Сочинение рассуждение на лингвистическую тему 9 класс презентация
4 варианта
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
в 9 классе
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.
Выпускнику 9 класса
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
необходимо:
1) Создать текст сочинения- рассуждения:
– выдвинуть тезис,
– обосновать тезис и привести примеры,
– сделать вывод, подтверждающий тезис;
2) Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев;
3) Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении;
4) Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1) Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2) Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста ответ на поставленный в теме вопрос.
3) Вывод (подтверждение тезиса).
фразой, принадлежащей герою дискуссии;
2) собственным высказыванием.
Начать сочинение-рассуждение можно
С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса
(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни).
Собственное высказывание
может быть сформулировано
2) С использованием стилистических фигур:
– именительного темы (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
– парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
– антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка – понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
– вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
– риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
Глаголов 1-го лица мн.числа
(докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
Основная часть сочинения-рассуждения
Вводных слов (например, следовательно; я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
– СПП с придаточными причины
(Я разделяю точку зрения Николая, потому что…);
– использование вопроса и ответа на него
(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
– вводных слов ( таким образом, итак )
– синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
Заключение сочинения-рассуждения
(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009):
– Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
– Роль книжных слов в публицистической речи;
– Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
– Роль антонимов в речи;
– Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
– Роль тире на письме;
– Роль тире в тексте;
– Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
– В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Примерные темы сочинений
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009)
– Зачем нужны вводные слова?
– Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
– Зачем нужны обращения?
– Роль риторических вопросов в тексте;
– Зачем нужны риторические вопросы?
– Роль риторических вопросов в художественном произведении;
– Как правильно написать письмо;
– Особенности текстов публицистического стиля;
– Как строится рассуждение;
– Роль цитат в речи;
– Роль лексического повтора в художественном произведении
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под редакцией И.П.Цыбулько, Л.С.Степановой.2009)
Зачем нужны запятые?
Зачем нужно двоеточие?
Зачем нужно тире?
Зачем нужна пунктуация?
Зачем нужна орфография?
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под редакцией Г.Т.Егораевой.2009)
-Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?
-Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие. Докажите это утверждение.
-Как наречия помогают понять душевное состояние героини?
-Фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее. Докажите это утверждение.
-Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?
-Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?
Примерные темы сочинений
7
Основная часть сочинения- рассуждения: 1) дать аргументированный ответ на поставленный вопрос, приводя примеры из прочитанного текста; 2) назвать и раскрыть принципы русской орфографии. Итак: 1. Отобрать необходимые для раскрытия темы термины- понятия и раскрыть их содержание.
8
Орфография- 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. Орфограмма- правильное написание на месте затруднения. Орфографическая ошибка- нарушение орфографической нормы. Принципы русской орфографии- теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, т. е. там, где возможны два или более разных написания.
9
Фонетический принцип – требование соответствия звука и буквы. Какие правила регулирует фонетический принцип? ( Правописание приставок на –з(-с); правописание приставок раз-(рас-) роз-( рос-); правописание и(ы) после приставок, оканчивающихся на согласный.
10
Морфологический принцип- требование графического единообразия морфем в слабой и сильной позиции. Какие правила регулирует морфологический принцип? ( Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением; правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и другие).
11
Традиционный принцип- требование написания в соответствии с этимологией ( происхождением) и традицией ( историей) слова. Какие правила регулирует традиционный принцип? ( Правописание и после твёрдых шипящих ж, ш; написание окончания – ого прилагательного ед. ч. Р. П. и другие).
12
2. Ответить на вопросы. 1) Для чего нужна орфография? (Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики). 2) Какие принципы лежат в основе русской орфографии? ( Морфологический, фонетический, традиционный). 3) Какие правила регулирует фонетический, морфологический, традиционный принцип? 3. Найти в тексте для чтения примеры ( в скобках указать номера предложений) написаний, основанные на принципах русской орфографии.
13
4. Отобрать языковые средства связи частей сочинения- рассуждения: тезиса и доказательств; доказательств и примеров друг с другом; доказательств и вывода.
14
Связь тезиса и доказательств оформляется с помощью определённых языковых средств: – глаголов 1-го лица мн.числа( докажем, найдём, приведём и др.) -синтаксическими конструкциями ( это подтверждается тем …, отсюда вытекает…, из этого следует…, это объясняется тем… и др.) – использовать предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, примеров: Я согласен с Ильёй. Во- первых,…; во- вторых,… Связь доказательств и вывода чаще всего оформляется с помощью вводных слов: в итоге мы пришли к выводу, в заключении сделаем вывод, подытожим всё выше сказанное.
15
Примерные сочинения- рассуждения. 1. Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно. Правила русской орфографии помогают нам общаться в письменной форме, правильно понимать сказанное ( написанное). Так, дед Михей, герой рассказа М.Пришвина, говорит: « Валенки опять проходились, надо подшить(4). На первый взгляд кажется, что в слове проходились допущена орфографическая ошибка: следует писать прохудились. Ведь валенки стали худыми. На основе морфологического принципа русской орфографии должно сохраняться единообразное написание корней в однокоренных словах: прохудились- худой- худенький. На самом деле орфографической ошибки в данном примере нет. Дед Михей не хочет сказать, что его валенки стали худыми. Он называет причину, почему их надо подшить: в валенках много ходили. Проверочное слово к глаголу проходились- ходит. Может показаться ошибкой и написание и после всегда твёрдого согласного ш в слове подшить (4). Однако и здесь нет ошибки. На основе традиционного принципа русской орфографии действует правило правописания и после твёрдых согласных ж, ш. Таким образом, принципы русской орфографии устанавливают единые для всех правила правописания, знание которых необходимо каждому человеку.
16
2. « В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии»,- считает Илья. Прав ли он? Что случится, если люди будут писать, не соблюдая правил? Ответ простой: мы перестанем понимать друг друга. Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики. Основой для орфографических правил выступают принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, традиционный. Фонетический принцип регулирует правописание приставок на –з(-с), например: избаловался (13), беспощадно (13), Морфологический принцип устанавливает единообразное написание морфем, в частности правописание безударных гласных в корнях, проверяемых ударением: проходил (1), воронам(17). Традиционный принцип разрешает написание в соответствии с традицией ( историей) слова, например написание и после твёрдых шипящих ж, ш; подшить (4), живу (10). Знание принципов орфографии необходимо для успешного усвоения орфографических правил, развития орфографической грамотности. Я полностью согласна с Ильёй, что в письменной речи без орфографических правил обойтись нельзя.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И.Куприна: «Язык – это история народа».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.И.Куприна. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Теоретическое обоснование
История русского языка – сложный процесс, тесно связанный со становлением русской государственности
В словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
Теоретическое обоснование Историзмы – устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия, например: боярин, соха, алтын Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, например: чело (лоб), ланиты (щёки), длань (рука), зело (очень)
Неологизмы – новые слова, возникающие в языке, например: космонавт, луноход, ноутбук, тренажёр
Аргументируем
Языковое явление
Его функции
Историзмы
Архаизмы
Неологизмы
Используются для обозначения понятий определенной эпохи
Используются в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи
Служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются с развитием науки, техники. культуры
Трудно не согласиться с мнением И.А.Куприна, что «язык – это история народа». Действительно, в словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
Обратимся к тексту… Так, в предложении № … употребляется историзм…, благодаря чему создается убедительная картина исторической эпохи……века.
А в предложении № … автор использует архаизм…, чтобы показать нам, во что одевались люди …… века.
Таким образом, мы убедились в правоте слов И.А.Куприна, что «язык – это история народа»
Шаблон сочинения
Используемые источники
1.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2000
2. Клипарт http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39-11-2
Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с …
вынужден согласиться с …
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что …
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими словами
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте …(называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя …(фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно, …
В итоге можно прийти к такому выводу: …
В заключение можно сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что …
Обобщая сказанное, …
Из этого следует, что … и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Общий план:
1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2.Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3.Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
!За отсутствие абзацев снимают баллы.
Шаг 5. Пишем заключение.
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
в 9 классе
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.
Выпускнику 9 класса
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
необходимо:
1) Создать текст сочинения- рассуждения:
– выдвинуть тезис,
– обосновать тезис и привести примеры,
– сделать вывод, подтверждающий тезис;
2) Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев;
3) Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении;
4) Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1) Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2) Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста ответ на поставленный в теме вопрос.
3) Вывод (подтверждение тезиса).
фразой, принадлежащей герою дискуссии;
2) собственным высказыванием.
Начать сочинение-рассуждение можно
С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса
(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни).
Собственное высказывание
может быть сформулировано
2) С использованием стилистических фигур:
– именительного темы (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
– парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
– антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка – понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
– вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
– риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
Глаголов 1-го лица мн.числа
(докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
Основная часть сочинения-рассуждения
Вводных слов (например, следовательно; я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
– СПП с придаточными причины
(Я разделяю точку зрения Николая, потому что…);
– использование вопроса и ответа на него
(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
– вводных слов ( таким образом, итак )
– синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
Заключение сочинения-рассуждения
(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009):
– Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
– Роль книжных слов в публицистической речи;
– Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
– Роль антонимов в речи;
– Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
– Роль тире на письме;
– Роль тире в тексте;
– Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
– В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Примерные темы сочинений
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009)
– Зачем нужны вводные слова?
– Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
– Зачем нужны обращения?
– Роль риторических вопросов в тексте;
– Зачем нужны риторические вопросы?
– Роль риторических вопросов в художественном произведении;
– Как правильно написать письмо;
– Особенности текстов публицистического стиля;
– Как строится рассуждение;
– Роль цитат в речи;
– Роль лексического повтора в художественном произведении
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под редакцией И.П.Цыбулько, Л.С.Степановой.2009)
Зачем нужны запятые?
Зачем нужно двоеточие?
Зачем нужно тире?
Зачем нужна пунктуация?
Зачем нужна орфография?
Примерные темы сочинений
(из учебного пособия под редакцией Г.Т.Егораевой.2009)
-Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?
-Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие. Докажите это утверждение.
-Как наречия помогают понять душевное состояние героини?
-Фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее. Докажите это утверждение.
-Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?
-Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?
Примерные темы сочинений
7
Основная часть сочинения- рассуждения: 1) дать аргументированный ответ на поставленный вопрос, приводя примеры из прочитанного текста; 2) назвать и раскрыть принципы русской орфографии. Итак: 1. Отобрать необходимые для раскрытия темы термины- понятия и раскрыть их содержание.
8
Орфография- 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. Орфограмма- правильное написание на месте затруднения. Орфографическая ошибка- нарушение орфографической нормы. Принципы русской орфографии- теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, т. е. там, где возможны два или более разных написания.
9
Фонетический принцип – требование соответствия звука и буквы. Какие правила регулирует фонетический принцип? ( Правописание приставок на –з(-с); правописание приставок раз-(рас-) роз-( рос-); правописание и(ы) после приставок, оканчивающихся на согласный.
10
Морфологический принцип- требование графического единообразия морфем в слабой и сильной позиции. Какие правила регулирует морфологический принцип? ( Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением; правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и другие).
11
Традиционный принцип- требование написания в соответствии с этимологией ( происхождением) и традицией ( историей) слова. Какие правила регулирует традиционный принцип? ( Правописание и после твёрдых шипящих ж, ш; написание окончания – ого прилагательного ед. ч. Р. П. и другие).
12
2. Ответить на вопросы. 1) Для чего нужна орфография? (Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики). 2) Какие принципы лежат в основе русской орфографии? ( Морфологический, фонетический, традиционный). 3) Какие правила регулирует фонетический, морфологический, традиционный принцип? 3. Найти в тексте для чтения примеры ( в скобках указать номера предложений) написаний, основанные на принципах русской орфографии.
13
4. Отобрать языковые средства связи частей сочинения- рассуждения: тезиса и доказательств; доказательств и примеров друг с другом; доказательств и вывода.
14
Связь тезиса и доказательств оформляется с помощью определённых языковых средств: – глаголов 1-го лица мн.числа( докажем, найдём, приведём и др.) -синтаксическими конструкциями ( это подтверждается тем …, отсюда вытекает…, из этого следует…, это объясняется тем… и др.) – использовать предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, примеров: Я согласен с Ильёй. Во- первых,…; во- вторых,… Связь доказательств и вывода чаще всего оформляется с помощью вводных слов: в итоге мы пришли к выводу, в заключении сделаем вывод, подытожим всё выше сказанное.
15
Примерные сочинения- рассуждения. 1. Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно. Правила русской орфографии помогают нам общаться в письменной форме, правильно понимать сказанное ( написанное). Так, дед Михей, герой рассказа М.Пришвина, говорит: « Валенки опять проходились, надо подшить(4). На первый взгляд кажется, что в слове проходились допущена орфографическая ошибка: следует писать прохудились. Ведь валенки стали худыми. На основе морфологического принципа русской орфографии должно сохраняться единообразное написание корней в однокоренных словах: прохудились- худой- худенький. На самом деле орфографической ошибки в данном примере нет. Дед Михей не хочет сказать, что его валенки стали худыми. Он называет причину, почему их надо подшить: в валенках много ходили. Проверочное слово к глаголу проходились- ходит. Может показаться ошибкой и написание и после всегда твёрдого согласного ш в слове подшить (4). Однако и здесь нет ошибки. На основе традиционного принципа русской орфографии действует правило правописания и после твёрдых согласных ж, ш. Таким образом, принципы русской орфографии устанавливают единые для всех правила правописания, знание которых необходимо каждому человеку.
16
2. « В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии»,- считает Илья. Прав ли он? Что случится, если люди будут писать, не соблюдая правил? Ответ простой: мы перестанем понимать друг друга. Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики. Основой для орфографических правил выступают принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, традиционный. Фонетический принцип регулирует правописание приставок на –з(-с), например: избаловался (13), беспощадно (13), Морфологический принцип устанавливает единообразное написание морфем, в частности правописание безударных гласных в корнях, проверяемых ударением: проходил (1), воронам(17). Традиционный принцип разрешает написание в соответствии с традицией ( историей) слова, например написание и после твёрдых шипящих ж, ш; подшить (4), живу (10). Знание принципов орфографии необходимо для успешного усвоения орфографических правил, развития орфографической грамотности. Я полностью согласна с Ильёй, что в письменной речи без орфографических правил обойтись нельзя.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И.Куприна: «Язык – это история народа».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.И.Куприна. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Теоретическое обоснование
История русского языка – сложный процесс, тесно связанный со становлением русской государственности
В словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
Теоретическое обоснование
Историзмы – устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия, например: боярин, соха, алтын
Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, например: чело (лоб), ланиты (щёки), длань (рука), зело (очень)
Неологизмы – новые слова, возникающие в языке, например: космонавт, луноход, ноутбук, тренажёр
Аргументируем
Языковое явление
Его функции
Историзмы
Архаизмы
Неологизмы
Используются для обозначения понятий определенной эпохи
Используются в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи
Служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются с развитием науки, техники. культуры
Трудно не согласиться с мнением И.А.Куприна, что «язык – это история народа». Действительно, в словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
Обратимся к тексту… Так, в предложении № … употребляется историзм…, благодаря чему создается убедительная картина исторической эпохи……века.
А в предложении № … автор использует архаизм…, чтобы показать нам, во что одевались люди …… века.
Таким образом, мы убедились в правоте слов И.А.Куприна, что «язык – это история народа»
Шаблон сочинения
Используемые источники
1.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2000
2. Клипарт http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39-11-2
Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с …
вынужден согласиться с …
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что …
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими словами
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте …(называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя …(фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно, …
В итоге можно прийти к такому выводу: …
В заключение можно сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что …
Обобщая сказанное, …
Из этого следует, что … и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Общий план:
1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2.Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3.Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
!За отсутствие абзацев снимают баллы.
Шаг 5. Пишем заключение.
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.