Сочинение рассуждение на тему хороший человек по тексту раскина

13 вариантов

  1. Понятие «быть хорошим человеком» – каждый понимает по-своему. Сколько в мире существует людей – столько и мнений. На хороших и плохих людей делят их поступки, действия, ход и образ жизни.
    В моем понимании «хороший человек» – это человек, который смог воспитать в себе высокие моральные качества, гуманность и искренность. К примеру, в моей жизни хороших людей присутствует на много больше чем плохих. Мои замечательные родители, воспитатели из детского сада, учителя являются для меня достойным примером. На них я ровняюсь с самого детства и ни капельки не жалею об этом. Каждый их них принял активное участие в моем воспитании, повлияли на эрудицию, характер и отношение к другим, окружающим меня, людям. Но этого не достаточно для того что бы все считали меня хорошим человеком и уважали.
    Хороший человек должен быть хорошим для всех, а не только для своей семьи и близких, а остальных презирать. Это друг, – который способен прийти на помощь в любую минуту в любое время суток, искренне радоваться за тебя, а не зловеще завидовать и препятствовать успеху. Родители, которые советуют своим взрослым детям что-либо, а не вмешиваются и навязывают свою точку зрения. Являются примером для детей, а не объектом презрения и позора. Дети, которые с уважением относятся к пожилым родителям и всячески им помогают, а не убегают из дома, по достижению совершеннолетия и теряются в жизни, забывая о маме и папе.
    Понятие «быть человеком» – это значит быть хорошим человеком не зависимо от обстоятельств и ситуаций по отношению окружающим людям, природе, государству и тому подобное. Но случается в жизни, и так что на работе отличный работник или руководитель, а дома невыносимый деспот и тиран; в школе забияка и двоечник, а дома отличный помощник и поддержка матери, но к счастью их мало.
    Измена, вранье и двуличие это первый враг человека, которою я, наверное, никогда не смогу простить. Люди заслуживают доверие годами, а теряют в один миг. К сожалению, на моем жизненном пути встречались такие случаи и оставили неприятный осадок на душе. Но плюс в этой ситуации тоже есть – я исключила из ряда друзей людей, которые не ценят дружбу, не имеют совести и не знают что такое верность.

  2. Как мне представляется хороший человек? Он по-доброму относится к людям и животным, не отказывает в помощи, не обижает окружающих ни словом, ни делом. На него всегда можно положиться, слову хорошего человека можно верить. Ведь ложь и лукавство не могут характеризовать человека с хорошей стороны.
    Могу ли я назвать себя хорошим человеком? Наверное, да, мне бы очень этого хотелось. Я очень стараюсь делать добрые дела, помогать близким и не только, быть честным и порядочным. Конечно, ангелом меня назвать нельзя. Например, мне не всегда удается побороть лень, из-за нее у меня бывают неприятности.
    Мир полон разных людей, и ровнять всех под один стандарт, наверное, было бы неправильным. Что хорошо для одного, может оказаться неприемлемым для другого. Однако мы все-таки можем выделить более-менее обобщенные правила для всех. Например, нужно жить и действовать так, чтобы не наносить вреда окружающим, будь то человек, зверь или природа; стараться помогать тем, кто попал в беду, даже если это не принесет тебе выгоды.
    Моя бабушка является для меня примером хорошего человека. Она понимающая и добрая. В детстве я слушал ее сказки, которые учили добру и милосердию. Сейчас я могу обратиться к бабушке с любой проблемой, и точно знаю, что она поймет и поддержит меня, подскажет верное решение, подсобит. Но она относится так не только ко мне. Ее любят все соседи, потому что бабушка веселая и всем помогает. Недавно спасала бродячую собаку, которую сбила машина. Бабушка взяла ее и отнесла к врачу. Там ее вылечили и пристроили в приют. Я был очень рад, узнав, что всего через пару недель для нее нашлась семья. Таким образом моя бабушка, не бросив живое существо в беде, пусть даже это собака, спасла его от гибели и даже смогла повлиять на судьбу животного.
    Так, имея перед глазами живой пример, я могу и в себе воспитывать качества хорошего человека.

  3. Диагностическая работа в формате ОГЭ – 2015
    Инструкция по выполнению работы
    Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.
    На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
    Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
    Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий  (2– 14).
    Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
    В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
    Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
    На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
    Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
    Желаем успеха!
    Вариант 1
    Часть 1
    Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
    Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
    Объём изложения – не менее 70 слов.
    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
    Часть 2
    Прочтите текст и выполните задания 2-14
    Когда  папа  был  маленьким, ему  часто  задавали один и тот же вопрос.
    (2) Его спрашивали: «Кем ты будешь?» (3) И папа всегда, не задумываясь, отвечал на этот вопрос. (4) Но каждый раз он говорил по-другому. (5) Сначала папа хотел стать ночным сторожем. (6) Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит…
    (7)Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. (8) Человек этот все время играл с вагонами и паровозами. (9) Да не с игрушечными, а с настоящими! (10) «Кто это?» – спросил папа. (11) «Это сцепщик вагонов», – ответили ему.  (12) И тут маленький папа, наконец, понял, кем он будет…
    (13) Но скоро он захотел стать летчиком.  (14) Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. (15) Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем.
    (16) А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. (17) Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она захотела погладить его по голове. (18) Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил.   (19) А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком.
    (20) А по улице шел незнакомый военный. (21) Он остановился и стал смотреть на папу.
    (22) Смотрел, смотрел удивленно, а потом спросил:
    – (23) Ты что это делаешь, мальчик?
    – (24)Я хочу стать собакой, – сказал папа.  (25) Тогда незнакомый военный спросил:
    – (26)А человеком не хочешь быть?
    – (27)А я уже давно человек! – сказал папа.
    – (28) Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? (29) Разве человек такой?
    – (30)А какой же? – спросил папа.
    – (31)Вот ты подумай! – сказал военный и ушел. (32) Он совсем не смеялся и даже не улыбался. (33) Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. (34) И он стал думать. (35) И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный ему ничего не объяснил. (37) Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (38) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (39) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал:
    – (40) Я буду человеком!
    (41) И тут никто не засмеялся.  (42) И маленький папа понял, что это самый правильный ответ.  (43) Прежде всего надо быть хорошим человеком.
    (По А. Раскину)
    Александр Борисович Раскин – русский советский писатель, сатирик, сценарист. Автор популярного сборника прозаических миниатюр для детей «Как папа был маленьким».
    Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр
    или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа
    в тексте работы.
    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему папа, когда был маленьким, решил стать хорошим человеком?»
    Он понял, что главное в жизни – быть хорошим человеком независимо от выбранной профессии.
    Он понял, что он плохой человек.
    Он понял, что быть хорошим человеком престижно и материально выгодно.
    Он понял, что хорошим человеком необходимо стать, чтобы все тебя почитали.
    Ответ: ___________________________
    Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Маленький  папа  научился  очень  хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил».
    олицетворение
    просторечные слова
    гипербола
    эпитет
    Ответ: ___________________________
    Из предложений 31-39 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.
    Ответ: ___________________________
    Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.
    Ответ: ___________________________
    Замените выражение как-то раз из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Ответ: ___________________________
    Замените словосочетание смотрел удивленно (предложение 22), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: ___________________________
    Выпишите грамматическую основу предложения 33.
    Ответ: ___________________________
    Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
    Ответ: ___________________________
    В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    И папа, 1 не задумываясь,2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа,3 наконец,4  понял,5  кем он будет.
    Ответ: ___________________________
    Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
    Ответ:  ___________________________
    В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Маленький папа научился очень хорошо лаять,1 но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться,2 хотя старался изо всех сил. – Ты что делаешь,3 мальчик? И чем он больше думал,4  тем больше стыдился. Да не с игрушечными,5 а с настоящими!
    Ответ: ___________________________
    Среди предложений 38-43 найдите сложноподчиненное предложение с         однородным и последовательным подчинением. Напишите номер этого         предложения.
    Ответ: ___________________________
    Среди предложений 35-39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
    Ответ: ___________________________
    Часть 3
    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
    Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете         писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Льва Васильевича Успенского
    Объем сочинения должен составлять не менее         70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
    не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
    цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Как Вы понимаете значение выражения ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть хорошим человеком», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Ключ
    За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик  получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
    Номер задания
    Правильный ответ
    2
    1
    3
    3
    4
    ничего
    5
    сначала
    6
    однажды
    7
    смотрел с удивлением
    8
    стало стыдно
    9
    3
    10
    3,4
    11
    3
    12
    1
    13
    38
    14
    37

  4. Хороший человек. Как часто мы говорим о нём. Кто же это такой? В нашем понимании, хороший – это тот, кто обладает такими качествами, как честность, искренность в своих чувствах, сострадание, милосердие и прочее. Такой человек всегда будет на стороне справедливости и не пойдёт против совести. Мы учим детей быть хорошими, но так ли всё в реальной жизни?
    В детстве нас просили быть хорошими. Но и раньше это было значительно проще: не обижай слабых, уважай старших – и тебя будут хвалить. За непослушание – ругали, а за помощь – вознаграждали. Но во взрослой жизни всё переворачивается с ног на голову. Поступок, который одним кажется хорошим, для других может обернуться настоящей катастрофой. Попробуем разобраться. Так, адвокат, который смог защитить убийцу, помог человеку не сесть за решетку, но в глазах других он будет сам точно убийца. Хорошо ли поступил адвокат? Ведь он выполнял свои обязанности и действовал в рамках закона. С другой стороны, а что, если этот убийца – вовсе не убийца, а несправедливо обвинённый, ни в чём не повинный человек? Тогда адвокат поступил правильно и его совесть чиста. Но не будем забывать, что все остальные уверенны в виновности его подзащитного. Выходит, что хороший человек – это тот, чья совесть чиста.
    Но и это не будет правдой до конца. Представим, что убийца и в самом деле убил человека. Но сделал он это не из желания наживы и не из чувства мести или ненависти, а защищая дорого ему человека или же свою собственную жизнь. Его совесть может быть чиста, ведь смерть настигла жертву по её же вине. Но подозреваемый корит себя за случившееся, и муки совести не позволяют ему уснуть. Хороший ли это человек?
    Понятия добра и зла относительны и неразрывно связаны между собой.
    «Тьма и Свет – вот два крыла
    Несущие в пространстве этот мир.
    Тьма – не воплощенье зла.
    Она дана для равновесья сил.»
    Это строчки из арии Рейстлина Маджере в фентази- мюзикле «Последнее испытание». В этой сцене чёрный маг пытается переманить на свою сторону жрицу смета, Крисанию из храма Паладайна. На протяжении всей постановки отношение к герою меняется: его то ненавидят, то жалеют и понимают, то вновь призирают, и снова любят.
    Аниме «Легенда о легендарных героях» буквально соткано из судеб и поступков, когда персонажа ненавидят и в то же время понимают и сочувствуют ему. Обладатель божественных глаз уничтожил множество невинных. Но всё это он делал для того, чтобы защитить себя и таких же изгоев, которых ещё детьми все презирают и стараются убить, ведь у них огромная сила.
    Посланники соседней страны напали на этих детей и убили половину из них, отбирая и кристаллизуя их силу. Понятно, что дети и тот, кто так ими дорожил – возненавидели посланников. Посланники совершали всё это, чтобы укрепить мощь своего короля, чья мечта – мир без войн.
    В повести «Муму», Герасим утопил своего единственного друга по приказу хозяйки. Кого же из названных персонажей можно назвать хорошим, а кого плохим? На эту тему можно спорить вечно, и каждый из оппонентов будет прав. Ведь добро и зло мы распознаём уже на уровне подсознания и во всём способны увидеть свою правду. Нельзя смотреть на вещи лишь с одной стороны. Абсолютная безопасность или же свет… Что бы вы не возводили в абсолют – всё лишь мираж. Одно невозможно без другого. Свет – без тьмы. Жизнь – без смерти.
    Подобных примеров бесчисленное множество, как в мировой классике, так и в современном кинематографе, литературе, театре и музыке.
    Что же такое «хороший человек»? В этом вопросе нельзя полагаться на мнение общества или собственную совесть. Общаясь с человеком, ваше сердце само подскажет какая это личность и чего от неё стоит ожидать. Любой человек, которого вы любите, кому доверяете и поддерживаете – будет для вас самым хорошим и светлым во всём мире. Так, для родителей нет никого лучше их сына или дочери. Для девушки – хорош лишь её возлюбленный. А лучшие друзья – друг для друга целый мир.
    Я думаю, хороший человек – это тот, кто всегда поступает согласно совести. Для того, чтобы быть хорошим, достаточно спросить себя: «А правильно ли я поступаю?». Но главное в этот момент: не солгать самому себе. И тогда, чтобы о вас не говорили другие, ваши близкие и вы сами будете видеть в себе только хорошего человека.

  5. Что значит хороший человек? О ком можно сказать, что он хороший человек? Очень часто хорошим, называют того человека, который помогает остальным. Возможно это так он хороший, а возможно и нет. Быть может, он делает это не от чистого сердца, а просто, чтобы казаться хорошим для остальных.
    Хороший человек это ток, кто не завидует кому-то, кто не осуждает остальных, прощает обиды, не помнит зла, всегда правдив с остальными. Для хорошего человека окружающие его люди также являются хорошими. Хороший человек должен уважать остальных людей, воспринимать их такими, какими они есть. Он не считает себя самым умным, а всех остальных глупыми. Не стоит пытаться кого-то переделать. Все люди разные, можно им только подсказать, если они что-то делают неправильно.
    Хороший человек уважает не только остальных людей, но и окружающий мир. С уважением нужно относиться ко всему живому, нужно любить и уважать всех живых существ на земле. Земной шар это единый организм, в котором есть и бактерии, которые его разрушают. И очень часто этими бактериями являются плохие люди, которые сеют зло. Каждый сам решает, каким ему быть: хорошим и плохим, и когда человек определяется, то начинает получать от жизни все, что заслуживает.

  6. Рисунок Зыкова Коли
    Очень лично раскрывает тему ученик 10 класса, замкнутый, несколько высокомерный юноша, здесь впервые приоткрывший себя, юноша из так называемой благополучной семьи.
    Что такое «хороший человек»?
    Каждый, вероятно, задумывается над этим вопросом. По-моему, хороший человек — это тот, который ко всем относится по-доброму, ласково. Если один человек поддержал другого в беде, помог ему, одобрил добрым словом,— такого человека все называют хорошим.
    Но бывает и так. Какой-то человек «достает» своим знакомым какой-то дефицитный товар. И его тоже называют хорошим, хотя все понимают, что он поступает нечестно и незаконно. Почему же так получается? В обоих случаях человек делает другому какое-то хорошее для того дело. Значит, он и есть хороший человек… В этом разобраться трудно, но необходимо. Вроде человек сделал добро за счет других, поступил нечестно. Но ведь из благих намерений. Можно сказать, что он преследовал корыстную цель, получил за это деньги. Но ведь и деньги эти он использует не во вред кому-то. Может быть, он купит что-нибудь детям или жене. Значит, он хороший человек…
    Может быть, я не прав в своем рассуждении, но так, по-моему, все логично. И все же есть какое-то противоречие, различие в добрых делах. Трудно ответить на вопрос о хорошем человеке…
    Андрей Т., 10 класс
    Вот работа шестиклассницы на тему:
    Что такое хороший человек? Как ты считаешь, какого мнения о тебе твои товарищи? Какие люди вокруг тебя?
    Мне кажется, что хороший человек должен быть прежде всего честным и смелым. Он должен обладать чувством такта, добротой. И совсем не обязательно хорошему человеку быть идеальным. Ведь у каждого человека есть недостатки. У меня есть друг. По-моему, он хороший человек.
    Я не знаю, что думают обо мне мои товарищи. Мне кажется, я средний человек: не хороший и не плохой. Мои друзья думают, что я очень хороший человек, но ведь и я не замечаю их недостатков.
    Вокруг меня и хорошие, и плохие люди. Хороших, мне кажется, больше. Но ведь я не могу расценивать их. Расценивать может только очень хороший человек.
    Болтова Н., 6 класс
    И достоинства, и недостатки этой работы те же самые, что и, у старшеклассника, только проявились они резче — в силу возраста: с одной стороны, искренность, желание разобраться в себе и в проблеме как можно точнее, умение сформулировать мысль, с другой стороны, сочинение носит анкетный характер. Четко разграничены ответы на 1,2,3-й вопросы, отсутствуют какие бы то ни было переходы от одной части сочинения к другой.

  7. Пояснение.15.1 Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой. Подтверждение этому находим в тексте Виктора Драгунского.Так, в предложении № 1 (Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете) для передачи основной проблемы, о которой будет размышлять автор, используется сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным времени и придаточным изъяснительным. Кроме того в предложение включено вводное слово «наверное», выражающее сомнение говорящего, и уточняющий член предложения — обстоятельство «или шесть». Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст. Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 2 словосочетание «на уличном асфальте» построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Поэтому можно утверждать, что прав был лингвист И. Г. Милославского, когда говорил: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».
    15.2 В финале текста В. Ю. Драгунского звучат значимые слова, которые раскрывают внутренний мир героя. Если ребёнок не может переступить через любимую игрушку, умеет ценить свои детские воспоминания, то из него вырастет настоящий человек. В предложении 22 находим подтверждение сказанному: едва мишка занял своё место на диване, герой взглянул на него как на старого друга, а бить друзей, даже для достижения своих пусть самых заветных целей, сравнимо с предательством. В предложении 24 говорится о воспоминаниях мальчика, связанных с этой игрушкой, воспоминаниях дорогих, очень светлых: «я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал… » Так разве можно теперь предать эти воспоминания, ведь это всё равно что предать себя самого?!Игрушка, с которой ребёнок может общаться, играть, занимает важное место в приобретении жизненного опыта. Она своего рода ключ к сознанию маленького человека, и от того, как ребенок научился обращаться с игрушкой, во многом зависит, как он дальше будет общаться с людьми.
    15.3 Внутренний мир каждого человека уникален и неповторим. Нет двух похожих людей. У каждого свой характер. Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру. В тексте В. Ю. Драгунского мальчик не может переступить через любимую игрушку, умеет ценить свои детские воспоминания, мишка для него — старый друг, а бить друзей даже для достижения своих, пусть самых заветных целей, сравнимо с предательством. Внутренний мир этого мальчика богат, он размышляет над общечеловеческими, отнюдь не детскими ценностями. Не вызывает сомнения, что из него вырастет настоящий человек. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», обращаясь к молодому поколению, говорит о необходимости быть интеллигентным, знать культуру и историю своей страны, читать книги, быть милосердными. Его труды по истории русской литературы, самоотверженное служение своему делу позволяют считать Д. С. Лихачёва человеком с богатым внутренним миром. Любой человек обязан формировать себя. В любом человеке есть потенциал, необходимо только раскрыть себя. Сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому, осознав своё предназначение быть человеком.

  8. По­яс­не­ние.15.1 Син­так­сис об­ла­да­ет боль­шим ар­се­на­лом средств для того, чтобы со­здать емкий образ, при­дать тек­сту эмо­ци­о­наль­ность, ло­гич­ность, точ­ность. Одним из таких средств яв­ля­ют­ся од­но­род­ные члены. Линг­вист Ирина Бо­ри­сов­на Голуб го­во­ри­ла: «Раз­лич­ные син­так­си­че­ские струк­ту­ры од­но­род­ных чле­нов по­мо­га­ют из­бе­жать од­но­об­ра­зия при пе­ре­чис­ле­нии по­ня­тий, яв­ле­ний, дей­ствий».Для под­твер­жде­ния этого утвер­жде­ния об­ра­тим­ся к тек­сту В. Чер­но­ре­чи­на. В тек­сте много ослож­нен­ных пред­ло­же­ний, в ко­то­рых од­но­род­ные члены ис­поль­зу­ют­ся для кон­кре­ти­за­ции и точ­но­сти опи­са­ния. Так, в пред­ло­же­нии 27 встре­ча­ют­ся од­но­род­ные опре­де­ле­ния: «лю­бовь вер­ная и без­от­вет­ная». Когда пред­мет опи­сы­ва­ет­ся с по­мо­щью не­сколь­ких опре­де­ле­ний, опи­са­ние вы­гля­дит более точно. В пред­ло­же­нии 16 («Но что уди­ви­тель­но: пока я нёс его домой, он хри­пел, за­ды­хал­ся, но пы­тал­ся лиз­нуть меня своим мяг­ким шер­ша­вым язы­ком.») од­но­род­ные ска­зу­е­мые пе­ре­да­ют все дей­ствия, ко­то­рые пы­тал­ся со­вер­шить кот, по­чув­ство­вав, что нашёл сво­е­го хо­зя­и­на и друга. Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить на при­ме­рах, что од­но­род­ные члены очень важны. Бла­го­да­ря од­но­род­ным чле­нам автор до­сти­га­ет наи­боль­ше­го эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чи­та­те­ля и слу­ша­те­ля, они устра­ня­ют од­но­об­раз­ное по­вто­ре­ние одних и тех же слов, спо­соб­ству­ют по­вы­ше­нию ин­фор­ма­тив­но­сти, об­раз­но­сти тек­ста.
    15.2 «На­ста­ло и для меня время учить­ся лю­бить верно и глу­бо­ко, от­да­вать ближ­не­му сво­е­му всё без остат­ка…» Так за­кан­чи­ва­ет­ся текст В. Чер­но­ре­чи­на. Фи­наль­ные стро­ки тек­ста на самом деле ста­но­вят­ся стар­то­вы­ми для героя, пе­ре­осмыс­ли­ва­ю­ще­го свою жизнь после встре­чи с котом Урод­ли­вым.Рас­сказ­чик бро­сил­ся спа­сать кота от собак. Зачем ему это по­на­до­би­лось? Про­сто он не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в нём уже за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства – со­стра­да­ние и доб­ро­та. Друж­ба с котом пойдёт ему толь­ко на поль­зу, ведь кот, ис­пы­тав­ший горе, ли­ше­ния, боль, стра­да­ния, всё равно не по­те­рял веру в добро, не озло­бил­ся. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 15-16: «(15)Он лежал, свер­нув­шись в клу­бок, сме­жив един­ствен­ный глаз, и след от слезы пе­ре­се­кал его нос. (16)Но что уди­ви­тель­но: пока я нёс его домой, он хри­пел, за­ды­хал­ся, но пы­тал­ся лиз­нуть меня своим мяг­ким шер­ша­вым язы­ком».С болью чи­та­ют­ся стро­ки о че­ло­ве­че­ском рав­но­ду­шии в пред­ло­же­нии 8: «Всем детям было ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ще­но ка­сать­ся его, а взрос­лые по­ли­ва­ли его из шлан­га, когда он пы­тал­ся войти в дом». Не­уже­ли никто не видел, что кот про­сто нуж­да­ет­ся в по­мо­щи, в за­бо­те? По­че­му мы такие? Что за­ста­ви­ло нас за­быть о че­ло­веч­но­сти, о ми­ло­сер­дии? По­че­му ста­ра­ем­ся найти оправ­да­ние тому, чему нет и не может быть оправ­да­ния? Очень страш­но, когда нас окру­жа­ют люди рав­но­душ­ные, ведь «это с их мол­ча­ли­во­го со­гла­сия со­вер­ша­ет­ся все зло на земле!» (Юлиус Фучик) .Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.
    15.3 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому-либо. Доб­рые люди от­зыв­чи­вы и спо­соб­ны да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь, не тре­буя по­че­стей или воз­на­граж­де­ния. При виде не­сча­стья доб­рое серд­це огор­ча­ет­ся и по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность ока­зать по­мощь со­ве­том, делом, со­чув­стви­ем. На мой взгляд, доб­ро­та — это одно из не­за­ме­ни­мых ка­честв че­ло­ве­ка, ведь без доб­рых по­ступ­ков, иду­щих от серд­ца, че­ло­век пе­ре­ста­нет быть Че­ло­ве­ком.В. Чер­но­ре­чин де­лит­ся с чи­та­те­ля­ми тро­га­тель­ной ис­то­ри­ей об Урод­ли­вом [коте], о его нелёгкой жизни среди оби­та­те­лей двора и о том, как кот нашёл Хо­зя­и­на. Но глав­ная мысль рас­ска­за в дру­гом: она в том, что слу­чай со спа­се­ни­ем кота стал для че­ло­ве­ка пе­ре­лом­ным мо­мен­том в жизни. Потрёпан­ный жиз­нью, Урод­ли­вый не пе­ре­ста­вал при этом быть доб­рым, да­рить свою ко­ша­чью лю­бовь и про­сить хоть не­мно­го тепла вза­мен. Мысли об этом стали для ав­то­ра той от­прав­ной точ­кой, с ко­то­рой его жизнь из­ме­ни­лась: автор пишет, что при­ш­ла пора лю­бить и да­рить добро. Так одно доб­рое дело по­влек­ло за собой из­ме­не­ние жиз­нен­ных цен­но­стей че­ло­ве­ка. До глу­би­ны души взвол­но­ва­ла не­боль­шая ис­то­рия… На объ­яв­ле­ние о про­да­же котят в ма­га­зин зашёл маль­чик и вы­брал од­но­го, ко­то­рый ни­ко­гда не смо­жет бе­гать. Как ока­за­лось, маль­чик сам ин­ва­лид и тоже ни­ко­гда не смо­жет быть таким, как все…Он за­брал котёнка со сло­ва­ми, что тому, как ни­ка­ко­му дру­го­му котёнку, нужен по­ни­ма­ю­щий хо­зя­ин. Автор за­кан­чи­ва­ет по­вест­во­ва­ние тем, что про­да­вец, не скры­вая вос­хи­ще­ния по­ступ­ком маль­чи­ка, же­ла­ет всем ко­тя­там найти таких же на­сто­я­щих хо­зя­ев с таким доб­рым, по­ни­ма­ю­щим серд­цем.На­род­ная муд­рость гла­сит: «Худо жить тому, кто не де­ла­ет добра ни­ко­му». А это зна­чит, что если мы хотим жить хо­ро­шо, то тво­рить добро нужно. И тогда не­пре­мен­но наше добро, от­дан­ное кому-то, не­пре­мен­но вернётся к нам, оку­пит­ся сто­ри­цей и будет далее ше­ство­вать по миру. И пусть це­поч­ка доб­рых дел не пре­ры­ва­ет­ся ни­ко­гда!

  9. Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь — это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит Л. С. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Анатолия Алексина. Текст представляет собой внутренний монолог героя о самом себе, о своем месте в семье и жизни. Так, например, в предложениях 3 и 4 (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.) герой рассказывает о своем появлении на свет с легкой иронией, так как осознает, что в семье к нему относятся слишком лояльно, а сам он, но вместе с тем эти размышления показывают и другую сторону характера рассказчика: он человек, здраво себя оценивающий, правдивый и искренний. Те же предложения интересны с точки зрения речевой организации. Говорящий употребляет в речи сравнение «как чашка», фразеологизм «сбежать на край света». Кроме того, эти предложения сложные с разными видами связи. Анализ предложений показывает, что герой хорошо владеет речью, говорит доказательно, логично выстраивая свои мысли. Таким образом, внутренний монолог героя — показатель его ума, души, его сути. Следовательно, права была Л.С. Сухорукова, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.
    15.2 Финальные строки текста Анатолия Алексина содержат размышления героя о слепой любви к нему родителей. Безмерная любовь к сыну, любование им привело к тому, что сам мальчик чувствует себя некомфортно. Он научился себя здраво оценивать и ему неприятны незаслуженные похвалы родителей. Именно поэтому текст заканчивается вопросом с многоточием — герой как бы спрашивает: кого-нибудь волнует, как я себя при этом чувствую?Уже во втором предложении текста рассказчик делает вывод о своей участи: «Ужасно быть поздним ребёнком!», намекая на то, что ему не нравится, как с ним носятся. В пятом предложении герой рассказывает, что в семье есть другой человек, которым нужно по-настоящему гордиться, — это сестра Людмила. Отрадно, что он понимает это и правильно себя оценивает, самокритично подходит с себе. В основе воспитания лежит самооценка. Она может быть завышенной и заниженной. И то, и другое вредит самовоспитанию. У нашего героя здравая самооценка. Он самокритично к себе относится, поэтому в жизни, наверняка, сможет найти себя и свои жизненные ориентиры.
    15.3 Ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие. Герой Анатолия Алексина чувствует себя некомфортно из-за безмерной любви родителей. Любование им только потому, что он был поздним ребёнком, сам герой считает незаслуженным. Он критично себя оценивает, поэтому в жизни, наверняка, сможет найти себя и свои жизненные ориентиры. Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизненного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хотела в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий. Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

  10. Пояснение.15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Раскрывая смысл высказывания Шанского, отметим, что монологическая речь представляет из себя собственно текст, объединенный общей мыслью, обладающий смысловой и композиционной законченностью. Для доказательства этого обратимся к тексту Владислава Крапивина. Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Ос-новной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27—30, является своего ро-да выводом из монолога о детстве автора, который представлен предло-жениями 1—27. Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.
    15.2 В приведённом фрагменте текста употребляется интересное выражение — друг на час — это о случайных людях, которых мы, возможно, даже считаем своими друзьями. Нас объединяют какие-то незначимые дела, интересы. Но такая «дружба» может рассыпаться без видимых причин. Такие «друзья» есть у героя текста Владислава Крапивина. Переехав в новый дом, мальчику пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели. Об этом можно судить по предложениям номер 10—11. Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 автор подводит итог таким отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим». Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.
    15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек. Герою Владислава Крапивина после переезда в новый дом пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели. Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 он подводит итог таким отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим». Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее. Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту. Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.

  11. Благодарность
    Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.   до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
    Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь –  бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.
    В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.
    Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.
    Бесстрашие
    Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.
    В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».
    Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.
    Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.
    Ответственность
    Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.
    Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».
    Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.
    Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.
    Бездушие
    Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. до (50)Подумаешь, птицы!..
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.
    В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»
    Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.
    Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.
    Гордость
    Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от  (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до (43)Навсегда.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.
    В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.
    Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.
    Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.
    Отзывчивость
    Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом.  до (50) Вот же живая душа!»
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.
    В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на “виллисе” до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.
    Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.
    Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.
    Совесть
    Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно.  до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.
    Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.
    И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.
    Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.
    Смелость
    Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. до (33)Славка был счастлив.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. “Смелость города берёт” — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.
    Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.
    В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.
    Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.
    Геройство
    Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло. до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.
    Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова “геройство”. По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.
    В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа “Горячий снег”, Юрий Бондарев  видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.
    И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.
    Внутренний мир человека

    Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу. до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.
    В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела “венценосные замашки” и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.
    Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть “мерзости жизни” и вырасти человеком с богатым внутренним миром.
    Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

  12. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко : «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает».
    С помощью слова человек выражает свои мысли и чувства, убеждает в чем-то собеседника или читателя и стремится выразить то, что он считает истиной. Я именно так понимаю слова русского писателя В. Г. Короленко, который сам создал много выразительных и добрых произведений, которые учат людей быть милосерднее и честнее, бороться и никогда не сдаваться на милость судьбы.
    Каждый писатель подбирает слова, которые помогают ему убедить читателя в чем-то важном. Например, в отрывке из произведения Е. А. Пермяка мы видим, какое мудрое воспитание дал дедушка своему внуку Алеше. Алеша не только сам, по собственной воле, починил калитку и скамейку, он еще и не захотел признаться, что это его дело. А ведь дед немного намекнул Алеше. Это видно по предложению 9: говоря о своей калитке и противопоставляя ее «ничьей», дедушка употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: красочка, петельки, сальце. Дал он словно невзначай и оценку тому, кто не только о себе, но и обо всех людях заботится: «какой-то хороший человек ее (скамейку) смастерил…»
    Уважительное слово «мастер» в речи деда (в предложении 28) тоже имеет важное значение, с его помощью писатель хочет передать уважение дедушки к ответственному, взрослому поступку внука. Так слова помогают автору донести до нас свой замысел.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 28 текста: «Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал».
    В этих словах автор хочет показать, что хорошая, качественная работа на всеобщее благо заслуживает почета и уважения со стороны окружающих.
    Алеша всегда прислушивался к мнению дедушки, который, в свою очередь, старался привить внуку трудолюбие и внимание к нуждам других людей, научить его быть настоящим хозяином. Дедушка неслучайно обратил внимание мальчика на несмазанную и незакрывающуюся калитку питомника, на доброе дело неизвестного мастера, сделавшего скамейку для любого усталого прохожего. Мальчик все впитывал и обдумывал: «Задумался Алеша над дедовыми словами, всю дорогу молчали дома за столом тоже молчал».
    Легко представить себе радостное удивление деда, когда он догадался, что его слова запали внуку в душу, и он починил и покрасил и калитку, и скамейку. И не стал об этом хвастаться, даже на прямой вопрос не захотел ответить. Конечно, такой человек, хотя он еще и мальчишка, заслуживает глубокой благодарности и уважения даже пожилого человека. А то, что дед хотел ему руку пожать, означает, что он принял мастера как равного, ведь и он сам тоже мастер и хозяин.
    Человек, который думает о других и помогает им, – это всегда достойный человек.
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Добро – это все то, что мы чувствуем и делаем хорошего, это помощь людям и забота о них, это радость и милосердие, любовь и надежда.
    В приведенном отрывке очень многое заслуживает название «добро»: это и забота деда о внуке, стремление воспитать нравственного и неравнодушного человека, и доброе, внимательное отношение Алеши к окружающим людям, его привычка делать что-то хорошее не только себе, но и всем, кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль дедушки и тайно чинит и калитку (дедушка даже перечислил все работы, которые надо бы выполнить, чтобы калитка стала прочной, красивой и ухоженной) и не ждет за это похвалы, потому что он человек неравнодушный.
    Мы и в жизни встречаем примеры таких неравнодушных людей, которые делают много доброго. Я не раз видел, как люди подкармливают бездомных кошек, помогают старушке, упавшей на улице, вызывают «скорую», если кому-то стало плохо. Конечно, я слышал от разных людей, что люди стали злее, не хотят помогать. Но сам я встречаю чаще другое отношение. Буквально пару дней назад я стал свидетелем того, как двое молодых парней дали отпор пьяному, который привязался к женщине, матерился и требовал у нее денег. Она очень испугалась, а парни подошли и (правда, не слишком вежливо) предложили пьянице идти своей дорогой.
    Если все мы будем помогать друг другу, не ожидая благодарности, в нашей жизни добра станет намного больше.

  13. Пояснение.15.1 Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Подтвердим это примерами из текста Михаила Чванова.Так, в предложении 1 глагол «высматривала» имеет в своем составе приставку вы-, которой свойственно обобщенное значение «движения изнутри». Неслучайно автором использовано это слово. Для собаки главным в жизни стал поиск хозяина, она вся сосредоточена на этом поиске, поэтому не просто смотрит на проходящих мимо людей, она высматривает, словно заглядывая в каждого: годишься ли ты? пожалеешь ли? В предложении 6 в слове «бездомная» приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: собака без дома – она бездомная – опять новый оттенок значения слова, причём, меняющий это значение до противоположного. Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что приставки вносят дополнительные оттенки значений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что прав был Корней Чуковский, утверждая: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
    15.2 «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..» Так заканчивается текст Михаила Чванова. Этой фразой автор приглашает читателя задуматься о том, как в проходящей мимо женщине собака смогла «разглядеть» свою, как сердцем почувствовала в ней своего хозяина.Усталая женщина не собиралась изначально как-то особенно проявлять жалость к брошенному, измученному животному. Об этом говорится в предложении 12: «Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше». Однако она не смогла пройти мимо бездомной собаки. Пожалела её: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине» (предложение 18). Зачем ей это понадобилось? Просто она неравнодушный человек, в ней заложены очень важные качества – сострадание и доброта. Собака сердцем почувствовала это.Сколько людей прошли мимо собаки, брезгливо отворачиваясь, делая вид, что не заметили? В предложении 4 нарисован портрет прохожего, каких тысячи ходят по нашим улицам мимо брошенных животных: «Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались…» А ведь если сегодня таким людям оказалась безразлична судьба собаки, завтра они пройдут мимо беды ближнего, просто потому, что у них нет желания заниматься чужими проблемами, да ещё и оправдают это своей занятостью или, что ещё печальнее, чужими просчётами. Собака на своём веку, видимо, таких немало повидала, вот почему она равнодушна к ним, в них не найти опоры.Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
    15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. На мой взгляд, доброта — это одно из незаменимых качеств человека, ведь без добрых поступков, идущих от сердца, человек перестанет быть Человеком. Пройти мимо голодного, бездомного животного могут многие. И многие так и делали, бросая на несчастное животное мимолётный взгляд или даже брезгливо морщась. Почему же из людей лишь одна — усталая молодая женщина с печальным голосом и грустными глазами — не просто поделилась пирожком, а и увела собаку с собой? Да, совершенно очевидно: собака её выбрала и уже смотрела так благоговейно, как смотрят на будущего хозяина. Молодая женщина не смогла уйти, видя эту преданность. Её глаза наполнились слезами, а доброе сердце — жалостью. Поступок женщины, уводящей за собой собаку, говорит о том, что она — добрый, отзывчивый человек, которому больно от чужого несчастья, и поэтому пройти мимо не могла и не может.«Собаки не ошибаются»,— повторял хозяин маленькой собачки Янки, когда на пороге его квартиры возник совершенно незнакомый мальчик, а щенок, недоверчиво относящийся ко всем, кинулся вдруг на руки к Валерке и приник, преданно дыша и облизывая лицо мальчика. Никто в доме не поинтересовался, почему так часто слышен протяжный и жалобный вой из этой квартиры..Кто-то хотел избавить дом от собаки; друг Валеры, Юра Хлопотов, строил фантастические планы по спасению щенка, но никто, никто, кроме Валеры, не пришёл и не узнал, что происходит. А он пришёл не только узнать, но и предложить свою помощь. Так в руках шестиклассника оказались ключи от квартиры, ведь инженер Молчанов был абсолютно уверен: Валерка— хороший, честный, добрый человек и непременно выполнит своё обещание. Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». А это значит, что если мы хотим жить хорошо, то творить добро нужно. И тогда непременно наше добро, отданное кому-то, непременно вернётся к нам, окупится сторицей и будет далее шествовать по миру. И пусть цепочка добрых дел не прерывается никогда!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *