Сочинение по русскому языку 7 класс на тему описание действий

7 вариантов

  1. «Как я ходил за грибами»
    Кто из нас не любит летнюю пору? Я тоже, как и многие другие, всегда жду с огромным нетерпением наступление летних каникул. Только обычно, мои друзья предпочитают самое начало лета, потому что солнце в эти дни такое яркое, а зелень такая свежая и молодая, что и думать об осени не хочется. К тому же, до конца каникул еще так много теплых, веселых и не занятых учебой дней!
    Я же предпочитаю лето уже зрелое, идущее к закату. Нравится мне эта пора по многим причинам, но самая главная из них, это наши с дедушкой традиционные походы в лес. Ходим мы с дедом в лесные чащи не просто так. Наше с ним любимое занятие, это сбор лесных грибов. Дедушка очень опытный грибник, он мой учитель и верный наставник, ведь никто лучше него не разбирается в разновидностях грибов и знает, в какой ложбине или овраге, прячется тот или иной хитрый грибочек.
    Вот и в этот раз, мы с дедушкой решили отправиться к самым грибным местам поблизости от нашего села. Взяли с собой термос с горячим смородиновым чаем, средство от назойливых комаров, и по пластиковому ведру, в каждом из которых, гремел сложенный перочинный ножичек. Небольшая тропинка, бегущая через поле, привела нас к давно знакомому перелеску. Нет ничего лучше, чем по предрассветной росе углубиться в тихий, полный чудесных запахов лес. Только ради этих ароматов, в которых чувствуется и грибной, можно прогуляться  по лесу. Но сам поиск, доставляет мне гораздо большее удовольствие, заставляя каждый раз задумываться и мечтать о том, как заполнят мое ведро белые грибочки, плотные грузди и целые семейства тоненьких опят.

  2. Для начала нужно приготовить бульон. Ставим на печь большую кастрюлю с водой и кладем туда предварительно вымытый кусок мяса (говядину или свинину). Даем закипеть и аккуратно снимаем пенку, затем уменьшаем огонь и варим около часа. Для того, чтобы получить более прозрачный бульон, первую воду можно слить.
    Пока бульон варится, подготавливаем овощи. Картошку, морковку и свеклу моем и чистим. Затем свеклу нарезаем соломкой и закладываем в кипящий бульон. Минут через десять туда же закладываем нарезанную кубиками картошку. Оставляем кипеть еще минут на пятнадцать.
    Чистим лук и нарезаем кубиками, а морковку – соломкой и обжариваем на хорошо разогретом подсолнечном масле. Когда лук и морковка станут золотистыми, добавляем к ним томатную пасту или очищенные от кожуры и нарезанные свежие помидоры. При желании можно добавить еще сладкий перец. Эту заправку отправляем в кастрюлю.
    Даем покипеть пять минут и добавляем соль и, если нужно, немного сахара. Когда бульон будет доведен до вкуса, принимаемся шинковать капусту. Нарезанную тонкими полосками капусту отправляем в борщ. Еще минут через пять добавляем чеснок, лавровый лист, мелко нарезанную зелень и кусочек сливочного масла. Даем закипеть и выключаем.
    Когда варишь борщ сам, он получается в тысячу раз вкуснее. У бабушки особенный вкус ему придавало то, что мы варили его в русской печи на дровах. Дома я сварил борщ на обычной плите, но он получился тоже очень вкусным. Меня хвалила вся семья, а папа попросил добавки.
    Бабушка очень обрадовалась, что я проявил интерес к ее кухне, и обещала, что когда я приеду в следующий раз, она научит меня делать вкусный плов. Жду не дождусь!

  3. Урок Развития Речи. Сочинение-описание действий на основе наблюдений, (7класс) 2-а урока
    Цели:
    Обр.: Познакомить учащихся с текстом-описанием действий и структурой данного текста; формировать умение работать с чужим текстом.
    Разв.: Показать роль наречий в текстах-описаниях действий; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи наречий.
    Восп.: Воспитание у уч-ся уважения к труду.
    Эскиз доски
    Наречия
    разв. действ       хар-ка  действ.
    Число
    Тема
    Композиция описания
    1. Общее представление о предмете;
    2.Отдельные признаки предмета; 3.Авторская оценка, вывод, заключение.
    Композиция описания действия (по ходу заполняем)
    Подготовка человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, инструменты, материалы; поза, внутренняя собранность);
    Ход работы (последовательное описание действий, от начала и до конца);
    Результат работы.
    Этапы
    Ход урока
    Орг. момент.
    У.З. Настроить уч-ся на работу. Озвучить тему и цель урока.
    Актуализация опорн. знаний.
    У.З. Повторить знания уч-ся о речевых понятиях.
    Изучение нового материала.
    У.З. Познакомить уч-ся с композицией текста описание действий.
    У.З. Формировать умение работать с чужим текстом.
    На основе чужого текста познакомить уч-ся со структурой текста описания действий. Определить тип речи. Показать группы наречий, используемые в данном виде описания.
    У.З. Формировать умение правильно, без повторов употреблять наречия, указывающие на последовательность действия.
    Итог урока.
    У.З. Подвести итог урока.
    Инф. о Д.З.
    У.З. Озвучить Д.З.
    Здр., ребята!!! Садитесь!!! Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описания действий на основе наблюдений. Для этого мы должны познакомиться с чужим текстом описания действий, его структурой, должны проанализировать его, а на следующем уроке написать свое сочинение.
    Но прежде чем приступить к этой работе, давайте напишем небольшую самостоятельную работу, связанную с речевыми понятиями и умениями. Достаньте небольшие листочки, подпишите их. Выполнять работу будем так. Вы должны ответить на поставленные вопросы. Где требуется привести пример, приводите пример.
    Это всем понятно?
    Ответ.
    Тогда выполняем.
    А сейчас прежде чем приступить к теме нашего урока давайте вспомним некоторые понятия.
    Что такое текст?
    Какие признаки текста вы знаете?
    Что такое основная мысль текста?
    Какие типы речи вы знаете? Какой вопрос можно задать к каждому из них?
    Какие стили речи вам известны?
    Какие жанры вам известны?
    Какие средства связи предложений в тексте вам известны? (Желательно привести примеры)
    А сейчас скажите, что такое текст?
    Это группа предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Описание? Рассуждение? Мы говорим, что к тексту каждого типа можно поставить один общий вопрос. Какой вопрос мы поставим к тексту-повествованию? Тексту-описанию? Тексту-рассуждению?
    Описание. Повествование. Рассуждение. Повествование –  действия и события, вопрос- что произошло?. Описание – изображение кого-либо , чего-либо, вопрос – какой?. Рассуждение – причины явлений и событий, вопрос – почему?.
    Итак, представьте, что вам нужно написать сочинения трех разных типов речи. Про что вы можно написать в каждом из них?
    Ответы. Например, рассуждение, в тексте необходимо объяснить, почему подсолнух так называется.
    Ответы. Например,  описание, в тексте необходимо описать игрушку.
    Ответы. Повествование, в тексте можно рассказать о том, что произошло на рыбалке.
    Вернемся к типу речи, который называется описание. Что можно описать?
    Предмет, человека или группу людей, животного, природу.
    Сегодня мы будем говорить об описании действий человека.
    Как вы думаете, что важно учитывать при создании текста-описания действий?
    Кто производит действие; где, какие инструменты используются; как происходит действие; если их несколько, как они чередуются; что получилось.
    Как вы думаете, почему данную тему – «Описание действий» – мы изучаем именно в разделе «Наречие»?
    Действия мы описываем при помощи глаголов, а наречие обозначает признак действия. Для того чтобы чётко и наиболее полно и ярко описать действия, мы употребляем в речи наречия.
    Итак, давайте составим схему-структуру текста-описания действий человека. Для этого обратимся к тексту, который лежит у вас на партах. Текст называется «Как я впервые сажала тюльпаны» сочинение ученицы 7класса. Давайте прочитаем вслух текст и подумаем, из каких композиционных частей состоит текст.
    Читают.
    Приводят свои доводы. Зачитывают.
    Запись композиции описания действия в тетрадь.
    Скажите, пожалуйста, какого типа речи данный текст?
    Повествование с элементами описания.
    Что об этом говорит?
    Весь текст пронизан глаголами, но в тоже время эти действия подробно описываются.
    Обратите внимание, с помощью чего ученица показала движение мысли, развитие действий?
    С помощью наречий.
    Зачитайте их.
    Сперва, потом, затем, наконец.
    Для чего автор использует не только какое-то одно из них?
    Чтобы избежать повтора.
    Совершенно верно.
    Обратите внимание: наречия в тексте-описании действий могут выполнять разные функции, неслучайно мы сказали о наречиях, указывающих на последовательность действий. Как вы думаете, какова функция второй группы?
    Характеристика действий.
    Давайте приведем примеры из нашего текста.
    Никогда, очень.
    Давайте дополним этот список другими.
    Медленно, быстро, неторопливо (торопливо), неспешно (спешно, незамедлительно, стремительно), медлительно, медленно (быстро, молниеносно, проворно), легко, нетрудно, несложно, свободно, просто, слегка (нелегко, трудно, тяжело)…
    Очень хорошо!!!
    Скажите мне, пожалуйста, композицию описания действий.
    Ответ.
    А сейчас нам нужно научиться правильно, без повторов употреблять наречия, указывающие на последовательность действий, т.е. будем устранять повторы. Для этого  откройте учебники и давайте выполним Упр. 238. Нам нужно исправить ошибки. Подчеркнуть наречия.
    Пополам
    Потом,
    Заменяем – затем,
    Тщательно,
    Приятно,
    Ловко.
    А сейчас давайте подведем итог нашего урока.
    Что нового вы сегодня узнали?
    Ответ.
    Скажите, что представляет собой композиция описания действий?
    Ответ.
    Какие функции могут выполнять наречия при таком описании?
    Ответ.
    Итак, запишите Д.З.
    На следующем уроке пишем сочинение-описание действий на основе наблюдений. Мальчикам понаблюдать за папой, когда он ремонтирует машину, последовательность его действий, составить небольшой рассказ.
    Девочкам – как мама стряпает пирог, либо что-нибудь готовит. Также последовательность действий.
    Спасибо за урок!!!
    До свидания!!!

  4. 4
    Текст добавил: учитель химии

    Цель: обеспечить формирование умения создавать текст «описание действия».
    Задачи:
    обеспечить развитие умения определять тип речи – описание в художественном и официально-деловом стилях; формирование умения анализировать текст описание действия – его роль в речи через анализ темы, основной мысли, стилевых и языковых особенностей (роль деепричастий и наречий в текстах данного типа) и подготовить учащихся к написанию собственных текстов;
    развитие устной и письменной речи учащихся; умения аргументировать определённые положения,  умения сравнивать;
    воспитание трудолюбия, культуры речи (мастерство писательской речи – образец).
    Оборудование урока: отпечатанные тексты, памятка «Как описать действие».
    Методические приёмы: беседа по вопросам, анализ текста, работа по исправлению речевых недочётов, беседа по теме предстоящего сочинения.
    Ход урока
    Вступительное слово учителя
    – Послушайте отрывок  из стихотворения русского поэта 19-20 в. В. Я. Брюсова:
    Работай! Незримо, чудесно
    Работа, как сев, прорастёт:
    Что станет с плодами – безвестно,
    Но благостно влагой небесной,
    Труд всякий падёт на народ!
    Великая радость- работа,
    В полях, за станком, за столом!
    Работай до жаркого пота,
    Работай без лишнего счёта-
    Всё счастье земли – за трудом!
    – Ребята, как вы думаете, почему именно эти строки я взяла для нашего урока?
    ( О работе, о труде будем говорить сегодня на уроке.Труд- основа жизни.)
    -Скажите, а вы встречались с описанием процесса труда в художественной литературе?
    (Да, например, описание работы Герасима из рассказа  И.С.Тургенева  «Муму»).
    Очень часто писатель, чтобы охарактеризовать героя, показывает его в процессе труда.
    Тема нашего урока: «Описание действий».
    Повторение ранее изученного
    1.) Беседа.
    Какие типы речи вам известны?
    (Описание, рассуждение, повествование.)
    – К тексту описание предмета какой  можно задать вопрос?
    (Какой?)
    – К тексту описание места какой можно задать вопрос?
    (Что?Где?)
    – За счёт чего идёт развитие мысли в тексте описание предмета?
    (Предмет – его признаки, каждое следующее предложение добавляет новый признак.)
    – За счёт чего идёт развитие мысли в тексте описание места?
    (Данное – место, а новое – это предмет.)
    2.)Выступления учащихся с индивидуальными заданиями (домашнее задание)
    1-й ученик.
    Ученик читает выразительно текст и задёт вопросы классу.
    В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок покачивался,словно о чём-то думал. (Ю. Курганов).
    – Как развивается мысль в этом тексте?
    (Данное – цветок, новое – его признаки.)
    – Какая часть речи помогает передать признаки?
    ( Прилагательное, реже существительное.)
    2-й ученик.
    Ученик выразительно читает текст и задаёт вопросы классу.
    На полу лежит пушистый ковёр. На окнах занавески и плотные портьеры. На широком письменном столе лампа с зелёным абажуром, пепельница и чернильный прибор. Перед столом – мягкое кожаное кресло. (Г. Ганейзер)
    – Как развивается мысль в этом тексте?
    (Данное – комната, новое – предметы).
    Какая часть речи помогает описать предметы?
    (На первом месте – существительные, потом другие).
    Учителем сообщается цель урока
    Ребята, сегодня на уроке мы с вами посмотрим, как строится текст описание действий. Чем описание действия отличается от других видов описания?
    Проверка домашнего задания.( Учащиеся выполняли задание по группам)
    Анализ текста Л. Кассиля.
    Ученик выразительно читает текст.
    А какое удовольствие ждёт Сеню потом, когда после обеда выйдут они во двор, куда заводит на время обеда Тарас Андреевич свой самосвал, и Сене будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца! Как он будет, становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота, вертеть его, вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжёлое ведро и обегать с ним машину, лезть под огромный самосвал в тень, пахнущую маслом, бензином и резиной. Какое неизгладимое наслаждение тереть, мыть и скоблить, выкручивать веретьё. Надраивать до блеска металл и с головой влезать в капот мотора, изнутри которого идёт ещё тёплый бензинный дух, и слышать от отца негромкие приказания: « А ну, дай сюда конец. Подержи тут. А теперь вот ту гаечку подверни.  Ещё…Хорошо!…И ходить до бровей измазанным, и держать в руках тяжёлый разводной ключ.  Вот это жизнь! (Л. Кассиль «Чаша гладиатора».)
    – Какова тема и основная мысль текста? Как бы вы озаглавили этот текст?
    1-я группа.
    Тема: Как мальчик вместе с отцом моет самосвал у колодца.
    Основная мысль: Какое наслаждение, удовольствие от работы.
    Заголовок: Вот это жизнь! (или «Удовольствие»).
    – Какие части речи помогают описать действия мальчика?
    2-я группа.
    Главная роль – глаголы- конкретные действия:
    Вертеть, обегать, лезть. Тереть, мыть, скоблить, выкручивать, надраивать, влезать, дай, подверни, подержи.
    Деепричастия – с их помощью рисуется, как мальчик набирает из колодца ведро с водой: «становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота»; «вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжёлое ведро».
    Наречия- уточняют действия: «идёт изнутри», «подержи тут», «подверни теперь».
    – Каково лексическое значение  слов: неизъяснимое, веретьё, надраивать?
     Выступление ученика с индивидуальным заданием.(Домашнее задание: работа с толковым словарём)
    Неизъяснимое – трудно постигаемое, непередаваемое.
    Веретьё – тряпки.
    Надраивать – чистить.
    – Определите стиль текста.
    З-я группа.
    Это отрывок из художественного произведения. Автор ставит задачу: образно.эмоционально рассказать о действиях мальчика.
    О языковых средствах уже говорили. Следует дополнить, что нарядус книжной лексикой используются разговорные слова (измазанный), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами(гаечка). Используются слова и выражения, обозначающие чувства(«какое удовольствие», «неизъяснимое наслаждение»).
    Это текст художественного стиля.
    – Обратите внимание, в какой последовательности описаны действия.
    – К какому типу речи принадлежит данный текст?
    (Описание.)
    -Удалось ли Л. Кассилю передать удовольствие мальчика от работы?Каким образом он это сделал?
    (Последовательно названы действия, приносящие удовольствие.Дана оценка, результат предполагаемой работы).
    -Какие бы пословицы, поговорки, крылатые выражения могли послужить заглавием текста или помогли бы отразить главную мысль?
    (Любо дорого смотреть. Дело мастера боится.и др.)
    -Вспомните слова В. Брюсова:
    Великая радость-работа,
    В полях, за станком, за столом!
    Работай до жаркого пота,
    Работай без лишнего счёта,-
    Всё счастье земли – за трудом!
    Слово учителя
    Итак, в художественном произведении цель писателя не столько перечислить действия, сколько нарисовать образную картину.
    – Только ли в текстах художественного стиля встречаемся с описанием действий?
    (Нет. В официально-деловом стиле, научном, публицистическом.)
    Анализ текста делового стиля «Как залить каток»
    Ученик выразительно читает текст.
    Как залить каток
    Во дворе дома каток  нетрудно сделать самим.
    Расчищают площадку, на которой не было бы сугробов, выбоин, ям. Площадку окружают небольшим земляным или зимой снежным валом высотой 15-20 см. Как только земля промерзнет, утрамбовывают снег на площадке и слегка обрызгивают его водой из шланга. Когда вода подмёрзнет, берут лист железа или фанеры и, положив на него конец шланга, пускают воду. Когда  слой достигнет 3-5 см., заливку надо прекратить и через некоторое время возобновить. Поливку повторить 3-4 раза. («Полезные советы».)
    Выступление ученика с индивидуальным заданием
    Это текст делового стиля. Задача этого стиля речи – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение. Текст точный, лишённый эмоций.
    В данном тексте используются книжные слова. Для описания действия используются глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени, глаголы в неопределённой форме.
    Предложения чаще всего с одним главным членом – сказуемым, потому что главное – описать действие.
    – Чем отличается деловое описание от художественного?
    – Чем отличается описание действия от описания предмета, места?
    – Трудно ли описать действие?
    – Посмотрим на памятку.
    Памятка
    Нужно хорошо знать действие, которое будешь описывать.
    Знать последовательность действий.
    Знать наименование материалов, инструментов.
    Знать языковые средства, используемые для описания действий.
    Закрепление изученного
    Анализ сочинения с недочётами. Упр. 238.
    Обсуждение темы предстоящего сочинения. Упр. 240.
    – Прочитайте задание к упр. 240.
    – Какова общая тема?
    – Какова основная мысль сочинения?
    Домашнее задание: упр. 240.
    Итог:
    – Где в жизни, кроме как чтение описаний в художественной литературе, вам может встретиться и понадобиться данный тип речи?
    Значит, нам надо этому учиться…
    Литература
    Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007.
    Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е издание. – М.: Линка-Пресс, 1994.
    Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс./ Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2011.

  5. Моя мама много времени проводит на кухне, она постоянно что-то готовит, а мне нравится наблюдать за ней и учиться, ведь всё эти умения мне пригодятся в жизни.
    Недавно у моего папы был день рождения, и мама решила испечь по этому случаю вкусный торт по новому рецепту. Я попросила маму, чтобы она научила печь такой торт и меня. Мама согласилась. И я стала наблюдать за тем, как она готовит, какие продукты берет, в какой последовательности соединяет их друг с другом.
    Сначала мама начала делать крем для торта. Она влила в кастрюлю обычное молоко, потом сгущенное молоко, затем добавила несколько желтков и размешала всё это венчиком. Затем она поставила эту кастрюлю на небольшой огонь и варила около пяти минут. После этого она развела немного крахмала в столовой ложке молока и влила в кастрюлю с кремом. Затем она варила крем еще около пяти минут. В результате крем получился густой. Мама сказала, что его надо хорошо остудить, прежде чем использовать для торта.
    Пока крем остужался, мама начала готовить бисквит. Она взбивала яйца с сахаром, потом добавляла туда масло и вареную сгущенку и снова взбивала.
    Затем она добавляла в тесто для бисквита муку и какао, продолжая взбивать.
    Готовить этот торт мама решила в мультиварке, поэтому она выложила туда тесто, выбрала нужный режим и включила мультиварку. Уже через 35 минут бисквит был готов. Мама поставила его остужаться, а сама снова взялась за крем. Оказывается, его нужно было ещё немного доделать. Мама взбила масло с какао и добавила в крем. Потом снова взбила его и убрала в холодильник.
    Испеченный бисквит мама разрезала на три коржа, каждый из которых хорошо смазала теплым кофе. Потом мама достала крем из холодильника и смазала все коржи кремом. Потом она соединила все три коржа. Сверху и по бокам тоже смазала торт кремом и убрала его в холодильник. Она сказала, что он должен хорошо пропитаться, чтобы стать ещё вкуснее.
    Вечером, когда пришел папа, мы пили чай с этим тортом. Он получился очень вкусный, и папа был безумно доволен. Мама сказала, что мы готовили этот торт для него с любовью, поэтому торт называется “Нежность”.
    Наблюдая за тем, как мама пекла торт, я поняла, что в этом нет ничего сложного. И я могу справиться с этим сама. В следующий раз я сама испеку такой торт для любимого папы.

  6. Приложение
    Цель: дать понятие описания действия как вида текста, его структурой, языковыми особенностями познакомить с порядком описания действий, показать значение наречий при описании действий закрепить изученное о наречиях, правописании наречий расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи, готовить к написанию изложения текста с описанием действия.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания
    1. Два ученика получают индивидуальные задания, выполняют их у доски.
    Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объснить графически.
    Санька косил (не)ост..навливаясь. Уже поб..жало тепло по жилкам ра..г..релись плечи и спина все веселее и звонче пела коса.
    Мальчик старался (во)всем подр..жать отцу. Косу в руках держал твердо к земле пр..жимал плотно. Травы он захватывал ровно столько чтобы ни один ст..белек (не)ост..вался (не)подреза(н,нн)ым
    Предложения из текста изложения, проводимого на следующем уроке. После проверки орфографии и пунктуации оставить на доске.
    2. Проверка упражнения 272:
    На доске один ученик объясняет, какие звуки произносятся на месте выделенных букв:
    [йо]л к у, не[йо], [в]ыборочной, ру[п]ке, соприкосну[ф]шись,
    Второй ученик выписывает все наречия из текста упражнения (когда-то, оттого, вниз, теперь, кверху, теперь, так, вверх, внизу).
    В это время читается текст, объясняется подбор заголовка.
    Дополнительный вопрос: какие еще орфограммы встретились в тексте?
    III. Новый материал.
    Определите тип речи текста домашнего упражнения. (описание)
    Как строится описание? (общий вид(загадка), детали, заключение)
    Какие еще типы речи знаете?
    Чем необычна тема урока? (действие- повествование)
    Зачем нужно уметь описывать действие? (рассказать фильм, книгу, игру, случай и т.п.)
    Что, по-вашему важно при описании действия?
    Последовательность
    Точность
    Образность
    Игра «Кто? Что? Как?»
    Условие игры: проследить за действиями учителя, записать что (глаголы, деепричастия) и как (наречия) он делал.
    Обратить внимание детей на последовательность, точность и образность описания действий. Действия учителя примерные.
    Учитель открыл(1) д верь нараспашку, быстро подошел(2_ к столу, перелистал книгу. Затем, улыбнувшись(4), посмотрел на класс. Потом шагнул(6) к доске, взял(7) мел и аккуратно написал(8): «Все!»
    – Сколько этапов действий получилось? (обычно замечают не все действия учителя)
    – Сравните с образцом.
    IV. Физминутка
    Быстро встаньте,
    Расправьте плечи,
    Вытяните руки вперед,
    Поднимите вверх,
    Опустите вниз,
    Глубоко вздохните,
    Медленно выдохните,
    Сядьте.
    сколько действий совершили? (8)
    сколько наречий названо? (6)
    зачем нужны наречия?
    V. Закрепление.
    Какие ошибки возможны при описании действия? (последовательность, точность)
    Работа с текстами индивидуальных заданий (взяты из текста изложения с описанием действия)
    прочитать текст,
    чем интересно описание действия в них?
    какие наречия встретились?
    Упражнение 238.
    Прочитать текст. Какими словами можно заменить повторяющиеся?
    Сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после, теперь, после этого, сделав это, закончив.
    Упражнение 239.
    Какие наречия помогут образно описать действия?
    Точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски, бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно.
    VI. Домашнее задание
    Создать миниатюру на материале упражнения 239, учитывать записанные слова.

    Изложение текста с описанием действия.

    Цель: формировать умение создавать текст на основе услышанного, выделять микротемы, членить его на части (С1 ГИА), использовать необходимые языковые средства для описания действия; развивать речевую компетентность учащихся.
    Ход урока
    I. Проверка домашнего задания.
    Устный опрос
    Чтение домашних сочинений-миниатюр, обсуждение.
    II. Подготовка к написанию изложения.
    Работа с текстом (могут быть у каждого или читаться учителем в зависимости от уровня подготовки класса)
    Санька был доволен, что проснулся рано. Ведь нет большего конфуза, как заявиться на луг, когда там уже вовсю идет работа. Вскинув косу плечо, Санька направился к конторе.
    Все пошли на луг, который лежал за лесом. На лугу было свежо, тихо. Трава, отяжеленная обильной росой, полегла к земле, казалось дымчатой, сизой.
    Санька шел вперед. Коса, легонько посвистывая, сновала то влево, то вправо, с сочным хрустом срезала под корень пестрое луговое разнотравье.
    «Песня, а не работа»,-говорил когда-то отец. И Санька подолгу мог любоваться, как он легко, точно играя, размахивал косой.
    И сейчас мальчик старался во всем подражать отцу. Косу в руках держал твердо, к земле прижимал плотно, травы захватывал ровно столько, чтобы ни один стебелек не оставался неподрезанным.
    А чего только не было в густой траве! Вот коса срезала небольшой муравейничек. Выпорхнула из-под лезвия серая луговая куропатка. Точно капельки крови, мелькнули в зелени красные ягоды земляники.
    Но не дело серьезному косарю бегать за куропатками, наклоняться за земляникой. И Санька косил, не останавливаясь. Уже побежало тепло по жилкам, разгорелись плечи и спина, все веселее и звонче пела коса.
    Но чьи это впереди ноги?
    – Берегись! Пятки подрежу! – озорно закричал Санька.
    Алеша Семушкин мельком оглянулся, стряхнул с носа капельки пота и еще быстрее замахал косой, чтобы оторваться от нагонявшего сзади Саньки.
    – А кого за вихры привязывать будем? – засмеялся тот, оглядывая покос, на котором оставались стебли нескошенной травы.
    – Эх, ты, косарь-травогляд! Макушки только сбиваешь.
    Алеша не нашелся что ответить, но косить стал медленнее и чище.
    А Санькина коса посвистывала все ближе и ближе.
    Из-за леса неторопливо выкатилось огромное оранжевое солнце. И луг, до того сизый и дымчатый, заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами. Расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно залюбовались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами.
    (А.Мусатов)
    Прочитать текст
    какое действие описывается?
    с какой целью? (радость труда, любовь к труду)
    сколько героев? Дайте характеристику их работе с помощью наречий.
    Санька – работает трудолюбиво, аккуратно
    Алеша – торопливо, небрежно
    какова последовательность с событий?
    как Санька готовится к действию?
    что делает сначала?
    что делает потом?
    чем заканчивается действие?
    как Санька относится к результату своего труда?
    какие наречия передают характер совершающего действие?
    Быстро, не спеша, торопливо, старательно, сноровисто, уверенно, аккуратно и др.
    какие еще описания есть в тексте? (луг, восход)
    назовите языковые средства (метафоры, эпитеты, сравнения)
    определите тип речи (повествование с элементами описания)
    составьте план текста (микротемы)
    Санька проснулся рано.
    «Песня, а не работа», – говорил отец.
    Чего только не было в густой траве!
    Санька и Алеша.
    Восход солнца.
    перескажите текст, используя план.
    III. Написание изложения.

  7. РАЗРБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
    ВИНОГРАДОВА АННА МИХАЙЛОВНА
    ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
    Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.
    Методические приемы: беседа по вопросам; элементы анализа текста; работа над исправлением речевых ошибок: работа над планом; письменное описание порядка действий в научном эксперименте.
    Оборудование урока: глубокая тарелка; свеча; стеклянная узкая мерная банка высотой больше свечи; вода, подкрашенная в синий цвет; спички; пластилин.
    Доска: число, классная работа, тема урока: «Описание действия»
    Ход урока
    I.Беседа о типах речи
    – С какими типами речи вы знакомы? (Рассуждение, повествование, описание)
    – Какова композиция этих типов сочинений?
    – С какими видами описаний вы встречались?
    – Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия.
    .Как вы думаете, в каких стилях речи уместно описание действия? (Разговорный стиль ( описание похода), официально-деловой стиль (инструкции и др.), публицистический стиль (репортаж, интервью), художественный стиль (описание листопада), научный стиль ( описание порядка действий ( лабораторная работа, эксперимент). А как вы думаете, какие части речи нам помогут в описание действия? (деепричастия, наречия) У всех типов описания есть общая композиция построения текста, но есть и что-то присущее только данному типу (описание помещения, портрета, местности), а что же присуще описанию действий?
    Записывают. Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:
    Подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы, поза, внутренняя собранность и т.д.);
    Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца)
    Результаты работы, вывод.
    II.Работа с учебником.
    1.Упражнение 237, стр. 112 (устно): чтение обсуждение, вопросов, определение роли наречий
    А как бы вы озаглавили текст?( «Работа мастера», «Мастерство плотника»)
    Наречия, с помощью которых автор рисует мастерство плотника: .лучше всех, быстро, ровно;
    Наречия, с помощью, которых автор указывает на последовательность: сначала, потом.
    2.Упражнение 238, стр.112 (устно): работа по исправлению речевых ошибок.
    В отрывке из сочинений неоправданный повтор наречия потом. Можно использовать синонимы затем, после, наконец.
    Прочитайте еще раз 1, 2, 3 предложения. Найдите подлежащее.( В 1 – папа, во 2 и 3 нет подлежащего, оно опущено)
    Записывают. В описании действий одного и того же лица( или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.
    Слова, помогающие описать действие:
    Во-первых, во-вторых, потом, затем, после этого, дальше, вслед за этим, , весело, неторопливо, спокойно, четко, уверенно, аккуратно, решительно, быстро, медленно, не спеша, торопливо, старательно,
    III.Игра «Кто?Что?Как?»
    А знаете ли вы что воздух состоит (запись на доске)
    Из кислорода 21%
    Азота 78%
    Других газов 1%
    Когда что-нибудь горит, происходит химическая реакция горения, которая так и называется – горение. Горение возможно только при наличии трех элементов: тепла, горючего и окислителя ( вещества поддерживающего горения). В отсутствии одного из компонентов пламя гаснет. Когда мы с помощью спички зажигаем свечу, мы производим тепло, необходимое кислороду(окислителю), чтобы зажечь воск, которым пропитан фитиль(горючее).
    Сейчас мы попробуем доказать, что содержание кислорода в воздухе 21%. Смотрите внимательно, что будет происходить, соблюдая полную тишину. Ваша задача после моих слов «все» записать, что и как делал учитель, помня, что в первой части вашей работы вы должны описать подготовку к работе, во второй- ход работы, в третьей – вывод, результат работы. Думаю, вам такая работа знакома, так как вы подобную работу выполняли на уроках физики, а план описания действия мы записали в тетрадь.
    (Учитель закрепляет на дне тарелки свечу с помощью пластилина, наливает в тарелку подкрашенную воду, зажигает свечку и закрывает свечку банкой. Через несколько секунд пламя свечи погаснет. А вода из тарелки войдет в банку, заняв примерно одну пятую часть ее высоты).
    После выполнения задания, зачитываются несколько работ.
    Делается вывод об особенностях описания действия (Сохранение последовательности в описании, четкости, точности описания, о роли наречий.
    Домашнее задание: упр239,240. Учитель предупреждает, что описание не должно быть деловым, похожим на инструкцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *