Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Пояснение.15.1 Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств. Нельзя не согласиться с высказыванием Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»Для подтверждения справедливости слов Головина обратимся к тексту Юрия Яковлева.В предложении 48 автором используется фразеологизм «шла по следам». Выражение буквально означает «идти сзади, вслед». В тексте этот фразеологизм имеет символичный смысл: учительница не только высматривает, что делает Коста и поэтому идёт за ним следом, Евгения Ивановна понимает, что её ученик оставил всех далеко позади, потому что его большое, неравнодушное сердце даёт ему больше прав называться Человеком, чем ей самой.В предложении 15 перед нами еще один пример авторского мастерства. Слово «буркнул» автор определяет, как на вопрос о растении, которое зацвело благодаря усилиям Косты, ответил ребятам он сам. Ему не верили, а он делал задуманное, не сворачивая с пути, а то, что ответил неприветливо, так это больше от смущения из-за излишнего внимания, к которому он не привык.Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.
15.2 В данном предложении писатель Ю. Я. Яковлев сравнивает героя своего произведения — Косту — с веточкой багульника. Этим сравнением автор хотел донести до читателя мысль о том, что красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. Обратимся к тексту, чтобы убедиться в сказанном.Поначалу одноклассники и учительница относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. Их мнение о мальчике менялось постепенно. Началось всё с неожиданно расцветшего багульника, прутики которого Коста принёс в класс. Эта веточка заставила ребят по-другому взглянуть на Косту. Так из молчальника он превратился в волшебника (предложения 20—21).Но главное открытие сделала учительница Женечка. Она проследила за своим учеником и узнала,что после уроков Коста торопится к тем, кому нужна его помощь: людям и собакам (предложения 27—48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела.
15.3 Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий, это намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами.Герой текста Ю. Яковлева Коста на первый взгляд ничем не примечательный, молчаливый ребёнок. Но его поступки свидетельствуют о том, что перед нами человек, способный творить добро. Это добро выражается в заботе о собаках, которых Коста «кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека» (предложение 47).Вспоминается история другого ребёнка — второклассника Егора, который накопил деньги на сенсорный телефон. Но однажды по телевизору он услышал о том, что в зоопарке от голода умирают животные. Тогда мальчик написал письмо директору зоопарка, в котором были такие строки: «Я очень люблю животных и считаю, что их жизнь важнее телефона, поэтому я отдаю все свои деньги для животных».Таким образом, добро ассоциируется с милосердием, состраданием, любовью ко всему живому.
1. С самого начала учительница наблюдает за странным мальчиком, который выделяется среди остальных. Он молчалив и застенчив, даже ответ у доски загоняет его в тупик. А странная история с веточками, которые благодаря Косте, сумели преобразится в прекрасный багульник, заставляет ее задуматься, а так ли прост этот на первый взгляд невзрачный мальчик, о жизни которого ничего не известно. И вот во время слежки ей открывается удивительное увлечение мальчика, теперь она понимает все, и на душе у нее становится тепло, видя все это, ей тоже хочется почувствовать это, то самое чувство, осознание того, что где-то тебя ждет существо, маленькое, но очень нуждающееся в твоей помощи, она чувствует близость себя и этого мальчика, который посвящает все свое время братьям нашим меньшим. Это особенно ярко показывает момент, где она ели сдерживается, чтобы не подойти и не погладить собачку. А после встречи на пристани, она наконец осазноет все важность дела, которое делает мальчик. ОНа испытывает чувство гордости, радости, сострадания, понимая и любви.
2. Звонок для Косты, это знак что пора в путь, ведь где-то там его ждут с нетерпением и трепетом. Это знак, призывающий его помочь тем созданиям, что не в силах помочь самим себе, это знак, который не дает ему забыть, что братьям нашим меньшим нельзя забывать, что мы все еще есть у них, люди которые их приручи.
Коста мчится на помощь тем собакам, что попали в трудную ситуацию, чьи хозяева больше не могут подарить им свое тепло и заботу, а он может! И поэтому это так важно для него, и он никогда не пропустит дня, чтобы повидаться с ними, с той ей хозяин не может гулять, с тем кого хозяева позабыли, с той, чей хозяин тяжко болен и с тем чей хозяин больше не вернется.
Задание: Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…” Сочинение:
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2 , 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. Текст:
(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! – раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
(9)И однажды веник зацвел. (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! – буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто…
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте. (27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: “Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!”
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся…
(40)- Я болею… не волнуюсь…(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, – после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса. (49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11) .
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48) . Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста ю. я. яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает косту с веточкой багульника. этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа. поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному косте с непониманием и недоверием. у учительницы женечки коста тоже вызывал неприятные чувства. это предложения № 2, 15 – 18. но однажды и учительница изменили своё мнение о косте. чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. из указанных примеров следует, что это произошло неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого коста принёс в класс (предложения 5-11). проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что коста торопился к тем, кому нужна была его : людям и собакам (предложения 27 – 48). женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось доброе и отзывчивое сердце. таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа ю. яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
«В детях стараюсь разглядеть…»
(Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Юрия Яковлева
«Багульник»)
Цель: 1) услышать нравственное звучание рассказа;
2) создать условия самоопределения пятиклассников по нравственным проблемам «Багульника»
Ход урока
Вступительное слово учителя.
(Эхо детства слышится во многих произведениях Юрия Яковлева: «Мальчик с коньками», «Сын летчика», «Рыцарь Вася», «Багульник». Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
Сегодня, перелистывая страницы рассказа «Багульник», поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Сегодня поведем разговор о правде, совести, чести.)
Героем рассказа является мальчик Коста. О нем у вас сложилось определенное впечатление. Поделитесь с одноклассниками первым впечатлением.
( Коста вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.
В классе Косту считали «молчальником»: никто не знал, что у него на уме. Мальчик нелюдимый и скрытный.)
3. Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников?
(У учителей он вызывал раздражение, т.к. каждое слово приходилось у него вытаскивать клещами. Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)
3. Уточним значение слова раздражение, запишем в тетрадь.
^ Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.
Но однажды одноклассники забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он «волшебник», а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Что произошло в классе?
( Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на посмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой.Дети столпились у окна, разглядывают, стараются уловить тонкий аромат, спрашивают, что за растение. Коста стал загадочным и интересным человеком.)
Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему?
(После звонка с последнего урока Коста вскакивал с места и, сломя голову, выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью.)
Звонок с последнего урока как сигнальная ракета для мальчика. Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не знает. Куда он мчится?
(К людям и собакам, которым нужна его помощь.)
6. Расскажите о свидании Косты с четвероногими друзьями.
( Художественно чтение с элементами актерской игры:
1-й ученик. «Коста нырнул в кривой переулок…»- «Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер».
^ 2-й ученик. «Теперь пришлось бежать три квартала». – «Он молча пошевелил обрубком хвоста».
3-й ученик. «Коста спешил дальше».
Учитель (чтение на фоне шума морского прибоя от слов «Но вот Лапоть отгулял…»)
Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?
(Мальчик чуткий, добрый, выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами)
Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нем.
(Мы забываем о неприятном впечатлении от первого знакомства с мальчиком. Восхищаемся его добротой, чуткостью, умением быть самим собой.)
Почему Косте так легко с собаками и так трудно с людьми?
(Собаки не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно)
Поговорим о других героях рассказа. Почему учительница Женечка? Почему одноклассников Косты автор не называет по именам?
( Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников. Поэтому так ласково называют ее,как близкого и родного человека.
Одноклассники Косты изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – не ясно. Неизвестно, как бы они повели себя в подобной ситуации.
Коста – личность. Он уверен в необходимости доброго дела. Запишем в тетрадь лексическое значение слова «личность».Личность – человек, имеющий свое лицо, взгляды на жизнь. А мы убедились, сто надо быть добрым, нужным людям.)
Рассказ Юрия Яковлева – о мальчике, его отношении к людям, к «братьям нашим меньшим». В нем повествование о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение «Багульник»?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно: «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
Каким взрослым человеком может стать Коста?
(Милосердным. Милосердный –
Наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.)
МОУ «СОШ № 3 п. Дарасун»
СОЧИНЕНИЕ
«Багульник – наше забайкальское чудо!»
НОМИНАЦИЯ- ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗЕЛЕНОМУ ЧУДУ
Автор: Евдокимова Виктория Викторовна,
10 лет, 3 «А»класс
Учитель: Осоронова Светлана Александровна
2013
«Багульник – наше забайкальское чудо!»
На Земле встречается несколько разновидностей этого замечательного растения. У нас растет рододендрон Даурский или багульник розовый.
Когда наступает весна, на сопках Забайкалья зацветает багульник. Лес окрашивается в розовые, малиновые, фиолетовые краски…
Багульник – очень красивое растение, у него маленькие цветочки и их очень много. Мы думаем, что у багульника нет листьев, но мы ошибаемся. У него есть листья, но их сложно заметить. Цветы у багульника самые красивые, нежные.… А запах, какой, не описать! В нашем лесу багульника много. Растет кустарник кучками и это выглядит очень красиво!
Багульник нас радует не только внешним видом. Его применяют в медицине. Рододендрон Даурский занесен в Красную книгу. Берегите его!
Веточка неброская такая,
Да еще два темненьких листка
А весною, кустик поражает
Красотою алого листка!
Боже мой, откуда что берется
Ну и сказочник, ты месяц май,
Сопки, словно в розовом атласе,
Насмотрись на год, не прозевай!
Все покрыто розовым цветеньем.
Не так страшен поредевший лес…
Ах, багул, ты Забайкалья чудо,
Полыхай пожаром красок до небес!
Евдокимова Вика, 2013.
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Пояснение.15.1 Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств. Нельзя не согласиться с высказыванием Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»Для подтверждения справедливости слов Головина обратимся к тексту Юрия Яковлева.В предложении 48 автором используется фразеологизм «шла по следам». Выражение буквально означает «идти сзади, вслед». В тексте этот фразеологизм имеет символичный смысл: учительница не только высматривает, что делает Коста и поэтому идёт за ним следом, Евгения Ивановна понимает, что её ученик оставил всех далеко позади, потому что его большое, неравнодушное сердце даёт ему больше прав называться Человеком, чем ей самой.В предложении 15 перед нами еще один пример авторского мастерства. Слово «буркнул» автор определяет, как на вопрос о растении, которое зацвело благодаря усилиям Косты, ответил ребятам он сам. Ему не верили, а он делал задуманное, не сворачивая с пути, а то, что ответил неприветливо, так это больше от смущения из-за излишнего внимания, к которому он не привык.Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.
15.2 В данном предложении писатель Ю. Я. Яковлев сравнивает героя своего произведения — Косту — с веточкой багульника. Этим сравнением автор хотел донести до читателя мысль о том, что красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. Обратимся к тексту, чтобы убедиться в сказанном.Поначалу одноклассники и учительница относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. Их мнение о мальчике менялось постепенно. Началось всё с неожиданно расцветшего багульника, прутики которого Коста принёс в класс. Эта веточка заставила ребят по-другому взглянуть на Косту. Так из молчальника он превратился в волшебника (предложения 20—21).Но главное открытие сделала учительница Женечка. Она проследила за своим учеником и узнала,что после уроков Коста торопится к тем, кому нужна его помощь: людям и собакам (предложения 27—48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела.
15.3 Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий, это намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами.Герой текста Ю. Яковлева Коста на первый взгляд ничем не примечательный, молчаливый ребёнок. Но его поступки свидетельствуют о том, что перед нами человек, способный творить добро. Это добро выражается в заботе о собаках, которых Коста «кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека» (предложение 47).Вспоминается история другого ребёнка — второклассника Егора, который накопил деньги на сенсорный телефон. Но однажды по телевизору он услышал о том, что в зоопарке от голода умирают животные. Тогда мальчик написал письмо директору зоопарка, в котором были такие строки: «Я очень люблю животных и считаю, что их жизнь важнее телефона, поэтому я отдаю все свои деньги для животных».Таким образом, добро ассоциируется с милосердием, состраданием, любовью ко всему живому.
1. С самого начала учительница наблюдает за странным мальчиком, который выделяется среди остальных. Он молчалив и застенчив, даже ответ у доски загоняет его в тупик. А странная история с веточками, которые благодаря Косте, сумели преобразится в прекрасный багульник, заставляет ее задуматься, а так ли прост этот на первый взгляд невзрачный мальчик, о жизни которого ничего не известно. И вот во время слежки ей открывается удивительное увлечение мальчика, теперь она понимает все, и на душе у нее становится тепло, видя все это, ей тоже хочется почувствовать это, то самое чувство, осознание того, что где-то тебя ждет существо, маленькое, но очень нуждающееся в твоей помощи, она чувствует близость себя и этого мальчика, который посвящает все свое время братьям нашим меньшим. Это особенно ярко показывает момент, где она ели сдерживается, чтобы не подойти и не погладить собачку. А после встречи на пристани, она наконец осазноет все важность дела, которое делает мальчик. ОНа испытывает чувство гордости, радости, сострадания, понимая и любви.
2. Звонок для Косты, это знак что пора в путь, ведь где-то там его ждут с нетерпением и трепетом. Это знак, призывающий его помочь тем созданиям, что не в силах помочь самим себе, это знак, который не дает ему забыть, что братьям нашим меньшим нельзя забывать, что мы все еще есть у них, люди которые их приручи.
Коста мчится на помощь тем собакам, что попали в трудную ситуацию, чьи хозяева больше не могут подарить им свое тепло и заботу, а он может! И поэтому это так важно для него, и он никогда не пропустит дня, чтобы повидаться с ними, с той ей хозяин не может гулять, с тем кого хозяева позабыли, с той, чей хозяин тяжко болен и с тем чей хозяин больше не вернется.
Задание: Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…”
Сочинение:
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2 , 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Текст:
(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! – раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
(9)И однажды веник зацвел. (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! – буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто…
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте. (27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: “Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!”
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся…
(40)- Я болею… не волнуюсь…(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, – после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса. (49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11) .
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48) . Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста ю. я. яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает косту с веточкой багульника. этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа. поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному косте с непониманием и недоверием. у учительницы женечки коста тоже вызывал неприятные чувства. это предложения № 2, 15 – 18. но однажды и учительница изменили своё мнение о косте. чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. из указанных примеров следует, что это произошло неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого коста принёс в класс (предложения 5-11). проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что коста торопился к тем, кому нужна была его : людям и собакам (предложения 27 – 48). женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось доброе и отзывчивое сердце. таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа ю. яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
«В детях стараюсь разглядеть…»
(Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Юрия Яковлева
«Багульник»)
Цель: 1) услышать нравственное звучание рассказа;
2) создать условия самоопределения пятиклассников по нравственным проблемам «Багульника»
Ход урока
Вступительное слово учителя.
(Эхо детства слышится во многих произведениях Юрия Яковлева: «Мальчик с коньками», «Сын летчика», «Рыцарь Вася», «Багульник». Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
Сегодня, перелистывая страницы рассказа «Багульник», поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Сегодня поведем разговор о правде, совести, чести.)
Героем рассказа является мальчик Коста. О нем у вас сложилось определенное впечатление. Поделитесь с одноклассниками первым впечатлением.
( Коста вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.
В классе Косту считали «молчальником»: никто не знал, что у него на уме. Мальчик нелюдимый и скрытный.)
3. Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников?
(У учителей он вызывал раздражение, т.к. каждое слово приходилось у него вытаскивать клещами. Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)
3. Уточним значение слова раздражение, запишем в тетрадь.
^ Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.
Но однажды одноклассники забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он «волшебник», а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Что произошло в классе?
( Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на посмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой.Дети столпились у окна, разглядывают, стараются уловить тонкий аромат, спрашивают, что за растение. Коста стал загадочным и интересным человеком.)
Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему?
(После звонка с последнего урока Коста вскакивал с места и, сломя голову, выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью.)
Звонок с последнего урока как сигнальная ракета для мальчика. Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не знает. Куда он мчится?
(К людям и собакам, которым нужна его помощь.)
6. Расскажите о свидании Косты с четвероногими друзьями.
( Художественно чтение с элементами актерской игры:
1-й ученик. «Коста нырнул в кривой переулок…»- «Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер».
^ 2-й ученик. «Теперь пришлось бежать три квартала». – «Он молча пошевелил обрубком хвоста».
3-й ученик. «Коста спешил дальше».
Учитель (чтение на фоне шума морского прибоя от слов «Но вот Лапоть отгулял…»)
Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?
(Мальчик чуткий, добрый, выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами)
Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нем.
(Мы забываем о неприятном впечатлении от первого знакомства с мальчиком. Восхищаемся его добротой, чуткостью, умением быть самим собой.)
Почему Косте так легко с собаками и так трудно с людьми?
(Собаки не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно)
Поговорим о других героях рассказа. Почему учительница Женечка? Почему одноклассников Косты автор не называет по именам?
( Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников. Поэтому так ласково называют ее,как близкого и родного человека.
Одноклассники Косты изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – не ясно. Неизвестно, как бы они повели себя в подобной ситуации.
Коста – личность. Он уверен в необходимости доброго дела. Запишем в тетрадь лексическое значение слова «личность».Личность – человек, имеющий свое лицо, взгляды на жизнь. А мы убедились, сто надо быть добрым, нужным людям.)
Рассказ Юрия Яковлева – о мальчике, его отношении к людям, к «братьям нашим меньшим». В нем повествование о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение «Багульник»?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно: «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
Каким взрослым человеком может стать Коста?
(Милосердным. Милосердный –
Наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.)
МОУ «СОШ № 3 п. Дарасун»
СОЧИНЕНИЕ
«Багульник – наше забайкальское чудо!»
НОМИНАЦИЯ- ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗЕЛЕНОМУ ЧУДУ
Автор: Евдокимова Виктория Викторовна,
10 лет, 3 «А»класс
Учитель: Осоронова Светлана Александровна
2013
«Багульник – наше забайкальское чудо!»
На Земле встречается несколько разновидностей этого замечательного растения. У нас растет рододендрон Даурский или багульник розовый.
Когда наступает весна, на сопках Забайкалья зацветает багульник. Лес окрашивается в розовые, малиновые, фиолетовые краски…
Багульник – очень красивое растение, у него маленькие цветочки и их очень много. Мы думаем, что у багульника нет листьев, но мы ошибаемся. У него есть листья, но их сложно заметить. Цветы у багульника самые красивые, нежные.… А запах, какой, не описать! В нашем лесу багульника много. Растет кустарник кучками и это выглядит очень красиво!
Багульник нас радует не только внешним видом. Его применяют в медицине. Рододендрон Даурский занесен в Красную книгу. Берегите его!
Веточка неброская такая,
Да еще два темненьких листка
А весною, кустик поражает
Красотою алого листка!
Боже мой, откуда что берется
Ну и сказочник, ты месяц май,
Сопки, словно в розовом атласе,
Насмотрись на год, не прозевай!
Все покрыто розовым цветеньем.
Не так страшен поредевший лес…
Ах, багул, ты Забайкалья чудо,
Полыхай пожаром красок до небес!
Евдокимова Вика, 2013.
Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.