Сочинение по теме правда и ложь в драме горького на дне

11 вариантов

  1. В пьесе Горького «На дне» представлены герои, которые опустились на дно. Все туда попали по разным причинам. Одна из главных- это время в котором они живут, безработица. Большинство обитателей ночлежки выпивают, пытаясь «закрасить», забыть ту жизнь в которой они существуют. Так можно только существовать, а не жить. Но Клещ, например, ищет выход со дна, борется хоть как-то с этой ситуацией. Им всем не хватает поддержки, уверенности, помощи, заботы, цели и даже толчка, как впрочем каждому из нас, но ситуация у них очень плачевная.
    Они смотрят на жизнь с негативной стороны, с настоящей! С появлением Луки, происходит какое-то движение в душах обитателей. Ангел он или чёрт? Лука принёс веру и поддержку. Актёру он рассказал про бесплатную больницу, которая его вылечит. вселив в него надежду и дав цель, но так и не указав точный путь. Анне он рассказывал о спокойной и беззаботной жизни после смерти. Эти «сказки» Анне были очень нужны. Лука всем обещает хорошую, нормальную, человеческую жизнь, он их понимает и испытывает сострадание абсолютно к каждому. Все его «басни» придуманы, ничего не было на самом деле, но это никому не важно. Вся ложь сильно контрастна по сравнению с настоящей жизнью. Возможно это и привлекло Луку ко всем обитателям, они устали от этой муки, а тут рассказы и надежды о будущей жизни. С ним всем хорошо. Получается он святой, только когда лукавит. Старик внезапно уходит и все понимают, что ничего абсолютно не изменилось. Всё осталось как прежде. Возможно, те дни обитания Луки в ночлежке, были лучшие в жизни на дне. Да он лжёт, но плохо это или хорошо? Он лжет во спасение. Горький показал читателям яркий пример, когда «сладкая лож лучше, чем горькая правда».

  2. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Максима Горького
    Сочинения по произведению “На дне”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Скорее всего, когда Максим Горький трудился над пьесой «На дне», вопрос правды и лжи был принят им за основу произведения. То, что в пьесе описывается быт низших слов населения – это просто фон и экспозиция. А вопрос правды и лжи – кульминация. Люди, которые живут на дне жизни, по замыслу писателя сталкиваются с правдой и ложью. Но главное то, что они не могут разобраться, чему верить, а чему нет. Скорее всего, Максим Горький и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Да и нужно ли? Ведь пьеса о выборе между Правдой и Ложью. Между Добром и Злом.
    Что представляют собой персонажи пьесы? Обычные обитатели дешевой ночлежки, которые, волею судеб, вынуждены кое-как сводить концы с концами. За спиной каждого из них – личная трагедия. Актеру сломал жизнь алкоголь. Барон – бывший дворянин, но судьба лишила его всех привилегий и наследства. Сатин – бывший арестант, а Васька Пепел – человек, у которого по законам описанного времени нет будущего: он сын вора. На каждом персонаже – печать суровой жизни. Им свойственен цинизм, отсутствие приятного морального облика и мрачные мысли. Персонаж по имени Андрей Митрич, например, ждет смерти своей жены. И подобные размышления в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Это – правда. Суровая правда жизни начала двадцатого века.
    Где же в произведении ложь? Она появляется вместе с появлением старого странника Луки. И здесь возникает самый главный вопрос произведения, в котором нужно разобраться. Звучит он так: а ложь ли принес Лука в ночлежку? Ведь суровая правда в том, что эти люди действительно на дне. А Лука дает понять, что это не так. Он пробуждает волю к жизни в супруге Андрея Митрича, видит в безнадежном воре и преступнике хорошего человека и даже так влияет на спившегося актера, что тот приходит к мысли прекратить пить. С появлением Луки ночлежка оживает и начинает жить, потому что в людях просыпаются чувства.
    Есть ли в словах Луки ложь и в чем заключается его конфликт с жизненной правдой? Ведь согласно общепринятым правилам – эти люди на дне и глупо это отрицать. Однако, странник совершает невозможное и указывает на то, что дна… не существует. Это просто угол, в который постояльцы загнали себя сами. И даже более того: не хотят из этого угла выходить. То есть слова Луки – это не ложь, а всего лишь вторая половинка правды, от которой, по каким-то причинам, жители ночлежки отказались.
    Кульминация пьесы ясно показывает, как устроена психология человека. Люди настолько отвыкли от того, что они хорошие, что попали в зависимость от слов Луки. Доброе слово делает их души лучше и светлее, но усилий одного странника – ничтожно мало. Поэтому после того, как Лука уходит – возникает конфликт двух половинок правды, в одну из которых пропадает вера, и она, в понимании обитателей ночлежки, снова становится ложью. Все возвращается на «свои» места и заканчивается убийством.
    Вряд ли Максим Горький имел в виду конфликт правды и лжи. Скорее всего, в своем произведении он пытался сказать о том, что правда не может быть категоричной. А человек становится плохим и опускается на дно общества тогда, когда ему не хватает добрых слов, которые тоже являются правдой и придают ему сил. Без этой правды, которую окружающие считают ложью, опускаются руки даже у самого сильного человека. Обыкновенные слова поддержки могут быть ложью только тогда, когда они фальшивы. Но если человек, под влиянием этих слов, бросает пить или находит свою любовь, желая изменить свою жизнь и стать счастливым… то какая же это ложь? Просто на примере этой пьесы ясно видно, что людям просто мешают услышать эту Правду и выдают ее за ложь. А человек, от отчаяния, верит в то, что он плохой и начинает вести себя соответственно. Вплоть до преступлений.

  3. В своей пьесе «На дне» писатель пишет о том, что человек должен для себя выбрать, что для него в жизни важнее правда, которая иногда бывает убийственной и ложь, которую так приятно слушать, словно песнь. В произведении два главных персонажа Лука и Сатина, которые и представляют две эти истины. Выделяют три разновидности лжи, ложь во спасение, ложь для того чтобы достичь своих каких-либо целей и просто ложь, как не истина.
    Позиция Луки в сострадании людям и к их несчастья, он пытается помочь людям пережить жестокую правду жизни. Лука пытается дать всем надежду и утешить, так Анне он говорит о загробной жизни как об отдыхе, верит Насте о том, что она по-настоящему была влюблена и говорит Актеру, что его пьянство можно вылечить бесплатно. Он навеивает людям золотой сон мечты, чтобы дать им опору в этой жизни, которой им так не хватало. Разговаривая с Пеплом, он ему говорит о том, что правда не всегда действует положительно на человека, иногда ее лучше не знать, ведь она может и убить.
    С появлением Луки в ночлежке у него возникает конфликт с Сатиным, который привык говорить всем правду и пропагандирует ее везде и всюду. Лишь в правде Сатина находит истину и не тешить себя бесполезными иллюзиями. Разговаривая с Лукой, он конечно в разговоре с самим собой рассуждает о том, что это дело каждого человека, во что верить и стоит ли верить в то, о чем им говорит Лука. Лука заставляет верить людей в счастливую, хорошую и беззаботную жизнь, но Сатина в итоге оказался прав, когда говорил о том, что даже если и тяжело принять слова правды, то лучше принять ее, чем тешить себя непонятными надеждами, а по итогу разочаровываться. Лука никому не сделал лучше, Анна с Актером все же умерли, Пепла арестовали, а Наташа исчезла, даже клещ разочаровался и смирился со своей нищетой. Лука обманул их не во всем, действительно лечат от алкоголя, просто Актер не захотел расставаться со своей пагубной привычкой.
    Горький вначале своей пьесы пишет о том, что люди верят и надеяться на хорошую жизнь, а к концу пьесы все столкнулись с суровой правдой жизни, которая убила последнюю веру в человеке. Своей пьесой Горький хотел донести читателю, что не стоит обманываться, ведь когда раскроется правда, будет намного больнее ее принять. Максим Горький призывает выстраивать свои отношения между людьми на правде и не вводить никого в заблуждение, каждый человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.

  4. Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Горький М. / На дне / Правда и ложь в драме Горького «На дне»

    Смотрите также по произведению “На дне”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»В чем суть правды и лжи? С давних пор человечество задает себе этот вопрос. Где проходит грань между правдой и ложью, добром и злом?
    В основе пьесы М. Горького “На дне” лежит столкновение этих понятий, которое проявляется в столкновении взглядов и жизненных позиций различных персонажей.
    Два вида гуманизма
    Автор предлагает читателю задуматься над вопросами о двух противоположных видах гуманизма, о том, как каждый из них трактует понятия правды и лжи.
    Гуманизм Луки основан на жалости и сострадании, на примирении с трудностями жизни, прибегая ко “лжи во спасение”. Гуманизм Сатина призывает смело взглянуть правде в глаза и не мириться с несправедливостью, а отстаивать свои права.
    Кто из них прав? Что каждый из них вкладывает в понятия правды и лжи?
    Герои произведения – это жители ночлежки. Они живут в невыносимой атмосфере беспробудного пьянства, разврата и ругани. Это самое дно жизни.
    И вот в этом душном месте появляется Лука, человек, у которого найдется доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Этот человек дал этим людям то, чего им больше всего не хватало.
    Главное – не сдаваться!
    Жалость и сострадание жизненно необходимы тем, кто оказался на самом дне жизни. Однако, очень важно соблюсти меру. В разумных пределах сочувствие и ободрение могут придать человеку уверенности в себе, ему станет легче справляться со своими проблемами.
    Главное не застревать на этих чувствах, а использовать их в качестве отправной точки на пути к изменению своей жизни к лучшему.
    Однако, Лука не подталкивал обитателей ночлежки к каким-либо изменениям в их жизни, он лишь утешал их и внушал ложные надежды. Он изначально относился к ним, как к безвозвратно потерянным людям.
    В итоге, философия странствующего проповедника терпит поражение. Таким образом, Горький раскрывает свою позицию и убеждает читателя в ложности гуманизма Луки. Автор поддерживает теорию Сатина.
    ЛУЧШЕ ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ЧЕМ СЛАДКАЯ ЛОЖЬ.
    Однако, одной лишь теории тоже недостаточно. Сатин бессилен. Он не способен изменить ни свою жизнь, ни жизнь окружающих. Какой бы теории ни придерживался человек, ничего не изменится, пока он не начнет действовать.
    Сочинение » На дне – Горький » Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
    По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.
    На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.
    Клещ – талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.
    Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.
    Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.
    Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.
    И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.
    Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.
    Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.
    Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
    Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»
    Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.
    Беру!

  6. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
    По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.
    На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.
    Клещ – талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.
    Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.
    Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.
    Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.
    И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.
    Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.
    Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.
    Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
    Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»
    Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.

  7. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
    По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.
    На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо — сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.
    Клещ — талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.
    Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее — облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.
    Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.
    Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.
    И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.
    Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.
    Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.
    Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
    Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв!»
    Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М. Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда — это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.

  8. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
    По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.
    На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.
    Клещ – талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.
    Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.
    Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.
    Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.
    И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.
    Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.
    Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.
    Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
    Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»
    Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.

    Похожие статьи:

    Горький М. > Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”)
    Горький М. > Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Горький М. > Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького
    Горький М. > Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Горький М. > Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»

  9. Тема: – Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”

    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения.
    “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее.обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о “здоровых” людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью. И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

  10. Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи.
    По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле еще имеют какое-то «шевеление» в своих душах. Среди них постоянно ведутся различные беседы, носящие довольно философский характер. Мы видим, что у каждого героя есть своя жизненная позиция.
    На самом деле, приглядевшись получше к персонажам пьесы, начинаешь понимать, что у каждого в жизни есть своя трагедия. Например, Васька Пепел родился в семье вора. От этого на него как бы поставили клеймо – сын вора, тоже вор. Его судьба была за него решена, а у него не хватило внутренних сил переменить ее.
    Клещ – талантливый слесарь, но очень жесткий и даже жестокий человек. Он равнодушен по отношению к своей молодой жене, которая на протяжении почти всей пьесы умирает рядом с ним. Что сделало этого героя таким? Характер? Конечно. Но и те условия жизни, которые «вывели» на поверхность все отрицательные черты натуры этого человека, понимающего, что он губит свой талант и не может в полной мере заниматься любимым делом.
    Плачевна и судьба Анны. Эта тридцатилетняя женщина ни разу в своей жизни даже не ела досыта. Смерть для нее – облегчение. Анна надеется, что, хотя бы на том свете, ее жизнь будет легче, а сама она счастливее.
    Молодая девушка Настя запоем читает любовные романы и всеми силами души верит в них. А что ей еще остается? Она вынуждена торговать собой, чтобы прокормиться. Любовный роман «Роковая любовь» становится для героини единственной отдушиной в жизни, выражением ее мечты о женском счастье, любимом муже, детях.
    Актер, пропивший свой талант, как будто гордится этим, на самом же деле он с огромной болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на «дно» жизни, герой никак не может взять себя в руки, начать жить по-другому.
    И тут среди ночлежников появляется странник Лука. Этот герой ставит превыше всего сострадание, и практически все герои начинают с упоением слушать его утешительную ложь.
    Только от Луки Анна получает настоящее сострадание, сочувствие. Только благодаря этому человеку она не умерла в полном равнодушии. Лука разговаривает с несчастной женщиной, рассказывает ей о том, что на другом свете ей будет намного лучше. Анна никогда в жизни не была счастлива. Но она мечтает даже не об этом, ей хочется просто покоя. И Лука обещает ей этот покой, он говорит, что смерть утешит ее. Бедная женщина умирает хоть с каплей надежды внутри.
    Я думаю, Луке также искренне жаль Настю. Все смеются над ее россказнями о большой и светлой любви. Вот только ее пылкого возлюбленного, студента, зовут то Раулем, то Гастоном. Лишь Лука поддерживает ее, говоря, что если девушка верит, что в ее жизни была большая любовь, значит так все и есть на самом деле.
    Лука первый разглядел в Ваське Пепле хорошего, доброго, но запутавшегося человека. Он всячески пытается поддержать его, поддержать его стремление зажить честной, правильной жизнью. Странник рассказывает Ваське о возможности уехать в Сибирь и там трудиться. И Пепел принимает это с надеждой на свое возможное перерождение.
    Актеру, хорошему, но спивающемуся человеку, Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…» И у странника получилось на некоторое время вдохновить героя: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»
    Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.
    < Предыдущая Следующая >

  11. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе «На дне» автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.
    Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» и представить себе трудно.
    Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: «Христос всех жалел и нам так велел».
    Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
    Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно боль смягчить утешительной ложью. Он с самого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
    Но свою «утешительную» философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими «сладким пилюлями» он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, «связав» окончательно руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он им.
    Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».
    Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…
    Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.
    Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *