Сочинение рассуждение на тему образ екатерины в пьесе гроза

11 вариантов

  1. Что вы, помилуйте!
    Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
    Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
    Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
    Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
    Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

    Отношения с Борисом

    В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
    Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

  2. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  3. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  4. Лучшее сочинение – «Сочинение по пьесе Островского «Гроза»» Гроза
    Название своей знаменитой пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в про…
    больше
    Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»), Сочинения Островский А.Н
    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодуюкрасивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гиб…
    больше
    Сочинение экскурсия по городу калинову (по драме а н островского «гроза») гроза
    Подражая ярким рекламным проспектам, зовущим нас в жаркие южные страны, я хочу пригласить вас в путешествие по маленькому городку Калинову. Усаживайтесь удобнее в креслах и внимание. Река размерено несет свои воды среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени с…
    больше
    Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе появ…
    больше
    Сочинение по картине васнецова три богатыря
    Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2000. – 256 с.: ил. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 5 Планирование уро…
    больше
    Сочинение на тему городской житель редко встречается с землей
    Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт.сост. С. Б. Шадрина.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2010. СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………………………3 У р о к 1. Вступительное занятие: искусство чтения (2 часа) …………………………….4 У р о к 2 (прод…
    больше
    Где ты, гроза — символ свободы
    Драма Островского «Гроза» – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домост…
    больше
    Где ты, гроза – символ свободы. Сочинение
    Драма Островского «Гроза» – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где …
    больше
    Тема 10. “Как писать сочинение по литературе”.. Литература, Архив
    В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова “сочинение”. К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните. Требования к сочинению: Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме. Сочинени…
    больше
    Банк литературных аргументов для написания сочинения Часть С ЕГЭ
    КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ «С» ЕГЭ. В исходных текстах рассматривается множество проблем: – философские (затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления); – социальные (касаются у…
    больше
    Сочинение по литературе: Смысл названия драмы «Гроза».
    Сочинение по литературе. Смысл названия драмы «Гроза» Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой сто…
    больше
    «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н.
    Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. …
    больше
    Напишите сочинение-рассужде­ние,­ раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о ед…
    больше
    Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция
    Русский язык (задание С) Для быстрого поиска по аргументам рекомендуем использовать сочетание клавиш Ctrl+F. Если вас больше устраивают аргументы в форме таблицы, перейдите на страницу аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема отношения к учителю. Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся…
    больше
    Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И. С. Тургенева “Муму”Пл­ан.­ Общее впечатление о прочитанном понрави
    Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И.С. Тургенева “Муму” План. 1. Общее впечатление о прочитанном ( понравилось или нет прочитанное произведение) – 1-2 предложений 2. О чём это произведение? 3. Кто из героев понравился больше? Почему? – напишите по вашему выбору героя,…
    больше
    Актерское мастерство | Создание сюжетного пантомимного этюда с пластическим воплощением образа.
    Описание МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДШИ «КАМЕРТОН» Актерское мастерство Общеобразовательная программа отделения хореографического искусства ( Внеурочная деятельность основного общего образован…
    больше
    1. Напишите сочинение-рассужде­ние,­ раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого:«Прида­ние­ образност
    1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого:«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Несомненно, эпитеты придают образность и эмоциональность современной речи. Остановлюсь на ряде пример…
    больше
    Сочинение по литературе и по русскому языку для школьников
    В тексте затрагивается проблема чувства собственного достоинства. Что же это такое? Люди, имеющие чувство собственного достоинства, умеют считаться с другими, несут в себе положительные эмоции. Чувство собственного достоинства – это уважение к себе. Оно проявляется в том, как человек относится к…
    больше
    Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза»
    1860-й год. Назревает реформа. Действительно, как бы сам напрашивается образ грозы, вернее, предгрозового состояния, предчувствия изменений. Мрачные тучи вот-вот должны пролиться дождем, взорваться яркой молнией, чтобы затем очистить небо. Чем дальше от столицы, тем застойнее нравы. Чем невежественн…
    больше
    Сочинение За что можно любить Родину Сочинения на свободную тему
    За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувствуя, что зна…
    больше
    Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство» – Сочинение по произведению М. Горького ”
    Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» 1. Повесть М. Горького «Детство». 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело. Русский писатель, пуб…
    больше
    Сочинения по произведению “Темные аллеи” « Сочинения « Сочинения
    Бунин “Темные аллеи” – сочинение “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина “Темные аллеи”)” Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи»…
    больше
    § 5.3. основные виды произведений : основы авторского права – с.а.судариков : книги по праву, правоведение
    Вслед за Бернской конвенцией все законы об авторском праве и смежных правах стран СНГ включают иллюстративный, но не исчерпывающий перечень объектов авторского права: литературные произведения; научные произведения; драматические и музыкально-драматические произве дения; хореографич…
    больше
    Отзывы о спектаклях
    Книга отзывов Малого Театра. Спектакль: Елена [email protected] 30 апреля 2014г. в 10:48 Спектакль произвел сильное впечатление! Великолепная, одухотворенная игра всех без исключения актеров, отличные костюмы и декорации настолько достоверно передали атмосферу того далекого от нас времени -…
    больше
    Труд писателя
    Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп
    Книга: Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп
    Авторов Коллектив. Древнерусская литература. Литература XVIII века (Весь текст)
    Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом)          Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова,        главный редактор  Н. И. Пруцков          Редакторы тома: Д. С. Лихачев и Г. П. Макогонен…
    больше
    Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий (fb2)
    Перескочить к меню Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий (fb2) – Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий 1452K (скачать fb2) Использовать online-читалку “Книгочей 0.2” (Не работает в Internet Explorer) Настройки текста: Н.Б. Мечков…
    больше
    Статьи и книги о Вагнере
    “Отверженные” Виктор Гюго
    Что мы делаем Мы собираем средства для адресной материальной помощи нуждающимся. Нам не важны возраст национальность и проблема. Главное – что мы можем помочь человеку. Это один из принципов оказания помощи Фондом “Предание”. …
    больше
    МГУПечати (МГУП) — Редактирование — Экзамен — Ответы на билеты
    ТЕМА 1:1.Понятие редактирование.Его природа и информационно-коммуникативная сущность.Понятие редактирование происходит от латинского слова redaсtus – приведенный в порядок. Редактирование всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание наиболее адекватными для восприятия, чт…
    больше
    Лиханов Альберт. Собрание сочинений (Том 4) (Весь текст)
    Альберт Анатольевич ЛИХАНОВ       СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ       Том четвертый       В четвертый том вошли роман “Мой генерал” и художественная публицистика “Драматическая педагогика” и “Сын России”.              СОДЕРЖА…
    больше
    История Грузии (с древнейших времен до наших дней) (fb2)
    Основной конфликт пьесы «Гроза». Новые сочинения по зарубежной литературе
    Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского — народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного,…
    больше
    Книга: Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы
    Введение Загадки концепций, или Что такое история? Почему необходимо знать историю династии Романовых? Более того, почему при изучении русской истории следует выделить сведения о Романовых в отдельный раздел, не давая им раствориться в общем курсе? На эти вопросы можно дать не один ответ. Ведь именн…
    больше
    Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
    Лексикон нонклассики. Художественно-эсте­тическая­ культура XX века. (fb2)
    Лексикон нонклассики Художественно-эстетическая культура XX века Авторы статей Лексикона Андрияускас А. (Мальро, Ницше, Хайдеггер); Апинян Т. (Хейзинга); Аронсон О. (Базен, Балаш, Бунюэль, Вертов, Кино, Эйзенштейн); Берлеант А. (Ангажированность эстетическ…
    больше
    Анализ литературных произведений, сочинение на свободную тему
    Методические рекомендации по написанию сочинения Композиция сочинения Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Трудность вызывает …
    больше
    Рабочая программа по литературе | составление планов и написание отзывов о произведениях
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Успенская средняя общеобразовательная школа № 6» 663957, Красноярский край, Рыбинский район, с.Успенка, пер.Школьный, 4 E-mail: [email protected] тел\факс: 83916571319 Рассмотрено на заседании МС школы протокол от «…
    больше
    Банк аргументов к сочинению ЕГЭ
    Банк аргументов к сочинению ЕГЭ Часть 1 (основные проблемы + аргументы) Проблема Аргументы Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветс…
    больше
    ГРАММАТИКА
    Части речи I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ГЛАГОЛ § 1. Предметно-смысловая основа категории имен существительных Грамматическим стержнем имен является категория имен существительных. Под эту категорию подводятся слова, выражающи…
    больше
    Образовательная программа
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» муниципального образования город Ноябрьск (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых …
    больше
    Конкурсы красоты. Мисс
    Сценарий конкурсной программы «Девушка весна – 2010» ФАНФАРЫ Голос за кадром музыка Сотней птиц расцветает унылая прежде равнина, И от радости сердце сжимается – сладостный миг! С возвращеньем Весна! С возвращеньем Любовь!! С возвращеньем!!! Лебедей белокрылых победный лику…
    больше
    Иллюстрированная история суеверий и волшебства (fb2)
    “Гроза” Островский – Краткое содержание, главные герои
    ГРОЗА Драма (1859) Александр Николаевич Островский Мир книги События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие — в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседу…
    больше
    Урок-сопоставление (“по закону сцепления”) Проблема земного счастья в русской литературе 19 века
    еще 6 фото
    Роман Багдасаров. Свастика: Священный символ (коловрат, коло)
    Роман Багдасаров, СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ
    Основная общеобразовательна­я­ программа дошкольного образования «ступеньки к успеху» (нормативный срок реализации програм
    Меч Тамерлана. Книга вторая. Мы в дальней разлуке
    Пролог Содрогнулась Мать – Сыра Земля. Чудовищной силы торсионное поле накрыло Москву. Закрутив спираль с эпицентром где-то в центре столицы, оно выплеснуло всю мощь своей энергии в магнитосферу планеты по её краям. Возмутилос…
    больше
    Экономика символического обмена
    ББК Александр Борисович Долгин Экономика символического обмена Ответственный редактор Е. А. Лебедева Технический редактор П. Н. Гиверц, А. В. Каньшиева Дизайнер А. А. Иванов Дизайн обложки С. А. Антонов Корректор Л. А. Викулина Верстка А. С. Тубольцев Инфографика Д. В. Ворончихин Рец…
    больше
    Знаки и символы искусства
    Билет №6 (2) Символ— это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Знаки— это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить доро…
    больше
    Апокрифы древних христиан (Автор неизвестен)
    Автор неизвестенАпокрифы древних христианАпокрифы древних христиан Авторы переводов, исследовательских статей, примечаний и комментариев доктор исторических наук И. С. Свенцицкая (часть I), кандидат исторических наук М. К. Трофимова (часть II) От составителей Проблемы становления христианства, возни…
    больше
    О чем заставляет задуматься рассказ «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
    Если бы не школьная программа — никогда не стала бы я читать «Матрениного двора». Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши «продвинутые», компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые на…
    больше
    Пишем сочинение на лингвистическую тему
    1. Как сформулировано задание С2.? Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика ? как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста…
    больше
    Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” – Сочинение по произведению А.И. Куприна “Олеся”
    Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных. Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Николае…
    больше
    Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО 00
    ГОУ ВПО ЧГПУ Курсовая работа на тему: «Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО» Челябинск, 2010 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы формирования и развития творческой личности у учащихся НПО .1 Фил…
    больше
    4. Религия, эпос, мифология, философия Великой Скифии / Евразийская империя скифов
    Учебно-методически­й­ материал по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА (сочинение)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 (1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».   Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о…
    больше
    Образовательная программа ДОУ
    В формате .Doc можно скачать здесь                                                                           Негосударственное образовательное учреждение «Детский сад  № 134 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Принято: на педагогическом совете            Утверждаю: з…
    больше
    Постмодернизм (Ильин Илья)
    Посвящается моей матери ВВЕДЕНИЕ Словарь понятийного аппарата постмодернизма неизбежно вынужден нести на себе все прошлые грехи этого направления, хотел ли сам постмодернизм их забыть или нет. Главным из таких искони присущих ему грехов является, по крайней мере. в теории, его структуралистское…
    больше
    Методика развития детской речи – ответы к экзамену, часть 2
    Методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме: ЕГЭ. Сочинение: проблемы, литературные примеры
    Природа и человек ДетствоЧеловек и познание НаукаНравственные качества человека Честь, человеческое достоинство Чинопочитание, чиновничествоЛюбовь к Родине Сохранение исторической памяти, русского языка ВойнаГероизмПатриотизмГлобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и обще…
    больше
    Лега В.П. Лекции по истории западной философии
    Предмет философии Первая лекция, как вы сами понимаете, должна быть вводная. Однако она может быть весьма важной и даже определяющей во всем нашем курсе. Давайте начнем с определения. Итак, что такое философия? И, отвечая на этот вопрос, мы сразу сталкиваемся с огромными трудностями. Собственн…
    больше
    СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”
    ОБРАЗ ПЕЧОРИНА Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему ге…
    больше
    Сайт учителя русского языка и литературы
    ГлавнаяГИАСочиненияОбразцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему Автор Елена Прошина в Сентябрь 6, 2014. Опубликовано Сочинения  Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий (1) Русский филолог Ф.И.Буслаев утверж…
    больше
    Православие (fb2)
    DXBCKT про Лысак: Поднять перископ (части 1-4) (Альтернативная история) Отличная книга прообраз “Морского волка-Савина” в период Русско-японской войны (за исключением того что здесь в прошлое проваливается не атомарина, а ГГ служивший с составе “волчих стай” папы-Деница (почему-то уверенный в том чт…
    больше
    Лосев а. проблема символа и реалистическое искусство. определение понятия символа
    Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство ОГЛАВЛЕНИЕ Библиография § 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СИМВОЛА 1. Досоветские общие энциклопедии и словари (Вейсман Э.), Немецко-латинский и русский лексикон купно с первыми началами русского языка к общей пользе при Императорской академии наук печатию и…
    больше
    Содружество – СИМВОЛИЗМ
    Женщина в уборе с гроздевидными наушниками, лунницами и щитовидными подвесками, конец X – начало XI в. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском. Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убор…
    больше
    Детство сочинение про цыганка
    Характеристика героя Цыганок (Детство Горький М.) :: Litra.RU * Litra.RU :: Характеристика героя Цыганок (Детство Горький М.) … Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное …Сочинение: История Цыганка по повести М. Горького Детство … * Читать книгу Сочи…
    больше
    Выписки из школьных сочинений
    Тургенев убивает (!) своего героя в конце романа, занеся (!) ему инфекцию в рану на пальце. “…в заду у Шевченко пылал огонь…” “…он вошёл в роман, как красавец на коне.” “В XXXX году Лейбниц изобрёл такую машину, которая совместно с Ньютоном могла только суммировать.” “В воскресенье рано утром …
    больше
    Сочинение – «женский образ в рассказе а и куприна олеся» олеся
    Исполненный греха, без разума и воли, Непро?ен и тщеславен ?еловек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век… Едва уйдут одни – на смену им иные, Все в мире для него страдания сплошные: копирование запрещено Его друзья, враги, любимые, родные. А.Бредстрит Русская литер…
    больше
    Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Анализ лирического произведения
    НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – РЕФЕРАТЫ – Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Анализ лирического произведения Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Анализ лирического произведения 20 Министерство высшего образования Карельск…
    больше
    Темное царство в драме “Гроза” Драма “Гроза”
    Темное царство в драме “Гроза” Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путешествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский…
    больше
    МДОУ Детский сад № 4 города Ряжска “Карусель&quo­t;­
    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Детский сад № 4 г. Ряжска на 2012 -2016 учебный год. Принята на заседании педагогического совета № 1 от 30.08.2012 года. Содержание общеобразовательной программы:…
    больше
    Нужно сочинение по “Грозе” Остр..
    Конечно, название пьесы Островского метафористическое и несет определенную смысловую нагрузку. Каждый из героев пьесы Гроза по-разному объяснял такое явление как гроза, через их объяснения можно судить об их внутреннем мире. Кабаниха считала, что это наказание за грехи человечества. Кудряш, считал, …
    больше
    Сочинение Анализ повести М Горького «Детство» Детство Горький
    1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором б…
    больше
    Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века
    еще 12 фото
    Техники Гештальт-терапии на каждый день
    Том 2. Произведения 1887-1909
    Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами. В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъем, я смотрел…
    больше
    Сочинения – Тема любви в творчестве Куприна – по повести “Гранатовый браслет”
    Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое час первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом …
    больше
    Основы творческой деятельности журналиста. ГЛАВА 5
    ГЛАВА 5 Кройчик Л.Е. СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ Поэтика публицистического текста резко изменилась в 90-е годы XX в. Эти изменения сказались на системе журналистских жанров и на их использовании в редакционной практике. Жанры советской прессы были поделе…
    больше
    Русская портретная живопись ХIХ века
    Русская портретная живопись ХIХ века 2СодержаниеВведениеI. Русские портретисты первой половины XIX века1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)II. Товарищество Передвижных …
    больше
    Русская портретная живопись ХIХ века — текст работы
    2 Содержание Введение I. Русские портретисты первой половины XIX века 1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836) 1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) 1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) 1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852) II. Товарищество Передвижных Художественных Выставок III глав…
    больше
    Как написать сочинение по картине Валентина Серова “Девочка с персиками”?
    Картина русского художника Серова, которая называется «Девочка с персиками», безусловно, является одной из популярных и узнаваемых работ мастера. В этом художественном произведении много детской непринужденности и естественности. Кстати, когда Серов показал свое полотно в Москве, оно буквально пораз…
    больше
    Образовательная программа
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13» Управления системой образования Администрации Волоколамского муниципального района «Согласовано» &nb…
    больше
    “Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”,), Сочинения Лермонтов М.Ю
    В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год — “Тамань”. В том же году уже известные читателю т…
    больше
    Программа формирования здорового образа жизни
    + Ещё

  5. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  6. Вот только улететь такая птица не может. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в неволе. Не может такой свободолюбивый человек, как Катя, существовать в жёстких рамках царства лжи и ханжества. Всё в Кате будто дышит чувствами и любовью к самому неповторимому — к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего ощущения. Её жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но теперь, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует фальшь.
    Удивительно, что обладая такой внутренней силой, Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишённая возможности расти, развиваться», но сама себя она таковой не считает. Через «жернова неприязни и злобной зависти» она старается пройти достойно, не утратив и не опошлив свою сущность.
    Катю с лёгкостью можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с чувствами, которые вспыхнули у неё к Борису, но всё же решила встретиться с ним. Катя берёт на себя ответственность за свою судьбу и решения. В некотором смысле на время тайных свиданий с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни людского суда». Наконец-то девушка может поступать так, как велит её сердце.
    Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать об отношениях с племянником Дикого не радуют Бориса. Он надеется, что девушка промолчит, затягивая её в сети «тёмного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы, Мельников-Печерский, удивительно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попав под гнёт этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознаёт, что бог вложил в неё сердце пылкое, что в молодой груди её бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина».
    Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдал надежд Катерины. Для неё разница и несоответствие реального мира и представлений о будущем оказались фатальными. Решение броситься в Волгу не было спонтанным — Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвижения грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенное признание Катерины становится похожим на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене — разговор с Борисом — самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, желающей закопать её в землю живьём.
    Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Грозе». Тем не менее даже совершив такой грех, Катя остаётся такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.

  7. Мне умереть не
    страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я
    здесь – вот что страшно.
    А.Н. Островский. Гроза.
    Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза» – до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то считает эту женщину «решительной натурой» «лучом света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов), кто-то, напротив, слабой женщиной, не сумевшей защитить себя, отстоять свою позицию, выбравшей самоубийство вместо борьбы.
    Так кем же на самом деле являлась Катерина – «решительным русским характером» или слабовольной женщиной? На мой взгляд, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно трудно.
    Живя в семье мужа, Катерина Кабанова была несчастна. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона, наладить с ним жизнь, но ей это не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Ей удавалось «укрощать» даже самого Дикого.
    Марфа Игнатьевна в пьесе выступает как поборница старых патриархальных нравов. Она считает, что именно они являются единственно правильными и должными. Причем для этой героини очень важно все показное и напускное – что подумают люди, что скажут соседи, как ее семья будет выглядеть в глазах общества. Поэтому Кабаниха так настаивает на том, чтобы на людях выполнялись все «ритуалы». Она заставляет Катерину «выть», провожая мужа в поездку, заставляет Тихона бить жену, наказывая ее за провинность и т.д.
    Все это лицемерно-бессмысленое поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Ведь главная героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Устами Катерины автор рассказывает нам о детстве этой женщины, чтобы мы лучше поняли истоки и основу ее характера. Купеческая дочь, Катерина воспитывалась в обстановке семейного лада, тепла, взаимной любви. Большую роль в ее воспитании сыграла религия: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Девушка говорит, что в ее доме всегда было много богомолок и странников, которым ее семья давала приют.
    Весь этот рассказ Катерины овеян светлыми тонами и красками. Они как нельзя лучше характеризуют натуру девушки – светлую, искреннюю, любящую, свободную. Очень многое говорят о Катерине и ее сны: «А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Выходя замуж, героиня мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни. Но ее мечтам не суждено было сбыться. В реальности Тихон, боясь Кабаниху, не имеет сил заступиться за свою жену. Он покорно смотрит, как Марфа Игнатьевна обижает и оскорбляет Катерину, заставляет ее делать то, что претит женщине.
    Мечты героини оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. Ее душа начинает протестовать. Недаром женщина говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим праздником, той отдушиной, мечтой, о которой героиня так грезила.
    Но даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за ее душевных мук. Но еще и потому, что Кабаниха никогда не простит своей невестке такого публичного позора. Гибель Катерины, на мой взгляд, предрешена. Вопрос в том, как скоро она случится.
    Была очень маленькая надежда, что Борис увезет свою «любовь» с собой, но этот человек выбрал деньги. Из-за страха потерять наследство племянник Дикого бросает Катерину на верную погибель.
    Что оставалось героине в таком случае? Жить под вечным арестом, в вечных душевных муках и презрении всех окружающих? Катерина знала, что не выдержит этого. Именно поэтому, как мне кажется, она решилась на самоубийство. Был ли это протест? Не думаю. Был ли это решительный шаг? Да, но он был сделан в отчаянье, от безысходности. Была ли это слабость? Возможно. Но кто вправе судить несчастную Катерину Кабанову?
    Таким образом, поступок героини «Грозы» противоречив и неоднозначен. Но в любом случае, он характеризует Катерину как светлую натуру, к сожалению, не нашедшую своего места в «темном царстве».

  8. Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.
    Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.
    Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
    «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.
    Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.
    Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.
    Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  9. Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
    Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
    Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
    Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
    Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

  10. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

    Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы. Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?
    Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.
    Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?
    Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.
    Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».
    Какая же она — русская женщина Катерина?
    Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?
    Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.
    Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

  11. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека.
    В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, поэтически настроенной натурой. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина ее глубокой жизненной драмы.
    Образ Катерины характеризуется непосредственностью, наивностью, нежностью, стремлением к свободе. В этом образе Островский отразил моральную чистоту и красоту русской женщины. Природа наградила героиню честностью, искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера.
    Островский начал пьесу на прекраснейшем берегу Волги, тем самым он стремился ввести зрителей в атмосферу жизни городка, создать тот общественный фон, без которого нельзя понять драму Катерины. На первый взгляд, жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном счете привела Катерину к обрыву.
    Героиня сначала не желает считаться с общественным мнением калиновских обывателей: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Но ей не удалось вынести тяжесть “людского суда”: “Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза…”
    Драма Катерины совершается на глазах у города. На людях она призналась в измене мужу, на людях бросилась с обрыва в Волгу.
    Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях — в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть.
    С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: “Что-то во мне такое необыкновенное”, “точно я снова жить начинаю”. Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее).
    Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: “Я его и знать не хочу!” Но уже в следующую минуту она признается: “Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да и не могу никак”. Катерина остается верна себе, и “переломить” себя, то есть изменить своему характеру, она не может. Ей остается только терпеть: “Уж лучше я буду терпеть, пока терпится”.
    Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Катерина оскорблена тем, что она смеет так бесцеремонно вставать между ней и Тихоном. В сцене прощания с мужем слышится не только боязнь остаться наедине с искушением, но и предчувствие того неисправимого, что случится после его отъезда. Еще важнее отчаянная, но искренняя попытка обрести близость с Тихоном: “…как бы я тебя любила…”
    В монологе с ключом Катерина пытается сначала отвлечь себя, но она не может, да и не хочет себя обманывать: “Перед кем я притворяюсь-то!” В этом суть: притворяться героиня драмы ни перед кем не будет, и тем более перед собой. Опорная фраза монолога — “А горька неволя, ох, как горька”. Горечь неволи, быть может, и толкнула героиню драмы на шаг, который оказался для нее роковым. Монолог, начавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: “Будь что будет, а я Бориса увижу!”
    Стоя у калитки, Катерина все еще сомневается, надо ли ей идти на встречу, но потом решает, вопреки всему, последовать велению своего сердца.
    В том, что Катерина не побоялась “людского суда”, мы можем убедиться в сцене признания. Для нее невыносимо то положение, в котором она оказалась. Обманывать мужа ей не позволяет чистота души. Недаром она открылась Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. После того как она все рассказала, она все же осталась верна своему чувству к Борису. Катерина сознает преступность своей любви, но она готова пренебречь всем и связать свою жизнь с ним.
    Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить “темное царство”, погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву.
    Катерина любит не так, как заурядный человек, она готова на все ради любимого, даже преступить священные для нее понятия о грехе и добродетели. Читатели и автор сходятся в своей оценке Катерины. Для нас она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *