Сочинение рассуждение на тему что такое мотивация

7 вариантов

  1. Как часто человеку приходится сталкиваться с трудными задачами, которые по определенным причинам очень сложно выполнить. Вот тут сразу же возникает вопрос, как себя мотивировать и что такое мотивация, в чем ее проявления?
    Мотивация – это определённый процесс, который побуждает человека к действию или способность человека достичь своей цели через какие-то трудные, по его мнению, этапы. Мотивация, как правило, нужна человеку не на физическом уровне. Всё содержится гораздо глубже. Ведь одно дело дать подзатыльник, и совсем другое – убедить человека на моральной, или психологической основе.
    Способы мотивации сотрудников
    Как же мотивировать коллектив на хорошую работу? Этот вопрос не однозначен, потому что люди в каждой команде разные. Другими словами, требуется найти подход. Но, несмотря на этот факт всё же есть способы заставить рабочий коллектив лучше работать: штрафы или премии, хороший социальный пакет или же выдача жилья, особые психологические занятия или общие праздники, персональный подход или повышение удобства работы. Так что выход есть всегда.
    Мотивация к работе
    Есть множество вариантов мотивировать себя на работу. Например, можно завести свою личную тетрадь или дневник; работать в своё удовольствие и стараться стать сегодня лучше, чем вчера. Нужно каждый день встречать с улыбкой и идти навстречу всем трудностям, что встретятся на пути.
    Мотивация к действию
    Часто людям не хватает элементарной веры в себя, чтобы пойти и сделать что-либо. С этим нужно бороться. Как? Постепенно. Во-первых, создать своё будущее (можно написать целое сочинение, которое будет содержать мечты, к которым человек пришел сам через какие-то препятствия, стоящие в данный момент перед ним). Во- вторых, необходимо развиваться (больше читать, путешествовать, узнавать, интересоваться, смотреть и анализировать). Ведь умному человеку всегда легче найти выход. В-третьих, неплохо было бы заняться спортом (спорт – это отличный вариант, чтобы развить в себе такие качества, как упорство, выносливость, терпимость). В-четвёртых, Нужно двигаться и стремиться к новому (поменять диван на кухне, переставить мебель или вообще сменить место жительства).

  2. Я И МОЯ МОТИВАЦИЯ
    Пономарева Диана Алексеевна
    Гореть самой, зажечь – других.
    Быть впереди! И точка.
    Когда Вам задают вопрос: «А что Вас лично мотивирует в работе?» или «А что будет основным критерием для Вас при смене работы?», мне кажется, хотят услышать стандартный, шаблонный ответ, например, «Поощрения руководства, высокая оплата труда, дружный коллектив», мало кто серьезно воспринимает, и тем более будет потом учитывать Ваши пожелания.
    Я уверена, что мотивировать себя каждый должен сам. Ведь совершать все действия, воплощать планы в жизнь будете именно Вы. И никто другой не поделится рецептом – своей мотивации. В данном случае, мне хочется сравнить мотивацию с рецептом счастья. Тогда всем и каждому бесспорно ясно – у каждого она своя. Бытует мнение, что счастье  – это дар, умение человека мотивировать себя на какие-то действия тоже талант.
    Для меня очень важно понимать, для чего и зачем я совершаю те или иные поступки, чем я занимаюсь, и будет ли итог деятельности, результат моей работы. Я остро чувствую ответственность, прежде всего перед самой собой. Всегда стремлюсь в чем-то быть лучше, чем другие,  жажду постоянно совершенствоваться, сохраняя сосредоточенность на сильных сторонах своей натуры. Четкой должна быть цель, ориентация на результат – мне важен всегда отличный, высший успех, победа, а не только участие. Кто бы ни твердил Вам обратное. Друзей, врагов льстивые речи, хвалебные оды, как правило, нас развращают. Чтобы ни говорили вокруг, верить надо в свой собственный успех, в свои силы, идеи. И не забывать, что самая великая победа, какую знает человечество – это победа над собой.
    В современном мире все покупается и продается, а жизнь откровенно порою над нами смеется. И мы негодуем и возмущаемся, но продаемся и покупаемся. Но во мне есть внутренняя мотивация, и я знаю, по какой дороге хочу продолжать путь, мне не страшны перипетии судьбы, лесть и зависть. Моя дорога  – дорога чести и добра. А жизнь обязательно сама подарит шанс для раскрытия всех своих способностей.
    Сократ говорил: «Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита: сито правды, сито доброты и сито пользы». Моя профессия  – самая лучшая, потому как, я по-настоящему хочу делиться знаниями и совершенствовать свои умения, желаю всем мира и добра, верю, что приношу пользу тем, кто хочет изучать новое и развивать речь, язык, открывать новые горизонты в культуре и обычаях других народов.
    Невозможно наслаждаться жизнью в среде постоянной занятости, стресса и хаоса. Нужно беречь свое время для себя. Замедлитесь и прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Обратите внимание на то, что имеет значение лично для Вас. И то, зачем Вы гонитесь, само Вас догонит.
    Есть такое наблюдение: чем больше человек практикуется, тем удачливее становится. Случайно ли? Обучение – это место, где практика встречается с множеством возможностей. Талант не может выжить без тренировки. В образовании часто встречаешь тех, кто одержим детьми. Окружение воодушевленных людей с их идеями, энтузиазмом и позитивом – наилучшая поддержка и мотивация. В ней я с первых дней работы в системе образования находила  и полезные советы, и необходимый толчок, и непрерывную поддержку.
    Я благодарна за то, что у меня уже есть, и стремлюсь к лучшему – в будущем получить благодарность тех, кого смогла зажечь искрой знаний, интересом  к изучению иностранных языков.

  3. 1. Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов
    Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном направлении.
    Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, что потребовало от науки более интенсивной разработки проблематики человека как в теоретическом, так и в практическом отношении. Стала более очевидной необходимость познания закономерностей функционирования психики и знания того, как они обусловливают поведение человека в различных ситуациях.
    Как известно, психическое развитие человека происходит в условиях весьма сложного и многообразного соотношения биологического и социального, оно определяется взаимосвязью органических задатков и деятельности индивида, реализуемой в конкретных социально-исторических условиях (Брушлинский А.Б., 1974). Будучи включенной в исторически сложившиеся формы деятельности людей, любая деятельность человека подчиняется законам общественного развития.
    Изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Способность к целеполаганию – одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа. Выражая активную сторону сознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которую человек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной. Большое внимание взаимосвязи мотивов и целей деятельности уделяет С.Л. Рубинштейн. Именно это обстоятельство, по его мнению, определяет сознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее хотя и изменяющуюся применительно к обстоятельствам, но все же единую жизненную линию. И именно поэтому при изучении мотивации следует должное внимание уделить психологическому анализу деятельности.
    Обусловленность психики человека исторически сложившимися формами деятельности предполагает необходимость рассмотрения проблемы мотивации также со стороны связи и взаимообусловленности деятельности и сознания. Активность человеческой деятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но также обусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов от выполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нужд самого человека, так и нужд общества… Этим подчеркивается важнейшая роль сознания в деятельности человека как существа общественного по своей природе.
    П.М.Якобсон обращает внимание на очевидную необходимость собственно психологических (в противовес нейрофизиологическим) способов причинного объяснения поведения человека. Невозможно, например, назвать причиной преступного поведения неустойчивость нервной системы, так как остается непонятным, почему многие люди с подобными психо-физиологическими данными таких поступков не совершают.
    В течение более чем полувекового периода на западе было проведено много исследований по проблеме мотивации поведения, которые развивались, в основном, в рамках трех направлений: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, а также более поздних и современных модификаций этих течений. Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна. Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими теориями детерминации поведения?
    Растущий интерес к психологии личности, к сложным динамическим переменам в ее деятельности и поступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки. Очевидно, что требуется критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению. Этому будет уделено внимание в следующих лекциях и семинарских занятиях.
    Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, известно всем. Однако выявление оснований действий и поступков человека – дело не простое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Изучение психологического склада человека включает выяснение и таких вопросов:
    — какие потребности присущи данному человеку;
    — с помощью каких средств он предпочитает удовлетворить свои потребности;
    — какие ситуации или состояния запускают то или иное поведение;
    — что сильнее влияет на мотивацию – имеющиеся потребности или чувство долга, ответственности;
    — какова направленность личности.
    Ответ на большинство этих вопросов можно получить, лишь используя разноообразные методы изучения мотивов и личности.
    Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности и пр. Все эти методы можно разделить на три группы:
    1. Осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта;
    2. Оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения);
    3. экспериментальные методы.
    Помимо этого, различают три общих методических подхода к изучению мотивов: косвенный, прямой и проективный.
    При первом подходе процедура исследования требует от испытуемого таких действий, диагностический замысел которых для испытуемого остается неразгаданным. Например, исходным пунктом мотивационного теста при контролируемых условиях может являться избирательность в запоминании событий, неодинаковая осведомленность в различных областях, интенсивность стремления к чему либо.
    Процедуры косвенного подхода к изучению мотивов иногда называют «объективными» тестами. Методология таких тестов разработана недостаточно, и процедуры косвенного подхода не нашли пока широкого применения.
    Второй, прямой, подход основывается на собственных высказываниях обследуемых… У данной процедуры имеются серьезные недостатки. Во-первых, ответы могут быть искажены (неосознанно) или сознательно фальсифицированы испытуемым, во-вторых, ответы требуют самооценки, что сопряжено со многими трудностями.
    Соблюдение общих методических принципов опроса и тщательная проработка самих тестов могут предотвратить влияние большинства причин, приводящих к искажению поведения, или своевременно вскрыть эти искажения.
    Трудность самооценки может быть устранена, если тест составлен правильно и его вопросы не требуют глубокого самоанализа.
    Третий подход к изучению мотивов заключается в том, что испытуемому предлагается многосмысловой материал. Эти многозначные ситуации по разному воспринимаются испытуемыми с различной мотивационной сферой… Существенным недостатком данных процедур является то, что высказывания обследуемых достаточно произвольно могут трактоваться экспериментатором и здесь нет объективных критериев.
    В практике изучения мотивов поведения наибольшее применение нашли опросные листы и тесты, реализующие второй подход. Получаемая при этой процедуре информация имеет характер непосредственных реакций на вербальные индикаторы. В качестве индикаторов используются вопросы, на которые испытуемый отвечает утвердительно или отрицательно, или высказывания, которые он считает верными или неверными. Возможные ответы обычно даются заранее и требуют только отметки условным знаком.
    Тесты по изучению мотивов построены на основе предположения, что причины, побуждающие поведение, осознаются человеком и могут быть качественно оценены. Таким образом, тесты мотивов являются психометрическими процедурами, направленными на определенные степени выраженности индиката.
    Характер мотивов определяется посредством большого числа отдельных индикаторов (от 15 до 40), имеющих одну направленность. Ответ на один индикатор не считается достаточно надежным.
    Большое число индикаторов способствует точности структурной и измерительной моделей.
    Однако, идеальных методов, которые бы позволяли проследить весь процесс построения мотивов, выявить его существенные моменты и тем самым – структуру мотива конкретного действия или поступка. Практически нет. В основном методы направлены на выявление личностных диспозиций (свойств личности, установок), которые как доминирующие тенденции, могут повлиять на принятие решения и формирование намерения, но отнюдь не известно, повлияли ли они на решение конкретно в данном случае.
    Надо заметить, что выявление мотивов человека дело трудное, но не безнадежное. Оно требует комплексного использования различных методик, позволяющие выявлять глубинные причины поведения человека (потребности, мотивационные установки, состояние в данный момент), а не только цели. Однако при этом следует все же учитывать, что, как и любая психологическая диагностика, определение мотива поведения – это вероятностный процесс, не дающий в ряде случаев стопроцентной гарантии правильности диагноза.
    2. Характеристика основных теорий мотивации в отечественной и зарубежной психологии
    Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде как учительнице жизни». Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния [6, 9].
    Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д. Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою, поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
    Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиски истины и смысла жизни.
    У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую или низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
    Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.
    Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.
    Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
    Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца Х века, Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки.
    П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности, П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно од них внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и деятельности.
    К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.
    Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-Экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.
    Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р. Вудвортса и А.А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения).
    В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, Г. Олпорт [K. Levin, 1926; G. Allport, 1937]). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей [H. Murrey, 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей дал и А. Маслоу(A. Maslow, 1954).
    Как видим в ХХ веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертываетсй по схеме «стимул — реакция».
    Бихевиористы отмечали, что термин „мотивация” слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул — реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.
    Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс (R. Woodworth, 1918), критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнеевоздействие как сложный и изменчивый акт, в котороминтегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
    В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта схема, как отмечает Ж. Нюттен (J. Nutten, 1984), соответствует реальности и учитывает сложное чело веческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают лишь элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить, пишет Ж. Нюттен, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этом и основываются взгляды психологов, рассматривающих мотивацию как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных.
    Еще У. Джемс в конце прошлого века выделил несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.
    Во второй половине ХХ века появились мотивационные концепции Дж. Роттера (J. Rotter, 1954), Г. Келли (G. Kelly, 1955), Х. Хекхаузена (H. Heckhausen, 1955), Дж. Аткинсона (J. Atkinson, 1964), Д. Макклелланда (D. McClelland, 1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
    Р. Кеттелл (R. Cattel, 1957) построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. егgon — энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы» природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.
    Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
    Психоаналитические теории мотивации. Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце ХIХ века в связи с появлением учения Зигмунда Ф. (S. Freud, 1895) о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые цензором личности — «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У. Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у З. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.
    В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл (W. McDougall, 1923), который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горне»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций — предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
    Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идёт о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребности при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула его осознание — возбуждение (решение, возникновение побуждения) — начало действия — контакт с объектом — отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.
    Среди отечественных психологов начала ХХ века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить прежде всего А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.
    О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и во левых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге (1914). В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние — это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» — это деятельная воля [8, 23].
    В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В.М. Воровский (1927), Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л.С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка» (1930) он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. В другой работе — «Истории развития высших психических функций — Л. С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
    Разработка и развитие теории мотивации велась так же известным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Леонтьев предложил следующую схему деятельности: деятельность – действие – операция – психофизиологические функции. Схема соотносится со структурой мотивационной сферы (мотив – цель — условие).
    Основным понятием данной теории являются деятельность, сознание и личность. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Таким образом, действие — сознательное проявление активности человека. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. В-четвёртых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.
    Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности формируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:
    1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
    2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
    3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
    4. Действия человека предметны, их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип её социальной обусловленности).
    Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действия – сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на более мелкие частные цели и т.д.
    Каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью разных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. Условия – как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующее субъекта. Поэтому цель в данной теории – задача. Операции – более крупные единицы деятельности, чем действия. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операций — уровень автоматических действий и навыков. Существует два пути формирования операций: 1) путём адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности; 2) сознательные действия, ставшие навыками благодаря автоматизации. Первый путь практически не осознаётся, второй находится на грани сознания. Трудно выделить чёткую грань между операциями и действиями.
    Третий уровень структуры деятельности — психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов, следовательно, человек – биосоциальное существо. Протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающего возможности организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. Это способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий и ряд врождённых механизмов. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
    Во многих зарубежных и отечественных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. Это связано с тем, что их авторы отрицают принципиальную возможность создания универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей поведение животных и человека.
    Список использованной литературы:
    1. Общая психология: учебник для студентов выс. уч. заведений./ С.Д. Максименко, Г.В. Вештеюнас, В.В. Клименко, В.А. Соловиенко – М.: «Рефл-бук», К.:«Ваклер», 2000.- 528 с.
    2. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. – 1984. – №4.- С.19-25.
    3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
    4. Занюк Сергей. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н, Ника-центр – 2001. – 352 с.
    5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1; Пер. с нем./Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986.-408с.

  4. Мы часто слышим слово мотивация в разных его формах, как и его однокоренные слова: мотиватор, мотив, антимотиватор, мотивировать и т.д. Что же означает это слово, и какие стороны человеческой жизни с ним связаны?Ответы на эти вопросы взаимосвязаны. Мотивация, в моем понимании, — это то, что заставляет нас совершать какие-либо действия. Или не совершать их.Некоторые способы мотивации можно отнести к положительным, а другие — к отрицательным.Например, когда я завожу будильник, чтобы не проспать в школу, то мотивация у меня положительная: я хочу выглядеть в глазах учителей ответственным и организованным человеком, вовремя успеть на занятия и не пропустить ничего, что будет происходить во время урока. Но можно тот же самый пример рассмотреть с точки зрения отрицательной мотивации. Некоторые из моих одноклассников точно так же, как я заводят по вечерам будильник, но с отрицательной мотивацией: они боятся, что учителя их отругают за опоздание, не пустят на урок, а потом поставят плохую оценку за невыполненное задание.Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
    Можно выделить еще одну разновидность мотивации – познавательную. Этот вид мотивации очень важен в школе, да и в жизни вообще. Есть школьники, которые совершенно не понимают, как это можно любить читать. У них, видимо, низкая познавательная мотивация. Им невдомек, что множество сведений, которые можно узнать из книг, делают жизнь интереснее, да и сам человек, читающий книги, намного интереснее в общении, чем остальные.Никто этих «нечитаек» не замотивировал на чтение, поэтому, когда по литературе задают крупное произведение, они его не читают или читают «из-под палки». Вот, кстати, опять пример отрицательной мотивации.Мотивация в целом – это то, к чему мы стремимся, или то, от чего мы стараемся избавиться. Она очень важна во всех сторонах жизни человека. Потому что все мы ежедневно что-то делаем, руководствуясь определенными мотивами.

  5. Эссе
    Мотивация и я
    мотивация менеджмент психологический

    Что есть мотивация? Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека; внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении; процесс стимулирования самого себя на деятельность, направленную на достижение целей.
    Хотелось бы сразу сказать, перед тем как я раскрою тему, что для меня мотивация и мотивирование – это два различных понятия. В моей голове они не могу слиться в одно – мне мешает их морфологический состав. В слове «мотивация» есть суффикс – ция, обозначающий «состояние», а в состав слова «мотивирование» входит суффикс – ирова, имеющий значение «приводить в состояние». Поэтому для меня мотивация – это про внутреннее, мотивирование – про внешнее. Психологи также спорят на эту тему: одни видят причину мотивации во внешних стимулах, другие отдают предпочтение роли внутренних механизмов. Эссе предполагает мое личное мнение по поводу того или иного вопроса, поэтому я надеюсь, что мое индивидуальное понимание этих двух терминов сочтется, как допустимая погрешность.
    Что есть мотивация конкретно для меня? Хочу сказать, что для меня это понятие – очень объемное, глубокое, сложное. Трудно подобрать слова для того, чтобы выразить и объяснить что-то аморфное, то, что нельзя потрогать, а можно только ощутить, почувствовать – такое как радость, любовь, вдохновение; к этому же списку я бы отнесла мотивацию. Все эти ощущения идут изнутри, а не извне. А для всего того, что идет изнутри, играют роль множество факторов – такие как: система ценностей человека, его воспитание, темперамент, мечты, настроение и многое другое… В свою очередь, как по цепочке, для формирования многих из этих факторов основой служит внешняя среда, но складываются они все вместе в единую и неповторимую личность уже внутри, если можно так сказать, какого-то одного и конкретного субъекта. Возможно, именно поэтому мотивация у каждого человека своя.
    Мотивация для меня – определенного рода моторчик. То, что заставляет тебя двигаться, совершать какие-то действия на пути к цели. Моторчик, опять же, находится внутри, он не прикреплен к штанам, как у Карлсона, и не является «волшебным пенделем» от родителей или друзей. Последние два вида моторчиков относятся к внешней среде, а мотивация – это о внутреннем. Я думаю, что мотивация не может быть полноценной, если для нее нужны внешние условия. Если нужен наставник, или группа поддержки, то это снова внешнее. Мотивация же остается с тобой и тогда, когда ты наедине с собой. И именно на фундаменте такой мотивации, по моему мнению, можно построить что-то крепкое.
    Я думаю, что важным составляющим мотивации является видение цели, потому что передвигаться в темноте, конечно, можно, но не очень-то долго это продлится, ведь силы имеют свойство кончаться. Сложно шагать бесцельно, сложно вставать по утрам и идти куда-то, если не понимаешь, зачем. Да, наверное, очень важно всегда иметь ответ на вопрос: «А зачем я это делаю?». Важно иметь конечную цель. В то же время построить правильную цель – непростая задача. Цель не должна быть какой-то аморфной, достижимой в непонятном промежутке времени. Лучше всего строить цель по системе SMART, то есть конкретную, измеримую, достижимую, актуальную и ограниченную по времени. Пусть она будет не такой глобальной, но зато ее можно будет достигнуть. А глобальную цель всегда можно разложить на множество маленьких, и путь будет пролегать хоть и маленькими, но верными шагами.
    В отношении с достижением целей важно также запастись терпением и всегда помнить такое понятие, как процесс. Очень часто мы ожидаем быстрого результата, и если по каким-либо причинам его нет или он нас не устраивает – сразу же теряется мотивация. Система SMART здесь опять же приходит на помощь, потому что тренировать терпение при построении таких целей не требуется, так как цель является достижимой и ограниченной по времени.
    Еще одним важным, по моему мнению, аспектом, касающимся мотивации и целей, является построение правильных и неправильных целей с психологической точки зрения.
    Во-первых, человеку очень важно чувствовать, что эта цель – именно его, а не чужая. Что она не навязана обществом, что эта цель на самом деле – не какой-то мифический стандарт, личный на данный момент, но при этом абсолютно заимствованный, собранный по обрывкам общественного стандарта, чужих целей и чужих результатов. Очень сложно стремиться к тому, что делают другие, потому что они делают то, что подходит им, и вряд ли кто-либо продержится достаточно долго, потому что нельзя долго делать то, что тебе на самом деле не нужно. Поэтому очень важно всегда остановиться и подумать: а что на самом деле нужно мне?
    Во-вторых, цели также могут быть правильными и неправильными в ином смысле. Например, есть огромная разница в основе мотивации между: «я хочу научиться рисовать красиво, чтобы делать это лучше Пети» и «я хочу научиться рисовать красиво, чтобы в будущем делать это лучше, чем я делаю это сегодня». Или «мне нужно заниматься спортом, потому что я хочу похудеть, чтобы влезть в эти шорты» и «мне нужно заниматься спортом, чтобы в будущем быть здоровым и сильным». Таким образом, хочу сказать, что цели помимо всего прочего также должны быть, позволю себе употребить это слово, мудрыми, неглупыми. Не очень уверена, что смогу правильно и корректно объяснить принцип действия, это скорее задача психотерапевтического характера, но я точно знаю, что это работает.
    Что еще важно знать о мотивации – что она не бесконечная, и это нормально. Вечный двигатель еще не изобрели, и все, что касается человека, к вечному тем более не относится. Невозможно бесконечно иметь один и тот же уровень мотивации. Люди не могут постоянно «переть напролом», они могут уставать, расстраиваться, силы и энергия могут заканчиваться – именно это и делает нас людьми.
    Существует такое понятие, как цикл мотивации. Для наглядности приведу график, далее по тексту я раскрою это понятие.
    Самым первым в цикле идет период мотивации, для которого характерно максимальное сосредоточение на достижении цели. Это период получения новых знаний, навыков, наблюдение первых результатов стараний. Далее следует период супермотивации – эйфория от получения результатов и период максимального приложения усилий. Иногда это может развиться до крайности, человек может начать видеть в цели смысл своей жизни. После периода с максимальной отдачей своих сил закономерно следует период компенсации, когда эти силы заканчиваются. Мотивация не идет вверх, человек начинает думать, что все бесполезно, более того – ему надоело, стало сложно. Мотивация также не идет и вниз, фокус вообще переключается на другие важные сферы жизни, которые были отодвинуты на второй план в период супермотивации. Позже идет период регресса – у человека совсем нет сил, возможно даже желания, но он продолжает сохранять интенсивность вливания энергии в эту сферу жизни, иногда даже вопреки здравому смыслу. Это чревато тем, что, даже при сохранении интенсивности, прогресс останавливается и появляется обратный эффект. Появляется психологический барьер, который мешает заставлять себя идти и делать что-либо. Это сопровождается постоянным возвращением в мыслях к ранее достигнутым результатам и невозможности их достижения, от этого человек может начать испытывать чувство вины, которое не дает ему двигаться вперед, и наступает бессилие. Чувство бессилия хорошо тем, что человек перестает делать что-то ради того, чтобы вернуться к своей прошлой мотивации, он может просто лежать на диване и не делать ничего, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Он устал бороться и не видит ценности в тех целях, которые стремился достичь. В период наблюдения происходит перезагрузка, эмоциональное состояние выравнивается, и человек снова принимает волевое решение и получает новый заряд мотивации. Цикл замыкается.
    Понимание того, как мотивация работает, может служить инструментом, и с этим пониманием человеку будет легче вернуться в привычный ритм жизни, будет проще оставаться в строю. Важно всегда помнить, что нельзя, например, из периода компенсации мгновенно выйти на период супермотивации, нужно давать себе время проживать весь цикл целиком. То, что мотивация циклична, не значит, что мы постоянно стоим на одном месте. На каждом из циклов мы постоянно идем вверх благодаря приобретенным ранее знаниям и умениям.
    Что касается мотивации и стимулирования, эти два понятия соединяются между собой понятием мотивирование (в начале своего эссе я объяснила важную для меня разницу между мотивацией и мотивированием). Стимулирование – рычаг менеджера, с помощью которого он может воздействовать на мотивацию своих сотрудников, давать им стимул для побуждения к определенным действиям для достижения личных целей. Какой из подходов мотивирования выбрать – прерогатива менеджера. Из классических подходов лично мне более всего близка теория Маслоу. Может быть, ее можно посчитать наиболее банальной, но мне она, несмотря на это, кажется также наиболее логичной и понятной. Все люди между собой несомненно похожи, но все же каждый из нас обладает собственным и индивидуальным набором потребностей. Точнее, потребности у всех одни и те же, но приоритеты расставлены по-разному. Кому-то важно идти вверх по карьерной лестнице, другой ставит в приоритет стабильную зарплату и размеренный рабочий график, третьему очень важно сидеть на комфортабельном стуле, а четвертому стул не так важен, как, например, дружный коллектив. Не стоит также забывать про пирамиду Маслоу, и, соответственно, про то, что удовлетворение потребностей, находящихся на низких ступенях, всегда является более значимым, чем удовлетворение тех, что находятся на верхних ступенях. Ведь вряд ли человек, у которого от голода на рабочем месте урчит живот, будет сидеть и думать о том, как бы ему подняться вверх по карьерной лестнице. Задача менеджера, руководствующегося теорией Маслоу – быть очень наблюдательным и уметь анализировать психотип личности. Если он сможет разглядеть, что конкретно является наиболее важным аспектом для сотрудника и чего ему в данный момент не достает, он сможет воздействовать на его мотивацию через эту потребность.
    Достоинством данной теории, по моему мнению, является то, что сотрудника всегда будет довольно просто замотивировать, так как потребности человека бесконечны. С другой стороны, если у человека нет стремления достичь наивысшей точки карьерной лестницы, то у него оно вряд ли появится, и, соответственно, на эту потребность менеджер воздействовать не сможет.
    Из современных теорий мне хотелось бы выделить теорию ожидания Врума. Недавно мой друг жаловался мне на то, что его начальник предложил ему дополнительный заработок за выполненное задание, которое оказалось очень сложным и требовало глубокой аналитической работы. Он проводил с ним все свободные вечера в течение одной недели, а когда сделал, получил за него три тысячи рублей, что не соответствовало его ожиданиям, потому что сам он оценивал проделанную им работу гораздо выше. Мой друг был расстроен и зол, он сказал, что вряд ли ввяжется в подобную авантюру еще раз, или в следующий раз не будет доверять своему начальнику, а заранее обговорит желаемую сумму. У него даже возникли мысли сменить рабочее место, потому что подобное отношение его начальника было, что называется, «последней каплей». Из описанного мною негативного опыта следует, что равное соотношение приложенных усилий и полученного вознаграждения является безусловно очень важным фактором.
    Достоинством данной теории является то, что она очень логична и проста, и менеджеру, который ее использует, не нужно быть психоаналитиком, нужно лишь уметь договариваться и слышать человека. Недостатком – легкая возможность возникновения конфликта, когда мнения по поводу вознаграждения расходятся.
    Хотелось бы закончить выводом о том, что мотивация – это понятие, безусловно необходимое как в обычной жизни человека, так и в деятельности менеджера тем более. Ответ на вопрос, с которым сталкивается каждый из нас чуть ли не ежедневно – «как же мне заставить себя это сделать?», будет проще найти, если знать, как работает мотивация. Деятельность менеджера, которая предполагает улучшение работы организации, вообще невозможна и бессмысленна, если он не знает, как замотивировать своих сотрудников. Таким образом, роль мотивации в жизни менеджера можно охарактеризовать словосочетанием «первая необходимость».
    Размещено на Allbest.ru

  6. 6
    Текст добавил: $ ТОНУ В МАR|TINI $

    Разнообразные и интересные методики, применяемые на уроках, стимулируют успех усвоения материла. Но всегда ли этого достаточно?
    Вспомните известное выражение Аристотеля «Корень учения горек, а плоды его сладки». И раз уж плоды сладки, то представьте, что знание английского языка – это кусочек торта.
    А теперь давайте проведем маленький эксперимент, автор которого Шейн Диксон, преподаватель университета штата Аризоны.
    Если бы я вам сейчас предложила отведать кусочек аппетитного, вкусного торта с сочными ягодами, нежным кремом, вы бы согласились? С уверенностью могу сказать, что да. Но представьте, что прежде, чем дать вам кусок, я скомкаю его в руке и дам вам неаппетитную лепешку. Вы бы ещё захотели кусочек? Нет?
    Так почему же сначала нам интересно изучать английский язык, несмотря на сложности и неудачи, нам всем хочется съесть кусочек торта, а потом почти никому?
    Всё дело в мотивации, подогреве аппетита.
    Хорошо. Дайте мне ещё один шанс. Если бы я вам дала аппетитный кусок, не комкая его в руках, но зато дала бы ещё и ложечку, и салфетку, и чай? А так вы бы захотели ещё кусочек? Думаю, да.
    Шейн Диксон считает, что всё дело в том, как мы, учителя, подаем материал. Аппетитно ли он представлен, хочется ли детям его съесть. Чем разнообразнее и интереснее будут методики, применяемые на уроках, тем успешнее будет усвоен материал.
    Что касается начальной школы, то здесь я полностью согласна с данным утверждением. Практически все пособия по обучению младших школьников предлагают поддерживать с помощью песен, игр, сказок, картинок, мультфильмов, каких-либо других материалов. На своём собственном опыте скажу, что детей относительно просто мотивировать. Да, им язык даётся тяжело, но они не боятся сложностей.
    В среднем звене мотивация начинает понемногу снижаться, но всё равно 5-6 классы открыты ко всему новому. Здесь мотивацию можно поддерживать не только с помощью игр, картинок, мультфильмов, но уже и с помощью общения с носителями языка. У 5 А класса нашей школы глаза горели, когда мы с ними писали письма заграницу. А что уж будет, когда нам удастся поговорить с носителем языка вживую.
    Но как быть со старшей школой? Я столкнулась с тем, что многим ученикам 8-9 классов неинтересен иностранный язык, у них нет желания делать домашнее задания, какое бы оно ни было. Дети аргументируют это тем, что им иностранный язык не пригодится, и они определились со своей будущей профессией.
    Я перепробовала много способов заинтересовать детей и практически все не увенчались успехом. Так в чем же дело?
    Выходит, теория Шейна Диксона о куске торта в данном случае не работает.
    Просмотрев множество материалов на тему «мотивация», мне встретился научный труд Уильяма Глассера «Терапия реальностью».
    Глассер считает, что всё, что делает человек – это сознательное действие, а не какая-то банальная реакция на внешние обстоятельства. Каждое действие человека – это попытка удовлетворить возникшую внутреннюю потребность в чем-либо. И каждый человек имеет 5 ключевых потребностей:
    1.Любовь и привязанность.
    2.Власть.
    3.Свобода.
    4.Удовольствие.
    5.Выживание.
    Таким образом, нам нужно создать на уроке такую атмосферу, чтобы немотивированные ученики удовлетворяли как можно больше своих потребностей.
    Например, пусть сами выберут тему или критерии оценивания сочинения, пусть побудут в роли учителя и принесут свой материал на урок, будь то видео или грамматическое правило или текст, пусть ребята получат удовольствие от урока.
    Подводя итог, можно сказать, что аппетит, то есть мотивацию, нужно подогревать на протяжении всего процесса обучения школьников. И если наши попытки не увенчались успехом в первый раз, если одной методики недостаточно, нужно просто поменять тактику.

  7. Федеральное
    агентство по образованию
    Государственное
    образовательное учреждение высшего профессионального образования
    РОССИЙСКАЯ
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
    Кафедра социологии
    Основы
    психологии и педагогики высшей школы
    Кафедра: Экономика и управление
    городским строительством
    Шифр:08.00.05
    «Экономика и управление народным хозяйством
    ЕССЕ
    На тему: «Мотивация
    в процессе обучения, пути мотивации к обучению»

     
    Выполнила:
    Андрашчикова
    Кристина
    Рекомендовано
    к защите:
    Научный
    руководитель:
    Сейфулаева
    М.Э., д.э.н.,проф.
     
     
     
    Москва, 2011


    Введение
    В организации современного учебного
    процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является
    одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными
    процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для
    развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.
    Во время огромного объема информации
    предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень
    сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации
    искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни.
    Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и
    пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.
    Время объективно требует изменения роли
    и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим
    лицом, а преподаватель – его партнером в обучении и развитии.
    Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом
    проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на
    субъектно-субъектных отношениях участников обучения.


    1.  Мотив, мотивация
    Еще Сократ разработал свой процесс
    мотивации, а
    Аристотель
    выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть
    современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о
    мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение
    личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение),
    связанной с удовлетворением определенной потребности.[1]
    В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы
    личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности
    стоят.
    Мотивация – это процессы, определяющие
    движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или
    пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение –
    поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.
    Позитивная холистическо – динамическая
    теория мотивации американского психолога А. Маслова выделяет пять базовых потребностей:
    ·
    Физиологические
    потребности –
    они
    связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей …

    ·
    Потребность
    в безопасности –
    потребность
    безопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,
    ·
    Потребность
    принадлежности и любви –
    она включат в себя стремление к общению,
    принадлежности к социальной группе
    ·
    Потребность
    в признании –
    она
    включает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижение
    уважения других и самоуважения
    ·
    Потребность
    в самоактуализации –
    стремление
    к самовоплощению человека, в актуализации его потенции
    Позднее за предложенной пятистадияльной
    моделью потребностей, Маслоу еще две потребности: потребность в познании и
    понимании
    и эстетические потребности. Потребность в познании и
    понимании является когнитивной потребностей человека. Она связана с
    потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненому. Эта потребность
    очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются
    набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с
    конативными и с когнитивными потребностями.
    Мотивы возможно характеризировать не
    только количественно (по принципу сильный – слабый), но и качественно. В этом
    плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говорить
    об отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделить
    познавательную потребность саму по себе – потребность учения. Тогда говорим о
    внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальной
    престижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.
    Кроме того, сами внешние мотивы могут
    быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы
    избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны,
    чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние
    положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.
    2.  Мотивация к
    обучению

     
    Мотивация – общее название процесса
    побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному
    освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации
    обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как
    побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление,
    особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая
    мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно
    связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют
    и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в
    себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы,
    склонности, установки.
    Мотивация обучения – это общее название для
    процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной
    деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы
    мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их
    отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения,
    внутренняя, автомотивация).[2]
    Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в
    определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.[3] Как и
    любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.
    Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным
    учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, –
    субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными
    особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;
    в-пятых, – спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией
    мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с
    содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы,
    связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе
    общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения
    взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих
    потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из
    ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом
    побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции,
    интересы). [4]
    Становление мотивации
    есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного
    отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы,
    входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых
    отношений между ними”. Соответственно, при анализе мотивации стоит
    сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и
    учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или
    мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень
    личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность,
    ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества
    и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у
    человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы,
    стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и
    т.д.
    Мотивация основное средство, которое
    даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному
    процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно
    мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни к
    развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому
    мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в
    каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные
    системы.


    Структура мотивации обучения
    Мотивации студентов долгое время не
    уделяли внимания. На самом деле в 21. века это один из наиболее эффективных способов
    улучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий.
    Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения
    информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст
    возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу,
    позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
    Говорят о мотивах для обучения, возможно
    классифицировать мотивы по направленности и содержанию:
    ·
    социальные

    (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);
    ·
    познавательные – (стремление
    больше знать, стать эрудированным);
    ·
    профессионально
    – ценностные

    (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
    ·
    эстетические (от обучения
    получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
    ·
    коммуникативные (возможность
    расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального
    уровня и новых знакомств),
    ·
    статусно
    – позиционные

    (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в
    обществе);
    ·
    традиционно
    – исторические

    (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением
    времени);
    ·
    утилитарно
    – познательные

    (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться
    самообразованию);
    ·
    неосознанные
    мотивы

    (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном
    отсутствии интереса к познательному процессу).
    Эти мотивы могут сливаться образуя общую
    мотивацию для обучения.
    Первичное
    представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт
    отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости
    обучаемого в процесс учения:
    Отрицательное
    отношение к обучению возможно характеризировать
    бедностей и узостей мотивов. Здесь
    возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на
    оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться,
    отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.
    Нейтральное
    (безразличное) отношение к учению
    : характеристики те
    же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении
    ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об
    способном, но лениво м учащимся.
    Положительное
    отношение к учению:
    постепенное нарастание мотивации от
    неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший
    уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить
    перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и
    поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности
    наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и
    мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение
    доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению
    преподавателя характеризует активность
    (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность,
    прочность) “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности.
    Интерес – один из мотивов обучения
    Интерес –
    один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является
    реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный
    интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование
    интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:
    1.Прежде чем
    ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею,
    позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у
    него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать
    сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»
    [5]
    2. «Весь
    вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета,
    а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания
    угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать
    интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [6]
    3. «Третий, и
    последний, вывод использования интереса предписывает построить всю
    педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся
    тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно
    возбуждает их интерес».[7]
    3.  Пути сохранения
    и повышения мотивации студентов

     
    Одно из
    наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате
    студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять
    собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно
    сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться
    выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно
    мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности,
    чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако
    тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и
    способность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.
    Методы
    стимулирования мотивации возможно включить:
    Поставить перед учащего точную цель, что бы работать над ее достижением.
    Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно
    выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно.
    Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где
    ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении
    темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который
    позволяет студентам переживать успех в деятельности.
    Мотивировать
    студентов к активности на других местах движения информацией
    (интернет-форумах, посвященных курсу,
    он-лайн курсам).
    Предоставить
    студентам возможность общаться между собой
    путём альтернативных форм как конференции, посещения
    музей, профессиональных учреждении, компании, на работу в которых студенты
    устраиваются
    Симулированные
    ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

    Создание благоприятного психологического климата для развития
    личности.

    Между пути повышения мотивации предлагаю
    также включить:
    ·
    введение
    системы рейтинговой оценки студентов
    ·
    введение
    системы публикации успехов студентов и награды за их замечательные успехи и
    стремление
    ·
    расширение
    возможности самореализации студентов
    ·
    возможность
    ввести индивидуальную систему обучения студентов
    Время также объективно требует изменения роли и места
    преподавателя в учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть
    действующим лицом, а преподаватель – его партнером в обучении и развитии.
    Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом
    проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях
    участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной
    личности необходимая для компетентностного учебно-воспитательного процессу. Для
    этого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъект-объектный тип
    взаимоотношений между студентом и преподавателем.
    Для повышения мотивации студента к обучению необходимо
    осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего
    обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди
    которых:
    Принцип личностного центризма в значении внимания к
    конкретного студента с его сущностными характеристиками; – Принцип взаимосвязи
    обучения, воспитания и развития; – Коммуникативно-деятельностный принцип; –
    Социокультурный принцип; – Принцип полифункциональности образования; – Принцип
    практической направленности обучения; – Компетентностный принцип направленности
    образования.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В настоящее время перед преподавателями вузов
    стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки
    могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением
    навыков их творческого применения на практике.
    Именно мотивация основное средство,
    которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к
    учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
    Как мотивировать студентов к обучению – это важный и основный вопрос не только
    педагогов. Мотивы к обучению могут быть различные – именно социальные,
    познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные,
    статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные,
    неосознанные.
    В 21 веке, когда доступ к информации
    является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать
    учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении
    полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и
    возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность
    за мотивацию студентов к обучению и её повышению принадлежит не только
    преподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление
    – это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основным
    потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной
    движущей силой в этом нестабильном мире.
     


    Список литературы
     
    1.
    Божович Л.И.
    Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и
    Л.В.Благонадежной. М., 1972.
    2.
    Божович Л.И.
    Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и
    Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
    3.
    Каменская Е.Н.
    Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.
    4.
    Лавриненко В. Н.
    Психология и этика делового общения, Москва, 2005, 215 с.
    5.
    Асеев В.Г.
    Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
    6.
    Маркова А.К.
    Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000, 175 с.
    7.
    Мартова Т.В.
    Этика деловых отношений, Феникс, 2009, 252 с.
    8.
    Мелия М. Бизнес —
    это психология, Евробукс, 2009, 352 с.
    9.
    Столяренко Л. Д. Психология
    делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.
    10.
    Н. В. Бордовская,
    А. А. Реан. Педагогика, 2000. – 304 с.
    11.
    Хекхаузен Х.
    Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
    12.
    Харламов И.Ф.
    Педагогика. – М., 1974
    13.
    http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html
    14.
    http://www.rae.ru/monographs/77-2804
    15.
    http://www.psychological.ru/
    16.
    http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf
    17.
    http://www.unco.edu

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *