Сочинение рассуждение на тему один словарный состав

6 вариантов

  1. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», – очень точное высказывание русского филолога Льва Васильевича Успенского. Действительно, грамматика – это и есть язык. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, предложения и словосочетания. Она позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как люди думают.
    Приведу примеры. В предложениях (19), (21) и (24) мы видим примеры фразеологических оборотов: обнял, как маленькую; работать день и ночь; трудиться не покладая рук; на душе потеплело. В предложении (19) фразеологический оборот выражает целую гамму чувств и заменяет множество слов: обнял нежно и ласково, с большой любовью. Читая предложение (21), мы понимаем, как много и тяжело готов работать отец ради своей семьи. В предложении (24) мы видим, что человек счастлив и умиротворен. Именно фразеологические обороты придают нашей речи образность и выразительность.
    В предложениях (9), (12), (15) обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, выступают в роли второстепенного сказуемого: облокотившись о подоконник, едва сдерживая слёзы, ничего не понимая. Наличие этих дополнительных оттенков значения между действием, выраженным глаголом-сказуемым, и действием, выраженным деепричастием, в предложении (9) отражает характер попутного замечания, в предложениях (12), (15) вносит в предложение экспрессивную окраску.
    Таким образом, приведенные мной аргументы доказывают верность высказывания Льва Васильевича Успенского.
    ОтветитьУдалить

  2. По­яс­не­ние.15.1 Рус­ский язык – один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции. Из­вест­ный фи­ло­лог Л.В. Успен­ский утвер­ждал: «Один сло­вар­ный со­став без грам­ма­ти­ки ещё не со­став­ля­ет языка. Лишь по­сту­пив в рас­по­ря­же­ние грам­ма­ти­ки, он по­лу­ча­ет ве­ли­чай­шее зна­че­ние». Важ­ную роль в тек­сте иг­ра­ют грам­ма­ти­че­ские сред­ства. Они по­мо­га­ют офор­мить вы­ска­зы­ва­ние и тем самым спо­соб­ству­ют пе­ре­да­че ав­тор­ской мысли. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не толь­ко по­ка­за­те­лем опре­делённых грам­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, но по­мо­га­ют вы­ра­зить мысль. Спра­вед­ли­вость утвер­жде­ния Успен­ско­го под­твер­жда­ют при­ме­ры из тек­ста Ч. Айт­ма­то­ва. Так, в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 10 — 11 (По­че­му она так ска­за­ла? Зачем? ) для пе­ре­да­чи во­про­са, ко­то­рый сразу при­вле­ка­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля, за­став­ля­ет чи­та­те­ля за­ду­мать­ся, ис­поль­зу­ет­ся во­про­си­тель­ный знак как по­ка­за­тель во­про­си­тель­но­го пред­ло­же­ния. В конце пред­ло­же­ния №9 стоит мно­го­то­чие ((9)И вдруг мать тихо ска­за­ла: – Смот­ри, это твой отец…). Мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся чаще всего для пе­ре­да­чи не­за­вер­шен­но­сти мысли, а в кон­крет­ном пред­ло­же­нии №9 яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем не­до­го­во­рен­но­сти: чи­та­те­лю пред­сто­ит са­мо­му ре­шить, зачем мать ска­за­ла маль­чи­ку, что на экра­не его отец.Таким об­ра­зом, прав был Л. Успен­ский, под­чер­ки­вая важ­ную грам­ма­ти­ки для вы­ра­же­ния смыс­ла.
    15.2 Война не ща­ди­ла ни­ко­го: гибли мил­ли­о­ны, оста­ва­лись без ро­ди­те­лей сотни тысяч ребят во­ен­ной поры. Вот и герой тек­ста Чин­ги­за Айт­ма­то­ва пред­ста­вил во время филь­ма сво­е­го по­гиб­ше­го отца, и не­ви­ди­мая нить со­еди­ни­ла его с отцом. Те­перь он будет с че­стью нести свою фа­ми­лию и ста­рать­ся жить так, как учил бы его отец. Об этом фи­наль­ные стро­ки тек­ста.Авалбёку очень не хва­та­ло отца, хотя он своим дет­ским умом ещё и не осо­зна­вал этого в пол­ной мере. В пред­ло­же­нии номер 18 (Война стала серьёзной и страш­ной, и он впер­вые ис­пы­тал чув­ство стра­ха за близ­ко­го чело-века, за того че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го ему все­гда не хва­та­ло.) на­хо­дим под­твер­жде­ние этому.В пред­ло­же­нии номер 15 го­во­рит­ся о том, что маль­чик напол-нился новым чув­ством – он ощу­тил свою связь с отцом (Он уже думал о сол­да­те как о своём отце, и в его дет­ской душе ро­ди­лось новое для него чув­ство сы­нов­ней любви и неж­но­сти.)Война – ис­пы­та­ние, война – раз­ру­ше­ние, война – раз­лу­ка. Но ни­че­го не смо­жет сде­лать она, по­то­му что ей про­ти­во­по­став­ле­на ве­ли­кая сила духа на­ше­го на­ро­да, где даже ма­лень­кий маль­чик будет све­рять свою жизнь по жизни сво­е­го отца-героя.
    15.3 Когда го­во­рят о силе, чаще всего под­ра­зу­ме­ва­ют силу фи­зи­че­скую. Но есть ещё и дру­гое по­ня­тие силы. Че­ло­ве­ка, пре­одо­лев­ше­го жиз­нен­ные труд­но­сти, спра­вив­ше­го­ся с тя­же­лей­ши­ми ис­пы­та­ни­я­ми судь­бы: бо­лез­нью, по­те­рей близ­ких людей, — тоже на­зы­ва­ют силь­ным. В этом слу­чае речь идёт о силе духа, то есть о той внут­рен­ней силе, стой­ко­сти, ко­то­рые по­мог­ли ему спра­вить­ся со всеми не­взго­да­ми. Герой тек­ста Чин­ги­за Айт­ма­то­ва пред­ста­вил во время филь­ма сво­е­го по­гиб­ше­го отца, и не­ви­ди­мая нить со­еди­ни­ла его с отцом. Те­перь он будет с че­стью нести свою фа­ми­лию и ста­рать­ся жить так, как учил бы его отец. Ни­че­го не смо­жет сде­лать война, по­то­му что ей про­ти­во­по­став­ле­на ве­ли­кая сила духа на­ше­го на­ро­да, где даже ма­лень­кий маль­чик будет све­рять свою жизнь по жизни сво­е­го отца-героя. В наше мир­ное время при­ме­ром могут стать па­ра­лим­пий­цы –люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, но не­огра­ни­чен­ной силы духа. Имен­но по­это­му им по­ко­ря­ют­ся горы, вода и небо. Алек­сей Аша­па­тов – че­ло­век ве­ли­кой силы духа. По­те­ряв ногу, он не сдал­ся, а про­дол­жал ис­кать себя. И нашёл. Он стал па­ра­лим­пий­ским чем­пи­о­ном Пе­ки­на в тол­ка­нии ядра и ме­та­нии диска, стал об­ла­да­те­лем двух ми­ро­вых ре­кор­дов по этим видам спор­та. Вот при­мер тем, кто «рас­ки­са­ет» под на­тис­ком судь­бы, ноет при ма­лей­ших труд­но­стях.Силен тот, кто, не под­да­ва­ясь со­блаз­нам, стро­ит свою жизнь со­глас­но соб­ствен­но­му сце­на­рию. Силь­ные духом люди не толь­ко себя могут пре­одо­леть, но и стать при­ме­ром для окру­жа­ю­щих, по­мо­гая им по­ве­рить в себя и свою внут­рен­нюю силу.
    ———-Дуб­ли­ру­ет за­да­ние 7840 ФИПИ

  3. В. 1 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «В языке есть…
    слова. В языке есть… грамматика. Это –
    те способы, которыми язык пользуется,
    чтобы строить предложения».  

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит
    о единстве содержания и формы языка.
    Слова называют предмет, его признак или
    действие, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст. Приведу
    примеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти
    отдельных слов, называющих или указывающих
    на субъект (“я”, “приезжий”) и
    его действия. Каждое пятое слово в
    предложении относится к высокой лексике
    («отважился», «вторгаться»), позволяя
    представить нам незнакомца как человека
    интеллигентного, обладающего правильной
    литературной речью. Если мы все эти
    слова напишем через запятую и в начальной
    форме, то получится бессмыслица. Но
    стоит употребить  все глаголы в
    необходимой форме, а местоимение «вы»
    поставить в дательный падеж – слова
    получат единый смысл, превратившись в
    предложение.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся
    в этом предложении, указывают на наличие
    реплики в диалоге, представляющем собой
    законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что
    прав был русский филолог Л.В.Успенский,
    утверждавший, что язык, чтобы строить
    предложение, использует лексику и
    грамматику.
    В.2. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «Один словарный
    состав без грамматики ещё не составляет
    языка. Лишь поступив в распоряжение
    грамматики, он получает величайшее
    значение».

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о
    единстве содержания и формы языка. Слова
    называют предмет, его признак, действие
    предмета. И только! Лишь при помощи
    грамматики можно из набора слов  создать
    связное высказывание, текст.
    Так, предложение 25 состоит из восьми
    отдельных слов, называющих предмет, его
    действие и признак этого действия.
    Интересно использует автор в этой
    синтаксической конструкции антонимы
    « много и мало», которые придают
    художественной  речи  особую
    остроту и эмоциональность. Придают
    при условии, если мы  указанные слова
    передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в
    дательный, а слово «счастье» – в родительный
    падежи, создадим словосочетание с
    подчинительной связью управление:
    «нужно для счастья». Для выражения
    эмоций автора в конце предложения
    поставим восклицательный знак. И тогда
    предложение, по словам Л.В. Успенского,
    получит «величайшее значение».
    В.3. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания писателя
    К. А. Федина: «Точность слова является
    не только требованием стиля, требованием
    вкуса, но, прежде всего, требованием
    смысла».

    “Точность слова
    является не только требованием стиля,
    требованием вкуса, но, прежде всего,
    требованием смысла”, -утверждал
    писатель К.А. Федин.
    Действительно, чем точнее писатель
    выбирает слова для раскрытия своего
    замысла, тем легче читателю понять не
    только то, о чем говорит автор, но и то,
    что именно он хочет сказать.
    Так,
    например, А. Алексин, рассказывая о маме
    главного героя, использует не стилистически
    нейтральное слово “звали”, а
    устаревшее “величали” (предложение
    1), показывая тем самым уважительное
    отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй
    во время дворовых волейбольных матчей,
    то мама оказывалась “судьёй” дома
    (предложение 15). Используя слово “судья”
    в переносном значении, А.Алексин
    показывает, насколько справедливой
    была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько
    зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов
    позволил А. Алексину предельно ясно
    рассказать о своей героине. Читатель
    же, в свою очередь, получил возможность
    понять, почему Колька гордился своей
    мамой.
    В. 4 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского лингвиста Александра Афанасьевича
    Потебни: «Сходство между наклонением
    условным и повелительным состоит в том,
    что оба они… выражают не действительное
    событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».

    Смысл высказывания известного лингвиста
    понимаю так: если глаголы в изъявительном
    наклонении обозначают действия, которые
    реально происходили, происходят или
    будут происходить, то глаголы в условном
    и повелительном наклонении обозначают
    действия, желаемые или возможные при
    определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол
    повелительного наклонения, вошедший
    во фразеологизм «имейте в виду». Он
    обозначает побуждение к действию того,
    к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы
    условного наклонения «пожалели бы» и
    «видел бы», которые, на мой взгляд,
    употребляются в значении повелительного
    наклонения. Собеседники дают друг другу
    советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное
    наклонение очень сходны, так как выражают
    действия желаемые, а не действительные.
    В. 5. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
    «Мысль формирует себя без утайки, во
    всей полноте; поэтому-то она легко
    находит и ясное для себя выражение. И
    синтаксис, и грамматика, и знаки препинания
    охотно ей повинуются».

    Я согласен с высказыванием Михаила
    Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль
    формирует себя без утайки, во всей
    полноте; поэтому-то она легко находит
    и ясное для себя выражение. И синтаксис,
    и грамматика, и знаки препинания охотно
    ей повинуются.” Действительно,
    синтаксис, грамматика и знаки препинания
    помогают мысли быстрее и доходчивее
    дойти до читателя. Докажу это на примере
    текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует
    фразеологизм “видеть в розовом свете”,
    это устойчивое сочетание нам понятно:
    не замечать плохого, видеть только
    хорошее. С помощью этого средства
    выразительности Устинова смогла донести
    до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей
    так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных
    определений. С их помощью нам становится
    понятнее те образы, о которых пишет
    автор. В предложении 41 есть эпитет
    “равнодушное” небо. С помощью этого
    средства выразительности Т.Устинова,
    сопоставив состояние героя и природы,
    передала настроение Тимофея, которому
    одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без
    утайки, во всей полноте” не без помощи
    синтаксиса, грамматики и знаков
    препинания!
    В. 6. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания, взятого
    из Литературной энциклопедии: «Заставляя
    героев говорить друг с другом, вместо
    того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие
    оттенки в такой диалог. Тематикой и
    манерой речи он характеризует своих
    героев».

    Вы представляете художественное
    произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. Разговаривая, они словно
    рассказывают о себе. Приведу примеры.
    Весь текст, предложенный для анализа,
    есть диалог, из которого мы составляем
    представление о героях. Так, Лис, на мой
    взгляд, – существо мудрое. Не случайно
    ему принадлежат выражения, ставшие
    афоризмами: «Зорко одно лишь сердце»
    (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе
    за всех, кого приручил» (предложение
    52).
    Другой персонаж, Маленький принц, очень
    одинок и неопытен. Но он хочет всему
    научиться. Об этом говорит его реплика
    из их диалога: «А что для этого надо
    делать?»
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    высказывание из Литературной энциклопедии
    справедливо. Действительно, автор
    «…тематикой и манерой речи…характеризует
    своих героев».
    В.7. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя К.Г Паустовского: «Нет таких
    звуков, красок, образов и мыслей, для
    которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».

    Слова К. Г. Паустовского понимаю так:
    нет во Вселенной предмета, для которого
    не придумал  человек точных слов.
    Особенно богат на выражения русский
    язык, потому что многие слова в нем
    используются в прямом и переносном
    значении, огромно количество синонимов
    и антонимов, паронимов и фразеологизмов,
    сравнений и метафор. Обратимся к тексту.
    Так, в предложении 52 говорится о том,
    что «…погасшее небо плотно прижалось…к
    волнам». Перед нами метафора, с помощью
    которой автор передает сонливость
    вечерней природы, окружающей Косту, и
    навевает грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и
    словосочетания, которые ярко характеризуют
    преданного пса. Так, фразеологизм «не
    отрывала глаз» помогает писателю
    показать, как верно ждет своего погибшего
    хозяина  собака. А эпитеты в
    словосочетаниях «бессменный пост» и
    «вечное ожидание» придают тексту особую
    выразительность, обостряют трагичность
    описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель
    К. Г. Паустовский, утверждавший, что
    «…нет таких звуков, красок, образов и
    мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
    языке точного выражения».
    В. 8. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста   Бориса Николаевича
    Головина: «К оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»

    Какие языковые единицы я знаю? Это слово,
    словосочетание, предложение…Именно
    они, удачно подобранные, позволяют
    сделать вывод о достоинствах речи.
    Приведу примеры из текста, где главного
    героя Косту мы видим глазами его
    учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал
    у учительницы раздражение, потому что
    постоянно зевал на уроках. Как образно
    при помощи удачно отобранных слов и
    словосочетаний в предложении 1 автор
    рисует этот процесс зевания! Мальчик
    «зажмуривал глаза», «морщил нос» и «
    «широко разевал рот»… И это на уроке!
    Согласитесь, картина не из приятных.
    В финале рассказа Коста раскроется
    перед учительницей как человек добрый
    и милосердный. И автор скажет, что на
    глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся,
    как веточка багульника». Как удачно
    использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!
    Могу сделать вывод, что прав был
    русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший,
    что «… к оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»
    В. 9.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
    смысл высказывания русского филолога
    Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет
    нам связать между собой любые слова,
    чтобы выразить любую мысль о любом
    предмете».

    Смысл высказывания Л. В. Успенского
    понимаю так: грамматика позволяет
    словам, собранным в предложении, обрести
    единый смысл, чтобы выразить любую
    мысль. Приведу примеры на основе
    предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных
    слов.  Если все эти слова мы напишем
    через запятую и в начальной форме, то
    получится бессмыслица. Но стоит употребить
    их в нужной форме, как они получают
    единый смысл и становятся предложением,
    повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Две запятые, стоящие
    в этом предложении, выделяют вводное
    слово «пожалуй», при помощи которого
    говорящий выражает свое отношение к
    тому, о чем он говорит. В данном предложении
    вводное слово помогает рассказчику
    выразить свою  неуверенность,
    предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог
    Л. В. Успенский, утверждающий, что
    «…грамматика позволяет нам связать
    между собою любые слова, чтобы выразить
    любую мысль о любом предмете».
    В. 10. Напишите
    сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
    высказывания русского писателя И. А.
    Гончарова: «Язык не есть только говор,
    речь: язык есть образ всего внутреннего
    человека, всех сил, умственных и
    нравственных».

    Эту фразу я понимаю так. При помощи языка
    мы можем не только общаться, но и
    представлять образ всякого человека.
    Приведу примеры.
    Предложение 49 «Что же ты наделал, юный
    натуралист!», которое плача прокричал
    Толик, помогает нам представить и
    волнение, которое пережил мальчик
    во время пожара, и его восхищение
    поступком друга, обгоревшим, но спасшим
    маленьких цыплят. Толик с уважением
    смотрел на него, завидовал Темке …
    А завидовал он зря! В предложениях 35 –
    38 рассказывается о том, что Толя – тоже
    герой. Все свои физические и нравственные
    силы он направил на спасение друга. И
    об этом мы узнаем из текста, написанного
    доступным и эмоциональным языком.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    прав  был русский писатель И. А.
    Гончаров, утверждавший, что «…язык не
    есть только говор, речь: язык есть образ
    всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    В.11. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание
    образности словам постоянно совершенствуется
    в современной речи посредством эпитетов».

    Несомненно, эпитеты придают образность
    и эмоциональность современной речи.
    Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи
    эпитетов «гигантский», «величественный»,
    «прекрасное» (животное)  Э. Сетон-Томпсон
    рисует нам необыкновенного оленя
    Песчаных холмов. Все эти красочные
    определения помогают живо и наглядно
    описать оленя-красавца и дают нам
    возможность увидеть его таким, каким
    он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу
    эпитеты, выраженные качественными
    наречиями: «передвигаться бесшумно»,
    «звучал неуверенно, слабо», «заговорило
    властно и громко» Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист
    А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют
    сделать нашу речь ярче, эмоциональнее,
    придать образность словам.
    В. 12. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир
    образов художественного произведения
    через его речевую ткань».

    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло
    меня на следующие размышления… Читая
    слова и предложения, положенные в основу
    речевой ткани произведения, мы воссоздаем
    в своем воображении тот мир, который
    рожден пером писателя. Одним персонажам
    мы всей душой сочувствуем, даже любим
    их, поступки других нас возмущают,
    скверные черты характера вызывают
    неприятие. Обратимся к предложенному
    тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем
    сделать вывод, что это очень добрый,
    отзывчивый мальчик. Только великодушный
    человек может сказать: «От собаки одна
    радость» (предложение 35). А с какой
    уверенностью в предложении 59 герой
    говорит о том, что будет делать, когда
    станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами
    героя в диалоге, воссоздается отрицательный
    образ отца Таборки и отношение мальчика
    к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой»,
    только задает себе или собеседнику
    риторический вопрос: «Чем ему помешала
    собака?» Одной только фразой в предложении
    46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка
    высказывает свое горе и непримиримость
    по отношению к отцу, выгнавшему из дома
    собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист М. Н. Кожина,
    утверждавшая, что «…читатель проникает
    в мир образов художественного произведения
    через его речевую ткань».
    В. 13. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая
    и лексическим, и грамматическим значением,
    слово способно объединяться с другими
    словами, включаться в предложение».

    Слово
    может включаться в предложение, только
    объединившись с другими словами,
    обладающими лексическим и грамматическим
    значением. Приведу примеры.
    Во-первых, в предложении 8 текста К.
    Осипова нахожу среди слов: «библиотека»,
    «книги», «ум», казалось бы, не подходящее
    по смыслу слово «пища». Но, употребленное
    автором в переносном значении («то, что
    является источником для чего-либо», в
    данном случае «источником» для обогащения
    знаний), оно очень подходит для этого
    словесного набора и на полных правах
    «включается» в предложение.
    Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее
    из десяти слов, только тогда становится
    синтаксической единицей, когда автор
    прилагательное согласует с существительным
    в роде, числе и падеже, три глагола ставит
    в прошедшее время и единственное число,
    фразеологизм «ловил на лету», являющийся
    сказуемым, согласует с подлежащим.
    Таким образом, могу сделать вывод: права
    была И. И.Постникова, утверждавшая, что
    только « обладая и лексическим, и
    грамматическим значением, слово способно
    объединяться с другими словами, включаться
    в предложение».
    В. 14. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания известного
    лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные
    слова – слова вторичные, слова-заместители.
    Золотым фондом для местоимений являются
    знаменательные слова, без наличия
    которых существование местоимений
    «обесценено».

    Термин «местоимение» произошел от
    латинского « pronomen», что означает «вместо
    имени», то есть вместо существительного,
    прилагательного и числительного. Прав
    был лингвист  А.А.Реформатский в том,
    что «Золотым фондом для местоимений
    являются знаменательные слова». Без их
    существование местоимений бессмысленно.
    Обратимся к тексту.
    Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова
    «Демосфен» употребляется личное
    местоимение «он». Эта замена позволяет
    авторам книги избежать лексического
    повтора, делая речь более краткой и
    выразительной.
    В предложении 20 нахожу относительное
    местоимение «которой», заменяющее
    существительное «выразительность» и
    используемое для связи частей сложного
    предложения друг с другом.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    “…местоименные слова – слова
    вторичные,..заместители” знаменательным
    словам, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»
    В. 15. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Александровича Реформатского:
    «Что же в языке позволяет ему выполнять
    его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».

    Синтаксис изучает строй связной речи,
    а значит, именно этот раздел языка
    помогает решать функцию общения.
    Важным синтаксическим приёмом является
    диалог (форма речи, при которой и
    происходит общение), представленный в
    тексте Л. Пантелеева очень широко.
    Приведу примеры.
    Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я –
    майор…»), являющиеся репликами диалога,
    отличаются краткостью высказывания,
    свойственной разговорной речи.
    В
    репликах диалога нахожу несколько
    обращений, помогающих в процессе общения
    обозначить лицо, которому адресована
    речь. Например, в предложении 37:

    Товарищ караульный, – сказал командир.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    прав был лингвист А. А. Реформатский:
    синтаксис, представленный в этом тексте
    в форме диалога, обращений, позволяет
    выполнить коммуникативную функцию
    языка.
    В. 16. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания современного
    ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные
    знаки имеют своё определённое назначение
    в письменной речи. Как и каждая нота,
    пунктуационный знак имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер»».

    №1 Знаки препинания, по выражению А. П.
    Чехова, – это «ноты при чтении», которые
    помогают  в восприятии текста, ведут
    нашу мысль в заданном автором направлении.
    В предложенном отрывке нахожу практически
    все существующие знаки препинания:
    точку и вопросительный знак, восклицательный
    знак и запятую, тире и двоеточие,
    многоточие и кавычки.
    Самым распространенным знаком в тексте
    является запятая. Она встречается и в
    сложном предложении, и в простом
    осложненном, и при диалоге… Интересным
    мне показалось предложение 18, где
    запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся
    слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых,
    она выделяет слово-обращение «старик»,
    в-третьих, этот знак присутствует на
    стыке прямой речи и слов автора.
    Вторым знаком, на который я обратила
    внимание, стал восклицательный знак. В
    предложении 11 «Как тяжело после этого
    просыпаться!» он помогает автору выразить
    ту гамму отрицательных чувств, которые
    испытывает Мересьев после сна, в котором
    видел себя здоровым.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    каждый знак препинания «имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер».
    №2 Смысл высказывания лингвиста Светланы
    Ивановны Львовой понимаю так: каждый
    пунктуационный знак имеет свое
    определенное место, свой «характер» и
    свое назначение в тексте. Приведу примеры
    из текста Б.Полевого.
    Так, в бессоюзном сложном предложении
    (2) встречаю такой пунктуационный знак,
    как двоеточие, который не только разделяет
    два простых предложения в составе
    сложного, но и указывает на то, что одно
    из них поясняет другое.
    Предложение
    11 текста с восклицательным знаком
    подчеркивает душевные переживания
    героя.
    Таким образом, права была С.И.
    Львова, утверждавшая, что «…как и каждая
    нота, пунктуационный знак имеет свое
    определенное место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер».
    В. 17. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания французского
    писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».

    По мнению французского писателя
    Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Я согласна с этим высказыванием.
    Действительно, и автор, и читатель –
    это два звена одной цепи. И вы, и я, и
    каждый из нас – все мы постоянно думаем.
    А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет
    в речи, как выстраивает предложения,
    можно много сказать о нем. Чтобы выразить
    особое эмоциональное состояние
    говорящего, в данном случае
    женщины-начальницы, автор употребляет
    в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о
    том, что автор тщательно подбирал слова,
    чтобы вложить их в уста медсестры,
    циничной, жёсткой, оценивающей маленьких
    брошенных детишек как товар. Как не
    возмутиться, ведь она говорит о них:
    «Наши-то беленькие, крепенькие, правда,
    больных много…»
    Таким образом, могу
    сделать вывод, что прав был Н. Шамфор.
    Ведь автор словами рисует образы,
    картины, мысли, поступки, действия для
    того, чтобы дать возможность нам,
    читателям, представить описываемые
    события, передать свои эмоции, вызвать
    ответные чувства и переживания.
    В. 18. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Ивановича Горшкова:
    «Выразительность – это свойство
    сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое
    внимание читателя, производить на него
    сильное впечатление».

    В русском
    языке существует множество средств
    выразительности. Это метафоры, эпитеты,
    гиперболы … Авторы используют данные
    художественные приемы, чтобы «…
    привлекать особое внимание читателя,
    производить на него сильное впечатление».
    Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 4,6,7 встречаю
    лексические повторы: «приговаривая,
    приговаривая», «приговаривала,
    приговаривала», «гладила… и гладила»,
    – помогающие А.А. Лиханову рассказать,
    как долго и упорно ухаживала вахтерша
    за Пряхиным.
    В предложении 5 нахожу метафору
    «расширенные болью зрачки», которая
    позволяет читателям ярче представить
    болезненное состояние Алексея.
    Таким образом, я согласна со словами
    лингвиста А. И. Горшкова: образность,
    эмоциональность и выразительность речи
    усиливают ее эффективность, способствуют
    лучшему пониманию, восприятию и
    запоминанию, доставляют эстетическое
    удовольствие.
    В. 19. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя Бориса Викторовича Шергина:
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке,
    хотя бы по части синтаксиса».

    Несомненно,
    «устная фраза, перенесенная на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке»,
    ведь устная речь – первичная, а письменная
    – отредактированная и усовершенствованная.
    В письменной речи преобладает книжная
    лексика, сложные развернутые предложения,
    причастные и деепричастные обороты. В
    устной же речи наблюдаются повторы,
    неполные, простые предложения, разговорные
    слова и выражения.
    Например, в предложении 1 нахожу
    деепричастный оборот «примостившись
    на заборе», который говорит о том, что
    перед нами письменная речь, а не
    устная.
    Таким образом, приведенные
    выше примеры и рассуждения показывают,
    что устная речь очень меняется под пером
    писателя.
    В.Осеева активно использует в тексте
    такой синтаксический прием, как
    многоточие. Так, в предложении 18
    («Подожди…я ей устрою штуку!») этот знак
    после слов Левки может обозначать
    многое! Возможно, в разговоре мальчик
    в тот момент что-то показал или изобразил
    жестом. Автор же, обработав фразу,
    поставил многоточие.
    Синтаксис, считаю, значительно помогает
    писателю обработать « устную фразу,
    перенесенную на бумагу».
    В. 20. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    И.И. Постниковой:«Способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».

    Слова имеют
    способность соединяться по смыслу и
    грамматически в составе словосочетания.
    Приведу примеры из текста А.Лиханова.
    В предложении 1 слова «плескаться» и
    «соцветия», соединившись по смыслу и
    грамматически при помощи предлога «в»
    и окончания -ях зависимого существительного,
    создали словосочетание «плещется в
    соцветиях», которое более четко определяет
    действие предмета, поскольку зависимое
    слово уточняет смысл главного.
    В предложении 9 нахожу словосочетание
    «непонимающие глаза», где два слова
    проявили способность, соединившись в
    составе словосочетания при помощи
    окончания -ие зависимого причастия,
    точнее определять признак предмета.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист И.И. Постникова,
    утверждавшая, что «…способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».
    В. 21. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания немецкого
    языковеда Георга фон Габеленца: «Языком
    человек не только выражает что-либо, но
    им выражает также и самого себя».

    Лучший
    способ узнать человека – послушать,
    как он говорит, потому что речь отражает
    его внутреннее состояние, чувства,
    культуру поведения. Приведу примеры из
    текста В. Осеевой.
    Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика
    «…подвиньтесь!», обращенную к старику.
    Мальчик говорит жестко и сухо, не
    используя ни уважительного обращения,
    ни «волшебного слова». Речь показывает,
    какой перед нами невоспитанный ребенок.
    Но
    Павлик, овладев «волшебным словом»,
    подаренным стариком, преображается на
    глазах! В обращении ребенка к
    бабушке(предложение 53)  меняется все:
    он использует не только волшебное
    «пожалуйста», но и слова с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами
    «кусочек пирожка». Всего несколько
    слов! А перед нами уже совсем другой
    человек!
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что прав был немецкий языковед
    Георг фон Габеленц: «…языком человек
    не только выражает что-либо, но им
    выражает также и самого себя».

  4. Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.Приведупримеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект (“я”, “приезжий”) и его действия. Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить  все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж – слова получат единый смысл, превратившись в предложение.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 (2) (от Е.Ю. Хребтищевой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Я согласна с высказыванием Л.В.Успенского: “В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.
    В языке есть такое понятие как синонимы. Это слова, похожие по смыслу, но разные по написанию. В предложении 52 А.Алексин вместо стилистически нейтрального слова “хорошо” использует просторечное слово “здорово”. Автор этим показывает богатство своего словарного запаса и стилистическое чутьё. Именно это слово помогает нам, читателям, понять правильнее текст, вникнуть в его содержание.
    Огромная роль отводится в построении предложений и знакам препинания. В тексте много вопросительных предложений. Чтобы мы смогли понять, что мама задает вопросы папе, А.Алексин использует вопросительные по цели высказывания предложения. Это предложения 9 и 11.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов  создать связное высказывание, текст. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.
    Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают  художественной  речи  особую  остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы  указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» – в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте. Приведу примеры из текста А. Алексина.
    Во-первых, рассказчик и все друзья мальчика во дворе восторгаются его мамой, молодой, красивой, сильной. И никто не  «величает» ее по имени-отчеству, а называют, как девчонку, Лелей. И отца мальчика никто не называет по этой же причине по имени-отчеству, а именуют так, как зовет его жена: « О справедливейший из справедливых!»
    Во-вторых, автор интересно и точно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то во второй, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи. Только в ее присутствии Коля и его отец чувствовали себя счастливыми. А как интересно использует Алексин в предложении 17 сравнение! Мужчин семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры.
    Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти  словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.
    Во- вторых, А. Алексин,  восторгаясь игрой  волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение: «…мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (106 слов)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (3) (от Т.А.Беловой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    “Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”,-утверждал писатель К.А.Федин.
    Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.
    Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, использует не стилистически нейтральное слов “звали”, а устаревшее “величали” (предложение 1), показывая тем самым уважительное отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то мама оказывалась “судьёй” дома (предложение 15). Используя слово “судья” в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Сочинение-рассуждение
    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том,что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то естьпредставляемое существующим только в мысли говорящего».
    Выдающийся русский лингвист А.А.Потебня сказал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они выражают не действительное событие, а идеальное, т.е. представляемое существующим только в мысли говорящего». А.А. Потебня прав, ведь глаголы в условном и повелительном наклонении не изменяются по временам, поэтому обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
    В предложении 11 встретился глагол повелительного наклонения «имейте», произнесенный мамой-врачом, которая отвечала за здоровье всех жильцов дома. Она очень расстраивалась, что некоторые люди легкомысленно относились к своему здоровью. С помощью глагола повелительного наклонения она побуждала больных не пренебрегать своим здоровьем. «Себя не жалеют, так пожалели бы близких», – говорила она. Глагол условного наклонения «пожалели бы» из предложения 13 выражает действие, существующее только в мысли мамы, желающей больным не делать несчастными своих родственников.
    Таким образом, тот и другой глагол не выражают действия, которое происходило, происходит или будет происходить в будущем, они лишь помогают выразить действие, «существующее в мысли говорящего», т.е. желаемое и вполне возможное при определенных условиях.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Смысл высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки препинания  помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Приведу примеры из текста Т.Устиновой.
    Во-первых, чтобы подчеркнуть мысль о безысходности, которая поселилась в душе несчастного мальчика, автор использует ряд односоставных безличных предложений (36,38,39). Т.Устинова  не случайно привлекает здесь эти синтаксические единицы, назначение  которых – выражать физическое или психическое состояние человека.
    Во-вторых, автор использует неполное предложение.Всего одно слово «Навсегда»! (Предложение 43) .А как динамично и очень сжато передается взволнованность и обеспокоенность судьбой Тимофея!
    Вот она, мысль,  не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания сформированная «во всей полноте»!
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (2) (от Т.А.Беловой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”,-писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.
    Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
    Например, одно из предложений текста Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей -восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей унижен и оскорблен предложением Маши съесть мороженое, воспринимает её поступок как подачку.
    А потом Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. “Ты понимаешь?” (предложение 23) -спрашивает Маша мальчика. Вопросительное по цели высказывания предложение использовано девушкой для того, чтобы удостовериться, что мальчик понимает причину предстоящей разлуки.
    Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания “повинуются” мысли, нельзя не согласиться.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (4)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Я согласен с высказыванием Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.” Действительно, синтаксис, грамматика и знаки препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Докажу это на примере текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует фразеологизм “видеть в розовом свете”, это устойчивое сочетание нам понятно: не замечать плохого, видеть только хорошее. С помощью этого средства выразительности Устинова смогла донести до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных определений. С их помощью нам становится понятнее те образы, о которых пишет автор. В предложении 41 есть эпитет “равнодушное” небо. С помощью этого средства выразительности Т.Устинова, сопоставив состояние героя и природы, передала настроение Тимофея, которому одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без утайки, во всей полноте” не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания!
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 6
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует героев. Приведу примеры из книги А.Экзюпери.
    Весь текст, предложенный для анализа, есть диалог, из которого мы составляем представление о действующих лицах. Так, Лис, на мой взгляд, – существо мудрое. Не случайно в его уста автор вкладывает выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52).
    Речь другого персонажа, Маленького принца, характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться. Об этом говорит его реплика из  диалога, которую он повторяет вслед за умным Лисом: «Самого главного глазами не увидишь» (предложение 49).
    Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из Литературной энциклопедии справедливо. Действительно, автор «…тематикой и манерой речи…характеризует своих героев».
    P.S. Второй аргумент может выглядеть и так:
    Речь другого персонажа, Маленького принца, характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться. Вопросы, которые он задает премудрому лису, свидетельствуют об этом: «А как это – приручить?» (предложение 11), «А что для этого надо делать?» (предложение 32).
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 7
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал  человек точных слов. Особенно богат на выражения русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту Ю. Яковлева.
    Так, в предложении 52 говорится о том, что «…погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам». Перед нами яркая метафора, с помощью которой автор создает образ засыпающей природы, окружающей Косту и навевающей грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу точные выражения, которые  характеризуют преданного пса. Так, фразеологизм «не отрывала глаз» помогает писателю показать, как верно ждет собака своего погибшего хозяина. А эпитеты в словосочетаниях «бессменный пост» и «вечное ожидание» придают тексту особую выразительность, обостряют трагичность описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 8
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста   Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
    Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста, где главного героя Косту мы видим глазами его учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал у учительницы раздражение, потому что постоянно «разевал рот», зевая на уроках (предложение 1).Согласитесь, словосочетание,удачно  используемое автором, рисует не очень приятную картину, а Коста не случайно вызывает у учительницы негативное чувство.
    В финале рассказа мальчик раскроется перед ней по-новому. Он очень удивит Евгению Ивановну, когда принесет в класс веточки багульника, которые вскоре зацветут! И автор скажет, что на глазах учительницы мальчик «менялся, как веточка багульника». Насколько удачно использует Ю.Я. Яковлев это сравнение! Ведь от этой “веточки” в душе остается ощущение чего-то трогательного, трепетного, живого …
    Могу сделать вывод, что прав был русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший, что «… к оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных слов.  Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою  неуверенность, предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Что такое грамматика? Это раздел науки о языке,  изучающий   словообразование,  морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится  бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор»  в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.
    Так, в  предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и «косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное,  употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так, первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: “грела”, “облизывала”. Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший: «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 10
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Эту фразу я понимаю так: при помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять, что за человек перед нами. Приведу примеры из текста А. Лиханова.
    Речь Толика позволяет нам сделать вывод, что он хороший человек. Предложение 49 «Что же ты наделал, юный натуралист!»  говорит о волнении, которое пережил этот неравнодушный мальчик во время пожара, и его восхищении поступком друга, обгоревшего, но спасшего маленьких цыплят.
    По словам отца Толика и по его поведению мы можем сказать, что это бесстрашный человек.  Он не только кричит пожарным: «Там мальчик!»- но и бросается вслед за сыном в пламя…
    Таким образом, можно сделать вывод, что прав  был русский писатель И. А. Гончаров, утверждавший, что «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 11
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого:«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
    Несомненно, эпитеты придают образность и эмоциональность современной речи. Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи эпитетов «гигантский», «величественный», «прекрасное»(животное)  Э. Сетон-Томпсон рисует нам необыкновенного оленя Песчаных холмов. Все эти красочные определения относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно описать оленя-красавца и дают нам возможность увидеть его таким, каким он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: «передвигаться бесшумно», «звучал неуверенно, слабо», «заговорило властно и громко» Эти эпитеты помогают живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее, придать образность словам. (103 слова)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 12 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления… Читая художественное произведение, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для полноценного восприятия книги необходимо содружество автора и читателя. Без этого самые великие произведения – всего лишь листы бумаги с буквами. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся творцами, почти такими же, как автор произведения. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Одним персонажам мы всей душой сочувствуем, даже любим их, поступки других нас возмущают, скверные черты характера вызывают неприятие. Обратимся к предложенному тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем сделать вывод, что это очень добрый, отзывчивый мальчик. Только великодушный человек может сказать: «От собаки одна радость» (предложение 35). А с какой уверенностью в предложении 59 герой говорит о том, что будет делать, когда станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами героя в диалоге, воссоздается отрицательный образ отца Таборки и отношение мальчика к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой», только задает себе или собеседнику риторический вопрос: «Чем ему помешала собака?» Одной только фразой в предложении 46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка высказывает свое горе и непримиримость по отношению к отцу, выгнавшему из дома собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что права была лингвист М. Н. Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 12 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Ю.Яковлев в своем произведении, рассказывая нам историю Таборки, при помощи реплик героев помогает нам, читателям, представить, какими были этот мальчик и его собеседник.
    Речевая ткань произведения позволяет автору показать непримиримость персонажа по отношению к тому, кто выгнал собаку. Мальчишку буквально сжигает обида и недоумение: «Чем ему помешала собака?»(предложение 38). Сын именует отца безликим местоимением «он», не хочет даже с ним разговаривать, а будет только «…отвечать на его вопросы…» (предложение 56).
    В речевую ткань текста включены реплики директора в диалоге с Таборкой, которые позволяют нам понять этого человека. В начале разговора с мальчиком  одиночные слова педагога звучат сухо и строго, а в финале рассказа он, оценив доброту и отзывчивость ребенка, начинает говорить полными предложениями, проникнутыми добротой и сочувствием. И мы можем сделать вывод, что директор школы – человек с открытым сердцем.
    Следовательно, могу сказать, что права была М.Н.Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

  5. чему равна 1/12 массы углерода???
    Молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения
    K2SO3+H2SO4
    MgO+HNO3
    Ba(OH)2+NaSO4
    знайдить найбильше та найменше значения функции у=1\3 х^3-4? на видризку[0; 3]
    В каком слове есть суффикс -Н-?
    1) немедленно
    2) уверена
    3) юный
    4) написано
    На самом деле
    sin – отношение противолежащего катета к гипотенузе
    cos – отношение прилежащего катета к гипотенузе
    tg -отношение противолежащего катета к прилежащему
    сtg – отношение прилежащего к противолежащему
    Дмитрий павлович хочет взять в кредит
    автомобиль за 500000 рублей. заработная плата дмитрия составляет 32000
    рублей в месяц. если дмитрий хорошо справляется со своей работой, то ему
    присуждается премия в размере 10% от его заработной платы. за какое
    минимальное количество месяцев Дмитрий расплатиться за кредит, если
    будут платить банку ежемесячно 60% от своих доходов?
    дмитрий павлович хочет взять в кредит автомобиль за 500000 рублей. заработная плата дмитрия составляет 32000 рублей в месяц. Если дмитрий хорошо справляется с работой то ему присуждается премия в размере 10% от его зарплаты за какое минимальное кол-во месяцев дмитрий расплатиться за кредитесли будет платить банку ежемесячно 60%от своих доходов?
    Проводник, по которому течет ток=2 А, помещен в однородное магнитное поле с индукцией = [latex]10^{-2} [/latex] Тл. Длина проводника равна 0,2 м. Чему равна величина милы Ампера?
    Найти фокусное расстояние линзы, если предмет высотой 25 см, находится на расстоянии 20 см от собирающей линзы, что дает действительное изображение на расстоянии 40 см. Какую высоту имеет изображение предмета? Построить изображение. Охарактеризовать изображения.
    Найдите корень уравнения  log  пяти (-10- 3х)=3

  6. Что значит словарный запас без грамматики? Обычный набор слов: за, поле, день, корова, на, съесть, трава, половина. Выглядит несуразно и смысла из себя никакого не представляет. Но лишь добавив грамматику, такую нужную и незаменимую, получим: корова за день съела половину травы на поле. Теперь вы понимаете, зачем нужна грамматика и какую роль она выполняет не только в языке, но и еще в жизни человека. Как? – спросите вы. Представьте, что вы не знали бы грамматики даже своего родного языка и говорили бы просто набор слов. Никто бы вас не понимал и из ваших уст шел бы непонятный набор слов, например, такой, который указан выше. И только после применения грамматики ваша речь становится понятна всем, кто владеет русским языком.
    Грамматика русского языка очень гибкая, она очень своеобразна. В предложении может быть почти любой порядок слов: я знаю тебя, я тебя знаю, знаю тебя я, тебя я знаю. Это качество грамматики русского языка дает российским авторам преймущество перед иностранными. Ведь чтобы получить настоящий шедевр, не достаточно лишь “я тебя знаю”, а гораздо приятнее слышать “тебя я знаю”.
    С помощью грамматики и возникали шедевры поэзии не только на русском языке, но и еще на других языках благодаря грамматике, ведь без нее невозможно жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *