Сочинение рассуждение на лингвистическую тему зачем нужна пунктуация

6 вариантов

  1. 1
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»
    2
    Пунктуация – раздел науки о языке, изучающий состав, функции и постановку знаков препинания.
    3
    Существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.
    4
    Структурно-грамматическая дифференциация знаков препинания: 1. Знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Они служат для разделения частей текста, одного предложения от другого, состава подлежащего от состава сказуемого и т. д. Графическая особенность – они одиночные, непарные. 2. Знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).Они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию. Графическая особенность – они парные.
    5
    Между тем доктор зарядил пистолет и подал его мне. Между тем доктор зарядил пистолет и подал его мне. Увидав это, капитан плюнул и топнул ногой: «Дурак же ты, братец, сказал он, – пошлый дурак! Уж положился на меня, так слушайся во всём… Поделом же тебе! Околевай себе, как муха…» Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил». Увидав это, капитан плюнул и топнул ногой: «Дурак же ты, братец, сказал он, – пошлый дурак! Уж положился на меня, так слушайся во всём… Поделом же тебе! Околевай себе, как муха…» Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил». – Грушницкий, – сказал я, – ещё есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё; тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено, – вспомни, мы были когда-то друзьями. – Грушницкий, – сказал я, – ещё есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё; тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено, – вспомни, мы были когда-то друзьями. Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали. Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали. – Стреляйте, – отвечал он. – Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места… – Стреляйте, – отвечал он. – Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места… Я выстрелил. Я выстрелил. Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.
    6
    Структура сочинения-рассуждения 1. Тезис 1. Тезис 2. Доказательства (аргументы) 2. Доказательства (аргументы) 3. Вывод 3. Вывод

  2. Пунктуация дается легко далеко не всем. Именно поэтому некоторые из нас задаются вопросом «зачем нужны знаки препинания?» Самый лаконичный и понятный ответ на этот вопрос: для того чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого она будет иметь совершенно разный смысл. Вспомните известную фразу из не менее известного мультфильма: «Казнить нельзя помиловать».
    От того, в каком именно месте поставить запятую в этой фразе, ее смысл меняется на совершенно противоположный. «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Так, от запятой целиком и полностью зависит судьба человека.
    Точно такие же серьезные функции выполняют и другие знаки препинания. Знаки препинания помогают нам прочесть предложение в нужной интонации и эмоциями. Сегодня в мире компьютеров и онлайн-общения на смену знаков препинания пришли всевозможные смайлики и пиктограммы.
    Однако до сих пор текстов, в которых использовать смайлики в силу определенных причин нельзя, большинство. Для написания или правильной интерпретации таких текстов и нужны знаки препинания. Зачем нужны знаки препинания, если многие из них в тексте встречаются очень и очень редко? Для передачи мысли и эмоций. Мало того, каждый из нас может не использовать в своей речи весь перечень знаков препинания, но знать, что означает тот или иной знак, образованный человек просто обязан.
    Хотелось бы заметить, что первым знаком препинания, который известен современным историкам с давних времен, является именно точка. Уже после нее появилась запятая, двоеточие, точка с запятой и так далее.
    Но зачем нужны знаки препинания, если ранее и без них прекрасно обходились? Первое и самое главное предназначение знаков препинания – разделение. С помощью точек, запятых, тире и т. д. текст делится на части – предложения, а предложения – на словосочетания. То есть знаки препинания помогают выделить из текста короткие мысли, которые намного легче понять и осмыслить. Вот почему с широким проникновением интернета в нашу жизнь четко обозначилась тенденция создания специальных текстов для веб-ресурсов.
    То есть текстов предельно понятных и простых для восприятия, так как длительное время сидеть и читать с экрана монитора попросту неудобно. Зачем нужны запятые? Первоначальное предназначение запятой в тексте – пауза. То есть там, где стоит запятая, при чтении текста нужно делать паузу.
    Как правило, отвечая на вопрос «зачем нужна запятая?», мы вспоминаем, что она ставится при уточнении, перечислении или обращении в тексте. Точка ставится при условии логического завершения мысли, высказанной в предложении. Там, где стоит точка, при чтении текста нужно сделать длинную паузу.
    А зачем тогда нужны остальные знаки препинания? Ведь их же так много! Не удивляйтесь, если вам ответят, что каждый знак препинания нужен и незаменим. Вед он в тексте выполняет свою функцию.
    Итак, выразить буйство эмоций можно с помощью восклицательного знака. Знак восклицания используется в тексте достаточно часто, и перечислять все его возможности просто бессмысленно. Для того чтобы понять, зачем нужны знаки препинания, в частности восклицательный знак, нужно вспомнить, что с его помощью можно выразить удивление, изумление, яростную злость, волнительную радость и даже разочарование. А в сумме с вопросительным знаком восклицательный означает вопрос-восклицание.
    В тандеме с многоточием – недосказанное восклицание. Следующий на очереди – Вопросительный знак. Его можно назвать единственным, который не вызывает немого вопроса «зачем нужны знаки препинания?
    » Знак вопроса в тексте обозначает вопрос, а стоять может как в конце предложения, так и при разделении вопросов внутри него. Зачем нужны такие знаки препинания, как Точка с запятой? С ее помощью сложные фразы делятся на несколько простых. Чаще всего точку с запятой ставят при длительном перечислении с наличием уточняющих оборотов.
    Пауза при прочтении этого знака длиться чуть дольше, чем пауза при запятой, но немного меньше, чем пауза при точке. Зачем нужно двоеточие? Как правило, этот знак объясняет что-либо перед перечислением. Также двоеточие незаменимо при передаче прямой речи в тексте.
    Посредством двоеточия сложное предложение разделяют на несколько простых. В этом случае двоеточие ставится перед дополняющей, описывающей причины или поясняющей второй частью предложения. Двоеточие ставится еще и после обобщающего слова перед перечислением однородных предметов.
    Зачем нужно тире? Этот знак чаще всего обозначает паузу перед объяснением предыдущих слов. Помимо того, тире ставят, когда заменяют некоторые слова в тексте.
    Чаще всего тире ставится между подлежащим и сказуемым, заменяя слово «это». А также перед «это» и обобщающим словом, которое стоит после перечисления. Для передачи прямой речи или цитирования в тексте ставятся Кавычки. Вторая функция этого знака препинания – использование в тексте слова в переносном значении. То есть такое слово в тексте берется в кавычки. Если нужно что-то уточнить, или вставить в предложение несогласованную или отвлеченную от его смысла информацию, используются Скобки. Незаконченная мысль и длинная пауза при чтении текста обозначается троеточием.
    Обычно такой знак означает, что конец истории каждый волен придумать на свой вкус.

  3. Категории

    Английская литература
    Итальянская литература
    Литературные очерки
    Мировая литература
    Немецкая литература
    Развлечения
    Русская литература
    Русский фольклор
    Собрание сочинений
    Французская литература
    Экзаменационные эссе

    Новости

    Мир будущего. Образование. Технологии
    Обзор спортивной обуви
    Что такое экологическая медицина
    Джордж Мередит, видный романист часть II
    Джордж Мередит, видный романист часть I
    Рёскина и его социально-утопическая программа
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть VI
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть V

    Сочинения по теме

    СИНТАКСИС ЭТО ИНТЕРЕСНО!
    В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русский язык. Методические разработки уроков
    Урок-практикум в 8 классе С. А. Визитиу, учитель русского языка и литературы МОУ
    Шаблоны сочинений-рассуждений на лингвистическую тему Зачем нужно тире?
    Я считаю, что на письме без тире, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения,
    Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей
    Пунктуация – это раздел, изучающий правила постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень важным средством оформления письменной
    Централизованное тестирование 2012
    По материалам: Русский язык. Тесты 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования.- М.: Прометей, 2012. Комплекс заданий, представленных здесь, является
    Шаблоны сочинений-рассуждений на лингвистическую тему Зачем нужны запятые?
    (1)Штабов так много, что найти нужный нам совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.
    (3)К вечеру все-таки находим.
    (4)Сегодня ночью, оказывается,

    Рейтинг сочинений

    РУЧЕЙ стихотворение
    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
    Профессиональные игры. Часть 2
    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
    Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
    Физические свойства ниобия
    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
    Роль частей речи в художественном произведении
    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

  4. Работа над жанром и стилем сочинения
    1.Какова композиция сочинения-рассуждения?
    2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
    Схема-план сочинения-рассуждения:
    1)Тезис
    2)Аргументы
    3)Вывод
    Стиль – научный:
    1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.
    2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.
    3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.
    4)Основной тип речи – рассуждение, присутствует описание.
    Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.
    1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?
    2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?
    3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.
    Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…
    1)Вводные слова
    2)Прямая речь, цитирование
    В тексте есть такой вопрос: “…?”
    Автор сам же и отвечает: “…”
    Следовательно, в данном случае вопрос является …
    Запятая выполняет функцию …, например: “…”
    Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение
    Каждый знак препинания выполняет свою функцию.
    Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: “А какие тогда можно было купить цветы?” Автор сам же и отвечает: “Только несколько астрочек или гвоздичек”. Восклицательный знак может выражать резкое требование , приказ или побуждать с азартом к действию. Например: “Помогай! Зажжём свечи!” А может выражать восторг, восхищение: “Но как он их преподносил!”
    Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.
    Запись домашнего задания
    Напишите сочинение “Зачем нужны знаки препинания?” Приведите примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

    Приложения.

    Текст.
    (1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.
    (3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..
    (12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.
    (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.
    (17)Когда мы пришли к нему, он сказал:
    – (18)Мы назовём наш праздник “Бумажный Новый год”. (19)Помогай!
    (20)Сам же снял со стены большое зеркало.
    – (21)Это будет наш стол, – заявил он.
    (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.
    (25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.
    (26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.
    – (28)Вот это подарок! – радостно сказал Серёга. – (29)Зажжём свечи!
    (30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.
    (По Е. Гришковцу.)
    285 слов
    Тест.
    К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.
    A1.
    Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: “Почему рассказчик называет Серёгу “настоящим художником“”?
    Серёга – мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
    Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
    Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
    Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.
    А2.
    Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, “лучший Новый год в моей жизни“?
    Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
    Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
    Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
    Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.
    А3.
    В каком предложении текста автор перечисляет общепринятые атрибуты праздника?
    22
    25
    31
    32
    А4.
    Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?
    Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
    Обладал редким писательским даром.
    Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
    Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.
    А5.
    В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать “особенную атмосферу… вечера с художником“?
    15
    16
    20
    33
    А6.
    О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?
    Главный герой любил цветы.
    Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
    Серёга – человек расчётливый и экономный.
    Это говорит о недостатке вкуса героя.
    А7.
    Выберите верное продолжение ответа на вопрос: “Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой”?
    Такая форма имени говорит о…
    о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
    о пренебрежении рассказчика к герою.
    о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
    о разнице в социальном положении героя и рассказчика.
    С2.
    Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.
    -На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.
    -Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! – возмущается Кирилл.
    Помогите Антону доказать свою точку зрения.
    Напишите сочинение-рассуждение на тему:“Зачем нужна пунктуация?”
    Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст
    Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.
    В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.
    Функции знаков препинания.

  5. 5
    Текст добавил: Однокласницы

    ?ШАБЛОНЫ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С.2.1.
    ШАБЛОН №1.
    В задании С.2.1. мы должны написать сочинение-рассуждение по заданному тексту на лингвистическую тему.
    Сочинение должно содержать не менее 70 слов и иметь следующее строение:
    1-й абзац 2-й абзац (может делиться на несколько абзацев, 3-й абзац
    в зависимости от количества доказательств) 1. Вступление.
    Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей. Без знаков препинания на письме обойтись невозможно.
    2. Основная часть (выбираем нужную нам информацию)
    Знаки препинанияФункции знаков препинанияЗапятаяРазделительная функция: разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного. Выделительная функция: выделяет вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленное определение), деепричастный оборот (обособленное обстоятельство), уточняющие члены предложения.ТочкаУказывает на законченность предложения. Указывает на завершённость высказывания, законченность мысли. Разделительная функция: отделяет одно предложение от другого. Изобразительно-выразительная функция: указывает на парцелляцию.Вопросительный знакРазделительная и интонационная функция: указывает на вопросительный характер предложения; указывает на ожидание ответа; используется для выражения сомнения, несогласия.Восклицательный знакПоказывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональную напряжённость. Разделительная функция: в конце предложения; интонационная функция: после обращения в начале предложенияДвоеточиеРазделительная функция: разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.ТиреРазделительная функция: разделяет подлежащее и сказуемое, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения, ставится в неполных предложениях.КавычкиВыделительная функция: выделяет прямую речь, цитаты, собственные наименования. Изобразительно-выразительная функция: слова малоупотребительные, непривычные, если автор хочет обратить на это внимание.СкобкиВыделительная функция: ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию (вводные и вставные конструкции).Точка с запятойРазделительная функция: разделяет простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.МноготочиеРазделительная и интонационная функции: передаёт недосказанность, недоговорённость, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность речи, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, на скрытый смысл, на подтекст.3. Заключение (высказывается собственная точка зрения по данному вопросу, в доказательство цитируются слова из текста.
    ПРИМЕР.
    ЗАДАНИЕ С.2.1.
    Напишите сочинение-рассуждение: “Зачем нужны запятые?”.
    ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
    Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей. Зачем же нужны запятые?
    Запятые могут разделять простые предложения в составе сложного. В предложении: “Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто”- запятая отделяет части сложноподчинённого предложения, а в предложениях 4 и 26 запятые выделяют вводное слово “оказывается”.
    Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения, знаки препинания помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: ” Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. Таким образом, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
    1

  6. Программа факультативного курса «Грамматика. Текст. Стили речи.»
    Пояснительная записка
    Программа факультативного курса по русскому языку рассчитана на учащихся,
    получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы
    средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с
    текстом.
    Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст,
    анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать
    информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
    Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по
    мере овладения данным умением.
    Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по
    определению лексического значения слова, по различению контекстных значений
    многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами
    синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные
    упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего
    невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию
    средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на
    перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
    Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию
    определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения,
    обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры
    сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
    Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических
    и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники
    учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные
    орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
    Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие
    единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи
    школьников, усвоение ими практической грамотности.
    Данный факультативный курс (34 ч.) призван помочь учащимся успешно подготовиться к
    ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания,
    отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых
    соответствует той или иной части экзаменационной работы.
    Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для
    выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
    -лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический
    анализ языковых явлений;
    -языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и
    грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
    -коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности,
    умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
    Актуальность курса «Грамматика. Текст. Стили речи» определяется, с одной
    стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
    стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое
    изложение, и тестовые задания, и творческую работу.
    Цель: подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
    Основные задачи:
    продолжить формирование навыка написания сжатого изложения;
    закрепить знания учащихся по фонетике, лексике, орфографии, синтаксису и пунктуации;
    продолжить формирование навыка относительной орфографической и пунктуационной
    грамотности;
    продолжить работу по развитию связной речи;
    продолжить формирование навыка работы по комплексному анализу текста.
    Формы проведения занятий:
    мини-лекции;
    семинары-практикумы;
    практикумы;
    составление таблиц;
    комплексный анализ текста.
    Итоговая работа: зачетная работа по модели ГИА
    Планируемый результат обучения.
    В результате изучения факультативного курса обучаемый должен знать:
    основные орфографические и пунктуационные правила;
    типы словосочетаний, грам. основы простых и сложных предложений;
    основные признаки текста;
    основные признаки сжатия текста;
    основные приемы написания сочинений разных типов.
    В результате изучения факультативного курса обучаемый должен уметь:
    осознанно воспринимать текст;
    определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения
    героя;
    правильно и лаконично излагать содержание текста;
    определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать
    их структурно-смысловые связи;
    членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и
    микротемы;
    выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
    владеть различными приемами сжатия текста;
    письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные
    средства речевой выразительности;
    самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
    проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные
    мысли;
    выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
    свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
    Форма подведения итогов- зачетная работа по модели ГИА
    Содержание программы
    Основные требования к изложению.
    Определяем тему и главную мысль текста. Опорные слова. Микротемы.
    Определяем композицию текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная.
    Определяем стиль текста. Средства выразительности речи.
    Определяем тип речи. Создание текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания.
    Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
    Создание сжатого изложения. Исключение второстепенной информации, подробностей,
    деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.
    Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
    Проверочная работа.
    Требования к знаниям и умениям обучающихся.
    В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
    адекватно воспринимать авторский замысел прослушанного текста;
    правильно и лаконично излагать содержание текста;
    определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать
    их структурно-смысловые связи;
    членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и
    микротемы;
    выявлять, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и
    распознавать ее на слух;
    овладеть основными приемами сжатия текста.
    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
    Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема
    текста.
    Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
    Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки
    сочинения.
    Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
    Корректировка текста.
    Приемы цитирования в сочинении.
    Практикум. Создание сочинения на лингвистическую тему.
    Требования к знаниям и умениям обучающихся.
    В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
    адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль,
    основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
    понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
    интерпретировать информацию прочитанного текста;
    использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
    различать стили речи;
    определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
    последовательно излагать собственные мысли;
    оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и
    речевыми нормами литературного языка.
    Программа рассчитана на 34 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
    Тематическое планирование.
    № п/п
    тема
    кол. часов
    1
    Основные требования к изложению. Понятие о тексте.
    1
    2
    Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.
    Микротемы.
    1
    3
    Определяем композицию текста. Лексика нейтральная и
    стилистически окрашенная.
    1
    4
    Учимся анализировать стиль текста. Средства
    выразительности речи.
    2
    5
    Создание и анализ текста-рассуждения.
    1
    6
    Создание и анализ текста-повествования.
    1
    7
    Создание и анализ текста-описания.
    1
    8
    Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических
    ошибок.
    2
    9
    Создание сжатого изложения. Приемы исключения,
    обобщения, замены, удаления.
    1
    10
    Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых,
    логических, фактических ошибок.
    1
    11
    Проверочная работа. Изложение по модели ГИА.
    2
    12
    Орфография. Тест по модели ГИА. Дифференцированная
    работа над ошибками.
    2
    13
    Синтаксис. Тест по модели ГИА. Дифференцированная работа 2
    над ошибками.
    14
    Пунктуация. Тест по модели ГИА. Дифференцированная
    работа над ошибками.
    2
    15
    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую
    тему.
    1
    16
    Создание сочинений на лингвистическую тему. Знаки конца
    предложения.
    1
    17
    Какие знаки препинания придают эмоциональность речи.
    1
    18
    Выделительная и разделительная функция знаков препинания. 1
    19
    Приемы цитирования в сочинении.
    1
    20
    Практикум. Создание сочинения на лингвистическую тему.
    1
    21
    Редактирование сочинения.
    1
    22
    Создание сочинений-рассуждений по данному тексту.
    2
    23
    Редактирование сочинений.
    1
    24
    Итоговая зачетная работа по модели ГИА
    2
    Список литературы.
    ГИА 2014г. Русский язык. Москва «Интеллект- Центр» 2014. Успешная подготовка. Разбор
    заданий. Алгоритмы. Тесты. С.В. Драбкина. Д.И. Субботин.
    Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебнометодическое пособие. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. – Издание 2-е. – Ростов- на- Дону.
    2011год.
    ГИА -2014. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9-ый класс. Тренировочные
    варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой
    аттестации в новой форме. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: АСТ: Астрель 2014
    Федеральный институт педагогических измерений.
    Дидактический банк.
    Прочитайте текст.
    Все собаки в народе разделяются на умных и глупых: умные собаки — злые, любят
    одного только хозяина. А других людей к себе не подпускают. Глупая собака любит всех
    людей, всем доверяет и предпочитает хозяина другим только потому, что она ему отдана, как
    Татьяна своему генералу.
    Подбор таких собак, по-моему, происходит не случайно, а потому что я таких
    предпочитаю, как Цезарь предпочитал возле себя только воинов. И у меня есть основание,
    почему я предпочитаю собаку, любящую не одного меня, а всего человека: я сам точно так
    себя веду в отношении моих близких глупо и требую тоже от них, чтобы моя персона не
    заслоняла собой всего человека и они бы тоже не застилали свет солнца.
    Мало того, только в таких отношениях я понимаю свободу. А эгоистов с их злыми
    собаками считают убийцами духа.
    Вот почему я бессознательно подбираю себе собак благороднейших, способных
    возвышаться над собачьими инстинктами. Наша дружба с такими собаками вообще является
    как следствие общего великого душевного переживания, радости не дома, а в полях и в лесах.
    И потому всех собак я разделяю не на умных и глупых. А на домашних злых и чисто
    охотничьих, с раскрытой душой ко всему человеку.
    (По М. Пришвину)
    Составьте 2-3 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ в тексте.
    Какая информация в тексте вас заинтересовала больше всего? Почему?
    Какие слова и обороты в тексте вам показались яркими, запоминающимися, любопытными?
    Объясните лексическое значение следующих слов и словосочетаний из текста:
    предпочитать, персона, инстинкт,(душевное) переживание. Какой способ толкования
    слов вы выбрали? Свое объяснение постройте по образцу: радость – это …
    2. Прочитайте текст и озаглавьте его.
    Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными
    глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного,
    устройством компьютера и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарен от
    природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы
    непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв,
    для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
    Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой,
    техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в
    пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.
    Но прелесть жизни – в её непредсказуемости. Может быть придется строить города в
    пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни! К тому же
    то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться
    многим.
    И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и
    законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо
    неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И даже если увлечение предметом
    столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно
    должен возникнуть рано или поздно. И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать
    горьких разочарований о напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном
    времени. (И. Милославский)
    Напишите вопросы к каждому абзацу.
    Составьте план текста. Какой получился план: простой или сложный? Соответствует ли
    количество пунктов плана количеству абзацев?
    Перескажите текст с опорой на составленный план. Используйте опорные слова и
    предложения, помня о теме текста и его главной мысли. Старайтесь сохранить
    стилистические и характерные черты текста, а также помните о ведущем типе речи.
    3. Прочитайте фрагмент из рассказа Н.А. Теффи «Сокровища земли». Согласны ли вы с
    автором?
    Люди очень гордятся, что в их обиходе существует ложь. Её черное могущество
    прославляют поэты и драматурги…
    Но, в сущности, ложь, как бы ни была она велика, или тонка, или умна, – она никогда
    не выйдет из рамок самых обыденных человеческих поступков, потому что, как и все
    таковые, она происходит от причины и ведет к цели. Что же тут необычного?
    Гораздо интереснее та удивительная психологическая загадка, которая зовется
    враньем.
    Вранье отличается от лжи… тем, что, не неся в себе ни причины, ни цели, в
    большинстве случаев приносит изобретателю своему только- то огорчение и позор – словом,
    чистый убыток…
    Настоящее, типичное враньё ведется так бестолково, что сколько ни изучай его,
    никогда не будешь знать основательно, как и кем именно оно производится…
    Определите стиль и тип текста. Подтвердите свой ответ примерами из текста.
    Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте текст.
    Найдите ключевые слова. Подумайте, сопоставляются или противопоставляются синонимы в
    тексте?
    Охарактеризуйте средства связи в тексте.
    По выбору:
    продолжите мысль писательницы;
    составьте текст в форме рассуждения на тему «Вранье отличается от лжи», приведите
    аргументы.
    4. Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.
    Самое великое наше сокровище – наш русский язык (И. Ильин).
    Во-первых,___________________________________________
    Во-вторых,____________________________________________
    В-третьих,____________________________________________
    Следовательно,________________________________________
    5. Вам предложены темы сочинений. Сформулируйте основной тезис сочинения – свое
    отношение к названной проблеме.
    Какими должны быть детские радио- телепередачи?
    Каким должен быть хороший учебник?
    Почему мои сверстники стали меньше читать?
    Что значит быть свободным?
    Что важнее: самовоспитание или воспитание?
    Кого можно назвать культурным человеком?
    6. Продолжите текст, приводя собственные аргументы (не менее 3 – 4).
    Человек должен уметь управлять эмоциями, хотя это очень трудно.
    Способы разрядки эмоции зависят от общей культуры человека и от умения владеть
    своими эмоциями.
    Корректных способов разрядки эмоций немало. Вот основные из них:
    физическая нагрузка;
    музыка, пение;
    7. Постройте рассуждение — объяснение или рассуждение — доказательство, взяв за
    основу один из следующих тезисов:
    – Душа обязана трудиться.
    – Содружество растет силою сердца.
    Интеллигентность не только в занятиях, а в способностях к пониманию другого.
    8. Прочитайте высказывания. Укажите источники, из которых вы будете брать
    аргументы (примеры из художественной литературы, жизненных впечатлений,
    наблюдений, факты биографии известных людей и т.д.). Какие из высказываний
    уместно процитировать в вашем сочинении на тему…?
    «Верность друга нужна и в счастье. В беде же она совершенно необходима».
    (Сенека)
    «Нет другого более красивого и более полезного времяпрепровождения, чем книга».
    (Мирон Кости)
    «Красота лица в красоте характера».
    (Пословица)
    «Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем решимость».
    (Т.Рузвельт)
    « Всякая мысль , выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно».
    (Л.Толстой)
    «Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.»
    (Плавт)
    «Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых
    действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем…»
    (Р.Акофф)
    9. Прочитайте текст.
    ВЫГОДНО ЛИ ИЗДАВАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ КЛАССИКУ?
    Издание классики — это хороший бизнес. Не правда ли, утверждение спорное — особенно
    после того, как долгие годы убеждали, что классику никто не читает, никто не покупает, что
    она устарела и не отвечает духовным потребностям эпохи. Казалось, все давно классику
    похоронили — кроме учителей литературы и библиотекарей…
    Утверждение социологов о том, что новое поколение выбирает жвачку, мало соответствует
    действительности. Конечно, некоторая часть людей вообще не читает. Те же, кто берет в руки
    книгу, рано или поздно приходят к классике. И, как правило, эти люди молодые. Об этом
    прекрасно осведомлены издатели, книготорговцы и библиотекари. Интерес к классике
    постоянный — преклоняются ли перед ней или презирают как вышедший из моды хлам, – но
    продолжают читать. Тем Шекспир и отличается от Джоан Роллинг, а Пушкин – от
    Марининой, что их всегда купят и через сто, двести лет…
    Являетесь ли вы массовым читателем? Какие факторы в первую очередь определяют ваши
    читательские пристрастия? Представьте себя издателем: сочините рекламный текст на книгу,
    чтобы заинтересовать как можно больше читателей понравившейся вам книге.
    10. Прочитайте варианты вступления сочинений учащихся на лингвистическую тему «Зачем
    нужна пунктуация?»
    *** «На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они выполняют важную
    роль в письменной речи».
    *** «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют
    эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения».
    *** «Русская пунктуация — сложная система. Глубокое овладение ею помогает точно и
    четко передавать, воспринимать смысл написанного. Не даром так трудны для восприятия
    даже для образованного человека древние тексты, написанные без знаков препинания».
    *** «К.Паустовский в повести «Золотая роза»так определил роль знаков препинания: «Они
    твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
    Какой из них вам показался наиболее интересным, неординарным? Почему? Можно ли по
    вступлению определить, на сколько глубоко будет раскрыта тема сочинения?
    Попробуйте и вы свои силы: напишите вступление к сочинению на эту же тему. Вы можете
    начать свое вступление разными способами:
    риторическим восклицанием;
    цитатным материалом (чьим- то высказыванием, поговоркой и т.д.);
    не большим отступлением, которое может подвести к проблеме текста;
    предложением, утверждающем актуальность обсуждаемого вопроса;
    советом, который содержится в формулировке задания: «Вы можете начать свое сочинение,
    обратившись к словам…»
    11. Напишите сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (по выбору).
    – Как отличить союз от союзного слова?
    – Современная пунктуация — сложная, исторически сложившаяся система. Почему?
    – Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо не только знать правила расстановки
    знаков препинания, но, главное, постичь ее существо, ее принципы, усвоить ее системность.
    – Что значит выражение «владеть словом» ? Докажите это на примере самостоятельно
    подобранного вами текста.
    – Грамматика — это порог всякого знания.
    (А.М.Пешковский)
    – Почему А.Толстой утверждал, что «язык — это путь цивилизации и культуры»?
    – Тайноведение слова. Как я это понимаю?
    – Что сближает и что различает значение слов странник, паломник, турист, путешественник
    в русском языке?
    – Объясните суть морфологического (фонетического, традиционного) принципа русской
    орфографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *