Сочинение рассуждение на тему образ евгения онегина

15 вариантов

  1. Роман “Евгений Онегин” был сотворён Александром Сергеевичем Пушкиным за 8 лет в период с 1823 по 1831 годы. Первые главы романа были написаны ещё в молодости поэта, но заключение и исход писал уже человек с богатым жизненным опытом. Подьем нравственного уровня самого поэта показано в романе как нельзя лучше. Евгений Онегин, так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, влюбляется, теряет друзей, терпит поражения, заблуждается и терзает себя за упущенные годы жизни. Каким образом описаны жизненные периоды Евгения в романе Пушкина? Названием романа Александр Сергеевич подчеркивает центральное положение Онегина среди всех героев произведения.
    Онегин – светский молодой человек, серьёзный аристократ, получивший стандартное для тех годов воспитание под наблюдением француза-гувернера в духе книг, поведения и нравственности, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет беззаботный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Вне всякого сомнения, Онегин и учился “чему-нибудь и как-нибудь”. Евгений имел высокий уровень дворянской культуры, отличаясь в этом отношении от большинства высшего общества. Герой Пушкина – проблема и беда этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, креативный взгляд, охлажденный ум выделяют его из аристократической среды, постепенно приводя к разочарованию в жизни и интересах светского общества, в особенности к недовольству политической и социальной обстановкой: “Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум…”
    Пустота в жизни рвёт Онегина изнутри, им овладевает страх, скука, жалость к самому себе и он покидает светское общество в надежде заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду – “труд упорный ему был тошен” сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Его жизнь “без цели, без трудов”. В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохота глупцов”.
    В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.
    В нем вспыхивает любовь к Татьяне – теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

  2. 2
    Текст добавил: я И еСтЬ сМыСл

    Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.
    Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.
    При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
    Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.
    Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой — замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».
    Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
    Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:
    Кто жил и мыслил, тот не может
    В душе не презирать людей…
    …Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.
    По убеждению автора, люди в большинстве своем эгоисты:
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами — себя…
    Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.
    Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».
    Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:
    Блажен, кто праздник жизни рано
    Оставил, не допив до дна
    Бокала полного вина,
    Кто не дочел ее романа
    И вдруг умел расстаться с ним,
    Как я с Онегиным моим.
    Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.
    Источник: vsekratko.ru

  3. Пытаясь наладить с Татьяной отношения, Онегин, получает отпор. Это ещё больше расстроило главного героя. В итоге, все эти происшествия, Сильно повлияли на становление личности главного героя. Это сделало его сильным и уверенным в себе мужчиной, который хорошо стал разбираться в своих чувствах, начал понимать, что такое настоящая любовь и дружба. Из светского разгильдяя, Онегин превратился, в ответственного молодого человека, на которого уже смело можно было положиться в любом деле.
    Сам роман, автор писал более восьми лет. И на протяжении романа, можно прекрасно увидеть развитие Онегина от отрочества, до уверенного в себе мужчину. Так – же в романе можно почувствовать одностороннюю любовь  девушек, которые, на первых шагах своей жизни, ошибаются в выборе своего идеала для жизни.
    Но, не смотря на это, время, всё ставит на свои места, и меняет людей под свои условия. Именно жизнь, учит людей исправлять ошибки, которые совершаются в юном возрасте.

    Сочинение про Евгения Онегина

    Пушкин своего Евгения Онегина писал с молодых людей, живущих в начале 19 века. Светские львы, точнее ещё львята, аристократы. Вот и резвятся-развлекаются в своё удовольствие. Их любимое занятие – ничего не делать, танцевать на балах, посещать театры, хотя вполне могли бы сделать головокружительную карьеру.
    Семья жила в достатке. У маленького Онегина была няня, потом гувернёр-француз. Учителя особо не утруждали науками, но научили всему тому, чтобы не опозориться в свете.
    Он не поднимал ничего тяжелее ручки, холил и лелеял свои ручки, усердно ленился и занимался бесполезными светскими разговорами. Читать не любил и не хотел, взялся вроде что-то сочинять, но тоже забросил. Ведь писательство – это титанический труд, если заниматься им всерьёз.
    Совсем как женщина хандрил, скучал, льстил, кокетничал, делал вид, что влюблён. Так он «прожигал» свою жизнь в столице. «Живёт без цели, без трудов» – так Пушкин характеризует Онегина.
    Деревня быстро утомила Евгения. Он не знал, что делать, чем ему заняться. Радоваться и умиляться природой его хватило на пару дней. Болтать и «строить» глазки здесь было некому. Крестьяне работали от зари до зари. Единственная заслуга Онегина состоит в том, что он заменил работы денежным налогом. Управлять хозяйством он не умеет и не хочет учиться. И он вернулся к своему обычному занятию – ничего не делать, лениться.
    Он возомнил себя героем, решил, что он выше всех окружающих, можно их презирать. « Мы почитаем всем нулями, а единицами себя, мы все глядим в Наполеоны…» Таким Пушкин видит Онегина.
    Соседи его считали странным, он их сторонился – убегал от них через заднее крыльцо дома. Вот только с Ленским завязалось что-то вроде дружбы. Но она оказалась не настоящей и кратковременной. Не умеющие идти на компромисс молодые люди поссорились. И дело закончилось дуэлью и смертью Ленского.
    Его полюбила прекрасная молодая девушка, но он отверг её любовь. Болтается по белу свету без цели и предназначения, благо денег предостаточно. Правда, начинает задумываться над своей никчемной пустой жизни.
    Вторично повстречав Татьяну в столице, он вдруг очнулся и воспылал к ней любовью. Но она отвергла его – она замужем. Брак для неё это святое.
    Великий критик Белинский дал чёткое определение людям типа Онегина «страдающие эгоисты». Некоторые молодые люди и в наше время возомнили себя Наполеонами,  остальные люди для них – ничто, бесцельно «прожигают» жизнь, транжирят деньги родителей, носятся по улицам на дорогих машинах, нарушают правила дорожного движения. Только, как известно на каждого Наполеона найдётся свой Кутузов.

    Сочинение 4

    Роман “Евгений Онегин” можно по праву считать шедевром русской литературы, А.С.Пушкин создал невероятные образы в своем произведении. Одним из центральных и основных таких стал образ главное героя.
    В самом начале романа мы узнаем, что Евгений воспитывался французом, соответственно получил французское образование. Он знает экономику, умеет себя вести во время разговора, знает толк в моде, ухаживает за собой, педантичный, много времени проводит напротив зеркала. С отцом у Онегина не совпадали взгляды на жизнь, так как у сына они были более современные и философские. Евгений умен, он хорошо владеет французским языком и латынью, умеет танцевать мазурку. В кабинете у него очень много заграничных вещей, он чужд русскому обществу. В театре герой обращает внимание на молоденьких артисток, на балы ездит только ради того, чтобы посмотреть на женщин, их ножки, в целом, у него было несерьезное отношение к слабому полу.
    Онегин не увлечен столичной жизнью, так как больше его привлекает его все иностранное. Он умный, со своими мечтами и целями, но это человек, не способный действовать, работать, доверять людям. Он разочарован во всем, хандра овладела им, но надежда на изменение жизни все же есть, появляется желание перемены мест.
    В деревне Евгений поначалу скучает, читает книги, заменяет барщину на оброк, не находит общего языка с соседями, так как он умнее и воспитаннее. Там он знакомится с Ленским, они становятся друзьями “от нечего делать”. Их привлекает друг в друге иностранное воспитание, но в остальном они полностью разные. Это – некрепкая дружба, которая обречена на крах. Впоследствии друзья сходятся на дуэли, где Ленский погибает.
    После знакомства с Татьяной, девушка влюбляется в Онегина, так как он для нее герой французского романа, идеал, но не получает взаимности в ответ на свое любовное письмо, так как Евгений чувствует свою неготовность и духовную нищету. Он честно рассказывает девушке о своих отрицательных чертах и неуверенности в эффективности их брака.
    Через несколько лет главный герой встречает Ларину на одном из балов и понимает, что любит ее, но оказывается слишком поздно: Татьяна замужем и не собирается бросать мужа. Так, Онегин понимает, что он упустил свое счастье.
    В своем романе Пушкин пытался показать молодых людей своего времени, показать неприемлемость такого образа жизни, призвать людей к изменению своего уклада жизни.
    9 класс

  4. Образ Евгения Онегина в романе Пушкина.
    Произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин» писалось около восьми лет. За эти годы с самим писателем происходило много изменений, что, конечно же, не могло не отразиться и на его романе в стихах. Но произведение, написанное Александром Сергеевичем, получилось не только захватывающим и интересным, некой историей любви, где главные герои простая русская девушка и «эгоист поневоле», но, прежде всего, это шедевр мировой литературы, русская классика, известная и читаемая во всем мире. Поэтому образ Евгений Онегина занимает особе место в русской литературе.
    Кто же является главным героем: Татьяна Ларина, ее сестра Ольга, Владимир Ленский, Евгений Онегин или же сам автор? Да, для понимания всего этого необычного романа в целом все эти герои очень важны, но Евгений Онегин занимает особое место, поэтому критики, и именно В.Г. Белинский так много и подробно о нем писал, называя «эгоистом поневоле». Но стоит все-таки разобраться в этом сложном и противоречивом образе.
    Евгений Онегин – дворянин, приживающий в Петербурге. Его жизнь складывается однообразно: балы, женщины и развлечения. Эта жизнь молодого человека не может не надоесть, так как ничего другого, как говорить по-французски, чтобы изъясняться с дамами, завлекать их и одеваться по моде больше от него и не требовалось. Преуспев в делах сердечных, Евгений очень обрадовался, узнав, что умирая, его дядя, оставил ему имение в деревни.
    Но, приехав в деревню, очень скоро молодой человек тоже заскучал, даже не смотря на то, что этот уголок, по мнению Пушкина, «был прелестный уголок». Но очень скоро его стало забавлять не только чтение из дядиной библиотеки, но и его сосед – Владимир Ленский. Сосед был полной противоположностью Евгению, поэт и романтик, был влюблен в Ольгу Ларину, девушку веселую и совершенно беззаботную. Их дружба – это соединение льда и пламени, странное и непонятное соединение. Именно поэтому, наверное, все так трагически и заканчивается.
    Владимир Ленский однажды привозит Евгений Онегина в дом Лариных, чтобы не только познакомиться с семейством соседей, но и показать свою невесту. Но Ольга не кажется молодому человеку столь привлекательной, как его другу. Он замечает Татьяну, молчаливую и задумчивую, но от этого выглядевшей еще прекрасней. Но Евгений бежит от любви, он не желает мучить ни себя, ни другого человека.
    И когда он вдруг получает письмо – признание от Татьяны Лариной, то поступает благородно. Понимая, что ее судьба, честь этой женщины находится в его руках, он никому ни слова не говорит о том, что существует это послание. Ведь это могло грязным пятном лечь на репутацию Татьяны. Но Онегин спасает репутацию девушки, никому не говоря о ее любовном послании, волнении неопытной груди, но даже сам решает с ней поговорить, чтобы не просто прозвучал отказ, а чтобы объяснить Татьяне, почему он не может ответить ей взаимностью. И этот поступок Онегина благороден и требует лишь только положительного отзыва.
    Но не только хорошие поступки совершает главный герой. Он убивает на дуэли своего друга, хотя этого можно было избежать, если бы он от скуки не стал волочиться за Ольгой, и это ни привело бы к тому, что Владимир бы из – за ревности не вызвал бы его на дуэль. Так, Онегин теряет своего нового друга, и это событие еще больше отдаляет его от семьи Лариных и от Татьяны.
    Понимая, как он неправильно поступил, Онегин старается убежать из этого места и от самого себя. Поэтому отправляется путешествовать. Через два года он появляется на балу и встречает прекрасную девушку, которая радушно встречает гостей и блистает своей красотой. Он не смог устоять, влюбился. Но вскоре понял, что эта роскошная светская дама – это Татьяна. Он, влюбленный, старается остаться с ней наедине, чтобы объясниться, но девушка не дает ему этот шанс и тогда он пишет письмо Татьяне, где раскрывает ей свои чувства.
    В Евгении Онегине за два года путешествия произошли изменения, произошла некая эволюция его души. Он не просто изменился внешне, но он много путешествовал, видел многое и, главное, много думал и рассуждал. Это привело к тому, что все его нравственные ценности, которых он придерживался раньше, изменились. Теперь он стал другим человеком, его внутренний мир изменился. И это приводит к тому, что он начинает понимать смысл слова «любовь» и чувства, неведанные ему раннее, нахлынывают. Он не старается с ними бороться, он ждал их и поэтому старается любить так, как только может, по – своему. И его не страшит безответная любовь, главное, что она есть.
    Роман Пушкина «Евгений Онегин» остается без определенного конца. Создается такое впечатление, что автор постарался дать шанс своему читателю домыслить конец сего романа, чтобы определиться с тем, как бы он, читатель, хотел бы, чтобы закончилась эта странная и так и не начавшаяся история любви.

  5. Главным героем романа Пушкина, именем которого и названо произведение, является молодой дворянин Евгений Онегин.
    Сразу хочется сказать то, что Пушкин очень скупо описывает внешность Евгения Онегина. Лишь в самом начале романа Александр Сергеевич отметит, что у Онегина была модная на то время стрижка и одет он был, как лондонский денди.
    Евгению было двадцать четыре года, родом он был из дворянской семьи, которая, к сожалению, разорилась. Он получил типичное домашнее образование. Немного владел латынью, знал классическую литературу, прекрасно владел французским языком. Главным его талантом было умение промолчать когда этого требовала ситуация или поддержать беседу, колкой цитатой или высказыванием. У Онегина были прекрасные манеры, он был остроумным и веселым человеком. Как и подобает молодому дворянину, Евгений вел разгульную жизнь. Он был частым гостем на балах и пиршествах, обедал в ресторанах, посещал театры. Онегин пользовался популярностью у противоположного пола.
    Но очень скоро, такая жизнь наскучила Евгению. Вся та роскошь, что привлекала его, в один миг начала вызывать у парня отвращение. Онегин был умнее окружающего его общества, ему стали противны лицемерие и наигранные отношения. Евгением овладела «русская хандра».
    Стараясь что-то изменить в своей жизни, Онегин пробует писать. У него ничего не получается, ведь «труд упорный ему был тошен». Евгений много читает, но это занятие тоже не приносит ему удовольствие. Находясь в деревне, он делает еще одну попытку побороть свою скуку. Онегин, дабы облегчить жизнь крепостных крестьян, отменяет барщину, вместо этого облагает их оброком. В результате такой реформы, крестьянам действительно стало легче жить, но на этом дело остановилось, ведь делалось оно «чтоб только время проводить».

  6. Образ Евгения Онегина сочинение

    План

    1. Роман в стихах.
    2. Образ Евгения Онегина
    2.1. Характеристика главного героя.
    2.2. Онегин и Татьяна.
    2.3. Онегин и Ленский.
    3. Мое отношение к герою.
    Евгений Онегин – это талантливое творение А.С. Пушкина. Произведение захватывает внимание читателя прекрасной рифмой, необычным развитием сюжета, яркостью образов, актуальностью поднятых вопросов. Поэт писал свой роман на протяжении почти десяти лет, он взрослел вместе со своим главным героем.
    Повествование начинается с того, что Онегин едет в деревню к умирающему дяде. Он мчится туда не из добрых побуждений, но чтобы получить наследство: “денег ради, на вздохи, скуку и обман”. Такое поведение, свойственное большинству молодых дворян того времени, говорит об эгоизме Евгения и его корыстности. Онегин ничем не отличается от своих современников. Он не приучен к труду, он смотрит на других свысока, он циничен и себялюбив. Онегин молод, красив и умен, образован.
    С другой стороны, герой устает от светской фальши, от праздности жизни. Он уединяется в своем имении и хочет что-то наладить, что-то изменить. Евгений находится в постоянном поиске своей дороги: то он занимается писательством, то чтением, то крестьянским вопросом. Но все от скуки, “чтоб только время проводить”. Разочарование героя и его неприкаянность мешают ему обрести смысл в жизни и иметь стоящее занятие. Как мы видим, характер у Онегина противоречивый.
    В деревне Онегин встречается с Татьяной Лариной – простой девушкой, приятной и симпатичной. Он понимает, что она не похожа на других молодых дворянок, в ней есть душевная прелесть, Татьяна чиста и в мыслях, и в словах, искренна, задумчива, скромна. Полюбив Евгения, она не может жить в неведении. Героиня признается ему в своих чувствах. Но молодой человек не оценивает Ларину по достоинству. К тому же, он боится настоящей любви, боится серьезных семейных отношений. И он отказывает девушке, причинив ей боль.
    Такими же запутанными являются и отношения главного героя с Ленским. Они, такие разные, но сошлись и подружились. Несмотря на несхожесть во мнениях и спорах по многочисленным вопросам, молодые люди проводят вместе много времени и проникаются друг к другу искренней симпатией. Однако глупая размолвка приводит к страшной ссоре и неизбежной дуэли. Онегин не питает зла к Ленскому, он не хочет драться. Но предрассудки света и боязнь чужого мнения заставляют его принять участие в поединке. Он убивает человека, который мог бы стать его настоящим другом. Этот поступок оставляет неизгладимый след в душе Евгения. Расстроенный и огорченный, он уезжает, чтобы совершить путешествие по России.
    Я неоднозначно отношусь к главному герою. То, как он поступил с Ленским и Татьяной, заслуживает осуждения. Но под конец романа я вижу, что Онегин исправляется. Он становится другим человеком, он осознает свою вину и готов учиться на своих ошибках. Его объяснение с Татьяной – это объяснение умудренного жизнью человека, сожалеющего о своих опрометчивых поступках, размышляющего над своим поведением. И хотя девушка отвергает Евгения, хотя его любовь к ней остается баз ответа, я чувствую – Онегин сможет подняться и стать настоящим человеком.

  7. Сначала это типичный представитель «золотой молодежи». Прекрасно воспитанный, имеющий вес в обществе, молодой Онегин ведет праздную жизнь. Встречи, приемы, балы… Как всякому молодому человеку, Евгению быстро надоедает такой порядок жизни и он покидает столицу в поисках новых впечатлений.
    Но и в провинции наш герой не меняется. Он не может закончить до конца ни одно начатое дело. Онегин с теплом относится к людям другого сословия, но не понимает сложности их существования. Это его не интересует. Для него важны собственные чувства и ощущения. Все это приводит к трагическим событиям.
    Отвергнув любовь Татьяны и убив своего друга, Онегин в буквальном смысле «бежит от себя» и начинает путешествовать по России. Именно в этот период с Евгением начинают происходить изменения. Он повзрослел, многое пережил и осознал. В итоге наш герой возвращается в столицу и попадает в водоворот прежней жизни.
    Приемы, балы… Татьяна! Поняв, как промахнулся, отвергнув любовь этой замечательной женщины, Онегин признается в любви к ней. Но слишком поздно! Евгений вынужден признать свое поражение. Тоска и разочарование становятся его постоянными спутниками жизни.
    Создав образ Онегина, Пушкин показал ошибки всего молодого поколения. Не утруждая себя сочувствием и добротой, попирая моральные устои, безответственно относясь даже к собственной жизни, молодые люди приносят страдания и себе, и другим. Исправить все не так легко. Каждый поступок имеет последствия!

  8. Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина. Евгений является образом собирательным, поэтому в нем ярко отражен молодой человек того времени. Эту мысль можно подтвердить, прочитав отечественную литературу того времени, к примеру, «Герой нашего времени» Лермонтова. Онегин – представитель светского общества, получивший типичное для того времени образование, так называемая «Золотая молодежь». Он – вроде и относится к высшему свету, но и чужд ему.
    Воспитание и образование Евгения Онегина – заслуга его гувернера француза. Но на самом деле его не очень напрягали с науками. По данному Пушкиным описанию понятно, что знания у него поверхностные, неглубокие. Он умело умеет касаться их в разговоре, показывая свою образованность. Знает немного по латыни и хорошо говорит на французском. Таланта, как у Ленского у него нет, но сочинять небольшие эпиграммы, чтобы привлечь внимание девушек, может. Так же помнил «дней минувших анекдоты», увлекался экономикой. Сам Евгений весьма многогранная личность, но свет его испортил.
    Характер главного героя сложный, он противоречив сам себе. Являясь типичным представителем молодого человека того времени, он, так же как и все остальные, подвержен английскому сплину или, как называет это Пушкин – «русская хандра». Онегин, язвив и колок, не скупится на выражения и прямолинеен, суров и строг. Однако стоит отметить его благородность – он не воспользовался влюбленностью Татьяны. В первых строках романа мы видим избалованного, банального и несколько отрицательного героя, но с каждой главой можно заметить эволюцию Онегина, в конце романа уже не узнаешь того главного героя, что предстал перед нами вначале.
    Евгений зависим от людского мнения, что мешает ему отказаться от дуэли. Впрочем, если судить о нравах общества того времени – это вполне нормально, ведь Ленский тоже стал заложником общественного мнения. Онегин не задумываясь, рискует своей жизнью, что тоже типично для нравов того времени. Сам образ собирательный, поэтому такая типичность и похожесть на любого представителя дворянства понятна.
    Большую роль в судьбе Онегина сыграл Владимир Ленский. Молодые люди стали дружить от скуки, а Евгений относился к другу снисходительно, считая его ребенком. Но однажды случилось роковое событие, изменившее жизнь героев. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Онегин одержал победу, но осознал что случилось лишь после смерти Владимира. После этого началось медленное восстановление Евгения, испорченного светом, он, словно феникс, начал свое возрождение из пепла.
    С первого взгляда кажется, что Пушкин противопоставляет двух героев: Татьяну и Евгения, но закончив чтение, становится понятно, что на самом деле роман строится на зеркальной композиции, завязанной на взаимоотношениях этих героев. Взаимоотношения двух героев очень сложные. Начала Евгений относился снисходительно к Татьяне, считая ее обычной дворянской девушкой, но после встречи в Москве, его отношение к ней сильно изменилось. Не смотря на взаимность чувств, которые показаны в конце романа, Пушкин оставляет двух персонажей несчастными, разводя их жизненные пути.
    Отношение А. С. Пушкина к герою неоднозначно. С одной стороны видно его пренебрежение к нему, некоторое недовольство. Но с другой стороны, он сам называет его своим другом и не отрицает, что дружил с подобным Евгению человеком.
    На протяжении всего романа можно проследить эволюцию Евгения, которая идет пусть медленно, но делает из него нормального человека, который может стать образцом подражания в высшем обществе.

  9. 9
    Текст добавил: ЛЬЯНА ЛОГКАЯ

    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
    Главный герой, по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,
    …чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил”.
    Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
    Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
    Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “…Отворотился— и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел””. Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
    “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
    Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
    Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
    В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, — пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:
    Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь
    И дождалась… Открылись очи;
    Она сказала: это он!
    В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:
    Мне ваша искренность мила,
    Она в волненье привела
    Давно умолкнувшие чувства.
    Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
    В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.
    Они сойтись.
    Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень…
    Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
    В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
    А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

  10. Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».
    Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава богу,
    У нас немудрено блеснуть.
    Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:
    Но рано чувства в нем остыли,
    Ему наскучил света шум…
    Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:
    Мне нравились его черты,
    Мечтам невольная преданность,
    Неподражательная странность
    И резкий, охлажденный ум.
    Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:
    … но труд упорный Ему был тошен…
    Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:
    Я, сколько ни любил бы вас,
    Привыкнув, разлюблю тотчас.
    Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».
    Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

  11. (319 слов) С начала девятнадцатого века в русской литературе появилась традиция изображать собирательный образ героя эпохи, соединяя в человеке все характерные черты времени. Первооткрывателем в этой области стал  А. С. Пушкин с романом в стихах «Евгений Онегин».
    Главный герой был воспитан на нравах и обычаях столицы, научился претворяться и выбирать маски, так что его апатичное отношение к жизни сильно напоминает очередное модное веяние. Ни балы, ни театры, ни семейный круг Лариных не делают его счастливым и даже не занимают его хоть сколько-нибудь: везде он чувствует скуку и разочарование.
    Евгений — циник и лицемер. Обаяние и понимание устройства современного общества покрывают недостаток образования героя. Чересчур праздной и однообразной, но пышной чередой дней проносится жизнь Онегина и наскучивает ему. И на этом моменте, казалось бы, должен произойти коренной перелом в мировоззрении Евгения, но кроме места действия не меняется ничего. Всё те же эгоизм и меланхолия, которые герой пытается выдать за опытность. Молодой человек не делает ничего, чтобы обрести это счастье. Он упивается жалостью к самому себе, вспомним хотя бы его ответ на трогательное письмо Татьяны. Психологи выявляют такой тип людей, который находит в душевном страдании наслаждение. Может быть, Онегин один из них.

  12. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: “Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса.
    С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них отличался. Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя делать это потому, что это модно, престижно.
    Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимолетным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существуют только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет. Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа не спорит с обществом, никому не противоречит, но в то же время и конфликтует с обществом: ему все равно, что о нем подумают. Евгений как будто шутит со своей жизнью, никогда не задумывается о завтрашнем дне, ведь это, в сущности, и ни к чему: каждый его день подобен предыдущему и следующему. Он просто существует, тихо плывет по течению.
    Но все же Онегин зависим от света, он полностью живет только в нем.
    Знакомство с Татьяной Лариной изменило судьбу Онегина.
    Онегин, воспитанный высшим обществом, конечно же считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидавшим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал “просто взять и выкинуть” из головы эти слабости души – любовь и нежность.
    Для него все это было так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Его отношение к любви было целиком рассудочно и притворно. Оно было в духе светского общества, главная цель которого – обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать…
    Но Онегин не издевался над чувствами Татьяны. Он просто выбрал для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая Татьяну “учиться властвовать собой”. Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался, оставил маленькую надежду Татьяне:
    Я вас люблю любовью брата,
    И, может быть, еще сильней…
    Эти слова вновь подтверждают эгоизм Онегина: он просто так сказал эти ничего не значащие для него слова, даже не задумываясь о чувствах Татьяны, о том, что могут эти слова значить для нее.
    В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их закончилась трагически из за недоразумения, произошедшего по вине Онегина и Ольги – возлюбленной Ленского. Онегин решил пошутить, доказать всем, что любви не существует, не осознавая, что толкнет этим своего друга в могилу. Дуэль, на которой стрелялись Онегин и Ленский, была как бы игрой для Онегина. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только когда Евгений убил Ленского, он уже не ощущал своего прежнего превосходства. Именно в этот момент в душе его произошел перелом. После этого случая Онегин отправляется в путешествие, пытаясь забыть и вычеркнуть из памяти прошлое.
    Через несколько лет уже действительно повидавший жизнь Онегин возвращается в Москву и на балу встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где то в глубине душ Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и мог скрыть своего восхищения:
    Ужель та самая Татьяна?
    Та девочка… иль это сон?..
    Онегин влюблен. Наконец то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним: Татьяна замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.
    Стоит Евгений…
    Как будто громом поражен.
    В какую бурю ощущений
    Теперь он сердцем погружен!
    В конце романа нам даже становится немного жаль Онегина. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благодаря которому ему будет дальше легче жить. Не существовать, а жить!

  13. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представ­ление 6 политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным мане­рам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел ти­пичный для молодежи того времени образ жизни: посещал ба­лы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жиз­нью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
    Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже «давно зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «…отворотился — и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне на­доел”». Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя ро­мана ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значи­тельно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пус­той, праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «рус­ская хандра им овладела».
    «Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»). Оне­гин «читал, читал, а все без толку».
    На этом, правда, наш герой не останавливается. В своем имении он делает еще одну попытку практической деятельнос­ти:, заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепо­стных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну ре­форму, и ту от скуки, «чтоб только время проводить», Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основа­ние написать: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
    Вместе с тем мы видим, что Онегин не был чужд предрас­судков света. Их можно было преодолеть только соприкоснове­нием с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе проти­воречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа — Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
    Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татья­ной, дочерью провинциального помещика Ларина.
    В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг Скучающий, разочаро­ванный дворянин ей кажется романтическим героем, он не по­хож на других помещиков. «Весь внутренний мир Татьяны за­ключался в жажде любви», — пишет В. Г. Белинский о состоя­нии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:
    Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь
    И дождалась… Открылись очи;
    Она сказала: это он!
    В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

  14. 14
    Текст добавил: СкользкийПАРКЕТ

    Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».
    Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава богу,
    У нас немудрено блеснуть.
    Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:
    Но рано чувства в нем остыли,
    Ему наскучил света шум…
    Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:
    Мне нравились его черты,
    Мечтам невольная преданность,
    Неподражательная странность
    И резкий, охлажденный ум.
    Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:
    … но труд упорный Ему был тошен…
    Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:
    Я, сколько ни любил бы вас,
    Привыкнув, разлюблю тотчас.
    Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».
    Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

  15. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
    Главный герой, по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

    …чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил”.

    Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
    Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
    Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “…Отворотился— и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел””. Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
    “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
    Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
    Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
    В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, — пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

    Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь
    И дождалась… Открылись очи;
    Она сказала: это он!

    В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

    Мне ваша искренность мила,
    Она в волненье привела
    Давно умолкнувшие чувства.

    Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
    В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.

    Они сойтись.
    Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень…

    Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
    В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
    А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *