Сочинение рассуждение на тему проблематика слова о полку игореве
12 вариантов
Слово о полку Игореве и ее сюжет — это шедевр древнерусской литературы, ее памятник, который поучает и учит патриотизму. Именно патриотизм и является проблемой, вынесенной в основу сюжета этого небольшого, но ярого произведения, где кроме патриотизма подняты и нравственные вопросы.
Слово о полку Игореве сюжет
Слово о полку Игореве, как призыв, что заставляет задуматься, поразмышлять и в конце концов объединиться, чтобы повергнуть врага.
Сама поэма и ее сюжет кратко повествует о том, как князь Игорь совершает неудачный поход с братом Всеволодом против половцев. На этот поход они решились, так как не хотят жить славою предков. Захотели они их прошлую славу похитить, а будущую разделить на двоих. Вот и пошли, не обращая внимания на знамения, а ведь даже природа пыталась их предупредить и остановить. В итоге русские воины во главе с князем терпят поражение, которое имело большие последствия для Руси. Но поражение произошло не из-за слабости воинского духа. Автор показывает слабость в том, что нет сплоченности среди знати. Феодальная раздробленность, отсутствие общей политической идеи, вражда князей — вот она слабая сторона и причина поражения.
Самого Игоря автор рисует смелым и храбрым патриотом, благородным человеком, который и жизнь готов отдать за русскую землю. Но вместе с тем он был и тщеславным, а также не имел никакого представления об единении и совместной борьбе всех князей против общего врага.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
Слово не просто былина или предание, это настоящая наша история, события которой происходили более восьмисот лет назад, но актуальность Слова о полку Игореве в наше время не угасает. До сих по это бессмертное произведение изучается в школах, оно интересно исследователям, историкам. Автору удалось показать Русь многострадальную, Русь бунтарскую, Русь просторную. В произведении мы видим мужество нашего народа, патриотическое отношение к своей стране, смелость и отвагу.
Актуально ли Слово о полку Игореве в наше время, Слово…, где изображаются и описываются просторы, луга, поля и реки Руси, где показан героизм простых людей, где изображены междоусобицы? Актуально ли произведение, где также есть понимание своих ошибок, где автор показывает, насколько важно объединиться, как это сделали половцы. И ответ будет положительным. Да, произведение актуально и сегодня, оно будет актуально и в будущем, ведь сюжетная линия призывает к объединению, призывает защищать свою страну и не сдаваться врагу. Причем, только объединившись враг будет повержен быстро и с минимальными потерями и это действительно так.
Гениальное произведение Слово о полку Игореве заставляет думать, анализировать, дает возможность находить ответы на вопросы и при этом здесь имеются и исторические факты, и описание нашей природы и родных краев, есть здесь и проблемы политики того времени, имеется и любовная тема.
Любое по-настоящему значимое событие в литературе или истории всегда сопровождается множеством дискуссий и научных споров. «Слово о полку Игореве» не стало исключением. До сих пор идут дискуссии не только относительно авторства, а и относительно аутентичности произведения. Существуют научные работники, которые высказывают скептическую точку зрения относительно возникновения «Слова…» .По их версиям это литературное произведение было написано совсем не в 11 веке, а является позднейшей мистификацией, созданной в XVIII веке. На самом же деле оригинальные рукописи «Слова…» не сохранились, но многими научными работниками было принесено убедительные доказательства подлинности этой исторического произведения. В частности, принято считать, что в тексте «Слова…» есть такие языковые особенности, которые полностью принадлежат тому этапу развития языка, который был присущ именно XII веку, потенциальные мистификаторы, даже если бы такие были, просто не могли узнать об этих языковых особенностях – не имели откуда.
Затем мистификацию такого уровня правдоподобия создать просто не выдается возможным. Пытались подвергнуть сомнениям научных работников, но и в этих скептических позициях были и свои плюсыПроблема авторства «Слова о полку Игореве» и до сих пор остается, к сожалению, не разрешенной. Текста этого произведения недостаточно по объему, чтобы можно было что-то с уверенностью утверждать об авторе. Но есть кое-что, что нам известно. Судя из текста, автор хорошо знаком с теми местами, о которых пишет. Вероятно, он и сам был оттуда происхождением, ведь сквозь строки прощупывается его искренняя любовь к Киевской земле. Из текста видно и то, что автор осведомлен о деталях похода, знает о деятельности и характере князей. По самой вероятной теории, он был одним из дружины князя Игоря. По другой же, возможно, он сам был Игорем и принимал участие в походе. Выдвигались гипотезы, что авторами «Слова…» являются несколько человек, но они были отброшены. Попытки установить авторство и до сих пор проводятся научными работниками. Эта задача, этот своеобразный вызов, брошенный им наукой, приводил и к тому, что имя автора старались найти в самом тексте – зашифрованном в отдельных строках, предложениях и т.п. Но ничего не расшифровали.
«Слово о полке Игореве» – необыкновенное и сложное произведение. Его автор неизвестен научным работникам, но – известен читателям! Читая это произведение, каждый читатель представляет себе средневекового поэта, который создал эту чрезвычайную памятку. Неизвестный писатель по-настоящему любит свою землю, он влюблен в природу, историю, желает своему народу добра. Автор «Слова…» не только пересказывает, как летописец, он также является носителем определенных тогдашних верований, особого способу мышления. Безусловно, этот человек имел литературный талант и горячо следил за всем, что происходило на его землях. Изображение особого отношения к природе, присущее тогдашним людям, необычайного, по тем временам, уровня поэтического языка, эмоциональность в изображении исторических событий – за все это мы благодарны неизвестному автору. Тем не менее, читая «Слова…», мы настолько хорошо его воображаем, что навряд или можно называть автора «неизвестным», неизвестным остается только его имя и биография, характер же его отношения к описываемому полностью раскрываются через текст.
Если говорить об авторстве, то образ талантливого художника, который создал это удивительное произведение, до сих пор окружено легендами и предположениями. Существует даже теория, что стопроцентно установить автора «Слова…» невозможно, и мы так никогда и не узнаем, кто подарил нашей литературе это поэтическое произведение. С другой стороны, читатель всегда будет увлечен тем мастерством, с которым создано произведение, поэтичностью языка, фольклорными и мифологическими мотивами, которые введены в сочинение. Так ли уж важно знать настоящее имя поэта? Его сочинение, безусловно, останется на видном месте в истории нашей литературы, вызывая огромный читательский интерес и удовольствие.. Эта дискуссия об аутентичности вызвала очень пыльное и подробное исследование «Слова…», что, безусловно, очень хорошо.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю? Казалось бы, события поэмы происходили более чем давно. А все в нашем мире устаревает.
Нет больше давно древних русичей и половцев, что кочуют в кибитках. Не воюют люди копьями и луками. Мы не разбиваем себе на ночь шатры, как князь Игорь.
Современные люди не имеют князей, а выбирают себе правителей голосованием. А солдаты вооружены винтовками с лазерным прицелом. Эти винтовки способны «засечь» тепло человеческого тела на расстоянии. Не нужен больше воину «зоркий глаз» и «орлиный взор».
В свете этого всего возникает вопрос. сейчас? Я считаю, что да. И ответ, почему, очень прост. Это поэма о воинской доблести и мужской силе духа. А моральные качества человека, его отвага, стойкость – понятия вечные. Они были, есть и будут важны для любого поколения. В этом и заключается пафос памятника литературы и истории «Слово о полку Игореве».
Всегда, если человек разлучен с любимой родной землей, для него будет важна эта тема. Такое происходит с князем Игорем в поэме. Страдая и плача, ждет любимого из плена княгиня Ярославна. И всегда, если разлуку переживают двое искренне влюбленных, такое произведение будет задевать чувства читателей. Ведь все мы живем теми же чувствами, какими жили люди тысячу лет назад.
Современное звучание «Слова о полку Игореве» заключается еще в том, что тема любви к родной земле всегда есть и будет в сердцах людей. Не в подробностях битв, а в моральных и духовных идеях – смысл «Слова…» для нас. Борьба за важное и ценное с противником, ошибки на этом пути, противоборство там, где нужно отстоять правду… Все эти идеи полноценно раскрывает перед нами старинная поэма.
«Слово о полку Игореве» – одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность. Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним. Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников. После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение». Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы. Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.Основная идея «Слово о полку Игореве» – единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.
Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич выступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнаменование — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывается от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя уступил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умножалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаянно. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал пленником половецкого хана Кончака. Через некоторое время князю удалось бежать и возвратиться на Родину.
Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападению татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом оптимизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последующая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали страну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская битва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он показал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стремление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превосходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демонстрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.
Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игореве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь недальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, наконец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!»
Очень верно и точно оценил значение выдающегося памятника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны».
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Великая и могучая Русская земля. Благородный, гордый и отважный народ. Трудно представить, что мы, поколения, живущие через несколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех событиях. Или же до нас дошли лишь сухие факты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были прекрасные мастера русского слова, поэты, летописцы, которые во всех деталях смогли передать потомкам живую память об истории родной страны. Наиболее выдающимся и оригинальным памятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
Через столетия долетел до нас голос неизвестного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое свидетельство событий великой древности. Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущенный жестокой несправедливостью, князь Святослав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой надолго отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Но спустя некоторое время двоюродный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на половецкие племена. Этот поход оказался неудачным: силы были неравными, действия необдуманными и дружина была полностью разбита.
Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фактов, а стремление через литературные образы передать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожалеет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заключалась именно в разрозненности действий русских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храбрыми и стойкими бойцами, верными защитниками своей родины.
Князья Игорь и Всеволод, благородные, сильные, смелые русские богатыри, сражаются вместе с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в своем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
Неизвестный древнерусский поэт создал прекрасное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской литературы. Оно поражает и удивляет читателя своей глубиной и эмоциональностью, масштабностью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, является ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочисленных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талантливостью автора, либо тем, что до нашего времени не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
«Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились передать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной поэтичностью. Это не столько рассказ о походе Игоря, сколько сожаление автора о неудаче русского войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмщению за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действительные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от других исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликается с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая символика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Слово…» начинается с упоминания о «славах», которые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочисленных лирических отступлениях:
“Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
«Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
«Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – вариант 2
«Слово о полку Игореве» – вариант 3
«Слово о полку Игореве» – вариант 4
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
Каким я представляю себе автора «Слова…»
Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
Композиция “Слова о полку Игореве”
Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
Образы князей в «Слове о полку Игореве»
Основная идея «Слова о полку Игореве»
Отзыв на «Слово о полку Игореве»
Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
Русская земля в «Слове о полку Игореве»
Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
Человечность “Слова о полку Игореве”
Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
«Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
Слово о полку Игореве и ее сюжет — это шедевр древнерусской литературы, ее памятник, который поучает и учит патриотизму. Именно патриотизм и является проблемой, вынесенной в основу сюжета этого небольшого, но ярого произведения, где кроме патриотизма подняты и нравственные вопросы.
Слово о полку Игореве сюжет
Слово о полку Игореве, как призыв, что заставляет задуматься, поразмышлять и в конце концов объединиться, чтобы повергнуть врага.
Сама поэма и ее сюжет кратко повествует о том, как князь Игорь совершает неудачный поход с братом Всеволодом против половцев. На этот поход они решились, так как не хотят жить славою предков. Захотели они их прошлую славу похитить, а будущую разделить на двоих. Вот и пошли, не обращая внимания на знамения, а ведь даже природа пыталась их предупредить и остановить. В итоге русские воины во главе с князем терпят поражение, которое имело большие последствия для Руси. Но поражение произошло не из-за слабости воинского духа. Автор показывает слабость в том, что нет сплоченности среди знати. Феодальная раздробленность, отсутствие общей политической идеи, вражда князей — вот она слабая сторона и причина поражения.
Самого Игоря автор рисует смелым и храбрым патриотом, благородным человеком, который и жизнь готов отдать за русскую землю. Но вместе с тем он был и тщеславным, а также не имел никакого представления об единении и совместной борьбе всех князей против общего врага.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
Слово не просто былина или предание, это настоящая наша история, события которой происходили более восьмисот лет назад, но актуальность Слова о полку Игореве в наше время не угасает. До сих по это бессмертное произведение изучается в школах, оно интересно исследователям, историкам. Автору удалось показать Русь многострадальную, Русь бунтарскую, Русь просторную. В произведении мы видим мужество нашего народа, патриотическое отношение к своей стране, смелость и отвагу.
Актуально ли Слово о полку Игореве в наше время, Слово…, где изображаются и описываются просторы, луга, поля и реки Руси, где показан героизм простых людей, где изображены междоусобицы? Актуально ли произведение, где также есть понимание своих ошибок, где автор показывает, насколько важно объединиться, как это сделали половцы. И ответ будет положительным. Да, произведение актуально и сегодня, оно будет актуально и в будущем, ведь сюжетная линия призывает к объединению, призывает защищать свою страну и не сдаваться врагу. Причем, только объединившись враг будет повержен быстро и с минимальными потерями и это действительно так.
Гениальное произведение Слово о полку Игореве заставляет думать, анализировать, дает возможность находить ответы на вопросы и при этом здесь имеются и исторические факты, и описание нашей природы и родных краев, есть здесь и проблемы политики того времени, имеется и любовная тема.
Любое по-настоящему значимое событие в литературе или истории всегда сопровождается множеством дискуссий и научных споров. «Слово о полку Игореве» не стало исключением. До сих пор идут дискуссии не только относительно авторства, а и относительно аутентичности произведения. Существуют научные работники, которые высказывают скептическую точку зрения относительно возникновения «Слова…» .По их версиям это литературное произведение было написано совсем не в 11 веке, а является позднейшей мистификацией, созданной в XVIII веке. На самом же деле оригинальные рукописи «Слова…» не сохранились, но многими научными работниками было принесено убедительные доказательства подлинности этой исторического произведения. В частности, принято считать, что в тексте «Слова…» есть такие языковые особенности, которые полностью принадлежат тому этапу развития языка, который был присущ именно XII веку, потенциальные мистификаторы, даже если бы такие были, просто не могли узнать об этих языковых особенностях – не имели откуда.
Затем мистификацию такого уровня правдоподобия создать просто не выдается возможным. Пытались подвергнуть сомнениям научных работников, но и в этих скептических позициях были и свои плюсыПроблема авторства «Слова о полку Игореве» и до сих пор остается, к сожалению, не разрешенной. Текста этого произведения недостаточно по объему, чтобы можно было что-то с уверенностью утверждать об авторе. Но есть кое-что, что нам известно. Судя из текста, автор хорошо знаком с теми местами, о которых пишет. Вероятно, он и сам был оттуда происхождением, ведь сквозь строки прощупывается его искренняя любовь к Киевской земле. Из текста видно и то, что автор осведомлен о деталях похода, знает о деятельности и характере князей. По самой вероятной теории, он был одним из дружины князя Игоря. По другой же, возможно, он сам был Игорем и принимал участие в походе. Выдвигались гипотезы, что авторами «Слова…» являются несколько человек, но они были отброшены. Попытки установить авторство и до сих пор проводятся научными работниками. Эта задача, этот своеобразный вызов, брошенный им наукой, приводил и к тому, что имя автора старались найти в самом тексте – зашифрованном в отдельных строках, предложениях и т.п. Но ничего не расшифровали.
«Слово о полке Игореве» – необыкновенное и сложное произведение. Его автор неизвестен научным работникам, но – известен читателям! Читая это произведение, каждый читатель представляет себе средневекового поэта, который создал эту чрезвычайную памятку. Неизвестный писатель по-настоящему любит свою землю, он влюблен в природу, историю, желает своему народу добра. Автор «Слова…» не только пересказывает, как летописец, он также является носителем определенных тогдашних верований, особого способу мышления. Безусловно, этот человек имел литературный талант и горячо следил за всем, что происходило на его землях. Изображение особого отношения к природе, присущее тогдашним людям, необычайного, по тем временам, уровня поэтического языка, эмоциональность в изображении исторических событий – за все это мы благодарны неизвестному автору. Тем не менее, читая «Слова…», мы настолько хорошо его воображаем, что навряд или можно называть автора «неизвестным», неизвестным остается только его имя и биография, характер же его отношения к описываемому полностью раскрываются через текст.
Если говорить об авторстве, то образ талантливого художника, который создал это удивительное произведение, до сих пор окружено легендами и предположениями. Существует даже теория, что стопроцентно установить автора «Слова…» невозможно, и мы так никогда и не узнаем, кто подарил нашей литературе это поэтическое произведение. С другой стороны, читатель всегда будет увлечен тем мастерством, с которым создано произведение, поэтичностью языка, фольклорными и мифологическими мотивами, которые введены в сочинение. Так ли уж важно знать настоящее имя поэта? Его сочинение, безусловно, останется на видном месте в истории нашей литературы, вызывая огромный читательский интерес и удовольствие.. Эта дискуссия об аутентичности вызвала очень пыльное и подробное исследование «Слова…», что, безусловно, очень хорошо.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю? Казалось бы, события поэмы происходили более чем давно. А все в нашем мире устаревает.
Нет больше давно древних русичей и половцев, что кочуют в кибитках. Не воюют люди копьями и луками. Мы не разбиваем себе на ночь шатры, как князь Игорь.
Современные люди не имеют князей, а выбирают себе правителей голосованием. А солдаты вооружены винтовками с лазерным прицелом. Эти винтовки способны «засечь» тепло человеческого тела на расстоянии. Не нужен больше воину «зоркий глаз» и «орлиный взор».
В свете этого всего возникает вопрос. сейчас? Я считаю, что да. И ответ, почему, очень прост. Это поэма о воинской доблести и мужской силе духа. А моральные качества человека, его отвага, стойкость – понятия вечные. Они были, есть и будут важны для любого поколения. В этом и заключается пафос памятника литературы и истории «Слово о полку Игореве».
Всегда, если человек разлучен с любимой родной землей, для него будет важна эта тема. Такое происходит с князем Игорем в поэме. Страдая и плача, ждет любимого из плена княгиня Ярославна. И всегда, если разлуку переживают двое искренне влюбленных, такое произведение будет задевать чувства читателей. Ведь все мы живем теми же чувствами, какими жили люди тысячу лет назад.
Современное звучание «Слова о полку Игореве» заключается еще в том, что тема любви к родной земле всегда есть и будет в сердцах людей. Не в подробностях битв, а в моральных и духовных идеях – смысл «Слова…» для нас. Борьба за важное и ценное с противником, ошибки на этом пути, противоборство там, где нужно отстоять правду… Все эти идеи полноценно раскрывает перед нами старинная поэма.
«Слово о полку Игореве» – одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность. Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним. Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников. После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение». Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы. Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.Основная идея «Слово о полку Игореве» – единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.
Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич выступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнаменование — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывается от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя уступил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умножалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаянно. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал пленником половецкого хана Кончака. Через некоторое время князю удалось бежать и возвратиться на Родину.
Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападению татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом оптимизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последующая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали страну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская битва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он показал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стремление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превосходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демонстрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.
Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игореве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь недальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, наконец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!»
Очень верно и точно оценил значение выдающегося памятника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны».
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Великая и могучая Русская земля. Благородный, гордый и отважный народ. Трудно представить, что мы, поколения, живущие через несколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех событиях. Или же до нас дошли лишь сухие факты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были прекрасные мастера русского слова, поэты, летописцы, которые во всех деталях смогли передать потомкам живую память об истории родной страны. Наиболее выдающимся и оригинальным памятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
Через столетия долетел до нас голос неизвестного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое свидетельство событий великой древности. Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущенный жестокой несправедливостью, князь Святослав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой надолго отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Но спустя некоторое время двоюродный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на половецкие племена. Этот поход оказался неудачным: силы были неравными, действия необдуманными и дружина была полностью разбита.
Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фактов, а стремление через литературные образы передать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожалеет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заключалась именно в разрозненности действий русских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храбрыми и стойкими бойцами, верными защитниками своей родины.
Князья Игорь и Всеволод, благородные, сильные, смелые русские богатыри, сражаются вместе с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в своем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
Неизвестный древнерусский поэт создал прекрасное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской литературы. Оно поражает и удивляет читателя своей глубиной и эмоциональностью, масштабностью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, является ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочисленных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талантливостью автора, либо тем, что до нашего времени не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
«Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились передать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной поэтичностью. Это не столько рассказ о походе Игоря, сколько сожаление автора о неудаче русского войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмщению за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действительные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от других исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликается с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая символика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Слово…» начинается с упоминания о «славах», которые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочисленных лирических отступлениях:
“Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
«Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
«Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – вариант 2
«Слово о полку Игореве» – вариант 3
«Слово о полку Игореве» – вариант 4
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
Каким я представляю себе автора «Слова…»
Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
Композиция “Слова о полку Игореве”
Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
Образы князей в «Слове о полку Игореве»
Основная идея «Слова о полку Игореве»
Отзыв на «Слово о полку Игореве»
Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
Русская земля в «Слове о полку Игореве»
Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
Человечность “Слова о полку Игореве”
Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
«Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.