Сочинение рассуждение на свободную тему 9 класс

5 вариантов

  1. Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
    В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
    О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.

  2. Урок русского языка в 9 классе.
    Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
    Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
    Ход занятия
    Организационный момент.  Приветствие
    Объявление темы и постановка целей
    Разделяю класс на три группы.
    Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
    – Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
    Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
    Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Выделите ключевые слова .
    Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
    Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
    ( каждая группа получает экземпляр сообщений)
    Заполним таблицу
    Фламандская живопись
    «Словесная» живопись Н.В.Гоголя
    роскошь
    Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
    хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
    . Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
    несоединимое
    Перегруженность деталями
    Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
    тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
    Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
    Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
    III.   Актуализация знаний.
    1. Повторение теоретического материала .
    – Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
    – Какова структура сочинения- рассуждения?
    ( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
    Остальные записывают в тетрадях.
    Взаимопроверка
    Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
    Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.
    В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
    Работа  по группам : Пишем вступление.
    в виде прямой речи
    в виде косвенной речи
    с помощью вводного слова
    (Один у доски)
    Прочитайте свои варианты вступления.
    –  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
    Как писать основную часть?
    О чем мы должны написать в основной части?
    В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
    Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
    1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)
    Справка.
    Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
    выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
    С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
    Руси – птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .
    Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
    прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
    творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
    На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных
    членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
    У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
    Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
    Работа с тестом
    В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
    Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
    Работа по группам:
    Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
    сравнения и определить их роль;
    ряды однородных членов.
    Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
    Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.
    (шаблоны в справочниках ГИА)
    – Как можно оформлять примеры. ?
    1) В предложении … (« … ») автор использует  ……
    2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
    4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    .Прочитайте свои работы ( 3 человека)
    О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.
    3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
    5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
    Запишите свой вариант заключения.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    – 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    Домашняя работа :
    . Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
    ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
    До этого урока я не знал … , а теперь….
    Я  не умел …., а …..
    Забыл…….
    Шаблон сочинения- рассуждения.
    Тезис.
    Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как…)
    Рассуждение на теоретическом  уровне
    С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
    Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
    Примеры
    1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
    2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    Заключение-вывод
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.

  3. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  4. Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
    Вопрос о прозвищах необъятен, так как прозвищ в русском языке огромное множество. И всё же этот вопрос очень интересен, поэтому я рассмотрю некоторые случаи, когда людям придумывают необычные прозвища.
    Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. И несмотря на то, что есть книги, где объясняется значение имён, это значение редко совпадает с характером человека. Но в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.
    Есть довольно популярные прозвища. Они понятны почти каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Маменькин Сынок, Жадина, Ботаник, Толстый. В основном такие прозвища даются в школьные годы. Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая или ряде случаев. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище. Или же дети заметили, что мальчик необычной комплекции, и кому-то пришло в голову назвать его Толстым.
    Часто прозвища придумывают, если у человека длинная или забавная фамилия. Мальчик носит фамилию Бобаров, а одноклассники заметили отдалённое сходство фамилии со словом бобёр. Стали называть его Бобёр. Или в классе есть Лебедев, а его начинают называть Лебедем. Я знаю случай, когда мальчика с фамилией Точёнов стали называть Точилка. Ещё сократили фамилию Шекарскас. Она превратилась в прозвище Шика.
    Иногда фамилия и поведение человека бывают вполне обыкновенными. Но и этот человек имеет шанс получить прозвище. Потому что люди могут обратить внимание на его внешность. Например, кудрявого мальчика могут назвать Пушкиным. Или девочка на вид довольно плотная и упитанная, и одноклассники по понятным только им причинам начинают называть её Тумбочкой.
    Ассоциативный путь выдумщиков прозвищ бывает очень сложным. Например, у мальчика фамилия Чалов. Одноклассники превращают её в сочетание Чак-Чак, а его каким-то таинственным образом сопоставляют с орехом. Итак, господин Чалов превращается в Ореха. Или же, у мальчика имя Азамат. Отбросили первую букву и получили Замат. Теперь добавили окончание –ка. Получилось Заматка. И после этого не составляет больших трудов превратить это в Замазку. Таким образом, бедный Азамат теперь Замазка.
    Да, кроме школы и компании друзей, следовало бы упомянуть ещё об одном месте, где люди получают прозвища (кликухи). Это происходит «на зоне». Я (к счастью) не очень сведущ в этой области, но кое-что слышал. Там звучание прозвищ очень впечатляющие: Горбатый, Мочёный, Ошпаренный, Колобок, тот же Череп. Здесь тоже подмечаются особенности внешности. Но эти особенности могут возникнуть в результате инцидентов в их опасной жизни.
    Сделаем выводы по своим исследованиям. Первое: имена не отражают истинной сущности человека, того, что в нём ярче всего заметно. Прозвища придумываются знакомыми людьми. Мало ли в кругу знакомых Миш и Кать. А если вы говорите о человеке и называете его прозвищем, то ваш знакомый тут же поймёт, о ком идёт речь. И второе:фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища. Ведь как хочется, увидев человека, идентифицировать его не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.

    Материалы по теме:

    Выбор жизненного пути (мини-сочинение) 9 класс Сочинения на свободную тему
    Демон в творчестве Михаила Врубеля 9 класс Сочинения на свободную тему
    Моё детство 9 класс Сочинения на свободную тему
    Хлебников Велемир Володимирович
    Моя любимая книга (сочинение-рассуждение) 9 класс Сочинения на свободную тему
    Фронтовой альбом Смирнов Николай Васильевич

  5. Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь, но и в футбол и баскетбол я с детским удовольствием поиграю, забывая, что ростом почти догнал отца.
    Иногда мне ужасно не хочется взрослеть. Я понимаю, что пока родители заботятся обо мне, я — свободен. Моя претензия на самостоятельность все же больше детская. Мне ужасно жаль видеть уставшую маму и постоянно задерживающегося на работе отца. И я думаю: неужели для этого я расту, для усталости, вечной гонки за кем-то и чем-то. И у меня когда-то будет семья, и я так же, как и мои родители, буду с легкой обреченностью выполнять свой долг перед близкими. Я понимаю, что это неизбежно, я — создание природы со своей биологической программой. Моя задача — расти и учиться. Затем учить и растить своих детей.
    Я пока не знаю, кем я буду! По крайне мере мама иногда называет меня оболтусом и шалопаем. А почему? Потому что я люблю рисовать, и все время трачу на это занятие? Может, я стану мультипликатором и будут у меня мультфильмы не хуже, чем у Гарри Бардина или Уолта Диснея! А если я стану дворником, то что плохого в этой профессии? Когда улицы грязные, почему-то все вспоминают о дворниках, а когда сверкают чистотой — это профессия незаметно опускается в разряд неудачных. Почему? Ведь работа их очень ценная и нужна.
    Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану “серой мышкой”. Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!
    Смотрю на своих одноклассников и думаю, ну откуда у двоечника Генки Самохина такая тяга к фотографии. Он везде ходит с фотоаппаратом и кадры выбирает интересные, очень удачные. А Лешка Захаров! “Тонет” в русском языке и литературе, а электропроводку знает, как свои пять пальцев! Ольга Реутова — стрижет всех желающих и делает такие прически, что позавидуют голливудские звезды.
    У нас нет в классе той “серости”, которая появляется в жизни. Все интересные и способные. Я не могу заглянуть в будущее и сказать, что там будет: радость, печаль, тоска, заботы? Но уверен, что родители и мои, и друзей тоже о чем-то мечтали, что-то сделали в жизни, ведь есть мы, которые их любим.
    У меня есть огромное желание задержаться в своем возрасте, накопить побольше положительных эмоций, чтобы до конца моей жизни их хватило не только на меня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *