Сочинение по русскому языку на тему язык лучший посредник для установления дружбы и согласия
5 вариантов
Ариничев Алексей, 9 класс Эссе «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»
Речь – важнейшая функция человеческого общества. Вспомнив биологию, скажем, что появление второй сигнальной системы окончательно выделило человека разумного из животного мира. Споры о том, что у животных могут быть системы, подобные человеческому языку ведутся, но сравнимых по сложности с естественным языком, ни у каких биологический видов, населяющих землю, все же, нет. Именно язык, речь делает человека человеком.
С помощью языка мы выражаем свои чувства и отношение к окружающему миру. Родившись, ребенок сразу слышит ласковый голос матери, успокаивается и засыпает под звуки колыбельной. Смысл возникает в сознании, но он не может быть передан другому человеку, так как нет вседоступного способа, пока еще нет, проникнуть в человеческое сознание, в мысли. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей, превращаясь в слова. В этом виде мысли становятся доступными и могут быть приняты и поняты другими людьми. «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» гласит народная мудрость. Слово – великая и могучая сила. Слово может возродить к жизни, может убить, может сделать человека счастливым, может причинить страдания, может успокоить, может повести в атаку. Поэтому относиться к словам нужно очень аккуратно и внимательно. Человек всегда может понять и принять информацию, но все зависит от того, каких целей с помощью этой информации хотят добиться. В современном мире, когда у многих стран имеется пресловутая красная кнопка, существует реальная опасность, что кто-то когда-то эту кнопку нажмет. Поэтому разумному диалогу сейчас уделено самое пристальное внимание. Диалог помогает предотвратить конфликты и войны, помочь в общем деле сохранения и процветания нашего общего дома – нашей планеты. Дружба и согласие между народами сейчас основной двигатель прогресса и развития. Благодаря языку люди могут не только общаться друг с другом, но и создавать новое знание и передавать его потомкам, преодолевая ограничения, связанные с пространством и временем. Сейчас на Земле около семи тысяч языков. Языковые барьеры преодолеваются образованием и в будущем, конечно, будет единый язык землян – язык дружбы, мира и согласия.
Язык – это, прежде всего, средство общения. Без языка нет взаимопонимания. Поэтому наш язык является лучшим средством для установления дружбы и согласия. Кое-кто, может быть, и не согласится с этим утверждением, возразив, что кроме языка для установления дружбы, взаимопонимания необходимо многое другое. Да, это так. И все же…
Давайте представим ситуацию, что люди разучились разговаривать. Нет языка, и для выражения мыслей, чувств, желаний остались только жесты и мимика. Попытайтесь с помощью жестов передать такое понятие, как мировоззрение, человечество. Попытайтесь рассказать собеседнику, как прекрасен окружающий мир, как хорошо в этом мире, когда рядом близкие друзья.
Можно жестами показать все это. Но язык помогает не только рассказать. С помощью языка мы передаем состояние окружающей нас действительности в определенный момент времени. Я увидела однажды хрустальные деревья. Это было зимним утром. Невысокие деревца были покрыты льдом. Каждая веточка, каждый изгиб, сверкал в лучах солнца, как сверкает и переливается всеми гранями хрустальный бокал. Неповторимое зрелище! А можно ли все это передать без слов? Думаю, что нет.
То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека. Только словами можно выразить, насколько вам дорог человек, что значит для вас его присутствие рядом.
Только слова могут передать глубину переживаний. Поэтому язык – действительно, самый лучший посредник для установления самой крепкой дружбы между людьми, мира и согласия в доме.
Язык – это, прежде всего, средство общения. Без языка нет взаимопонимания. Поэтому наш язык является лучшим средством для установления дружбы и согласия. Кое-кто, может быть, и не согласится с этим утверждением, возразив, что кроме языка для установления дружбы, взаимопонимания необходимо многое другое. Да, это так. И все же…
Давайте представим ситуацию, что люди разучились разговаривать. Нет языка, и для выражения мыслей, чувств, желаний остались только жесты и мимика. Попытайтесь с помощью жестов передать такое понятие, как мировоззрение, человечество. Попытайтесь рассказать собеседнику, как прекрасен окружающий мир, как хорошо в этом мире, когда рядом близкие друзья.
Можно жестами показать все это. Но язык помогает не только рассказать. С помощью языка мы передаем состояние окружающей нас действительности в определенный момент времени. Я увидела однажды хрустальные деревья. Это было зимним утром. Невысокие деревца были покрыты льдом. Каждая веточка, каждый изгиб, сверкал в лучах солнца, как сверкает и переливается всеми гранями хрустальный бокал. Неповторимое зрелище! А можно ли все это передать без слов? Думаю, что нет.
То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека. Только словами можно выразить, насколько вам дорог человек, что значит для вас его присутствие рядом.
Только слова могут передать глубину переживаний. Поэтому язык – действительно, самый лучший посредник для установления самой крепкой дружбы между людьми, мира и согласия в доме.
Язык – это окно в новый мир, это дорога к другим людям
Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Язык неотделим от человека и человеческого общества. Невозможно представить себе общество, в котором не было бы языка и люди не общались друг с другом. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдаленных временах. Но главное – новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с людьми, быстро достигнуть понимания с которыми не удается. С одной стороны, это грустно, ведь хотелось бы иметь дружеские отношения со всеми окружающими людьми. С другой стороны, не нужно отчаиваться, ведь человеку под силу многое, в том числе и установление дружбы практически с кем угодно. Но для этого нужно использовать все то, чем наделила нас природа, в полной мере.
Так что же нужно делать для того, чтобы отыскать настолько необходимые дружбу и согласие с некоторыми людьми? Какие средства нужно использовать? Думается, что ответ на данный вопрос находится на самой поверхности. Для этого нужно использовать язык. Человек об этом не задумывается, но все существующие в его жизни проблемы можно разрешить за счет использования собственной речи. Конечно, использовать ее нужно правильно, с полным соблюдением некоторых требований. Безусловно, использование языка прекрасно подходит и для того, чтобы установить полное согласие и дружбу с каким угодно человеком, независимо от того, каким характером и особенностями личности он наделен.
Что же нужно конкретно делать, чтобы доказать утверждение о…
том, что язык является наилучшим посредником для установления дружбы и согласия? Во-первых, желательно сделать свою речь как можно более богатой и разнообразной. Все люди любят, когда с ними делятся чем-то интересным, рассказывают что-то увлекательное или полезное для разума. Интересные жизненные истории нужно не просто знать, важно уметь их правильно донести до слушателя, подать их в действительно приятной форме. В таком случае человек, с которым вы общаетесь, наверняка станет вашим другом.
Точно настолько же эффективным является язык и для достижения согласия, то есть, для разрешения разного рода конфликтных ситуаций. Между обычными людьми в условиях повседневной жизни вовсе не должно возникать каких-то радикальных острых ситуаций. Люди всегда смотрят на вещи рационально и готовы учитывать интересы других. Вот только для этого важно уметь донести до них всю нужную информацию. И сделать это можно лишь с использованием языка. Если вы спокойно объясните человек суть проблемы, дружелюбно изложите все имеющиеся у вас аргументы, он наверняка поймет вас, увидит в ваших словах логику, а конфликтная ситуация, таким образом, будет полностью исчерпана.
Сценарий праздника, посвящённого русскому языку.
Цели:
1. Развитие интереса к изучаемому предмету;
2. Развитие интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся, выявление одарённых детей;
3. Развитие коммуникативных навыков между обучающимися.
Знакомство с программой недели.
Понедельник
Открытие недели русского языка. Торжественное
объявление на линейке.
Вторник
Конкурс стенгазет.
Среда
Викторина по русскому языку
Четверг
Сочинение на тему: «Что для меня – русский язык?»
Пятница
Праздник русского языка.
Материальное обеспечение:
– плакаты с надписям о русском языке
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
М.Горький.
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. Эразм
Роттердамский.
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет
всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. К.Д.
Ушинский.
Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли
итальянский. И.Рюдигер.
Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно
разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков,
русский язык кажется нам созданным для поэзии. П. Мериме.
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать
мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его.
А. Генис.
– выставка стенгазет о русском языке;
Сегодня мы должны подвести итог недели русского языка.
Во-первых были выпущены стенгазеты, три лучших были вывешены внизу.
Одна из них показывала место нашего языка в языковой системе, показывала его
корни. Вторая отображала зарождение славянской письменности и рассказывала об
основоположниках нашей азбуки – Кирилле и Мефодие или , как их ещё называли,
солунских братьях. Третья – была посвящена русским лингвистам, филологам,
языковедам. Плеяда их огромна и значение их в изучении, исследовании,
систематизации и развитии русского языка велико.
Во-вторых, мы провели викторину по русскому языку. Победители ……..
В-третьих, вы писали конкурсное сочинение на тему: «Что для меня – русский
язык?». Лучшие сочинения сегодня будут зачитаны.
Завершающим этапом явится наше сегодняшнее мероприятие – Праздник русского
языка. Оно будет состоять из торжественной части и второго отделения – Конкурса
знатоков русского языка.
Итак, начинаем!
1 ведущий.
Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие
человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне
более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на
двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше
двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и
английского).
Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки,
мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.
Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек.
Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его
изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и
Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения
народов разных стран.
Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых
уголках Земли. Сбылись слова А.Н.Толстого: «Настанет время – русский язык
начнут изучать по всем меридианам земного шара». Сегодня народы мира хотят
знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.
2 ведущий.
В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да
будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти
без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит,
гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно
вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и
возвышении человеческого голоса!»
Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе,
прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние
русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».
Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»
А.М.Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с
быстротой поражающей»
В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала
стихотворение «Мужество», в нём есть такие строки:
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
1 ведущий.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один
мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык!»
2 ведущий.
На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского,
Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.
Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все,
кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность,
выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство,
развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо.
Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать
новые слова, как только в них возникает необходимость.
1 Чтец .
Стужа ль жгла, дожди ли моросили,Забывая и боль и грусть,
Как молитву, язык России
Я заучивал наизусть.
В нем, мне кажется, от природы,
Как в живительном корне, есть
Свежесть совести, сок свободы,
Благородство, размах и честь.
Беспримерный язык! Недаром
Пушкин думал на нем и творил.
С. Васильев «Русский язык»
2 чтец.
Щедро народное наследствоЯ люблю красивый наш язык.
На якутском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Но порой, друзья мои, бывает,
В час, когда сижу с пером в руке,
Новых слов для песни не хватает
Мне в моем не бедном языке.
Жизнь идёт, словарь опережая,
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у русских многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские советские слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик,
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык.
С. Данилов «Мой русский язык»
3 чтец.
За что я русский полюбил язык?
За что я к слову русскому приник?
За то, что мудрость Пушкина впервые
На языке России я постиг.
На нём всемирный обрели маршрут
Слова: Свобода, Равенство и Труд,
Слова, что всех людей земного шара
К борьбе за счастье на земле зовут.
За что Россию я люблю, как мать?
За что готов ей жизнь свою отдать?
За то, что в годы битв и испытаний
Она смогла свободу отстоять.
И счастлив я, что сквозь года со мной
Идут по жизни Пушкин и Толстой,
Что у Максима Горького учусь я
Любви к народу и к земле родной,
Что Родине служить не устаю,
Что музе Маяковского обязан
Я местом в поэтическом строю!
1 ведущий.
В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом.
Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для
фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за
его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом
№1.
2 ведущий.
Из более чем тысячи советских писателей, ушедших на фронт, двадцать один
удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.
1 ведущий.
Всеволод Багрицкий,
Муса Джалиль,
Михаил Кульчицкий,
Всеволод Лебода,
Евгений Петров,
2 ведущий.
Аркадий Гайдар,
Павел Коган,
Юрий Крымов,
Николай Майоров,
Иосиф Уткин
4 Чтец .
Много языков на свете разныхВыучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
1 ведущий.
«…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких
мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», призывал М.Горький.
2 ведущий.
Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства,
желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая
речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.
(демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев»)
К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «элочки». Сейчас вы увидите
сценку из нашей жизни, она называется «Культурный человек».
(Приложение 1)
Учитель.
Начинаем второе отделение.
Я приглашаю, играющих в шахматы, принять участие в «шахматном турнире».
Задание: ходом шахматного коня, не повторяя ходы, прочитать пословицу о
грамоте.
(Приложение 2)
Внимание! За правильные ответы вы будете получать жетоны. Сохраняйте их! В
конце произведём подсчёт, и тот, кто соберёт большее количество жетонов, будет
объявлен знатоком русского языка.
Пока идёт шахматный турнир, я предлагаю вам выполнить первое задание. Это
будет орфоэпический конкурс.
Задание 1: расставить ударение в словах. (Слова написаны на доске)
(Приложение 3)
Задание 2: к фразеологическим оборотам подобрать слова – синонимы. Если у вас
возникнет затруднение, я предложу вам три варианта ответа.
(Приложение 4)
Задание 3: назвать произведение, из которого взято крылатое выражение.
(Приложение 5)
Задание 4: фамилии каких русских писателей можно составить из букв, входящих в
данные слова.
(Приложение 6)
Напоминаю, что одним из этапов месячника по русскому языку было написание
мини – сочинения «Что для меня – русский язык?»
Некоторые я сейчас зачитаю. (Зачитываются три лучших сочинения).
В своих сочинениях вы рассуждали, высказывали свои мысли, писали о чувствах,
связанных с русским языком. Но все ваши сочинения объединяет одна мысль:
русский язык –это восприятие человеком окружающего мира в определённом
возрасте. И чем старше человек становится, тем большим смыслом, высоким
смыслом слова наполняют его жизнь. Чем шире словарный запас человека, тем
человек духовно богаче, ярче, интереснее.
Сегодняшний конкурс показал, что ваши знания русского языка недостаточны,
поэтому я призываю вас учить свой родной язык, чтобы развиваться духовно, быть
интересными и грамотными людьми. Я призываю вас бережно относиться к языку,
не засорять его низкой лексикой и разным сленгом.
А теперь – подсчёт жетонов и оглашение имён победителей конкурса знатоков
русского языка.
Приложение 1.
Сценка «Культурный человек».
Двое учащихся беседуют, двое других стоят в сторонке и прислушиваются к их
разговору:
– Ты пойдёшь сегодня в кино?
– Ага.
– А билет ты уже купил?
– Не-а.
– Будешь покупать себе, купи и мне.
– Ага.
– Мне зайти за тобой по дороге в кино?
– Ага.
– Ты подождёшь меня?
– Ага.
Один из слушающих разговор спрашивает другого:
– Почему тот молодой человек на все вопросы отвечает «ага»?
– Он просто некультурный человек.
– А ты культурный?
– Ага.
Приложение 2.
ЗАДАНИЕ:
ХОДОМ ШАХМАТНОГО КОНЯ, НЕ ПОВТОРЯЯ ХОДЫ,
ПРОЧИТАТЬ ПОСЛОВИЦУ О ГРАМОТЕ.
СЯ
В
М
Ч
АП
О
И
Д
Я
А
С
Т
ГР
Р
У
Т
Т
О
Г
С
ДИ
Е
Ь
(Грамоте учиться – всегда пригодится )
Е
ИГ
Приложение 3.
Расставить ударение в словах.
1. Алфавит
19.
19. Догмат
2. Добыча
20.
20. Стаканы
3. Досуг
21.
21. Ворожея
4. Вероисповедание
22.
22. Благовест
5. Оберег
23.
23. Звонит
6. Колледж
24.
24. Исчерпать
7. Квартал
25.
25. Менеджмент
8. Диспансер
26.
26. Обеспечение
9.
Донельзя
27.
27. Оптовый
10.
Шприцы
28.
28. Подростковый
11.
Щавель
29.
29. Холеный
12.
Воткнутый
30.
30. Тефтели
13.
Вогнутый
31.
31. Ходатайствовать
14.
Намерения
32.
32. Творог
15.
Возрастов
33.
33. Свекла
16.
Каталог
34.
34. Процент
17.
Кухонный
35.
35. Деньгами
18.
Торты
Приложение 4.
К фразеологическим оборотам подобрать слова – синонимы.
1. Клевать носом –
2. Спустя рукава –
3. Душа в пятки ушла –
4. Бить баклуши –
5. Лить пули –
6. Не в бровь, а в глаз –
7. Поставить в тупик –
8. Аника-воин –
9. Комар носа не подточит –
10. Лица нет –
11. Мелкая сошка –
12. Мышиная возня –
13. Наобум Лазаря –
14. Не лаптем щи хлебаю –
15. Не мудрствуя лукаво –
16. Небо коптить –
17. Читать между строк –
18. Уму непостижимо –
19. Тянуть резину –
20. Тянуть лямку –
21. Тёртый калач –
22. Стрелять из пушек по воробьям –
23. Рыть землю носом –
24. Рассыпаться мелким бесом –
25. Разрубить гордиев узел –
26. Разводить турусы на колёсах –
27. Птица низкого полёта –
28. Прибрать вожжи к рукам –
29. Оседлать конька –
Приложение 5.
Из какого произведения это крылатое выражение?
1. Жираф большой, ему видней
2. Любви все возрасты покорны
3. Мы вольные птицы, пора, брат, пора…
4. А он, мятежный, просит бури…
5. А счастье было так возможно
6. Богатенький Буратино
7. Богатыри – не вы!
8. Гений и злодейство – две вещи несовместимые
9. Давайте говорить друг другу комплементы
10. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
11. Люди гибнут за металл
12. Служить бы рад, прислуживаться тошно
13. Что день грядущий мне готовит
14. Нет, ребята, я не гордый
15. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия
16. Счастливые часов не наблюдают
Приложение 6.
Фамилии каких русских писателей можно составить из букв,
входящих в данные слова:
1. Весна. Рок.
2. Ремонт. Лов.
(Некрасов)
(Лермонтов)
3. Сосед. Вий. Ток.
(Достоевский)
Ариничев Алексей, 9 класс
Эссе «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»
Речь – важнейшая функция человеческого общества. Вспомнив биологию, скажем, что появление второй сигнальной системы окончательно выделило человека разумного из животного мира. Споры о том, что у животных могут быть системы, подобные человеческому языку ведутся, но сравнимых по сложности с естественным языком, ни у каких биологический видов, населяющих землю, все же, нет. Именно язык, речь делает человека человеком.
С помощью языка мы выражаем свои чувства и отношение к окружающему миру. Родившись, ребенок сразу слышит ласковый голос матери, успокаивается и засыпает под звуки колыбельной. Смысл возникает в сознании, но он не может быть передан другому человеку, так как нет вседоступного способа, пока еще нет, проникнуть в человеческое сознание, в мысли. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей, превращаясь в слова. В этом виде мысли становятся доступными и могут быть приняты и поняты другими людьми. «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» гласит народная мудрость. Слово – великая и могучая сила. Слово может возродить к жизни, может убить, может сделать человека счастливым, может причинить страдания, может успокоить, может повести в атаку. Поэтому относиться к словам нужно очень аккуратно и внимательно. Человек всегда может понять и принять информацию, но все зависит от того, каких целей с помощью этой информации хотят добиться. В современном мире, когда у многих стран имеется пресловутая красная кнопка, существует реальная опасность, что кто-то когда-то эту кнопку нажмет. Поэтому разумному диалогу сейчас уделено самое пристальное внимание. Диалог помогает предотвратить конфликты и войны, помочь в общем деле сохранения и процветания нашего общего дома – нашей планеты. Дружба и согласие между народами сейчас основной двигатель прогресса и развития. Благодаря языку люди могут не только общаться друг с другом, но и создавать новое знание и передавать его потомкам, преодолевая ограничения, связанные с пространством и временем. Сейчас на Земле около семи тысяч языков. Языковые барьеры преодолеваются образованием и в будущем, конечно, будет единый язык землян – язык дружбы, мира и согласия.
Язык – это, прежде всего, средство общения. Без языка нет взаимопонимания. Поэтому наш язык является лучшим средством для установления дружбы и согласия. Кое-кто, может быть, и не согласится с этим утверждением, возразив, что кроме языка для установления дружбы, взаимопонимания необходимо многое другое. Да, это так. И все же…
Давайте представим ситуацию, что люди разучились разговаривать. Нет языка, и для выражения мыслей, чувств, желаний остались только жесты и мимика. Попытайтесь с помощью жестов передать такое понятие, как мировоззрение, человечество. Попытайтесь рассказать собеседнику, как прекрасен окружающий мир, как хорошо в этом мире, когда рядом близкие друзья.
Можно жестами показать все это. Но язык помогает не только рассказать. С помощью языка мы передаем состояние окружающей нас действительности в определенный момент времени. Я увидела однажды хрустальные деревья. Это было зимним утром. Невысокие деревца были покрыты льдом. Каждая веточка, каждый изгиб, сверкал в лучах солнца, как сверкает и переливается всеми гранями хрустальный бокал. Неповторимое зрелище! А можно ли все это передать без слов? Думаю, что нет.
То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека. Только словами можно выразить, насколько вам дорог человек, что значит для вас его присутствие рядом.
Только слова могут передать глубину переживаний. Поэтому язык – действительно, самый лучший посредник для установления самой крепкой дружбы между людьми, мира и согласия в доме.
Язык – это, прежде всего, средство общения. Без языка нет взаимопонимания. Поэтому наш язык является лучшим средством для установления дружбы и согласия. Кое-кто, может быть, и не согласится с этим утверждением, возразив, что кроме языка для установления дружбы, взаимопонимания необходимо многое другое. Да, это так. И все же…
Давайте представим ситуацию, что люди разучились разговаривать. Нет языка, и для выражения мыслей, чувств, желаний остались только жесты и мимика. Попытайтесь с помощью жестов передать такое понятие, как мировоззрение, человечество. Попытайтесь рассказать собеседнику, как прекрасен окружающий мир, как хорошо в этом мире, когда рядом близкие друзья.
Можно жестами показать все это. Но язык помогает не только рассказать. С помощью языка мы передаем состояние окружающей нас действительности в определенный момент времени. Я увидела однажды хрустальные деревья. Это было зимним утром. Невысокие деревца были покрыты льдом. Каждая веточка, каждый изгиб, сверкал в лучах солнца, как сверкает и переливается всеми гранями хрустальный бокал. Неповторимое зрелище! А можно ли все это передать без слов? Думаю, что нет.
То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека. Только словами можно выразить, насколько вам дорог человек, что значит для вас его присутствие рядом.
Только слова могут передать глубину переживаний. Поэтому язык – действительно, самый лучший посредник для установления самой крепкой дружбы между людьми, мира и согласия в доме.
Язык – это окно в новый мир, это дорога к другим людям
Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Язык неотделим от человека и человеческого общества. Невозможно представить себе общество, в котором не было бы языка и люди не общались друг с другом. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдаленных временах. Но главное – новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с людьми, быстро достигнуть понимания с которыми не удается. С одной стороны, это грустно, ведь хотелось бы иметь дружеские отношения со всеми окружающими людьми. С другой стороны, не нужно отчаиваться, ведь человеку под силу многое, в том числе и установление дружбы практически с кем угодно. Но для этого нужно использовать все то, чем наделила нас природа, в полной мере.
Так что же нужно делать для того, чтобы отыскать настолько необходимые дружбу и согласие с некоторыми людьми? Какие средства нужно использовать? Думается, что ответ на данный вопрос находится на самой поверхности. Для этого нужно использовать язык. Человек об этом не задумывается, но все существующие в его жизни проблемы можно разрешить за счет использования собственной речи. Конечно, использовать ее нужно правильно, с полным соблюдением некоторых требований. Безусловно, использование языка прекрасно подходит и для того, чтобы установить полное согласие и дружбу с каким угодно человеком, независимо от того, каким характером и особенностями личности он наделен.
Что же нужно конкретно делать, чтобы доказать утверждение о…
том, что язык является наилучшим посредником для установления дружбы и согласия? Во-первых, желательно сделать свою речь как можно более богатой и разнообразной. Все люди любят, когда с ними делятся чем-то интересным, рассказывают что-то увлекательное или полезное для разума. Интересные жизненные истории нужно не просто знать, важно уметь их правильно донести до слушателя, подать их в действительно приятной форме. В таком случае человек, с которым вы общаетесь, наверняка станет вашим другом.
Точно настолько же эффективным является язык и для достижения согласия, то есть, для разрешения разного рода конфликтных ситуаций. Между обычными людьми в условиях повседневной жизни вовсе не должно возникать каких-то радикальных острых ситуаций. Люди всегда смотрят на вещи рационально и готовы учитывать интересы других. Вот только для этого важно уметь донести до них всю нужную информацию. И сделать это можно лишь с использованием языка. Если вы спокойно объясните человек суть проблемы, дружелюбно изложите все имеющиеся у вас аргументы, он наверняка поймет вас, увидит в ваших словах логику, а конфликтная ситуация, таким образом, будет полностью исчерпана.
Сценарий праздника, посвящённого русскому языку.
Цели:
1. Развитие интереса к изучаемому предмету;
2. Развитие интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся, выявление одарённых детей;
3. Развитие коммуникативных навыков между обучающимися.
Знакомство с программой недели.
Понедельник
Открытие недели русского языка. Торжественное
объявление на линейке.
Вторник
Конкурс стенгазет.
Среда
Викторина по русскому языку
Четверг
Сочинение на тему: «Что для меня – русский язык?»
Пятница
Праздник русского языка.
Материальное обеспечение:
– плакаты с надписям о русском языке
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
М.Горький.
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. Эразм
Роттердамский.
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет
всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. К.Д.
Ушинский.
Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли
итальянский. И.Рюдигер.
Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно
разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков,
русский язык кажется нам созданным для поэзии. П. Мериме.
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать
мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его.
А. Генис.
– выставка стенгазет о русском языке;
Сегодня мы должны подвести итог недели русского языка.
Во-первых были выпущены стенгазеты, три лучших были вывешены внизу.
Одна из них показывала место нашего языка в языковой системе, показывала его
корни. Вторая отображала зарождение славянской письменности и рассказывала об
основоположниках нашей азбуки – Кирилле и Мефодие или , как их ещё называли,
солунских братьях. Третья – была посвящена русским лингвистам, филологам,
языковедам. Плеяда их огромна и значение их в изучении, исследовании,
систематизации и развитии русского языка велико.
Во-вторых, мы провели викторину по русскому языку. Победители ……..
В-третьих, вы писали конкурсное сочинение на тему: «Что для меня – русский
язык?». Лучшие сочинения сегодня будут зачитаны.
Завершающим этапом явится наше сегодняшнее мероприятие – Праздник русского
языка. Оно будет состоять из торжественной части и второго отделения – Конкурса
знатоков русского языка.
Итак, начинаем!
1 ведущий.
Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие
человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне
более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на
двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше
двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и
английского).
Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки,
мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.
Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек.
Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его
изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и
Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения
народов разных стран.
Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых
уголках Земли. Сбылись слова А.Н.Толстого: «Настанет время – русский язык
начнут изучать по всем меридианам земного шара». Сегодня народы мира хотят
знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.
2 ведущий.
В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да
будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти
без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит,
гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно
вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и
возвышении человеческого голоса!»
Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе,
прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние
русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».
Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»
А.М.Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с
быстротой поражающей»
В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала
стихотворение «Мужество», в нём есть такие строки:
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
1 ведущий.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один
мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык!»
2 ведущий.
На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского,
Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.
Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все,
кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность,
выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство,
развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо.
Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать
новые слова, как только в них возникает необходимость.
1 Чтец .
Стужа ль жгла, дожди ли моросили,Забывая и боль и грусть,
Как молитву, язык России
Я заучивал наизусть.
В нем, мне кажется, от природы,
Как в живительном корне, есть
Свежесть совести, сок свободы,
Благородство, размах и честь.
Беспримерный язык! Недаром
Пушкин думал на нем и творил.
С. Васильев «Русский язык»
2 чтец.
Щедро народное наследствоЯ люблю красивый наш язык.
На якутском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Но порой, друзья мои, бывает,
В час, когда сижу с пером в руке,
Новых слов для песни не хватает
Мне в моем не бедном языке.
Жизнь идёт, словарь опережая,
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у русских многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские советские слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик,
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык.
С. Данилов «Мой русский язык»
3 чтец.
За что я русский полюбил язык?
За что я к слову русскому приник?
За то, что мудрость Пушкина впервые
На языке России я постиг.
На нём всемирный обрели маршрут
Слова: Свобода, Равенство и Труд,
Слова, что всех людей земного шара
К борьбе за счастье на земле зовут.
За что Россию я люблю, как мать?
За что готов ей жизнь свою отдать?
За то, что в годы битв и испытаний
Она смогла свободу отстоять.
И счастлив я, что сквозь года со мной
Идут по жизни Пушкин и Толстой,
Что у Максима Горького учусь я
Любви к народу и к земле родной,
Что Родине служить не устаю,
Что музе Маяковского обязан
Я местом в поэтическом строю!
1 ведущий.
В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом.
Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для
фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за
его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом
№1.
2 ведущий.
Из более чем тысячи советских писателей, ушедших на фронт, двадцать один
удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.
1 ведущий.
Всеволод Багрицкий,
Муса Джалиль,
Михаил Кульчицкий,
Всеволод Лебода,
Евгений Петров,
2 ведущий.
Аркадий Гайдар,
Павел Коган,
Юрий Крымов,
Николай Майоров,
Иосиф Уткин
4 Чтец .
Много языков на свете разныхВыучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
1 ведущий.
«…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких
мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», призывал М.Горький.
2 ведущий.
Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства,
желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая
речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.
(демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев»)
К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «элочки». Сейчас вы увидите
сценку из нашей жизни, она называется «Культурный человек».
(Приложение 1)
Учитель.
Начинаем второе отделение.
Я приглашаю, играющих в шахматы, принять участие в «шахматном турнире».
Задание: ходом шахматного коня, не повторяя ходы, прочитать пословицу о
грамоте.
(Приложение 2)
Внимание! За правильные ответы вы будете получать жетоны. Сохраняйте их! В
конце произведём подсчёт, и тот, кто соберёт большее количество жетонов, будет
объявлен знатоком русского языка.
Пока идёт шахматный турнир, я предлагаю вам выполнить первое задание. Это
будет орфоэпический конкурс.
Задание 1: расставить ударение в словах. (Слова написаны на доске)
(Приложение 3)
Задание 2: к фразеологическим оборотам подобрать слова – синонимы. Если у вас
возникнет затруднение, я предложу вам три варианта ответа.
(Приложение 4)
Задание 3: назвать произведение, из которого взято крылатое выражение.
(Приложение 5)
Задание 4: фамилии каких русских писателей можно составить из букв, входящих в
данные слова.
(Приложение 6)
Напоминаю, что одним из этапов месячника по русскому языку было написание
мини – сочинения «Что для меня – русский язык?»
Некоторые я сейчас зачитаю. (Зачитываются три лучших сочинения).
В своих сочинениях вы рассуждали, высказывали свои мысли, писали о чувствах,
связанных с русским языком. Но все ваши сочинения объединяет одна мысль:
русский язык –это восприятие человеком окружающего мира в определённом
возрасте. И чем старше человек становится, тем большим смыслом, высоким
смыслом слова наполняют его жизнь. Чем шире словарный запас человека, тем
человек духовно богаче, ярче, интереснее.
Сегодняшний конкурс показал, что ваши знания русского языка недостаточны,
поэтому я призываю вас учить свой родной язык, чтобы развиваться духовно, быть
интересными и грамотными людьми. Я призываю вас бережно относиться к языку,
не засорять его низкой лексикой и разным сленгом.
А теперь – подсчёт жетонов и оглашение имён победителей конкурса знатоков
русского языка.
Приложение 1.
Сценка «Культурный человек».
Двое учащихся беседуют, двое других стоят в сторонке и прислушиваются к их
разговору:
– Ты пойдёшь сегодня в кино?
– Ага.
– А билет ты уже купил?
– Не-а.
– Будешь покупать себе, купи и мне.
– Ага.
– Мне зайти за тобой по дороге в кино?
– Ага.
– Ты подождёшь меня?
– Ага.
Один из слушающих разговор спрашивает другого:
– Почему тот молодой человек на все вопросы отвечает «ага»?
– Он просто некультурный человек.
– А ты культурный?
– Ага.
Приложение 2.
ЗАДАНИЕ:
ХОДОМ ШАХМАТНОГО КОНЯ, НЕ ПОВТОРЯЯ ХОДЫ,
ПРОЧИТАТЬ ПОСЛОВИЦУ О ГРАМОТЕ.
СЯ
В
М
Ч
АП
О
И
Д
Я
А
С
Т
ГР
Р
У
Т
Т
О
Г
С
ДИ
Е
Ь
(Грамоте учиться – всегда пригодится )
Е
ИГ
Приложение 3.
Расставить ударение в словах.
1. Алфавит
19.
19. Догмат
2. Добыча
20.
20. Стаканы
3. Досуг
21.
21. Ворожея
4. Вероисповедание
22.
22. Благовест
5. Оберег
23.
23. Звонит
6. Колледж
24.
24. Исчерпать
7. Квартал
25.
25. Менеджмент
8. Диспансер
26.
26. Обеспечение
9.
Донельзя
27.
27. Оптовый
10.
Шприцы
28.
28. Подростковый
11.
Щавель
29.
29. Холеный
12.
Воткнутый
30.
30. Тефтели
13.
Вогнутый
31.
31. Ходатайствовать
14.
Намерения
32.
32. Творог
15.
Возрастов
33.
33. Свекла
16.
Каталог
34.
34. Процент
17.
Кухонный
35.
35. Деньгами
18.
Торты
Приложение 4.
К фразеологическим оборотам подобрать слова – синонимы.
1. Клевать носом –
2. Спустя рукава –
3. Душа в пятки ушла –
4. Бить баклуши –
5. Лить пули –
6. Не в бровь, а в глаз –
7. Поставить в тупик –
8. Аника-воин –
9. Комар носа не подточит –
10. Лица нет –
11. Мелкая сошка –
12. Мышиная возня –
13. Наобум Лазаря –
14. Не лаптем щи хлебаю –
15. Не мудрствуя лукаво –
16. Небо коптить –
17. Читать между строк –
18. Уму непостижимо –
19. Тянуть резину –
20. Тянуть лямку –
21. Тёртый калач –
22. Стрелять из пушек по воробьям –
23. Рыть землю носом –
24. Рассыпаться мелким бесом –
25. Разрубить гордиев узел –
26. Разводить турусы на колёсах –
27. Птица низкого полёта –
28. Прибрать вожжи к рукам –
29. Оседлать конька –
Приложение 5.
Из какого произведения это крылатое выражение?
1. Жираф большой, ему видней
2. Любви все возрасты покорны
3. Мы вольные птицы, пора, брат, пора…
4. А он, мятежный, просит бури…
5. А счастье было так возможно
6. Богатенький Буратино
7. Богатыри – не вы!
8. Гений и злодейство – две вещи несовместимые
9. Давайте говорить друг другу комплементы
10. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
11. Люди гибнут за металл
12. Служить бы рад, прислуживаться тошно
13. Что день грядущий мне готовит
14. Нет, ребята, я не гордый
15. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия
16. Счастливые часов не наблюдают
Приложение 6.
Фамилии каких русских писателей можно составить из букв,
входящих в данные слова:
1. Весна. Рок.
2. Ремонт. Лов.
(Некрасов)
(Лермонтов)
3. Сосед. Вий. Ток.
(Достоевский)