Сперва разберемся, что представляет собой басня? Это небольшой рассказ-аллегория, в котором говорится о каком-то случае, произошедшем когда-то давно и чаще всего между животными. Но животные в баснях не простые: они не только говорят, они поступают как люди, совершают те же проступки и являются носителями тех же пороков.
В русских, как и баснях других народов, каждое животное обычно является олицетворением какого-нибудь порока. Так лиса обычно символизирует хитрость, осел – глупость, ягненок – беспомощность, волк – беспощадность и т.д.
Басня – это поучительная история, в которой автор, через юмор и сатиру, завуалированно обнажает пороки современного общества и отдельно взятых людей, колоритно и ярко демонстрируя аморальность действий и поступков некоторых своих героев, он пытается привлечь к ним внимание общественности.
Так, например, когда впервые вышла в свет басня Крылова “Волк на псарне”, практически каждый читающий житель Российской империи понимал, что речь в ней шла о переговорах Кутузова с Наполеоном. Басня обычно всегда заканчивается ярко выраженной моралью. Собственно ради этой морали басня и задумывалась. В упомянутой басне мораль заключалась в словах:
Многие известные словосочетания, подобно бабочкам, выпорхнули из басен и стали крылатыми. Среди самых известных:
и т.д.
Творческие работы учащихся 5-го класса
Басня
«Ёжик – сладкоежка»
Маленький Ёжик конфеты любил,
Он сладкоежкой и жадиной был.
Нашел конфетку как-то он
И побежал скорее в дом.
Чтоб не делиться ей с подружкой,
Конфету спрятал под подушку.
И спать он лег в свою кровать,
Чтоб утром всех быстрее встать.
Проснулся Ёжик раньше всех,
Свою подушку поднял вверх.
Смеялись все над ним друзья,
Ведь стал Ежонок как свинья!
***
Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)
«Медведь и рыба»
Задумал раз Медведь
Запасы на зиму готовить.
Пошел на озеро и рыбы наловил.
Да много так,
Что еле тащит.
Навстречу Волк,
Медведю говорит:
– Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!
Дней пять уж я не ел,
Оголодал совсем!
– Ты что, сосед, мне самому –то мало!
Пришел в берлогу и уснул…
А рыба вся пропала.
***
Вот всем и каждому урок,
Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)
«Жеребенок»
Жил на свете белый жеребенок
И был доволен хвостиком своим,
А ног своих совсем не примечая,
Не уделял вниманья им.
Однажды шел по лесу он
И зацепил за куст свой хвостик.
Услышал волчьи он шаги,
Пытался выбежать на мостик.
Но тщетно…
Он застрял…
Шаги все ближе слышит он
И рвется все сильней.
«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»
И вот он вырвался из плена,
Бежит теперь на мост.
Волк от него отстал…
Стыдит Конек свой хвост.
Он понял, наконец,
Что красота – пустяк,
А главное – помощники, –
Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)
«Лесоруб и Ёжик»
Однажды Лесоруб, топор свой наточив,
В лесу устроил заготовку дров.
И тут тихоня Ёж, минутку улучив,
К нему подкрался, страх переборов.
«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;
Дожить едва ли сможем до весны!
Не дай свершиться подлому злодейству!
А уж тебе потом добром ответим мы!»
Был Лесоруб и горд, и своенравен.
«Какая польза мне от этой мелкоты?»-
Подумал он. И прочь Ежа отправил.
Не проявив тепла, сердечной доброты.
…Прошла зима. И вновь весна настала.
Как выжил Ёж, не ведаем о том.
У Лесоруба лошадь резвая пропала.
Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.
И Лесоруб к нему воззвал уныло:
«Ты знаешь лес, овраги, помоги,
Ведь пропаду я без своей кобылы:
Заглохнет дело, влезу я в долги…»
«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,
То были б силы у меня теперь бежать,
Чтобы помочь тебе по доброй воле.
А я едва-едва могу стоять!»
***
Так на Руси недаром говориться
(Теперь понятно будет, отчего):
«Не плюй в колодец, может из него
Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)
«Медведь и Заяц»
Заяц в лесу, увидев Медведя,
Затеял вдруг в дородстве с ним сравняться;
Он был завистлив.
И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.
– Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» –
Жене он говорит.
-Нет, зайчик мой, тебе далёко.
– Смотри, сейчас я вырасту высоко!
Ну, каково? Уж вырос я с него?
– Почти что ничего!
– Ну, что теперь?
Все то – ж.
Кряхтел он да кряхтел
И кончил мой Зайчоночек на том,
Что, не сровнявшись, он с Медведем,
С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)
Что осуждается в русских баснях?
Русское творчество всегда было очень ярким явлением. Одним из его проявлений стали басни. Однако стоит заметить, что басни – не просто стихи, они созданы не для развлечения или увеселения людей. У каждой басни есть предназначение – научить человека чему-либо, направить на истинный пути и указать на его ошибки.
Ярчайшим представителем, кто создавал те самые поучительные басни, был Иван Крылов. Стоит только вспомнить его произведение «Ворона и лисица», в которой автор высмеивает такие людские пороки, как жадность и отсутствие толерантности к ближнему. А в басне «стрекоза и муравей» каждый читатель отмечает для себя, что изображая животных, Иван Крыловвоплощает в главных героях лень, и противоположное ей качество – трудолюбием. Маленький муравей трудится весь день, не покладая рук, в то время когда стрекоза лишь веселиться день и ночь, легко и беззаботно, не задумываясь при этом о своем будущем благополучии.
В каждом произведении Крылована первый план выдвинут простой повествователь, который легко рассказывает о различных жизненных ситуациях с разнообразным содержанием. Как правило, лирический герой скрывает свое мнение о людских порокахи выражает его посредством пословиц и поговорок. Таким образом, басни пишутся простым разговорным языком, языком народа, что соответствует характеру, социальному положению и психологии каждого персонажа. Поэтому утратилась относительность героя басни. Это проявляется во многих баснях Ивана Андреевича, особенно в таких как «Крестьянин и овца», «Демьянова уха», «Волк и ягнёнок», «Кот и повар».
Сюжеты басен Крылова возделываются в различных точках зрения на вещи, в действиях и речевой логике персонажей, в их социальной среде. Практически во всём описана психологическая атмосфера, проявленная вследствие устроенной жизни русского человека.
Но стоит отметить, что не только Иван Андреевич был автором многочисленных басен, в которых осуждались глупость, лень, зависть, злость и прочие негативные качества. Главное не то, кто писал, и какие басни получались, самое важное – что эти произведения не оставались пустым звоном в сердцах читателей. Каждый, кто углублялся в чтение басен извлекал для себя тот или иной урок, что вне гласно вносится автором.
Сперва разберемся, что представляет собой басня? Это небольшой рассказ-аллегория, в котором говорится о каком-то случае, произошедшем когда-то давно и чаще всего между животными. Но животные в баснях не простые: они не только говорят, они поступают как люди, совершают те же проступки и являются носителями тех же пороков.
В русских, как и баснях других народов, каждое животное обычно является олицетворением какого-нибудь порока. Так лиса обычно символизирует хитрость, осел – глупость, ягненок – беспомощность, волк – беспощадность и т.д.
Басня – это поучительная история, в которой автор, через юмор и сатиру, завуалированно обнажает пороки современного общества и отдельно взятых людей, колоритно и ярко демонстрируя аморальность действий и поступков некоторых своих героев, он пытается привлечь к ним внимание общественности.
Так, например, когда впервые вышла в свет басня Крылова “Волк на псарне”, практически каждый читающий житель Российской империи понимал, что речь в ней шла о переговорах Кутузова с Наполеоном. Басня обычно всегда заканчивается ярко выраженной моралью. Собственно ради этой морали басня и задумывалась. В упомянутой басне мораль заключалась в словах:
Многие известные словосочетания, подобно бабочкам, выпорхнули из басен и стали крылатыми. Среди самых известных:
и т.д.
Творческие работы учащихся 5-го класса
Басня
«Ёжик – сладкоежка»
Маленький Ёжик конфеты любил,
Он сладкоежкой и жадиной был.
Нашел конфетку как-то он
И побежал скорее в дом.
Чтоб не делиться ей с подружкой,
Конфету спрятал под подушку.
И спать он лег в свою кровать,
Чтоб утром всех быстрее встать.
Проснулся Ёжик раньше всех,
Свою подушку поднял вверх.
Смеялись все над ним друзья,
Ведь стал Ежонок как свинья!
***
Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)
«Медведь и рыба»
Задумал раз Медведь
Запасы на зиму готовить.
Пошел на озеро и рыбы наловил.
Да много так,
Что еле тащит.
Навстречу Волк,
Медведю говорит:
– Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!
Дней пять уж я не ел,
Оголодал совсем!
– Ты что, сосед, мне самому –то мало!
Пришел в берлогу и уснул…
А рыба вся пропала.
***
Вот всем и каждому урок,
Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)
«Жеребенок»
Жил на свете белый жеребенок
И был доволен хвостиком своим,
А ног своих совсем не примечая,
Не уделял вниманья им.
Однажды шел по лесу он
И зацепил за куст свой хвостик.
Услышал волчьи он шаги,
Пытался выбежать на мостик.
Но тщетно…
Он застрял…
Шаги все ближе слышит он
И рвется все сильней.
«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»
И вот он вырвался из плена,
Бежит теперь на мост.
Волк от него отстал…
Стыдит Конек свой хвост.
Он понял, наконец,
Что красота – пустяк,
А главное – помощники, –
Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)
«Лесоруб и Ёжик»
Однажды Лесоруб, топор свой наточив,
В лесу устроил заготовку дров.
И тут тихоня Ёж, минутку улучив,
К нему подкрался, страх переборов.
«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;
Дожить едва ли сможем до весны!
Не дай свершиться подлому злодейству!
А уж тебе потом добром ответим мы!»
Был Лесоруб и горд, и своенравен.
«Какая польза мне от этой мелкоты?»-
Подумал он. И прочь Ежа отправил.
Не проявив тепла, сердечной доброты.
…Прошла зима. И вновь весна настала.
Как выжил Ёж, не ведаем о том.
У Лесоруба лошадь резвая пропала.
Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.
И Лесоруб к нему воззвал уныло:
«Ты знаешь лес, овраги, помоги,
Ведь пропаду я без своей кобылы:
Заглохнет дело, влезу я в долги…»
«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,
То были б силы у меня теперь бежать,
Чтобы помочь тебе по доброй воле.
А я едва-едва могу стоять!»
***
Так на Руси недаром говориться
(Теперь понятно будет, отчего):
«Не плюй в колодец, может из него
Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)
«Медведь и Заяц»
Заяц в лесу, увидев Медведя,
Затеял вдруг в дородстве с ним сравняться;
Он был завистлив.
И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.
– Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» –
Жене он говорит.
-Нет, зайчик мой, тебе далёко.
– Смотри, сейчас я вырасту высоко!
Ну, каково? Уж вырос я с него?
– Почти что ничего!
– Ну, что теперь?
Все то – ж.
Кряхтел он да кряхтел
И кончил мой Зайчоночек на том,
Что, не сровнявшись, он с Медведем,
С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)
Что осуждается в русских баснях?
Русское творчество всегда было очень ярким явлением. Одним из его проявлений стали басни. Однако стоит заметить, что басни – не просто стихи, они созданы не для развлечения или увеселения людей. У каждой басни есть предназначение – научить человека чему-либо, направить на истинный пути и указать на его ошибки.
Ярчайшим представителем, кто создавал те самые поучительные басни, был Иван Крылов. Стоит только вспомнить его произведение «Ворона и лисица», в которой автор высмеивает такие людские пороки, как жадность и отсутствие толерантности к ближнему. А в басне «стрекоза и муравей» каждый читатель отмечает для себя, что изображая животных, Иван Крыловвоплощает в главных героях лень, и противоположное ей качество – трудолюбием. Маленький муравей трудится весь день, не покладая рук, в то время когда стрекоза лишь веселиться день и ночь, легко и беззаботно, не задумываясь при этом о своем будущем благополучии.
В каждом произведении Крылована первый план выдвинут простой повествователь, который легко рассказывает о различных жизненных ситуациях с разнообразным содержанием. Как правило, лирический герой скрывает свое мнение о людских порокахи выражает его посредством пословиц и поговорок. Таким образом, басни пишутся простым разговорным языком, языком народа, что соответствует характеру, социальному положению и психологии каждого персонажа. Поэтому утратилась относительность героя басни. Это проявляется во многих баснях Ивана Андреевича, особенно в таких как «Крестьянин и овца», «Демьянова уха», «Волк и ягнёнок», «Кот и повар».
Сюжеты басен Крылова возделываются в различных точках зрения на вещи, в действиях и речевой логике персонажей, в их социальной среде. Практически во всём описана психологическая атмосфера, проявленная вследствие устроенной жизни русского человека.
Но стоит отметить, что не только Иван Андреевич был автором многочисленных басен, в которых осуждались глупость, лень, зависть, злость и прочие негативные качества. Главное не то, кто писал, и какие басни получались, самое важное – что эти произведения не оставались пустым звоном в сердцах читателей. Каждый, кто углублялся в чтение басен извлекал для себя тот или иной урок, что вне гласно вносится автором.