Сочинение рассуждение на тему что такое доброта по тексту лиханова

11 вариантов

  1. По­яс­не­ние.15.1 У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Ин­те­рес­на, по мне­нию рос­сий­ско­го линг­ви­ста Льва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Щербы, роль су­ще­стви­тель­ных в нашей речи. Не­слу­чай­но он утвер­ждал: «По­сред­ством су­ще­стви­тель­но­го мы можем пред­став­лять любые лек­си­че­ские зна­че­ния, и дей­ствия, и со­сто­я­ния, и ка­че­ства, не го­во­ря уже о пред­ме­тах».По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва.Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чи­ва­ния речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в опре­делённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Имен­но в этом роль су­ще­стви­тель­но­го труд­но пе­ре­оце­нить. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в боль­шин­стве пред­ло­же­ний тек­ста (пред­ло­же­ния 2, 3, 4, 5 и дру­гие), а зна­чит опре­де­ля­ют их ос­нов­ное со­дер­жа­ние. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в сло­во­со­че­та­ни­ях, по­стро­ен­ных на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния (пред­ло­же­ние 2: «глав­ный за­чин­щик») или управ­ле­ния (пред­ло­же­ние 2: «за­чин­щик дел», пред­ло­же­ние 24: «комья земли»), по­это­му имен­но от них за­ви­сит форма за­ви­си­мо­го слова.Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Л.В. Щербы о роли су­ще­стви­тель­ных и их важ­но­сти в нашей речи.
    15.2 В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва рас­ска­зы­ва­ет­ся о сме­лом по­ступ­ке маль­чиш­ки, вы­сту­пив­ше­го про­тив тех, кто стар­ше и силь­нее его. Он не по­бо­ял­ся бро­сить вызов толпе, бес­по­щад­но, ради за­ба­вы, рас­пра­вив­шей­ся с бел­кой. Вот по­че­му по­до­спев­ший на по­мощь про­хо­жий оце­нил это: «Я всё видел, — ска­зал он, пе­ре­во­дя ды­ха­ние, — ты мо­ло­дец!». По-дру­го­му и нель­зя оце­нить по­сту­пок на­сто­я­ще­го че­ло­ве­ка, серд­це ко­то­ро­го от­кры­то добру, го­то­во­го прий­ти на по­мощь, оста­но­вить не­спра­вед­ли­вость.Перед нами при­мер ис­крен­не­го про­яв­ле­ния че­ло­веч­но­сти. «Ге­не­рал», как на­зы­ва­ют героя маль­чиш­ки, не смог прой­ти мимо же­сто­ко­сти. «(12)Кровь воз­мущённо за­сту­ча­ла у меня в вис­ках», — рас­ска­зы­ва­ет он (пред­ло­же­ние 12). Не­го­до­ва­ние охва­ти­ло всё его су­ще­ство. Да нор­маль­ный че­ло­век и не может по-дру­го­му ре­а­ги­ро­вать на про­ис­хо­дя­щую рас­пра­ву с живым су­ще­ством! Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет.Но есть в тек­сте и при­мер дру­гой. «(26)Она упала вниз, а я по-преж­не­му смот­рел на стену дома. (27)Там, на ше­ро­хо­ва­том бе­то­не, крас­не­ло пят­ныш­ко…» От этих слов как-то на­чи­на­ет ще­мить серд­це. А ведь в смер­ти белки ви­но­ва­ты тоже люди: Га­зо­вый Бал­лон со своей ком­па­ни­ей. Нет, лю­дь­ми их, по­жа­луй, не назовёшь. Дей­стви­тель­но, толь­ко зверь, живодёр спо­со­бен на не­че­ло­ве­че­ские по­ступ­ки. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче. Вот по­че­му мы твёрдо убеж­де­ны, что из «Ге­не­ра­ла» не­пре­мен­но вы­рас­тет хо­ро­ший че­ло­век, а окру­жа­ю­щим его людям будет теп­лее от его доб­ро­ты.
    15.3 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому-либо. Доб­рые люди от­зыв­чи­вы и спо­соб­ны да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь, не тре­буя по­че­стей или воз­на­граж­де­ния. При виде не­сча­стья доб­рое серд­це огор­ча­ет­ся и по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность ока­зать по­мощь со­ве­том, делом, со­чув­стви­ем. И если для того, чтобы кого-то вы­ру­чить из беды, тре­бу­ет­ся по­ка­зать ку­ла­ки и фи­зи­че­ски стать на за­щи­ту сла­бо­го, то доб­рый че­ло­век, будь он даже сла­бее обид­чи­ка, сде­ла­ет это. На за­щи­ту белки, на ко­то­рую устро­и­ли на­сто­я­щую трав­лю де­сять стар­ше­класс­ни­ков, от­ча­ян­но бро­сил­ся герой рас­ска­за Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Маль­чи­ка до глу­би­ны души воз­му­ти­ло то, что у каж­до­го из них была и го­ло­ва, и серд­це, но ни один не по­ни­мал, что де­ла­ет. Крики и тре­бо­ва­ние пре­кра­тить на маль­чи­шек не дей­ство­ва­ли, их пред­во­ди­тель от­кры­то зло­рад­ство­вал, а белка уже упала вниз…Добро долж­но быть с ку­ла­ка­ми. И глав­ный герой ри­нул­ся на толпу обид­чи­ков, от­ча­ян­но со­про­тив­ля­ясь, не чув­ствуя боли и желая толь­ко од­но­го: «про­та­ра­нить ещё кто-то ни­будь». Этот по­сту­пок по до­сто­ин­ству оце­нил по­до­спев­ший на по­мощь дед. Мне не раз при­хо­ди­лось ви­деть под­рост­ков, ве­ду­щих себя по от­но­ше­нию к жи­вот­ным без­об­раз­но. Оста­нав­ли­вая их и спра­ши­вая, зачем они это де­ла­ют, по­че­му не ду­ма­ют, что котёнку или щенку боль­но, страш­но, я все­гда по­ра­жа­лась их от­ве­ту: «По­ду­ма­ешь, кошка. Это же не че­ло­век!» Так хо­чет­ся от­ве­тить сло­ва­ми Льва Тол­сто­го «Чтобы по­нять, есть ли у жи­вот­но­го душа, нужно са­мо­му иметь душу». Без­ду­шие по от­но­ше­нию к сла­бым и без­за­щит­ным жи­вот­ным, если его остав­лять без­на­ка­зан­ным, не­за­ме­чен­ным, не­пре­мен­но при­ведёт к тому, что такая агрес­сия будет про­яв­лять­ся и к людям. И на­о­бо­рот: че­ло­век, от­но­ся­щий­ся с душой к жи­вот­ным, и к людям будут от­но­сить­ся с доб­ро­той. В по­ве­сти Л. Улиц­кой «Зелёный шатёр», в самом её на­ча­ле, идёт речь о маль­чи­ке Сане, ко­то­рый вы­рвал из пасти со­ба­ки котёнка. А потом слу­чи­лось так, что он, не за­ду­мы­ва­ясь, пошёл на за­щи­ту друга, бро­сив­шись на нож и за­щи­тив тем самым друга. Огля­ни­тесь во­круг. Если вы ви­ди­те, что кто-то нуж­да­ет­ся в вашей по­мо­щи, если вы чув­ству­е­те, что не мо­же­те не по­мочь, прой­ти мимо, зна­чит, в вашем серд­це живёт доб­ро­та. Со­вер­шай­те доб­рые дела и пом­ни­те — быть доб­рым че­ло­ве­ком зна­чит быть на­сто­я­щим че­ло­ве­ком.

  2. Добро – это все хорошее и светлое в жизни, то, что делает нас
    лучше, а мир – счастливее.
    В приведенном
    рассказе говорится о том, как бабушка наказала внука за обман, но потом
    пожалела и подарила ему пряник, о котором он так мечтал. Бабушка дала мальчику
    таким образом сразу два урока: урок честности (нельзя обманывать) и урок добра
    (надо прощать людям их ошибки). И это, действительно, так. Если мы будем всю
    жизнь помнить какую-нибудь мелкую обиду, нанесенную в детстве, то наша жизнь
    вскоре наполнится только мрачными и болезненными воспоминаниями.
    Я читал интересную
    притчу на эту тему. Там говорится об одном человеке, который был очень обидчив
    и хотел избавиться от этой черты характера. Он попросил совета у
    священника.
    Священник велел
    ему, когда его кто-то обидит, написать имя обидевшего на картофелине, положить
    ее в пакет и всегда носить с собой. И в следующий раз, когда его еще кто-то
    обидит, написать имя на другой картофелине и ее тоже положить вместе с
    первой.
    Так этот человек и
    стал поступать. Сначала он обижался очень часто и исписал много картофелин, но
    их стало тяжело носить, они начали портиться и неприятно пахнуть. Человек снова
    пошел к священнику и спросил, можно ли уже не носить с собой тяжелую и вонючую
    ношу. А священник ему ответил: «Вот так же ты носишь в себе свои обиды, и так
    же они отравляют твою душу».
    Добро – это еще и
    умение прощать и не держать в душе зла на каких-то людей, которые, может быть,
    даже перед тобой виноваты. Надо прощать от всей души, тогда в твоей душе будет
    жить добро, а не зло.

  3. Текст для сочинения 15.3 “Что такое ДОБРОТА?”
    (1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.
    (3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
    (9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
    – (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
    (12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.   (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
    (17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
    (19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
    (20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
    (26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.
    (27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.
    (28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
    (29)Он повернулся и побежал.
    (30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
    – (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
    (37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.
    (39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
    (44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
    (46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.    (По А. Лиханову)*
    Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.

  4. (213 слов) Что такое доброта? Мне кажется, что добротой можно назвать душевную теплоту, понимание, искренность и великодушие по отношению к другим. Это качество можно с уверенностью считать одним из важнейших в характере человека, ведь оно помогает быть отзывчивыми и честными, ласковыми, щедрыми, оно «помогает помогать» всем живым существам.
    Герой текста А. Никольской, Вадимка, может послужить примером доброты. Мать говорит ему, чтобы он утопил щенят, но мальчик не может этого сделать, ему их слишком жалко. Ветеринар Николай Егорыч старается помочь мальчику, советуя отнести щенят охотнику. Так, вполне очевидна доброта и Вадимки, и ветеринара, в то время как им противопоставляется чёрствость и безразличие женщин у сельпо.
    Доброту, которая не длится долго, нельзя назвать истинной. В рассказе Андреева «Кусака» бездомная собака всю свою жизнь мечется между двумя мирами. Один наступает летом, когда приезжают дачники, и у неё появляется и хозяйка, и еда, и дом. Но осенью все покидают свои летние домики, и Кусака вновь оказывается одна, в самое тяжёлое и голодное время года. Она воет от бессилия что-то изменить, от страха, от чувства предательства со стороны людей. Ни один из дачников не забрал её домой, и это ярко показывает, что кажущаяся доброта может быть совсем не настоящей.
    Таким образом, в доброте нуждаются все живые существа, не только люди. Доброта помогает нам преодолевать трудности, поддерживать других в трудную минуту.

    по тексту Шима

    Доброта – это чувство, которое человек проявляет в отношении других живых существ и всего окружающего мира от чистого сердца, скромно и безвозмездно. Каждый в этом мире нуждается в капле доброты, чтобы он мог осознавать свои значимость и существование в этом огромном мире. Мою точку зрения можно подтвердить несколькими примерами.
    В тексте Э. Ю. Шима ученики одного класса постоянно смеялись над увлечениями главного героя Жеки, который коллекционировал фотокарточки с портретами знаменитых актеров. Но никто, кроме Лисапеты, не знал, что эти фотокарточки он отправлял слабовидящей девочке. Эти фото помогали ей познавать мир. Жека – это действительно добрый мальчик, который помогает нуждающемуся человеку, не афишируя свои деяния.
    Обратимся к произведению А. И. Солженицына “Матрёнин двор”. Главная героиня рассказа – это очень добродушная и теплосердечная женщина, которая во всех своих делах проявляет заботу об окружающих. Так, например, она занимается воспитанием Киры, которая была сиротской девочкой. Но главная героиня заботится о ней, как о собственной дочери, и все свои богатства отдает ей бескорыстно и безвозмездно, не прося ничего взамен.
    Следовательно, доброта – это чувство, которое выражается и испускается человеком от чистого сердца.

    По тексту Пермяка

    (181 слов) Добро является важнейшим человеческим качеством, и выражается оно в стремлении помогать и сопереживать людям, тепло и отзывчиво относиться к ним.
    Текст Пермяка описывает мальчика, ещё совсем маленького, но уже старающегося помогать своей семье по хозяйству. Он постоянно излучает доброту, энтузиазм, желание делать что-то полезное. Алёша без колебаний, с удовольствием соглашается на любую работу по дому: колет дрова, красит крыльцо. Он помогает не только своей семье, но и незнакомцам, даже не думая о похвалах или наградах.
    Другим примером может послужить событие из моего личного опыта. Моему другу было непросто в новом классе, ведь там его не принимали. Он очень из-за этого злился, но всё изменилось, когда его попросили о помощи те самые мальчики, которые его обижали и смеялись над ним. Он нашёл в себе силы простить их и бескорыстно помог, тем самым наладив отношения с одноклассниками. Когда он рассказывал мне про это, его глаза светились от радости. Тогда я понял, что доброта может помочь в самых разных жизненных ситуациях.
    Таким образом, если мы все сможем принять в нашу жизнь доброту и стараться направлять её на других, мир вокруг нас обязательно изменится в лучшую сторону.
    Дополнительные аргументы, которые можно использовать в сочинении:
    Из литературы: Хорошим примером доброты является герой рассказа Толстого «Кавказский пленник» Жилин. Находясь в плену, он бескорыстно помогает бежать своему товарищу Костылину, несмотря на то что именно по вине Костылина они и попали в плен. Сам же он хочет сбежать не только из-за стремления к свободе, но и потому что боится, что мать заплатит за него выкуп последними деньгами, которые у неё есть. Ставить благо других выше собственного – вот настоящая доброта.
    Из жизни: Впервые в жизни на мысли о доброте меня натолкнуло поведение моей сестры. Дело в том, что она в то время подкармливала на улице бездомного кота. Чтобы он не остался голодным, сестра сберегала карманные деньги, умеренно ужинала, а все остатки своей еды относила коту. Именно тогда я осознал, как сильно в лучшую сторону доброта может изменять людей.

  5. Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него впечатление»… 
    Выразительность —  это такое свойство речи, благодаря которому она влияет на людей. Под пером мастера слова различные языковые единицы обретают особый смысл, позволяя автору привлечь внимание читателей к самому важному в тексте. Думаю именно такой смысл вкладывал в своё высказывание А.И. Горшков.
    Проиллюстрируем мысль лингвиста примерами из текста Альберта Лиханова. Писатель умело использует лексические и синтаксические средства выразительности, и поэтому рассказ о тёте Груне производит на нас сильное впечатление.
    Характеризуя женщину, бескорыстно помогающую раненым, автор использует сравнение: её слова, обращённые к Алексею, были «мягкими, как хорошая повязка» (предложение №6). Данный троп помогает нам почувствовать, насколько важна для бойца была доброта и ласка тёти Груни. Синтаксическое средство – риторический вопрос (предложение №3) – позволяет писателю сделать акцент на одной из главных черт женщины – способности к состраданию. В результате мы проникаемся уважением к тёте Груне.
    Итак, приведённые примеры доказывают мысль о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него впечатление».
    Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратился«…
    Альберт Лиханов рассказывает о простой вахтёрше тёте Груне, которая помогает раненым. Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их. «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили», — говорит женщина. Смысл данной фразы я понимаю так: подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность.
    Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему – нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?» (предложение №3).
    Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», говорит тётя Груня Алексею (предложение №25).
    Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки, на мой взгляд, заключён глубокий смысл. Мир действительно окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно.
    Задание 15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?«, взяв в качестве тезиса данное Вами определение…
    Что такое сострадание?
    Состраданием я считаю способность воспринимать несчастье ближнего, как своё, готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Это нравственный долг человека, однако не все спешат его выполнять. Иногда мы зацикливаемся на собственных мелких проблемах или наслаждаемся покоем, равнодушно проходя мимо  чужого горя. А ведь нередко всего лишь капля сострадания может спасти человека.
    Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова. Тётя Груня бескорыстно помогает раненым бойцам, не рассчитывая ни на плату, ни на благодарность: по её словам, «добро без корысти». Женщиной движет чувство сострадания. Она ухаживает за ранеными по зову сердца.
    В художественной литературе можно найти немало примеров проявления сострадания. Так, Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» повествует об учительнице Лидии Михайловне. Она старалась помочь своему ученику, оказавшемуся в нелёгкой жизненной ситуации.
    Люди, способные к состраданию, не могут не вызывать восхищения. Благодаря им в мире не угасает вера в торжество добра.

  6. (1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи. (3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал. (13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое. (16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске. (20)Конечно, «пятёрка»! (21)Учительница Клара Ниловна говорит: – (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет? (25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой: – (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу? – (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова. (28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся. – (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут. (31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу. – (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо. (33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям. – (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова. – (36)Самые настоящие, – погордился Серый. – (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как! (39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости… (По В.А. Бахревскому*)

  7. По­яс­не­ние.1. Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния. Из­вест­ный уче­ный Л. Т. Гри­го­рян осо­бое зна­че­ние при­да­ва­ла зна­кам пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии: «В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях раз­ные знаки пре­пи­на­ния упо­треб­ля­ют­ся по­то­му, что каж­дый из них ука­зы­ва­ет на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми».В пред­ло­же­нии 27 при­ве­ден­но­го тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва (Пламя рва­ну­лось вверх мет­ро­вым язы­ком, сразу за­тре­ща­ли пе­ре­го­род­ки и сухие брёвна.) за­пя­тая ука­зы­ва­ет на гра­ни­цу ча­стей со­об­ще­ния. В пред­ло­же­нии 47 (Его фи­гу­ра от­бра­сы­ва­ла на землю огром­ную тень, он за­ме­тил её, обер­нув­шись, и сила вли­лась в него — он по­ка­зал­ся себе боль­шим и силь­ным.) между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ния ис­поль­зу­ет­ся тире, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на зна­че­ние след­ствия — одно со­бы­тие сле­ду­ет за дру­гим, яв­ля­ет­ся ло­ги­че­ским за­вер­ше­ни­ем преды­ду­ще­го.Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми из тек­ста, что знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ют на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми, а зна­чит вы­ска­зы­ва­ние Л. Т. Гри­го­рян оправ­да­но.
    2. В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва автор об­ра­ща­ет нас к из­вест­но­му афо­риз­му из сказ­ки Эк­зю­пе­ри: «Мы в от­ве­те за тех, кого при­ру­чи­ли». Эта фраза под­во­дит итог раз­мыш­ле­ни­ям героя об его от­но­ше­нии к го­лу­бям, ко­то­рых он любил, за ко­то­ры­ми уха­жи­вал, ко­то­рые пла­ти­ли ему в ответ при­вя­зан­но­стью и лю­бо­вью.Сна­ча­ла Фёдор очень пе­ре­жи­вал, когда ему при­ш­лось оста­вить своих го­лу­бей в ста­ром доме, но ви­деть­ся с ними он про­дол­жал, при­ез­жая к своей го­лу­бят­не. На­сто­я­щее ис­пы­та­ние вы­па­ло на долю маль­чи­ка, когда он решил сжечь го­лу­бят­ню, чтобы го­лу­би не воз­вра­ща­лись на ста­рое место. Тут он по-на­сто­я­ще­му понял, что бро­сить го­лу­бей — зна­чит, пре­дать их. Вот по­че­му Фёдор воз­вра­ща­ет­ся и пы­та­ет­ся за­щи­тить их от огня. Чув­ствуя от­вет­ствен­ность перед теми, кто ему до­ве­рял, он ощу­ща­ет, как в нём при­бав­ля­ет­ся силы, а зна­чит, он обя­за­тель­но что-ни­будь при­ду­ма­ет, найдёт выход.Чув­ство от­вет­ствен­но­сти при­су­ще не всем. В маль­чи­ке Фёдоре это чув­ство сфор­ми­ро­ва­но, а зна­чит, он вы­рас­тет на­сто­я­щим че­ло­ве­ком, ко­то­рый не по­бо­ит­ся от­ве­тить за свои по­ступ­ки, а если по­на­до­бит­ся, то и взять на себя от­вет­ствен­ность за дру­гих.
    3. Доб­ро­та — это одно из цен­ней­ших че­ло­ве­че­ских ка­честв, про­яв­ле­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет су­дить об ис­тин­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. Доб­ро­та — это спо­соб­ность к со­пе­ре­жи­ва­нию, же­ла­ние прий­ти на по­мощь, бес­ко­рыст­ное слу­же­ние людям.В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва автор об­ра­ща­ет нас к из­вест­но­му афо­риз­му из сказ­ки Эк­зю­пе­ри: «Мы в от­ве­те за тех, кого при­ру­чи­ли». Эта фраза под­во­дит итог раз­мыш­ле­ни­ям героя об его от­но­ше­нии к го­лу­бям, ко­то­рых он любил, за ко­то­ры­ми уха­жи­вал, ко­то­рые пла­ти­ли ему в ответ при­вя­зан­но­стью и лю­бо­вью. Оста­вить их уми­рать без го­лу­бят­ни — всё равно что пре­дать. Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет. Доб­ро­та не поз­во­лит прой­ти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть по­сто­ян­но дей­ству­ю­щая акция «Цве­тик-се­ми­цве­тик». В ходе этой акции со­би­ра­ют­ся сред­ства на ле­че­ние боль­ных детей. Не­сколь­ко сот ма­лень­ких па­ци­ен­тов самых тяжёлых от­де­ле­ний дет­ских боль­ниц воз­вра­ще­ны к пол­но­цен­ной жизни бла­го­да­ря этой акции. Спа­си­бо всем не­рав­но­душ­ным людям, людям, ко­то­рые не­за­мет­но тво­рят добро.Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.

  8. Текст для работы
    (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
    (5)Вот    так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
    (6)Когда    заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
    (7)И    гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь… (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
    (13)После    выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
    (14)В    углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
    (15)—    Вон твоя комнатушка.
    (16)—    Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. (17)— Каким златом-серебром?
    (18)— И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. (19)— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
    (23)— Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
    (25)— Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
    (По А. Лиханову )
    Вариант 1
    Доброта — это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых — облегчить или улучшить жизнь людей.
    В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предл. 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
    Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.
    Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.
    Считаю, что доброта — это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.
    Вариант 2
    Доброта — это качество, которое отличает людей, искренне помогающих другим. Она бескорыстна и часто проявляется в бережном отношении даже к незнакомым людям.
    В прочитанном мной тексте А. Лиханова доброта — это отличительное качество тёти Груни. Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня — удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны.
    Как было бы хорошо, если бы такая доброта жила в каждом нашем действии!
    Вариант 3
    Доброта — это естественная бескорыстная потребность заботиться об окружающих людях. Для доброго человека не существует «чужих» проблем, потому что он их воспринимает как свои.
    Например, в тексте А. Лиханова вахтёрша госпиталя тётя Груня поддерживает и словом, и делом раненого Алексея Пряхина. Она утверждает, что «добро без корысти» (предл. 25), и своим поведением доказывает эти слова. Тётя Груня помогает и Алексею (предл. 6), и остальным больным и раненым (предл. 4), несмотря на то что никто её об этом не просит.
    Я знаю и другие примеры доброты. Доктор Янсен из Смоленска погиб, спасая детей из колодца, где скопился метан. Его поступок, я думаю, был продиктован исключительно добротой и заботой о других людях.
    Не зря говорят, что из этого качества вырастает красота человеческих поступков.

  9. По­яс­не­ние.15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи.В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью от­ли­ча­ет­ся речь тети Груни. На­пев­ность, ме­ло­дич­ность при­да­ют ее ма­не­ре го­во­рить ис­поль­зу­е­мые про­сто­реч­ные слова и вы­ра­же­ния: «И-и, милай, — от­ве­ти­ла тётя Груня сер­ди­то. — Кабы люди за всё друг с друж­кой рас­счи­ты­вать­ся при­ня­лись, весь бы мир в ма­га­зин пре­вра­ти­ли» (пред­ло­же­ния № 18—19), «Аль не знал?» (пред­ло­же­ние № 26). Не­ко­то­рые фразы ге­ро­и­ни по ла­ко­нич­но­сти формы на­по­ми­на­ют по­сло­ви­цы. Так, в пред­ло­же­нии «По­то­му как добро без ко­ры­сти» от­сут­ству­ет гла­гол-ска­зу­е­мое, смысл со­сре­до­то­чен в двух сло­вах «добро без ко­ры­сти» (пред­ло­же­ние № 25). Не­слу­чай­но речь тети Груни та­ко­ва. Бли­зость к на­ро­ду, его нрав-ствен­ным ос­но­вам все­гда счи­та­лась в рус­ской ли­те­ра­ту­ре при­ви­ле­ги­ей по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев, ка­ко­вой и яв­ля­ет­ся ге­ро­и­ня Ли­ха­но­ва. Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние из­вест­но­го линг­ви­ста Алек­сандра Ива­но­ви­ча Горш­ко­ва: «Вы­ра­зи­тель­ность — это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние».
    15.2 В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва чи­та­ем, как в ответ на шутку бойца Пря­хи­на об опла­те за за­бо­ту тётя Груня от­ве­ча­ет: «Кабы люди за всё друг с друж­кой рас­счи­ты­вать­ся при­ня­лись, весь бы мир в ма­га­зин пре­вра­ти­ли». Тётя Груня за­бо­ти­лась о ра­не­ных бес­ко­рыст­но, для неё это есте­ствен­но – по­мо­гать окру­жа­ю­щим, нести им за­бо­ту и добро.«Не­гра­мот­ная ста­ру­ха» слов­но вол­шеб­ни­ца кол­ду­ет над кро­ва­тя­ми ра­не­ных (пред­ло­же­ние 4), и чудо про­ис­хо­дит: по­беж­да­ет свою боль Алек­сей Пря­хин (пред­ло­же­ние 11). И тётя Груня вме­сте с вра­ча­ми по­мо­га­ла ему день за днём по­беж­дать эту боль и ста­но­вить­ся на ноги. Глав­ным жиз­нен­ным прин­ци­пом этой жен­щи­ны стали слова: «Добро без ко­ры­сти» (пред­ло­же­ние 25).Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния че­ло­веч­но­сти. Не всё в нашей жизни из­ме­ря­ет­ся день­га­ми. Ни на какие день­ги нель­зя ку­пить со­стра­да­ния и че­ло­веч­но­сти.
    15.3 Со­стра­да­ние – уме­ние пе­ре­жи­вать чужую боль как свою соб­ствен­ную, же­ла­ние прий­ти на по­мощь, ис­крен­нее по­со­чув­ство­вать, не осу­дить. Спо­соб­но­стью к со­стра­да­нию об­ла­да­ют да­ле­ко не все, по­то­му, на­вер­ное, в нашем об­ще­стве растёт не­до­ве­рие друг к другу. Не­спо­соб­ность со­стра­дать при­кры­ва­ет­ся по­до­зри­тель­но­стью, по­ис­ком тысяч при­чин не прий­ти на по­мощь.Тётя Груня, ге­ро­и­ня тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва по-ма­те­рин­ски от­но­сит­ся к ра­не­ным бой­цам. Её душа от­кры­та ми­ло­сер­дию. У этой про­стой жен­щи­ны боль­шое серд­це, по­то­му что оно может вме­стить в себя боль сол­дат, за ко­то­ры­ми она уха­жи­ва­ет, об­лег­чить эту боль ма­те­рин­ской за­бо­той и не­устан­ным слу­же­ни­ем добру.Не­дав­но по те­ле­ви­зо­ру услы­ша­ла такой факт: в хо­лод­ном подъ­ез­де кошка легла на бро­шен­но­го мла­ден­ца, обо­гре­вая его своим теп­лом, мя­у­ка­ла, звала на по­мощь. И спас­ла ребёнка, не дала ему замёрз­нуть, пока не при­шли люди. Кошка может! А мать, бро­сив­шая этого ребёнка? У неё есть серд­це, че­ло­ве­че­ское по­ни­ма­ние? Ви­ди­мо, нет, не может она на­зы­вать­ся че­ло­ве­ком! Самые проч­ные узы свя­зы­ва­ют мать и дитя. Если эти узы рвут­ся, то ру­шит­ся самое свя­тое – вера в че­ло­ве­ка, лю­бовь, без ко­то­рых тя­же­ло жить. Если мать не спо­соб­на к со­стра­да­нию, то что го­во­рить о дру­гих? Нель­зя до­пу­стить, чтобы мы и даль­ше про­дол­жа­ли ска­ты­вать­ся от сво­е­го вы­со­ко­го пред­на­зна­че­ния в про­пасть без­ду­шия. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния че­ло­веч­но­сти. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

  10. По­яс­не­ние.15.1 Пре­фик­сом, или при­став­кой на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая часть слова, на­хо­дя­ща­я­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и ис­поль­зу­е­мая для об­ра­зо­ва­ния новых слов или раз­ных форм од­но­го и того же слова. При­став­кам не­свой­ствен­на за­креп­лен­ность за опре­делёнными ча­стя­ми речи в связи с боль­шой сте­пе­нью от­влечённо­сти и уни­вер­саль­но­сти вы­ра­жа­е­мых ими зна­че­ний. При­со­еди­не­ние при­ста­вок к ос­но­вам раз­ных слов не ме­ня­ет ко­рен­ным об­ра­зом их зна­че­ния. При­став­ки при­да­ют этому зна­че­нию новые смыс­ло­вые от­тен­ки. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Ми­ха­и­ла Чва­но­ва.Так, в пред­ло­же­нии 1 гла­гол «вы­смат­ри­ва­ла» имеет в своем со­ста­ве при­став­ку вы-, ко­то­рой свой­ствен­но обоб­щен­ное зна­че­ние «дви­же­ния из­нут­ри». Не­слу­чай­но ав­то­ром ис­поль­зо­ва­но это слово. Для со­ба­ки глав­ным в жизни стал поиск хо­зя­и­на, она вся со­сре­до­то­че­на на этом по­ис­ке, по­это­му не про­сто смот­рит на про­хо­дя­щих мимо людей, она вы­смат­ри­ва­ет, слов­но за­гля­ды­вая в каж­до­го: го­дишь­ся ли ты? по­жа­ле­ешь ли? В пред­ло­же­нии 6 в слове «без­дом­ная» при­став­ка без- ука­зы­ва­ет на от­сут­ствие того, что обо­зна­че­но кор­нем: со­ба­ка без дома – она без­дом­ная – опять новый от­те­нок зна­че­ния слова, причём, ме­ня­ю­щий это зна­че­ние до про­ти­во­по­лож­но­го. Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми, что при­став­ки вно­сят до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки зна­че­ний. По­это­му с уве­рен­но­стью можно ска­зать, что прав был Кор­ней Чу­ков­ский, утвер­ждая: «При­став­ки при­да­ют рус­ской речи столь­ко бо­га­тей­ших от­тен­ков!.. В раз­но­об­ра­зии при­ста­вок та­ит­ся раз­но­об­ра­зие смыс­ла».
    15.2 «По­че­му из сотен дру­гих со­ба­ка вы­бра­ла имен­но эту жен­щи­ну?..» Так за­кан­чи­ва­ет­ся текст Ми­ха­и­ла Чва­но­ва. Этой фра­зой автор при­гла­ша­ет чи­та­те­ля за­ду­мать­ся о том, как в про­хо­дя­щей мимо жен­щи­не со­ба­ка смог­ла «раз­гля­деть» свою, как серд­цем по­чув­ство­ва­ла в ней сво­е­го хо­зя­и­на.Уста­лая жен­щи­на не со­би­ра­лась из­на­чаль­но как-то осо­бен­но про­яв­лять жа­лость к бро­шен­но­му, из­му­чен­но­му жи­вот­но­му. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 12: «Жен­щи­на слу­чай­но огля­ну­лась, уви­де­ла со­ба­ку, сразу пре­дан­но за­ви­ляв­шую хво­стом, но тут же пошла даль­ше». Од­на­ко она не смог­ла прой­ти мимо без­дом­ной со­ба­ки. По­жа­ле­ла её: «Жен­щи­на всё гла­ди­ла со­ба­ку и что-то тихо и пе­чаль­но го­во­ри­ла так же пе­чаль­но вздра­ги­ва­ю­щей жи­во­ти­не» (пред­ло­же­ние 18). Зачем ей это по­на­до­би­лось? Про­сто она не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в ней за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства – со­стра­да­ние и доб­ро­та. Со­ба­ка серд­цем по­чув­ство­ва­ла это.Сколь­ко людей про­шли мимо со­ба­ки, брезг­ли­во от­во­ра­чи­ва­ясь, делая вид, что не за­ме­ти­ли? В пред­ло­же­нии 4 на­ри­со­ван порт­рет про­хо­же­го, каких ты­ся­чи ходят по нашим ули­цам мимо бро­шен­ных жи­вот­ных: «Но ма­ши­наль­но за­ме­тив­шие её уже за­бы­ва­ли о ней и рав­но­душ­но ухо­ди­ли или брезг­ли­во от­ма­хи­ва­лись…» А ведь если се­год­ня таким людям ока­за­лась без­раз­лич­на судь­ба со­ба­ки, зав­тра они прой­дут мимо беды ближ­не­го, про­сто по­то­му, что у них нет же­ла­ния за­ни­мать­ся чу­жи­ми про­бле­ма­ми, да ещё и оправ­да­ют это своей за­ня­то­стью или, что ещё пе­чаль­нее, чу­жи­ми просчётами. Со­ба­ка на своём веку, ви­ди­мо, таких не­ма­ло по­ви­да­ла, вот по­че­му она рав­но­душ­на к ним, в них не найти опоры.Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.
    15.3 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому-либо. Доб­рые люди от­зыв­чи­вы и спо­соб­ны да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь, не тре­буя по­че­стей или воз­на­граж­де­ния. При виде не­сча­стья доб­рое серд­це огор­ча­ет­ся и по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность ока­зать по­мощь со­ве­том, делом, со­чув­стви­ем. На мой взгляд, доб­ро­та — это одно из не­за­ме­ни­мых ка­честв че­ло­ве­ка, ведь без доб­рых по­ступ­ков, иду­щих от серд­ца, че­ло­век пе­ре­ста­нет быть Че­ло­ве­ком. Прой­ти мимо го­лод­но­го, без­дом­но­го жи­вот­но­го могут мно­гие. И мно­гие так и де­ла­ли, бро­сая на не­счаст­ное жи­вот­ное мимолётный взгляд или даже брезг­ли­во мор­щась. По­че­му же из людей лишь одна — уста­лая мо­ло­дая жен­щи­на с пе­чаль­ным го­ло­сом и груст­ны­ми гла­за­ми — не про­сто по­де­ли­лась пи­рож­ком, а и увела со­ба­ку с собой? Да, со­вер­шен­но оче­вид­но: со­ба­ка её вы­бра­ла и уже смот­ре­ла так бла­го­го­вей­но, как смот­рят на бу­ду­ще­го хо­зя­и­на. Мо­ло­дая жен­щи­на не смог­ла уйти, видя эту пре­дан­ность. Её глаза на­пол­ни­лись сле­за­ми, а доб­рое серд­це — жа­ло­стью. По­сту­пок жен­щи­ны, уво­дя­щей за собой со­ба­ку, го­во­рит о том, что она — доб­рый, от­зыв­чи­вый че­ло­век, ко­то­ро­му боль­но от чу­жо­го не­сча­стья, и по­это­му прой­ти мимо не могла и не может.«Со­ба­ки не оши­ба­ют­ся»,— по­вто­рял хо­зя­ин ма­лень­кой со­бач­ки Янки, когда на по­ро­ге его квар­ти­ры воз­ник со­вер­шен­но не­зна­ко­мый маль­чик, а щенок, не­до­вер­чи­во от­но­ся­щий­ся ко всем, ки­нул­ся вдруг на руки к Ва­лер­ке и при­ник, пре­дан­но дыша и об­ли­зы­вая лицо маль­чи­ка. Никто в доме не по­ин­те­ре­со­вал­ся, по­че­му так часто слы­шен про­тяж­ный и жа­лоб­ный вой из этой квар­ти­ры..Кто-то хотел из­ба­вить дом от со­ба­ки; друг Ва­ле­ры, Юра Хло­по­тов, стро­ил фан­та­сти­че­ские планы по спа­се­нию щенка, но никто, никто, кроме Ва­ле­ры, не пришёл и не узнал, что про­ис­хо­дит. А он пришёл не толь­ко узнать, но и пред­ло­жить свою по­мощь. Так в руках ше­сти­класс­ни­ка ока­за­лись ключи от квар­ти­ры, ведь ин­же­нер Мол­ча­нов был аб­со­лют­но уве­рен: Ва­лер­ка— хо­ро­ший, чест­ный, доб­рый че­ло­век и не­пре­мен­но вы­пол­нит своё обе­ща­ние. На­род­ная муд­рость гла­сит: «Худо жить тому, кто не де­ла­ет добра ни­ко­му». А это зна­чит, что если мы хотим жить хо­ро­шо, то тво­рить добро нужно. И тогда не­пре­мен­но наше добро, от­дан­ное кому-то, не­пре­мен­но вернётся к нам, оку­пит­ся сто­ри­цей и будет далее ше­ство­вать по миру. И пусть це­поч­ка доб­рых дел не пре­ры­ва­ет­ся ни­ко­гда!

  11. Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека. Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг. Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств. А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное. Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том, хорошие или плохие последствия будут впереди.
    Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства. Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка (впоследствии взрослого) принимать верные решения в своей жизни. Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают. Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.
    Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение. И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке? Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, – это, прежде всего, поступок для самого человека.
    Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится. Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу. Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.
    Добро всегда по определению вызывает высокие чувства, отчего плохое дело легко отличить от хорошего. Не зря существуют такие устойчивые и много раз доказанные и проверенные на деле пословицы как «твори добро – и оно обязательно тебе вернётся» и «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Простые предложения с сильным смыслом.
    Таким образом, добро – одна из важных составляющих жизни каждого человека. Без добра не прожить счастливой жизни, а поскольку жизнь дана одна, то без добра она не будет иметь смысла. И совсем неважно, как относятся другие люди – плохо или хорошо. Самое важное для человека – это его отношение к окружающим. Только излучая добро в окружающий мир, будешь счастлив сам.
    9 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *