Сочинение рассуждение на тему что такое тщеславие

0 вариантов

  1. Тщеславие
    «Тщеславие – мой самый любимый из грехов», – сказал персонаж Аль Пачино в фильме “Адвокат дьявола”.
    Тщесла?вие (греч. κενοδοξ?α) – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Сразу вспоминается фраза из произведения Джерома К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие – вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса». Православная Церковь относит “тщеславие” и “гордость” к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека.
    Об этом наша беседа с психологом, специалистом по системной терапии и семейным расстановкам Курковой Жанной.
    – Что такое тщеславие?
    Само слово «тщеславие» уже выражает собой глубокую суть – тщетная, пустая, напрасная, слава. Раздутая пустота вокруг человека. Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутренней наполненности. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно. В душе постоянно возникают вопросы: «Кто я?», «Зачем Я?». Получить ответы на эти вопросы можно только самосовершенствуясь. Но очень часто путают самоутверждение с самосовершенствованием. Начиная самоутверждаться в окружающем мире, то есть жить, опираясь не на движение души, а на то, что выгодно, удобно, престижно, человек старается достичь результатов только во внешней жизни. Но оставляя в стороне свои внутренние потребности, он себя чувствует неудовлетворённым, и тогда на помощь приходит тщеславие, которое, в свою очередь, порождает зависимость от окружающего мнения и оценки.
    – Каковы признаки проявления тщеславия?
    Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.
    Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку…
    – Тщеславие – это «универсальная» страсть?
    Я думаю, что тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью – тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого ожидает такое сладостное и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!»
    – Корни тщеславия родом из детства?
    Да, можно и так сказать. Каждому ребёнку знакомы такие высказывания: «Что люди скажут?», «Что подумают окружающие?», «Ты должен быть не хуже всех». С самого детства людей ориентируют не на внутренние потребности, а на оценку других. Вырастая, человек не умеет слушать и слышать себя. Он не знает, чего он сам хочет. Ко мне часто приходят молодые женщины, имеющие по несколько высших образований, с уже приобретёнными «докторскими» и «кандидатскими» на совершенно не интересующие их темы. Они социально очень хорошо адаптированы, но потеряны и глубоко несчастны внутри. Как правило, их запрос звучит так: «Я не знаю, чего я хочу. Мне ничего не интересно». Приобретая «важные» регалии и постоянно говоря о них, человек защищается от внутренней пустоты. Ведь не просто так слово «защита» применяется в таких фразах, как «защита докторской», «защита кандидатской» и т.д…(Продолжение: http://www.ecosophiya.ru/main/part/5-11-190-396)

  2. Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака — Гобсеку.
    Гобсек — герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как символ безудержного стремления к накопительству. Страсть к накопительству привела Гобсека в конце жизни почти к помешательству. Лежа на смертном одре, он слышит, что где-то недалеко покатились золотые монеты, и пытается их найти. «Живоглот», «человек-вексель», «золотой истукан» — так называет ростовщика стряпчий Дервиль. Гобсек считает, что «в золоте сосредоточены все силы человечества». Долгие годы он трудился, чтобы сколотить приличное состояние, но при этом порвал все связи со своими родственниками, поскольку они могли бы претендовать на его наследство. У него не было ни семьи, ни настоящих друзей.
    К зрелому возрасту Гобсек накопил достаточное состояние, чтобы стать ростовщиком и «властителем Парижа», «тихоньким, никому не ведомым». Он стал одним из десяти людей в Париже, которые правили этим городом.
    И все же, мне кажется, Гобсек не был простым стяжателем и накопителем золота. Гобсек был мудрым, человеком, философом. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем Дервиль. Герой новеллы рассуждает о золоте не как о самоцели, он понимает, что золото дает ему право «владеть миром», «появляться как возмездие, как укор совести». Он сам себе дал право «быть когтистой лапой Неотвратимости», вернее, это право дало ему его золото. Гобсек уверен, и с ним нельзя не согласиться: «незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас природой, — инстинкт самосохранения». Многое в жизни человек делает для себя, чтобы потешить свое «эго». Не только Гобсек, но и Дервиль, и Максим де Трай, и Анастези де Ресто думают прежде всего о себе. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. «Тщеславие нас всех подогревает.
    Пока ж никто и не подозревает,
    как мы полны тщеславием своим.
    Давайте в скромных позах постоим».
    /Булат Окуджава – поэт-бард/.
    Что такое тщеславие? Тщеславие – слово происходит из двух слов: «тщета» – напрасно, даром и «слава». Тщеславие – буквально само слово уже выражает, собой глубокую суть переводится как тщетная, пустая, напрасная, слава. Стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Тщеславие – любовь к славе безосновательная, на пустом месте. Пустое высокомерие, кичливость – выражающий самомнения, заносчивое неоправданное высокомерие желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие. Один из грехов христианской этики — «гордыня, надменность, звёздная болезнь», иногда несправедливо объединяемый с гордостью.
    Это такое духовно испорченное состояние человека, когда он ждет от окружающих его родных и близких людей, чтобы они его за любой поступок хвалили. Такое состояние опасно тем, что, если с тщеславием не бороться, то оно может перерасти в болезнь, в манию, постоянное ожидание похвалы. При этом даже, если окружающие и будут замечать и выражать свою похвалу, то ее всегда будет мало. Отсюда у человека появляются обиды на окружающих, которые выливаются в раздражительность и далее в ссоры и конфликты. Тщеславный человек очень быстро превращается в скупого человека, который на всех всегда обижен и всегда всем недоволен. От такого человека люди всячески под любым предлогом отстраняются, потому что рядом с ним находиться просто невозможно: он всегда только жалуется на кого-нибудь. Раздутая пустота вокруг человека.
    Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутреннего наполнения – т.е. духовная пустота. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно.
    Тщеславие есть бесконечное желание человеческих похвал. Понятно, куда приводит подобное стремление – к человекоугождению. Человек хочет, чтобы его хвалили. Для того чтобы его хвалили, ему нужно быть тем, что люди считают хорошим. Люди же считают хорошим то, что им нравится. А нравится им то, чтобы их считали хорошими. И потому нет более, тщетного занятия, как удовлетворения тщеславия.
    Но когда оно переходит разумные пределы, тщеславие становится злым пороком. Из доброй силы, направленной на созидание и полезную деятельность, оно становится инструментом зла, инструментом разрушения. Конфликты, порожденные столкновением гипертрофированных тщеславий – самые болезненные и трудноразрешимые. Зависть и ненависть, эти проявления раненного тщеславия, являются самыми разрушительными человеческими эмоциями – они угнетают и разрушают в первую очередь души тех, кто одержим ими. Тщеславие в состоянии уничтожить самые прекрасные человеческие отношения. Везде – в искусстве, науке или политике неуемное и жадное до славы и почестей тщеславие оставляет за собой пепелище, заменяя нормальное соревнование интригами и враждой, полезную деятельность – спекуляциями и демагогией, истину – ложью и борьбу идей – борьбой человеческих индивидов.
    Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
    Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку… «Тщеславные люди вызывают презрение мудрых, восторг у глупцов, являются идолами для паразитов и рабами собственных страстей» – /Ф.Бэкон-Англия – философ/.
    Подверженный тщеславию может довольствоваться тем, что его боятся, ненавидят или смеются над ним – главное, обращенное на него внимание. Тщеславие проявляется в работе «на публику», при этом человек может думать, что он заботится о «сохранении лица»; в ограничении общения теми, кто оценивает его достоинства. Тщеславный старается общаться с людьми с пороками, противоположных его добродетелям: так, если он смелый, старается окружать себя трусами, – чтобы они больше ценили его достоинства; использует других, как собственный пьедестал, но и сам зависит от окружения. Признаки тщеславия: нетерпимость к упрекам, повышенное внимание к похвалам, оценка своих действий с точки зрения мнения других, постоянный взгляд на себя со стороны.
    Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.
    Тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью – тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого ожидает такое сладостное и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!».
    Страсть тщеславия очень страшна, потому что она как гниль, как ржа, как плесень паразитирует на всех добродетелях человеческих. В череде благочестивых помыслов обычно всегда идет обязательно и тщеславный помысел. Подчеркивая: обычно всегда. Если вы не обращали на это внимания, значит, были пока невнимательны. Этот тщеславный помысел всегда идет от дьявола. Дьявол хочет, чтобы мы потеряли то доброе дело, которое собираемся сделать. Жертвуем ли мы на храм, шьем ли мы облачение, пишем ли мы иконы, поем ли мы в хоре, проповедуем, подаем ли милостыню, — он посылает тщеславный помысел.
    Чаще всего тщеславие у нас с вами проявляется, когда мы смотрим с негодованием на других — на своих ближних, своих домашних или сослуживцев. Когда негодуем, «что ближний наш не пошел в церковь, пропустил собрание, злимся и обижаемся на родителей, мужей, жен или детей. Как они не понимают, что надо ходить в церковь? Вот я-то понимаю, почему же они не понимает?».
    Множество мирских профессий основано исключительно на тщеславии, на превозношении одних над другими. В мире господствует дух превосходства, дух гордости житейской. Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других, тесно связано с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Итак, тщеславие есть грех и не малый. Тщеславный человек духовно не развивается, у него хвастовство и борьба за свой авторитет безумно развиты. Он боится самого малого поклепа в свой адрес, даже подозрения, что его в чем-то худом заметили. Он умирает за свою славу, за свою честь; друзей настоящих он не имеет, потому что у него дух соревнования, даже когда они вдвоем останутся. «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга» – /Ф.Честерфилд-Англия, писатель/.
    «Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих» – /В.Гюго/. Сразу вспоминается фраза из произведения К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие – вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса».
    Об этом психолог, специалист по системной терапии и семейным расстановкам Ж. Куркова: «Тщеславие – мой самый любимый из грехов», – сказал персонаж Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола». Действие, оказываемое гордостью и тщеславием на их неверие. Как вы можете веровать, когда вы так привязаны к мирской славе? Затруднение с уверованием возникают в нас самих, в нашей испорченности; мы сами усложняем себе задачу, а потом жалуемся на то, что она неисполнима.
    Амбиции и жажда мирской славы являются великим препятствием для веры во Христа. Как могут веровать те, кто делает своим богом славу и похвалу от людей. На чём основывался этот страх – они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью, избрали её как более ценное благо и погнались за ней как более желанной целью; это было скрытой формой идолопоклонства, подобно поклонению и служение твари вместо Творца. Положив, то и другое на чашу весов и взвесив их, они действовали соответственным образом. На одну чашу весов они положили славу человеческую, предоставив себе, насколько хорошо воздавать славу человекам, считаться с мнением фарисеев и принимать славу от человеков, заслужить похвалу первосвященников и одобрение народа и прослыть добрыми сынами церкви. Они не хотели исповедовать, Христа открыто, чтобы тем самым не задеть репутацию фарисеев и не навредить собственной репутации и, таким образом, не помешать своему продвижению по службе.
    Любовь к славе человеческой как побочная цель в добрых делах превращает человека в лицемера, когда религия входит в моду и появляется возможность сделать себе доброе имя посредством её. И та же самая любовь к славе человеческой как первопричина злодеяний делает человека отступником, когда религия оказывается отступником, когда религия оказывается в поругании и доброе имя теряется из-за неё.
    «Вы по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» – /Иак.4.16/. Оно безрассудно и пагубна. Хвалиться своим честолюбивыми замыслами, вместо того чтобы смиренно исполнять свои обязанности, – есть большое зло, когда пастырь ничего не хочет слушать, только хвалу в свой адрес. Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего.
    Не будем тщеславиться, друг друга, раздражать, друг другу завидовать» – /Гал.5.26/. «Теперь же он, апостол Павел, – предлагает нам средство, содействующее, а именно: избегать тщеславия, т.е. недостойного домогательства похвалы и одобрения от людей. Потому что если эта страсть овладеет нами, то обязательно приведёт нас к взаимному раздражению и зависти друг другу. Когда эти тщеславные амбиции преобладают среди христиан, они склоны унижать и призирать тех, кого считают ниже себя, раздражаться, если им отказывают в уважении, на которое они претендуют, и завидовать тем, кто затмевает их славу. Таким образом, закладывается основание для разногласия и ссор, несовместимых с той любовью, какую христиане должны сохранять между собой, и наносящих вред интересам и чести Евангелию. Поэтому апостол хотел бы, чтобы мы всячески остерегались этого. Слава, приходящая от человека, есть тщеславие, тщета, пустая слава, и мы должны умереть для этой славы, а не стремиться к ней. Чрезмерная забота о человеческом одобрении – хорошая почва для раздоров и распрей, существующих среди христиан.
    «Это какая-то моральная болезнь вроде проказы, — она не разрушает одной части, но уродует все, — она понемногу и незаметно закрадывается и потом развивается во всем организме; нет ни одного проявления, которое бы она не заразила, — она как венерическая: ежели изгоняется из одной части, с большей силой проявляется в другой. Тщеславный человек не знает ни истинной радости, ни горя, ни любви, ни страху, ни отчаяния, ни ненависти — все неестественно, насильственно. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнениях других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим. Эта страсть чрезвычайно развита в наш век, над ней смеются; но ее не осуждают; потому что она не вредна для других, а для себя. Но зато для человека, одержимого ей, она хуже всех других страстей — она отравляет все существование. Исключительная черта этой страсти, общая проказе, есть чрезвычайная прилипчивость. Мне кажется, однако, что, рассуждая об этом, говорит Л.Толстой, – я открыл источник этой страсти — это любовь к славе».
    Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире – льстите людям. Льстите высшим и низшим, богатым и бедным, глупым и умным, и тогда у вас все пойдет как по маслу. Хвалите у одного человека добродетели, у другого – пороки. Восхваляйте каждого за все качества, какие у него есть, но в особенности за те, которых у него нет и в помине. Восторгайтесь красотой урода, остроумием дурака, воспитанностью грубияна, и вас будут превозносить до небес за светлый ум и тонкий вкус. Вот почему не стоит огульно осуждать тщеславие. Лучше употребить его на благо общества. Ведь и честь – не что иное, как высшая форма тщеславия. Не только у франтов и щеголих встречаем мы инстинкт самолюбования. Есть тщеславие павлина, и есть тщеславие орла. Снобы тщеславны. Но ведь тщеславны и герои.
    Другой оборот тщеславия. Говорит Джером К.Джером, английский писатель, – «Пойдем, вперед сомкнутыми рядами и будем, помогать, друг другу растить свое тщеславие. Но будем хвалиться не модными брюками и прическами, а честными сердцами, умелыми руками, правдивостью, нравственной чистотой и благородством. Будем настолько тщеславны, чтобы никогда не унизиться до мелкого, подлого поступка. Настолько тщеславны, чтобы вытравить в себе мещанский эгоизм и тупую зависть.
    Настолько тщеславны: чтобы никогда не произнести жестокого слова, никогда не совершить жестокого поступка. Пусть гордится каждый, кто сохранит стойкость и прямоту благородного человека даже в окружении негодяев. И да заслужим мы право гордиться чистыми мыслями, великими свершениями и жизнью, полной высокого смысла!».
    «Чем свободнее человек от угождения людям, от тщеславия, тем легче ему служить Богу и наоборот» – /Л.Толстой/.
    P.S.:
    Обед у медведя (по И.Крылову)
    Пастырь медведь обед давал в церкви:
    И созвал не одну родню свою, медведей,
    Но и других зверей – льстивых соседей,
    Кто только на глаза и в мысль ему попал.
    Поминки ль были то, рожденье ль, именины,
    Но только праздник тот принес медведю честь,
    И было у него попить, что и поесть.
    Какое кушанье! Какой десерт и сок!
    Пастырь медведь приметил сам,
    Что гости веселы, праздником довольны;
    А чтобы угодить и более друзьям, братьям
    Он тосты затевал и песни пел застольные.
    Потом, как со стола уж начали сбирать,
    Пустился говорить и петь.
    Лиса в ладоши хлоп: «Ай, Миша-пастырь, как приятен!
    Как ловок в словах он! как легок, мил и статен!»
    Но волк, сидевший рядом с ней,
    Ворчал ей на ухо: «Ты врёшь, кума, ей – ей!
    Откуда у тебя такая блажь берется?
    Ну, что тут ловкого? как ступа он толчётся».
    «Вздор сам ты мелешь, кум!», – лиса на то в ответ, –
    Не видишь, что хвалю словоблуда за обед?
    А если похвала в нем гордости прибавит,
    То, может быть, он нас и ужинать оставит».
    Источники: Библия. «Толковый словарь русского языка Ушакова». – Л.Толстой – «Об истине, жизни и поведении». Мэтью Генри – английский толкователь Библии /1662-1714/ «Толкование на книги Нового Завета».
    Иоанн Лествичник /умер между 650 и 680/, религиозный византийский писатель. Его сочинение «Лествица, возводящая к небесам». Ефрем Сирин – подвижник 300? – 399 г. «Добротолюбие». «Развитие духовности, культуры и науки». Иоанн Кассиан духовный писатель-подвижник. Священник Пётр Машковский. Д.Писарев /1840—1868/ — знаменитый публицист и литературный критик.

  4. Тщеславие – это стремление к пустой (тщетной) славе. Это один из больших недостатков человека, который очень портит жизнь, является причиной проблем. Самое главное, что человек, страдающий тщеславием, не понимает и не осознаёт этого. Чаще всего этот недостаток имеют творческие, талантливые, публичные люди.
    Они стараются быть успешными во всех сферах своей жизни, занимать более высокую ступеньку в карьерной лестнице, превосходно выглядеть в глазах окружающих, занимать высокое положение в обществе. Такие люди страдают жаждой популярности и славы (чаще всего незаслуженной), их амбиции переходят все границы. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, хвалили и славили. Тщеславие является благодатной почвой для взращивания гордыни до невероятных масштабов.

    Проявления тщеславия, его плюсы и минусы

    К плюсам тщеславия можно отнести то, что в некоторых случаях оно становится помощником и двигателем для многих достижений человека, становится отправной точкой для некоторых полезных начинаний (начало учёбы, освоение профессии, защита диссертации и т.п.).
    Один из огромных минусов этого человеческого недостатка – это то, что человек, который находится во власти тщеславия, старается только для себя. Достижения ему нужны как средство для получения признания людей, возможность выделить себя среди окружающих, гордиться собой.
    Человек, зараженный тщеславием, бесполезен для общества. У него нет цели – принести пользу людям. Если у тщеславного человека и получается что-то полезное, то в итоге он всё равно он это оборачивает в свою пользу.
    Тщеславный человек бесполезен, как для общества, так и для себя самого. Гордыня, тщеславие не вызывают эмоциональный отклик в душах окружающих людей. Они могут завидовать, даже восхищаться, но искренних чувств не проявляют к гордецу.

    Признаки тщеславного человека

    Он не воспринимает критику и агрессивно реагирует на неё, даже если она является правдой и критикующий желает блага тщеславному человеку.
    Он с удовольствием принимает любые виды лести и не пресекает льстеца, а наоборот, упивается своей мнимой славой.
    Тщеславный человек много говорит, но мало делает. Закручивает все события вокруг себя. Его слова и обещания расходятся с делами.

    Советы, как уберечь себя от тщеславия

    1. Как правило, тщеславие приходит рука об руку с каким-либо успехом. Не дайте ему вскружить себе голову, выслушивайте критику от людей, достойных уважения (учителей, руководителей и т.п.). Конструктивная критика поможет избавиться от излишней гордыни и поможет увидеть недостатки и слабые места в ваших достижениях, которые надо совершенствовать, над которыми надо работать.
    2. Если у вас всё же присутствует стремление к славе, то обязательно определите, какой она должна быть, от кого вы стремитесь получить признание (авторитетные люди в данной области деятельности), за какие достижения (дела и их плоды).
    3. Помните о последствиях тщеславия и держите их перед глазами. Тщеславие всегда ведёт к разочарованиям, падениям, потому что человек не воспринимает свои слабые стороны, расслабляется, теряет связь с действительностью, адекватность. Вокруг такого человека, как снежный ком, разрастается обман, появляются бесполезные прихлебатели, так как адекватным людям неприятно пребывать в таком обществе. Чаще всего за тщеславием следует праздность, лень, безответственность, а за ними – разочарования, неудачи. И как следствие – падение человека в глазах общества. Об этом нужно всегда помнить.
    4. Замените тщеславие и пустословие конкретными делами, ведущим к поставленной цели. Направьте всё своё внимание, энергию на достижение определённого результата, и вы выиграете борьбу с гордыней и тщеславием.
    5. Вдумчиво определите свои мотивы для достижения цели. Помните, что они должны быть благородными, достойными уважения. Это позволит вам сохранить чистую совесть, самоуважение, моральное удовлетворение.
    Каждый уважающий себя человек, в отличие от тщеславного, не требует прославления своих дел, не награждает себя сам за какие-то достижения, спокойно выслушивает критику и принимает мнение своих учителей, авторитетных людей, наставников. Достойный человек не упивается лестью и сладким обманом. Наоборот, ему важна критика экспертов в данной области деятельности, ему нужно знать о своих недостатках.
    Тщеславные люди получают удовлетворение от лести, пустой славы. А достойные, уважающие себя люди – от достигнутого результата, от самого процесса достижения целей, от пользы, которую приносят плоды его труда.
    Инна, http://www.vitamarg.com

  5. Тщеславие – очередной недостаток, порок, который многим людям сильно портит жизнь. Очень коварный недостаток, чаще всего, человек, который болен тщеславием не осознаёт этого и до последнего не может понять, почему рушится его жизнь, и что причиной всех неприятностей является это самое злосчастное тщеславие.
    Очень часто именно люди творческие, одарённые многими талантами, публичные и любимые людьми страдают тщеславием. Наша задача в данной статье рассмотреть – что такое Тщеславие, его точное определение и причины возникновения, и чем оно отличается от заслуженной Славы, а так же, на что тщеславие необходимо заменять (на какое достоинство и качество).

    Что такое Тщеславие – значение слова и эзотерический смысл

    Тщеславие – тщетная, то есть пустая слава. Человек страдающий тщеславием – жаждет незаслуженной славы, ему здесь и сейчас необходимо признание других, их внимание, энергия, любовь, он хочет, чтобы его восхваляли и славили, восхищались им, а в извращённом варианте – боготворили. По сути, тщеславие – это одна из форм проявления Гордыни, смертного греха многих религий, собственно тщеславие, если его не устранить взращивает гордыню до масштабов Гималаев.
    Тщеславный человек – хвастается, упивается собой, он зависим от мнения других людей, он любит, когда ему льстят, и он сделает всё, чтобы сложить хорошее мнение о себе, даже если ему нужно будет для этого обманывать и т.д. Тщеславные люди притягивают к себе льстецов и эгоистов, которые ищут выгоду (как бы использовать других), т.д.
    Тщеславный человек определяется элементарно: 1. Он принимает лесть и поощряет её (не пресекает льстецов) 2. Он агрессивно реагирует на критику, вообще её не может воспринимать, даже если каждое слово – это Правда, и человек который критикует, делает это очень корректно желая при этом блага 3. Он много болтает, тусуется, закручивает всё вокруг своей персоны, но мало делает и часто его дела и результаты расходятся с его словами и обещаниями.

    На что заменяется Тщеславие?

    Тщеславие – заменяется на стремление к достижению Целей, на активное движение к ним.   Другими словами – “Хватит болтать и упиваться собой, лучше направь свою энергию, силы и время на достижение Цели!”.
    Достойный человек не судит себя сам и не награждает себя за свои достижения, не вешает медали на грудь, и не требует прославления “Своих Великих Дел” от других людей, так поступают больные Тщеславием.
    Достойный же и благородный человек – принимает, что судит Бог, Душа, Совесть, авторитет, мнение людей тоже учитывается, но как экспертное мнение (наиболее адекватное) – принимается только мнение Учителей, Наставников, Авторитетов в данной сфере. Такому человеку не нужна пустая слава, он достаточно правдив перед собой, чтобы не быть удовлетворённым сладким обманом и ядовитой патокой льстецов. Достойный – льстецов гонит в шею, как только почувствовал неискренность, потому что, ему нужна лишь Правда. Он легко и с благодарность принимает конструктивную критику, хочет знать о своих недостатках и даже просит, чтобы его покритиковали (конечно обращается за этим он к экспертам, авторитетам).
    Соответственно радость и удовлетворение достойный человек получает от другого (тщеславный – от тщетной славы) – от процесса достижения целей, от решения задач на пути к ним, от полученного результата и побед, от того, что его труды приносят пользу обществу и людям, и многие ему за это благодарны. Его мотивы так же достойны, как он сам и его цели.

    Как уберечь себя от Тщеславия и справиться с ним?

    1. Помнить и держать перед глазами – последствия Тщеславия. Затянувшиеся тщеславие и гордыня – всегда ведут к падениям и разочарования, потому что, человек теряет связь с действительностью, расслабляется, перестаёт воспринимать свои слабые стороны, адекватные люди от него отходят (его несёт – им неприятно), вокруг него растёт только ложь, он теряет адекватность и больше не принимает правильных решений. Кроме того, за тщеславием следом приходит лень, праздность, безответственность, а далее – неудачи и разочарования.
    2. Помните, тщеславие, чаще всего приходит с каким-либо успехом, поэтому нужно держать голову в руках, чтобы успех её не вскружил. Лучшая профилактика от гордыни и тщеславия – это регулярная конструктивная критика со стороны тех, мнение кого вы уважаете (авторитетов и учителей). Критика – лучшая прививка от гордыни и тщеславия. Другими словами – вы всегда должны знать, над чем вам нужно работать и что совершенствовать, свои слабые места и недостатки.
    3. Как уже было сказано, тщеславие и пустое сотрясение воздуха – замените на активные конкретные дела, и которые ведут вас к вашим целям. “Хватит трындеть и потчевать на лаврах – займись Делом”. Направьте всё своё внимание и энергию на дело и достижение результата, и тщеславие отступит.
    4. Осознанно определяйте свои мотивы и пусть они будут максимально достойными и благородными. Для это письменно ( в соей рабочей тетради) ответьте на следующие вопросы: 1. Нужна ли Вам пустая слава и ложь от льстецов? (если нет, обоснуйте минимум в 10 пунктах) 2. Так же в 10 пунктах опишите – почему вы хотите всё получать Честно, то есть Залужено, Справедливо (чистая Совесть. самоуважение, уважение со стороны Достойных, др.) 3. Ради чего вы делаете Дело, творите, др. – минимум 10 достойных ответов (что вам принесёт истинное удовлетворение).
    5. Определите сами – какая Слава вам нужна (если у вас есть к ней стремление). Опишите свою будущую славу: 1. Какой она должна быть – заслуженной и т.д., со стороны кого вы хотите получить это признание (чтобы это были действительно достойные авторитетные люди) 2. За какие достижения вы хотите обрести Славу, чтобы это были действительно Дела и Плоды, соответствующие той славе, к которой вы стремитесь.
    Успехов Вам и внимательности на пути к успеху!
    С наилучшими пожеланиями, автор

  6. Нет, пожалуй, в мире ни одного человека, который бы ни стремился к славе. Слава возвышает, воодушевляет, заставляет совершать поступки.
    Что такое слава? В знаменитом словаре С.И.Ожегова записано три значения этого слова, одно из которых говорит: «Слава — почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта».
    Значит, данное понятие сопряжено с тем, что известность (слава) приходит к личности, обладающей выдающимися способностями, качествами, которые оцениваются обществом как величайшая заслуга. Такой известностью пользуются великие спортсмены, люди культуры, публичные деятели. Их имена и фамилии у всех на слуху. Реже мы слышим о выдающихся врачах, учителях, рабочих, и представителях других профессий.
    Слава приходит к тем, кто совершает великие дела, подвиги перед своим Отечеством и людьми. Об этих героях должны знать все и память о них передавать другим поколениям.
    К сожалению, общество устроено таким образом, что одним известность даётся путём титанического труда, долговременных усилий, работы над собой при достижении намеченной цели. И это заслуженное признание своего величия, своего превосходства, своей силы и волевых качеств. Эта известность человека остаётся на века, она становится частью всеобщей истории. Это истинная слава.
    К другим же слава приходит либо со знаменитой фамилией, либо с умением хитрить и подстраиваться под обстановку и нужных людей. Для такой популярности тоже нужны умения и усилия, но другого плана. Если такие люди уходят с арены популярности, о них стараются поскорее забыть, чтобы не возрождать плохие ассоциации. И это ложная слава.
    Каждый человек стремится к славе. Но к какой? Если ему нужна всеобщая известность ради удовлетворения собственного тщеславия, то лучше быть безвестным, чем тем, о ком станут вспоминать с ненавистью и презрением.
    Таким образом, подтверждая слова великого итальянского поэта XIV века Франческо Петрарки, можно сказать: человеку, стремящемуся быть знаменитым, нужно понимать, что только истинные заслуги достойны высокой оценки и всеобщего признания. Поэтому лучше никак не прославиться, чем стать популярным благодаря дурной славе.

  7. Плохо, когда самолюбие перерастает в своекорыстие, когда для достижения собственных целей человек “идет по головам”, наносит вред окружающим. Но проблема в этом случае намного глубже. Речь идет уже не о самолюбии как одной из составляющих человеческой личности, а о самой этой личности в целом. Ведь разумный, благородный, достойный человек никогда не преступит границ. Он не станет попирать интересы других людей в угоду собственным, он будет стремиться к достижению своих целей другим путем.
    Философ Д. Юм писал: “Самолюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних”.
    Ларошфуко утверждал, что самолюбие одновременно приводит в действие все добродетели и все пороки. То есть любовь к себе в какой-то степени вскрывает все глубинное в человеке, раскрывает его истинную натуру. Может ли человек оставаться человеком, утратив чувство личности? Думаю, не может.
    Без любви к самому себе человек превращается в раба. Без осознания ценности своей личности человек не стремится к независимости, не делает ничего, чтобы достичь благосостояния или отстоять, защитить свои права, свои интересы. Какая цель может быть у такого человека? Что для него имеет ценность в жизни, если даже собственная личность для него не имеет значения? Что может побуждать такого человека в какой бы то ни было деятельности? Все эти вопросы, вероятно, обречены остаться без ответа, сам же человек, совершенно лишенный самолюбия, а значит, и чувства собственного достоинства, не вызовет у нас ничего, кроме жалости и сожаления.
    Ведь не зря в Японии говорят: “Сам себя не уважаешь — и другие не будут уважать”. “Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали”, — вторят англичане. А разве не эту же мысль высказывал Н. В. Гоголь, когда писал: “Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище”. Мне кажется, никто не станет оспаривать эти мудрые слова, подкрепленные наблюдениями и житейским опытом.
    Осознанное, здоровое самолюбие — это положительная черта. Другое дело, если человек слепо влюблен в себя, не понимая, а за что, собственно, можно его любить, ценить, уважать, или если его самолюбие болезненное, когда стремление к первенству становится манией. Такие проявления самолюбия говорят либо о дикости, невежественности, ограниченности, либо являются проявлением высшего эгоизма и своекорыстия, в то время как самолюбие развитой, мыслящей личности — благородно. Оно заставляет человека стремиться к науке, искусству, к широкой и насыщенной жизни. Оно воспитывает любовь к ближнему, любовь ко всем окружающим.
    Любовь к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства — все это возвышает человека, придает его деятельности, его стремлениям, его мечтам высшее благородство и смысл. Любой человек должен уважать себя и считать себя достойным наилучшего. Ведь только тот, кто может любить себя, кто уважает и ценит в себе личность, может до конца осознать свое истинное предназначение и с гордостью повторить слова И. Фихте: “…мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность”.
    Я уверена, что быть самолюбивым человеком — хорошо, если при этом ты остаешься достойным, умным, честным, справедливым, одним словом, настоящим человеком. Если, любя себя самого, ты не забываешь о других людях, об их нуждах, об их стремлениях, о том, что каждый из них — личность, каждый из них имеет право на чувство собственного достоинства, на право любить себя.
    Быть самолюбивым человеком хорошо, если ты не переступаешь границы, за которой самолюбие превращается в эгоизм, а человек теряет уважение к самому себе и начинает любить не столько себя как личность, сколько свои потребности, свои амбиции, свой надуманный, далекий от реальности образ.
    В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы все люди любили себя, ко помнили при этом слова Л. Фейербаха: “Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным самолюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и самолюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *