Сочинение по роману война и мир на тему человек и война

12 вариантов

  1. «Война и мир» – это роман-эпопея, охватывающий огромный пласт исторических событий, происходивших в России и Европе. Главная тема романа определена Толстым как историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года.
    В 1867 году Лев Николаевич закончил работу над своим произведением, которому суждено стать великим в русской литературе. Автор поэтизирует простоту и доброту народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. Общество у него показано как несоответствующее нормам этическим и нравственным.
    Одна из главных задач «Войны и мира» – показать, насколько ужасно такое явление как война. Толстой определил роль войны «…как противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». По его мнению, война – это не нормальное явление жизни людей, когда «человеческие существа» истребляют друг друга. Роман ставит вопросы перед читателем, «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?». И читатель должен по мере прочтения сам дать себе ответ.
    Вопрос «мир или война?» всегда стоял перед человечеством и оно, не силясь ответить на него, выбирало второе. Толстой (сам офицер, ветеран Крымской компании) пытается показать суть войны между людьми, их внутренние переживания. Показать связь с тем, что происходит на фронте и в обществе, а также отношение простых людей и солдат к войне.
    Толстым показаны и описаны такие исторические личности как император Франции Наполеон и император России Александр I. Однако в романе император Александр отведён писателем на второй план. Главные исторические фигуры у него это Наполеон и Кутузов. Однако Толстой напрочь отрицал «роль личности в истории». По его мнению роль отдельных личностей в истории ничтожна. Невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс. То есть не личности ведут массу, а масса личностей. Тут выступает определённый фатум истории, где всё «предопределено предвечным».
    Изображая исторические личности (особенно Наполеона) Толстой порой изображает их как актёров в театре. Например, накануне Бородинской битвы Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».
    В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой показывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн. Автор указывает, что Наполеон по факту сверхчеловек, потому как переступил грань добра и зла, невиданную грань, расплатившись за это сотнями тысяч жизней. Поступки его (Наполеона) были «слишком противоположны, добру и правде, слишком далеки от всего человеческого и поэтому он был вынужден отказаться от правды и добра и всего человеческого».
    Война не «игра», а жестокая необходимость, думает князь Андрей Болконский накануне сражения. Здесь тоже показан фатум судьбы героя Болконского, обречённость на смерть. Чувство смерти ярко и отчётливо представляется ему. Другой фатум – это Пьер Безухов, не понятый и осмеянный обществом чувствует в себе желание стать свидетелем исторической битвы и принести хоть какую-то пользу. Пьер не боится смерти, скорее она его привлекает. «Пасть на поле брани» – это качество ставит знак равенства между героями (Болконского и Безухова), несмотря на противоположность характеров.
    Помимо войны, Толстым рассмотрены человеческие поступки в нормальных (мирных) ситуациях и на войне. Противостояние добра со злом пронизывает весь роман Толстого, не только на полях сражений, но и между людьми в тылу. Как, например, конфликт Долохова и Безухова. Добро, по мнению писателя, должно создать противовес злу, «если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным нужно сделать то же самое».
    Он приходит к выводу, что общество от скуки занимается интригами и сплетнями, что представители этого общества, попадая на войну, проявляют свои положительные качества во имя долга и спасения родины. И, пожалуй, это единственный плюс такого явления как война.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:
    Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»

  2. Война. Ужасное, страшное слово. Когда звучит оно на устах людей, небеса разражаются громом. Сердце каждого человека замирает. Война – это потери. Война – это одиночество. Война – это смерть.
    Сейчас, в эпоху технологий, в эпоху научных открытий, людям нет дела до войны. Как часто мы задумываемся об этом? Как часто мы думаем о войне? Дети начинают забывать. А это ведь самое страшное – забыть. Как только мы забудем о войне, она разразиться вновь. Она напомнит о себе.
    «Война и мир» – роман-эпопея, роман, который не позволит нам забыть. Переплетение судеб, переплетение военного и мирного, эмоции, чувства, мечты и трагедии – все это Толстой передает в своей особой манере, заставляя читателя осознать ценность тех вещей, о важности которых мы зачастую забываем.
    У каждого человека свое отношение к войне. Одних она страшит, других очаровывает, а кто-то остается хладнокровным. Но даже самые бесстрастные, самые спокойные воины могут потерять самообладание перед лицом смерти. И все же, что именно есть «война»?
    «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка,» – пылко объяснялся князь Андрей, зная, что жизнь его висит на волоске от смерти. Ведь «цель войны – убийство», да и сама война – далеко не шахматная партия, как казалось Пьеру. Война для него была чем-то красивым, смахивающим на батальные сцены с картин. Дымка от выстрелов тысяч орудий, солдаты в наглаженных мундирах, изящество и грация движений, сила, мужество, отвага. Но это было не так. Все это было лишь красивой обложкой, которую мы представляем себе. Война – это бойня, безжалостная, кровавая, бессмысленная. И та ужасная казнь, свидетелем которой ему суждено было стать… Это было чистое представление. Показательная казнь – разве может быть что-то хуже, чем это?
    Все живое, будь то человек или природа, протестует против войны. Она чужда человеку, она чужда природе. Светлые, ясные вечера, легкость и красота пейзажей против безумства и кровожадности сражений. Лес, горы, резной горизонт, блестящие «золотые поля и перелески» сменяются видом сражения. И теперь уже только кровь блестит в солнечных лучах. Бородинское поле превращается в поле мертвецов, павших в бою. Им больше не важно, за что ведется война и каков будет ее исход. Только они, очевидно, понимают, что их жизнь отдана была напрасно. Еще в «Севастопольских рассказах» Толстой задался вопросом – а нужна ли вообще война? Почему, например, не выслать с каждой стороны по одному солдату? К чему эти потери?
    Но эта война не была так бессмысленна, как кажется. Эта война сплотила людей. Она недаром названа «Отечественной». Люди, вставшие плечом к плечу, шли на верную смерть, потому что им было что защищать. Они сражались за родную землю, каждый за свою семью, за детей, внуков. Свершались подвиги, которые доказывали, что ход войны зависит не от командования – от обычных людей, солдат. Платон Каратаев, Тихон Щербатый, Василий Денисов и многие другие. Всех не перечесть. Покуда есть в нашей стране такие люди, страна в надежных руках.
    Смешивая патриотизм с отрицанием войны, Толстой подтверждает слова князя Андрея, что война есть «страшная необходимость», в войну нельзя играть. Она рушит жизни, приносит горе и несчастье, но если она необходима, если действительно есть, что защищать, то мы не можем проиграть. Русский человек способен стерпеть многое, когда он знает – за его спиной родина и семья. И выбор только один: вырвать победу из когтей врага или умереть за то, что любишь.
    Добавил: doctorcot
    Беру!

  3. Основой для создания величайшего произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стали реальные события, происходившие в России в начале девятнадцатого века. Это было очень тяжёлое для русского народа время, шла война. Писатель описывал боевые сражения, переговоры русской и французской армий, суровых военных советов и мирной жизни. В первой части романа-эпопеи «Война и мир» мы наблюдаем рассказ о том, как армия Российской империи воевала за рубежом в 1805–1807 гг.
    Писатель очень точно описывает то, как начинались эти походы. Толстой повествует читателю о военном смотре, о том, как солдаты и офицеры собирались в Браунау. Они добирались до самой Австрии, выбираясь из России, уставшие и грязные, валившиеся с ног люди ремонтировали одежду, готовили снаряжения. У многих от таких походов развалилась обувь. Кутузов представил это усталое войско перед военачальниками-австрийцами, в надежде, что те увидят, что войско россиян не способно в таком состоянии отправиться для соединения с австрийской армией. Толстой не просто так описал эту сцену в «Войне и мире». Солдатам и офицерам трудно было понять, за что и почему они должны воевать.
    В этом и была, я думаю, основная задача автора – показать насколько ужасна и несправедлива война. В ней нет никакого смысла, она уносит жизни ни в чём неповинных людей. Толстой совсем не романтизирует образ войны, солдат. В своём романе он делает акцент именно на кровь и человеческие страдания.
    Одним из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» является Николай Ростов. Ему впервые в жизни довелось оказаться на поле брани, он впервые столкнулся со смертью, кровью и нечеловеческой жестокостью. В юности Ростов мечтал о войне и подвигах, он представлял сражения в исключительно романтическом свете. Он считал, что сумеет достойно показать себя на поле боя, заслужить уважение боевых товарищей. Но первая же атака изменила отношение Ростова к войне, он понял, что в ней нет ни капли романтики, это ужас, кровь, смерть и искалеченные судьбы. В первом сражении Ростов лишился лошади, а сам он был ранен в руку. Всё происходящее напоминало Ростову страшный сон. К счастью, молодой воин смог сбежать. Он сильно пожалел о том, что пошёл на войну.
    В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много персонажей. Многие из них являются отрицательными, неприятными для нас, но немало и таких, которые вызывают уважение, гордость. Например, вспоминается капитан Тушин. Это был очень смелый, честный и отважный воин, который совершенно не боялся вступать в бой. Больше всего меня поражала его скромность и мужество.
    Толстой восхищался отвагой и героизмом солдат и офицеров русской армии, которые самоотверженно боролись на австрийских полях сражений. При этом Толстой против всякой войны. Этот писатель был настоящим гуманистом, и всё его творчество было направлено на мир во всём мире.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:
    Сочинение на тему «Великая Отечественная война»
    Поделиться:

  4. В романе Льва Николаевича читатель найдет для себя ответы на вопросы о чести, достоинстве, любви, отваге и даже об обществе в целом. Можно с уверенностью сказать, что роман «Война и мир» – произведение, с которым необходимо познакомиться каждому человеку.
    Для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. На фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви Андрея Балконского и Наташи Ростовой.
    Невозможно не восхищаться первозданной чистотой Наташи. Вся ее искренность, жизнелюбие и духовная красота — очаровывают читателей и они внимательно следят за развитием ее отношений с Балконским.
    Князь Андрей – человек, который ищет правды и смысл жизни. Несмотря на всю противоречивость его характера, мы невольно любуемся им. Нас восхищают его благородство и мужество.
    Две блестящие человеческие натуры, два разных характера, Наташа и Андрей — их отношения приковывают внимание читателей. Любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя — сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.
    Но… Жизнь диктует свои правила и мы с ужасом наблюдаем за тем, как разбивается светлое чувство наших героев — мы узнаем об измене Наташи с Анатолием Курагиным. Что же происходит с Балконским? В его сердце бушует война! Душевные страдания лишают Андрея покоя и мира!
    Жизнь всегда идет своим чередом… В итоге мир в сердце князя вернет именно Наташа Ростова. Перед смертью Андрей Балконский познает смысл жизни — прощение и любовь. Сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.
    Автор романа показал нам, что «Война и мир» — это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. Такой литературный ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!

  5. Что такое подвиг? Это «героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях» — такое толкование дает этому слову «Словарь русского языка» В. Даля. Однако понятие это вовсе не однозначно. Проблема подвига волновала людей искусства, писателей, поэтов, живописцев. Ей посвящены многие страницы русской литературы. Особое место занимает эта тема в творчестве Л.Н. Толстого, который переосмыслил понятие подвига в духе своей философии. Он считал, что любая война противоестественна, противна человеческой натуре. Героизм Толстой видел в способности человека остаться самим собой в нечеловеческих условиях. По Толстому, даже самые мыслящие люди не сразу понимают ту степень бесчеловечности, жестокости, которую несет война. Олицетворением этого зла является в романе «Война и мир» Наполеон. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения». Завороженный комплексом «наполеонизма», князь Андрей едет на войну 1805 года, мечтая повторить путь своего кумира. Подвиг видится ему в героическом деянии, которое должно его прославить и поэтому должно быть замечено окружающими. Поле битвы для него — это сцена. Шенграбенское сражение и истинный героизм капитана Тушина поколебали его представления о подвиге, но не разрушили их.
    Что же такое истинный подвиг по мнению Толстого? Кто может совершить его? Тот, кто, забыв о себе, способен буднично и просто делать то, что подсказывает ему его естество. Это капитан Тушин, поразивший князя Андрея невзрачностью своего невоенного облика накануне сражения, это капитан Тимохин, «с красным носом и подтянутым животом», фигура которого вызвала смех блестящих штабных офицеров. Именно Тушин и Тимохин стали героями Шенграбенского сражения, в котором решалась судьба русской армии.
    Однако прежняя мечта продолжала жить в душе князя Андрея, поэтому он воспринимает Аустерлицкое сражение как возможность претворить ее в жизнь. Его не волнуют ни судьба русской армии, ни судьбы отдельных людей: «…боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи — ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…» Но его подвиг описан в романе иронически. Вместо высоко поднятого знамени — древко, волочащееся по земле, вместо возвышенных мыслей — мысли о рыжем артиллеристе и французе с ружьем наперевес, которые бессмысленно дерутся за ненужный им банник. От заблуждения, подобного духовной смерти, в эту роковую минуту его спасло справедливое, вечное, высокое небо, которое было так далеко от увиденного ранее…
    Через войну 1805 года прошел и Николай Ростов с его наивными представлениями о войне как о ярком, праздничном зрелище, подобном охоте. Но участие в первом же сражении заставляет его почувствовать, как прекрасна жизнь и как противоестественна война, которая несет смерть. «И страх смерти, и носилки, и любовь к солнцу и жизни — все слилось в одно болезненно-тревожное впечатление». Вот почему в начале войны 1812 года в Ост- ровненском сражении он не смог убить французского офицера, инстинктивно чувствуя непреложную ценность человеческой жизни.
    Великим испытанием для героев романа, для всего русского народа явилась Отечественная война 1812 года, в которой проявились их лучшие качества. Охваченные высоким патриотическим чувством, их души словно очистились от всего наносного, случайного. Война — это «страшная необходимость» покарать врагов. «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои,- они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить» — так думает накануне Бородинского сражения князь Андрей. И ради этого стоит идти на смерть.
    Но человек обязан помнить, что война — «самое гадкое дело в жизни… Цель войны — убийство. Орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство продовольствия для армии; обман и ложь, называемые военными хитростями…»
    И грешно искать награды и награждать «крестиками и ленточками» — так презрительно отзывается о военных орденах князь Андрей — за пролитую кровь. Солдаты и офицеры «всего лишь» должны честно делать свое дело: преодолевая страх смерти, боли, биться, воевать с врагом так, как это делают артиллеристы батареи Раевского. И истинный подвиг, подвиг нравственного превосходства над противником, совершила вся русская армия под Бородином, когда, уменьшившись наполовину, в конце сражения стояла так же грозно, как и вначале. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».
    Истинный подвиг совершили жители Москвы, среди них Ростовы, когда, оставляя имущество, покидали свой громадный, богатый деревянный город, который неминуемо будет сожжен. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
    Истинный подвиг совершили те мужики, Карп и Влас, офицеры и казаки, которые «не выказывали лично геройских чувств», но составляли партизанские отряды и уничтожали великую армию по частям.
    Русский человек и в бесчеловечных условиях войны сумел остаться человеком, и, может быть, высшее проявление его героизма, его духовный подвиг — это жалость и даже сочувствие к побежденному и уже неопасному противнику.
    Это проявляется и в заботе Пети Ростова и Денисова о мальчике-французе Винсенте, и в комически снисходительном отношении солдат к «мерзлому» офицеру Рамбалю и его денщику: с радостными улыбками смотрели молодые солдаты на Мореля, поедающего третий котелок каши.
    Это чувство «величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты… лежало в душе каждого солдата», и его выразил в последнем обращении к армии Кутузов: «Пока они сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди».
    Подвиг как вечная нравственная категория — вот что привлекает меня в романе Л.Н. Толстого. Для эпохи великого русского мыслителя понятие истинного подвига на войне — бесспорная ценность.
    Для меня, человека, живущего в начале XXI века, столь же значим подвиг русского солдата в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Эта война подняла до уровня высокой нравственности понятия «ветеран», «военное братство», «мир». Но XX век, к сожалению, оказался веком кровавых, жестоких, братоубийственных войн. И поэтому наиболее значимыми стали слова Андрея Болконского: «Цель войны – убийство». И трудно говорить о подвиге в таких войнах. Человек, рискуя жизнью, исполняет преступный с точки зрения общечеловеческой морали приказ. Это подвиг? Или, может быть, подвиг — это не подчиниться ему?
    Ни Толстой, ни мы на этот вопрос ответить не можем. Человек в таких ситуациях сам делает свой выбор.

  6. Тут ему удается осуществить свою мечту. При участии в Аустерлицкой битве Андрей бежал впереди войска и держал в руках знамя. Этот поступок был оценен даже самим Наполеоном. Однако после того, как Болконский добился того, о чем мечтал его подвиг перестал быть для него самого значимым.
    Но тут Андрей получает ранение и только при таких обстоятельствах он начинает понимать, что война — это очень страшное явление и герой не хочет прощаться с жизнью, ведь наконец-то он начал осознавать смысл своего существования, но сколь время и сил было потеряно.
    Перед Андреем открывается и истинное счастье, когда он встречает на своем пути Наташу Ростову. Этот период его жизни является очень романтичное. С этим человек он по истине счастлив. Именно такая девушка должна быть рядом с ним. Это понимание приходит к Болконскому, несмотря на то, что раньше он был полностью разочарован в любви и поэтому потерял веру в нее, что можно понять, отталкиваясь от его мировоззрения.
    О любви между Наташей и Андрея можно сказать, что она возникла с первого взгляда. Болконского привлекала какая-то загадка, которая была у Ростовой и он не в силах был ее разгадать. Поэтому чувствует любовь к героине даже на расстоянии. Но Наташа молодая девушка, которая, конечно же, любит князя и ожидает предстоящую свадьбу, однако тут же влюбляется в Анатоля.
    Случай, который возник с Курагиным, разрушает отношение между Болконским и Наташей. Поэтому в их душе остается лишь боль и ощущение разочарования.
    Отталкиваясь от событий, которые происходили в жизни Болконского, следует сделать вывод. Болконский пытался найти смысл жизни во всем, а именно в светской жизни, в войне, в славе, в любви, но достигнув своей цели, он очень быстро во всем разочаровывался, поэтому понимание самого важного к нему пришло слишком поздно. Дело в том, что он не понимал, что нужно ценить каждое мгновение, поскольку сама жизнь – это уже чудо, за которое нужно бороться, его следует уважать и беречь. И не стоит разочаровываться при каждом поражении, ведь жизнь, как и война полна побед и поражений.

  7. Война Отечественная сплотила многочисленные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ под­нялся на защиту Родины. Накануне того дня, когда францу- зы заняли Москву, «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим от­рицательным действием всю силу своего народного чувства». Подобное единодушие было характерно и для жителей дру­гих мест, других российских земель. «Начиная от Смолен­ска, во всех городах и деревнях русской земли происхо­дило то же самое, что происходило в Москве».
    Толстой изображает войну исключительно правдиво, из­бегая идеализации, показывает ее «в крови, в страданиях, в смерти». Он не закрывает глаза на сцены ранений, увечий, проявление у определенной части офицеров тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и на­градам. Но в основной своей массе русские солдаты и офице­ры являют чудеса мужества, геройства, храбрости, стойко­сти и доблести. Автор романа не обходит вниманием и случающиеся во время войны неразбериху, суету, панику. Так было при Аустерлице, когда «по рядам пронеслось не­приятное сознание совершающегося беспорядка и бестолков­щины, и войска стояли, скучая и падая духом». Но основное внимание писателя приковано к спланированным и четко проведенным героическим атакам русской армии.
    Великий художник слова показывает народ как основно­го участника священной войны. Он отвергает истолкование сражений 1812 года как схватки Александра I и Наполеона. Участь битв и исход всей войны, по Толстому, зависит от та­ких людей, как Тушин и Тимохин, Карп и Влас: от них исхо­дят сила, энергия, наступательный дух, воля к победе. Толь­ко не от каждого отдельного человека, а от всего народа. Выразительно сказал критик Н.Н. Страхов, в своем письме обращаясь к Толстому: «Когда русского царства не будет, но­вые народы будут по «Войне и миру» изучать, что за народ был русские».
    Воспроизводя события войны, писатель не ограничивает­ся изображением панорамы происходящего на поле боя, не довольствуется развернутыми батальными картинами, таки­ми, как героический переход отряда Багратиона под Шен-грабеном или Бородинская битва. Толстой приковывает внимание читателя к отдельным участникам сражений, показы­вая их крупным планом и посвящая им целые страницы своего романа. Так изображает Толстой штабс-капитана Ту­шина, героя Шенграбенского сражения: маленького, худого, грязного артиллерийского офицера с большими умными и добрыми глазами.

  8. Исторический путь России был очень трудным. За свою многовековую историю Россия неоднократно проходила испытания войнами. Тема войны присутствует во многих произведениях русской литературы — от «Слова о полку Игореве» до произведений современных авторов. В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни JI.H. Толстого.
    В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX века — войну 1805-1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 года. Первая — ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же — затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.
    Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Войной проверяется их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались… все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он — один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед… заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».
    Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.
    Другой герой романа, Пьер Безухов, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. В Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной… он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
    Тех героев романа, которые не участвовали в сражениях, также затронула война. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Под Москвой, в Мытищах, Наташа встретилась с умирающим от раны князем Андреем. Именно эта встреча духовно перерождает Наташу, обновляет ее. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.
    Некоторые герои романа «Война и мир» — исторические личности: Наполеон, Кутузов, Александр I. Все они также имели непосредственное отношение к войне — они были полководцами, главнокомандующими. Наполеон, обладая большой властью, пытался управлять сотнями тысяч людей. Он считал, что ход сражения зависит только от его приказаний. Толстой показал Наполеона во время Бородинского сражения, где раскрывает другие черты характера героя: «Наполеон не видел того, что в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, — роль, которую он так верно понимал и осуждал», показывая, что Наполеон не мог влиять на ход сражения. Александр I также не влияет на ход Аус- терлицкого сражения. Он уехал с поля боя, когда было ясно, что сражение проиграно. А Кутузов, наоборот, не стремился управлять войсками — он только исполнял волю народа. Когда многие генералы советовали Кутузову атаковать французов, он отказывался, понимая, что наиболее быстрый способ изгнать французов из России — это предоставить им самим бежать. Кутузов также осознавал, что народу нужно не взятие в плен французских генералов, а освобождение России от захватчиков. Народ по- разному воспринимал войну 1805 года и войну 1812 года. На войне 1805—1807 гг. солдаты сражались за интересы императоров. Эта война была не нужна народу. Поэтому русские проиграли Аустерлицкое сражение и войну в Австрии. А во время войны 1812 года солдаты русской армии защищали свое Отечество, а французы, наоборот, были захватчиками. Боевой дух русских солдат был более высоким, а в этом сила войска, и поэтому русские выиграли эту войну. Толстой говорит, что на ход истории влияют не отдельные исторические личности, а воля народа. Таким образом, на примере двух войн Толстой подтверждает свою философию истории.
    В романе «Война и мир» Толстой поразительно верно изобразил сцены войны в Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском сражениях. Например, при описании Шен- грабенского сражения Толстой повествует о подвиге капитана Тушина. Действия батареи Тушина спасли русское войско, хотя сам Тушин не осознавал, что совершил подвиг, и даже не думал о той опасности, которой он подвергался. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Толстой противопоставляет подвиг Тушина подвигу Долохова. Долохов, взяв в цлен офицера, сразу же объявил об этом командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Долохов ожидал награды за свой поступок, а Тушин даже не знал, что совершает подвиг. Толстой подчеркивает, что действия Тушина — настоящий героизм, а поступок Долохова — ложный.
    Описывая сражения, Толстой подчеркивает бессмысленность войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения — рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них». И, наконец, изображение Толстым картины Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство — противоестественное для человека и человечества состояние.
    В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».
    Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.
    «Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно без изображения темы войны.

  9. Страница: [ 1 ] 2 3
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением “Война и мир”. Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества.
    С. П. Бычков писал: “По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы”.
    Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из “бесчисленного количества людских произволов”, то есть усилий каждого человека.
    Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: “Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было “идею”, а также желания или власть отдельных, пусть даже и “великих” исторических деятелей”. “Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, — пишет Толстой. — Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли”. Перед историками Толстой ставит задачу “вместо отыскания причин… — отыскание законов”. Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют “стихийно-роевую” жизнь народа.
    По его мнению, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни — тем более — результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображаемого в “Войне и мире” вплотную подводил к осознанию этих закономерностей.
    Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”. Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль — “мысль народную” — Толстой доказывает на примере войны 1812 года.
    Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная.
    Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, “не должны”, но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что “решилась Расея!” А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось “дьяволам”. Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества “делом народным” становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.
    В любви к Родине, в патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только воодушевлён всеобщим чувством, но и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, — просто они очень немногословны.
    “Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят”, — вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл “неясных” и тоже слишком кратких слов солдат: “Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят”. Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.
    В романе “Война и мир” Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: “Историческая сторона романа в её нравственно-победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в “Войне и мире” ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой “не нужен”.
    Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны… Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием – его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ”.
    По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов “не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”. В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость.
    Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: “Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое”. Кутузов знал, что “решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.
    Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
    Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис “Рыцари Лебедя”.
    Страница: [ 1 ] 2 3

    Похожие сочинения

    Образ Наташи Ростовой в романе “ВОЙНА И МИР”

  10. November 4, 2016
    В романе «Война и мир» Толстой поднял все общественные и личные вопросы, которые волновали его на протяжении многих лет. Задумана была повесть о декабристах. Но получилось произведение, которое в силу масштабности, разнообразности образов можно назвать энциклопедией русской жизни. Сочинение на тему «Война и мир» можно посвятить одной из проблем, освещенных писателем.

    Сюжетные особенности

    В создании романа писатель выступил как художник-новатор. При подготовке к выполнению такого задания, как сочинение на тему «Война и мир», следует обратить внимание на сюжетно-композиционные особенности произведения. В романе-эпопее Толстого нет интриги, привычной для литературы времени девятнадцатого века. Композиция и сюжет обусловлены историческими событиями и философским осмыслением конфликта, который лежит в основе повествования.
    Сочинение на тему «Война и мир» должно содержать анализ противопоставления центральных образов. Ведь именно на антитезе основана композиция романа.
    Мирное общество противопоставлено военному. Наполеон – Кутузову. Светское общество со своими ложными жизненными ценностями противопоставлено таким персонажам, как Пьер Безухов, князь Андрей.
    Толстым создано произведение, которое органично сочетает черты исторического романа, эпопеи, очерка нравов и хроники.
    Русский писатель не только создал яркие картины легендарных сражений, но и показал внутренний мир каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Сочинение на тему «Война и мир» нередко посвящают образам великих исторических фигур девятнадцатого века. В книге присутствуют гениальный полководец Кутузов, бездарный австрийский генерал Мак.
    Сочинение Толстого «Война и мир» имеет множество достоинств и уникальных художественных особенностей. В нем есть яркие и емкие образы мужественных командиров и продажных карьеристов, мужественных солдат и трусов, занимающих теплые и комфортные должности в военной верхушке.
    Темы сочинений «Война и мир» чрезвычайно разнообразны. И для того чтобы раскрыть каждую из них, следует приложить немало усилий: перечитать первоисточник, работы критиков, исторические произведения о военных событиях начала девятнадцатого века.

    Кутузов: «Война и мир»

    Сочинение Толстого является величайшим постижением общественного развития, истории и философии. Предметом исследования для писателя стали легендарные исторические личности. В философских отступлениях русский классик настаивает на провиденциализме – своеобразном учении, которое основано на убеждении в непрерывной связи исторических событий с волей провидения. Центральное место в главах, посвященных войне, занимают два антипода – Кутузов и Наполеон.
    Русский полководец – личность уникальная. Он не произносит лишних речей, в его облике есть нечто, напоминающего простого солдата. Кутузов остается самим собой и на поле брани, и на военном совете. Война 1812 года выдвинула эту личность в один ряд с крупнейшими политическими фигурами.

    Историчность романа

    О чем можно рассказать в письменной работе, посвященной роману Толстого? Темы сочинений «Война и мир» разнообразны. Но независимо от того, какой проблематики в произведении русского писателя они касаются, следует ознакомиться с историческими источниками. Как складывался жизненный путь Кутузова? Какую роль он сыграл в военно-исторических событиях начала девятнадцатого века? На эти вопросы, безусловно, отвечает произведение «Война и мир». Сочинение следует писать на основе впечатлений от романа и информации, почерпнутой из документальных книг. Такой подход дает возможность постичь общественные, политические и духовные позиции великого русского писателя.
    В романе этот исторический персонаж – буржуазный революционер, деспот, завоеватель. Сопровождали французского императора слава и величие. Наполеоном восхищались не только во Франции, но и во всем мире. Его сила была устрашающей, но притягательной. Толстой сорвал с французского полководца ореол ложного величия. И сделал это писатель сознательно, о чем свидетельствуют записи в его дневнике.
    Наполеона Толстой назвал «палачом народа». Великий гуманист стремился внушить читателям мысль о том, что жестокость и насилие оправдать может лишь тот, кто утратил истинное представление о мире и о себе.
    Нельзя отрицать то, что одной из величайших фигур в истории является Наполеон. «Война и мир» – сочинение, которое представляет собой не просто многотомный труд, отражающий важные исторические события. Это также попытка убедить общество в том, что наполеоновское величие представляет собой уничтожающую страшную силу.

    Светское общество

    Одна из самых интересных тем сочинения по произведению Толстого – нравы представителей русской аристократии. Описанию светского общества в романе отводится немалое значение. Это особый мир, живущий по своим законам, нравам и обычаям. Первое, что бросается в глаза при прочтении книги, – неестественность, наигранность представителей светского общества. Большую часть времени они тратят на всяческие приемы, где обсуждают новости политики и искусства. Но их разговоры носят механический характер. Каждый из представителей этого общества играет отведенную ему роль. На приемах эти люди беспрерывно говорят, но не слышат друг друга.

    Наташа Ростова

    В начале романа героиня предстает перед читателем милым живым подростком. На протяжении событий, отраженных в книге, она меняется, взрослеет. Смысл жизни для Наташи – любовь. Но во время расставания с Болконским она совершает ошибку. И наконец, в конце эпопеи этот образ приобретает черты, которые в понимании Толстого присущи идеалу женщины. С замужеством и рождением детей она утрачивает былую прелесть и легкость. Но так же отзывчива, непосредственна, искренна. И главное, отныне Наташа полностью отдает себя семье. В сочинении-рассуждении стоит сравнить этот образ с другими героинями книги.

    Пьер Безухов

    Образ этого героя также претерпевает существенные изменения. Безухов пребывает в духовных исканиях, поиске смысла жизни. На светских приемах он словно чужой. Безухов чувствует неестественность, наигранность, лживость, царящие вокруг. У него наблюдательный, пытливый ум. И это качество не позволяет ему вести бездумные механические беседы на светских приемах. Однако избавиться от общества, которое ему неприятно, удается Безухову нескоро. Образ этого литературного героя – еще одна тема для сочинения по роману Толстого.
    Сочинение Толстого «Война и мир» – книга, в которой показаны разные люди. Но в силу общественных обстоятельств они все же имеют прочную связь. С необыкновенной симпатией относится Толстой к Болконским. Качества, характерные для членов этой семьи, – патриотизм, благородство, чувство долга. В отличие от других представителей светского общества, они не проводят время праздно. На примере Болконских писатель раскрывает собственное представление об идеальной семье.
    В князе Николае удивительным образом сочетаются мягкость и жесткость. Ум и деятельность – главные добродетели, согласно теории этого героя. В сочинении о творчестве русского писателя-гуманиста необходимо раскрыть тему семейных ценностей, потому как она является одной из основных в книгах Толстого. Творческое задание также можно посвятить пейзажу в романе-эпопее или характеристике второстепенных, но не менее интересных персонажей.
    Тревожные признаки того, что вам нужно отдохнуть Многие из нас начинают мечтать о следующем отпуске еще в первый день после возвращения на работу, и это вполне нормально. Работа часто становится исто.
    Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.
    Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.
    15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.
    Почему вы не теряете вес: 15 основных причин Сейчас очень многие люди стремятся к тому, чтобы похудеть. Но далеко не у всех это получается так хорошо, как хотелось бы.
    Почему вы никогда не видели птенца голубя? Отправьтесь на любую городскую площадь, и, без сомнения, вы увидите сотни голубей, которые летают возле прохожих. Но, несмотря на такое большое количе.

  11. Главная
    Сочинения по литературе
    Идея мира в романе-эпопее Льва Толстого Война и мир – сочинение
    Идея мира в романе-эпопее Льва Толстого Война и мир
    В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война — мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.
    Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, — сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек — особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души». У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству. «Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем «почти недоступным» ему «возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
    Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым (в плену Пьер попадает в мир народа, соединяется с ним и становится лучше и чище; перед ним открываются истинные жизненные ценности, он наконец-то находит для себя объяснение жизни и ее смысла), в другом — мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным. Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.
    Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась». После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.
    Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.
    Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира — это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы — к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь». Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир. Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы. Захваченная «наполеоновской идеей» Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата. В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.
    Война — это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года — это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.
    Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе. Основное значение слова «мир» здесь — это идея всеобщего единения.
    Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной — таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.
    «Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер. — И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам». Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.
    «Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» — это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» — это маленькие миры людей. Капли эти «то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие». Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.
    Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора «Войны и мира», — преодолеть свою ограниченность и слить свое «я» со всем бесконечным миром. Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера. Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.
    Князь Андрей говорит: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!» — это и есть главная идея «Войны и мира», вложенная Толстым в уста своего любимого героя — князя Андрея.
    Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью», — записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».
    Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела. «Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», — думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. «Друг мой, маменька, — говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».
    Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.
    «Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни — это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального», — писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.
    «Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» – нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».
    Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». Л. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.

  12. Человек на войне ведет себя по-разному, непредсказуемомо.
    Князь Андрей Болконский перед Аустерлицким сражением понимал, что оно бедет проиграно. Когда русские солдаты внезапно увидели французов, то бросились бежать. И князь Андрей, схватив древко знамени, побежал с ним вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Подвиг князя Андрея не мог изменить хода сражения, но Болконский не мог постапить иначе: единственный способ избавиться от стыда, от своепго личного позора был для него в том, чтобы остаться честным и мужественным, когда все бегут.
    А как ведет себя Николай Ростов в битве при Шенграбене?  Он боится быть трусом и стыдится своего страха. В бою сначала Николай чувствует уже знакомое ему напряженно-счастливое оживление, ему не терпится, он бросается вперед. Но вот началась атака – лор\шадь под ним убита, и Ростов один стоит посреди поля, а навстречу ему люди. И когда Николай узнал в них французов, в нем просыпается ужас. И вместо того чтобы стрелять, он бросает пистолет в француза и бежит к кустам. Им владеет нерад\здельное чувство страха за свою молодую жизнь.
    МОжно вспомнить еще капитана тушина, маленького, грязного, худого артиллерийского офицера. Он боится своих начальников, но когда начинается сражение, Тушин первым выскакивает из балагага и становится настоящим героем, хотя сам этого и не осознает. Просто честно делает свое дело, не думает о смерти, а проявляет настоящее мужество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *