Сочинение рассуждение на тему орел и воробьи

5 вариантов

  1. I. Оргмомент .

    Ученики делятся на группы по 4-5 человек, в каждой из которых определяется условный лидер; перед каждым – листы с текстом

    II. Постановка задач.

    III. Выразительное чтение текста (учителем или учеником)

    Орел и воробьи
    Сказка – притча

    Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц, послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
    «Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно». Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в законах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толклись у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям:
    -Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где – нибудь и как – нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.
    Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: – Короткое крыло – низкий полет…
    А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
    Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

    IV. Обращение к схеме-помощнику

    Порядок «исследования» текста.
    Какие проблемы поднимает автор? (Чтение и выявление основной мысли каждой из микротем)
    Как реализует автор свои замыслы?
    (Какими художественными и языковыми средствами они реализованы?)
    Какова идея текста?
    Какова позиция автора? Кто из героев выступает его рупором?
    Нет ли широкого обобщающего (философского) значения в тексте.
    Какова Ваша позиция в понимании поднятой писателем проблемы.

    V. Работа с классом:

    анализ текста по определению модели ответа – проблематики текста; идеи текста, художественных и языковых средств выразительности: (15-20 минут)
    чтение микротемы
    выявление средств выразительности
    определение роли этого средства в авторском замысле
    попутные черновые записи в тетрадях
    формулирование модели ответа
    Модель ответа
    Проблематика: каково истинное назначение человека в жизни общества; каковы взаимоотношения Личности и толпы – заурядной, серой недалекой; что важней для человека – сытое, спокойное, монотонное существование или жизнь, наполненная высокими помыслами и стремлениями во имя познания и облагораживания этой жизни.
    Авторская позиция:   сожаление автора о том, что очень часто человек не использует великий дар – жизнь по назначению: во имя…

    Художественные и языковые средства:

    Антитеза + аллегория – организующее начало текста.
    1) Орел
    1) воробьи
    2) Один
    2) много (стая)
    Показывает столкновение личности и толпы.
    3) не птицы
    3) а существа с крыльями
    4) летают не на просторах
    4) а в загонах
    5) видят не миры чудесные
    5)а свинарники
    6) живут не с себе подобными
    6)а со стадом свиней
    7) питаются не дарами природы
    7)а объедками с чужих кормушек
    8) даны человеку глаза, НО….
    8) НО…
    9) дан человеку разум, НО
    9) НО...
    Выражает сожаление о реальном положении вещей
    Роль антитезы – показать противоестественность, нелепость образа жизни «существ с крыльями».
    2 абзац – Анафора + градация:
    «живописует» смрадный, зловонный мир существования толпы.
    3 абзац – Анафора + антитеза:
    попытка открыть глаза толпе на унизительность ее положения.
    Синтаксический параллелизм (последний абзац) : венчает позицию автора – горечь от осознания того, что разумный человек живет неразумно.
    Работа в группах (25-30 минут)
    -Учащиеся спорят, думают, создают, творят…
    -Учитель, наблюдая за творческим процессом, готов помочь и подсказать.
    По окончании (второй урок) – зачитывание каждой группой получившихся работ; обсуждение. Советы по корректированию неудачных выражений, оборотов, искажения фактов и т. п.

    Чтение и обсуждение получившихся работ

    Сочинение группы №1 Дранец Ольги
    Задумывались ли вы, какой жизненной позиции придерживаетесь?
    В этой сказке-притче автор рассказывает нам об Орле и воробьях. Для Орла смысл жизни в широком размахе крыльев и высоком полете, для воробьев – привычная жизнь на ферме вместе со свиньями. Используя такой художественный прием, как аллегория, автор показывает нам не только жизнь животных, но и людей. С помощью антитезы он поднимает проблему взаимоотношения Личности и «толпы». Орел написан с заглавной буквы не просто так, он – Личность, а воробьи – это всего лишь «толпа». Автор с уважением относится к Орлу и поэтому наполняет его речь высокой устаревшей лексикой: «Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму…».
    Показывая жизнь воробьев, автор использует градацию и тем самым усиливает картину зловония и агрессивности: «Толстые, грязные, дурно пахнущие животные». С помощью анафоры и синтаксического параллелизма автор заостряет наше внимание на ужасном, противоестественном положении птиц: «И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники…».
    Также он раскрывает проблему неуважения чужой точки зрения: «Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
    – Короткое крыло — низкий полет…»
    Используя умолчание, автор хочет, чтобы мы задумались над вопросом: А чего достигли мы в этой жизни? Он дает нам время подумать и сравнить себя с Орлом и воробьями. Кто вы? Личность или «толпа»?
    В жизни нужно всегда к чему-нибудь стремиться, ставить себе цели и добиваться их осуществления. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда себя совершенствовать.
    Сочинение группы №2 Мишаковой Нины
    Человек… Это звучит гордо. Действительно ли каждый из нас является им?
    «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» – это главная обобщающая мысль текста, выраженная через аллегорию. Диалоговостъ и возвышенная лексика также обогащают его. Даже само определение жанра (сказка-притча ) говорит о том, что это своего рода моральное поучение, представленное в сказочной форме, которое заключается в том, что, к сожалению, далеко не все люди целеустремленные, не оглядываются назад, стремятся к чему-то возвышенному и прекрасному. Они, словно серые воробьишки, не видят и не хотят видеть дальше того, что уже имеют.
    Люди – самые одарённые существа на земле, но они не используют тот дар, что дан им Богом, не знают и не хотят знать о тех богатствах, которые есть на нашей земле ,и ведут, на мой взгляд, скучный, однообразный и бесполезный образ жизни. Ведь жизнь даётся человеку на то, чтобы он как можно больше почерпнул знаний и применил их, стал мудрым.
    Недаром Орел назван царём птиц, ведь в его словах звучит истина: «Короткое крыло – низкий полёт.» Среди нас тоже есть Орлы, хоть количество их не_велико. Но если мы будем стремиться не только к удовлетворению физических потребностей, но и к открытию духовных ценностей, пониманию прекрасного, то мы действительно будем являться личностями, людьми.
    Сочинение группы №3 Волчек Елизаветы
    Это произведение напомнает басню, с одной стороны , сказочную, а с другой – горько- правдивую, мораль которой заключена в последних строках: «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется». Традиционное выявление пороков человека на примере животных подчеркивает аллегоричность замысла. Прием антитезы—противопоставления гордого, свободолюбивого орла мелкому приспособленчеству и рутинной обывательской жизни воробьев—стал основой сюжета произведения. Свое восхищение Орлом автор выражает возвышенной лексикой: «царь птиц», «зорким оком», «непостижимые высоты». И с точностью до наоборот – сниженной лексикой – свое презрение к воробьям, к месту и обществу, выбранными ими для жизни: «безбедно перебиться», «грязные, дурно пахнущие животные».
    И все же в результате столкновения этих двух миров -личности и толпы- все остались при своем мнении: возможно, кто-то создан быть «Орлом», создан для «высоких полетов», благородных целей, а кому-то суждено остаться «воробьями», прожить жизнь скучную и однообразную, жизнь бессмысленную и пустую.
    Здесь Орел предстал косвенным глашатаем авторской мысли, а мы возьмём на
    себя смелость стать прямым, слегка перефразируя его цитату: «А достойны ли мы
    носить гордое имя человека , если нет благородства в наших делах, в наших помыслах, в наших сердцах».
    Сочинение группы группа №4 Ларичевой Ксении
    Человека можно считать высшим существом, только если он ведёт себя соответствующе: не уподобляется животным с низменными инстинктами, а рекомендует себя как разумное существо, способное здраво мыслить и знать себе цену. Вот об этом, на мой взгляд, сказка-притча О.М. Безыменской “Орёл и воробьи”.
    Неслучайно в притче присутствует образ птиц – гордого орла и обыкновенных воробьев. Он служит для аллегорического изображения двух типов людей – достойных и пустых, личности и толпы.
    Орёл свободно летает по всему миру, любуется им, гордится своей силой. Он встречает таких же, как и он, птиц, но живущих безвылазно на грязной ферме. Только он начинает рассказывать про другой мир, звать своих собратьев в неизведанную даль, чтобы показать, ради чего должна жить птица – воробьям ничего не понятно. Их среда обитания изображена градацией сниженной лексики, которая “живописует”, усиливает картину грязи, хаоса, вопиющего безобразия. (Окинул Орёл своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толклись толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толклись у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.) Жизнь воробьев противоположна той, которая является идеалом для орла. Отсюда – антитеза и анафора, достоверно передающие противоестественность такого существования. (Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно просуществовать в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек.)
    Мораль этой притчи такова: некоторым достаточно для существования только есть, спать, драться, жить в грязи, и они не понимают тех, кому важна духовная пища, желание совершенствоваться – изучать, исследовать, любоваться окружающим миром. “Они недостойны носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце”
    Это, к сожалению, реальность. И от каждого человека зависит, какой он изберёт себе путь – достойный или порочный, будет ли он человеком, высшим разумом па земле или непросвещённым невеждой.
    “Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется” – это всё слова автора. Он искренне считает, что тип людей, подобных тем же воробьям, остаётся слепым, не видя ничего прекрасного вокруг. Их глаза смотрят не вперёд, а вглубь себя, их разум устремляется не на самосовершенствование, а на верную погибель индивида, спасающегося от окружающего мира.
    Итак, проанализировав текст, мы приходим к выводу о том, как много “союзников” у художника слова, которые помогают ему достичь идейного замысла. Это и синтаксический параллелизм, и анафора, и аллегория, и эмоционально окрашенная лексика, антитеза, риторические вопросы, и многие, многие другие “незримые помощники”.
    Сочинение группы №5 Орловой Кати
    Каково истинное назначение человека на земле?
    Каковы взаимоотношения личности и заурядной, серой, недалекой толпы? Что важней для человека -сытое(порой за чужой счет), спокойное, монотонное существование или беспокойная жизнь, наполненная высокими помыслами и стремлениями во имя познания и облагораживания мира? Вот, на наш взгляд, проблемы, поднятые Безыменской в сказке-притче «Орел и воробьи».
    Организующим началом текста являются антитеза и аллегория. Они во всем: в противопоставлении Орла и воробьев – неслучайно Орел пишется с заглавной буквы, а воробьи – со строчной;
    Орел – Личность, воробьи – стая, толпа.
    Ужасную, отвратительную картину существования толпы (воробьев) «живописует» автор при помощи ярко выраженной анафоры и градации (см. абзац II). Действительно, бывает так, что примазывающиеся к «сильным мира сего» не замечают, как грязен и безобразен в прямом и переносном смысле тот мир, та нравственная атмосфера, в котором живут эти «сильные» и снисходительно позволяют приближаться к своей кормушке; как подло, нечистоплотно и агрессивно они отвоевывают свое пространство.
    Орел – Личность пытается раскрыть глаза воробьям-толпе на унизительность и противоестественность их положения. Автор же реализует этот замысел при помощи усиленной анафоры и опять же антитезы (см. абзац III).
    Но… тщетно. Воробьи (толпа) «тучей взметнулись и давай клевать» Орла (Личность). Так и в жизни – бесцветная заурядная масса способна заклевать яркую индивидуальность…
    Авторская мысль, построенная по принципу синтаксического параллелизма, (см. последний абзац) печальна и констатирует ужасающий факт: Человек-существо разумное – все чаще неразумно, бездумно и бесцельно прожигает свою жизнь, не видя ничего «дальше желаний тела».

    Выводы по уроку:

    Учились работать в команде;
    Учились находить художественно-выразительные средства и определять их роль;
    Учились писать сочинения

    Домашнее задание:

    – провести корректировку созданных текстов, внеся необходимые исправления, данные другими творческими группами.

  2. 2
    Текст добавил: Темная Сущность

    Память-это богатство человека, которое у него невозможно отнять…
    Панов Д.
    Сочинение 2
    Некоторые люди очень часто чувствуют себя в обществе « гадким утенком». Но всегда добрым и любимым. Вот и Е. Кочнева в своем тексте поднимает проблему потребности в животворящей силе добра и любви. Какие перемены произошли в душе героини после чуда, с которым она встретилась?
    Выдвигаемая автором проблема психологическая, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни.
    Впечатления, полученные человеком в детстве, отношения с ровесниками оказывают глубокое воздействие на его дальнейшую жизнь, определяют его отношение к миру, к людям, к самому себе. Вот и с героиней текста Е.Кочневой произошло чудо, которое изменило всю её дальнейшую жизнь: « Я слизываю с губ теплую слезу и шепчу « спасибо» доброму волшебнику, который когда-то дотронулся до моей окоченевшей души своей нежностью».
    С этой авторской мыслью в словах героини невозможно не согласиться, ведь самое важное для человека—это взаимоотношения в обществе, а главное—поддержка и внимание окружающих.
    Вспомним Веру Шеину, главную героиню повести А. Куприна «Гра
    натовый браслет». Присланный неизвестным влюбленным подарок- гранатовый браслет- вызвал у Веры бурю негодования. Близкие княгине люди считали бедного телеграфиста, подарившего браслет, ненормальным, маньяком. И когда её тайный поклонник умирает, Вера понимает, что любовь, о которой она мечтала всю свою жизнь, прошла мимо.
    Однажды я тоже получила в подарок стихи с признанием в любви. Стихи были «сырые», без особой рифмы, но они оставили след в моей душе. К сожалению, я тоже до сих пор не знаю, кто написал эти неумелые, но очень трогательные строки. Как жаль! Кто ты, отзовись!
    В детстве, в отрочестве мы всегда словно «гадкие утята». А «гадкий утенок» ведь превращается в прекрасного лебедя! Чуда ждет каждый (даже тот, кто этого не признает). Вот завтра открою дверь, а там… И жизнь моя изменится! Точно! Я знаю… Я чувствую…
    Жеребцова А.
    № 2
    Орел и воробьи. Сказка-притча
    (1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.
    (6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.
    (8) И сказал тогда Орел воробьям:
    – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.
    (12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…
    (14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
    (15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
    Сочинение
    Почему люди используют данное им от Бога только для того, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться, почему не стремятся к непостижимым высотам? Над этими вопросами задумывается автор текста « Орел и воробьи», размышляя о проблеме отсутствия интереса ко всему новому и более современному.
    Он, приводя в пример птиц, но подразумевая под ними людей, пытается убедить читателя в том, что многие останавливаются на уже приобретенном, живут скучно, однообразно, не стремясь к чему-то неизведанному или недостижимому. Главный герой текста Орел рассказывает Воробьям, живущим на ферме, о других мирах и зовет с собой в неведомые дали. Но маленькие птички с короткими крылышками не понимают его и возмущаются этим речам.
    «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» — в этом состоит главная мысль текста и позиция автора.
    Я согласна с его мнением и считаю, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно совершенствоваться и расширять свой кругозор. Докажу это с помощью нескольких примеров.
    Хотелось бы вспомнить роман И.А.Гончарова «Обломов», в котором главный герой лежит на диване в «четы
    рех стенах» и совсем не хочет «продвигаться вперед», как-то менять свою жизнь в лучшую сторону. Даже любовь не в силах была ничего исправить. Ещё в качестве доказательства к моему мнению и мнению автора можно вспомнить пьесу М. Горького « На дне». Это произведение как нельзя кстати отражает проблему текста-притчи «Орел и воробьи». Главные герои пьесы так же слушают неведомого странника, как и маленькие пташки гордую птицу высокого полета, и так же не понимают красивых речей о чем-то неизведанном и новом.
    Таким образом, я хочу сказать, что люди не должны использовать данное Богом только для скромного существования. Пускай каждый живет и знает, что есть ещё много интересных вещей на свете. Мы просто обязаны стремиться к новому, к неизведанному, а иначе наш небольшой мирок накроет волна однообразия, серости и скуки.
    Чекунова Л.
    № 3
    Текст
    (1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.
    (5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
    (11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
    (15)Но ведь игрушка – это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.
    Сочинение
    Для чего нужна ребенку игрушка, и какой она должна быть? Над этими вопросами задумывается автор, размышляя о проблеме первоначального восприятия детским сознанием окружающего мира и последующего отражения этого восприятия в деятельности уже сформировавшегося человека.
    Составитель данного текста, приводя примеры, пытается убедить читателя в том, что игрушка во многом влияет на характер ребенка, она помогает получить представление о причинно-следственных отношениях , о сути человеческого взаимопонимания, о сложном устройстве мира. Автор говорит о современных игрушках, которые становятся по своей сути антиигрушками; в них содержится только идея обладания, а не радостное постижение мира. Такие игрушки способствуют накоплению агрессии и дальнейшему её влиянию на кого-либо. « Но ведь игрушка—это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности». В этом состоит позиция автора.
    Я согласна с его мнением и считаю, что , безусловно, игрушка должна положительно влиять на характер ребёнка, закладывать в него только хорошие человеческие качества. В доказательство к этому приведу несколько примеров.
    Вспомним повесть В.Г.Короленко « В дурном обществе». В нем умирающей девочке Марусе мальчик из семьи немалого достатка приносит куклу своей сестры. Как кажется, благодаря ей смертельно больная девочка прожила на несколько дней дольше. Игрушка если не спасла, то, по крайней мере, подтолкнула на борьбу с болезнью и просто скрасила последние дни, часы жизни частичкой маленького счастья.
    Ещё хотелось бы рассказать о моем старом знакомом. С самого рождения своего ребенка он покупал ему только самые современные модели роботов, монстров, компьютерные игры подозрительного содержания. Малыш рос в постоянной агрессии, его восприятие окружающего мира нарушилось. Сейчас этот мальчик учится во втором классе не стремясь к знаниям, а стремясь в общении с одноклассниками обидеть более слабого. Вот и последствия от игрушек, действующих губительно на растущий, развивающийся организм.
    Хотелось бы посоветовать юным родителям покупать своим отпрыскам только « добрые» игрушки, не вызывающие агрессию и зло. А иначе на Земле не останется добрых людей, способных на действительно человеческие поступки.
    Чекунова Л.
    № 4
    Текст
    Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. Как болезнь, как вирус гриппа. Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…
    Всё переменилось в один день. Он вдруг решил, что станет лётчиком.
    В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле—вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости! Жизнь—жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. Но Колька не сдавался. Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
    После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стеклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. Куда я еду? Что я там буду делать один? Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…
    Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта—всё возвращается назад…
    Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолеты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон « Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.
    ( По С. Мизерову)
    Сочинение
    В данном тексте С. Мизеров говорит о том, как рождается выбор жизненного пути.
    Влияет ли среда на выбор человеком жизненного пути? Что мешает ему сохранить верность своей мечте?
    Над этими вопросами задумывается автор текста. Над этой нравственной , актуальной для нас проблемой предлагает поразмышлять и нам.
    С. Мизеров считает, что влияние житейских традиций, привычек часто заставляет человека изменять своей мечте, не позволяет реализовать свои способности до конца. Герой рассказа Колька Велин не смог преодолеть чувство страха перед новым, он предал свою мечту и стал как все.
    С автором текста трудно не согласиться. Часто человек теряется перед трудностями. А он, на мой взгляд, должен не просто чего-то хотеть, а стремиться к осуществлению своей мечты. И тогда реализовавшаяся мечта сделает жизнь его полнокровнее, интереснее.
    Герой повести Б. Полевого летчик Алексей Мересьев ( он же Алексей Маресьев в жизни), оставшись без ног, мечтал летать. Сколько пришлось перестрадать ему, чтобы снова сесть за штурвал самолета!
    Мария из повести В. Закруткина « Матерь человеческая» в невероятно тяжелых условиях, мечтая выжить и сохранить ещё не родившегося ребенка как память о прошлом, смогла преодолеть свой страх и подарить жизнь новому человеку.
    Не нужно сдаваться, терять самообладание, а нужно верить в свои силы, в свою мечту, и тогда сердце не будет стонать от «щемящей боли».
    № 5
    Текст
    (1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
    (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство – это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
    (10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
    (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» – это прочно затверженная формула.
    (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях жизни.
    (20)Детство – пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
    (25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
    (По В. Шефнеру)
    Сочинение
    Однажды ночью мне приснился сон: мне пять лет, и я без всяких забот строю замки в песочнице. Утром проснулась с мыслями о том, как хорошо быть маленькой: мама ведет тебя в детский сад, а ты несмело, ещё зевая, топаешь по дорожке, не задумываясь в этот момент ни о чем.
    Но задуматься пришлось после прочтения текста Вадима Сергеевича Шефнера. Сразу возник закономерный вопрос: почему детство традиционно называют «золотой порой»?
    Эта социально-нравственная, очень важная, по моему мнению, проблема заставила поразмышлять и автора. Он думает, что по мере того, как происходит накопление человеком жизненного опыта, те трудности, которые он преодолевал в детстве, кажутся незначительными, поэтому детство и представляется беззаботной, «золотой порой».
    Я согласна с мнением Вадима Шефнера. Ведь это действительно самое прекрасное время в жизни абсолютно каждого человека. Иду по дороге и вижу резвящихся детей. Хочется, очень хочется побегать, попрыгать с ними, окунуться в ту «безоблачную» атмосферу, когда в мире нет ничего, кроме кукол, мячика и мультфильмов.
    Много раз слышала песню Ю. Шатунова: « Детство, детство, ты куда бежишь? Детство, детство, ты куда спешишь? Не наигрался я ещё с тобой, детство, детство, подожди, постой!». Да, это игра, которая обязательно остается в памяти.
    А вспомним повесть Л.Толстого « Детство», где великий классик делится яркими воспоминаниями своей «золотой поры».
    Сейчас мне шестнадцать лет. Через год оканчиваю школу, и для меня навсегда закроются двери детства. Но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе.
    Жеребцова А.
    № 6
    Текст
    Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в темных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.
    –Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли…- было произнесено в толпе, рядом с Андреем.
    Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А на ними подходили всё новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
    Люди видели на войне всё. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые; дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.
    Дети тоже были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады, не только странные неразомкнутые рты. Было в них ещё одно, общее—и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и ещё в чём-то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонну,–и можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем другим детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых ещё не было.
    Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, ещё военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.
    Странной колеблющейся тонкой струйкой вслед за худенькой темной женщиной потекли блокадные вдоль рельсов всё дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робкость первых шагов, слабое покачиванье,–отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться,–неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, и с этой беззвучной станцией, и с этой новой обетованной землёй, которая их взрастит.
    Семя , брошенное в жесткую почву, взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом?
    ( По А. Приставкину)
    Сочинение
    После прочтения текста А.Приставкина моментально всплыли в памяти слова классика Л.Толстого: « Война не любезность, а самое гадкое в мире дело». Почти каждое предложение текста дает понять основную мысль: «дети… вы
    ражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке…».
    Читая эти строки, задумываюсь: а вырастет ли из этих
    «крошечных людей, закутанных в тряпьё», обессиленных от тяжких испытаний, нормальный человек?
    Проблема эта психологическая, жизненно важная и актуальная особенно в наши дни.
    Автор считает, что дети, стоявшие на перроне —«посланцы оттуда, из будущего, несущие людям надежду на будущее». Я согласна с автором. Конечно, горько от того, что дети—« жалкие огарки» войны, но всё же радостно, что они
    «живые», спасённые, а значит, надежда на лучшее действительно есть.
    Сжимается сердце, когда вижу с экрана телевизора документальные кадры: измождённые в концлагере дети, торопясь, освобождают ручонки, чтобы показать варварам свой номер. Видя этот ужас, говорю себе: « Да будь ты проклята, война!»
    До недавнего времени о детях, как о жертвах войны, было написано не так уж много. В памяти лишь Ваня Солнцев из повести «Сын полка» В.Катаева да Кузьмёныши из произведения А.Приставкина « Ночевала тучка золотая».
    Плачу, читая воспоминания взрослых, уважаемых ныне людей о военном лихолетье, о времени их « счастливого» детства в документальной повести белорусской писательницы С.Алексиевич « Последние свидетели», где название книги говорит само за себя.
    Это текст-завещание, предостережение, напоминание всем нам! И это текст-надежда: семя, брошенное даже в черствую, жесткую почву, обязательно взрастёт; обязательно вырастет «шумящий колос», ведь жизнь победить нельзя.
    № 7
    Текст
    (1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов – просто в зале несколько приглушили свет.
    (4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они – как безоружные солдаты на поле боя.
    (6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.
    (10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели…
    (12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.
    (14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.
    (15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке – музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни – вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре человечества.
    (22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.
    (По Ч. Айтматову)
    Сочинение
    Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение—обо всем этом сказано в музыке, которая способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души.
    В тексте, автором которого является Ч.Айтматов, раскрывается проблема потребности человека в музыке. Какая необходимость была и есть в ней? Какую роль она играет в жизни человека?
    Выдвигаемая автором проблема глубоко философская, вполне актуальная в наше время.
    Автор рассказывает о концерте, который он посетил, и о эмоциях, которые испытал в этот момент. Айтматов на собственном примере показывает нам, что музыка, которую мы слушаем, словно исходит от нас, от наших собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов: « Когда открытие делаешь для себя, все в тебе согласно, и наступает просветление души».
    С автором сложно не согласиться. Музыка во все времена оказывала мощное воздействие на душу человека, лечила её, помогала лучше понять себя и окружающий мир.
    Вспомним повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Главный герой Петр Попельский был слеп, у него не было друзей, но он брал силы для продолжения жизни из музыки, сочиненных им же музыкальных композициях. Петр стал известным пианистом.
    В наше время молодежь привыкла к электронному громогласию. У каждого слушателя свои предпочтения в музыке, ведь сейчас существует большое разнообразие музыкальных направлений. Все они очень отличаются друг от друга, но схожи в одном—дают толчок к творческому воображению.
    Я тоже очень люблю музыку. Когда у меня плохое настроение или появляются какие-то трудности, я включаю тихую мелодию и успокаиваюсь, ведь красивая музыка придает силы и желание хорошо жить.
    Листопадова Ю.
    Текст № 8

  3. 7
    Изобразительно – выразительные средства и стилистические фигуры: 1. Аллегория 2. Метафора 3. Перифраза 4. Эпитет 5. Антитеза 6. Инверсия 7. Градация 8. Многосоюзие 9. Многоточие 10. Умолчание
    8
    Обобщение композиционно – смыслового анализа: Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.греч.
    9
    Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».
    10
    Алгоритм формулировки проблемы текста: Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении – от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:
    11
    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности). Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.). Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).
    12
    Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например: Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин. Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. Что такое …?( В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
    13
    Идея художественная главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей. Идея может быть сформулирована в тексте произведения самим автором в виде ясного вывода (иногда афоризма), например мораль в басне, а может логически вытекать из всего произведения. Идея главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.
    14
    Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т. Уайдлер

  4. Эпиграф к уроку:  Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
    Т.Уайлдер
    Тема: «Учимся  анализу текста»
    ХОД УРОКА
    Здравствуйте, ребята. Записываем дату и тему урока  «Учимся анализу текста»
    Цели:
    Отработать  навыки самостоятельного анализа текста;
    2.Поработать над  развитием творческих способностей;
    3. Подготовить материал для учебного проекта «Учимся анализу текста».
    Для разбора мы возьмем текст Ольги Безымянной «Орел и воробьи»
    И будем  читать  его по ролям.
    Автор –
    Орел-
    Воробьи –
    1. Инсценированное чтение текста учениками.
    ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
    III. Актуализация опорных знаний по речеведению
    – Давайте попробуем определить  стиль и жанр этого текста.
    (Это текст художественного стиля) Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
    – Автор Безымянная определила жанр как сказка-притча.  (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
    – Какую тему поднимает автор текста ? ( Тема – смысл жизни)
    В чем заключена идея текста? (Идея заключена в морали) (зачитать).
    Идея – Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. (Мораль)
    Ответ: Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.
    – Как вы это понимаете? (Человек должен задумываться над смыслом  жизни, над вопросом, зачем он пришел в этот  мир)
    – С кем можно сравнить Орла и воробьев в нашей жизни?
    Вы распределились по группам и по желанию, получили номера. Все группы работают над определенным заданием по сбору материала для  мини – проекта по теме «Учимся анализу текста».
    1 группа работает над  композицией притчи, выделением микротем текста, подтверждающих цитатами. Для этого вы попробуете составить кластер.
    Группа 2
    Работа над авторской характеристикой Орла и воробьев. Ваша задача :
    развитие творческих способностей: сочинить или синквейн или диаманту.
    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
    строчка 1: тема (1 существительное)
    строчка 2: определение (2 прилагательных)
    строчка 3: действие (3 причастия)
    строчка 4: ассоциации (4 существительных)
    строчка 5: действие (3 причастия)
    строчка 6: определение (2 прилагательных)
    строчка 7: тема (существительное)
    диаманта больше подходит для характеристики воробьев, а синквейн – орла.
    Синквейн
    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
    Группа 3
    Покажет свои знания по нахождению  изобразительно-выразительных средств языка? Вы должны оформить  – составление таблицы
    Тропы
    Изобразительно-выразительные средства
    Примеры
    Роль в притче
    Эпитеты
    Метафоры
    Перифразы
    Фигуры     речи
    Антитеза
    Инверсия
    Однородные члены
    Многосоюзие
    Умолчание
    Афоризм
    (Работа в группах – 5 минут)
    – Итак, вы проработали над своими заданиями. Но это еще не все. Для продолжения работы нам надо будет создать экспертные группы. 1 номера садятся за этот стол. 2- за этот, 3- за этот. Каждый член вновь созданной группы – это специалист – эксперт по какой –либо проблеме. И вы работаете над передачей информации друг другу.
    Затем  мы начнем свое обсуждение.
    – Что у нас получилось? Над 1 заданием: работой над композицией работает 1 группа, над развитием творческого мастерства – 2 группа , средствами выразительности – 3  группа. Давайте  послушаем наших экспертов.
    1 Группа.
    – Какой композиционный прием использует автор притчи?
    (Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.)
    Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.
    Кульминация – полные горечи слова Орла.
    Развязка – ответ Орла на действия воробьев.
    – Сколько микротем вы выделили в тексте? Каковы они?  (Условно в тексте можно выделить 5 микротем:
    5. Мораль        «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».
    4. Возвращение воробьев к прежнему существованию        «…снова вернулись воробьи к своим гнездам… и снова защебетали…»
    Микротемы
    Рассказ Орла и реакция воробьев        «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни… Слушали, слушали воробьи…»
    2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь        «Окинул Орел своим зорким оком окрестность…»
    . «…но нашел я не птиц, а существ с крыльями…»
    3. Возмущение воробьев и ответ Орла         «…возмутились такими речами воробьи…»
    «короткое крыло – низкий полет»
    Группа 2
    Какими свойствами наделены герои притчи?
    Соответствует ли образ Орла первичному представлению об этой птице?
    Как он оказался на скотном дворе?
    В притче прослеживается аллегория. (Аллегория · (от греч. allos, “иной” и agoreuo, “говорю”), изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)
    Герои притчи  «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.
    – Послушаем наших стихотворцев. Что же у вас получилось?
    Диаманта
    Птички!
    Божьи, неразумные,
    Чирикающие, прыгающие, вспархивающие,
    Без желанья,  устремленья ,  цели, воли
    Возмущающие, перебивающиеся, неинтересующиеся,
    Короткокрылые, низколетающие
    Обыватели!
    Синквейн
    Орел
    Гордый, свободный
    Залетел, рассказал, удивился
    Птица высокого полета
    Проповедник
    Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Психология обывателя
    Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом        Проповедник, мудрец
    Определенную роль в стилистическом оформлении притчи  играют изобразительно-выразительные средства).
    Группа 3
    Тропы
    Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.
    Перифраза:
    – «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;
    – «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.
    Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.
    Фигуры
    Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.
    Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».
    Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».
    Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».
    Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев…»).
    Заканчивается монолог Орла афоризмом : Короткое крыло – низкий полет…, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.
    – Молодцы, вы смогли собрать материал для мини-проекта. Надеюсь, что вы к следующему уроку сделаете  этот проект и напишете сочинение – рассуждение на одну из тем.
    Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф урока: жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем ( Торнтон Уайлдер), об этом говорится и в тексте.
    Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …
    В жизни по-разному можно жить:
    В горе можно и в радости.
    Вовремя есть, вовремя пить,
    Вовремя делать гадости.
    А можно и так:
    На рассвете встать
    И, помышляя о чуде,
    Рукой обнаженною солнце достать,
    И подарить его людям.
    (С. Островой)
    Выбор за вами. Но хотелось бы, чтобы  мы придали жизни такой смысл, чтобы   видеть  в обыденном высокое, не поддаваясь серости ежедневной суеты.
    Выставление оценок.
    Наш урок  подходит к концу. Спасибо за работу.
    Приложение.
    Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
    – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
    Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
    И сказал тогда Орел воробьям:
    – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
    Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
    – Короткое крыло – низкий полет…
    А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
    Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

  5. (1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.
    (6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.
    (8) И сказал тогда Орел воробьям:
    – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.
    (12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…
    (14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
    (15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
    Какая проблема затрагивается в сказке-притче?
    В чем цель и смысл жизни?
    Обывательская, мещанская жизнь – это настоящая жизнь.
    Столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни.
    Жизнь, наполненная смыслом, есть подлинная, достойная жизнь
    Задание: напишите вступление и сформулируйте проблему по одному из предложенных текстов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *