Сочинение рассуждение на тему кто заключил в себе талант тот

8 вариантов

  1. – Как идет работа над портретом?
    Рисуя портрет ростовщика, художник «чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому», «с отвращением писал его, не чувствовал в то время никакой любви к своей работе». Он говорит сыну: «Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, – не
    чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». «В душе его возродилосы такое странное отвращение, такая непонятная тягосты», что «ему сделалосы страшно», он бросил кисты и наотрез отказался закончиты работу. Но от портрета изба-витыся не удается: «поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет портрета, не дает за него ничего и присылает назад». Намерению художника «изрезаты его в куски и сжечы» помешал приятелы, случайно зашедший в гости. Нет, не так-то просто уничтожиты то, что уже существует, чему живописец дал жизны. Портрет начинает житы своей собственной жизныю, он «ходит по рукам и рассеивает томителыные впечатле-ныя, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производиты гоненыя и угнетеныя».
    – Как складытается далынейшая судыба художника?
    «Ощутителыная перемена в характере», зависты к ученику, участие и поражение в конкурсе картин «для вновы отстроенной богатой церкви», смерты близких людей, монашество, пустынничество.
    – Какую ролы сыграл портрет ростовщика в судыбе художника?
    Работая над портретом, художник ощущает, как «демонское чувство зависти» овладевает им самим. У всех фигур на картине, нарисованной для церкви, «нет святости в лицах; есты даже, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Значит, не толыко художник творил портрет, но и портрет творил художника. Создавая портрет в состоянии полного разлада с самим собой, художник взял на душу грех, а грешник не может написаты святого. Даже в монастыре, где живописец «строгостию жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил изумил всю братию», на требование настоятеля «написаты главный образ в церкви» он отвечает отказом, объясняя это тем, «что он недостоин взятыся за кисты, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очиститы свою душу». Ни на кого не взваливая собственной вины за то, что стал орудием зла, художник приходит к пониманию необходимости покаяния. И толыко поэтому в конце повести перед читателем предстает «прекрасный, почти божественный старец». (Здесы можно сопоставиты портреты двух художников: старца монаха и Чарт-кова перед смертыю. «Взор василиска», «чудовище невежества, «свирепый мстителы», «страшный демон», «подобно гарпии», «адское намерение» – вот далеко не полный набор изобразителыно-вырази-телыных средств, которые помогают поняты авторское отношение к Чарткову. Совсем не случайно в начале работы над повестыю герой Гоголя носил говорящую фамилию Чертков).
    – Как композиция повести помогает поняты главную идею произведения?
    В самом начале работы над повестыю мы уже отмечали, что она состоит из двух частей, которые связаны таинственными свойствами и историей за-
    гадочного портрета. Но этого явно недостаточно для того, чтобы объясниты замысел писателя. Две части повести – это не толыко и не столыко рассказ о портрете, это прежде всего антитеза, противопоставление жизненных позиций двух художников, не сумевших устояты перед соблазном. Один из них, Чартков, не был лишен таланта и в молодости подавал болышие надежды: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеныями его кисты отзываласы наблюда-телыностию, соображением, шибким порывом при-близитыся более к природе». Глубоким смыслом наполнены слова профессора, не раз предостерегавшего Чарткова: «…У тебя есты талант; грешно будет, если ты его погубишы». И художник трудился до полного самозабвения: «Временами он мог позабыты все, принявшисы за кисты, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна». Но он стал союзником дыявола, поддавшисы искушению: «Казалосы, в нем олицетворился… страшный демон». Ему не удалосы спасти свою душу, а искусство без души перестает быты искусством. Гоголы пишет о своем герое: «Золото сделалосы его стра-стыю, идеалом, страхом, наслаждением, целыю». Но целыю и страстыю настоящего художника может быты толыко искусство. Духовная гибелы героя предшествовала смерти физической. Другой же живописец, о котором повествуется во второй части повести, пойдя на поводу у дыявола и поняв грехов-носты своего поступка, совершает духовный подвиг, позволивший ему обратитыся к евангелыскому сюжету Рождества Иисуса. Значит, по мнению автора, человек может оступитыся, поддавшисы искушению, посколыку он слаб, но это не самое страшное преступление. Человек сам решает, добру он будет служиты или злу, и решение это никому не дается легко. Особая же мера ответственности лежит на художнике, который должен нести в мир свет, добро, гармонию, а не разрушаты их. В конце повести художник наставляет сына: «Талант есты драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в ис-
    кусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколыко раз торжественный покой выше всякого волненыя мирского, во сколыко раз твореные выше разрушеныя. – во столыко раз выше всего, что ни
    есты на свете, высокое созданые искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстыю… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быты душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит толыко быты обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса. И уже весы народ обступил его, и указывает на него палы-цем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на буд-ничнык одеждах не замечаешы пятна.» Миссия художника в этом мире сродни миссии божественной, посколыку настоящее искусство исцеляет душу. Религиозное служение искусству – это нравственный подвиг.
    Повесты Н.В. Гоголя дает богатый материал для размышлений. Автор словно искушает читателя: да не усколызнуло ли от него что-то главное, не увидел ли он лишы то, что лежит на поверхности? Конечно, это так, но не настолыко еще велик жизненный и читателыский опыт учеников 8-ого класса, чтобы они в полной мере осознали всю сложносты и глубину этого писателя. Главный разговор о Гоголе еще впереди. Наша задача состояла в том, чтобы создаты на уроке ситуацию необходимости обращения к тексту при ответе на вопросы, решение кото-рык жизненно необходимо как для писателей-классиков, так и для сегодняшних читателей.
    Домашнее задание. Писыменно ответиты на вопрос в форме сочинения-рассуждения (на выбор):
    1. В финале первой редакции повести страшный портрет ростовщика исчезает у всех на глазах. Во второй редакции портрет оказытается украден. В чем смысл такого финала?

  2. Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою.
    Н.В. Гоголь
    Гоголя  всегда  интересно читать. Даже  давно  известные произведения начинаешь  перечитывать и  увлекаешься, погружаясь в мир,  где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования.  Казалось  бы, серьезный  классический  писатель,  философ,  но  берешь  его  книгу  и  становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский.   В  повести  «Портрет» присутствует  и  те  и  другие.
    Я убеждена, что повесть «Портрет»  не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет  интересна всегда.
    Удивительно, что один  из самых  значительных критиков своего  времени, В. Г. Белинский  неодобрительно  отозвался о повести « Портрет»:
    «Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его  талант падает, но он и в  самом  падении остается  талантом».
    Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю  о  человеке, которого  погубила жажда золота. Автор  назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух  частях  повести? Или  потому,  что Гоголь хотел  дать портрет современного общества  и  талантливого  человека,  который  гибнет или  спасается  вопреки враждебным  обстоятельствам и  унизительным свойствам  натуры? Или  это портрет искусства и  души  самого  писателя,  пытающегося уйти  от  соблазна  успеха  и  благополучия и  очистить душу высоким  служением искусству?
    Наверное,  есть  в  этой  странной  повести Н.В. Гоголя  и  социальный, и нравственный, и  эстетический  смысл, есть  размышление  о  том,  что  такое человек, общество, искусство. Современность  и  вечность сплетены здесь  так неразрывно,  что  жизнь  русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к  библейским размышлениям о добре и  зле,  об  их  бесконечной борьбе в  человеческой душе.
    С художником  Чартковым  мы  знакомимся в  тот  момент его  жизни, когда  он  с  юношеской  пылкостью любит  высоту  гения  Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и  презирает  ремесленные  подделки,  заменяющие искусство обывателю.  Увидев в  лавке  странный  портрет старика  с  пронзительными  глазами,  Чартков  готов  отдать  за  него  последний  двугривенный.  Нищета  не  отняла  у  него, а, возможно,  дала способность видеть  красоту  жизни и  с  увлечением  работать  над  своими  этюдами. Он  тянется к  свету  и  не  хочет  превращать искусство  в  анатомический  театр,  обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он  отвергает  художников,  у  которых « самая  природа…  кажется низкою, грязною», так что «нет  в  ней  чего-то  озаряющего». Чартков,  по  признанию его  учителя в  живописи,  талантлив,  но нетерпелив и  склонен к  житейским удовольствиям, суете. Но  как  только  деньги,  чудом выпавшие из  рамы  портрета,  дают Чарткову возможность вести  такую заманчивую светскую жизнь и  наслаждаться  благополучием;  богатство и  слава,  а  не  искусство,  становятся  его  кумирами. Своим  успехом  Чартков обязан  тому,  что,  рисуя  портрет  светской  барышни, который  выходил  у  него  скверным,  он  смог опереться  на  бескорыстное  произведение таланта –  рисунок Психеи,  где  чувствовалась, физически ощущалась мечта об  идеальном существе. Но  идеал  был не  живым и,  только соединившись с впечатлениями реальной жизни,  стал притягательным, а  реальная жизнь обрела  значительность идеала.  Однако Чартков солгал,  придав бесцветной девице облик  Психеи. Польстив ради успеха, он  изменил чистоте искусства.  И  талант стал  покидать Чарткова, изменил   ему. «Кто  заключил  в  себе  талант,  тот чище  всех  должен  быть душою», – говорит  отец  сыну  во  второй  части  повести.  Не правда ли, что это почти  дословный  повтор слов Моцарта в  пушкинской  трагедии: «Гений и злодейство – две  вещи  несовместные». Но для Пушкина добро – в  природе гениальности.  Гоголь  же  пишет повесть  о  том,  что художник,  как и  все  люди, подвержен  соблазну зла, но   губит  себя  и свой  талант ужаснее  и  стремительнее,  чем люди  обычные.  Талант, не реализованный  в  подлинном  искусстве,  талант,  расставшийся  с  добром,  становится разрушительным для  личности.
    Чартков,  ради  успеха уступивший истину благообразию,  перестает ощущать жизнь  в  ее  многоцветности, изменчивости,  трепете.  Его  портреты утешают, развлекают, «чаруют»  заказчиков,  но  не  живут,  они  не  раскрывают,  а  закрывают  личность, натуру. И несмотря  на  славу модного  живописца, Чартков чувствует,  что он не  имеет  никакого отношения  к  настоящему  искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина  художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение,  испытанное им,  не  пробуждает  его  к  новой  жизни,  потому что  для  этого  необходимо отказаться  от  погони  за  богатством и  славой,  убить  в  себе  зло. Чартков  избирает  другой  путь, достойный «ничтожества от искусства»: он  начинает изгонять  из  мира  божественное,  скупать  и  резать  великолепные полотна,  убивать  добро. И  этот  путь  ведет  его  к  сумасшествию   и  смерти.
    Что  было  причиной  этих  страшных  превращений: слабость  человека  перед соблазнами или  мистическое  колдовство  портрета  ростовщика, собравшего  в  своем  обжигающем  взгляде  зло  мира?
    Н. В.  Гоголь двойственно  ответил  на  этот вопрос. Реальное  объяснение  судьбы  Чарткова столь  же  возможно,  как  и  мистическое. Сон, приводящий  героя  к  золоту,  может  быть  и  осуществлением  его  подсознательных  желаний, и  агрессией  нечистой силы, которая  поминается  всякий  раз,  как  речь  заходит  о  портрете  ростовщика. Слова  «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в  повести речевой  рамой  портрета.
    Художник,  прикоснувшийся  к  злу, написавший глаза  ростовщика, которые  « глядели демонски-сокрушительно»,  уже  не  может писать  добро, кистью его  водит  «нечистое чувство», и в  картине, предназначенной для храма, «нет святости в  лицах».
    Все люди,  связанные с  ростовщиком в  реальной жизни,  гибнут,  изменив лучшим свойствам  своей  натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его  влияние. Портрет ростовщика отнимает  у  людей радость жизни  и  пробуждает «тоску такую… точно  как  будто бы хотел  зарезать  кого-то». По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям. И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.
    Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать  произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».
    Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние. Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» – ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто. Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.
    Тем не менее поветь «Портрет» не  несет  успокоения, показывая,  насколько  все  люди,  независимо  от  свойств  своего  характера  и  высоты  убеждений, подвержены злу. Гоголь,  переделав финал повести,  отнимает  надежду  на  искоренение  зла. В  первой  редакции облик  ростовщика таинственно испаряется  с  полотна, оставив чистым  холст.  В  окончательном  тексте повести портрет  ростовщика исчезает: зло  опять пошло  бродить  по  свету…
    Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.

  3. 3
    Текст добавил: looking from the inside

    ?ИДЕТ УРОК..
    Н.А. Толстых
    «КТО ЗАКЛЮЧИЛ В СЕБЕ ТАЛАНТ, ТОТ ЧИЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУШОЮ»
    ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИН.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ.» В 8-ОМ КЛАССЕ
    Программа по литературе для 8-ого класса, составленная А. Кутузовым, отводит на изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» два часа. Эго одно из ключевыгх произведений, в котором автор высказывает свои самые сокровенные мысли, но, к сожалению, довольно часто внимание восьмиклассников бытает сосредоточено лишь на фантастичности завязки и занимательности сюжета. Именно поэтому необходима серьезная и глубокая работа с текстом, аналитическое чтение должно стать ведущим на этих уроках.
    Урок первый. «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». (Судьба художника Чарткова).
    В начале урока даются общие сведения о произведении: повесть была написана в 1835 году и вошла в сборник «Арабески». Позже, в 1842 году,
    Н.В. Гоголь возвращается к ней, вносит изменения, и появляется ее вторая редакция. Эти семь лет работы над повестью отразили напряженные раздумья автора о предназначении художника и мере его ответственности за талант.
    На первом уроке обращаем внимание учащихся на двухчастную композицию повести и работаем над первой частью. Задавая вопросы по ее содержанию, мы постепенно выстраиваем представление о главном герое – художнике Чарткове (портретная характеристика, среда, образ жизни). На этом этапе урока учащиеся хорошо справляются с заданиями, привлекают текст, делают верные выводы: творческий человек, талантливый художник Чартков живет в бедном районе, терпит нужду, материальные лишения. К чему это ведет? Он вынужден думать не о творчестве, а о том, как расплатиться с долгами и что завтра есть. Постоянная нехватка денег ограничивает его свободу.
    – Каким образом Чартков становится богатым?
    Совершенно фантастическим способом он получает тысячу червонцев. (Здесь достаточно ограничиться простым пересказом эпизода одним из учеников).
    – Как же герой распоряжается полученным богатством?
    «Горячая юность» хочет «получить от жизни все», и Чартков тратит деньги на модную одежду, вкусную еду, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте… Вряд ли такое поведение молодого человека заслуживает категорического осуждения. Но в доступности многого, что можно приобрести за деньги, кроется огромное искушение. И вот
    Наталья Анатольевна Толсты1х – учитель русского языжа и литературы! МОУ СОШ№ 163 (г. Екатеринбург).
    уже Чарткову кажется, что можно купить все, даже известность, не прикладывая к этому особых усилий. Зачем работать, испытывать муки творчества, мечтая о славе? Ведь и она является предметом купли – продажи.
    – Как Чартков приобретает известность?
    За деньги в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Чтение статьи на уроке помогает учащимся почувствовать такой художественный прием, как авторская ирония, без которой невозможно представить Гоголя. Иронией пронизана похвала художнику, который вынул «счастливый билет из лотереи». И вот уже Чартков в одном ряду с другим «модным» художником по фамилии Ноль.
    – Какова дальнейшая судьба героя?
    Он теряет чудесное зрение художника, живопись для него становится ремеслом, она перестает быть чудом. И вот уже вместо человеческой души он видит «только мундиры, да корсет, да фрак». За деньги он исполняет любое желание заказчика: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот».
    – Благодаря чему происходит прозрение Чарт-кова? Спасло ли оно его?
    Благодаря картине, привезенной из Италии, «стало ясно даже непосвященному, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы». Понял это и Чартков, но прозрение было слишком поздним. «Припадки бешенства и безумия начали оказытаться чаще. все это обратилось в самую ужасную болезнь.» Бешенство, безумие – это расплата за предательство своего таланта. «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывая ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель». Вот на что потратил он свои богатства.
    – Кто же виноват в таком трагическом исходе?
    Некоторым восьмиклассникам ответ на этот
    вопрос кажется очевидным: загадочный портрет. Ведь и художник Чартков так думает: «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет,
    был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, – почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». Чартков возненавидел портрет, но не себя самого. Невольно возникает аналогия с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (роман прочитан учащимися к уроку внеклассного чтения). Пытаясь уничтожить портрет, на котором прекрасное лицо Дориана с каждым омерзительным его поступком становится все ужаснее и безобразнее, герой убивает себя. В романе Уайльда портрет олицетворяет совесть. В повести Гоголя портрету отводится другая роль – роль искусителя, испытывающего человека: сможет ли устоять, сумеет ли сохранить свою душу? Да портрет ли всему причиной? Не сам ли художник виноват в том, что не сложилась его творческая судьба так, как он мечтал в юности? По мысли Гоголя, герой не выдержал испытания богатством и растерял свой талант, разменял его на комфорт, удовольствия и купленную славу. Не устояв перед искушением, он предал талант, которым был одарен, и расплата за предательство – позднее раскаяние, когда ничего уже поправить нельзя, и безумие от осознания непоправимости содеянного.
    Урок второй. «Талант есть драгоценнейший дар Бога… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». (Тема призвания художника и роли искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»).
    Вторая часть повести оказывается гораздо сложнее для восьмиклассников в плане восприятия, понимания и интерпретации. Здесь не обойтись без комментариев учителя, который должен подвести учащихся к постижению идеи художественного произведения.
    – Итак, кто же изображен на портрете?
    Этот вопрос не вызывает затруднений, но следует обратить особое внимание на реплику, характеризующую изображенного на портрете ростовщика: «Дьявол, совершенный дьявол!» Случайна ли эта параллель? Как тот, так и другой способны завладеть человеком безраздельно.
    – Почему ростовщик обращается к художнику с просьбой нарисовать его портрет?
    Ростовщик объясняет это нежеланием «умереть совершенно», тем, что «ему нужно присутствовать в мире», то есть сохранить над людьми былую власть. Не означает ли это, что он истово верит в магическую силу искусства, способного подарить бессмертие?
    – Как идет работа над портретом?
    Рисуя портрет ростовщика, художник «чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому», «с отвращением писал его, не чувствовал в то время никакой любви к своей работе». Он говорит сыну: «Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, – не
    чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». «В душе его возродилосы такое странное отвращение, такая непонятная тягосты», что «ему сделалосы страшно», он бросил кисты и наотрез отказался закончиты работу. Но от портрета изба-витыся не удается: «поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет портрета, не дает за него ничего и присылает назад». Намерению художника «изрезаты его в куски и сжечы» помешал приятелы, случайно зашедший в гости. Нет, не так-то просто уничтожиты то, что уже существует, чему живописец дал жизны. Портрет начинает житы своей собственной жизныю, он «ходит по рукам и рассеивает томителыные впечатле-ныя, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производиты гоненыя и угнетеныя».
    – Как складытается далынейшая судыба художника?
    «Ощутителыная перемена в характере», зависты к ученику, участие и поражение в конкурсе картин «для вновы отстроенной богатой церкви», смерты близких людей, монашество, пустынничество.
    – Какую ролы сыграл портрет ростовщика в судыбе художника?
    Работая над портретом, художник ощущает, как «демонское чувство зависти» овладевает им самим. У всех фигур на картине, нарисованной для церкви, «нет святости в лицах; есты даже, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Значит, не толыко художник творил портрет, но и портрет творил художника. Создавая портрет в состоянии полного разлада с самим собой, художник взял на душу грех, а грешник не может написаты святого. Даже в монастыре, где живописец «строгостию жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил изумил всю братию», на требование настоятеля «написаты главный образ в церкви» он отвечает отказом, объясняя это тем, «что он недостоин взятыся за кисты, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очиститы свою душу». Ни на кого не взваливая собственной вины за то, что стал орудием зла, художник приходит к пониманию необходимости покаяния. И толыко поэтому в конце повести перед читателем предстает «прекрасный, почти божественный старец». (Здесы можно сопоставиты портреты двух художников: старца монаха и Чарт-кова перед смертыю. «Взор василиска», «чудовище невежества, «свирепый мстителы», «страшный демон», «подобно гарпии», «адское намерение» – вот далеко не полный набор изобразителыно-вырази-телыных средств, которые помогают поняты авторское отношение к Чарткову. Совсем не случайно в начале работы над повестыю герой Гоголя носил говорящую фамилию Чертков).
    – Как композиция повести помогает поняты главную идею произведения?
    В самом начале работы над повестыю мы уже отмечали, что она состоит из двух частей, которые связаны таинственными свойствами и историей за-
    гадочного портрета. Но этого явно недостаточно для того, чтобы объясниты замысел писателя. Две части повести – это не толыко и не столыко рассказ о портрете, это прежде всего антитеза, противопоставление жизненных позиций двух художников, не сумевших устояты перед соблазном. Один из них, Чартков, не был лишен таланта и в молодости подавал болышие надежды: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеныями его кисты отзываласы наблюда-телыностию, соображением, шибким порывом при-близитыся более к природе». Глубоким смыслом наполнены слова профессора, не раз предостерегавшего Чарткова: «…У тебя есты талант; грешно будет, если ты его погубишы». И художник трудился до полного самозабвения: «Временами он мог позабыты все, принявшисы за кисты, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна». Но он стал союзником дыявола, поддавшисы искушению: «Казалосы, в нем олицетворился… страшный демон». Ему не удалосы спасти свою душу, а искусство без души перестает быты искусством. Гоголы пишет о своем герое: «Золото сделалосы его стра-стыю, идеалом, страхом, наслаждением, целыю». Но целыю и страстыю настоящего художника может быты толыко искусство. Духовная гибелы героя предшествовала смерти физической. Другой же живописец, о котором повествуется во второй части повести, пойдя на поводу у дыявола и поняв грехов-носты своего поступка, совершает духовный подвиг, позволивший ему обратитыся к евангелыскому сюжету Рождества Иисуса. Значит, по мнению автора, человек может оступитыся, поддавшисы искушению, посколыку он слаб, но это не самое страшное преступление. Человек сам решает, добру он будет служиты или злу, и решение это никому не дается легко. Особая же мера ответственности лежит на художнике, который должен нести в мир свет, добро, гармонию, а не разрушаты их. В конце повести художник наставляет сына: «Талант есты драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в ис-
    кусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколыко раз торжественный покой выше всякого волненыя мирского, во сколыко раз твореные выше разрушеныя. – во столыко раз выше всего, что ни
    есты на свете, высокое созданые искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстыю… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быты душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит толыко быты обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса. И уже весы народ обступил его, и указывает на него палы-цем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на буд-ничнык одеждах не замечаешы пятна.» Миссия художника в этом мире сродни миссии божественной, посколыку настоящее искусство исцеляет душу. Религиозное служение искусству – это нравственный подвиг.
    Повесты Н.В. Гоголя дает богатый материал для размышлений. Автор словно искушает читателя: да не усколызнуло ли от него что-то главное, не увидел ли он лишы то, что лежит на поверхности? Конечно, это так, но не настолыко еще велик жизненный и читателыский опыт учеников 8-ого класса, чтобы они в полной мере осознали всю сложносты и глубину этого писателя. Главный разговор о Гоголе еще впереди. Наша задача состояла в том, чтобы создаты на уроке ситуацию необходимости обращения к тексту при ответе на вопросы, решение кото-рык жизненно необходимо как для писателей-классиков, так и для сегодняшних читателей.
    Домашнее задание. Писыменно ответиты на вопрос в форме сочинения-рассуждения (на выбор):
    1. В финале первой редакции повести страшный портрет ростовщика исчезает у всех на глазах. Во второй редакции портрет оказытается украден. В чем смысл такого финала?
    2. Какова, на ваш взгляд, ролы искусства в современном мире?

  4. Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.
    Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размыш ление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью “отвратительного человека”. Он отвергает художников, у которых “самая природа… кажется низкою, грязною”, так что “нет в ней чего-то озаряющего”. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова “черт”, “дьявол”, “тьма”, “бес” оказываются в повести речевой рамой портрета.
    Пушкин в “Пиковой даме” по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.
    Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.
    Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы…” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.
    Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
    ?

  5. Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только
    тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…
    Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:
    Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.
    В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.
    И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.
    И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.
    В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.
    Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:
    Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.
    Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:
    Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.
    Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

  6. 6
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
    Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
    заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
    Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
    Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

  7. ИДЕТ УРОК…
    Н.А. Толстых
    «КТО ЗАКЛЮЧИЛ В СЕБЕ ТАЛАНТ, ТОТ ЧИЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУШОЮ»
    ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» В 8-ОМ КЛАССЕ
    1
    Программа по литературе для 8-ого класса, составленная А. Кутузовым, отводит на изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» два часа. Это одно из
    ключевых произведений, в котором автор высказывает свои самые сокровенные мысли, но, к сожалению, довольно часто внимание восьмиклассников
    бывает сосредоточено лишь на фантастичности завязки и занимательности сюжета. Именно поэтому
    необходима серьезная и глубокая работа с текстом,
    аналитическое чтение должно стать ведущим на
    этих уроках.
    Урок первый. «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». (Судьба
    художника Чарткова).
    В начале урока даются общие сведения о произведении: повесть была написана в 1835 году и
    вошла в сборник «Арабески». Позже, в 1842 году,
    Н.В. Гоголь возвращается к ней, вносит изменения,
    и появляется ее вторая редакция. Эти семь лет работы над повестью отразили напряженные раздумья
    автора о предназначении художника и мере его ответственности за талант.
    На первом уроке обращаем внимание учащихся
    на двухчастную композицию повести и работаем
    над первой частью. Задавая вопросы по ее содержанию, мы постепенно выстраиваем представление о
    главном герое – художнике Чарткове (портретная
    характеристика, среда, образ жизни). На этом этапе
    урока учащиеся хорошо справляются с заданиями,
    привлекают текст, делают верные выводы: творческий человек, талантливый художник Чартков живет в бедном районе, терпит нужду, материальные
    лишения. К чему это ведет? Он вынужден думать не
    о творчестве, а о том, как расплатиться с долгами и
    что завтра есть. Постоянная нехватка денег ограничивает его свободу.
    – Каким образом Чартков становится богатым?
    Совершенно фантастическим способом он получает тысячу червонцев. (Здесь достаточно ограничиться простым пересказом эпизода одним из учеников).
    – Как же герой распоряжается полученным богатством?
    «Горячая юность» хочет «получить от жизни
    все», и Чартков тратит деньги на модную одежду,
    вкусную еду, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте… Вряд ли такое поведение молодого человека заслуживает категорического осуждения. Но в доступности многого, что можно приобрести за деньги, кроется огромное искушение. И вот
    Наталья Анатольевна Толстых – учитель русского
    языка и литературы МОУ СОШ № 163 (г. Екатеринбург).
    уже Чарткову кажется, что можно купить все, даже
    известность, не прикладывая к этому особых усилий. Зачем работать, испытывать муки творчества,
    мечтая о славе? Ведь и она является предметом купли – продажи.
    – Как Чартков приобретает известность?
    За деньги в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова».
    Чтение статьи на уроке помогает учащимся почувствовать такой художественный прием, как авторская ирония, без которой невозможно представить
    Гоголя. Иронией пронизана похвала художнику,
    который вынул «счастливый билет из лотереи». И
    вот уже Чартков в одном ряду с другим «модным»
    художником по фамилии Ноль.
    – Какова дальнейшая судьба героя?
    Он теряет чудесное зрение художника, живопись для него становится ремеслом, она перестает
    быть чудом. И вот уже вместо человеческой души
    он видит «только мундиры, да корсет, да фрак». За
    деньги он исполняет любое желание заказчика: «Кто
    хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в
    Байрона, он давал ему байроновское положение и
    поворот».
    – Благодаря чему происходит прозрение Чарткова? Спасло ли оно его?
    Благодаря картине, привезенной из Италии,
    «стало ясно даже непосвященному, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы». Понял это и Чартков, но
    прозрение было слишком поздним. «Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… все
    это обратилось в самую ужасную болезнь…» Бешенство, безумие – это расплата за предательство
    своего таланта. «Он начал скупать все лучшее, что
    только производило художество. Купивши картину
    дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывая ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все
    свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни
    одно чудовище невежества не истребило столько
    прекрасных произведений, сколько истребил этот
    свирепый мститель». Вот на что потратил он свои
    богатства.
    – Кто же виноват в таком трагическом исходе?
    Некоторым восьмиклассникам ответ на этот
    вопрос кажется очевидным: загадочный портрет.
    Ведь и художник Чартков так думает: «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил,
    что некоторым образом он, этот странный портрет,
    Н.А. Толстых
    был причиной его превращенья, что денежный клад,
    полученный им таким чудесным образом, родил в
    нем все суетные побужденья, погубившие его талант, – почти бешенство готово было ворваться к
    нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести
    прочь ненавистный портрет». Чартков возненавидел
    портрет, но не себя самого. Невольно возникает
    аналогия с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (роман прочитан учащимися к уроку
    внеклассного чтения). Пытаясь уничтожить портрет,
    на котором прекрасное лицо Дориана с каждым
    омерзительным его поступком становится все ужаснее и безобразнее, герой убивает себя. В романе
    Уайльда портрет олицетворяет совесть. В повести
    Гоголя портрету отводится другая роль – роль искусителя, испытывающего человека: сможет ли устоять, сумеет ли сохранить свою душу? Да портрет ли
    всему причиной? Не сам ли художник виноват в
    том, что не сложилась его творческая судьба так,
    как он мечтал в юности? По мысли Гоголя, герой не
    выдержал испытания богатством и растерял свой
    талант, разменял его на комфорт, удовольствия и
    купленную славу. Не устояв перед искушением, он
    предал талант, которым был одарен, и расплата за
    предательство – позднее раскаяние, когда ничего
    уже поправить нельзя, и безумие от осознания непоправимости содеянного.
    Урок второй. «Талант есть драгоценнейший
    дар Бога… Кто заключил в себе талант, тот чище
    всех должен быть душою». (Тема призвания художника и роли искусства в повести Н.В. Гоголя
    «Портрет»).
    Вторая часть повести оказывается гораздо
    сложнее для восьмиклассников в плане восприятия,
    понимания и интерпретации. Здесь не обойтись без
    комментариев учителя, который должен подвести
    учащихся к постижению идеи художественного
    произведения.
    – Итак, кто же изображен на портрете?
    Этот вопрос не вызывает затруднений, но следует обратить особое внимание на реплику, характеризующую изображенного на портрете ростовщика: «Дьявол, совершенный дьявол!» Случайна ли эта
    параллель? Как тот, так и другой способны завладеть человеком безраздельно.
    – Почему ростовщик обращается к художнику
    с просьбой нарисовать его портрет?
    Ростовщик объясняет это нежеланием «умереть
    совершенно», тем, что «ему нужно присутствовать в
    мире», то есть сохранить над людьми былую власть.
    Не означает ли это, что он истово верит в магическую силу искусства, способного подарить бессмертие?
    – Как идет работа над портретом?
    Рисуя портрет ростовщика, художник «чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому», «с отвращением писал его, не
    чувствовал в то время никакой любви к своей работе». Он говорит сыну: «Насильно хотел покорить
    себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть
    уже мятежные чувства, тревожные чувства, – не
    49
    чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». «В душе его возродилось такое странное отвращение, такая непонятная тягость», что
    «ему сделалось страшно», он бросил кисть и наотрез
    отказался закончить работу. Но от портрета избавиться не удается: «поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет
    портрета, не дает за него ничего и присылает назад».
    Намерению художника «изрезать его в куски и
    сжечь» помешал приятель, случайно зашедший в
    гости. Нет, не так-то просто уничтожить то, что уже
    существует, чему живописец дал жизнь. Портрет
    начинает жить своей собственной жизнью, он «ходит по рукам и рассеивает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить
    гоненья и угнетенья».
    – Как складывается дальнейшая судьба художника?
    «Ощутительная перемена в характере», зависть
    к ученику, участие и поражение в конкурсе картин
    «для вновь отстроенной богатой церкви», смерть
    близких людей, монашество, пустынничество.
    – Какую роль сыграл портрет ростовщика в
    судьбе художника?
    Работая над портретом, художник ощущает,
    как «демонское чувство зависти» овладевает им самим. У всех фигур на картине, нарисованной для
    церкви, «нет святости в лицах; есть даже… что-то
    демонское в глазах, как будто бы рукою художника
    водило нечистое чувство». Значит, не только художник творил портрет, но и портрет творил художника. Создавая портрет в состоянии полного разлада
    с самим собой, художник взял на душу грех, а грешник не может написать святого. Даже в монастыре,
    где живописец «строгостию жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил изумил всю
    братию», на требование настоятеля «написать главный образ в церкви» он отвечает отказом, объясняя
    это тем, «что он недостоин взяться за кисть, что она
    осквернена, что трудом и великими жертвами он
    должен прежде очистить свою душу». Ни на кого не
    взваливая собственной вины за то, что стал орудием
    зла, художник приходит к пониманию необходимости покаяния. И только поэтому в конце повести
    перед читателем предстает «прекрасный, почти божественный старец». (Здесь можно сопоставить
    портреты двух художников: старца монаха и Чарткова перед смертью. «Взор василиска», «чудовище
    невежества, «свирепый мститель», «страшный демон», «подобно гарпии», «адское намерение» – вот
    далеко не полный набор изобразительно-выразительных средств, которые помогают понять авторское отношение к Чарткову. Совсем не случайно в
    начале работы над повестью герой Гоголя носил
    говорящую фамилию Чертков).
    – Как композиция повести помогает понять
    главную идею произведения?
    В самом начале работы над повестью мы уже
    отмечали, что она состоит из двух частей, которые
    связаны таинственными свойствами и историей за-
    50
    гадочного портрета. Но этого явно недостаточно для
    того, чтобы объяснить замысел писателя. Две части
    повести – это не только и не столько рассказ о портрете, это прежде всего антитеза, противопоставление жизненных позиций двух художников, не сумевших устоять перед соблазном. Один из них,
    Чартков, не был лишен таланта и в молодости подавал большие надежды: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе». Глубоким смыслом
    наполнены слова профессора, не раз предостерегавшего Чарткова: «…У тебя есть талант; грешно
    будет, если ты его погубишь». И художник трудился
    до полного самозабвения: «Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее
    не иначе, как от прекрасного прерванного сна». Но
    он стал союзником дьявола, поддавшись искушению: «Казалось, в нем олицетворился… страшный
    демон». Ему не удалось спасти свою душу, а искусство без души перестает быть искусством. Гоголь
    пишет о своем герое: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Но
    целью и страстью настоящего художника может
    быть только искусство. Духовная гибель героя
    предшествовала смерти физической. Другой же живописец, о котором повествуется во второй части
    повести, пойдя на поводу у дьявола и поняв греховность своего поступка, совершает духовный подвиг,
    позволивший ему обратиться к евангельскому сюжету Рождества Иисуса. Значит, по мнению автора,
    человек может оступиться, поддавшись искушению,
    поскольку он слаб, но это не самое страшное преступление. Человек сам решает, добру он будет
    служить или злу, и решение это никому не дается
    легко. Особая же мера ответственности лежит на
    художнике, который должен нести в мир свет, добро, гармонию, а не разрушать их. В конце повести
    художник наставляет сына: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в ис-
    Филологический класс, 22/2009
    кусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во
    сколько раз торжественный покой выше всякого
    волненья мирского, во сколько раз творенье выше
    разрушенья… – во столько раз выше всего, что ни
    есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью…
    Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен
    быть душою. Другому простится многое, но ему не
    простится. Человеку, который вышел из дому в
    светлой праздничной одежде, стоит только быть
    обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса. И уже
    весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же
    народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаешь пятна…» Миссия
    художника в этом мире сродни миссии божественной, поскольку настоящее искусство исцеляет душу.
    Религиозное служение искусству – это нравственный подвиг.
    Повесть Н.В. Гоголя дает богатый материал
    для размышлений. Автор словно искушает читателя:
    да не ускользнуло ли от него что-то главное, не увидел ли он лишь то, что лежит на поверхности? Конечно, это так, но не настолько еще велик жизненный и читательский опыт учеников 8-ого класса,
    чтобы они в полной мере осознали всю сложность и
    глубину этого писателя. Главный разговор о Гоголе
    еще впереди. Наша задача состояла в том, чтобы
    создать на уроке ситуацию необходимости обращения к тексту при ответе на вопросы, решение которых жизненно необходимо как для писателейклассиков, так и для сегодняшних читателей.
    Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос в форме сочинения-рассуждения (на выбор):
    1. В финале первой редакции повести страшный портрет ростовщика исчезает у всех на глазах.
    Во второй редакции портрет оказывается украден. В
    чем смысл такого финала?
    2. Какова, на ваш взгляд, роль искусства в современном мире?

  8. Выписать слова, которые в предложении могут быть одним из главных членов.
    Под большим дубом, новая книга, в школьном саду,стук дятла, осенние листья, утренним светом.
    Составить по одному предложению с каждым из этих слов.
    назовите основные черты конституционного правления Александра I
    первые люди похожие на современных людей появились когда и как ученые из назвали
    1,Как воздействует классическая и рок-музыка на человека и окружающий мир?
    2, Музыку каких композиторов чаще всего используют в лечебных целях?
    3, К чему может привести увлечение тяжёлой рок-музыкой?
    4, Приведи примеры положительного и отрицательного воздействия музыка на окружающий мир?
    Химия, 10 класс
    1. Взаимодействие муравьиной кислоты с этанолом — это реакция (в ответ запишите ряд цифр)
    1) Соединения
    2) Обратимая
    3) Каталитическая
    4) ОВР
    5) Гомогенная
    6) Дегидратация
    2. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой — это реакция (в ответ запишите ряд цифр)
    1. Замещения
    2. Каталитическая
    3. Необратимая
    4. ОВР
    5. Эндотермическая
    6. Гетерогенная
    6-7 предложений о друге сочинение на чувашском языке
    В чём красота и мудрость русских пословиц?
    сокращение умножения
    (2а-в) (4а^2+2ав+в^2)
    составить предложение со словом реноме
    Теплоход прибыл из Уфы в Москву 14 июля в 19 ч 30 мин, совершив путь за 12 сут. Когда теплоход отплыл из Уфы ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *