Сочинение рассуждение на тему поучение владимира мономаха

12 вариантов

  1. «Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.
    Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.
    «Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.
    Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.
    Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.
    В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.
    Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.
    В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
    В произведении очень важен образ автора, которым является Владимир Мономах. Он в «Поучении» – пример идеального князя. Анализируя его слова, наставления, можно понять, каким он был человеком.
    Каким же мы видим Владимира Мономаха? Во-первых, это очень образованный, начитанный человек. В «Поучении» есть много отсылок на другие книги того времени.
    Автор – религиозный человек, ведь в его наставлениях ощущается христианская мораль.
    Князь был известен и как ярый поборник просвещения. Ставя в пример своего отца, который знал много иностранных языков, он поощрял желание молодых людей к обучению. Мономах считал, что только образованные люди станут двигателем для развития страны.
    Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов на половцев. Однако он считал, что сохранить мир – лучше, чем начать войну.
    Самым большим недостатком людей князь называл лень. Этот порок мешает человеку развиваться, идти к своей мечте.
    Произведение написано ярким, но понятным стилем. Афоризмы и метафоры – украшение «Поучения».
    Князь Владимир Мономах дает ценные советы детям и другим потомкам. Автор призывает не лениться, помогать просящим, не причинять вреда ни правым, ни виновным, не иметь в сердце и в уме гордости, уважать старших.

  2. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта – возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
    Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который “дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран”. Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

  3. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта – возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который “дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран”. Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой. Мономах очень хороший!

  4. Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    “Поучение” Владимира Мономаха, и его письмо князю Олегу Святославичу необходимо рассматривать в контексте той невероятно сложной политической ситуации, которая сложилась в Русской земле к концу XI века. Две главные опасности угрожали Руси — половецкая угроза и внутренние распри. И князь Владимир Всеволодович, долгие годы княживший в Переяславле — на самой границе Руси со Степью, лучше кого бы то ни было понимал, насколько две эти опасности тесно связаны между собой. Он, так много воевавший в своей жизни (в том числе и со своей “братией” — русскими князьями) , лучше и яснее других осознавал необходимость мира и “любви” между князьями. Но это накладывало на князей особую ответственность — неизмеримо более тяжкую, чем на обычных людей, не обремененных мирской властью. Ибо власть для Владимира Мономаха — это не столько права, сколько обязанности, долг, своего рода послушание.
    “Поучение” Владимира Мономаха адресовано его сыновьям. Но не только. Князь обращается и к другим слушателям и читателям (“инъ кто, слышав сю грамотицю”) — имея в виду, прежде всего, своих “сродников”, всех русских князей, которым выпадет после него “держать” Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. И в этом смысле его “Поучение” представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, которым он призывал руководствоваться и своих сыновей, и всех прочих русских князей, и политическую программу в самом широком смысле этого слова.
    “Первое, Бога деля и душа своея, страх имеите Божии в сердци своемь” — эта первая и главная (а в каком-то отношении и единственная, во всяком случае, исчерпывающая) заповедь Мономаха. Ибо исполнение христианского долга, следование путем общеизвестных христианских добродетелей и есть, по убеждению князя, единственный способ избежать в дальнейшем междоусобных войн и добиться мира и согласия между князьями.

  5. «Поучение Владимира Мономаха»

    Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — предста­витель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
    Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забы­вайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

  6. Вступление.
    В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.
    Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития.
    «Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу», –  эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняющее непреходящую ценность для будущего. Вот только смогут ли, захотят ли прислушаться нынешние «потомки православных», из которых сегодня злонамеренно вытравливается истинное чувство русскости, родины, духовного родства?..
    Незадолго до кончины Владимир Мономах написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Князь адресуется и к собственным детям, и ко всем русским людям – своим «чадам»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё».
    Владимир Мономах – историческая личность.
    Владимир Мономах – образец добрых князей. Еще при жизни он приобрел народную любовь и на долгие годы оставил память в сердцах многих людей. Он делал все для того, чтобы примирить князей, показывая образцы выполнения заветов своих предков. Великий князь проводил политику внутренней консолидации, столь важной для Руси рубежа XI- начала XII вв., и не теряющей своей актуальности в настоящее время. Историк С.М.Соловьев писал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей…был образцом благочестия…приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю». (11, с.372-373)
    В Новгородском Городище была найдена печать, принадлежащая Владимиру Мономаху. Это первый современный памятник Владимиру Всеволодовичу, где помещено его прозвище «Мономах». Имя Мономах трактуют:
    1. Как неофициальное наименование, подобное иным прозвищам.
    2.Связывают с анахроническим получением Владимиром Всеволодовичем царских венцов от византийского императора Константина Мономаха
    3.Мономах означает «единоборец».
    4.Объясняют родством между Владимиром и византийским императорским домом Мономахов.
    В 1097 г. на Любечском съезде князья решили, чтобы каждое «племя Ярославичей держало свою «отчизну», чтобы каждый родич владел теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его…Владимир Мономах получил все волости Всеволодовы». Мономах держал Переяславскую, Смоленскую, Ростовскую и Новгородскую волости.
    Весной 1113 г., когда умер Святополк, киевляне призвали Владимира Мономаха на престол. Характер деятельности Владимира Мономаха достаточно четко определен в послании митрополита Никифора, где Владимир называется «устрояющим словеса на суде, хранящем истину в веки, творящим суд и правду по среде земля». Владимир предпринял попытку улучшить положение закупов, рядовичей и их вдов.
    Одна из самых ранних и лучших характеристик Мономаха принадлежит С.М.Соловьеву. «Мономах не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с охранительным характером. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей».(11) Строгим исполнением обязанностей, Мономах прикрывал недостатки существующего порядка. «Во время вражды между братьями заслужил имя братолюбца. Для людей благочестивых Мономах был образцом благочестия». Мономах не преступил крестного целования. Мономах отличался целомудрием. Обществу не нравилось в князьях корыстолюбие. Мономах и в этом отношении был образцом правителя: никогда не прятал сокровищ, раздавал деньги обеими руками. Казна его была полна, поскольку при всей его щедрости, он являлся хорошим хозяином. С молодого возраста Мономах стал защитником Русской земли, приобрел «имя доброго страдальца».
    Стремление положить конец внутриполитической борьбе на Руси отражено в произведениях Великого киевского князя Владимира Мономаха, в правление которого (1113-1125) междоусобицы временно прекратились. Предметом нашего внимания является знаменитое произведение Мономаха «Поучение» своим сыновьям. Вне сомнения актуальность обращения к данному произведению. Современная Россия многонациональна, в виду чего политическая обстановка в стране не вполне стабильна. Еще не оправилась Россия после распада, как сразу стала полна тенденций отделения, казалось бы, без сомнения исконно русских территорий. Содержание «Поучения» позволяет нам обратиться к образцу продуманного,  умелого государственного управления.
    В период развития феодальных отношений на Руси среди правящей княжеской группы можно выделить деятелей, которые поддерживали возможную законность в порядке правления, способствовали равновесию взаимоотношений феодалов в интересах государственного единства. Желанный образ государственного правителя олицетворял Владимир Мономах. Владимир Мономах (1053-1125, с 1113 г. Киевский великий князь) был один из выдающихся князей своего времени. Он заслужил и восторженные отзывы современников, и благодарную память потомства.
    Владимир Мономах был самостоятельным князем на протяжении многих десятилетий, «много утер пота за землю Русскую», за то и получил имя «доброго страдальца за Русскую землю». Когда он умер, люди оплакивали его, как дети отца. Впервые он получил черниговский стол в 1076 г, когда его отец перешел с черниговского княжения на киевское. В 1077 г. он получает смоленский стол. С 1078 по 1094 г. продолжалось его черниговское княжение, а с 1094 по 1113 г. он был переяславским князем. С 1113 по 1125 г. Владимир Мономах занимал великокняжеский стол в Киеве.
    Повесть временных лет рассказывает о рождении в 1053 г.Владимира Мономаха: «У Всеволода родился сын, и нарече имя ему Володимер, от царице грькыне». Исследователь Лихачев Д.С. называет первую жену Всеволода «принцессой из дома Константина Мономаха». Историк В.Мошин считает, что женой Всеволода была скорее всего дочь Константина IX, племянница или сестра. Отец Владимира Мономаха – Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Владимир был женат на дочери английского короля Гарольда, Гите. Гарольд погиб в усобице из-за короны с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем в битве близ Гастингса 1067 г. В 1068 г. осиротелая семья Гарольда, мать его и сестра с 10-летней Гитой, бежали во Фландрию, затем переехали в Данию, король которой, Свен, выдал Гиту за Владимира Мономаха. Исследователь А.С. Орлов полагает, что Гита обычным путем – Балтийским морем, Невою, Ладожским озером и Волховом, переехала из Дании в Новгород. Брак Гиты и Мономаха датируют 1074 или 1075 г.
    Владимира Мономаха называют «архонтом Руси». Этот титул употреблялся как политическое наименование великокняжеской власти в Киевском государстве. Исследователи В.Л.Янин и Г.Г.Литаврин установили, что Владимир Всеволодович уже в ранний период, до вступления на великокняжеский стол, носил официальное имя «Мономах».
    Произведение Владимира Мономаха достаточно известно, однако имеющаяся литература не позволяет в достаточной мере заявить о полноте исследования данной проблематики. Созданный образ Мономаха, характеристика теоретических аспектов его «Поучения» заставляет нас в рамках современного видения политического процесса России вновь обратиться к данному вопросу.
    В XI в. наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси стали летописи. Основное внимание в них уделялось личности государей, событиям государственной жизни, войнам, междукняжеским отношениям, то есть фактам политической истории. «Рукой летописца,- отмечал А.А.Шахматов,- управляли политические страсти и мирские интересы» –  Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники – «своды» («летописные своды»). (12, с. 131) Из дошедших до нас летописных сводов старейшим является «Повесть временных лет». Этот памятник историографии проникнут идеей единства Руси и защиты ее самостоятельности. В этой идее заключалась главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси зависели, по мнению летописца, от ее единства, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью династии киевских великих князей. В период междукняжеских усобиц эта мысль была высоко патриотической. Отсюда – прославление деятельности Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы с половцами и возродившего традиции подчинения всех князей власти киевского великого князя, и включение в летопись «Поучения» Владимира Мономаха.
    «Поучение» – история создания.
    Произведения, составленные Владимиром Мономахом, дошли до нашего времени в копии 1377 г. Весь материал надписан словом «Поучение». Его автором называет себя Владимир Мономах. Текст «Поучения» находится в Лаврентьевском списке под 1096 г. Он дошел до нас не без потери своих частей и с погрешностями в чтениях. Сочинения поставлены в текст «Повести временных лет» без связи с предыдущей и последующими частями (после рассказа о набеге половецкого хана Боняка на Киев в 1096 г. и перед пересказом сообщения Гюряты Роговича Новгородца о подобных народах на севере). Исследователь Шахматов А.А. считает, что «Поучение» внесено в Повесть временных лет при третьей редакции (1118 г.).
    Представление о Владимире Всеволодовиче Мономахе не может быть полным без характеристики его произведений. Письменными источниками, пособиями, служившими Мономаху при написании «Поучения» были различные сборники поучений. Следует заметить, что вопрос о книжных источниках произведений Владимира Мономаха в полной мере нельзя назвать решенным. Мономах имел обыкновение вести краткие записки, которые были двух родов. Во-первых, он делал из священных и богослужебных книг выписки отдельных изречений, частью молитвенного содержания. Во-вторых, он делал выписки из книг обычного назидательного чтения. Иногда Мономах передавал своими словами лишь мысль того или иного писателя. Он вел дневник своих походов и больших поездок. Начинались эти записки с 1072 года и продолжались Мономахом до старости. «Поучение» – автобиографическое сочинение назидательного характера. Владимир Мономах сумел выбрать из событий своей жизни те, которые представляли, по его мнению, общегосударственный интерес, сформулировав на долгие годы идеал княжеской власти.
    Комплекс писаний Мономаха уникален. «Поучение» не предназначалось для обращения в широкой читательской среде. Это было княжеское завещание княжеским детям, кодекс феодальной морали для правителей, которым предлагался исключительный, идеализированный образец человеколюбивого князя, заботящегося о бедных и убогих, отстаивающего интересы Русской земли.
    В отечественной исторической науке представлены различные точки зрения по вопросу времени написания «Поучения» Владимира Мономаха. Академик Погодин М.П. считал, что «Поучение» было  написано в 1099 г. «Мономах задумал Поучение на дороге в Ростов, по поводу посольства братьев с предложением об изгнании Ростиславичей; написал…его по прибытии в город». Он указал «момент сочинения…1099 г». Иначе думал С.М.Соловьев: «Поучение написано после 1100 года». По мнению Шлякова Н.В. «Поучение» написано в 1106 г. 8-10 февраля – на память святого великомученика Федора Стратилата и Федора Тирона. Историк Н.М.Карамзин указывает дату 1117 г. (2,с. 112)
    Сложность в составлении хронологии «Поучения» заключается в том, что в этом произведении ни разу не употребляются точные годичные даты летосчисления от Сотворения мира. В своем сочинении Владимир Мономах использовал весьма точную погодную хронику. Хронологические элементы позволяют произвести географические очертания летописного источника «Поучения». Фамильный удел Всеволодовичей – Переяславль-Русский и Смоленск. С 60-х гг. в. в Переяславле-Русском велся княжеский летописец, тщательно фиксировавший деятельность представителей дома Всеволодовичей в виде погодной хроники, не имеющей, однако, нумерации лет от Сотворения Мира. Именно поэтому в «Поучении» отмечается точность в очередности событий, но нет ни одной абсолютной даты. Что касается места написания «Поучения», этот вопрос детально рассмотрен исследователем Шляковым Н.В., который полагает, что «Поучение» написано было близко к Ростову и называет этим местом Углич.
    «Поучение» Мономах расположил по определенному плану. Первая часть состоит из наставлений, то есть из собственно «Поучения», так же состоящего из двух частей: наставлений, взятых из священных книг и определяющие общие нравственные обязанности каждого человека и наставлений от «словес божественных»; а так же наставлений житейского характера.
    Чему учит нас «Поучение»?
    «Поучение» включает вопросы обязанностей человека и князя, религиозные, семейные и общественные аспекты. Особенное значение оно имеет в бытовом отношении. Историки древнерусского быта пользуются материалом, данным в «Поучении» Мономаха. Оно представляет собой первообраз домостроев: «Страх имейте божий в сердце и милостыню творите неоскудную, потому что здесь начало всякому добру». (9,с 110)
    «Поучение» Владимира Мономаха обращено к детям. Жизнь великого князя – это труд. Ее надо уметь организовать, чтобы не попасть в леность, поскольку леность «всему мати, еже уметь, то забудеть, а его же не уметь, а тому ся не учить».(9)  Мономах убеждает подражать своему деду и постоянно учиться, читать, чтобы не забыть того, что знаешь. Нужно умело построить свою жизнь, от этого « складывается молва, общественное мнение о человеке». Христианская заповедь не является тяжелой, отмечает автор «Поучения». Необходимы всего три дела, чтобы не допустить грехов, указанных Мономахом. Таковыми являются покаяние, слезы и милостыня. Как отмечает исследователь Б.А.Романов, не надо быть героем, чтобы почувствовать себя праведником. Владимир Мономах кроме того, предлагает компромисс: «Аще не всего примете, то половину». (9) Советы автора «Поучения» кратки, четки, жизненны и немногочисленны.
    В «Поучении» изложены также политические и административно-хозяйственные советы. «Не вдавайте сильным погубити человека». Следует подавать помощь убогим. Интересные сведения касаются вопроса смертной казни. Историки русского права отмечают, что Древняя Русь не знала смертной казни. В тоже время Мономах наставляет «не убивать и не повелевать убити».
    Не забыл Мономах предостеречь своих читателей советом о «жене». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти». (14, с. 96)Та же бдительность должна быть в походе. Мономах говорил, что не следует полагаться на воевод, нужно быть неприхотливым, не лениться. Необходимо расставлять сторожевые посты и ночную охрану вокруг себя. Отказаться в походе от пьянства и блуда. Возможно, Мономах предпринял попытку провести мысль об общей дисциплине для всех воинов. В то же время, исходя из наставлений Мономаха, мы можем представить картины грабежа, насилия во время постоев.
    Последний общий совет Мономаха – строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.
    Мономах вошел в историю Руси « как первый серьезный реформатор».
    Первым его делом при вступлении на Великое княжение было создание новых законов. Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок». Мономаха интересовали вопросы полноты властных отношений великого князя, форма ее организации, нравственные критерии (добродетели) главы государства, вопросы правосудия. Кроме того, Владимир Мономах обратился к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Он призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», и «по силе заботиться о них». Однако взаимоотношения с церковью он разрешал в пользу светской власти. Церкви отводил почетное, но подчиненное место. Мономах почитал митрополита «за сан святительский», но делить с ним власть не намеревался.
    Обстоятельно в «Поучении» рассмотрена тема, касающаяся отправления правосудия в стране. Мономах советует будущим великим князьям судить праведно, милостиво, не допуская беззакония: « Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу».(13, с.5) Смертную казнь как вид наказания он не приемлет, так как считает, что она несовместима с нравственной этикой христианства.
    Летописец отмечает добрый нрав Мономаха, сообщая, что «когда он видел кого разбушевавшимся или опозоренным, не осуждал того, но примирял всех и утешал». Ставит Мономах и нравственно-философские вопросы: «Более всего гордости не имейте в сердце своем и в уме».
    Князь обратил внимание и на необходимость образования, ссылаясь на пример своего Великого князя Всеволода, который овладел пятью языками.
    Новой в доктрине Мономаха была постановка вопроса о необходимости соблюдения определенных правил при ведении военных действий и нравственном поведении воина-дружинника во время походов, как по своей земле, так и на чужой территории. Так же Мономах развивал идеи о равноправии народов, живущих на земле, поскольку именно для них Бог приготовил в одинаковой мере поля и леса, где всем хватит места без войн и междоусобиц.
    Заключение.
    Определяя форму правления, Мономах настаивал на системе дуумвирата, то есть реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом бояр, высшего духовенства и знатных горожан.
    Таким образом, «Поучение» Владимира Мономаха позволяет представить образ жизни и деятельности русского князя XI-XII вв. Некоторые наставления автора «Поучения» необходимо более тщательно осмыслить, и возможно в определенной мере использовать в рамках создания эффективной модели государственного управления современной России, политической системы, отводящей человеку достойное место в государстве.
    В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям.
    Список литературы:
    Дмитриева Р.П.Сказание о князьях Владимирских. М.-Л.:1955.
    Древнерусская литература. М.:Дрофа:Вече,2003.С.112.
    Исаев И.А., Золотухина Н.М.История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М.:Юристъ,2003. С.28.
    Историография истории СССР / Под ред. В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева. М.:1971. С.24.
    История России с древнейших времен до конца XVII века // Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. М.:1998.С.182.
    Истрин В.М.Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.)/ Под ред. О.В.Никитина.М.: Издательский центр «Академия»,2002.С.203.
    Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л.: 1946.С.85-88.
    Повесть временных лет. Подготовка текста и комментарии Д.С.Лихачева. М.-Л.:1950.Т.1.С.108.
    Поучение Владимира Мономаха//Древнерусская литература. М.:2003.С.110.
    Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.М.-Л.: Издательство «Наука»,1966.С.129.
    Соловьев С.М.История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Кн.1. Т.1.С.372-373.
    Татищев В.Н.История Российская с самых древнейших времен. М.:1848. Т.2. С.131-135.
    Цыб С.В.Летописный источник «Поучения Владимира Мономаха»//Гуманитарные науки в Сибири.№4. 1994. С.5.
    Шляков Н.В. О поучении Владимира Мономаха //Журнал Министерства народного просвещения. 1900. № 5. С.96.
    Янин В.Л., Литаврин Г.Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М.: 1962. С. 216.

  7. 7
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    план

    «Поучение» Владимира Мономаха. 4
    Заключение. 15
    Список литературы… 16

    Введение

    Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи. Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что «она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы». [1]
    Одним из подобных произведений и является «Поучение» Владимира Мономаха, которое представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно «Поучение», автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. [2]
    Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.
    Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским.

    «Поучение» Владимира Мономаха

    Время правления Мономаха, по словам одного историка, — «одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины». [3] Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли. Недаром певец «Слова о полку Игореве восклицает: „О стонати Русской земли, помянувши пръвую годину и пръвых князей! Того стараго Владимира нельзя бе пригвоздити к горам киевским“. [4] Он достиг небывалого могущества и влияния, соединив в своих руках, или, вернее, в руках своей семьи, по крайней мере три четверти тогдашней Руси. Владимир скончался 19 мая 1125 года после двенадцатилетнего княжения в Киеве на семьдесят третьем году жизни. По словам летописца, „святителе жалящеси плакахуся по святом и добром князи, весь народ и вси людие по немъ плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие“. [5]
    Несмотря на свою набожность, чистоту жизни и усердие к духовенству, Владимир, однако не был причислен к лику святых, как его сын Мстислав. Может быть, духовенство, весьма уважавшее Мономаха, чувствовало, что его деятельностью руководили, в основном, житейские расчеты.
    »Поучение” дошло до нашего времени совершенно случайно в составе одного из списков Лаврентьевской летописи. Этот список мог сгореть в московском пожаре 1812 года вместе со списком «Слова о полку Игореве» в библиотеке Мусина-Пушкина. Не сгорел он по чистой случайности, потому что был взят Н.М. Карамзиным.
    «Поучение» искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. [6] Об этом свидетельствует и сам текст «Поучения». Владимир говорит, что написал его [7]
    1.
    Сидя на санях,
    Сhдя на санех,
    что, по мнению большинства исследователей, говорит о его преклонном возрасте к моменту написания «Поучения». Дело в том, что в Древней Руси покойников в церковь на отпевание, а затем на кладбище возили на санях, поэтому выражение «сидеть на санях» скорее всего означает «одной ногой в могиле». [8]
    Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:
    3.
    «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
    «Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»
    4.
    И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? » — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
    И отрядивъ я, вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя? » и прочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послhдняя не люба а передняя приимайте.
    Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.
    5.
    «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
    «Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.
    В первых же мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: „не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие“. Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.
    Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое „Поучение“ в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:
    1.
    Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
    Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.
    Юношам он, ссылаясь на авторитет святого Василия (видимо имея ввиду поучение св. Василия Великого о том, как юношам извлекать полезное для себя из книг языческих философов) советует:
    8.
    иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: „Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится“.
    душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: „Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится“.
    От поучения юношам он переходит к наставлению христианам вообще, рисуя перед глазами читателя евангельский образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом:
    9.
    Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, „очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради“;
    Научися, вhрный человhче, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, „очима управленье, языку удержанье, уму смhренье, тhлу порабощенье, гнhву погубленье, помыслъ чистъ имhти, понужаяся на добрая дhла, господа ради“;
    Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти ко греху:
    9.
    »лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех”.
    «лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимъ — моли, умертви грhхъ».
    Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:
    9.
    «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».
    «Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю».
    Наконец, упоминает Владимир о посте и покаянии, которые необходимы христианину как птице необходимо два крыла, и как птица не может лететь с одним крылом, так и христианин не может обойтись без поста или покаяния. Образное сравнение поста с весной, а покаяния с весенним первоцветом являет покаяние непосредственным следствием поста:
    9.
    «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: „Слава Тебе, Человеколюбец! “
    »Восияеть весна постная и цвhтъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякой крови плотьскыя и душевныя. Свhтодавцю вопьюще рцhмъ: Слава тобh, человhколюбче! “.
    Затем Владимир переходит к описанию милосердия Божия, говоря:
    10.
    Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь..
    Поистинh, дhти моя, разумhйте, како ти есть человhколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Господь нашь, владhя и животомъ и смертью, согрhшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего.
    В «Поучении» можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет:
    10.
    Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.
    Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к собh, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми дhлы добрыми избыти его и побhдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею.
    Более того, опираясь на эти три добрых дела, — покаяние, слезы и милостыня, — автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце, по словам премудрого Соломона (Прит.23, 26). А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем:
    11.
    Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
    А бога дhля не лhнитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х дhлъ тhхъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым дhломь улучити милость божью.
    Затем Мономах, следуя псалмопевцу Давиду, обращается к прославлению величия Божия, которое усматривается во всем творении:
    12.
    «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело! „
    “Велий еси, господи, и чюдна дhла твоя, и благословено и хвално имя твое в вhкы по всей земли». Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоих великых чюдес и доброт, устроеных на семь свhтh: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звhзды, и там и свhт, и земля на водах положена, господи, твоимъ промыслом! Звhрье розноличнии, и птица и рыбы украшено твоимъ промыслом, господи! И сему чюду дивуемъся, како от персти создавъ человhка, како образи розноличнии въ человhчьскыхъ лицих, — аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образ, но кый же своимъ лиць образом, по божии мудрости. И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первhе, въ наши руцh, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всhмъ землямъ, божиимь повелhньемь, да наполнятся лhси и поля. И ты же птицh небесныя умудрены тобою, господи; егда повелиши, то вспоють, и человhкы веселять тобе; и егда же не повелиши имъ, языкъ же имhюще онемhють. «А благословенъ еси, господи, и хваленъ зhло! „
    Долгое время считалось, что этот отрывок Мономах заимствовал из Шестоднева св. Василия Великого. Но ближайшим прототипом этого пассажа, вероятнее всего, является Шестоднев Иоанна Экзарха, который в то время был очень популярен на Руси. [9]
    На этом Мономах заканчивает нравоучения “от Писания» и предлагает
    13.
    собственного слабого ума наставление.
    от худаго моего безумья наказанье.
    Первым делом он говорит:
    14.
    Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.
    Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.
    Далее Мономах предлагает практику непрестанного молитвенного делания. Он смело вводит в жизнь такой вид молитвы, который был распространен преимущественно в монастырях:
    14.
    Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.
    Аще и на кони hздяче не будеть ни с кым орудья, аще инhх молитвъ не умhете молвити а «Господи помилуй» зовите беспрестани, втайнh: та бо есть молитва всhх лhпши, нежели мыслити безлhпицю — hздя.
    Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам.
    Интересен взгляд его на смертную казнь:
    15.
    Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
    Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.
    Выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями:
    15.
    Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
    Аще ли вы будете крестъ цhловати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цhлуйте, и цhловавше блюдhте, да не приступни, погубите душе своеh.
    Призывает он также к уважению священнослужителей:
    15.
    с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога.
    с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силh любите и набдите, да приимете от них молитву… от бога.
    Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
    Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
    Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.
    Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:
    15.
    ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
    ти бо мимоходячи прославять человhка по всhм землям любо добрым, любо злымъ.
    Встречаем мы также призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его. Об отношении к жене Мономах советует:
    15.
    Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
    Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти.
    А в основание всех добродетелей полагает Мономах страх Божий, который, по словам Соломона, является началом Премудрости:
    15.
    А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
    Се же вы конець всему: страхъ божий имhйте выше всего.
    Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: [10]
    17.
    Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.
    Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.
    Интересное замечание встречаем мы относительно полуденного сна:
    17.
    Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
    Спанье есть от бога присужено полудне. Отъ чина бо почиваеть и звhрь, и птици и человhци.
    Из произведений Мономаха особенно поражает его письмо к Олегу Святославичу. Поводом к его написанию послужили события, произошедшие в 1096 году. Тогда в одной из многочисленных междоусобиц с войсками Олега Святославича недалеко от города Мурома погиб Изяслав — сын Мономаха. Князь Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, пишет письмо Олегу Святославичу, требуя покинуть незаконно захваченные им Суздаль и Муром. В этом письме он предлагает примирение между Олегом и Мономахом. Олег не послушал мирных предложений Мстислава и попытался повернуть свои войска на Мстислава. Но Олег был разбит, бежал в Муром, потом в Рязань и, наконец, покинул пределы Руси.
    Мстислав снова увещевает Олега примириться с Мономахом, вернуться на Русь, но находиться только в пределах своей отчины. Олег обязывается подчиниться, и Мстислав ходатайствует перед Мономахом за Олега.
    В это время и пишет Владимир письмо убийце своего сына. Убийство Изяслава было особенно ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей. О чём же пишет Мономах своему поверженному врагу? Злорадствует ли он? Празднует ли он победу над Олегом или требует отказаться от своих прав в земле Русской?
    Нет! Владимир прощает убийцу своего сына, утешает его, предлагает вернуться на Русь и получить княжество. Письмо начинается в покаянном духе:
    52.
    О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
    О многострастный и печалны азъ! Много борешися сердцемъ, и одолhвши, душе, сердцю моему, зане, тлhньнh сущи, помышляю, како стати пред страшным судьею, каянья и смhренья не приимшим межю собою.
    Далее Мономах пишет, что жизнь человека в руках Божиих и добавляет:
    55.
    Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: „Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы! “
    Егда же убиша дhтя мое и твое пред тобою, и бяше тебh, узрhвше кровь его и тhло увянувшю, яко цвhту нову процветшю, якоже агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи въ помыслы души своей: „Увы мнh! что створихъ? И пождавъ его безумья, свhта сего мечетнаго кривости ради налhзох грhх собh, отцю и матери слезы“.
    На протяжении послания Мономах подчеркивает, что не собирается мстить Олегу, используя, при этом, фразу, которой князья ободряли воинов перед битвой:
    58
    … Дивно ли, если муж пал на войне?
    … Дивно ли, оже мужь умерлъ в полку ти?
    Причем, это письмо не является плодом временного настроения или каких-то других обстоятельств, а целиком и полностью отражает внутренние убеждения Мономаха как истового христианина, прощающего своего врага.

    Заключение

    Итак, в своем „Поучении“ Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками „Поучения“ стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
    Вообще „Поучение“ старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в „Поучении“ так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.

    Список литературы

    1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.
    2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.
    3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.
    4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.
    5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.
    6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.
    7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.
    8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

  8. Владимир Мономах (1052-1125 гг.) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон. Став в 1113 г. великим киевским князем, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли. “Поучение” было внесено в Лаврентевскую летопись под 1096 г. Оно рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя. Центральная идея “Поучения” состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит “сию граматицю”, строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. “Поучение” выходит за рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Характерная особенность – тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления подкрепляются не только “священным писанием”, но и примерами из собственной жизни. На первом плане – задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя – забота о благе гос-ва, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен заботиться о благе церкви, тк она является верной помощницей князя. Однако он не рекомендует детям идти в монахи, но призывает соблюдать религиозную обрядность, считая, что тремя добрыми делами – покаянием, слезами и милостыней – можно искупить грехи. Он требует заботы о бедных и считает, что князь не должен дать “сильным погубить человека”. Князь должен быть примером высокой нравственности. Основное положительное кач-во – трудолюбие. Труд в понимании Мономаха – это прежде всего воинский подвиг, а за ним – занятие охотой. Для подтверждения приводит себя в пример – совершил 83 похода, не считая малых, и заключил 20 мирных договоров. Основной порок – лень, которая может повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов и нанести ущерб хоз-ву князя. Владимир предстает в “Поучении” человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Одним из его положительных качеств является щедрость. Он широко образован, хорошо знал литературу своего времени. Он использует Псалтырь, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодора к детям, помещенные в”Изборнике 1076 г.”, “Шестоднев”. “Поучение” построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, центральная дидактическая часть, где он философски рассуждает о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, удивляется чуду человека. В последней части он снова обращается к детям, начиная с рассуждения о пользе молитвы, а затем перейдя к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственным наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершается “Поучение” призывом воздать хвалу Богу при восходе солнца, при решении гос.дел, выезжая на охоту, отправляясь в походы или ложась спать. Наконец Мономах подкрепляет завершение описанием своих “трудов” – дает своего рода дневник военных походов, перечисляет заключенные мирные договора, и в конце-концов просит не осуждать его. Он хвалит не себя, а Бога, которого благодарит. К “Поучению” примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он взывает к человеческим чувствам своего врага и просит освободить свою сноху, говорит о примирении с Олегом. С одной стороны в “Поучении” содержатся книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой – элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании “путей” и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля – наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. “Поучение” и письмо раскрывают облик незаурядного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, заботящегося о славе родной земли.

  9. Сочинение рассуждение: Из “Поучения” Владимира Мономаха

    Ответы:

    Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    В начале “Поучения” Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, “на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. . Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите”1. человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли

  10. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053?1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

  11. Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — предста­витель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
    Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забы­вайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

  12. Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — предста­витель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по которой проезжаешь.
    Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забы­вайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *