Сочинение рассуждение на тему как вы понимаете смысл финала текста

8 вариантов

  1. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии и синонимии».
    Произведения искусных авторов определяются красноречием, в которое вкладываются различные стилистические приемы, необходимые для того, чтобы автор, излагая одни и те же события, прибегал к различным значениям похожих слов или же к разным словам, имеющим одно значение. Об этом у известного лингвиста Л. А. Введенской имеется такое мнение: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии».
    Действительно, явления омонимии и синонимии играют важную роль как в русском, так и во многих других языках. Они позволяют избегать тавтологии, делают речь благозвучной и красочной.
    В рассказе русского писателя и поэта Погодина Радия Петровича мы можем найти подтверждение данному высказыванию. Например, после предложения: «Нинка фыркнула и проскочила вперёд» автор в продолжении рассказа употребляет такие синонимы к слову «проскочить», как «прошмыгнуть» или «пройти», тем самым, избегая повторений слов.
    В своём рассказе автор также прибегает к омонимии, как в предложении 39, в котором под значением слова «подставить» имеется ввиду подножку, а в предложении 40 слово «подставить» имеет совершенно другое значение, как, например, подставить друга.
    Таким образом, на примера данного рассказа мы понимаем, что явления синонимии и омонимии в художественной литературе незаменимы в том, чтоб придать разнообразия в изложении художественной мысли.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Витьке показалось, что он уже знал это раньше. Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершенном…».
    В этом рассказе школьник Витька, влюблённый в свою одноклассницу Валю, пытается привлечь ее внимание рассказами о том, как он поймал двух лосей, но безуспешно. Издевки своих одноклассников Витька решает сорвать на именно на ней, подставив ей подножку. «Что я тебе сделала плохого?» – взглядом, полным немого вопроса, который, однако, красноречивее слов, она заставляет его призадуматься о своём поступке.
    Немного позже он узнает, что Валя его так и не сдала, защитила, возможно, потому, что почувствовала его глубокое сожаление: «А Валька сказала ничего подобного, ты не подставил, что даже посторонился, пропустил…».
    Таким образом Валя проявляет доброе отношение к своему однокласснику, не подставляет его и защищает. Она знала, что он понимает всю глупость своего поступка и раскаивается.
    15.3 Как вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.
    Раскаяние – это совесть человека, который ещё способен распознавать свои добрые и злые поступки. Внутренний голос, который пытается вразумить того, кто совершает непоправимую ошибку по отношению к кому-либо.
    Так и в произведении Р. П. Погодина мы также понимаем, что автор поднял крайне болезненную тему раскаяния.
    После того как Витька подставил подножку бедной Вале, он сам понимает, что прямо сейчас совершил нечто ужасно подлое по отношению к своей однокласснице, при всём этом осознавая, что она ни в чем не виновата. «Витька не раздеваясь, сел к столу, подпер голову кулаком. Он так размечтался, что не слышал звонка в коридоре, не слышал, как открылась дверь и вошли Кончак с Генькой». Этот отрывок даёт нам ясное понимание по поводу того, как герой ушёл в свои мысли, сокрушаясь о том, что он натворил, в его действиях можно увидеть явные признаки сожаления, искреннего раскаяния, которое в дальнейшем может помочь ему все исправить.
    В моем далеком детстве был такой случай, когда я навредила своему другу, испортила его книгу из-за небольшой ссоры. Навредила так, что долго не могла ходить с чистой совестью, изводила себя. Я ведь хорошо понимала, что это был дурной поступок. Однако потом я узнала, что он никому не рассказал обо мне. Взял все на себя. Видел, что все поняла, что я мучаюсь, и простил. Он сказал тогда, что человек, осознающий гнусность своих поступков и жалеющий об этом, должен быть прощён.

  2. 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?
    Сочинение по заданному тексту– это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста
    Основным содержанием такого сочинения будет анализ(а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
    2. Как сформулировано и оформлено задание 15.2?

    Выглядит данное задание примерно так:
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:«Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
    Остановимся на них подробнее.
    3. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку ваша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
    Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
    3. Заключение – вывод
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
    4. Как начинать сочинение?
    Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
    Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
    Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
    · Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
    · Текст заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
    · Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
    · Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
    · По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
    · В этом отрывке автор говорит о том, что…
    · Смысл данного отрывка я понимаю так: …
    · В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
    Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

  3. 7
    Аргумент 1 Пионеры, воспользовавшись доверием Анны Федотовны украли у нее самое дорогое – память о сыне. То, что было для ребят всего лишь музейным экспонатом, составляло смысл жизни героини. Найдите в текста предложения, подтверждающие эту мысль Предложения 14, 17, 45.
    8
    Проверка Подтверждают ли предложения… то, что Вы доказывали? В предложениях… говорится о том, как дороги были для Анны Федотовны письма сына. Это подтверждает мысль о том, что пионеры, воспользовавшись доверием Анны Федотовны украли у нее самое дорогое – память о сыне. То, что было для ребят всего лишь музейным экспонатом, составляло смысл жизни героини.
    9
    Аргумент 2 Женщина, пережившая войну и смерть сына, ослепшая от слез, столкнулась с равнодушием и цинизмом юных школьников, за которых сражался ее сын, и не смогла пережить этого. Найдите в текста предложения, подтверждающие эту мысль Предложения 24, 27, 34.
    10
    Проверка Подтверждают ли предложения… то, что Вы доказывали? В предложениях… говорится о том, что Анну Федотовну неприятно удивляет равнодушие детей к ее горю, что она очень болезненно воспринимает их желание во что бы то ни стало завладеть оригиналом письма. Это подтверждает мысль о том, что Анна Федотовна, пережившая войну и смерть сына, не сумела пережить жестокость детей, лишивших ее смысла жизни.
    11
    Вывод = подтверждение тезиса Тезис = то, что доказываем = ответ на вопрос!!! Человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Финальное предложение текста говорит о том, что Анна Федотовна ослепла дважды: в первый раз от горя, когда потеряла сына, а во второй раз – когда она потеряла смысл жизни и утратила веру в людей.
    12
    План: 1. Тезис 2. Аргумент 1 с примером 3. Аргумент 2 с примером 4. Вывод Помните, что каждый пункт плана соответствует новому абзацу!
    13
    Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробуем доказать это на примере текста Б.Васильева. Анна Федотовна потеряла во время войны единственного сына, от пережитого горя она ослепла. На память о сыне у нее осталось единственное письмо, полученное с фронта. Пионеры, воспользовавшись доверием Анны Федотовны украли его, лишив женщину самого дорогого – памяти о сыне. То, что было для ребят всего лишь музейным экспонатом, составляло смысл жизни несчастной женщины. Примером этого могут служить предложения 14, 17, 45. Женщина, пережившая войну и смерть сына, ослепшая от слез, столкнулась с равнодушием и цинизмом юных школьников, за которых сражался ее сын, и не смогла пережить этого. Об этом говорится в предложениях 24, 27, 44. Финал текста говорит о том, что Анна Федотовна ослепла дважды. В первый раз от горя, когда потеряла сына, а во второй раз – когда она потеряла смысл жизни и утратила веру в людей: « Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа …»
    14
    Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П РОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. Н АПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ. О БЪЯСНИТЕ, КАК В Ы ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ФИНАЛА ТЕКСТА : «Н О КАК ЭТО ЗДОРОВО, ДУМАЛ Я, ВЫЙТИ ИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ, УВИДЕТЬ ГЛАЗА МАТЕРИ, КОТОРЫЕ ОСТАНОВИЛИСЬ ОТ СТРАХА И ОЖИДАНИЯ, УСТАЛО ТАК УЛЫБНУТЬСЯ И ТИХО СКАЗАТЬ : “О Н БУДЕТ ЖИВ… И ЗДОРОВ. Н Е ВОЛНУЙТЕСЬ…”». (1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты. (З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку: (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает… (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам. (8)Утром мама спросила: (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе? (10)Дальняя родственница. (11)Но кем она всё же тебе приходится? (12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий. (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, сказал приезжий. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо. (20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.
    15
    (21)Вечером вы узнаете о результатах, сказал нам папа. (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, сказала мама. (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо. (24)Или всё плохо, бодро сказал Игнатий. (25)Это исключается! тихо сказала мама. (26)Я уверена… (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, попросил я. (28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу. (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (З6)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» повторила бабушка. (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал: (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем! (48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии. (51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, думал я, выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)”Он будет жив… и здоров. (54) Не волнуйтесь…”».

  4. http://www.examen.ru/assets/files/GIA_tests/project_russian_2012.pdf
    Сочинение
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
    Финал отрывка из повести Бориса Васильева «Экспонат» имеет метафорическое значение. Для меня смысл финальной фразы состоит в том, что человека можно лишить смысла жизни, морально уничтожить, если отнять у него самое дорогое.
    Сын Анны Федотовны погиб на войне. У старой женщины, ослепшей от горя и слез, осталось его единственное письмо с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 17. Бесценные листочки были светлой памятью о погибшем сыне, хранили тепло его рук, были важной частью жизни Анны Федотовны потому, что сквозь годы звучал дорогой голос, обещавший вернуться. Ежедневное чтение воскрешало в душе женщины его образ, согревало ее душу и давало силы к жизни. Утрата письма была невосполнимой потерей потому, что прервалась эта драгоценная связь, это доказывают предложения № 51 и № 52. Анна Федотовна давно утратила возможность видеть сына глазами, но видела его душой, и вот теперь, с утратой дорогого письма, ослепла и оглохла ее душа. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни, столкнувшись с человеческой жестокостью, черствостью и равнодушием к чужому горю и памяти матери. Сын ее погиб совсем молодым, защищая Родину, свою мать, будущие жизни, среди которых жизни детей, так бессовестно, бессердечно обокравших ее. Сын не смог прожить своей жизни, не имел ни детей, ни внуков, но подарил чудо жизни другим. Достойны ли этого дети, так поступившие со старой женщиной? То, что составляло для матери весь смысл жизни, стало для кого-то музейным экспонатом.
    Старая женщина ослепла дважды: в первый раз – потеряв сына, а во второй раз – потеряв память о нем, смысл жизни и веру в людей.
    Ещё 2 образца сочинения на морально-этическую тему – ЗДЕСЬ!
    ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С2.2. (текст из книги Егораевой Г. А. о Наполеоне)

  5. Пояснение.15.1 Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац и пунктуация позволяют правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Евгения Пермяка.Вводная часть в тексте представлена предложениями №1—3 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: герой опасается, как ему с друзьями удастся добраться домой в непогоду. Так, с первого абзаца мы можем определить тему текста.В конце повествования герой подводит итог своим размышлениям о роли матери в его жизни. Этот вывод автор объединяет в отдельный абзац (предложения 43—47). Обратим внимание и на пунктуацию в последнем абзаце: она предельно проста. В конце каждого предложения стоит точка как показатель законченности мысли, ее неоспоримости. Кроме того, обращает на себя внимание то, что из пяти предложений последнего абзаца четыре являются простыми неосложненными, поэтому они не перегружены знаками, отвлекающими внимание читателя от основной мысли автора, высказанной лаконично и точно.Таким образом, прав был русский писатель И. Э. Бабель: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».
    15.2 Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, и нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. Осознание собственных ошибок приходит гораздо позже. Отрадно, что герой текста Евгения Пермяка понял, как сильно переживала мама из-за него, и оценил это, о чём свидетельствуют финальные строки текста: «Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать».Рассказчик с другими ребятами заблудился в метель. Когда им под утро удалось выбраться из снежного плена и он открыл дверь дома, мальчик бросился к маме и расплакался. Мама сделала вид, что ничего не произошло. Почему же она так отреагировала? Рассказчик оценил это уже будучи взрослым: мама хотела, чтобы сын рос готовым к преодолению жизненных трудностей, чтобы потом без неё смог не раскиснуть под влиянием обстоятельств.На самом деле мама всю ночь места себе не находила. Она ушла в ночь, в метель, чтобы спасти своего ребёнка, даже ценой здоровья, а возможно, и жизни (предложения номер 29—31). Мама готова на любую жертву ради благополучия своих детей, мамина любовь «сильнее смерти и страха смерти». Материнская любовь — это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.
    15.3 Слово «мама» очень важно для каждого из нас. Оно и понятно, ведь именно мама даёт нам жизнь, потом с трепетом помогает делать первые шаги, с волнением отправляет в школу, со слезами — в институт. Независимо от возраста для нашей мамы мы всегда будем детьми, она всегда будет заботиться о нас, переживать из-за наших неудач и безумно радоваться даже самым маленьким победам, потому что материнская любовь не знает границ.Герой рассказа Евгения Пермяка с другими ребятами заблудился в метель. Когда им под утро удалось выбраться из снежного плена и он открыл дверь дома, мальчик бросился к маме и расплакался. Мама сделала вид, что ничего не произошло. Почему же она так отреагировала? Рассказчик оценил это уже будучи взрослым: мама хотела, чтобы сын рос готовым к преодолению жизненных трудностей, чтобы потом без неё смог не раскиснуть под влиянием обстоятельств. На самом деле мама всю ночь места себе не находила. Она ушла в ночь, в метель, чтобы спасти своего ребёнка, даже ценой здоровья, а возможно, и жизни.С примерами материнской любви мы встречаемся в повседневной жизни, богата ими и русская литература. В произведении А. Н. Толстого «Русский характер» главный герой Дремов, награжденный отпуском, поехал домой, представившись другим человеком. Но не прожив там и дня, вернулся обратно в часть. Дремову казалось, что он стал чужой родителям. Но сердце матери подсказало ей, что приезжал сын. Маме не важно, красив или нет их сын, главное, чтобы он остался жив.Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю его жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником. Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми — самыми любимыми и самыми лучшими.

  6. I. Шаг первый. Читаем задание.
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет,а?”»
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, под­тверждающих ваши рассуждения.
    II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.
    ВРАЧИХА
    (1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похо­жа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опи­лок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё — и расползётся доска на две части.
    (5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война… (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
    (15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшь­ся — и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвину­лось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хо­тел побежать и не мог…
    (23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»
    (24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:
    (26)— Кто же это в нашей жизни хнычет, а?
    (27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.
    (29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задержи­валась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
    (32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
    (33)— Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торго­вал… (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.
    (38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
    (40)— Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было…
    (43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня прово­дить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:
    (46)— В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду… — (50)Она осеклась.
    (51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо ска­зать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»
    (А. Приставкин)
    III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.
    Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к вра­чу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пере­жившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.
    «Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внеш­ностью которой мальчик разглядел заботливого человека с изранен­ной душой».
    IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
    ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.

    «Мы видим, как вначале „врачиха” пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами” (предложения 6—7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер” (предложения 40—41) герой понимает, как много стра­даний и горя носит эта женщина в своей душе».
    V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
    Вывод.

    «Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утра­тила способности заботиться об окружающих».
    В сочинении возможен также иной путь рассуждения — от анализа тек­ста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предла­гаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.
    «Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица маль­чика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.
    Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?” произносила врач, об­ращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху”, как её называли в цехе: она была с „железными пальцами” и грубым проку­ренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию гибель мужа на фронте и смерть ребёнка и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.
    Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, на­помнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.
    Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?”, чтобы поддержать эту уди­вительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)
    А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проа­нализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий экс­перта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).
    Что проверяет эксперт?
    Эксперт проверяет работу по четырём критериям:
    С2К1. Понимание смысла фрагмента текста:верно ли уче­ник понял и объяснил содержание фрагмента текста.
    С2К2. Наличие примеров-аргументов:правильно ли приве­дены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяс­нению содержания фрагмента.
    С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последо­вательность сочинения:проверяется связность текста — логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.
    С2К4. Композиционная стройность работы:проверяется правильность построения работы.
    Сочинение 1

  7. Вопрос: ПОМОГИТЕ ПРОШУ ЗАВТРА ОГЭ 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».
    Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почеркие .
    ВОТ ТЕКСТ :
    (1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
    (7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
    (11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
    (15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
    (18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
    – (19)А я тебя знаю.
    – (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
    – (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
    – (24)Не видел!
    – (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
    – (26)Я слышал твой голос… (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
    – (28)Ты узнал меня по голосу?
    – (29)Нет, другое… (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
    – (31)Тебе понравился мой голос?
    (32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!
    (35)И вдруг я сказал:
    – (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
    (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
    – (38)Смеёшься?
    – (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
    (41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов
    и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.
    (43)И таблица умножения превращалась в стихи.
    ПОМОГИТЕ ПРОШУ ЗАВТРА ОГЭ 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».
    Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почеркие .
    ВОТ ТЕКСТ :
    (1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
    (7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
    (11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
    (15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
    (18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
    – (19)А я тебя знаю.
    – (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
    – (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
    – (24)Не видел!
    – (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
    – (26)Я слышал твой голос… (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
    – (28)Ты узнал меня по голосу?
    – (29)Нет, другое… (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
    – (31)Тебе понравился мой голос?
    (32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!
    (35)И вдруг я сказал:
    – (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
    (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
    – (38)Смеёшься?
    – (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
    (41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов
    и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.
    (43)И таблица умножения превращалась в стихи.

    Ответы:

    Смысл финала текста я понимаю так: юноша влюбился в Наилю, и поэтому все ее слова звучали по-особенному: мелодично и красиво.
    Голос – это было самое главное, что восхитило юношу в девушке. В первом абзаце текста мы слышим внутренний голос рассказчика(1-6 предложение). Затем он лично говорит это понравившейся девушке ( 32-34 предложения).
    Но голос Наили не просто понравился рассказчику, он его заворожил. Это особенное чувство описано в самом конце текста, в 42 предложении
    Каждый человек – особенный, и у каждого свой неповторимый голос. Но голос того. в кого влюблен, всегда будет казаться необыкновенным и незаменимым.

  8. ?15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Сочинение
    Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так. Человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.
    Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее “священнодействие”, которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. “Старательные” пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом.
    Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени – непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.
    Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз – потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.
    15.3
    Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему: “Что такое человечность”, взяв в качестве тезиса
    данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение
    Человечность – это нравственное качество, которое предполагает
    уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В
    современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее
    и добрее по отношению друг к другу. Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из
    текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой тарой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны
    Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её
    “ослепла и оглохла”. Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам
    Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не
    только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие
    качества, человечность – одно из них.
    Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться
    одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности
    невозможна душевная красота человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *