Сочинение рассуждение на тему на дне

13 вариантов

  1. Максим Горький известен тем, что описывал правду, какой бы горькой она ни была. Восприятие его произведений усиливалось тем, что писатель создавал пьесы, которые не были не просто слова на белом листе бумаги, они оживали на сцене и привлекали зрителя своей наглядностью. Многие авторские работы писателя не сходят со сцены и по сей день. Среди них и произведение М. Горького На дне.

    Сочинение На дне

    Пьесу На дне, по которой мы пишем сегодня наше сочинение, драматург Максим Горький написал в 1902 году. Затрагивая актуальные проблемы того времени, пьеса получила широкое признание и известность у современников. Не приукрашивая окружающую действительность, Горький поднимал проблему пьянства, окружающей нищеты и существования жестокости. В своей пьесе Горький описывает босячество и дно общества. Тогда это было в новинку, ведь до этого писатели в своих работах не затрагивали эту сторону жизни русского народа. А вот Горького интересовали люди, которые опустились на дно. Он пытается исследовать душу этих людей и понять, что могло собрать таких разных людей в одном месте. Почему они так сильно опустились, ведь эти люди не разучились мыслить, сострадать и мечтать о счастье.
    Знакомясь с пьесой На дне Горького, мы можем точно сказать, что эта работа может считаться полноценной психологической драмой. В ней мы часто слышим размышления героев о жизни, счастье, правде и неправде. Так Сатин, часто рассуждает о добре, о совести, роли человека и его предназначении. А его фраза: Человек звучит гордо становится популярной и используется в наши дни. Но эти философские реплики были лишь дуэлью на словах, которую Сатин вел с Лукой. И если Сатин придерживается презрения к нравственности, проповедует ничего неделание и становится сторонником горькой правды, то Лука старался наполнить мир ночлежников мечтами. Он считает, что во благо можно немного солгать. Лука заставляет героев задуматься о жизни, но вместе с тем, становится причиной гибели всех персонажей. Ведь он им подарил лишь надежду, а им нужны были действия. Лука оказался способен только на обещания, поэтому и сбежал так же внезапно, как и появился в ночлежке. При этом многих героев пьесы к трагичному концу подталкивал и Сатин. Например, своими речами он лишил уверенности в себе Клеща, который действительно имел шансы возродиться и выйти в люди.

  2. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:
    “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
    помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дуррак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  3. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”;
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…”(философская проблематика пьесы)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы.
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль Луки в пьесе “На дне?”
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Ложь или истина?
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом?
    Немного о пьесе Горького “На дне”
    Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М.Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
    Помог или навредил ночлежникам Лука?
    Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)
    Правда и ложь в драме Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького “На дне”)
    Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
    Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ)
    Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Проблематика пьесы Горького “На дне”
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса «На дне» как философская драма
    Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
    Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Реалистическое изображение Горьким дна общества
    Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
    Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    Спор о человеке в драме М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
    Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Три правды в пьесе “На Дне”
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”).
    Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького “На дне”)
    Что лучше – истина или сострадание?
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
    Что лучше – истина или сострадание ?
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»…

  4. Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил9raquo; жителей, а на него самого «подействовал. как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,9mdash; творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су9shy;ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,9mdash; звучит из его уст. Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.
    Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,9mdash; утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.
    В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.
    Сочинение по произведению Горького «На дне»История создания пьесы «На дне».
    Максим Горький написал знаменитую пьесу «На дне» в начале 1902 года. Название пьесы «На дне» пришло к автору не сразу. Первоначальные названия пьесы – «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», «Без солнца». Пьеса в то время, была запрещена к постановке. Единственный театр, который осмелился поставить пьесу, был МХаТ. Прошла пьеса в 1902 году 18 декабря. Постановка сразу получила оглушительный успех.
    Автор отразил в пьесе реалии жизни того времени. Всё то, что окружало человека той эпохи. Своим художественным мастерством Максим Горький с точностью описал ужасные условия жизни. Любой человек, попавший в такие условия, с огромной скоростью катится в пропасть жалкого существования, теряя человеческий облик, растаптывая все рамки приличия. В чём же причина такой деградации? Во многом наши герои сами виноваты в том, что с ними происходит. Некоторым не хватило твёрдости бороться за лучшую долю. Другим просто наплевать на себя, они живут одним днём и не смотрят в будущее.
    Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!
    Но не только наши герои виноваты в своей судьбе. Огромный отпечаток накладывают социальные условия, в которых находятся наши герои. Перед нами возникает грязная, голодная жизнь. Болезни и злоба делают своё дело. Жизнь, идущая в ночлежки в которой происходят все события, поражает. Такую жизнь и жизнью назвать нельзя. Социальная несправедливость!
    Все меняется в атмосфере с приходов в ночлежку невзрачного старичка. Жители ночлежки не могли и предположить, что с его приходом их привычный уклад нарушится. Старичка звали Лука. С «посохом» в руке и котелком за спиной. Но что-то отличало его от других обитателей. По ходу пьесы Лука налаживает отношения с другими обитателями. Поражает его общение, как он обращается к людям — «милая», «спасибо», «доброго здоровья». Но при этом он принимает любой уклад жизни.
    Чего хочет человек, не кому не нужный и обездоленный? Без надежды на будущее. Хочет немного сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова.
    Лука даёт людям надежду на лучшее. И тем тяжелей обитателям ночлежки становится жить с уходом невзрачного старичка. Лука «рассказал» о лучшей жизни, дал надежду, но путь к лучшей жизни не указал.
    Растоптаны мечты Клеща, который надеялся, что всё наладится и его ждёт лучшая доля. Впоследствии он предстаёт перед читателем падшим очень низко. И нам становиться не по себе. Мы понимаем, что он никогда не выберется со дна собственной жизни.
    сочинение рассуждение по пьесе на днесочинения и рефераты

    Сочинение М. Горький На дне

    Пьеса М.Горького На дне затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. Герои пьесы – жители ночлежки, волей случая находящиеся на дне. Кто они? Это Михаил Иванович Костылев – содержатель ночлежки, его жена – Василиса Карповна, ее сестра Наташа; молодой парень Васька Пепел, Андрей Митрич Клещ, его жена Анна, торговка Квашня, девица Настя, Бубнов, Барон, Сатин, Актер, странник Лука.
    Пьеса состоит из четырех актов. Первый акт характеризует обычный день в ночлежке. Кто – то с кем – то ругается, большая Анна просит не перечить, но ее никто не слушает. Бубнов вспоминает, что когда-то был зажиточным скорняком, и оттого, что часто красил шкурки, у него были желтые от краски руки; но – как он считает, сколько себя не раскрашивай, все сотрется, ведь сейчас эти руки просто черные от грязи. Затем Клещ начинает вслух мечтать о том времени, когда умрет его жена и он, может быть, вырвется из этой ночлежки. Кто-то говорит, что легче всего живется ворам, так как Им деньги легко достаются. В это время на сцене появляется странник Лука, которого приводит Наташа. Старик соглашается со всем, что ему говорят, хотя имеет и свое мнение, кроме того, он – сторонник милосердной лжи. Первый акт заканчивается ссорой между Василисой и Натальей из-за Васьки Пепла, который является ее любовником, но сам влюблен в Наталью.
    Акт второй также описывает жизнь обитателей ночлежки. Анна жалуется на побои мужа. Между тем новый житель ночлежки, Лука, успокаивает вокруг всех – Актеру он открывает, что от пьянства можно излечиться в неком городе, но для этого надо предварительно не пить; Анне говорит, что за ее мучения в этой жизни ее после смерти ожидает рай. Ваське Пеплу Лука советует уйти из ночлежки и уехать в Сибирь, взять с собой Наташу. Пепел размышляет вслух: Возможно ли это? С самого детства Пепла называли вором, и его путь был размечен заранее. Кроме того, Пепел начинает злиться на старика, за то, что тот всем и всегда лжет. Лука отвечает, что правда мало кому нравится, так как она может ударить обухом по голове. Василиса просит Пепла убить мужа – только в таком случае она отступится от него и отдает ему Наташу. Этот разговор слышит Лука и советует Пеплу бабу эту прочь, мужа она и сама со свету сживет.
    Акт заканчивается словами Актера о том, что он наконец-то сумел бросить пить и теперь уходит лечиться в город. В то же время умирает Анна, но на ее смерть никто не обращает внимания, а всего лишь предлагают вынести ее тело в сени, чтобы в ночлежке стало свободней.
    Акт четвертый изображает жителей ночлежки, сидящих на пустыре. Настя делится со всеми придуманной ею историей о любви к ней какого-то студента, брак с которым не состоялся из-за несогласия его родителей. Барон смеется над ее рассказом, заявляет, что это всего лишь пересказ книги, которую часто читает Настя. Настя плачет от обиды, ей хочется, чтобы все верили в ее вымысел. Появляется Лука и начинает ругать Барона, Настя в благодарности говорит Луке: Добрый ты, дедушка… На это ей Лука отвечает, что: Жалеть людей надо, Христос–то всех жалел и нам велел. Неожиданно Клещ вскакивает и кричит, что ненавидит правду, а затем убегает. На это Лука рассказывает историю о человеке, который жил и терпел мучения, веря, что где-то есть праведная земля, где все люди друг друга уважают, и когда – нибудь он найдет эту землю. Но вскоре он встречает ученого, который говорит, что на картах нет никакой праведной земли, человек, услышав это, вешается.
    В этом же окне Васька Пепел просит Наташу уйти с ним из ночлежки, это слышит Василиса, и, снова приревновав сестру, избивает ее и обливает кипятком. Василий, увидев это, бьет Костылева и Костылев умирает. В итоге Василису и Пепла уводят в тюрьму.
    Четвертый, заключительный акт начинается с разговора Клеща, Барона, Сатина о Луке. Выясняется, что Лука куда-то исчез во время суматохи. Сатин называет Луку мякиш для беззубых и добавляет, что Лука врал из жалости, и ложь его была всего лишь утешением для тех, кто слаб душой. Все это слышит Актер. Он встает и уходит на пустырь, чтобы удавиться. На этом заканчивается пьеса М.Горького На дне.
    Любое распространение авторских текстов в зоне интернет или
    использование их для извлечения коммерческой выгоды запрещено.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Драматургия — древнейший жанр литературы. Она привлекает к себе внимание людей прежде всего своей наглядностью. Действие разворачивается перед глазами зрителей, они наблюдают динамику сюжета, являясь участниками событий. Книга не может дать той полноты ощущений, которую мы получаем в театре. Для авторов и критиков же зал является экспериментальной мастерской, в которой, наблюдая за реакцией публики, можно судить о достоинствах и недостатках, об актуальности пьесы. Хотя мы знаем много примеров того, как прекрасные драматические произведения, терпящие провалы на премьерах, обретали впоследствии долгую сценическую жизнь.
    Пьесы Горького сразу и безоговорочно принимались публикой с восторгом. Его драматические произведения: “Мещане”, “Дачники”, “На дне” не сходят со сцен русских театров. Горький является величайшим драматургом двадцатого столетия.
    Чем же объясняется такой успех его произведений у зрителей? Наверное, своей глубокой гуманистической идеей — верой в существование на Земле счастья, добрых и честных людей, горячих сердец, рвущихся к борьбе с окружающей несправедливостью. Горький писал о том, что видел вокруг: о нищете, пьянстве, жестокости нравов. Повествование велось без малейших прикрас.
    Венцом творения Горького-драматурга является пьеса “На дне”. Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Но тем не менее ни один писатель не обращался к трагедии жизни этого слоя русского общества.
    Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с “оригиналами”.
    Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на “дно” жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники — обычные люди: они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное — мыслят.
    По жанру пьесу “На дне” можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что “нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло — кончено!..” Или Бубнов: “Вот я — выпил и — рад!”
    Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он — рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза “Человек — это звучит гордо!” стала крылатой.
    Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом “дна”, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: “А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести…” Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.
    Но все эти философские “искания” героя — лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это — потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке: “…он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она — добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним”. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа: “Потерпи еще! Все, милая, терпят”.
    Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.
    Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни: “Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь…”
    Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники: Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями,— гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.
    Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей: обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой: “Тако исчезают грешники от лица праведных!”
    Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.
    Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со “дна”: “Человек все может… лишь бы захотел”. Но таких сильных характеров, стремящихся “на волю”, в пьесе нет.
    В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На “дне” люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички: Кривой Зоб, Татарин, Актер.
    Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения? Неужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересов? Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он — единственный обитатель “дна”, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.
    Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.
    Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.
    Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки: “Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу…”, показывают, что “дно” цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.
    Пьеса закончена, но на главные вопросы: в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина: “Эх… испортил песню… дурак” — многозначна и заставляет задуматься. Кто дурак? Повесившийся Актер или Барон, принесший об этом весть?
    Идет время, меняются люди, но, к сожалению, тема “дна” остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на “дно” жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на “дно” идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.
    Горький пьесой “На дне” хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее. А для чего тогда жить?

  6. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 3
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») – вариант 2
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») – вариант 2
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

  7. Горький «На дне»
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, и обречен, влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась.. . Всю жизнь мою дрожала.. . Мучилась.. . как бы больше другого не съесть.. . Всю жизнь в отрепьях ходила.. . всю мою несчастную жизнь… ” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет.. . силы нет.. . Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо.. . Вот правда! ” Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо! ” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.. . Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора) , но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  8. Пьеса «На дне» — это иносказание о человеке, для которого правда и жизнь полярно разошлись. Правда человека и правда о человеке никак не могут совпасть у героев пьесы. Например, у Насти. Бубнов и Барон смеются над выдуманной ею историей о любви к ней Рауля. Но за дешевой выдумкой стоит внутренняя потребность Насти в этой любви и вера в то, что такая любовь изменила бы ее и ее жизнь. Для нее — это самая святая правда. Но правда Насти не может перейти из сферы мечты в сферу реальности. Она не отделилась от Насти и не перешла в факт ее жизни. Так происходит абсолютное расхождение правды о Насте и правды Насти. В жизни Настя — проститутка и фантазерка. Но на уровне понимания самой героини эта разница остается непроясненной.
    Аналогичное противоречие между правдой героя и правдой о герое характерно почти для каждого персонажа, включая Сатина, который любит повторять: «Хорошо это — чувствовать себя человеком! » А на деле он — «арестант, убийца, шулер» .
    Еще древние греки поняли, что нельзя абсолютизировать «голую» правду, и создали свое классическое триединство «истина, добро и красота» . Горький в пьесе «На дне» отважился перекинуть мостик между понятиями «человек» и «правда» . В завершающих споры о правде и человеке монологах Сатина эта мысль формулируется четко: «Что такое — правда? Человек — вот правда» . «Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга» .
    По Горькому, голая правда не представляет ценности. Правдолюбец Бубнов обрисован драматургом с откровенной неприязнью. Непонятно, чего больше в словах Бубнова — жажды правды или стремления
    унизить и оскорбить человека. Правда Бубнова зла, и потому она далека от истины. Такими же соками злобы и ненависти питается «честность» Татарина.
    Чтобы стать действенной, полезной, правда должна опираться на нечто более глубокое, чем она сама. По Горькому, этой опорой является Человек.
    Мир же, окружающий героев пьесы, живет по другому закону. В нем истинной ценностью обладают дела и вещи. А человек — лишь приложение к ним. Обитатели «дна» по-своему даже симпатичны, ибо в них нет ничего от «Ионыча» и «человека в футляре» . Если человек — это только мозг и руки, рассуждает Васька Пепел, «ежели людей по работе ценить.. . тогда лошадь лучше всякого человека.. . возит — и молчит!» . Не случайно К. С. Станиславский, первый исполнитель роли Сатина, подчеркивал в горьковской пьесе именно этот пафос босяцкой свободы: «Свобода — во что бы то ни стало! — вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни… »
    Несгибаемая вера человека в справедливую и прекрасную жизнь выражена в притче Луки о праведной земле. Это идейная сердцевина пьесы. Здесь сталкиваются друг с другом «человек» со своей верой в существование праведной земли и «ученый» , опровергающий своими картами и цифрами эту иллюзию: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога? » «Ну, тут человек и рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! А по планам выходит — нетак? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! А по планам выходит — нету! Грабеж.. . И говорит он ученому: ах ты.. . сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый.. . да в ухо ему — раз! Да еще!. . А после того пошел домой и — удавился! »
    Здесь кроется ключ к разгадке идейной противоречивости пьесы «На дне» . Если реальность не позволяет человеку сохранять чувство собственного достоинства, то пусть «правду о человеке» заменит «правда человека» (или «святая вера») . Человек в притче о праведной земле жестоко расплатился за свою веру. Но это был его выбор, его собственное решение. И именно о нем говорит Сатин: «Человек — свободен.. . он за все платит сам, и потому он — свободен! » Актер, вспомнивший на мгновение, что это значит — чувствовать себя Человеком, повторил поступок человека из притчи, предпочтя возвышенную смерть унизительной жизни.

  9. 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”.
    5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма.
    6. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького “На дне”.
    7. Социальное и философское в драме М. Горького “На дне”.
    8. “Бывшие люди” в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    9. Злая правда и утешающая доброта в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    10. Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    11. Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    12. Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    13. Средства выражения авторской позиции в пьесе М. Горького “На дне”.
    14. Проблемы человеческого общения в пьесе “На дне” М. Горького.
    15. Внесюжетные элементы в пьесе М. Горького “На дне”.
    16. Мечтатели и скептики в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    17. Сатин и Лука в пьесе М. Горького “На дне”.
    18. Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького “На дне”.
    19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.

  10. Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
    Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ноч лежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.
    Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
    Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “…чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.
    Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки — Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!”
    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

  11. Драматургия — древнейший жанр литературы. Она привлекает к себе внимание людей прежде всего своей наглядностью. Действие разворачивается перед глазами зрителей, они наблюдают динамику сюжета, являясь участниками событий. Книга не может дать той полноты ощущений, которую мы получаем в театре. Для авторов и критиков же зал является экспериментальной мастерской, в которой, наблюдая за реакцией публики, можно судить о достоинствах и недостатках, об актуальности пьесы. Хотя мы знаем много примеров того, как прекрасные драматические произведения, терпящие провалы на премьерах, обретали впоследствии долгую сценическую жизнь.
    Пьесы Горького сразу и безоговорочно принимались публикой с восторгом. Его драматические произведения: “Мещане”, “Дачники”, “На дне” не сходят со сцен русских театров. Горький является величайшим драматургом двадцатого столетия.
    Чем же объясняется такой успех его произведений у зрителей? Наверное, своей глубокой гуманистической идеей — верой в существование на Земле счастья, добрых и честных людей, горячих сердец, рвущихся к борьбе с окружающей несправедливостью. Горький писал о том, что видел вокруг: о нищете, пьянстве, жестокости нравов. Повествование велось без малейших прикрас.
    Венцом творения Горького-драматурга является пьеса “На дне”. Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Но тем не менее ни один писатель не обращался к трагедии жизни этого слоя русского общества.
    Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с “оригиналами”.
    Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на “дно” жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники — обычные люди: они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное — мыслят.
    По жанру пьесу “На дне” можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что “нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло — кончено!..” Или Бубнов: “Вот я — выпил и — рад!”
    Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он — рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза “Человек — это звучит гордо!” стала крылатой.
    Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом “дна”, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: “А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести…” Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.
    Но все эти философские “искания” героя — лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это — потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке: “…он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она — добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним”. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа: “Потерпи еще! Все, милая, терпят”.
    Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.
    Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни: “Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь…”
    Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники: Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями,— гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.
    Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей: обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой: “Тако исчезают грешники от лица праведных!”
    Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.
    Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со “дна”: “Человек все может… лишь бы захотел”. Но таких сильных характеров, стремящихся “на волю”, в пьесе нет.
    В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На “дне” люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички: Кривой Зоб, Татарин, Актер.
    Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения? Неужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересов? Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он — единственный обитатель “дна”, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.
    Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.
    Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.
    Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки: “Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу…”, показывают, что “дно” цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.
    Пьеса закончена, но на главные вопросы: в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина: “Эх… испортил песню… дурак” — многозначна и заставляет задуматься. Кто дурак? Повесившийся Актер или Барон, принесший об этом весть?
    Идет время, меняются люди, но, к сожалению, тема “дна” остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на “дно” жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на “дно” идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.
    Горький пьесой “На дне” хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее. А для чего тогда жить?
    ?

  12. Сочинение на тему жизнь

    Жизнь это бесценный подарок, которым нужно дорожить. Когда зародилась жизнь на земле, ученые точно сказать не могут, но они знаю, что на соседних планетах жизни нет, возможно, она была когда, но по каким-то причинам исчезла. Поэтому мы должны ценить свою планету и дорожить ею.
    Каждый человек должен радоваться тому, что он живет на земле, и при этом должен уважать не только жизнь остальных людей, но и каждого животного, насекомого и растения. Нужно понимать, что создать что-то искусственно и вселить в него жизнь невозможно. Люди уже научились делать роботов, создавая им искусственный интеллект, но вложить в них душу они не могут.
    Нужно ценить свою собственную жизнь, радоваться каждому прожитому дню, и не в коем случаи не отбирать жизнь у других. Ни у кого нет на это право.
    Сочинение на тему жизнь | Ноябрь 2015

    Сочинение на тему смысл жизни

    В чем заключается смысл жизни человека? С какой целью человек пришел на эту землю? Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос. Многие философы пишут труды, размышляю о роли человека на этой земле.
    С точки зрения христиан, Бог создал людей для того, чтобы они любили друг друга, поддерживали гармонию на земле. Но, к сожалению, люди плохо выполняют эту задачу. Они ведут войны между собою, уничтожают друг друга. Для многих смысл жизни заключается в том, чтобы иметь власть над остальными.
    Наша жизнь и так коротка, стоит ли ее использовать для того, чтобы отнимать жизни у остальных людей, разве в этом заключается смысл жизни. Конечно нет. Человек должен наслаждаться каждым днем, понимать, что жизнь это самый драгоценный подарок, и ее нужно ценить. Нужно ценить не только свою жизнь, но и жизнь остальных людей.
    Каждое животное, каждое насекомое, каждое растение хочет жить. Почему тогда человек иногда не хочет жить. Некоторые люди совершают самоубийство, они добровольно уходят из жизни. Что заставляет людей совершить такой поступок? Скорее всего слабость духа. Когда человек слаб духом, он не может справиться с проблемами, которые на него навались. Жизнь нужно любить, и одновременно понимать, что она не так легка, но тем не менее прекрасна.
    Сочинение о смысле жизни | Ноябрь 2015

    Сочинение рассуждение на тему жизнь

    Прогуливаясь по осеннему парку и наблюдая за тем как падают листья, начинаешь задумываться о том, что жизнь потихоньку проходит. Кажется, что вся жизнь впереди, однако это не так. Через несколько лет уже замечаешь, что время беспощадно. Оно ни для кого не делает поблажек. Ничего нет вечного на земле. На смену одной жизни приходит другая, и это касается абсолютно всего.
    Только со временем начинаешь понимать, что наша жизнь прекрасна и бесценна. Нужно радоваться каждому прожитому дню, а не думать о том как бы пережить этот день. Если человек улыбается жизни, то она непременно начнет улыбаться ему.
    Очень важно создавать самому себе хорошее настроение, стараться быть всегда на позитиве. Если сутра плохое настроение, то абсолютно не хочется ничего делать. Нет желания идти на учебу или работу. Не нужно лучшие свои годы отдавать унынию и печали. Необходимо всегда радоваться. Но человек сложная натура, если у него дела идут хорошо, то он начинает думать о плохом, что все же у него что-то не так.
    Жизнь любит жизнерадостных, веселых людей, и не сопутствует нытикам, пессимистам. Наш внутренний мир очень тесно связан с окружающим, как мы относимся к самому себя, точно так относимся и к жизни на этой земле.
    Сочинение рассуждение о жизни | Ноябрь 2015

    Сочинение на тему образ жизни

    У каждого человека свой образ жизни. Кто-то постоянно находится во внимании остальных людей, постоянно общается с друзьями. А кто-то любит уединиться в своей комнате и читать книги. Кто-то ведет здоровый образ жизни, а кому-то наплевать на свое здоровье. Все люди разные, и поэтому ведут разный образ жизни.
    Современном мире стало модно вести здоровый образ жизни. Модно ходить в спортзалы, заниматься фитнесом, танцами и т.д. Современный человек должен быть в хорошей физической форме, иметь высшее образование, хорошо выглядеть. Многие берут примеры с кинозвезд, или поп-звезд. Их кумиры всегда в хорошей форме, красиво одеты, подтянуты, ухожены. Именно они являются образцом подражания для многих молодых людей.
    Часто, в погоне за современным образом жизни человек забывает о своем внутреннем мире, так как общество обращает внимание на внешний вид, а что внутри не всем интересно. Поэтому не стоит забывать о духовности, нравственности. Сильный духом, а не сильный физически, человек может преодолеть все сложности жизни. Очень часто люди ломаются, начинают вести разгульный образ жизни, употребляют наркотики, алкоголь, постепенно скатываются на дно. У них нет сил противостоять соблазнам, они слабы духом
    Сочинение образ жизни человека| Ноябрь 2015

    Сочинение на тему Один день из моей жизни

    Я хочу рассказать вам об одном важном дне из моей жизни. Прошло уже 3 года, однако я помню его так хорошо, как будто он был вчера.
    Прежде чем рассказать свою историю, я скажу пару слов о себе. Я родился в небольшом городе, который навсегда останется для меня Родиной, тем местом, в котором я родился, где вырос и провел свое детство вместе со своими родными, местом, где я нашел настоящую дружбу и любовь. А теперь я расскажу поподробнее о том дне, который я запомнил на всю свою жизнь.
    Мне было тогда 15 лет. Я закончил 9 класс и думал, что я буду делать дальше. Кто-то из моих друзей, закончив школу, сразу подали документы в различные техникумы в разных городах Нижегородской области. Остальные подали заявление о переводе в 10 класс. Куда идти мне, я не знал.
    В этот день, я встал поздно потому, что долго не мог уснуть, переживал и обдумывал все возможные варианты. Позавтракав, я спросил у своей мамы, что мне делать. Я думал, что она поможет мне сделать правильный решение, но она сказала, что этот выбор я должен сделать сам и он будет зависеть только от меня самого. Я мог пойти учится в техникум со многими своими друзьями, но тогда я не смог бы получить полноценное высшее образование. Может тогда остаться в школе еще на 2 года? Но под какой «буквой» я буду учиться? Дело в том, что те друзья, которые остаются и с которыми я учился 9 счастливых лет под буквой «Г», идут в технический класс, класс «Б». Меня же всегда притягивала физика с математикой, на которых делается упор в «А» классе, да и уровень знаний, который я получу, учась в нем, был выше, чем в других классах. Но я боялся, ведь я единственный иду туда учиться, никто из моих одноклассников со мной не идет. У меня появлялись плохие мысли, вдруг я не найду там новых друзей, вдруг меня не поймут? Этот выбор имел для меня большое значение.
    Но взвесив все «за» и «против», я решил, что будет лучше, если мне остаться в школе еще на 2 года. Я собрался и пошел в школу. Там меня тепло встретили и дали мне почти готовое заявление, в котором должен был написать только свои личные данные и букву класса, в который мне хочется пойти. Я написал букву «А». Я сделал свой выбор!
    Осенью я пошел в 10 класс и через некоторое время понял, что не ошибся. Мои опасения не оправдались. Почти сразу я нашел новых друзей, а со старыми общался на переменах и после занятий. Я спокойно нашел общий язык с новыми учителями, которые дали мне много новых знаний. И спустя 2 года, когда покидал из школы и поступал в ВУЗ, покидая свою малую Родину, я понимал, что в своем новом учебном заведении найду себе новых друзей и не боялся.
    Этот день я запомнил на всю свою жизнь. И сейчас я понимаю, что если выбор сделал, то он всегда правильный!
    Сочинение Один день из жизни| Ноябрь 2015

  13. Рисунок Юли К.
    Все мы ходим на день рождения к своим друзьям, одноклассникам. Конечно, мы идём с подарком. Что подарить? Этот вопрос неминуемо встаёт перед каждым человеком, очутившимся в данной ситуации. На эту тему мы решили порассуждать на одном из уроков русского языка. Для начала нами был прочитан небольшой диалог, проходивший между дедушкой и внучкой. Внучка сообщала, что одноклассница Вера пригласила её на день рождения. Далее девочка спрашивает совета: что купить однокласснице? Что ей подарить? Тогда дедушка сказал, что, когда он был ребёнком, у них с друзьями был неписаный закон – дарить друг другу подарки, сделанные своими руками. На что внучка ответила, что в этом случае в классе скажут, что она жадная и плохая подруга.
    Задание состояло в том, чтобы написать, кто, по-нашему, прав – дедушка или внучка. Своё мнение нужно было постараться убедительно доказать, сочинение озаглавить.
    Что дарить на день рождения?
    Мне нравится точка зрения деда. Подарок, сделанный своими руками более ценный, чем купленный. Ведь когда ты делаешь подарок сам, то уделяешь ему время, думая при этом о своём друге. Ты думаешь, какой подарок ему понравится, что ему нужно, чем его удивить? Хочется, чтобы он долго пользовался им, иногда вспоминая обо мне.
    Но мне кажется, что если девочка прислушается к совету деда, то дети в её классе действительно могут сказать, что она жадная и плохая подруга. Потому что в наше время далеко не все способны почувствовать ценность подарка, сделанного своими руками. Поэтому, я бы посоветовала девочке купить подарок в магазине, ведь к его выбору тоже можно подойти с должным вниманием, а в дополнение, что-нибудь сделать своими руками, например, поздравительную открытку.
    Мне кажется, так будет лучше всего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *