Сочинение рассуждение на тему чацкий победитель или побежденный

10 вариантов

  1. Теперь же обратим внимание на политическую сторону романа. Чацкий никак не вписывается в рамки «фамусовского общества». Он не такой как они. Эти люди не верят ни в Бога ни в черта, для них целью жизни является лишь богатство и чины, ради которых они готовы прислуживать и льстить каждому, кто имеет деньги и статус. Чацкому же претит такое мировоззрение. Он выступает  против эгоизма, лести и лжи. Он один выступает против старых устоев. Люди не желают ничего знать, они боятся образования и просвещения, их все устраивает как есть. А Чацкий же человек нового времени. Он желает высказать им все, что накопилось в его душе, но никто не желает его слушать. Люди лишь смеются над ним и над его мыслями. Но за этим смехом мы видим глубоко скрытый страх. Страх того, что вскоре действительно что-то начнет меняться, и они окажутся неспособны противостоять новым веяниям. В конце концов, Чацкого признают окончательно выжившим из ума и выгоняют.
    И все-таки, попробуем ответить на вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Да, он один выступил против целой толпы, сумел не сдать свои идеалы и стремления. Но, с другой стороны, из спора он вышел побежденным. Никто не прислушался к его словам, никто не задумался, никто не примкнул. В итоге можно сделать вывод о том, что однозначного ответа на данный вопрос нет, и каждый читатель должен ответить на него самостоятельно.

    Сочинение 3 вариант

    В замечательном произведении «Горе от ума» есть интересный персонаж Чацкий. Этот герой является весьма образованным и умным молодым человеком. Он интеллигент. Перед тем как что-то сделать он всегда несколько раз думает. Чацкий не совершает необдуманных действий. Настоящее общество не принимает Чацкого, потому что он слишком умен для них. Парню сложно общаться с людьми из окружения Фамусова. У них абсолютно разные интересы. Чацкий намного образованный и начитанный чем они. Из-за этого у парня возникают трудности в общении с Фамусовским обществом, он одинок. Поэтому Грибоедов и назвал свое произведение «Горе от ума».
    Раньше Чацкий воспитывался  жил в дому Фамусова, но затем он был вынужден его покинуть ради получения образования. Через некоторое время он  опять появился в своем привычном обществе. Чацкий был шокирован тем, как ведут себя люди. Они не хотят развиваться и учиться чему то новому. Парень не разделял их мнения. Когда он уезжал, у него была любимая девушка София, но она его не дождалась. Она начала дружить с примитивным и не слишком умным Молчалиным.
    В сложившемся любовном треугольнике интеллигентный Чацкий оказался лишним. Можно сказать, что он проиграл. Он испытывал безответные чувства к Софии. В этой ситуации Чацкого можно считать побежденным.
    У парня всегда имеется собственное мнение, которое он всегда яростно отстаивает. Чацкий находится в оппозиции, он выступает против всех членов Фамусовского общества. Он постоянно учится чему-то новому, он не стоит на месте как остальные. Он спорит и доказывает свою правоту. Чацкий считает себя умнее всех (и это правда).
    Чацкого нельзя точно назвать победителем или проигравшим. Да он проиграл в любви и не нашёл себе друзей среди представителей Фамусовского общества. Но, это не значит, что он проиграл. Возможно, София была его не достойна  хорошо, что они не стали быть вместе. Девушка не имеет своего мнения, поэтому Чацкому со временем стало бы с ней скучно. В обществе он был одинок и не имел единомышленников. Ему даже пришлось покинуть Москву. Но, это не говорит о его слабости и поражении. Чацкий умный и образованный человек. Он достоин лучшей жизни и других друзей. Он наоборот выиграл от того, что перестал общаться с представителями общества.
    Я считаю Чацкого победителем. Он не опустился до уровня Фамусовского общества и не стал как они. Он всегда придерживался только своего мнения. Он стремился развиваться и познавать новые знания. Умные люди никогда не бывают проигравшими.

  2. Он является ярким представителем новых взглядов, стремится поднимать и развивать страну честно, осуждает и презирает карьеризм, меркантильность, поклонение людям, которые занимают высшие чины. Главный герой готов служить на благо Отечеству, делать полезные дела, но отказывается от государственной службы в фамусовском обществе: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Удалось Чацкому выйти из борьбы победителем или все же он остался побежденным, сказать однозначно трудно. Начнем с того, что главный герой терпит безоговорочное поражение в любовном треугольнике. Его возлюбленная Софья выбирает не просто другого мужчину, а человека, имеющего полностью противоположные взгляды и мировоззрение. Что касается борьбы за социально-политические идеалы, то тут Чацкий добивается больших успехов. Он окрылен национальной идеей, является основателем борьбы за утверждение народных прав, он еще не декабрист, но его взгляды стали хорошим основанием для оппозиционного движения.
    Чацкий человек умный, образованный, многие его слова вполне могут стать афоризмами. Достаточно интересно отзывается он об общественном мнении: «поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют – и вот общественное мненье!», да и о самом обществе, в котором хорошее место занимает только тот, «…чья чаще гнулась шея». Безусловно, идеалы Чацкого не приняты в обществе, которое построено на лести, лжи, материальных ценностях, но главный герой комедии нанес этому обществу сильный, смелый и разрушительный удар. Поэтому его вполне можно считать победителем.

  3. Чацкий – один из главных героев комедии «Горе от ума».
    Нельзя однозначно утверждать, что он победитель или что он побежденный.
    Натура Чацкого сильнее и глубже прочих лиц и потому не может быть исчерпана в комедии. Чацкий отличается от всех остальных тем, что не ставит в свой идеал чины и богатство. Он осуждает каждого за то, что его жизненная философия и образ жизни давно устарели, что старшее поколение, не замечая за собой недостатки, упрекает молодое. Сам Чацкий очень честен и умен. Он выше других героев во всех отношениях.
    Эта характеристика, безусловно, представляет нам Чацкого победителем.
    Но с другой стороны, Чацкий придирчив и высокомерен. Он выступал против многочисленного лагеря Фамусова, и здесь умственное превосходство Чацкого было бессмысленно.
    Чацкий – самый несчастный герой в комедии. Он много путешествовал, так и не отыскав своего счастья: «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.». Ему отказывает в любви София, которая распространяет слух о сумасшествии Чацкого: «Об Чацком. Он не в своем уме.». затем он становится свидетелем расставания Софьи и Молчалина.
    Только личное горе Чацкого произошло, несмотря на другие причины, от одного его ума. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму.
    Это показывает нам Чацкого в свете побежденного людьми, уступающими ему в образовании.
    Таким образом Грибоедов указывает на разные стороны богатой и разносторонней личности Чацкого.

  4. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий.
    Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.
    Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство:
    Где время то? где возраст тот невинный,
    Когда, бывало, в вечер длинный
    Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
    Играем и шумим по стульям и столам.
    А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом;
    Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
    Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь…
    Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз «спала пелена». Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: «На что вы мне?». Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.
    Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.
    На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Да и кому в Москве не зажимали рты
    Обеды, ужины и танцы?
    Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые:
    …А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:
    Кому известно, что найду я воротясъ?
    И сколько, может быть, утрачу!»
    Бедняжка будто знал, что года через три…
    Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь:
    …Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

  5. Если судить героя с морально-этических взглядов, то можно считать его истинным победителем. Его поведение очень достойно, а жизненные принципы – непременно заслуживают уважения. Мужчина умен, образован, не пасует перед сложностями и всегда говорит только правду. Единственным его недостатком становится бестактность и бесцеремонность по отношению к другим.
    Если же рассматривать Чацкого исходя из случившегося, то непременно он побежденный. Его предает любимая девушка, с которой он дружил с самого детства – она предпочла выбрать Молчалина, сочтя его более чутким, уступчивым и обходительным. Александра нагло оговорили, назвав сумасшедшим. Он не имеет ни чина, ни должности, ни огромного состояния – поэтому не представляет особого интереса в обществе. Для фамусовского окружения он непонятен, поэтому они насмехаются над ним, считая его «ненормальным» во всех отношениях.
    Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Грибоедов «вершит» правосудие над Софьей, раскрывая ей тайные желания Молчалина. Девушка узнает о его равнодушии к себе и страстной любви к служанке Лизе. Обман и предательство «возлюбленного» практически разбивают ей сердце. Фамусова, вспоминая слова Чацкого, с горечью осознает, что тот был абсолютно прав, на счет Молчалина. Она полностью раскаивается за свою злую «шутку», которая стала для мужчины «роковым приговором» в обществе.
    Но Александр, узнав правду, не прощает Софью. Более того, он желает девушке непременно помириться с секретарем отца, считая, что именно этот человек для нее самая подходящая кандидатура. Тем самым Грибоедов показывает, что самолюбие Чацкого раздавлено, он унижен, оскорблен, но все же старается с достоинством выйти из ситуации.

  6. В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» затрагивается множество проблем и тем для обсуждения нами – читателями. Вопрос победил Чацкий или оказался побеждённым весьма неоднозначен, но у меня есть своё мнение, которым я хотел бы поделиться.
    Вообще Чацкий ни с кем не воевал и не пытался кому-то что-то доказать, он лишь выражал свою точку зрения, сложившуюся в результате его учёбы и общения со студентами, которая представителям «века минувшего» кажется дикой и бессмысленной.
    Александр Чацкий – это прототип будущих декабристов, возможно даже один из лидеров восстания. Если бы он существовал раньше, то он мог бы быть и союзником Разина или Пугачёва – одним словом Чацкий – приверженец либерализма и демократии, в общем тот, кто часто платит очень высокую цену за свои взгляды на жизнь.
    Ещё одно качество главного героя пьесы – это отказ от прислужничества, от того, чтобы быть «шестёркой». Чацкий ни перед кем не выслуживается, напротив – он говорит всё прямо в лицо, не задумываясь о том, что может сделать с ним тот, кому он высказался.
    Александр Чацкий, подобно Печорину, является «лишним» человеком в обществе того времени. Чацкий – человек из нового поколения со свежими взглядами на жизнь, идеями, мыслями, кажущимися тогда дикими и совершенно необдуманными.
    Александр не боится меняться сам, не боится менять общество, которое явно нуждалось в реформах ввиду своего морального устаревания. Но главный герой не учёл того, что само общество с ним несогласно. Люди не готовы вот так запросто сломать устоявшиеся нормы, традиции, которые существовали веками и были созданы ещё прародителями.
    «Горе от ума» показывает нам героя, которого оскорбляют и унижают. Не выдержав этого, Чацкий уезжает так и не понятым, разочарованным русским обществом человеком. Время таких людей, как он, ещё не пришло.

  7. Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент – 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.
    Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940–60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим – в 1875 году.

    Сюжет

    Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.
    Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

  8. Зачем же так неблагосклонно
    вы отзываетесь о нем?
    За то ли, что мы неугомонно
    Хлопочем, судим обо всем.
    А. С. Пушкин
    В основе пьесы “Горе от ума” заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий — победитель или побежденный?
    “В сонную тишину” фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его “порывистое дыхание”, “бурные радости”, “громкий и неудержимый смех”, “искренняя нежность”, и “пылкое негодование” неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои “шалости” с Лизой от дочери, искренность Чацкого — “незванная гостья”. В обществе, “где тот и славится, чья гнулась шея”, независимость Чацкого делает его “опасным человеком”. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий “властей не признает”, так же как не признает чинов и богатства “отцов отечества”, которые “грабительством богаты”. И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его “дичатся как чужого”.
    Но зачем он здесь?
    Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.
    Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, “какою ворожбою умел к ней в сердце влезть” этот услужливый человек, который “на цыпочках и небогат словами”. В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом “пустого, рабского, слепого подражанья”, он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. “Да, мочи нет: мильон терзаний…” — единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. “Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких”. И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: “С ума сошел!”. Этот поединок — не новый, но и не стареющий.
    Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.
    И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их “идеал свободной жизни” определен: “это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”, это свобода “служить или прислуживаться”, “жить в деревне или путешествовать”. И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что “Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей”. У Гончарова Чацкий — вечный обличитель лжи: Один в поле не воин”. Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.
    Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: “Трудно согласиться с Гончаровым в том, что “количество силы старой” сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей “смертельный удар качеством силы свежей”.
    И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.

  9. «Горе от ума» — одно из самых загадочных произведений рус­ской литературы XIX века. В нем соседствуют два конфликта: соци­альный (столкновение между «веком нынешним» и «веком минув­шим») и любовный (наличие двух любовных треугольников — признак романтизма).
    В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья его не лю­бит, более того, она предпочла человека, нравственно много ниже Чацкого. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Он пытается узнать, кого любит Софья. Она почти открыто говорит:
    Кого люблю я, не таков:
    Молчалин за себя других забыть готов…
    Но Чацкий не слышит ее (для усиления комического эффекта ав­тор использует прием «разговор глухих»), не понимает. А в финале, став свидетелем разговора Софьи и Молчалина, прямо обвиняет ее:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    С точки зрения конфликта невозможно ответить однозначно на во­прос — победитель Чацкий или побежденный. С одной стороны, Чац­кий побежденный. Взгляды «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставлены по разным вопросам: отношение к службе — Чац­кий — «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов — «подпи­сано, так с плеч долой»; к образованию — для Чацкого норма — «ум, алчущий познаний», для Фамусова — «ученье — вот чума». У фамусовской Москвы и Чацкого разные идеалы: для «века минувшего» — Максим Петрович, Кузьма Петрович — московские тузы; для Чацкого — тот, кто тянется «к искусствам творческим высоким и прекрас­ным». Эти два мира никогда не смогут найти общего языка, взаимопо­нимания, компромисса. У «века минувшего» одно оружие — объявить Чацкого сумасшедшим, изгнать из общества, высмеять его, тогда он не страшен. В финале герой покидает Москву («Вон из Москвы!») и едет искать, «где оскорбленному есть чувству уголок!..»
    С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени по­бедителем. Гончаров писал, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Он опровергает пословицу «один в поле не воин», говоря, что «воин, если он Чацкий, и притом победитель».

  10. Сергеева
    Григория
    Константиновича
    Преподаватель:
    Романова Людмила
    Анисимовна
    Оценка: хорошо
    «Горе от ума»
    – одно из ярчайших
    произведений
    русской литературы.
    Комедия была
    написана после
    Отечественной
    войны 1812 года,
    в период подъема
    духовной жизни
    России. В это
    время становится
    очевидным
    раскол в дворянской
    среде. Влияние
    идей французских
    просветителей,
    европейских
    революционеров,
    рост национального
    самосознания
    после войны
    1812 года сформировали
    декабристскую
    идеологию,
    объединили
    многих молодых
    дворян в стремлении
    изменить русское
    общество. Однако
    большая часть
    русского дворянства
    оставалась
    глуха или враждебна
    к новым веяниям.
    Именно эту
    ситуацию, этот
    конфликт и
    запечатлел
    Грибоедов в
    своем произведении.
    Молодое
    дворянство
    в комедии
    представляет
    в комедии лишь
    один человек
    – Александр
    Андреевич
    Чацкий. Ему
    противопоставлен
    целый круг
    дворян с наиболее
    консервативными
    взглядами. Этот
    круг принято
    называть «фамусовским
    обществом».
    Это название
    не лишено смысла.
    Действительно,
    центральной
    и наиболее
    подробно изображенной
    фигурой здесь
    является Павел
    Афанасьевич
    Фамусов, в монологах,
    репликах и
    поступках
    которого наиболее
    ясно видны те
    законы, по которым
    живет и все его
    окружение,
    единое в своих
    взглядах на
    жизнь. Таким
    образом, Чацкому
    противостоит
    целый жизненный
    уклад, совокупность
    привычек и
    предрассудков,
    все общество,
    а не отдельные
    личности.
    В пьесе, где
    изображен всего
    лишь один день
    в доме Фамусова,
    Грибоедов
    затронул наиболее
    важные вопросы
    времени: о воспитании
    и образовании,
    о службе отечеству
    и гражданском
    долге, о крепостном
    праве и преклонении
    перед всем
    иностранным.
    Он показал
    борьбу «века
    нынешнего»
    и «века минувшего»
    в лице Чацкого
    и фамусовского
    общества.
    В доме Фамусова
    отношения между
    людьми построены
    на лжи и лицемерии.
    Основные занятия
    обитателей
    этого дома –
    «обеды, ужины
    и танцы». И вот
    в этот дом, где
    пороки прикрыты
    показной
    добродетельностью,
    вихрем врывается
    Чацкий. В образе
    Чацкого Грибоедов
    показал человека
    нового склада
    ума и души,
    воодушевленного
    передовыми
    идеями, готового
    пойти против
    общества ради
    своих идеалов.
    В основе
    пьесы лежит
    любовная драма,
    под которой
    скрываются
    социальный
    и идеологический
    конфликты. В
    этих конфликтах
    и раскрывается
    характер Чацкого.
    Чацкий приезжает
    в дом Фамусова
    к девушке по
    имени Софья,
    которую любит,
    но эта девушка
    изменила ему.
    Чацкий страдает
    оттого, что
    Софья предпочла
    ему недалекого
    и услужливого
    Молчалина, у
    которого и
    есть-то всего
    два таланта:
    «умеренность
    и аккуратность».
    При всех своих
    душевных задатках
    Софья целиком
    и полностью
    принадлежит
    фамусовскому
    обществу. Она
    не может полюбить
    Чацкого, потому
    что он складом
    своего ума и
    души полностью
    противостоит
    этому обществу.
    Софья входит
    в число «мучителей»,
    оскорбивших
    светлый ум и
    пламенное
    чувство Чацкого.
    Поэтому личная
    драма Чацкого
    перерастает
    в общественную
    и определяет
    его судьбу как
    одинокого
    мечтателя в
    фамусовском
    мире.
    Чацкого
    мучают общественные
    проблемы, он
    понимает весь
    ужас крепостного
    права, при котором
    обречены на
    гонения всякая
    независимая
    мысль, всякое
    искреннее
    чувство, когда
    «от матерей,
    отцов отторженных
    детей» сгоняют
    «на крепостной
    балет», чтобы
    удовлетворить
    желание барина,
    когда людей
    меняют «на
    борзые три
    собаки». Чацкий
    видит, что у
    власти стоят
    люди, которых
    не волнуют
    проблемы народа
    и государства,
    они лишь:
    Защиту от
    суда в друзьях
    нашли, в родстве,
    Великолепные
    соорудя палаты,
    Где разливаются
    в пирах и в
    мотовстве.
    И, конечно,
    в таком обществе
    блаженствуют
    не Чацкие с их
    умом, а Молчалины,
    умеющие «там
    моську вовремя
    погладить, там
    в пору карточку
    втереть». И
    такой человек
    как Чацкий
    навсегда будет
    изгнан из подобного
    общества.
    Чацкий – это
    человек нового
    мира. Он не принимает
    законов старой
    Москвы. У него
    свое представление
    о служении
    отечеству. По
    его мнению,
    надо служить
    честно, «не
    требуя ни мест
    ни повышенья
    в чин». Чацкий
    выступает
    против людей,
    которые ценят
    лишь богатства
    и чины, боятся
    правды и просвещения.
    Прогресс общества
    он связывает
    с расцветом
    личности, развитием
    наук и просвещения,
    что чуждо
    фамусовскому
    обществу. Человек,
    получивший
    хорошее образование,
    обладающий
    блестящим умом,
    Чацкий не желает
    принимать за
    образцы таких,
    как Максим
    Петрович (идеал
    Фамусова), потому
    что не видит
    в них никаких
    нравственных
    достоинств.
    Чацкий ставит
    под сомненье
    моральный
    авторитет
    отцов, говоря
    о «подлейших
    чертах житья»
    и сравнивая
    новый век с
    веком минувшим,
    отнюдь не в
    пользу последнего.
    Чацкий не только
    обличитель,
    он еще и борец.
    Борец за дело,
    за идею, за правду.
    В течение пьесы
    между Чацким
    и обществом
    происходит
    своеобразный
    словесный
    поединок, в
    котором каждая
    сторона отстаивает
    свое мнение.
    В обществе
    Фамусова идеи
    Чацкого, его
    речи и взгляды
    остаются непонятыми.
    Чацкому хочется
    высказать все,
    что накопилось
    у него на душе.
    Поэтому на балу
    в доме Фамусова
    он восстанавливает
    против себя
    всех собравшихся.
    Общество,
    почувствовав
    это, повергло
    его и осмеяло.
    Окружение мстит
    Чацкому за
    правду, которая
    «глаза колет»,
    за попытку
    нарушить привычный
    уклад жизни.
    Любимая девушка,
    отворачиваясь
    от него, ранит
    героя больше
    всего, распуская
    слух о его
    сумасшествии.
    Вот парадокс:
    единственный
    здравомыслящий
    человек объявлен
    безумцем. «Так!
    Отрезвился
    я сполна» –
    восклицает
    Чацкий в конце
    пьесы. Что же
    это – признание
    поражения или
    прозрение? Да,
    конец у этой
    комедии далеко
    не веселый, но
    прав Гончаров,
    сказавший о
    финале так:
    «Чацкий сломлен
    количеством
    старой силы,
    нанеся ей, в
    свою очередь,
    смертельный
    удар качеством
    силы свежей».
    Роль всех Чацких
    – «страдательная»,
    но в то же время
    всегда победительная.
    Но они не знают
    о своей победе,
    они только
    сеют, а пожинают
    другие.
    Но в то же
    время, если
    рассматривать
    Чацкого с
    практической
    точки зрения,
    то он побежденный.
    Почему? Да потому,
    что он не смог
    отстаивать
    свои идеалы
    и дальше, хотя
    если бы он твердо
    верил в них, то
    должен был
    бороться за
    них до конца.
    Но он не выдержал,
    он ушел и тем
    самым дал
    фамусовскому
    обществу повод
    считать себя
    побежденным.
    Уйти может
    каждый. Но на
    мой взгляд, это
    поступок слабого.
    Сильный человек
    должен остаться,
    должен собрать
    вокруг себя
    прогрессивных
    людей, могущих
    противостоять
    обществу. А
    такие люди
    есть, и в комедии
    они упоминаются:
    двоюродный
    брат Скалозуба,
    князь Федор
    и другие. Жить
    в обществе,
    несмотря ни
    на что, бороться
    со всеми его
    пороками – вот
    поступок победителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *