Сочинение рассуждение 10 класс на любую тему

3 варианта

  1. Тема: РР Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
    Цель: уметь создавать текст в форме рассуждения, выдвигать тезис,приводить аргументы
    Пять шагов, которые помогут написать сочинение-рассуждение (частьС)
    1шаг.    Выявление проблемы (проблема-это вопрос, над которым размышляет автор).
    – Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему. Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?
    2). К какой проблеме вам  проще подобрать  весомые аргументы?)
    -Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка,  влияния красоты природы на человека, формирования личности…
    -Проблема (КАКАЯ?) т.е.«обозвать»проблему) : сложная,важная,серьёзная,глубокая,актуальная,злободневная,острая,нерешённая,нравственная,социальная,политическая…
    -Типовые конструкции: – Автор размышляет над проблемой…   ;
    – Автор текста затрагивает проблему…
    -В центре внимания автора проблема… ;
    -Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;
    -В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…
    -Формы вступления: – проблемный вопрос(Что такое благородство?);
    – общие сведения о проблеме;
    – ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);
    -цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.
    2шаг.      Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.
    Использовать вопросы:
    Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?
    3 шаг.          Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём  нам повествует?)
    Вывод, к которому приходит автор текста .
    -Средства выражения позиции автора:  слова-маркеры(главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика(Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности(риторические восклицания) ; вводные слова(к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения.
    -Типовые конструкции: Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )
    4 шаг.       Моя позиция. (аргументы  – доказательства) : а) 3 балла:  2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1  пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.
    5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю;  вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно;  обобщая сказанное, можно сделать вывод..;  итак…
    Пишем сочинение
    1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН
    А) Невероятный случай.
    Б) История Тонких Николая.
    В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.
    2 этап. Выявить и сформулировать проблему. (Вопрос-помощник: О чём текст?)
    Проблема человеческой трусости.
    3 этап. Прокомментировать проблему.
    Проблема  морально-этическая.  Актуальна во все времена, волновала писателей разных
    поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.
    4 этап. Позиция автора.
    положительно относится к изображаемому ; отрицательно;  осуждающе;
    саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,
    эмоционально.
    Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-
    жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,
    дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его
    по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна
    из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания».  Наказание для дезер-
    тира – презрение людей.
    5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.
    С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
    Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.
    Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-
    ких пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство
    Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-
    ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в
    повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин
    изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва.  И в наше время не каждый спо-
    собен  преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia
    Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась
    эвакуация пассажиров.
    6 этап. Написать вступление и заключение.
    ВСТУПЛЕНИЕ:  Что такое трусость?  Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова
    «Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:        Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз
    прожить достойно.
    СОЧИНЕНИЕ
    Что такое трусость?  Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок. Каждый из нас рано или поздно задумывается об этом. Над проблемой человеческой трусости размышляет писатель Василий Михайлович Песков.
    Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как:  предательство, подлость.  Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.
    Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выражает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны, дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания».  Наказание для дезертира – презрение людей.
    Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человеческих  пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство Андрея  Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства  жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин изменяет присяге на верность императрице и переходит на сторону Пугачёва.  И в наше время не каждый способен  преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан « Costa Concordia»Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась эвакуация пассажиров.
    Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.

  2. Тезис и аргументация.
    Главным требованием, предъявляемым к сочинениям, является требование соответствия теме. Тема может быть задана в
    утвердительной форме или вопросительной.
    Тема, заданная в форме проблемного вопроса, – характерная особенность для современных подходов к обучению сочинению.
    Ответ на проблемный вопрос позволяет учащимся не просто воспроизвести имеющиеся знания, а творчески применить их,
    творчески переработать, так как именно проблемный вопрос предполагает возможность множественности ответов, строящихся
    на том уровне понимания проблемы, содержании знаний, которые имеет ученик.
    Проблемный вопрос содержит в себе видимые границы известного и неизвестного.
    Поясним на примере.
    Обучающимся предложена следующая тема: «Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина
    «Евгений Онегин»)».
    Что является известным о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», если исходить из этого вопроса? – Пушкин называет Татьяну
    своим «милым идеалом».
    Что остается неизвестным и требуется найти? – Почему Пушкин так называет свою героиню.
    Логично начать формулировку тезиса с обозначения известного: «Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что……».
    – От уровня имеющихся у ученика знаний содержания произведения, понимания природы литературного произведения как произведения
    искусства, где через систему образов автор заявляет о своих идеалах и жизненных представлениях, от понимания учеником позиции
    автора, знаний по теории и истории литературы будет зависеть точность и глубина ответа ученика.
    Очевидно, что ответить на вопрос, подобный предложенному, нельзя, не зная содержания произведения. Знание содержания произведения
    становится основой ответа.
    Приведем примеры из сочинений учеников:
    1.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом потому, что она любит русскую природу, она «нежная мечтательница»,
    она «любит не шутя», а самое главное – она не предает мужа, остается ему верной женой».
    2.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что вложил в образ любимой героини всё, что так ценил в женщине
    и вообще в человеке: близость к народу, которая проявилась в образе Татьяны и в её любви к родной природе, и понимании
    того, что такое честь, искренность чувств, отсутствие лукавства, внутреннее достоинство».
    Оба ответа верны. Но какой из двух более соответствует требованию понимать позицию автора и уметь отражать её в сочинении?
    – Очевидно, второй.
    Однако надо иметь в виду, что ученик не только вправе предъявить собственное видение идеи произведения, но и, можно сказать,
    должен это сделать; проблемные вопросы стимулируют ученика к предъявлению собственной интерпретации. Учитель, проверяющий работу,
    или эксперт наблюдают за тем, как доказывается интерпретация, насколько убедительны представленные доказательства утверждению.
    Очень часто учащиеся забывают об образной природе литературного произведения и пишут о героях как о реальных живых людях.
    Создавая образ человека в литературном произведении, автор показывает его в отношении к природе, искусству, смерти, в его
    способности (или неспособности) любить, в целях его действий, в родительстве, в его вере (или безверии), в его связи с народом,
    народным идеалом. Понимание законов создания образа становится для читателя основой понимания авторского отношения к
    изображаемой им человеческой личности, герою.
    Сочинение ученика – это представленное им осмысление позиции автора, отраженной в образе.
    Хорошо продуманный и сформулированный тезис уже открывает перспективу его раскрытия.
    Так, автор первого утверждения должен обратиться к содержанию произведения и показать отношение Татьяны к природе, к любви
    (что она действительно «любит не шутя»), прокомментировать причину отказа Татьяны на призыв Онегина в последней
    главе романа, а также привести доказательства тому, что для Пушкина действительно важно было это все показать в образе Татьяны,
    если она является для автора «милым идеалом».
    Автор второго утверждения должен показать близость героини к народу (здесь важно вспомнить, например, как влияет на становление
    характера Татьяны её близость к «Филипьевне седой»), как и в чём проявляется её ум, показать, что во внутренней борьбе
    побеждают честь и благородство (поэтому будет важен анализ последнего эпизода, в котором действует Татьяна); что именно
    невозможность выбрать между честью и бесчестьем бесчестье и делают героиню «милым идеалом» Пушкина.
    Как видим, два сочинения на одну тему не будут похожи между собой. Каждый из авторов сочинения вправе выбрать свою логику
    раскрытия темы, но каждый должен доказать верность собственного утверждения, отвечая на поставленный в теме вопрос.
    Именно это умение и оценивается критерием «Соответствие теме».
    Умение ученика обратиться к тексту произведения для доказательства своих суждений в рамках темы оценивается критерием
    «Аргументация. Привлечение литературного материала».
    Следует обратить внимание на то, что в рамках заявленных тематических направлений для сочинения десятиклассников в 2016 году
    не все темы потребуют обращения к литературному материалу. Очевидно, что такая тема, как «Какой фильм
    (какие фильмы) отечественной кинематографической классики я посоветую посмотреть моим ровесникам и почему», требует
    обращения к кинематографическому (культурологическому) материалу.
    Очевидно, что перед тем, как приступить к сочинению, ученик должен освоить некоторые понятия. Среди них важнейшими являются
    понятия тезис, аргумент, интерпретация.
    Тезис.
    Одно из самых простых и понятных объяснений понятия:
    Тезис – утверждение, подлежащее доказательству.
    Наличие такого утверждения в сочинении является обязательным, если при проверке опираться на критерии оценивания сочинений.
    Другие определения тезиса также могут быть предложены учащимся для осмысления; понимание учащимися того, сформулирован ли ими
    тезис в сочинении, позволяет выстроить дальнейший план работы, отобрать доказательства, защищать свою работу.
    Тезис – одно из центральных положений теории или концепции;
    Тезис – кратко сформулированные основные мысли доклада, статьи;
    Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута антитезисом.
    Аргумент.
    Наиболее простое определение аргумента:
    Аргумент – суждения, факты, положения, используемые в качестве доказательства точки зрения, мнения, убеждения.
    В сочинении по литературе аргументом является суждение по тому или иному эпизоду, фрагменту произведения, его анализ с точки
    зрения особенностей образов, деталей художественного повествования, своеобразия изложения. Умение учащихся видеть особенности
    текста и их умение описывать текст лежит в основе этой работы.
    Необходимо предупредить учащихся, что сочинение по литературе, если нет специального задания, не предполагает спора с автором;
    доказывается возможность предъявленной интерпретации, а не верность (или неверность) суждений автора произведения.
    Приведем как удачное одно из сочинений прошлых лет.
    Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
    Тема героизма полно представлена в русской литературе. Как проявляется героизм? Что такое истинный и ложный героизм? Что движет
    человеком, совершающем геройский поступок? – на эти вопросы отвечают авторы произведений, в которых показан герой,
    А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», Л.Н. Толстой в «Кавказском пленнике».
    Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? – эта проблема проходит, можно сказать, через все военные
    сцены романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении автор с разных сторон показывает героизм, его
    проявления и предпосылки, указывая, кто на самом деле является героем и каковы признаки подлинного героизма.
    Подлинный герой – тот, кто совершает подвиг без каких-либо корыстных целей, во благо общества и в помощь ближнему. В романе
    Толстого такой подвиг совершают Андрей Болконский и Пьер Безухов вместе со всей батареей генерала Раевского, а также
    множество безымянных героев, отказавшихся в день Бородинского сражения пить водку, готовых умереть и потому переодевшихся во
    все чистое.
    Героический поступок может казаться подвигом. Но если рассмотреть предпосылки этого подвига, то может оказаться, что человеком
    движет как раз корысть и собственный эгоизм, и это подвиг делает не подвигом, а героя – не героем.
    Так разжалованный в солдаты Долохов совершает подвиг, убив одного француза и взяв в плен французского офицера. Если не помнить
    о мотивах Долохова, то его поступок является проявлением мужества и геройства. Можно было бы считать Долохова героем, если бы
    Толстой не показал, что движет его поступком. После сражения Долохов подходит к полковому командиру и просит его запомнить себя,
    потому что возвращение эполет ему обещали после «первого дела»: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. Вся рота может
    свидетельствовать. Прошу запомнить, Ваше превосходительство».
    Так Толстой показывает, что героизм Долохова является ложным.
    Не является героем для Толстого и Наполеон. Наполеон эгоистичен и самолюбив. Он жертвует множеством своих солдат, идя дорогой
    славы, он бросает солдат на произвол судьбы, когда отступает, преследуемый русскими войсками зимой 1812 года.
    Героизм – это не только проявление мужества и смелости. Иногда героем становится тот, кто относится к людям с добротой, ценит
    их жизнь, берет на себя ответственность за вверенные ему жизни и даже за судьбу родины.
    Таким героем у Толстого является Кутузов. Это полководец в изображении Толстого не жертвует солдатами понапрасну, стремится
    сохранить войско, всей душой переживает за солдат. В нем нет наполеоновской напыщенности. Именно поэтому Кутузов становится
    народным героем, за которым с доверием готов идти солдат.
    Похожим на Кутузова является капитан Тушин. В нем есть мудрость, любовь к ближнему, сострадание к нему. Он не осуждает
    испугавшегося Ростова, подсаживает его на подводу, понимая, что молодому офицеру еще надо привыкнуть к бою, научиться
    справляться со страхом.
    Именно Тушин, скромный, боявшийся штабных офицеров Тушин не ушел с поля битвы, когда остался без прикрытия, продолжал вести бой.
    Это было во время жестокого Шенграбенского сражения, когда тысячный отряд Багратиона противостоял многотысячной французской армии,
    давая возможность соединиться русским войскам, уже находившимся в Австрии и вновь прибывающим из России.
    Понимание воинского долга, мужество, бескорыстие делают Тушина подлинным героем, и это Толстой показывает читателю.
    Героям чужды эгоистические и корыстные цели, герой отдает себя, не требуя награды взамен. Толстой обличает мнимый героизм и
    с уважением показывает подлинный, который для Толстого всегда сопряжен с заботой о ближнем, с действиями для блага народа.
    Приведенное сочинение может быть оценено максимальным баллом по каждому критерию:
    оно соответствует теме, каждый тезис, выдвинутый учеником, убедительно обоснован;
    тема сочинения раскрывается с опорой на текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир», при этом верно понята авторская позиция,
    она обозначена, предъявлены разного рода ссылки на текст: пересказ, цитирование, указание на отдельные детали текста;
    сочинение характеризуется композиционной цельностью, смысловые части связаны между собой, тема развивается, раскрыто содержание
    основных понятий, на основе которых строится высказывание;
    автор сочинения точно выражает свои мысли, речь самостоятельна, грамотна;
    орфографические и пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют.
    Разумеется, тот ход, который предложил ученик для раскрытия темы, не является единственным. Данное сочинение предлагается для
    рассмотрения как пример, а не универсальный образец.
    Вариант сочинения по направлению “Верность и измена”
    Согласны ли Вы с пословицей “Предательством счастья не сыщешь”? (По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)
    Тема верности напрямую связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал верности, человек следует ему в своей жизни. Верность – это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга, способность человека отстаивать то, что ему дорого.
    Что такое измена? Это нарушение верности, предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Плутарх сказал однажды: “Предатели предают прежде всего себя самих”.
    Не раз мы слышали народную мудрость: “Предательством счастья не сыщешь”. Да, каждый из нас стремится к счастью. Но жизнь нас порой ставит в такие ситуации, когда мы оказываемся перед выбором пути к счастью. Всегда ли возможно оставаться верным себе, долгу, друзьям, когда желание быть верным мешает тебе достичь счастья? Можно ли, оступившись один раз, встав на путь измены, предательства ради обретения счастья, быть счастливым? Найти ответы на эти важные вопросы сложно, порой, кажется, невозможно. Мировая литература не раз обращалась к вопросам верности и преданности, измены и предательства.
    Одним из ярких произведений, где автор обращается к теме верности и предательства, я считаю роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Здесь противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. Оба они поставлены перед выбором: сохранить верность долгу и, возможно, погибнуть или сохранить свою жизнь, любовь, встав на путь предательства.
    В качестве героя, ступившего на путь измены, автор романа изображает Швабрина, являющегося полной противоположностью Гринёву. Обоим приходится выбирать: сохранить любовь, жизнь, став предателем, или погибнуть, оставшись верным долгу и присяге. С помощью предательства Швабрин пытается сохранить свою жизнь, добиться любви Маши Мироновой и стать счастливым. Для того, чтобы обрести счастье, он использует разные способы: клевету, донос, предательство. Мы читаем в романе: “Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”. Так он пытается избавиться от возможного соперника в любви и счастье. А когда Швабрин понимает, что Гринёв испытывает к Маше симпатию, он пытается приписать ей больше отрицательных качеств: “Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег”. Так Швабрин пытается расчистить дорогу к своему счастью. Можно ли назвать такие поступки по отношению к девушке, которую любишь, предательством? Конечно!
    Но, несмотря на все ухищрения Швабрина, Маша Миронова и Пётр Гринёв полюбили друг друга. Они хотят быть вместе. И тогда Швабрин пишет донос отцу Гринёва. Цель этого: ” удаление [Гринёва] из крепости и [его]разрыв с комендантским семейством”.
    Но и это не помогло Швабрину в достижении счастья. Теперь герой Пушкина оказывается перед выбором. Принести присягу Пугачёву и остаться живым рядом с Машей Мироновой или быть верным Родине и лишиться жизни, любви. И вот уже читатель видит его среди бунтовщиков, “обстриженного в кружок и в казацком кафтане”. Предвкушение счастья заглушает в Швабрине чувство раскаяния. Швабрин становится начальником Белогорской крепости, и Маша Миронова в его власти. Но счастлив ли герой романа? Нет, ничего он не добился, так как его поведение только оттолкнуло ту, ради которой он совершил предательство.
    Как мы видим, А.С.Пушкин считает, что путем предательства счастья не достигнуть. По мысли автора романа, счастливым может быть только тот человек, который остаётся верным своему долгу, присяге, Отечеству. Таким в романе показан Пётр Гринёв. Именно он обрёл счастье с Машей Мироновой.
    Путь предательства, выбранный Швабриным ради обретения счастья, привёл его к моральной и физической гибели. Таким образом, права народная мудрость: “Предательством счастья не сыщешь”. (вернуться в начало страницы)

  3. Текст Астафьева В.
    (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
    (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
    (3)Инвалид принялся заправлять постели.
    (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами.
    (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
    (6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
    (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
    (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
    (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
    (11)- Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
    (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
    (15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
    (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
    (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
    (По В. Астафьеву)
    Текст Акулинину К.
    (1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
    (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
    (12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
    – (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
    (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
    – (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
    – (23)Сейчас вас вызовут!
    (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
    – (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
    – (33)Никитин, на приём!
    (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
    – (36)Никитин кто? (37)Где он?
    (38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
    – (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
    (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
    – (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…
    Текст Аксёновой Н.
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
    (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
    (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
    (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
    (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
    (По Н. Аксёновой)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *