Сочинение рассуждение на тему не позволяй душе лениться

13 вариантов

  1. Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них и является стихотворение “Не позволяй душе лениться”.
    Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
    Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится “спать в постели при свете утренней звезды”. Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, “учить и мучить дотемна”.
    Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша “рабыня и царица”. Действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее “по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб”. И тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем настоящими людьми и сможем гордиться собой, своей жизнью. Мы поднимемся на более высокий уровень развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира. Но может быть и наоборот. Наша душа, если мы позволим ей, может стать царицей. И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, “толочь воду в ступе”, а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  2. Говорят, что если что-то упорно делать на протяжении двадцати одного дня, это превращается в привычку, в потребность. Вот и отказ от лени, наверное, можно сделать привычкой, если настойчиво ставить себе цели и добиваться их выполнения, хотя бы три недели подряд.
    Интересно, как мысль Н. Заболоцкого о том, что душа должна постоянно преодолевать трудности «через сугроб, через ухаб», перекликается со стихотворением М. Лермонтова «Я жить хочу». Лермонтов тоже говорит, что «без страданий» жизнь бессмысленна, как «без бури океан». Но он имел в виду, что нужны внешние страдания. Заболоцкий же подчеркивал, что душу должны двигать внутренние силы, что человек сам должен принуждать свою душу к труду. Автор показывает, что в случае бездействия души человек ничего не добьется, мало того – лишится и того, что у него было.
    В середине двадцатого века многие писатели заговорили о том, что жизнь человека имеет смысл только в том случае, если он принимает на себя ответственность за свою судьбу. Именно об этом практически открытым текстом сообщает нам Заболоцкий. И когда он заявляет, что душа – «и рабыня, и царица», мы понимаем, что она сама для себя выполняет обе эти роли: сама командует, сама выполняет задания. Это – и есть ответственность, без которой нет по-настоящему взрослого человека. А еще поэт дает душе роль дочери. Это важно, так как если любишь ребенка, его нужно воспитывать в строгости, чтобы он стал достойным человеком. А взрослый человек уже воспитывает так же самого себя.

  3. Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы.
    Стихотворение «Не позволяй душе лениться», как мне кажется, можно назвать девизом всей нелегкой жизни Н. Заболоцкого.
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Поэт хочет сказать читателям о важности самовоспитания, постоянного душевного труда. Ни для кого не секрет, что говорить о напряженной внутренней работе совсем не то же самое, что ежеминутно работать над собой, не давать себе никаких поблажек.
    На свете нет ничего страшнее, чем человек с «сонной» душой, потому что он не только сам находится в рабстве собственной лени, но и доставляет много проблем окружающим.
    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку –
    С тебя без жалости сорвет.
    Н. Заболоцкий хочет обратить наше внимание на то, что душа только тогда будет послушной и трудолюбивой, когда ее хозяин без сомнения и без раздумий возьмется за ее «обучение» и дисциплину.
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них и является стихотворение «Не позволяй душе лениться».
    Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
    Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, «учить и мучить дотемна».
    Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша «рабыня и царица». Действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб». И тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем настоящими людьми и сможем гордиться собой, своей жизнью. Мы поднимемся на более высокий уровень развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира. Но может быть и наоборот. Наша душа, если мы позволим ей, может стать царицей. И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе», а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  4. Н.А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одно из них стихотворение «Не позволяй душе лениться».
       Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
        Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
        Она последнюю рубашку
        С тебя без жалости сорвет.
            Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только при этих условиях он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо постоянно учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, «учить и мучить дотемна».
        Читая это стихотворение, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа наша «рабыня и царица». И действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее «по пустырю и бурелому, через сугроб, через ухаб». Тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем достойными людьми и сможем гордиться собой и своей жизнью. Мы сможем подняться на большую высоту развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира , даже если это будет происходить на энергетическом уровне.
         Но может быть и наоборот. Лелея свою душу «царицу», мы позволяем одержать верх лени и равнодушию. Они станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе», а ,скорее всего, покатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, нужно уметь управлять собой и своей душой.
         Она обязана трудиться
         И день и ночь, и день и ночь.

  5. Не позволяй душе лениться!
    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Н. Заболоцкий
    Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, “судьбоносных”, ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная “агитка”, а лирический разговор автора “по душам”. Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей.
    Как мир меняется!
    И как я сам меняюсь!
    Лишь именем одним я называюсь —
    На самом деле то, что именуют мной, —
    Не я один. Нас много. Я — живой.
    У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира.
    Уступи мне, скворец, уголок,
    Посели меня в старом скворечнике.
    Отдаю тебе душу в залог
    За твои голубые подснежники…
    Повернись к мирозданью лицом,
    Голубые подснежники чествуя,
    С потерявшим сознанье скворцом
    По весенним полям путешествую.
    В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.
    Когда устав от буйного движенья,
    От бесполезно тяжкого труда,
    В тревожном полусне изнеможенья
    Затихнет потемневшая вода,
    Когда огромный мир противоречий
    Насытится бесплодною игрой —
    Как бы прообраз боли человечьей
    Из бездны вод встает передо мной
    Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.
    Вылетев из Африки в апреле
    К берегам отеческой земли,
    Длинным треугольником летели.
    Утопая в небе, журавли.
    Но когда под крыльями блеснуло
    Озеро, прозрачное насквозь,
    Черное зияющее дуло
    Из кустов навстречу поднялось.
    И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания:
    Гордый дух, высокое стремленье,
    Волю непреклонную к борьбе —
    Все, что от былого поколенья
    Переходит, молодость, к тебе.
    Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.
    Я воспитан природой суровой,
    Мне довольно заметить у ног
    Одуванчика шарик пуховый.
    Подорожника твердый клинок.
    Чем обычней простое растенье,
    Тем живее волнует меня
    Первых листьев его появленье
    На рассвете весеннего дня.
    Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении “Ходоки” поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им.
    В зипунах домашнего покроя.
    Из далеких сел, из-за Оки,
    Шли они, неведомые, трое —
    По мирскому делу ходоки.
    Русь металась в голоде и буре,
    Все смешалось, сдвинутое враз.
    Гул вокзалов, крик в комендатуре,
    Человечье горе без прикрас.
    Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих “посланников народных”, переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера.
    Всматриваясь старыми глазами
    В то, что здесь наделала нужда,
    Горевали путники, а сами
    Говорили мало, как всегда.
    Есть черта, присущая народу:
    Мыслит он не разумом одним, —
    Всю свою душевную природу
    Наши люди связывают с ним.
    И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота.
    Я увидел во сне можжевеловый куст,
    Я услышал вдали металлический хруст.
    Аметистовых ягод услышал я звон,
    И во сне, в тишине, мне понравился он.
    В золотых небесах за окошком моим
    Облака проплывают одно за другим,
    Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
    Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!
    Прекрасные лирические стихи, рисующие красоту мира; но больше всего узнаваем и неповторим поэт в своих философских |размышлениях о бытии и человеке, о вечности мироздания.
    Как все меняется! Что было раньше птицей,
    Теперь лежит написанной страницей;
    Мысль некогда была простым цветком;
    Поэма шествовала медлительным быком;
    А то, что было мною, то, быть может.
    Опять растет и мир растений множит.
    И вечным гимном жизни и труду звучит стихотворение “Не позволяй душе лениться”. Это своеобразное завещание потомкам. Желание передать опыт, накопленный собственной жизнью, вложить его в “копилку” народной мудрости.
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  6. Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы.
    Стихотворение “Не позволяй душе лениться”, как мне кажется, можно назвать девизом всей нелегкой жизни Н. Заболоцкого.
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Поэт хочет сказать читателям о важности самовоспитания, постоянного душевного труда. Ни для кого не секрет, что говорить о напряженной внутренней работе совсем не то же самое, что ежеминутно работать над собой, не давать себе никаких поблажек.
    На свете нет ничего страшнее, чем человек с “сонной” душой, потому что он не только сам находится в рабстве собственной лени, но и доставляет много проблем окружающим.
    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Н. Заболоцкий хочет обратить наше внимание на то, что душа только тогда будет послушной и трудолюбивой, когда ее хозяин без сомнения и без раздумий возьмется за ее “обучение” и дисциплину.
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  7. Всероссийский конкурс сочинений
    «Не позволяй душе лениться!»
    Меня зовут Полина. Мне 8 лет. Учусь в 3 классе МОУ «Буинская СОШ» Ибресинского района Чувашской Республики.
    Я принимаю  активную позицию в жизни: учусь в школе на «4» и «5», посещаю бассейн, спортзал, хожу в школу искусств, в ДК на танцевальный кружок, посещаю поселковую модельную библиотеку. У меня много друзей. Скучать мне некогда.
    Установку на активный образ жизни мне даёт моя мама, которая также является моим классным руководителем в школе.
    Сначала мне было тяжело,  от того, что мама – всюду, и в школе, и дома, и с моими друзьями-одноклассниками. А теперь я понимаю, что это – здорово! Моё портфолио пополнилось грамотами и дипломами различных конкурсов, олимпиад, соревнований. Мой багаж знаний значительно пополнился.
    В будущем я хочу стать детским врачом. Хочу, чтобы маленькие детишки были здоровы и радостны. А чтобы достичь цели, я считаю надо быть образованным, активным, творить добро вокруг, быть милосердным.
    Я не люблю людей таких, которым ничего не надо и которые ни к чему не стремятся. У нас в посёлке есть люди, которые нигде не работают, пьют. На них даже страшно посмотреть.
    Но и есть немало положительных людей, например: Арестова Евгения Васильевна, ветеран педагогического труда. В этом году, 24 декабря, ей исполнится 85 лет. Она активна, бодра и жизнерадостна. Её жизнь прошла трудным путём: детство и юность опалённые войной, вдова участника ВОВ, вырастила двоих дочерей. Свою жизнь посвятила школе и до сих пор занимается общественной работой. В этом почтенном возрасте она ведёт работу с одинокими и престарелыми людьми, помогает вдовам погибших и умерших в годы ВОВ, и других боевых действий, работает в связи с отделом соцзащиты населения, помогает людям, посещает нашу школу с беседами, её приглашают на классные часы. (на которых она детям несёт свет и доброту). В посёлке её знает и уважает  и старый, и малый. Сейчас она организовала кружок «Здоровья» среди ветеранов труда. Бабушки-старушки приходят в спортзал школы и занимаются, играют в мяч, двигаются.
    (слева вторая Арестова Е.В)                                                            ( участок в заботливых руках)
    Побеседовав с ней я узнала подробно о её деятельности:
    1963г.- 1996г. – депутат поселкового Совета;
    1982г.- 1992г.- председатель народного контроля п. Буинск;
    1988г.- 2002г.- заседатель Ибресинского нарсуда;
    1986г. по настоящее время – член женсовета;
    С 1984г. – секретарь Совета ветеранов войны и труда п.Буинск;
    С 1994г. по настоящее время – председатель группы Уполномоченных Ибресинского района;
    С 2004г. по настоящее время – председатель местного отделения «Союза пенсионеров России»
    Она сказала мне: «Стараюсь помочь человеку, значит, стараюсь помочь себе остаться человеком».
    Её жизненный огонёк прибавляет ей здоровья и бодрости. Здесь и кроется секрет её долголетия. Вот на таких людей мы все должны равняться!

  8. Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них и является стихотворение «Не позволяй душе лениться».
    Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
    Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, «учить и мучить дотемна».
    Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша «рабыня и царица». Действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб». И тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем настоящими людьми и сможем гордиться собой, своей жизнью. Мы поднимемся на более высокий уровень развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира. Но может быть и наоборот. Наша душа, если мы позволим ей, может стать царицей. И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе», а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  9. Н. Заболоцкий – мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы.
    Стихотворение «Не позволяй душе лениться», как мне кажется, можно назвать девизом всей нелегкой жизни Н. Заболоцкого.
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Поэт хочет сказать читателям о важности самовоспитания, постоянного душевного труда. Ни для кого не секрет, что говорить о напряженной внутренней работе совсем не то же самое, что ежеминутно работать над собой, не давать себе никаких поблажек.
    На свете нет ничего страшнее, чем человек с «сонной» душой, потому что он не только сам находится в рабстве собственной лени, но и доставляет много проблем окружающим.
    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку –
    С тебя без жалости сорвет.
    Н. Заболоцкий хочет обратить наше внимание на то, что душа только тогда будет послушной и трудолюбивой, когда ее хозяин без сомнения и без раздумий возьмется за ее «обучение» и дисциплину.
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них и является стихотворение «Не позволяй душе лениться».
    Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
    Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, «учить и мучить дотемна».
    Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа – наша «рабыня и царица». Действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб». И тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем настоящими людьми и сможем гордиться собой, своей жизнью. Мы поднимемся на более высокий уровень развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира. Но может быть и наоборот. Наша душа, если мы позволим ей, может стать царицей. И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе», а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

  10. Н. Заболоцкий не забывает о человеческой слабости ко сну, заявляя, что душе нельзя позволять спать «при свете утренней зари», крепко держа ее в узде. Только в мученьях и учении дотемна душа научится жить по-человечьи. Поэт понимает, насколько противоположны грани соединяет в себе эта субстанция, поэтому в последнем катрене для характеристики использует антитезу: «Она рабыня и царица, она работница и дочь…». Заканчивается стих тем же призывом, который уже звучал в первом куплете. Таким образом, автор настаивает на истинности и важности своих убеждений.
    Строки произведения легко убеждают читателя воспользоваться советами. В словах лирического героя отчетливо слышится уверенность, адресат понимает, что призывы порождены опытом героя и автора.
    Главное художественное средство стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» – метафора («… она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» (о душе), «держи лентяйку в черном теле»). С помощью этого тропа Николай Алексеевич наделяет душу человеческими характеристиками, чтобы каждый читатель смог узнать в описании себя и последовать совету. Вспомогательную роль играют парономазия («учи и мучай дотемна»), эпитеты («черное тело», «утренняя заря»).
    Стихотворение состоит из шести катренов с перекрестной рифмой. Каждый следующий куплет раскрывает новую грань души, показывая, почему ее нужно держать в узде. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с хореем. Четыре строфы заканчиваются восклицательными предложениями, такой прием помогает усилить звучание главной мысли.
    Произведение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого – это не только выражение жизненной позиции автора, но и дружеский совет читателю, который всегда остается актуальным.

  11. 11
    Текст добавил: ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^

    Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них и является стихотворение «Не позволяй душе лениться».
    Поэт старается донести до читателя главную мысль: душа обязана трудиться…
    Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать, «учить и мучить дотемна».
    Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша «рабыня и царица». Действительно, мы можем заставить ее трудиться, можем держать ее в постоянном движении и стремлении вперед, гнать ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб». И тогда мы закалим себя, закалим нашу душу, станем настоящими людьми и сможем гордиться собой, своей жизнью. Мы поднимемся на более высокий уровень развития и внесем свой вклад в улучшение всего мира. Но может быть и наоборот. Наша душа, если мы позволим ей, может стать царицей. И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе», а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    ?

  12. Шукшин – все сочинения
    На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь, но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу, должен протестовать против несправедливости, то есть человек не должен позволять душе своей лениться, его душа постоянно должна быть в работе, иначе человек не живет, а существует.
    В современной литературе В. Шукшин поднимает проблемы нравственности нашего общества. В то же время писатель выступает в защиту человека, его прав.
    В. Шукшин в простой форме, часто с юмором, доносит до читателя многие проблемы человека и общества.
    Рассказ Шукшина «Обида» как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, пьяный, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глуб же обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее. Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо, для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.
    В рассказе Шукшина «Чудик» главный герой встречает непонимание окружающих. И это ему больно переносить. Если хоть немножко чем-то отличаешься от окружающих, то сам же потом за это страдаешь.
    Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться воспитанием своей души. Это цель, к ней можно и нужно стремиться. Но цели этой мы никогда не достигнем. Я считаю, что это утопия …

  13. Где доброта, где человечность? Среди людей действует волчий закон. Лучше тот, кто сильнее, точнее, тот, кто в состоянии обидеть, оскорбить, унизить человека ни за что, просто так… Эта трясина пошлости, вульгарности затягивает в себя все большее количество людей, среди которых, к величайшему сожалению, множество подростков — личностей совсем не сформированных, столь легко поддающихся пагубному влиянию. Есть ли спасение? Есть!
    “Не позволяй душе лениться!” — писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты, Человек должен постоянно развиваться духовно. Лев Толстой, уже после того как ему исполнилось восемьдесят лет, сожалел о том, что жизнь так коротка, ведь еще столько всего неизведанного, полного загадок.
    Иван Франко, понимая важное значение литературы, писал:
    Книги — морская глубина.
    Кто в них прыгнет аж до дна,
    Тому хочу и труд мой доносить,
    Дивные перлы выносить.
    Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит все то лучшее, чего достигли наши предшественники. Именно лучшее. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного.
    Душевные качества человека всегда были основой мнения о нем других людей. Сострадание, умение сопереживать всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака:
    Душа моя, печальница
    О всех в кругу моем,
    Ты стала усыпальницей
    Замученных живьем…
    Сердце, после прочтения этих строк, страдает, думая о всех замученных, среди которых и Марина Цветаева, и, на мой взгляд, Владимир Маяковский, своим выстрелом положивший конец всем терзаниям…
    Литература — песнь души. И чтоб понять, проникнуться ею, необходимо “учить” свою душу, чтобы
    …Жить с тобой по-человечьи,
    Училась заново она..
    И мне хотелось бы, чтобы каждый человек, независимо : от рода его занятий, поставил перед собой такую цель: ни дня без литературы.
    Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса.
    В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского.
    Роман “Преступление и наказание” — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека.
    Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой “Преступления и наказания” поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели — Соне Мармеладовой.
    Из романа “Преступление и наказание” следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни.
    Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек — верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса.
    Лично для меня грех и добродетель — очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *