описывает женские судьбы, что читатель невольно задумывается о любви, страсти, материнстве и других человеческих чувствах. Такие разные по нраву казачки. Но все эти женщины похожи в одном своём желании — быть любимыми и счастливыми, несмотря ни на что.

  5. Дочь купца Сергея Мохова Лизавета – девушка с ореховыми глазами. Впечатление от девушки нельзя назвать одинаковым. Для одних она «дьявольски хороша», видная недурная собой девушка. У других вызывает невыгодное впечатление: неприятные глаза, мокрая ладонь. Купчиха окончила гимназию. Воспитанием ее занимается мачеха, ее нервный нрав оказал свое действие. Лиза вращается среди кухарки, не отличающейся благонравием и скромностью. Распутство меняет всю жизнь избалованной барышни. Автор сравнивает ее с кустом дикой волчьей ягоды, свободной и опасной.
    Лиза, понадеявшись на себя, пошла на рыбалку с Митькой Коршуновым. Он изнасиловал девушку, по деревне быстро поползли слухи. Парень хотел взять Лизавету в жены, но отец отсылает дочь на учебу. Первый сексуальный опыт не сделал девушку скромной, наоборот, к 21 году она стала «испорченной», разложившейся морально особой. Лиза живет с доктором-венерологом. Читатель может пофантазировать о такой связи. Девушка меняет партнера, она сама предлагает казаку Тимофею жить вместе. Такое поведение для описанного века – редкость. Отношения длятся недолго, девушка легко меняет партнеров. К отцу девочка относится потребительски, ей нужны деньги, подарки. Привязанности и искренности дочерней в характере нет.
    Какие черты свойственны Лизавете:
    взбалмошность: злословие, грубость, избалованность;
    самолюбие: гордится своим телом, формами, не принимает ничье мнение за эталон, кроме своего;
    страстность: «не баба, а огонь»;
    опытная в делах любви женщина.
    Образ Лизаветы – пример барского воспитания, потеря связи с корнями, распутство и пустота. Но следует понимать, что отсутствие таких женщин – приукрашивание реалий жизни.

    Образ матери Григория (Василиса Ильинична)

    Василиса Ильинична – мать Григория, Петро и Дуняши. Дети разные по характеру, но у всех есть общая черта: они любят свою семью и свои корни. Доброе сердце матери покоряет. Страницы, где Ильинична умирает невозможно читать без слез. В ней стержень женской силы, гордость и стать, поэтому в лице мертвой старушки появляется облик молодой сильной и мужественной матери. Женщина отвечает добром на добро, прощает Мишку Кошевого, убившего сына. Заставляет Наталью вымаливать прощения у Бога за неправильные поступки. Мудрость, женственность, трудолюбие – основные черты характера Ильиничны. Тяжело дается матери гибель детей. Она не верит похоронке на Григория, горестно оплакивает Петра. Мать принимает невестку и поддерживает ее в сложные минуты как дочь. Женщина не принимает войны, для нее жестокость, насилие и братоубийство далеки и непонятны. Пережившая побои мужа («синяя, как железо»), она сумела сохранить к нему хорошее отношение, ни разу не пришла к мысли, уйти из дома. Казачий характер просматривается в поведении хозяйки семьи: стать, гордость, ум.

  6. Аксинья Астахова
    В книге нет негативных либо позитивных персонажей. Герои могут испытывать чувства, совершать деяния. Самый яркий женский образ принадлежит Аксиньи Астаховой. Она отличалась противоречивым характером. В глазах окружающего общества героиня была бесстыдной и безнравственной.  А в глазах Григория она была верной и нежной женщиной. Аксинья вышла замуж очень рано за Степана. Девушка отличается смелостью и невообразимой красотой. Героиня была упрямой и гордой, при этом не отличалась честностью. Она была влюблена в Григория.  Любовь Аксиньи не перечеркнули ни побои Степана и, ни сплетни в обществе. Через образ Астаховой автор показал силу настоящей любви. Героиня была готова на все ради Григория, даже стала матерью детям своего любимого человека.
    Наталья Коршунова
    Противоположностью Аксиньи является Наталья Коршунова. Наталья была женой Григория. Героиня отличалась верностью, любовью и преданностью к супругу. Выходя замуж, Наталья знала, что Григорий не испытывает никаких чувств.  Коршунова является воплощением верности и преданности и доброй матери.  Женщина надеялась, что  с помощью своей любви и заботы заставит мужа забыть Астахову. Наталья всегда ждала своего счастья, но так и не дождалась.
    Дарья
    Женское отчаяние и потеря автор изобразил в образе Дарьи. Дарья была снохой в семействе Мелеховых. Она отличалась шаловливым и веселым характером. Казачка Дарья никогда не подчинялась правилам семьи.  Дарья предпочитала красиво одеваться, гулять и выпить. Героиня не интересовалась домашними делами и не могла терпеть маленьких детей. После смерти супруга женщина просто обезумила и была готова отдаться любому мужчине. В деревне не осталась мужчин и Дарья начала предлагать себя свекру. Потребность в близости и шальной характер привели героиню к тому, что женщина подхватила сифилис. Узнав о заболевании, Дарья пересмотрела свою жизнь и решила уйти из жизни достоинством, утопившись в реке.
    Евдокия Мелехова
    Исключением в романе считается Евдокия Мелехова. Она была влюблена в Михаила Кошева, который приходился другом семьи. Из-за Михаила умер брат Дуни, а Григорий был вынужден скрываться от него. Несмотря на жестокость Михаила и запрет матери, Евдокия не могла заглушить в себе чувства к Кошеву. Так Михаил стал мужем Евдокии.

  7. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.
    Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.
    В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.
    Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».
    Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей. Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи). «Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.
    Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.
    Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».
    С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.
    Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.
    Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.
    Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.
    Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.
    Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья. О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка. Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка. Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».
    Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
    Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.
    Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни. Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет. Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.
    Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых. Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого. Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.
    Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».
    Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.
    Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.
    Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства. Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.
    Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
    Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.
    В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной. Это уже совсем другая Аксинья.
    Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.
    Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.
    В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.
    Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

  8. Свой эпический роман «Тихий Дон» Михаилу Шолохову выпало писать в крайне важные моменты истории нашей страны. В те годы произошла революция и разгорелась гражданская война. Для описанных в романе времен характерна серьезная и ответственная участь в общественной жизни женщин. Именно по этой причине в своем произведении автор уделил настолько много пристального внимания представительницам этого пола, в особенности это касается образа женщины-казачки.
    Врезается в память образ матери одного из главных героев произведения Григория — стареющей женщины, которую все называли просто Ильиничной. На ее долю выпал очень тяжелый труд на протяжении всей жизни, также ей пришлось выносить побои со стороны мужа и все беды и тревоги войны. Но все это не испортило женщину. Она осталась очень трудолюбивой, но также и умной, она очень умело общается и даже руководит Пантелеем Прокофьевичем, благодаря чему тому удается отвести от дома беду и не пустить жить Кошевого. Сильнее всего на свете Ильинична любила своего сына Григория, в последние минуты жизни она думала именно о нем.
    Не меньше матери любила Григория и Наталья. Она была очень предана, но их отношениям чего-то…
    недоставало, между ними не было полного и беспрекословного понимания. Наталья так и не смогла понять настоящую душу Григория, которая была тяготима очень тяжелыми думами. Зато в полной мере понимание присутствовало между Григорием и Аксиньей. Будучи обычной казачкой, не обладая малейшей грамотой и большим умом, Аксинья имели широкую и очень богатую душу. Как и Наталья, она была невероятно преданной Григорию. Ради него и их общего счастья она была готова совершить многое. Образ Аксиньи наверняка надолго запомнится многим читателям благодаря многим ее высказываниям. В частности, по-настоящему впечатляющими кажутся ее слова о том, что она не просто готова ехать по призыву любимого, а даже ползти за ним, если это будет действительно необходимо. Все это и многое другое показывает откровенность, самоотверженность и порывистость девушки. Становится понятно, почему именно в ней Григорий увидел ту, настолько желанную им родственную душу.
    Благодаря описанию великих исторических событий и изображению интересных характеров героев роман «Тихий Дон» получился действительно заслуживающим самого пристального внимания. Существенная роль в нем отведена образам женщин — автору удалось прекрасно передать их чувства, переживания, жизненные ориентиры и воззрения.

  9. В центре романа М. Шолохова “Тихий Дон” — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными. Герой Шолохова не принимал ни новую, ни старую власть, он стремился найти что-то среднее, что-то свое, что подходило бы казакам, “всем, которые есть”. Его душа металась в поисках какого-то особого пути. Больше всего в жизни он страшился безневинно пролитой крови, но семь долгих лет проливал ее. После всех мытарств Мелехов вернулся домой, он выбросил оружие, он готовился к мирной жизни на родной земле, к жизни, где была бы любимая женщина, дети, любовь и мирный труд. Но его ждали арест и расстрел за участие в Донском восстании. Спасаясь от неминуемой гибели, Григорий оказывается в банде Фомина, но бежит и оттуда. В конце романа Мелехов возвращается в свой родной хутор… Сквозь призму его личной судьбы мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну. Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.
    Нелегкая судьба досталась главной и любимой героине Шолохова — Аксинье Астаховой. Первую трагедию она пережила в шестнадцать лет — ее изнасиловал отец, “пятидесятилетний старик”. Потрясенные этим, мать и брат Аксиньи избили его до смерти (“Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился”). Через год Аксинью выдали замуж за Степана Астахова, но в семье мужа Аксинью приняли неласково, свекровь сразу же объявила девушке, что взяли они ее “не кохаться да не вылеживаться”, и заставила взять на себя все заботы по хозяйству. Степан в первый же день совместной жизни незаслуженно наказал ее за отцовскую вину: “обдуманно и страшно избил молодую жену”. Нелегко складывались супружеские отношения, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Редкие моменты согласия наступали между супругами, когда они “играли песню”. Аксинья “привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка”. Радость материнства также длилась недолго: “Ребенок умер, не дожив до года”.
    Неожиданно на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов. Он начинает с нею заигрывать, и Аксинья “с ужасом” чувствует, что “ее тянет к черному, ласковому” Григорию.
    Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует ее как “порочную”, грязь не пристает к Аксинье. Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию: “Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей”. И хуторяне, которые недавно еще прижухли в “поганеньком выжи-даньице”, поняли: “вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь”.
    Описывая свою героиню, Шолохов мельком подчеркивает особенность ее характера: “Аксинья ходила, не кутая лица платком, траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись”. Противоречивость во внешности, в чертах лица — особая черта характера. Соединяется в ее “душе ненависть с великой любовью”. Ее желание любить и быть любимой (“одно решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им”) оправдано — не видела она счастья на своем веку. Замужняя женщина, она отнимает у Натальи Коршуновой, “ни горя, ни радости любовной не видавшей”, своего милого (“обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба”). Но она же и отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское: “Не ездий!.. Ну ступай! Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму! Не хочу я так!.. Не хочу!”
    Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: “Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!” Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает ее упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.
    Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и гражданской войны. О муже она “вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернется”. Душа ее была обращена лишь к Григорию. Свою любовь к нему Аксинья перенесла и на его детей. После смерти Ильиничны она забрала детей Григория к себе и выплеснула на них всю нерастраченную материнскую нежность и неутоленную любовь. Но в душе Аксиньи нет покоя Новый приезд Григория означает для нее новые тревоги и новые сомнения, поскольку “много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее надежды и чаяния”. “Как-то сложится теперь ее жизнь? Что ждет ее в будущем? И не слишком ли поздно улыбается ей горькое бабье счастье?” Тем не менее, каждая встреча с Григорием становится для Аксиньи праздником, “полновесным счастьем”.
    Григорий чувствует в Аксинье главное — она сумеет заменить его детям мать. “Она ласковая, добрая баба. Из любви к нему она будет любить и детей”. Да и Дуняша советует брату жениться: “Бери ее, брат, она хорошая… Покойница маманя говорила, что тебе только ее в жены и брать”. Григорий вместе с детьми перебирается к Аксинье, но их совместную жизнь отравляет тревога за судьбу Григория, ранее воевавшего с казаками против красных.
    Когда к Мелеховым приходят из Вешенской красноармейцы, Григорий покидает дом, где он жил с Аксиньей. Теперь любимый является Аксинье только во сне.
    Лишь через много месяцев суждено им свидеться снова, и встреча эта красноречиво говорит о том, что и Аксинью, “такую сильную, сломили страдания”. Едва Григорий оказался в доме, она обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели, и рыдает: “Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!” Аксинья быстро собирается и пускается вместе с любимым в путь-дорогу, “охваченная радостным волнением”. Любуясь ею, Григорий невольно думает: “Ничто ее не страшит, вот молодец баба!”
    Упросив сестру взять детей, Григорий и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать там новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу женщины при мысли, что она снова рядом с любимым. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Одна из шальных пуль оборвала жизнь Аксиньи. Она “умерла на руках Григория незадолго до рассвета”. Григорий шашкой выкопал могилу, похоронил “свою Аксинью при ярком утреннем свете”, “твердо веря в то, что расстаются они ненадолго”.
    Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория, — и сестра Дуняша, и жена брата — Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.
    Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща (“Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой…”). “Всем взяла” Наталья: “что на полях, что дома…” На хуторе ее считали завидной невестой, и “еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека… но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль”.
    Григорий же приглянулся ей сразу, на первых же смотринах, хотя отец и противился этому браку. Он прямо говорил дочери о дурной славе Григория (“потаскун, бабник, по жалмеркам бегает”), но Наталья твердо стояла на своем. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в свое девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети…
    Но жизнь повернулась по-другому. В семье Мелеховых Наталью полюбили, свекровь была с ней ласкова, одобрял ее и “строгий по дому” Пантелей Прокофьевич. Только Григорий и Наталья не могли наладить отношения. С болью и ужасом осознала Наталья, что нелюбима, что Григорий не может забыть Аксинью, тянется к ней. Таясь от людей, она, “убегая в сарай, падала на кизяки, трясясь, сжимаясь в комок, оплакивала заплеванное счастье”. Да и сам Григорий с присущей ему прямотой жестоко сказал Наталье, что не любит ее.
    Брошенная Григорием, Наталья возвращается к отцу, но теперь и в родном доме, где она прежде была весела и счастлива, не находит покоя. Надежда вернуть мужа не покидала ее, и потому Наталья пишет письмо Григорию в Ягодное. Но когда пришел ответ, “Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое… Четыре расплывшихся слова на бумажке: “Живи одна. Мелехов Григорий”. И тогда робкая, нежная, молодая женщина решается на самоубийство. Все девичьи мечты ее растоптаны, жизнь потеряла всякий смысл…
    Но тогда Наталье не суждено было умереть, она выжила, поправилась и решила снова вернуться в мелеховский курень. Там и дожидается она своего мужа, постепенно возрождаясь. Здесь, в доме Мелеховых, она “законная” жена Григория, а в душе ее по-прежнему живет бессознательная надежда на его возвращение. “Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма”. И Григорий вернется к ней, потому что знает: она — хранительница его дома, мать его детей.
    Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи. Она сторонится Дарьи, которая после отъезда мужа на войну стала особенно наряжаться и ходить на “игрища”. Петро, встретив Григория на чужой стороне, с одобрением вспоминает о Наталье: “Человек своей надеждой живет. Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет. Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого”.
    Наталья безответно любит Григория и по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье. Она твердо знает, что так, как любит она, не любит никто, и потому в душе ее рождается решение “сходить в Ягодное к Аксинье — вымолить, упросить ее вернуть Григория…” Она не задумывается над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу, без страха идет она на разговор с Аксиньей: “Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я?” Ак-синья на это отвечает: “В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь… У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…” Услышав такие слова, Наталья с горечью приняла чужую любовь. Вот тогда и навалилась на нее обида на мужа: “Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез”.
    Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не могла.
    Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает, страшно завершается ее жизнь.
    Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, — разрушился, и она погибла. С ее смертью в жизнь Григория вошло новое страдание: он “страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в ее смерти… со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты”.
    На фоне яркой, нелегкой, истинно трагической любви Аксиньи неяркая внешне любовь Натальи остается в тени, но от этого она не становится менее сильной. Чувство Натальи было освещено внутренней красотой и нравственной чистотой. В образе этой героини Шолохова воплотилась высокая народная нравственность.
    Невиданной красотой и мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Михаил Шолохов Ильиничну — мать главного героя. Она принимает в дом молодую сноху и советами помогает ей. Она не меньше Натальи ждет появления детей, потому что знает: детская любовь способна соединить родителей, что и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что было известно Матери: “Детская любовь возбудила и у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонек, перебросилось на Наталью”.
    Свидетельством редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем: “Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич… начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода — старуха смиренно, но достаточно громко говорила: “Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!” и даже пробовала ему помогать”.
    Ильинична мужественно перенесла смерть старшего сына, обеих невесток, мужа. Но она никогда не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и матерью казаков. Свою судьбу Ильинична принимала как данность этого мира. Жила честно, по закону: “А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не, за что Богу меня наказывать”.
    Писатель восхищается старой, мудрой, мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего “младшенького”, зная, что он обязательно ее услышит…
    Все женские образы, выведенные Шолоховым в романе-эпопее “Тихий Дон”, заслуживают читательского внимания. Все они — яркие, колоритные личности. Главную роль в исторических событиях играют, конечно, мужчины, но женщинам отведена роль более почетная: они — хранительницы семейного очага, народных традиций, устоев, обладающие несомненной внутренней и внешней красотой, гордые, трудолюбивые, жизнестойкие, волевые. В образах своих героинь писатель постарался воплотить лучшие черты женщин-казачек, которые мужественно делили со своими мужьями тяготы и лишения буреломной эпохи.

  10. Женские образы в романе Тихий Дон сочинение.

    План

    1. О романе “Тихий Дон”.
    2. Женские образы в романе.
    2.1. Аксинья.
    2.2. Наталия.
    2.3. Дуняша.
    2.4. Образ матери Ильиничны.
    2.5. Дарья.
    3. Обобщение.
    Тихий Дон М. А. Шолохова – роман-эпопея. Здесь нет положительный и отрицательных героев, нет однозначного суждения автора по тем или иным событиям. Описывая трагическую судьбу народа, Шолохов реалистично описывает ярких персонажей, их взаимоотношения.
    В центре произведения семья Мелеховых, они обычные казаки. На фоне их чувств, исканий и переживаний писатель раскрывает драму всего русского народа – братоубийственную гражданскую войну. Она разделила не только представителей одной народности, она разорвала соседские и даже родственные связи.
    Все женские образы в романе яркие, не похожие друг на друга. Образ Аксиньи и описание ее сложных отношений с Григорием являются основной сюжетной линией романа. Автор не дает своим читателям детального описания внешности героини, но благодаря некоторым деталям можно понять, что она – очень красивая и сильная женщина. Но красота ее дикая, “бесстыдная”. Она создана для любви и семейного счастья, но так его и не находит.
    В юности девушка подверглась насилию со стороны родного отца, за что того убили ее мать и братья. Возможно, эта трагедия навсегда повлияла на психику и дальнейшую жизнь героини. Муж Степан пьет и избивает ее. И только в своем чувстве к Мелехову Аксинья находит упоение и отраду. Но эти отношения порочны, они вызывают пересуды и осуждения. “Гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову. Жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись”, – так Шолохов описывает отношение женщины к неодобрению со стороны односельчан.
    Аксинья борется за свою любовь к Григорию, несмотря на его женитьбу, не смотря на издевательства мужа, несмотря на порицание знакомых. Даже когда умирает их общий ребенок и она отдается другому, даже когда возвращается к мужу и воспитывает детей Мелехова и Натальи – она всегда безумно любит своего Григория, понимает его мятежную душу и готова идти за ним хоть на край света. “Везде пойду за тобой, хоть на смерть”, – заверяет Аксинья своего суженного. Так и происходит. Она погибает на руках Григория от шальной пули.
    Образ Натальи – это образ многих русских жен, преданных, кротких, терпеливых. Еще девушкой Наталья познала тяжелый труд, недаром жених обратил внимание не только на красоту ее лица и стана, но и на руки, “раздавленные работой”. За свою доброту и чистоту Наталья очень понравилась родителям мужа. Старший Мелехов даже выгнал гулящего сына из дома, вступаясь за невестку. Но никакие хорошие качества не смогли удержать Григория возле законной супруги.
    Она – отзывчивая, любящая, верная – оказалась не нужна ему. И тогда Наталья находит свое счастье в материнстве. Она прощает мужа, когда тот возвращается к ней от Аксиньи. Она понимает, что не будет любима им также горячо и страстно, как соперница, но все же пытается наладить хрупкое семейное счастье. В этом поступке видны сила и мужество героини, ее любовь и смирение. Умирает Наталья от кровотечения, заверив всех, что прощает беспутного супруга. Ее смерть повергает Григория в шок.
    Еще один яркий образ бессмертного романа – образ Дуняши (сестра Григория Мелехова). На протяжении всего повествования читатель может следить за взрослением и становлением этой девушки как личности. Она – строптивая красивая казачка, вся трагедия семьи проходит перед ее глазами. Смерть родных нанесла неизгладимую рану на ее сердце, но Дуняша находит в себе силы жить дальше. Героиня выходит замуж за свою первую страсть – Михаила Кошевого, виновного в убийстве ее брата. Она ослеплена любовью к нему, но это не мешает ей защищать брата Григория и воспитывать его детей.
    Образ истинной матери семейства – это образ пожилой Ильиничны. Она испытала на своем веку и побои мужа, и его постоянные измены, и тяжёлый неженский труд. Но беды не ожесточили сердце старой женщины. ”По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а выжила же и детей вскормила и из дому ни разу не счиналась уходить ”, – говорит она сама о себе. Через все тяготы до самой старости Ильинична сохранила природную мудрость и непреклонное мужество, нравственную чистоту и сердечную чуткость, преданность мужу и любовь к детям.
    Совсем другим характером обладает старшая невестка Мелеховых Дарья. Она веселая, ленивая, беспринципная. Женщина любит наряжаться и краситься, она, не таясь, изменяет мужу, а после его смерти ведет беспорядочную жизнь. Дарья насмехается над несчастной Натальей и задумывается над своей непутевой жизнью, только заразившись смертельной болезнью: “Мне бы теперь сызнова жизню начать – может, и я бы другой стала”, – сожалеет она. Теряя здоровье и красоту, Дарья кончает жизнь самоубийством.
    Шолохов правдиво и жизненно изобразил женщин-казачек в своем романе. Такие разные по характеру, и в то же время такие похожие в своем желании быть любимыми, героини “Тихого Дона” поражают своим реализмом и актуальностью. Гордые и отчаянные, честные и смелые героини затронули сердце читателя своей трудной судьбой.

  11. Женщину воспевают и обожествляют в русской поэзии и прозе называя её источником жизни и света, вдохновительницей и устроительницей, а также роковым искушением и погибелью. В прозе женские образы очень часто позволяют раскрыть произведение с иной стороны, глубже и детальнее, ведь женская душа по умолчанию организована сложнее, эмоциональнее, может быть, экспрессивнее.
    В романе-эпопее «Тихий Дон» создана галерея образов настоящих русских женщин, по истине героинь, сильных, ярких, каноничных. Каждая – словно бриллиант, и все разные. Каждая противостоит соседке, в каждой характер и неистребимая внутренняя сила.
    Главное противостояние, безусловно, между образами Аксиньи и Натальи. Их столкновение словно лед и пламя, солнце и луна, потому что они несравнимы в плане того, что одна героиня положительная, а другая отрицательная, здесь не место таким категориям. Обе прекрасны, хотя и абсолютно по-разному.
    (Аксинья Астахова – актриса Элина Быстрицкая, к/ф «Тихий Дон», СССР 1957)
    Аксинья эффектная, страстная, роковая. Можно ли смотреть на её неверность мужу как на подлый поступок? Можно, но оправдывая тем, что душа Аксиньи верна тому, кого она полюбит, а с нелюбимым мужем разве была она хоть день, хоть час счастливой? К тому же, в измене Аксинья признается, прекрасно зная и о силе проступка, и об неотвратимости наказания. Аксинья – гармоничная натура. Пылкость и чувственность сочетаются в ней с яркой красотой, игривым женским вкусом, хитрость – с остроумием, страсть – с нежностью, трудолюбие с самоотдачей.
    Женщина вне политики, женщина – хранительница домашнего очага, её нужно беречь и охранять, и когда судьба войной уносит защитников, когда умирают или болеют дети, когда обрушиваются на её плечи голод и тяжелая работа, женщина может стать заложницей жалости к себе, потребности быть любимой (измена Аксиньи Григорию после смерти их дочки).

  12. «Женские образы в романе Тихий Дон» — сочинение на данную тему пишут школьники в ходе изучения произведения Шолохова. В нем они анализируют характеры, внешность и судьбы главных героинь романа, пытаются определить их роль в раскрытии идейного содержания. Предлагаем вашему вниманию сочинение не тему «Женские образы Тихого Дона».
    В своем романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подарил читателю знакомство с очень колоритными женскими образами, без которых сложно представить не только данное произведение, но и жизнь кубанских казаков. Особенно сильное впечатление на меня произвели три героини: Аксинья, Наталья и Ильинична. Каждая из них – личность с большой буквы. И у каждой – неординарная судьба.
    Эти три женщины неразрывно связаны с главным героем романа Григорием Мелиховым, которого все они по-настоящему любят. Аксинья – страстно и пылко; Наталья – робко, преданно и безответно; Ильинична – нежно и беззаветно, по-матерински.
    Тяжелую жизнь прожила яркая красавица-казачка Аксинья. В ранней юности изнасилованная собственным отцом, выданная замуж за нелюбимого, потерявшая двоих детей, она могла бы сломаться под такими ударами судьбы, но не сломалась. Любовь к Григорию, ворвавшаяся в жизнь Аксиньи внезапно и озарившая ее ярким пламенем, стала тем спасением, которое вознесло женщину над всеми ее бедами. И сделало бессмертной. И хоть даже это чувство испытало на своем пути множество проблем, но Аксинья успела испытать настоящее счастье. Ведь любимый, пусть и не долго, был рядом с ней. И отвечал взаимностью.
    А вот жизнь Натальи вызывает больше сочувствия. Красивая, робкая, добрая девушка, выбранная в супруги Григорию его отцом, превратилась в женщину, съедаемую ревностью. В женщину, решившуюся на большой грех – убийство своего еще не рожденного ребенка, и погибшую от этого. Григорий никогда не любил Наталью и изменял ей с Аксиньей, о чем знали все вокруг. Конечно, женщина чувствовала себя униженной и растоптанной. Но продолжала испытывать к мужу нежные чувства… Никого, кроме Григория, у нее не было. И ничего, кроме неразделенной любви, в жизни Наталья не испытала.
    Ильинична – мать главного героя – вызывает неподдельное уважение. Она мудра и умна, умеет построить отношения с каждым. Даже мужа своего, отличающегося чересчур горячим, склочным и хулиганистым нравом, умеет упокоить. Ильинична любит и его, и сыновей своих, и невесток, и внуков. Ей удается разумно вести хозяйство, создавать уют, заботиться о домочадцах. Она – идеальная жена и мать.
    У каждой из этих трех героинь судьба оказывается трагичной. Аксинья и Наталья погибают молодыми. А Ильинична теряет мужа, сына Петра и двух невесток.
    Почему же автор оказался столь безжалостен к казачкам? Я думаю, жестоким был не Шолохов, а время, описанное им в романе. Кровавый период революций и войн, бед и лишений. У этого времени было не женское «лицо». И поэтому автор не оставил шансов своим героиням. Они, словно прекрасные цветы, пали под тяжелым солдатским сапогом. Их любовь, преданность и вера оказались не у дел в «сошедший с ума» век.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *