Сочинение рассуждение на тему интеллигентность 8 класс

7 вариантов

  1. Интеллигентный человек, кто же он такой? Думаю это тот, кто имеет хорошее воспитание, манеры в общении с другими людьми и совершенно неважно, какого возраста его собеседники, главное это уважение к людям. Пожилой человек или совсем ещё юный, он должен понимать и знать, что можно, кому и когда говорить и делать. Ведь за свои слова и поступки, нужно отвечать.
    Если интеллигентный человек, едет в переполненном вагоне метро или автобусе, конечно же его могут нечаянно, а иногда увы и специально, толкнуть, задеть, накричать, обвинить во всех смертных грехах и при этом, он может остаться крайним, но никогда он не опустится до такого уровня, как нагрубить в ответ и не дай бог, так же толкнуть или еще что-то. Нет, он не так воспитан и не может себе позволить, из-за каких-то мимолетных не до пониманий, сорваться, ответив на хамство и грубость, тем же.
    Возможно, он даже извинится, хотя и не виноват или просто промолчит, чтобы не разжигать конфликт, на беспочвенных обвинениях. Но к сожалению, в последнее время, интеллигентных людей, встречается не так и много, они словно раритет, антиквариат и среди молодежи таких, можно встретить очень редко. В основном молодые люди, ругаются матом, не все, но большинство, они не говорят спасибо, не благодарят за помощь, как будто, так и надо, будто люди обязаны им помогать. Видимо слова благодарности, это нечто непостижимое и трудно запоминаемое или может быть, им не хочется показаться хорошими, среди своих ровесников, не стать белой вороной, ведь все грубые, так почему я должен быть другим.
    Вот так вот, глядя друг на друга и боясь быть непонятыми и высмеянными, молодые люди, все чаще становятся грубыми и хамоватыми, не только со своими друзьями и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, которые иногда им в бабушки и дедушки годятся. Они упорно не замечают или делают вид, что не хотят замечать, возраст тех, с кем они спорят.
    А уж об извинениях и речи не идет, такие простые и нужные слова, как простите, извините, сожалею, мне очень жаль, вообще в их лексиконе не значатся. Для них, это словно иностранный язык, слова паразиты, которые они стараются искоренять из своей речи.
    Вот и получается, что интеллигентный человек, это большая редкость в нашем современном обществе, хотя многие родители, пытаются внушать своим детям, еще с пеленок, как правильно нужно себя вести, как поступать и что говорить, если вдруг их ребенок, кого-то нечаянно обидит словом или делом. Но есть и такие родители, которые показывают плохой пример, своим маленьким детям, ругаются матом, обзывают друг друга нецензурными словами, пьют, курят, гуляют и даже распускают руки. И вот в таких семьях, видя, как ведут себя взрослые, дети впитываю в себя словно губка, весь этот негатив. А становясь старше, начинают копировать своих родителей.
    Конечно, воспитание зависит не только от родителей. Все же большая часть того, как человек себя ведет, зависит от него самого и если он поборет в себе, все плохое, не даст выйти наружу гневу, то возможно, не все потеряно и став взрослым, он извлечет урок из прошлого и станет с пониманием, относится к людям.

  2. «Человек должен быть интеллигентен», так считает Д.С.Лихачёв. Но что значит интеллигентный человек ? Многие думают, что интеллигентный человек — это тот , который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Однако можно иметь всё и не быть интеллигентным. Или ничего не иметь и быть внутренне интеллигентным человеком. Попробуем разобраться.
    Во-первых Д.С.Лихачёв говорил: «Представьте, что человек не знает классиков литературы, забыл важнейшие исторические события … Значит ли это, что он перестал быть интеллигентным ? Нет, если он сохранил восприимчивость к культурным ценностям,…, может понимать других людей, помогать им, если он не проявляет грубости, равнодушия, злорадства, зависти». Это означает, что быть интеллигентным — значит быть отзывчивым, доброжелательным, уважать мнение друга, сопереживать чужой боли, а если надо помочь.
    Во-вторых А.Ф.Лосев говорил: «Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью». Значит, быть интеллигентным — это постоянно и неустанно трудиться.
    Подведём итоги: интеллигентность — это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек. Интеллигентности нельзя научиться, она требует длительного воспитания и самовоспитания.

  3. Текст из ЕГЭ

    (1) Что такое классическая литература? (2) Что такое классическая русская музыка? (3) Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4) А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.
    (5) Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6) Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
    (7) Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.
    (8) Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.
    (9) Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10) К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.
    (11) Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.
    (12) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13) Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.
    (По С. Залыгину)

    Вступление

    Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

    Проблема

    Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

    Комментарий

    Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.
    Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.
    Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.
    Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

    Авторская позиция

    С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.
    Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

    Своя позиция

    Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

    Аргумент 1

    Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.
    Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.
    Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

    Аргумент 2

    В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.
    Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

    Заключение

    На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

  4. Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов.
    Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции.
    У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало.
    Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам.
    Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога.
    Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.

  5. Лингвистический анализ текста   Д.С Лихачёва                    « Человек должен быть интеллигентен».
    Урок разработан  учителем русского языка и литературы ГБОУсош№2044, г. Москвы, Литвиновой Мариной Владимировной.
    Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания  о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепить умения анализировать текст, выделять в нем тему, идею; находить выразительные средства языка, определять их роль в тексте;  способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку и родному краю, развить интерес к самостоятельному изучению русского языка.
    Задачи: проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; продолжить обучение комментированию и рецензированию ответов одноклассников; построить урок на основе системного анализа; частично познакомиться с  биографией  Д.С. Лихачева; поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия; определить свое отношение к нравственным ценностям; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.
    Ход урока.
    Организационный момент.
    Здравствуйте, присаживайтесь.
    Проблемный вопрос.
    Нужно ли быть сегодня интеллигентным человеком? Современно ли это? ( Дети делятся своей точкой зрения).
    Вступительное слово учителя.
    Уважаемые ученики!
    Сегодня   мы должны с вами поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия.
    Давайте поговорим немного об авторе, с текстом которого будем работать в течение всего урока. Дмитрий Сергеевич Лихачёв  жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый  не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.
    Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.
    Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника “Памятники культуры. Новые открытия”, редколлегию серии “Литературные памятники”, в конце 80-х годов — участвовал в создании журналов “Новый мир” и “Наше наследие”.
    За краткими строками биографии — многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля.  Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа.
    Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его — примером бескорыстного служения народу.
    На  уроке мы поднимем вопрос об интеллигенции и интеллигентности и поразмышляем о  двенадцатом письме “Человек должен быть интеллигентен!” из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром».
    Словарно-орфографическая работа.
    Ребята, как вы понимаете значение слова интеллигенция?
    Слово “интеллигенция” на других языках мира определяется как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову “интеллигент” слово “интеллектуал”. Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки.
    Интеллигенция – собир., люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом.
    Интеллигентность – это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.
    Аура – спец., 1 Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа.2. В парапсихологии-то же, что и биополе.
    Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика.
    Человек  должен быть интеллигентен!
    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями  (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать- тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
    Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
    Д.С. Лихачёв
    Беседа по содержанию  текста.
    Ребята, перед нами представлен отрывок из двенадцатого письма.
    1.О чём этот текст?   ( Примерные  ответы  детей:   это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни  не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того  чтобы быть счастливыми. Душевная слабость  ведёт к физической слабости. Все наши слова,  поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).
    2.Какие проблемы поднимаются в этом тексте? ( Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)
    3.Как название текста влияет на его тему? ( В названии заключен призыв, который привлекает  наше внимание  к общечеловеческим ценностям).
    4. Какова идея?  ( Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества). Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста  ( интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)
    5.   Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?  (Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).
    6. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек. (Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).
    7. Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»? ( Дети делятся своими мнениями).
    8.К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок?   (Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи ,тип речи- рассуждение. Выдвигается тезис- человек должен быть интеллигентен, далее автор доказывает, зачем каждый человек дожжен быть интеллигентным, вывод – социальный долг человека – быть интеллигентным).
    9.  Какие признаки публицистического стиля вы в нём нашли?                      ( Цель: воздействие на читателя, внушение определённой идеи (если человек не будет проявлять уважение к культуре прошлого, не будет ежедневно  воспитывать себя, не будет ответственен в решениях нравственных  вопросов, значит, это человек, не умеющий жить, несчастный, страдающий «душевной слепотой»). Автор побуждает нас  осмыслить эту  важную морально-этическую проблему. Именно эта цель заложена в названии текста. Ещё один признак публицистического стиля –  общедоступность (текст рассчитан на понимание широкой аудитории читателей).
    10. За счёт чего автор воздействует на эмоциональную сторону читателя?
    Текст очень эмоционален, это  достигается за счёт риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма, Д.С. Лихачёв не просто пишет, а через своё письмо беседует с читателем). Например, … « А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда  не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной  среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?»).
    11. Какие  выразительные средства помогают   образно представить текст?
    (Это достигается за счёт ряда однородных членов «сослуживцев,  друзей, родных»… служат для создания максимально полного описание интеллигентного человека, использования фразеологизма «белая ворона», лексических повторов « в тысяче и тысяче мелочей», анафора  « а если…» говорит о том, что внешняя среда не должна влиять на внутреннее мироощущение, никакие условия не могут повлиять на интеллигентность людей . Вводные конструкции помогают подчеркнуть значимость фразы  « именно незаметно»…).
    12. Какие ключевые слова помогают понять направление авторской      мысли, его внутреннее состояние?
    (Внутреннее состояние нам помогает понять лексика, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь –  это слова, обращённые именно к обществу).
    13. Как вы считаете текст динамичен или статичен?
    (Текст динамичен, движение создается за счёт  большого употребления глаголов. Они не дают мысли затечь, а  постоянно читателя заставляют искать ответы на поставленные вопросы. Глаголы употреблены в инфинитиве и изъявительном  наклонении настоящего времени, это употребление позволяет сделать вывод, что нравственные вопросы, которые поднимаются в тексте, не имеют срока давности, они будут актуальны всегда, в любое время, так как без этого невозможно говорить о душе человека, без  души мы все превратимся в чёрствых, безынициативных людей).
    Давайте подведём итог.
    Современный человек – интеллигентный человек?
    Что вы в современном мире вкладываете в это понятие?
    В 1991 году Лихачёв пишет книгу «Раздумья», как бы логическое продолжение «Писем о добром и прекрасном». Завершают «Раздумья» 10 заповедей человечности, сформулированные Великим сыном России. Давайте посмотрим, как эти заповеди связаны с нашим текстом. Какие заповеди наиболее значимы?
    Заповеди человечности (записаны  на доске).
    Не убий и не начинай войны.
    Не помысли народ свой врагом других народов.
    Не укради и не присваивай труда брата своего.
    Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
    Уважай мысли и чувства братьев своих.
    Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.!!!
    Чти природу как матерь свою и помощницу.
    Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
    Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
    Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
    (Д. С. Лихачёв).
    Домашнее задание:  Написать сочинение-рассуждение на тему                      « Нужна ли интеллигентность в современном мире?»

  6. Интеллигентный человек… интеллигенция Такие сложные понятия. Что дает право считать того или иного человека интеллигентом? Чем определяется интеллигентность?
    Корректным поведением? Но мы знаем, что есть люди, о которых коллеги по работе говорят как о тактичных, деликатных, а те, кто сталкивается с ними дома, в быту, не верят ушам своим.
    Наличием диплома о высшем образовании? Так разве мало примеров, когда дипломированный товарищ ведет себя невоспитанно, нетактично, непорядочно? Или мы не видим отвратительных сцен на заседаниях нашей Верховной Рады? А драки российских парламентариев? Может, у депутатов нет дипломов? Есть. И не по одному. Образованность – это, как известно, не интеллигентность. Эти два понятия нельзя смешивать.
    Интеллигентность не столько в эрудированности человека, в том, много книг прочитала, сколько в его поступках, речи, в понимании другого человека, умении войти в ее положение, в чувстве ответственности за все, что окружает нас. Таким может быть человек, который не имеет образования, и, что не посещает художественных салонов и выставок.
    Я знаком с таким человеком. Это еще не старая женщина. Она наша соседка. Тетя Юля всегда приветливая, вежливая, а если и сделает кому из детворы замечания, это почему-то нисколько не обижает. Казалось бы, те же слова, что от другого звучат как ругательство, воспринимаются от нее как справедливый упрек. Это именно и подтверждает мнение Д. Лихачева о том, что интеллигентность заключается не только в сумме знаний, но и в способности понимать, сочувствовать. Я думаю, что тетя Юля понимает детвору и подростков, потому что хранит в душе свое детство, понимает, что все мы «родом из детства». Вот и получается, что интеллигентность – это состояние души, а этому ни в каком университете, ни в какой академии не научишься.
    Интеллигентность проявляется не только в большом, но и в малом. Умение спорить, вести дискуссию… Настоящий интеллигент с уважением относится к своему оппоненту, кем бы он не был, хотя бы идейным противником. Раз вступил в дискуссию – проявляй такт и уважение. А когда аргументом в споре становятся оскорбительные слова или выплеснутая в лицо оппонента стакан воды – какая уж тут интеллигентность… Настоящий интеллигент никогда не будет грубый и равнодушный, завистливый и зловтішний. Ему это генетически чуждо.
    Интеллигентный человек – это не обязательно тот, кто знает всю классическую литературу, кто посетил Эрмитаж и Лувр, кто умеет отличить картины великих голландцев от картин великих итальянцев. Это не обязательно. А обязательная восприимчивость к культурным ценностям, интерес к ним. Вот пример из моей жизни. Прошлым летом я отдыхал с родителями в Алупке. В Воронцовский дворец, где мы уже не раз бывали, как-то пошел с нами племянник нашей соседки. Роман (так его звали) приехал из Мукачево, где прожил все свои 16 лет. Он впервые видел Воронцовский дворец, который сам по себе является шедевром архитектурного искусства, да еще и заполненный картинами и скульптурами. Каким же Роман обладал эстетическим чутьем! Как тонко он все чувствовал и воспринимал! Я был поражен некоторыми его замечаниями и оценками увиденного. А его тетя ничуть этому не удивилась. Роман вырос в уголке с красивой природой и с детства восхищался ее красотой. Отсюда такое понимание красоты.
    Интеллигентность – не набор знаний и хороших манер, хотя они очень нужны интеллигентному человеку. Вот только когда это все освещено богатством души, неравнодушием к окружающему миру, способностью впитывать в себя новые знания и воспринимать культурные ценности, тогда это называют интеллигентностью, что является моральным понятием.

  7. Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачёв в рецензируемой работе: “Человек должен быть интеллигентен”.
    В этом тексте Лихачёв поднимает актуальную проблему – воспитание в себе интеллигентности, которая поможет сохранить и физическое, и нравственное здоровье, а значит, поможет быть красивым человеком. По его мнению, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
    “Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … – вот это и будет интеллигентный человек”, – считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.
    Интеллигентность необходимо развивать в себе, тренировать душевные силы, как тренируют физически. Это возможно и необходимо в любых случаях. Автор утверждает, что социальный долг человека – быть интеллигентным. “Этот долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему”. Скупой может притвориться щедрым, злой – добряком, но интеллигентным человеком притвориться нельзя, невозможно. Именно поэтому интеллигентность вызывает злобу неинтеллигентных людей.
    Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь – слова, обращённые именно к обществу.
    В моём понимании интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Интеллигентный человек может порадоваться за других, сделать что-то во благо другим и для себя. Пользу, которую он принесёт, в последствии будет важна не только для него самого, но и для общества. Читая текст Д. Лихачёва, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
    http://www.litsoch.ru/essays/98/1705
    http://egerus.ru/composition/getText.html?textid=8
    http://mysoch.ru/sochineniya/lihachev/_story/chelovek_dolzhen_bit_intelligenten/recenziia_na_tekst_d_lihacheva_chelovek_dolzhen_bit_intelligenten/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *