Сочинение рассуждение на тему почему князя олега называют вещим

5 вариантов

  1. Князь Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве. Заняв великий киевский стол, именно Олег провозгласил, что Киев — мать городов Русских.

    Укрепил свое влияние князь Олег, начал дань княжескую с земель собирать, ограду вокруг городов русских установил, чтобы не нападали больше соседи-кочевники. А сам направился со своим могучим войском на Византию, в военный поход на Константинополь – увеличить территорию государства Киевского, показать всем силу русскую.
    Византией в то время правил Лев VI . Увидев огромное, войско Вещего Олега на неисчислимом количестве кораблей, запер ворота города и огородил гавань железными цепями.
    Тогда киевский Князь решил войти в неприступный, казалось бы, город другим путем – с той стороны, где не было моря, где никто не ожидал кораблей Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли». В атаку его армия направилась именно на кораблях на колесах!
    Попутный ветер помогал Олегу, смелые воины Киевской Руси раскрыли паруса и не поплыли, но покатились на кораблях на Константинополь.
    Увидев эту картину, Лев VI испугался невиданного зрелища, открыл врата города и сдался. Трофеем в этой нелегкой битве оказался договор, благодаря которому Киевская Русь могла устанавливать свои правила торговли по всей Византии. Так Киевская Русь стала самым мощным, большим и богатым государством в пределах Европы и Азии.
    Однако, византийцы, которые не сумели отстоять Константинополь, придумали хитрый ход устранения победителя: «если Олега невозможно победить в бою, то нужно уничтожить его хитростью», и на званом ужине в честь победителя предложили ему отведать еды заморской. Но государь Киевской Руси был умен и осторожен. Он понимал, что вряд ли новообретенные подданные станут его встречать с распростертыми объятьями и от души потчевать угощениями.
    Потому и показалось ему подозрительным столь неожиданное гостеприимство вчерашних врагов. Олег отказался от пищи и воинам приказал к ней не притрагиваться. «Почему?» — удивились голодные дружинники. Олег ответил: вино и продукты отравлены.
    После похода на Византию за Олегом и закрепилось прозвище «вещий»
    Еще по одной версии прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

  2. И житие, и кончина князя были пронизаны невероятными историями. Еще одна легенда повествует о старце, который предрек Олегу смерть, якобы любимый конь его и убьет. Посмеялся князь над словами старика, но мысль о таком развитии событий все равно осталась. Поэтому он отказался впредь на нем ездить и больше с ним не встречался. Однако приказал коня кормить и поить лучшей водой и лучшим зерном.
    Спустя годы Олег вспомнил о коне и предсказании, поинтересовался у своих придворных о его судьбе. Князь узнал, что конь давно умер, и решил отправиться на место, где лежали останки животного. Решив, что старец ошибся, он наступил на череп коня, откуда выползла ядовитая змея и укусила Олега. Яд оказался смертельным, и князь скончался. Некоторые считали, что Олег верил в судьбу, которой нельзя избежать, а потому знал, что даже мертвый конь принесет ему пророческое несчастье.

    Мнение Александра Сергеевича

    Великий поэт Александр Пушкин взял легенду о смерти Вещего Олега в основу своего произведения «Песнь о Вещем Олеге», где рассуждает на тему рока и неизбежности судьбы.
    Автор рассуждает, мог ли князь, который славился своими чудесными способностями, обойти стороной такую смерть или он сам искал ее? Почему спросил о своей смерти у старца, если сам являлся вещуном? Пушкин подчеркивает неоднозначность этого вопроса, соответственно, с множеством возможных ответов. Да, он не сумел предвидеть собственную кончину и избежать ее, но почему Олега назвали Вещим? Потому что сумел добиться колоссальных успехов на военном поприще, где еще долго ему не было равных, а также обеспечил достойную жизнь в своих землях. Для народа того времени, верящего в кудесников и волхвов, назвать князя Вещим значило превознести его, отдать дань уважению мудрости правителя, его силе и справедливости.

  3. Личность Олега появилась в летописях историков, когда описывались события, связанные со смертью новгородского князя Рюрика. Умирая, Рюрик передал ему под опеку своего малолетнего сына Игоря. В 879 году и Новгород, и сын Игорь стали заботой Олега, которого историки считают родственником жены Рюрика. Современные исследователи настаивают на том, что Олег был всего лишь талантливым воином, ставшим воеводой и приближенным человеком новгородского князя. Кем бы ни был Олег – он стал регентом при Игоре, князем Новгорода и Киева, личностью, стоявшей у власти в период создания единой Руси. Летописец Нестор в своей «Повести…» описывает деятельность князя и указывает на то, почему Олег Вещий.

    Поход на Киев

    Став регентом и князем новгородским, Олег через три года задумал расширять территорию княжества и отправился в поход на Смоленск. Собрав огромное войско, в 882 году он идет в южном направлении и захватывает этот город. За Смоленском последовал Любеч. В этих городах он поставил своих наместников с достаточным количеством воинов и двинулся дальше по Днепру. На его пути стоял Киев. В это время правление киевским княжеством осуществляли Аскольд и Дир. Князь Олег обладал достоинством опытного военного стратега и хитрого умного человека. Оказавшись у Киевских гор, он спрятал свою дружину и показался только с Игорем на руках. Убедив Аскольда и Дира в том, что это визит вежливости по пути в Греки, выманил их из города. Воины расправились с правителями, а Киевом овладел князь Олег.
    Почему – Вещий? Этим именем стали его называть только после византийского похода, в 907 году. А пока он стал князем Киевским и объявил этот город «матерью городов русских». С тех пор Олег проводил политику объединения славян, расширял границы земель, освобождал от дани, которая платилась племенам кочевников.

    Поход в Византию

    Если обратиться к толковому словарю, то можно убедиться в том, что имя Вещий означает не только «предсказатель», но и «рассудительный человек». Таким и был князь Олег. Именно в походе на Византию в 907 году Вещий Олег и проявил свою смекалку. Задумав поход, он собрал огромное войско, не только на конях, а и на кораблях. Это были всякие народы: и варяги, и чуди, и кривичи, и словены, и многие другие, которых греки именовали «Великой Скифью». Князь Игорь оставался править Киевом, а Олег отправился в поход. Именно после похода становится понятно, почему Олега «Вещим» прозвали. Желание расширения границ русских, установления торговых отношений с другими странами толкало Олега в поход на Византию, куда он и отправился в 907 году.

    Боевые действия

    Придя к Царьграду (Константинополю) с войском и кораблями, которых было две тысячи, Олег высадился на берег. Это пришлось сделать, потому что город со стороны моря был защищен цепями, которыми запирался залив Золотой Рог, и корабли их преодолеть не могли. Сойдя на берег, князь Олег принялся воевать вокруг Царьграда: убил много людей, поджигал дома и церкви, сделал много злого. Но город не сдавался. И тогда Олег придумал хитрость: приказал поставить свои корабли на колеса. Когда подул попутный ветер – были раскрыты паруса и корабли пошли по направлению к Царьграду. Поняли греки, что пора посылать послов и договариваться о дани. Обещали они Олегу отдать все, что он пожелает. Поднесли ему разных яств и вина, которые князь не принял, опасаясь, что все это отравлено – и не ошибся. Этот факт также указывает на то, почему Олега «Вещим» прозвали: предусмотрительность спасла ему жизнь.

    Меч на вратах Царьграда

    И обложил Вещий Олег греков данью. Приказал заплатить по 12 гривен на каждого воина в кораблях: а их было по сорока человек. А кораблей – две тысячи. Приказал дать дани и для городов: для Киева, Чернигова, Любеча, Ростова, Полоцка, Переяславля и еще для других мест, над которыми властвовал Олег. Греки были согласны на все условия ради сохранения мира на своей земле. Чтобы утвердить мир, они дали друг другу клятву: греческие цари целовали крест и обещали платить дань. А князь Олег и его мужи клялись своим оружием и богами: русичи были язычниками. Они обещали, что не будут воевать, и заключили мир. В знак победы над греками Олег повесил свой щит на воротах города и только после этого отправился обратно. Возвращался Олег в Киев с огромными богатствами, и прозвали его после этого – «Вещим». Так впервые был подписан мирный договор между двумя странами — Русью и Византией, завязались отношения: они позволяли вести беспошлинную торговлю. Но однажды совершил роковую ошибку и Олег Вещий: события его смерти говорят об этом.

    Предсказание волхвов

    Обратился Олег Вещий к волхвам с вопросом о своей смерти: отчего предстоит ему умереть? Те предсказывали гибель от его любимого коня. И тогда приказал Вещий Олег поставить коня, кормить, но никогда не приводить к нему. Поклялся никогда не садиться на него. Так продолжалось несколько лет. Олег ходил в походы, княжил в Киеве, заключая мир со многими странами. С тех пор прошло четыре лета, наступило пятое, 912 года. Князь воротился из похода от Царьграда и вспомнил о своем любимом коне. Позвав конюха, он учинил допрос о состоянии его здоровья. На что получил ответ: конь умер. И тому – три года. Олег сделал вывод, что обманывают волхвы в своих предсказаниях: конь уже умер, а князь – жив! Почему Олег Вещий не поверил им и решил увидеть останки коня? Это никому не известно. Захотел Олег увидеть кости его и отправился на то место, где лежат они. Увидев череп коня, он наступил на него со словами: “От сего ли черепа смерть мне принять?”
    Из черепа появилась змея и ужалила Вещего Олега в ногу. После этого он заболел и вскоре умер. Сбылось предсказание о том, как умрет князь Олег Вещий, биография которого описана в летописях Нестора, где и приведена эта легенда.

    Годы княжества

    Великий князь Киевский и Новгородский Вещий Олег получил известность в 879 году и умер в 912. Годы его княжения не остались незамеченными: в этот период произошло объединение славянских племен, был организован единый центр – Киев. Значительно расширились границы Руси, установились добрососедские отношения с Византией. Почему Олега «Вещим» прозвали? За его ум, прозорливость, за умение выбирать правильную стратегию и грамотно вести внешнюю политику.

  4. Первый Киевский князь из рода Рюриковичей.
    Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу,
    так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.
    Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных
    ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
    Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал
    его своей столицей, сказав: “Это будет мать городов русских”.
    Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство –
    Киевскую Русь.
    Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.
    По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.
    Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»
    О Вещем Олеге – древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние
    летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений
    о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых
    реальные события тесно переплелись с легендарными.
    Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора “Повесть временных лет”. “Повесть временных лет” – наиболее ранний из
    дошедших до нас летописных сводов.
    Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в
    большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
    Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика.
    Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем,
    а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.
    Он обладал выдающимся ТАЛАНТОМ полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.
    Современники прозвали Олега ВЕЩИМ.. !
    Удачливый князь-воин прозван “ВЕЩИМ”, т. е. ВОЛШЕБНИКОМ
    (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище
    дали Олегу язычники, “людие погани и невеголоси”), но и ему не удается уйти от своей судьбы.
    Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно,
    “с могилой Ольговой”, которая “есть.. .и до сего дни”.
    Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.
    В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных,
    и даже “ВЕЩИЙ” князь, не в силах.
    Возможно, что народная память о ВЕЩЕМ Олеге отразилась в образе былинного
    князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости:
    Щукой-рыбою ходить
    ему в глубоких морях,
    Птицей-соколом летать под оболока,
    Серым волком рыскать в
    чистых полях.
    В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
    Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой
    Игоря, отправился покорять новые земли.
    В то время обширные пространства РУССКОЙ земли были заселены многочисленными племенами.
    РУСЬ не имела четких границ и не знала единых законов.
    Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути.
    Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев.
    Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
    Легендарного князя ОЛЕГА можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
    О князе ОЛЕГЕ было сложено много песен, легенд и преданий.

  5. …примешь ты смерть от коня своего.
    А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
    Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
    Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Цареграду. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге. И поэт написал “Песнь о вещем Олеге”, очень похожую на народную былину.
    А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал” не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, “…скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?”, кудесник ответил: “…примешь ты смерть от коня своего”.
    У Олега был очень хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти.
    Прошло много лет. Было много походов, битв. Князь Олег не погиб. Во время одного пира Олег вспомнил о своем старом боевом друге — коне. Ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: зря он поверил тогда кудеснику и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Там он ногой “на череп коня наступил и молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил”. Но в этот момент из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника.
    В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *