Сочинение рассуждение на проблемную тему

4 варианта

  1. III . Заключение. Отношение к Базарову автора. Ваше отношение к герою.
    Проблемные темы требуют обязательной строгой логичности изложения. Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.), сформулированные в сочинении, должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
    Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
    Нужно избегать фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей  “Львом Николаевичем” (о Толстом), “Иваном Сергеевичем” (о Тургеневе), “Николаем Васильевичем” (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
    Консультация № 3
    КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ –
    АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    Сочинение такого типа требует иной логики, нежели предыдущие творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, зачем введена та или иная сцена автором.
    Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
    Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова? В толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений следующее: эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Но, подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
    Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь С.И. Ожегова: сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
    Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? Проанализировать эпизод — это значит:
    — определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
    — уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
    — показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
    — сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
    — определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
    — понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
    Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода. Определим, что может быть вступлением.
    I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
    II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
    1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
    2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
    В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
    а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
    б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
    в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
    3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
    4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
    5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
    III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
    Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
    Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
    1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
    2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
    3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
    4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
    Михеева Г.И.

  2. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  3. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  4. Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *