Сочинение рассуждение на тему мы сохраним тебя русская речь

6 вариантов

  1. Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры, язык межнационального общения народов России. Один из наиболее развитых мировых языков, он является одним из рабочих языков ООН. Русский язык представляет собой исторически сложившееся явление и объединяет всю совокупность языков средств русского народа. Высшей формой русского язык является литературный язык.
    Многие великие русские писатели, общественные деятели, зарубежные мастера культуры неоднократно отмечали силу, богатство и художественную выразительность русского языка. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомненья» – утверждал великий русский критик В. Г. Белинский.
    «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша – писал в   XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, – но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь…»
    Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может остаться человеком вне языка.  Родной язык для личности человека – примерно тоже, что воздух для его тела. А овладение новыми, незнакомыми языками сродни покорению чуждых стихий, которые со временем становятся неотъемлемой частью существа индивида… На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Он не найдёт понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться, и в школах любой страны родной язык – важнейший предмет. Главное — открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас. Нужно только прислушаться, задуматься, чтобы убедиться: и… ничто столь удивительное есть…!»
    Конечно, язык не выбирают, и нет нашей заслуги в том, что русский язык действительно великий, могучий и свободный. Однако это не отнимает у нас права гордиться им и не снимает ответственности за него. В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно – он неисчерпаем.
    Язык – важнейший компонент культуры. И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства.
    Русский язык – очень гибкий, как теперь говорят, самонастраивающийся инструмент познания. Столетиями мастера слова – писатели и ученые-филологи – отрабатывали его, совершенствовали, доводили до тонкости.
    ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    О русский мой язык!
    С какой небрежностью и легкою свободой
    Рассыпал ты повсюду красоту.
    Сравнить тебя могу лишь с дивною природой,
    Где смог ты уловить волшебную черту.
    Ты разновидное с единством согласил
    И где какая кисть изобразил.
    Ненареченному  ты дал названье,
    Приняв его заметные черты,
    И словом обволок блестящей красоты,
    Невыразимое ты ввел в очарованье.
    Еще в утробе матери родной
    Я слушала ласкающее и жадно
    Язык родимый, щедрый и живой,
    Словам любви внимая необъятно.
    Богатством слов его поражена,
    Бездонностью его покорена,
    И необъятной силой воплощенья
    И благородством, прелестью словес,
    Безбрежностью, глубинами чудес
    Ты ввел меня в сей мир очарованья.
    Ты с ранних лет в уста мне был вложен
    Могучий, сильный. Меткий, благозвучный,
    Язык Руси, древнейший и живучий,
    И прошлого, и нынешних времен.
    Бездонный, беспредельный и родной,
    Могу ли не гордиться я тобой?
    Приемлю радость от богатств
    И живости твоей,
    Одним тобой могу я восхищаться,
    Тобой в мечтах и чувствах забываться,
    Ты –  самый лучший друг души моей!
    О русский мой язык, хранитель мой!
    О ты, с которым нет сравненья!
    Люблю тебя, дышу тобой,
    Ты  – всякой  вещи выраженье,
    Ты всюду спутник мой незримый,
    Для многих ты непостижимый.
    Свой стих тебе я посвящаю.
    Постигнув радость от похвал,
    Ты столько лет ко мне взывал,
    Тобой живу, тебя боготворю
    И возвышаю!
    Ученицы 9 класса Шек Катерины.
    2012

  2. <<< Это всем известное стихотворение «Мужество» было написано Анной Ахматовой в 1942 году, когда над Россией, над русским языком нависла угроза исчезновения. Многим, наверное, покажется, что в настоящее время стихотворение звучит излишне патетически. Но я как учитель-словесник так не думаю. Более того, я убеждена, что тема сохранения языка сегодня звучит очень остро, актуально. Разве над русским языком не возникла угроза исчезновения? Наверное, простой обыватель скажет: «Хватила тоже! Какое тебе исчезновение? Что тебе война что ли, оккупация, истребление русского народа?». Но ведь я не говорю сейчас о языке как о средстве передачи информации. Я говорю о языке, том самом красивом и могучем языке Пушкина, Тургенева, Горького. Что наблюдаем мы сегодня? Меня как учителя-словесника очень волнуют те процессы, которые сейчас происходят в языке. Особенно заставляют задуматься о положении русского языка те, так называемые, лексические новации, великое множество которых появилось в последнее время в молодежной среде. Молодежный сленг существует не одно десятилетие. Но то, что происходит в настоящее время, заставляет по-настоящему испугаться за судьбу русского языка. Только вчитайтесь в слова: стебный – веселый, заточка – выражение лица, дбз – договориться, овца – девушка и т.д. А представьте, если собрать подобные слова в предложение. Как это будет звучать? А чего стоит молодежный язык Интернета, так называемый «язык падонков» - язык с нарочито неправильным написанием слов! Вот пример: «тупайа абизьяна!» - низкие умственные способности оппонента. А что наблюдается в языковой среде взрослых? Тоже картина, достойная разочарования: низкий уровень грамотности, речь корявая, огромное количество грамматических, орфоэпических ошибок. А нецензурные выражения, которые мы слышим кругом! Сплошная языковая безграмотность, начиная от простого человека и заканчивая людьми так называемого «высшего круга». Редкий человек владеет русским языком. И что особенно печально: сами русские не понимают прискорбности создавшегося положения. Русская речь, красивая, тонкая, изящная заменяется сплошь и рядом каким-то суррогатом, извращается, заполняется грязным, грубым, отвратительным. И это ли не угроза исчезновения, это ли не экспансия? И что же мне, учителю-филологу, делать в создавшейся ситуации, когда, кажется, все против меня? Плюнуть на все? Сказать, что один в поле не воин? Что бороться с перечисленными явлениями все равно, что бороться с ветряными мельницами? Так просто сдаться, сложить руки, плыть по течению, смириться со всем, что происходит в языке? Но нет, я так не могу. Ведь можно же вспомнить и другую народную мудрость: «Вода камень точит» или «Терпенье и труд все перетрут». Начиная работать в школе, я думала, что задача моя достаточно простая, - научить детей правильно говорить, грамотно писать, познакомить с лучшими произведениями классической литературы. Но теперь я понимаю, что задача моя гораздо серьезнее, - сохранить наш великий и могучий язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками, показать детям красоту, богатство, силу и величие русского языка, пробудить в своих учениках патриотические чувства к родному слову. Я хочу, чтобы и мой внук, и мой правнук, и мой далекий-далекий потомок имели счастье говорить на родном языке, слышать чудесное художественное слово. Я хочу, чтобы их переполняло чувство гордости от того, что они русские и их родной язык – русский. И я все буду делать для этого. Да, желания амбициозные, но если бы они не имели под собой оснований, то за 15 лет педагогического стажа мне не довелось бы слышать от своих выпускников следующие слова: «Спасибо, Любовь Анатольевна, что вы научили меня русскому языку. Я в группе был лучшим». Я понимаю, что отрицательные явления, появившиеся в языке, не возникли сами по себе, из ниоткуда. Это связано с общим нравственным оскудением русской нации. Нация больна, а язык как следствие этой болезни. Но, я думаю, болезнь эта не безнадёжная. Я верю, что пробудится русский народ, вспомнит и заявит о своём величии, сбросит с себя всё наносное, всё чуждое, отвратительное. И очиститься. И очиститься от всего отвратительного чудное явление – русский язык. А мы, словесники, как врачи-реаниматоры должны делать всё для этого возрождения, ибо ещё Тургенев сказал, что нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

  3. Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово. Анна АхматоваТургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Но язык это стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью, а речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь различные «сорняки». Это могут быть и диалектные слова, и вульгаризмы, и речевые штампы, и лишние не нужные слова. Многие писатели предостерегали от употребления без надобности иноязычны слов. Явно неудачен выбор слов в таких предложениях: Среди собравшихся превалировали представители молодежи; профсоюзы делают сильный акцент на культурную работу.в. белинский писал: «В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло много понятий и идей. Подобное явление не ново… Изобретать свои термины для выражения чужих понятий трудно, и вообще этот труд редко удается. Поэтому с новым понятием которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие». Он заметил также, что «неудачно придуманное русское слово для выражения чужого понятия не только лучше, но и решительно хуже иностранного слова». С другой стороны Белинский указывает, что «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего не может быть менее, как употребление слова, утрировать вместо преувеличивать». Показательны в этом отношении исправления, которые вносят писатели в свои произведения при их переиздании. Например, в разных рассказа А. П. Чехова находим такие замены: что-то специфическое что-то особенное; ординарный обыкновенный; ничего экстраординарного ничего особенного; конвенция условие и т.д. вопрос об использовании диалектизмов в художественной литературе не простой. Нельзя забывать, что с их помощью создается тот местный колорит, без которого произведение может оказаться вне времени и пространства. Источником засорения литературного языка нередко становится неоправданное индивидуальное словотворчество, появление «плохо выдуманных словечек» . Лет шестьдесят назад стилистам претили такие, например слова: взбрыкнул, грякнул. Во времена жестокой бюрократизации всей нашей жизни неологизмы нередко рождались как плод «канцелярского красноречия»: книгоедица, недоотдых, законвертовать (письмо) и т.п. засорение языка нередко связано с неуместным исполь-зованием так называемых канцеляризмов и речевых штампов, лишающие речь простоты, живости, эмоциональности.

  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Ртищевская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
    «Мы сохраним тебя, русская речь»
    Автор: Свечников Александр,
    ученик 9 класса
    МОУ «Ртищевская сош»
    Руководитель: Семенова Н.Н.,
    учитель русского языка и
    литературы
    План
    1. Введение. Народ и язык едины. Обоснование темы. Цели и задачи исследования.
    2. Итоги анкетирования в рамках школьного проекта «Русское слово».
    3. «Есть слова пострашнее, чем порох…»
    4. Из истории возникновения нецензурных слов.
    5. Ошеломляющий вывод ученых о влиянии бранных слов на человека.
    6. Путь к духовному здоровью
    7. Заключение. «Мы сохраним тебя, русская речь…»
    Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.
    В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами — «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени — мы общаемся с «иностранцами» — с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, то у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык — понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа — понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он — исчезнет и нация. Речь — наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи — это составная часть общей культуры человека. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления. Эти вопросы очень актуальны в нашей школьной республике.
    На дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне – у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…» В рамках названного проекта не раз проводились разного рода конкурсы: сочинений, стенгазет, плакатов, чтецов, связанных с культурой речи, речевым этикетом, этикой поведения в общественных местах, культурой общения в молодёжном коллективе. Мы вместе с учителями боремся за чистое слово, за язык без сорняков и «примесей».Серьезно заставило задуматься над вопросом чистоты русского языка анкетирование учащихся 4 – 11 классов,
    Вот каковы его итоги :
    Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?
    никогда – 4%
    редко – 35%
    часто – 61%
    Волнует ли тебя проблема чистоты языка?
    волнует – 43%
    не волнует – 15%
    никогда не задумывался об этом – 42%
    Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?
    свободой слова – 28%
    низким уровнем культуры – 48%
    безнаказанностью за ругань – 24%
    Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…
    не хватает других, хороших слов – 46%
    это способ самоутверждения в глазах других людей- 40%
    свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 14%
    Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?
    это бесполезно – 43%
    можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 21%
    борьба необходима в любом случае – 36%
    Как бороться со сквернословием?
    системой штрафов – 27%
    воспитанием – 34%
    самовоспитанием – 34%
    свой вариант: «бесполезно» – 5%
    Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?
    да – –
    нет – 90%
    свой вариант: «мне всё равно» – 7%
    Более обстоятельный анализ вполне откровенных и искренних ответов– тема большого и отдельного разговора. Мы и не ждали от опроса каких-либо сиюминутных результатов. Тем не менее, анкетирование заставило и педагогов и учащихся задуматься над фактическим уровнем своей культуры, образованности, послужило импульсом для повышения требовательности к своей речи, уровню своей грамотности. Результаты непременно будут обсуждены на классных собраниях, хочется надеяться, что это будет способствовать повышению интереса к родному языку, родной культуре, пробудит в классных коллективах желание, стремление внедрить этические нормы взаимоотношений и поведения в целом.
    Человек – часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергии которая распространяется в пространстве, в Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
    В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.
    Прошло время, животное встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как ни отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов до сих пор саднит мне сердце”.
    Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
    Есть слова пострашнее, чем порох,
    Чем снаряд над окопными рвами.
    Я советую людям при ссорах
    Осторожнее быть со словами.
    Мир устроен на этой основе,
    И достаточно, в общем, серьёзно:
    О любом опрометчивом слове
    Пожалеете рано иль поздно.
    Вы к словам проявляйте терпение,
    Не берите в расчёт кривотолков.
    Ведь от них остаются раненья,
    Как от мелких, но острых осколков.
    В рамках проекта мы занимаемся историей возникновения матерных слов. Вот что я нашел в литературе об этом позорном языковом явлении в нашей жизни. Грубые нецензурные слова были внесены в нашу речь не татаро-монголами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
    В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” , громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти
    Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
    Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячиу рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на растениях, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
    В журнале «Наука и жизнь» за 1992 год я прочитал, что проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
    Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
    Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
    Таковы неопровержимые факты, которые мне удалось найти. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.
    Медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном фоне человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.
    Бездуховность – вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора: по какому пути идти? Я бы предложил всем сквернословам хотя бы на месяц отказаться от бранных слов. Уверен, что очень скоро они обретут здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь своих близких. Мне иногда кажется, что я должен стать миссионером, пойти к своим сверстникам и рассказать им о том, что я думаю о нашем подростковом общении, как важно на любом уровне соблюдать его классические нормы. Не думаю, что результаты анкетирования, проведенного в нашей школе, будут сильно отличаться от других. Ф. Абрамов сказал: В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа.
    Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».
    В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н.Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:
    …Мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем.
    Навеки.
    Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже — но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове — все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.
    В слове воплощено духовное богатство народа — вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.
    Использованная литература
    1. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Советский писатель, 1983.
    2. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Просвещение, 1998.
    3. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.:, Дет. литература, 1976.
    4. Школа чтения. Хрестоматия. Составитель Тихомирова И.И./М: Школьная библиотека, 2006.
    5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1998.
    6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

  5. КРАМИНА Ирина, ученица 7А класса МОУСОШ с.Вадинск
    СОЧИНЕНИЕ

    «Вначале
    было слово…»

    «И мы сохраним
    тебя, русская речь, великое
    русское слово».
    Мы пишем – какими
    буквами? Латинскими? Нет. А какими? Греческими? Нет. Какими же? Славянскими. Мы пишем на «кириллице». А
    слово «кириллица» откуда? Оно от имени Кирилл.
    24
    мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов,
    словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности. В этот день проходят научные
    конференции, торжественные шествия к
    памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем,
    кто нее своему народу свет знаний через книгу.
    У нас в России этот праздник первыми
    начали отмечать жители древнего Новгорода
    Великого, за ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас
    этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
    В далекие-далекие времена, более 1000 лет
    назад, наши предки были язычниками. Они поклонялись силам природы: солнцу,
    ветру, грому и молнии, божествам растении, животных. И были у них специальные
    значки черты и резы, с помощью которых они
    могли передавать свои мысли другим людям.
    Какими были эти значки, мы точно не знаем, так как письменные памятники
    той поры до нас не дошли,
    В 988 году киевский князь Владимир
    Красное Солнышко решил поменять языческую
    веру на новую. Женившись на племяннице Византийских императоров, Владимир крестился сам, а, вернувшись домой в Киев, крестил всех жителей в водах
    Днепра. Принятие христианства было прогрессивным шагом: Русь получила от греков не только новую веру в Иисуса Христа, но
    это позволило объединить разрозненные русские княжества. Благодаря распространению
    христианства на Руси, стали строить каменные здания с куполами, украшать их
    фресками, мозаикой, писать иконы.
    Для совершения
    богослужения в христианских храмах Руси нужны были и особые книги –
    Библия и Евангелие. Такие книги, написанные славянской азбукой, были привезены.
    Славянскую азбуку придумали два греческих монаха – братья Солунские
    Кирилл и Мефодий. Братья родились в Фессалонике, в семье знатного
    военачальника, с детства хорошо знали славянский язык. Младший Константин
    (Кирилл – его монашеское имя) учился в Константинополе в школе Магнаврского
    дворца, был учеником известных ученых Льва Математика и Фотия, будущего
    патриарха Константинопольского. Затем сам преподавал, по желанию патриарха Фотия возглавлял ряд дипломатических миссий: к
    арабам Багдадского халифата (851 г.), затем
    вместе с Мефодием стал управатяющим одной из
    областей, населенной славянами,
    затем удалился в один из монастырей Малой Азии, куда к нему вскоре и приехал
    Кирилл.
    В 863 г. в ответ на
    просьбу великоморавского князя Ростислава, прислать
    учителей, которые могли бы нести Слово Божие на
    славянском языке, Кирилл и Мефодии были посланы
    императором Византии Михаилом III в Моравию. Дело
    составления азбуки – наитруднейшее. Стали Кирилл и Мефодии
    расставлять буквы будущего славянского алфавита в, казалось, привычном порядке
    – так, как это было до них в латинице. Многие буквы были взяты Константином из
    греческого языка. И поняли братья, что не хватает таких знаков, которые бы точно соответствовали
    звуковому составу славянских языков и наречий. Новой азбуке не хватало
    воздуха, свободного дыхания родных песен и гор, сказаний и залитых солнцем
    лугов. Нужны были новые начертания, иные – маленькие ясные рисунки-буквы. Таких
    начертаний не было ни в одной другой азбуке. Поэтому был изобретен целый ряд
    неповторимых буквенных написаний. И азбука зазвучала совершенно по-новому:
    по-славянски напевно и широко, звонко и привольно. Так Кирилл и Мефодии составили для славянского населения азбуку и
    перевели необходимые для богослужения тексты. Библию, Псалтырь, Евангелие на
    славянский язык. Выучив славянский алфавит, наши предки уже сами могли читать
    богослужебные книги, а затем начали сами писать различные документы, используя
    для этого кириллицу.   (Далее…)

  6. ?ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
    «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ…»
    Л.В. Полякова
    Poliakova L.V. And we will preserve You, the Russian Language. The article discusses the issue of examination changes in Russian secondary school.
    Это тогда, в феврале 1942, когда по нашей земле катилось горе, Анна Андреевна Ахматова создала мощное патриотическое оружие, цена которому, конечно же, не менее стоимости автомата Калашникова, стихотворение «Мужество»:
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не страшно остаться без крова, -И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово…
    Великий поэт знал вес родного слова. Родина и русский язык, отношение к ним -из разряда нравственно-философских дефиниций. Кому эта истина непонятна?
    Уже более 55 лет, как закончилась Великая Отечественная, но и сейчас, как огненный вулкан, а в последнее время все чаще, вспыхивают «огни св. Доминика», ставящие перед необходимостью снова произносить ахматовскую клятву и чувствовать себя на поле боя.
    В кабинетах министерства от случая к случаю созревают грандиозные планы не созидания, а разрушения школьного воспитания и образования. И мишенью новаций уже на протяжении целого ряда лет остаются базовые не только для образования, но главное -для формирования личности, учебные дисциплины – русский язык и русская литература, единственные, кстати, школьные дисциплины, непосредственно выполняющие воспитательную функцию и более всего, помимо прочего, воздействующие на представление школьника о фундаментальных основах
    национального самосознания, нравственного статуса человека. Еще не вошло в берега штормящее, возмущенное море вопросов: почему по новой программе в начальной школе оставлены два часа в неделю на русский язык и литературу, зачем бессмысленно сокращают часы русского языка в старших классах, почему программа по литературе для средней школы под редакцией В.Г. Ма-ранцмана составлена без учета цельности развития истории русской литературы, ее связи с историей России и таким образом стала для школьников способом «отлучения от истории» Отечества, – как пришло известие о новом нашествии варваров на русскую словесность. В Государственную Думу представлен «Государственный образовательный стандарт», по которому русская литература в средних школах выводится из числа базовых дисциплин, и по всей стране объявлен новый филологический эксперимент, эксперимент на право выбора школьником выпускного экзамена – сочинения или изложения. Видимо, предполагается что и вузам, в том числе филологическим факультетам, следует объявить этот же эксперимент на право выбора вступительного экзамена – изложения или сочинения. Не бессмыслица ли? Казалось бы, наоборот, факты общеизвестны: школьники мало читают, плохо мыслят, плохо говорят, о любви представление чаще всего «рабочее» («заниматься любовью»), а на экзамене в вуз абитуриент в коротком тексте сочинения может сделать более 100 ошибок.
    Потому логично было бы принимать срочные и продуктивные меры, чтобы в школе усилить внимание к русскому языку и литературе, повысить качество преподавания именно этих взаимосвязанных дисциплин. Но правительственная «Российская газета» (7 октября 2000 года) уже приводит справку: «Адыгея, Оренбург, Москва, Марий Эл, Тула, Орел, Ростов, Архангельск, Дагестан, Башкортостан, Белгород, Пермь изъявили согласие на участие в эксперименте». Уже «изъявили согласие». В этом же номере газеты напечатан Комментарий министра образования В. Филиппова: «В прошлом году, когда возник вопрос о том, каким должен быть экзамен по русскому языку, я переадресовал его в субъекты Федерации. Регионы должны были высказать свое мнение о том, должно ли это быть сочинение, изложение или диктант. 40 процентов субъектов Федерации ответили, что выбирают сочинение, 40 процентов отдали свое предпочтение изложению, 20 – диктанту. Тогда я и подписал письмо о том, что форму проведения экзамена по русскому языку определяет сам субъект Федерации, а уж дальше выбор стал делом региона. Лично я – за сочинение».
    Полезно знать точку зрения самого министра – он за сочинение. А кто же против? Кто эти министерские и региональные чиновники, кто считает вправе без широкого обсуждения вопроса запускать эксперимент на душах детей, а кто с этим вандализмом согласен? Права Л. Беляева: «…И нужны фамилии тех, кто отменит сочинение… Почему мы дожили до того, что мелкие чиновники рушат традиционную систему, обучающую ребят мыслить?.. Не зря называется «Аттестат зрелости», не зря сочинение – демонстрация твоей гражданской зрелости, твоего патриотического воспитания… Изложение -это трансляция чужой точки зрения, чужих впечатлений… Отмена сочинения – уравниловка; подравниваются дурак… и человек оригинально, самобытно, самостоятельно мыслящий». Прав и директор московской школы № 825 В. Краковский, когда уточняет, что вместе с сочинением отменяется и экзамен по литературе, отменяется вообще литературное образование в школе: изложение -испытание по русскому языку, а вовсе не по литературе.
    Кощунственна редакционная преамбула «Российской газеты» к подборке материалов в защиту сочинения. Это демонстрация еще
    одного чиновничьего, поверхностного подхода к школьному воспитанию и образованию. Здесь говорится об особом отношении учителей на экзамене к «медальному» сочинению. Его «исправляют, переписывают, а то и заново надиктовывают соискателю высшей школьной награды». «Медальная» работа становится, мол, «визитной карточкой школы», пятерка по сочинению – «честь ее мундира». «Стандартизация приветствуется, собственные позиции и чувства вызывают искреннее непонимание: чем больше нестандартных мыслей, чем больше чувств, тем трудней проверять и, самое главное, оценивать письменные работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *