Сочинение рассуждение 9 класс на тему

4 варианта

  1. 1.Вступление
    Варианты  вступления
    Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, словарь языка — это  «зеркало внутреннего мира человека»; содержание и форма языка всегда остаются единым целым. Попробую разобраться в смысле данного высказывания с точки зрения  лексики и грамматики на примерах из текста ….(автор).
    Вариант 2. Я согласна с высказыванием  Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём  думают люди, а грамматика – как они думают». Безусловно, культура мышления и культура речи связаны друг с другом.  Попробую разобраться в смысле данного утверждения с точки зрения  лексических и грамматических явлений, которые можно проследить в тексте …..(автор).
    Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Бесспорно, известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Постараюсь доказать эту мысль благодаря  лексическим  и грамматическим  явлениям  в  тексте ….(автор).
    Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробую  доказать это суждение на конкретных примерах из текста ….(автор) с точки  зрения  лексики и грамматики.
    Синонимы и речевые клише во вступлении:
    1.Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, Г.Степанов.
    2. Утверждал, считал, писал, рассуждал.
    3.Высказывание,а форизм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение.
    4.Справедливо,верно,неоспоримо,бесспорно,понятно,
    5.Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с …
    Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …
    6.Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно  мнение автора о том, что…
    7.Докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем,
    разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
    8.Я думаю, …Я считаю, …По моему  мнению, …На мой взгляд, …Мне кажется, …
    Я полагаю,… По-моему, ….
    9.Безусловно, …Разумеется, …Конечно, …Бесспорно,…
    2.Основная часть
    Как писать основную часть?
    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. Вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
    привести два примера, иллюстрирующих   лексические и грамматические явления языка.
    Сначала  аргумент о лексике, потом о грамматике.
    Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей.
    Лексика определяет форму  мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.
    Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис.
    В переводе с греческого языка  – «письменное искусство» Грамматика позволяет создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.
    Варианты основной части
    Вариант 1. Чтобы подтвердить справедливость сказанное, обратимся к предложению №  текста (автор). Здесь автор использует ……..   С точки зрения лексики , данное явление помогает выразить………Пример грамматического явления можно найти в предложении № …- это….., который  …….
    Вариант 2.  Проиллюстрировать, во-первых, лексическое  явление  можно на примере  предложения №.. ,где  автор использует………….., которые …….позволяют…….
    Во-вторых, такой грамматический уровень как ………. в предложении №…..помогает…..
    Вариант 3.  В подтверждение данной мысли  приведу примеры, демонстрирующие лексическое и  грамматическое явление. В предложении №……….использованы…………Они позволяют……..
    .А вот в предложении №..автор  употребляет………., который………..
    Вариант 4.  Рассмотрим , к примеру, предложение №….. В нем  использовано такое лексическое  явление, как … . Это подтверждает  мысль о том, что … . Благодаря ………..в предложении №.. можно проследить,  как надо правильно…………
    Вариант 5. Возьмём, к примеру, такое лексическое явление как ……………..из предложения №…  Благодаря …… можно  проследить………А вот с точки зрения грамматики примером  является предложение №…, где точно прослеживается, как необходимо выстраивать……..
    Вариант 6. Например, в предложении №.. автор использует ……..Такое лексическое явление способствует.(помогает, позволяет)………. В предложении №….можно рассмотреть грамматический уровень. Благодаря……. мы видим, как надо правильно………
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ  ЧАСТИ
    1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ)
    1.Слово с уменишительно-ласкательным суффиксом, синонимы,  антонимы, диалектизмы, разговорная  лексика, фразеологизмы
    2.Тропы: метафора, гипербола, олицетворение, эпитет
    3.Стилистические фигуры: градация, антитеза, лексический повтор
    2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС)
    (Морфология – раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.)
    1.Части речи:
    а) самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное,имя числительное,
    местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие
    б) служебные: предлог, союз, частица
    Синтаксические понятия:
    2.Синтаксис:
    (Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.)
    Восклицательные и невосклицательные предложения, неполные предложения,
    обращения, однородные члены, вводные слова, прямая речь, диалог,
    ————————————————————————————————
    Вариант 1
    Например, используя в репликах (предложения  34, 35, 38) разговорные слова (“……”, “…….”), автор текста подчёркивает (грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.)
    Рассмотрим предложения 19 и 20. Все знают, что слово “пожалуйста” употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. (Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.)
    ————————————————————————————————
    Вариант 2
    Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом`бабуля`. Оно выражает доброе и  ласковое отношение (внучки Тани к своей бабушке.)
    Примером, иллюстрирующим грамматическое явление, является предложение № … Здесь разговор оформлен автором в виде диалога, использование которого  помогает более точно воспроизвести живую  разговорную речь. Точнее представить харектер героя, его внутринний мир.
    ————————————————————————————————-
    Вариант 2
    Обратимся к предложениям № 17 и 19. (Для Анны Федотовны письма сына – это “бесценные листочки”, то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. ) Чтобы усилить значимость (писем в жизни пожилой женщины), автор употребляет эпитет (“бесценные”) и , тем самым,  указывает нам на ……. и демонстрирует…………
    Примером, иллюстрирующим грамматическое явление, являются предложения № … , которые  представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию. Автор подчёркивает здесь не только …….. , но и …………
    ————————————————————————————————–
    Образец 6
    Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово “делегация”, относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
    Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
    —————————————————————————————————
    Образец 7
    Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 – 53 обращает на себя внимание обилие метафор (“душа молчала”, “голос сына более не звучал в ней”, “он угас, умер, погиб вторично”, “письма вынули из её души”, “ослепла и оглохла … её душа”). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
    Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения “молчи”, что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. ————————————————————————————————–
    3. Заключение
    В заключение(итоге) хотелось бы ещё раз  подчеркнуть (заметить, сказать) : ……..
    Таким образом, в итоге напрашивается вывод: ……..
    Итак, в заключение всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что……..
    1.Наш язык не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме. Стать успешным  в обществе невозможно без знания родного языка!
    2.Знание грамматических и лексических норм  языка помогает человеку  не только правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Чтобы русский язык стал верным другом и помощником, необходимо уметь им пользоваться.
    3.И словарный запас, и знание основ грамматики помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь. Стремление овладеть богатством русского языка — на мой взгляд, должно быть одной из главных целей каждого человека !
    4.”Не важно, что человек говорит и пишет, а важно – на сколько правильно”, то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет затенять истинные мысли говорящего. Выражать свои мысли плохо- это значит, на мой взгляд, не знать языка вообще!
    5. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист (………..).
    6. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов. Безусловно, истинная любовь к своей Родине невозможна без любви к своему языку!
    7. Лексика – это словарный запас языка. Она отражает мысли людей, их словарный запас. Но без знания правил грамматики  невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.На мой взгляд, каждый человек обязан  знать и постоянно изучать свой родной  язык!
    8. Постоянное  изуение основ лексики и грамматики  помогает нам  овладеть искусством правильно говорить, писать и быть понятым окружающими. Быть востребованным  в обществе человеком  невозможно без знания языка. Да, справедливо сказал (автор): « ………»
    9.  Владеть культурой мышления и культурой  речи ,значит,  достичь единства содержания и формы  языка, стать по-настоящему  грамотным и уважаемым  в обществе.  Глубоко убеждена  в том,что стремиться  к совершенству должен каждый человек!
    10. Несомненно, язык — часть общей культуры человека! По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его развития и образованности.
    11. Если человек будет грамотно говорит и писать, то сможет познать радость и удовлетворение от своего родного языка.
    12.  Трудно, пожалуй, подобрать рецепт познания русского языка, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.
    13. Целиком познать русский язык — для человека сложное и трудное искусство, но овладеть, на мой взгляд, хотя бы основами его способен каждый.
    14.  Чем правильнее и грамотнее составлена мысль, тем больше у человека силы, уверенности и уважения среди окружающих.
    15. Подлинная красота языка и его сила заключается в точности, ясности и грамотности слов, из которых мы создаем картины жизни и характеры людей.
    16. Чтобы русский язык стал верным другом и помощником, необходимо уметь им пользоваться.
    17. Истинная любовь к своей Родине не мыслима без любви к своему языку.
    18. Русский язык — это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
    19.  Как всякое живое не может смириться с предательством и равнодушием, так и русский язык не может смириться с его безграмотным употреблением и «засорением».
    РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ
    лингвистических терминов и языковых явлений в тексте
    1
    Запятая
    1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов.
    2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста.
    3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи.
    2
    Тире
    1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно.
    2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
    3
    Двоеточие
    1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
    2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью
    4
    Точка
    1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли.
    2.Используется в качестве знака для сокращения слов.
    Скобки
    1. Отделяют слова и предложения , приводимые в качестве каких-либо замечаний.
    2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли.
    5
    Восклицательный знак
    1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли.
    2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста.
    6
    Вопроситель-ный знак
    1. Является главным знаком при постановке вопроса.
    2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания.
    3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации.
    7
    Кавычки
    1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью.
    2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова.
    8
    Многоточие
    1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения.
    2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста.
    9
    Антонимы
    1. Выражают значение противоположности качественного признака.
    2. Используются как художественное средство создания контраста.
    10
    Синонимы
    1.Выражают одно и то же понятие , но разное написание
    2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности.
    3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас.
    11
    Устаревшие слова
    1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо.
    2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи.
    3.Способствует внести в текст исторический колорит времени.
    12
    Диалектные слова
    1.Раскрывают особенности говора конкретной местности,традиции и обычаи людей.
    2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость.
    13
    Фразеологиз-мы
    1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо.
    2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме.
    14
    Разговорныеи просторечные  слова
    1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения.
    2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения.
    15
    Лексический повтор
    1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания.
    2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность.
    16
    Новые слова (неологизмы)
    1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий.
    2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления.
    17
    Матафора
    1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий,благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину.
    2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту.
    18
    Антитеза
    1. Способствует усилению выразительности речи в тексте
    2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
    19
    Гипербола
    1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо
    2. Содержит непомерное преувеличение
    20
    Олицетворе-ние
    1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека.
    2. Способствует усилению выразительность и образности речи.
    21
    Эпитет
    1.Помогает зримо представить предмет.
    2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли.
    22
    Сравнения
    1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета.
    2. Делает зримым отвлечённое понятие.
    3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим.
    23
    Выразитель-ные средства
    1.Способствуют  восприятию художественной образности текста.
    2.Делают речь ярче, богаче.
    3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания.
    24
    Цитата
    1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения  мысли текста.
    2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной.
    3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением.
    25
    Графические средства
    1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость.
    2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли.
    26
    Союзы
    1.Служат для соединения однородных членов предложения.
    2. Помогают связать простые предложения в составе сложного.
    3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи.
    27
    Предлоги
    1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении.
    2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые…)
    28
    Междометие
    1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах.
    2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения.
    29
    Прилагатель-ное
    1.Помогает обозначить в речи признак предмета.
    2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления.
    30
    Существите-льное
    1.Служит для обозначения предмета.
    2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте.
    31
    Глагол
    1.Служит для обозначения действия и состояния предмета.
    2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим.
    3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род.
    32
    Частицы
    1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола.
    2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление)
    33
    Местоимение
    1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их.
    2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок.
    Наречие
    1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию.
    2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень)
    34
    Обратный порядок слов
    1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки.
    2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении.
    35
    Вводные слова
    1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли.
    2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними)
    3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей.
    4.Придают тексту авторскую индивидуальность.
    36
    Обращение
    1. Называет лицо, к которому обращаются с речью.
    2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу.
    3.Выражает отношение автора к лицу,  которое он называет.
    37
    Однородные члены
    1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков…
    2.Помогают создать мысль более точной, выразительной  и эмоциональной.
    38
    Бессоюзная связь
    1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте.
    2. Демонстрирует  динамику и одновременность событий.
    39
    Основа предложения
    1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие.
    2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение.
    40
    Неполные предложения
    1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой.
    2.Находят свое применение чаще всего в диалоге.
    41
    Прямая речь
    1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей.
    2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица.
    3. Придает тексту выразительность и эмоциональность.
    42
    Обособленные члены предложения
    1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо.
    2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения.
    43
    Словосочета-ние
    1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    2.Служит  основным  звеном для построения предложения.
    44
    Сложные предложения
    1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью.
    2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции.
    45
    Диалог
    1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя  его индивидуальность и достоверность.
    2.Придает тексту выразительность и эмоциональность.
    46
    Орфография
    1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме.
    2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный)
    47
    Пунктуация
    1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи.
    2. Создает правила постановки знаков препинания на письме.
    48
    Лексика
    1.Помогает пополнить словарный запас человека.
    2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением.
    49
    Фонетика
    1. Изучает звуковую сторону речи.
    2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание.
    Морфология
    1.Помогает изучить слово как часть речи.
    2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте.
    50
    Публицистиче-ский стиль
    1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря  использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям.
    2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям.
    3.Информирует читателя, передает значимую информацию.
    51
    Художествен-
    ный стиль
    1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
    2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов.
    3. Является “ключом” к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
    52
    Слова с уменьшитель-ными суффиксами
    1. Способствуют создать образ  с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени.
    2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь.
    53
    Многосоюзие
    1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания.
    2. Придаёт выразительность и значимость мысли.
    54
    Умолчание
    1.Побуждает  к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором.
    2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий.
    55
    Абзац
    1. Служит для выделения основной микротемы и перехода  к другой.
    2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве.
    3.Помогает правильно понять текст, отделять одну  его часть от другой.

  2. Урок русского языка в 9 классе.
    Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
    Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
    Ход занятия
    Организационный момент.  Приветствие
    Объявление темы и постановка целей
    Разделяю класс на три группы.
    Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
    – Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
    Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
    Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Выделите ключевые слова .
    Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
    Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
    ( каждая группа получает экземпляр сообщений)
    Заполним таблицу
    Фламандская живопись
    «Словесная» живопись Н.В.Гоголя
    роскошь
    Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
    хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
    . Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
    несоединимое
    Перегруженность деталями
    Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
    тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
    Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
    Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
    III.   Актуализация знаний.
    1. Повторение теоретического материала .
    – Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
    – Какова структура сочинения- рассуждения?
    ( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
    Остальные записывают в тетрадях.
    Взаимопроверка
    Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
    Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.
    В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
    Работа  по группам : Пишем вступление.
    в виде прямой речи
    в виде косвенной речи
    с помощью вводного слова
    (Один у доски)
    Прочитайте свои варианты вступления.
    –  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
    Как писать основную часть?
    О чем мы должны написать в основной части?
    В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
    Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
    1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)
    Справка.
    Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
    выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
    С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
    Руси – птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .
    Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
    прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
    творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
    На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных
    членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
    У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
    Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
    Работа с тестом
    В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
    Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
    Работа по группам:
    Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
    сравнения и определить их роль;
    ряды однородных членов.
    Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
    Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.
    (шаблоны в справочниках ГИА)
    – Как можно оформлять примеры. ?
    1) В предложении … (« … ») автор использует  ……
    2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
    4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    .Прочитайте свои работы ( 3 человека)
    О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.
    3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
    5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
    Запишите свой вариант заключения.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    – 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    Домашняя работа :
    . Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
    ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
    До этого урока я не знал … , а теперь….
    Я  не умел …., а …..
    Забыл…….
    Шаблон сочинения- рассуждения.
    Тезис.
    Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как…)
    Рассуждение на теоретическом  уровне
    С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
    Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
    Примеры
    1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
    2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    Заключение-вывод
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.

  3. Министерство образования РФ
    МОУ «Турдейская СОШ»
    Открытый урок русского языка на тему:
    «Р.р. Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе
    на морально – этическую тему. Готовимся к ГИА.
    9 класс»
    Подготовила: Подколзина О.В.
    Турдей – 2011
    Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
    Тема        Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему.
    Тип урока        Комбинированный.
    Оборудование        Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.        Цели
    Познавательные:
    Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
    Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.
    Практические:
    Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
    Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
    Умения и навыки:        Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
    Межпредметные связи:        Литература, музыка, изобразительное искусство.
    Ход урока
    1. Организационный момент:
    2. Целеполагание.
    – Что такое сочинение?
    Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
    – Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
    Что, о чем писать? (содержание)
    Как писать? (форма)
    3. Работа над содержанием.
    – Определимся в первую очередь с содержанием.
    Частично тема уже задана.
    а) Проведём словарную работу.
    (по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
    – Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
    – К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
    – Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
    – вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
    Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
    б) Подбор синонимов.
    – Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
    – Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
    в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
    – Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

    – А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик)

    Из очерка «О милосердии» (Гранин)

    В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
    С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
    Решил повернуть назад, домой.
    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
    С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
    Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.
    Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
    Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
    Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
    (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
    г) Беседа по содержанию.
    – Какую проблему поднимает Д. Гранин?
    – По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
    – Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
    – Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
    – Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
    д) Подбор антонимов.
    – А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
    Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
    Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
    -Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
    4. Планирование дальнейшей деятельности.
    – Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
    – Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
    – Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
    – Нужно ли милосердие в наше время?
    – В чем оно проявляется? Примеры.
    – В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    – Можно ли воспитать милосердие в себе?
    5. Индивидуальная работа.
    – Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
    Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
    1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
    – Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
    – Как можем их использовать в своем сочинении?

    Библейская притча «Добрый самаритянин».

    Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
    — Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Он же сказал ему:
    — В законе что написано? Как читаешь?
    Он сказал в ответ:
    — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
    Иисус сказал ему:
    — Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
    Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
    — А кто мой ближний?
    На это сказал Иисус:
    — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    Он сказал:
    — Оказавший ему милость.
    Тогда Иисус сказал ему:
    — Иди, и ты поступай так же.
    2 уч. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.
    Мать Тереза.

    Краткая биография Матери Терезы

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.
    Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.
    В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.
    Доктор Л. Рошаль.
    3 уч.   –   Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.
    В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи
    Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
    Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.
    6. Инсценировка.
    – Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”
    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
    – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
    – Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
    – Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
    – А нам-то что? Он сам виноват.
    – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
    – Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
    – Я всё равно подойду, – вырвала руку девушка.
    – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
    – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
    – Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
    – Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
    – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
    – Спасибо, леди, спасибо. . .
    – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
    – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
    – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
    – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
    – Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
    -Почему молодой человек отказался помочь?
    (. считает, что этот человек недостоин помощи. )
    – Как бы вы поступили в этом случае?
    (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )
    -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
    ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
    7. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
    Памятка «Жизненных правил».
    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.
    2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
    3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
    4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
    5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
    6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
    8. Работа с цитатами.
    – Прочитайте цитаты.
    Обдумайте их. Объясните значение.
    – Как сможем использовать в работе?
    Цитаты:
    1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
    людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
    Де Сад
    2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим.
    Д.С.Лихачёв
    3.И от огня любви
    житейское страданье уносится,
    как мимолётный дым…
    Вл. Соловьёв
    4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то   ехать, то это едва ли милосердие.
    Л.Н.Толстой
    5.Тревожьтесь обо мне
    Пристрастно и глубоко.
    Не стойте в стороне,
    Когда мне одиноко.
    Желайте мне добра
    И рядом и не рядом…
    Е.Евтушенко
    6.Разберёмся во всем, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.
    С.Есенин
    7.Нам не дано предугадать,
    Как наше слово отзовётся,-
    И нам сочувствие даётся,
    Как нам даётся благодать…
    Ф.И.Тютчев
    9. Рефлексия.
    (тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
    Повторение схемы сочинения-рассуждения.
    Вспомните композицию такого сочинения.
    I. Основная мысль (тезис).
    II. Доказательства:
    а)…
    б)…
    в)…
    III. Вывод.
    10. Оценивание.
    – Учитель – оценки тем, кто помогал
    11. Домашнее задание (памятка).
    Памятка к выполнению домашнего задания.
    – Сделать черновые наброски основной части сочинения –
    рассуждения (свой исходный материал приветствуется).
    – Разобрать предложенные цитаты. Объяснить их значение.
    – Подумать, как сможем их использовать. ( Цитаты, найденные самими, приветствуются).
    – Написать текст сочинения.
    Успехов в работе и творческом поиске!
    Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.
    1) В. П. Астафьев
    – «Конь с розовой гривой».
    – «Фотография, на которой меня нет».
    2) К. Т. Паустовский
    – «Телеграмма»
    3) В. Г. Короленко
    – «Парадокс»
    4) А. Алексин (любое произведение)
    5) И другие авторы и их произведения…
    – разбор и ответы на вопросы учащихся
    12. Итог урока.
    – Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
    Падает снег, падает снег –
    Тысячи белых ежат…
    А по дороге идет человек,
    И губы его дрожат.
    Мороз под шагами хрустит, как соль.
    Лицо человека – обида и боль.
    В зрачках два черных тревожных
    Флажка
    Выбросила тоска.
    Измена? Мечты ли разбитой звон?
    Друг ли с подлой душой?
    Знает об этом только он
    Да кто-то еще другой.
    Случись катастрофа, пожар, беда –
    Звонки тишину встревожат.
    У нас милиция есть всегда
    И «Скорая помощь» тоже.
    А если просто падает снег
    И тормоза не визжат,
    А если просто идет человек
    И губы его дрожат?
    А если в глазах у него тоска-
    Два горьких черных флажка?
    Какие звонки и сигналы есть,
    Чтоб подали людям весть?!
    И разве тут может в расчет идти
    Какой-то там этикет,
    Удобно иль нет к нему подойти,
    Знаком ты с ним или нет?
    Падает снег, падает снег,
    По стеклам шуршит узорным.
    А сквозь метель идет человек,
    И снег ему кажется черным…
    И если встретишь его в пути,
    Пусть вздрогнет в душе звонок,
    Рванись к нему сквозь людской поток.
    Останови! Подойди!

  4. Образцы сочинений Завитневич Катя Я прочитала отрывок из рассказа канадского писателя Эрнеста Сетон. Томпсона о случае в лесу. Отрывок повествует нам о встрече охотника и добычи. Но действительно ли это добыча? На мой взгляд, тема природы очень ярко выражена в этом рассказе. Его можно мысленно разделить на две части, и в каждой из них главный герой будет совсем другим. В первой части охотник Ян гнался по следам животного с целью убийства. Ничего, казалось бы, необычного: жертва и охотник, цель и ее достижение, естественный в природе процесс. Но во второй части перед нами уже совершенно другая ситуация: олень и человек равны. «Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя, как на добычу» , – говорил его внутренний голос. На самом деле ведь он не мог убить. Увидев взгляд оленя, его проникновенные глаза, Ян изменил свое отношение, что-то дрогнуло в душе охотника, но это что-то было еще очень слабым (пр. 14). Но вскоре Ян понял, что не в силах убить бедное животное (пр. 25) В конце концов Ян пришел верному решению и отпустил оленя. Мне кажется, данный поступок говорит о человеке сильном душевно и добром, конечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *