Сочинение рассуждение на тему басня

3 варианта

  1. Сперва разберемся, что представляет собой басня? Это небольшой рассказ-аллегория, в котором говорится о каком-то случае, произошедшем когда-то давно и чаще всего между животными. Но животные в баснях не простые: они не только говорят, они поступают как люди, совершают те же проступки и являются носителями тех же пороков.
    В русских, как и баснях других народов, каждое животное обычно является олицетворением какого-нибудь порока. Так лиса обычно символизирует хитрость, осел – глупость, ягненок – беспомощность, волк – беспощадность и т.д.
    Басня – это поучительная история, в которой автор, через юмор и сатиру, завуалированно обнажает пороки современного общества и отдельно взятых людей, колоритно и ярко демонстрируя аморальность действий и поступков некоторых своих героев, он пытается привлечь к ним внимание общественности.
    Так, например, когда впервые вышла в свет басня Крылова “Волк на псарне”, практически каждый читающий житель Российской империи понимал, что речь в ней шла о переговорах Кутузова с Наполеоном. Басня обычно всегда заканчивается ярко выраженной моралью. Собственно ради этой морали басня и задумывалась. В упомянутой басне мораль заключалась в словах:
    Многие известные словосочетания, подобно бабочкам, выпорхнули из басен и стали крылатыми. Среди самых известных:
    и т.д.

  2. Творческие работы учащихся 5-го класса
    Басня
    «Ёжик – сладкоежка»
    Маленький Ёжик конфеты любил,
    Он сладкоежкой и жадиной был.
    Нашел конфетку как-то он
    И побежал скорее в дом.
    Чтоб не делиться ей с подружкой,
    Конфету спрятал под подушку.
    И спать он лег в свою кровать,
    Чтоб утром всех быстрее встать.
    Проснулся Ёжик раньше всех,
    Свою подушку поднял вверх.
    Смеялись все над ним друзья,
    Ведь стал Ежонок как свинья!
    ***
    Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)
    «Медведь и рыба»
    Задумал раз Медведь
    Запасы на зиму готовить.
    Пошел на озеро и рыбы наловил.
    Да много так,
    Что еле тащит.
    Навстречу Волк,
    Медведю говорит:
    –  Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!
    Дней пять уж я не ел,
    Оголодал совсем!
    – Ты что, сосед, мне самому –то мало!
    Пришел в берлогу и уснул…
    А рыба вся пропала.
    ***
    Вот всем и каждому урок,
    Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)
    «Жеребенок»
    Жил на свете белый жеребенок
    И был доволен хвостиком своим,
    А ног своих совсем не примечая,
    Не уделял вниманья им.
    Однажды шел по лесу он
    И зацепил за куст свой хвостик.
    Услышал  волчьи он шаги,
    Пытался выбежать на мостик.
    Но тщетно…
    Он застрял…
    Шаги все ближе слышит он
    И рвется  все сильней.
    «Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»
    И вот он вырвался из плена,
    Бежит теперь на мост.
    Волк от него отстал…
    Стыдит Конек свой хвост.
    Он понял, наконец,
    Что красота – пустяк,
    А главное – помощники, –
    Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)
    «Лесоруб и Ёжик»
    Однажды Лесоруб, топор свой наточив,
    В лесу устроил заготовку дров.
    И тут тихоня Ёж, минутку улучив,
    К нему подкрался, страх переборов.
    «Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;
    Дожить едва ли сможем до весны!
    Не дай свершиться подлому злодейству!
    А уж тебе потом добром ответим мы!»
    Был Лесоруб и горд, и своенравен.
    «Какая польза мне от этой мелкоты?»-
    Подумал он. И прочь Ежа отправил.
    Не проявив тепла, сердечной доброты.
    …Прошла зима. И вновь весна настала.
    Как выжил Ёж, не ведаем о том.
    У Лесоруба лошадь резвая пропала.
    Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.
    И Лесоруб к нему воззвал уныло:
    «Ты знаешь лес, овраги, помоги,
    Ведь пропаду я без своей кобылы:
    Заглохнет дело, влезу я в долги…»
    «Когда бы зиму я провел в тепле и холе,
    То были б силы у меня теперь бежать,
    Чтобы помочь тебе по доброй воле.
    А я едва-едва могу стоять!»
    ***
    Так на Руси недаром говориться
    (Теперь понятно будет, отчего):
    «Не плюй в колодец, может из него
    Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)
    «Медведь и Заяц»
    Заяц в лесу, увидев Медведя,
    Затеял вдруг в  дородстве с ним сравняться;
    Он был завистлив.
    И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.
    – Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» –
    Жене он говорит.
    -Нет, зайчик мой, тебе далёко.
    – Смотри, сейчас я вырасту высоко!
    Ну, каково? Уж вырос я с него?
    – Почти что ничего!
    – Ну, что теперь?
    Все то – ж.
    Кряхтел он да кряхтел
    И кончил мой Зайчоночек на том,
    Что, не сровнявшись, он  с Медведем,
    С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)

  3. Что осуждается в русских баснях?
    Русское творчество всегда было очень ярким явлением. Одним из его проявлений стали басни. Однако стоит заметить, что басни – не просто стихи, они созданы не для развлечения или увеселения людей. У каждой басни есть предназначение – научить человека чему-либо, направить на истинный пути и указать на его ошибки.
    Ярчайшим представителем, кто создавал те самые поучительные басни, был Иван Крылов. Стоит только вспомнить его произведение «Ворона и лисица», в которой автор высмеивает такие людские пороки, как жадность и отсутствие толерантности к ближнему. А в басне «стрекоза и муравей» каждый читатель отмечает для себя, что изображая животных, Иван Крыловвоплощает в главных героях лень, и противоположное ей качество – трудолюбием. Маленький муравей трудится весь день, не покладая рук, в то время когда стрекоза лишь веселиться день и ночь, легко и беззаботно, не задумываясь при этом о своем будущем благополучии.
    В каждом произведении Крылована первый план выдвинут простой повествователь, который легко рассказывает о различных жизненных ситуациях с разнообразным содержанием. Как правило, лирический герой скрывает свое мнение о людских порокахи выражает его посредством пословиц и поговорок. Таким образом, басни пишутся простым разговорным языком, языком народа, что соответствует характеру, социальному положению и психологии каждого персонажа. Поэтому утратилась относительность героя басни. Это проявляется во многих баснях Ивана Андреевича, особенно в таких как «Крестьянин и овца», «Демьянова уха», «Волк и ягнёнок», «Кот и повар».
    Сюжеты басен Крылова возделываются в различных точках зрения на вещи, в действиях и речевой логике персонажей, в их социальной среде. Практически во всём описана психологическая атмосфера, проявленная вследствие устроенной жизни русского человека.
    Но стоит отметить, что не только Иван Андреевич был автором многочисленных басен, в которых осуждались глупость, лень, зависть, злость и прочие негативные качества. Главное не то, кто писал, и какие басни получались, самое важное – что эти произведения не оставались пустым звоном в сердцах читателей. Каждый, кто углублялся в чтение басен извлекал для себя тот или иной урок, что вне гласно вносится автором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *