Сочинение рассуждение на тему пунктуационные знаки помогают пишущему

3 варианта

  1. Без знаков препинания письменный текст труден для восприятия, поэтому пунктуация имеет четкое назначе­ние —- донести до читателя смысл написанного таким, ка­ким он виделся автору.
    Попробую доказать эту мысль на примерах из прочитан­ного текста.
    В сложном предложении 31 одиночная запятая стоит ме­жду его синтаксически равнозначными частями и выполняет отделяющую функцию. В данном случае это ее место и роль.
    А вот восклицательный знак, завершая предложение 54 («Молодец, Жуков!»), передает еще и его эмоциональную окраску: учительница восхищена сочинением Вовки, его рассуждением о таланте и доброте.
    Поэтому считаю справедливым утверждение современно­го ученого С.И. Львовой о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое опре­деленное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
    Вариант 2
    Все знаки препинания нужны для того, чтобы передать на письме особенности строения предложений, их интонацию.
    Также они указывают на смысловое членение речи, де­лают письменный текст простым и понятным для воспри­ятия. У каждого из них свое место в предложении и своя роль.
    Думаю, именно это имела в виду ученый С.И. Львова, когда писала о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
    Докажем эту мысль на примерах из предложенного текста.
    Например, двоеточие в бессоюзном сложном предложе­нии 4 указывает на то, что часть предложения после него связана пояснительными смысловыми отношениями с ча­стью предложения перед ним, и читатель понимает, почему Вовка Жуков сидел в одиночестве на последней парте. А в предложении 41 этот же знак сигнализирует о причинных взаимоотношениях частей данной сложной синтаксической конструкции: Катя уже похвасталась своим талантом вы­шивать, а потому и скучала, ведь остальные ребята и их да­рования ее не интересовали.
    Следовательно, определение роли знаков препинания, предложенное лингвистом С.И. Львовой, полностью соответ­ствует назначению пунктуации.
    Вариант 3
    Каждый пишущий стремится к тому, чтобы его правиль­но поняли, и без знаков препинания в этом случае ему не обойтись: они помогают членить текст на предложения, ус­танавливать связи и отношения между ними и внутри них, могут отражать эмоции автора.
    Например, точка в конце предложения 30 не только сви­детельствует о завершенности высказывания, но и отделяет его от последующего предложения в тексте.
    А вот запятые в предложении 30 являются выделяющи­ми знаками: с их помощью обозначен причастный оборот.
    Значит, права была ученый С.И. Львова, когда утвер­ждала, что «пунктуационные знаки имеют свое определен­ное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунк­туационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».
    Текст для работы
    (1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объя­вила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберется на чаепитие, и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это по­может нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроени­ем уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнера по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве зани­мавший последнюю парту третьего ряда: он плохо успевал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не волновало его одиночество: подума­ешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.
    (6)— Ну, а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, по­жала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
    (8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
    (12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмот­рел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу парал­лели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила ее очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пе­нал двустишия, написанного простым карандашом на об­рывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь».
    (14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
    —  Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашелся!
    —  Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
    —  Только для этого Жуку придется тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п- правда, Ж-ж-жук?
    Вовка  сдернул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
    — Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
    Никто из нас не сомневался в том, что, несмотря на издевки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И де­ло было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо учи­лась. (24)А еще Катя вышивала живописные букеты, кото­рые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: «Е.Н. Ле­бедева». (25)Она хвасталась, что дома у нее целая коллек­ция («Мой восхитительный сад» — так она называла ее), и один папин коллега даже обещал организовать выставку ее работ. (26)Однажды Катя принесла несколько вышитых картин в класс и долго потом восхищалась: «Кажется, что цветы живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
    В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуж­далась: ее сад был действительно прекрасным.
    Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвященных ее таланту.
    3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими та­лантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесенную нашими талантливыми хозяйственными де­вочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на нее внимание, и сказала учительнице: «Вова слег с гриппом и не смог прийти. (35)Он попросил передать вам сочинение».
    (36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!
    (39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть ее новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.
    (42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочи­нением:
    «Талант — это дар, который выделяет человека из ос­тальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь.
    (44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю од­ного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря рй, я понял, что в нем главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен ее та­лант. (48)И особенно прекрасны ее цветы…»
    —  Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недо­вольством протянула Катя.
    «…цветы, которые она высадила в горшках на подо­конниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю на­шу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая доб­рая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мертвые цветы, которые даже не пахнут…».
    Гробовую  тишину, воцарившуюся в классе, наруши­ла учительница:
    —  Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
    (По О. Павловой )

  2. (1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи
    оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.
    (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая
    вниз, приводила к заброшенному колодцу.
    (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед
    изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
    (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
    вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
    просторной комнате с огромной русской печкой.
    (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
    от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
    стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
    женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с черным кружевным
    шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
    куда-то, накинув свой легкий шарф.
    (10)Но больше всего поразили Динку ее глаза. (11)Огромные, полные
    какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
    (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
    портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку…
    и ямочку на
    щеке.
    (14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на
    сына…
    (15)Иоська смолк и вопросительно и настороженно смотрел на
    непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
    уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
    — (17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.
    — (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала
    оробевшая Динка.
    (19)Портрет Катри, ее живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены
    скрипач — все это внушало ей ужас. (20)Ноги ее, казалось, приросли к порогу,
    и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
    — (21)Сыграйте, Яков Ильич.
    (22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
    повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
    (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошел.
    (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями,
    улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська
    сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на
    отца, то на мать.
    (По В. Осеевой)*

  3. ФИПИ. Фонетика. Страница 4.
    (1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи
    оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.
    (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая
    вниз, приводила к заброшенному колодцу.
    (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед
    изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
    (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
    вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
    просторной комнате с огромной русской печкой.
    (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
    от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
    стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
    женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным
    шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
    куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
    (10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные
    какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
    (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
    портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на
    щеке.
    (14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на
    сына…
    (15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на
    непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
    уже знакомоеДинке выражение сосредоточенной строгости.
    – (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
    – (18)3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала
    оробевшаяДинка.
    (19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник
    портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены
    скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу,
    и, не зная, что ей делать, онажалостно попросила:
    – (21)Сыграйте, Яков Ильич.
    (22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
    повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
    (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.
    (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями,
    улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська
    сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на
    отца, то на мать.
    (По В. Осеевой)*
    * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская
    писательница. Самыми известными её произведениями стали повести
    «Динка», «Динка прощается с детством».Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста
    Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают
    пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание
    на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ,
    приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте
    номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
    тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
    приведённого высказывания.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
    аккуратно, разборчивым почерком.
    Вариант сочинения 1.
    Н.С. Валгина : «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень
    тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях,
    показать их значимость».
    Еще в памятниках древнерусской литературы использовались первые знаки
    препинания, которые отделяли друг от друга слова и облегчали чтение текстов. Со
    временем потребность в знаках препинания стала расти. А спустя уже несколько
    веков многие писатели, поэты и лингвисты стали отмечали богатство пунктуации.
    Известный современный лингвист Н.С.Валгина также отмечала, что
    «пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые
    выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
    В предложенном отрывке нахожу многие существующие знаки препинания: точку
    и восклицательный знак, запятую, тире и многоточие.
    Самым распространенным знаком в тексте является запятая. Она встречается и в
    сложном предложении, и в простом осложненном, и при диалоге. Интересным мне
    показалось предложение № 11, где запятая разделяет слова «огромные,
    умоляющие, требовательные». Они являются яркими эпитетами, описывающими
    глаза женщины, изображённой на портрете.
    Вторым знаком, на который я обратила внимание, стало многоточие в
    предложении № 23. Оно помогает автору выразить ту гамму чувств, которые
    возникают у героев при звуках скрипки.
    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый знак препинания «имеет своё
    определённое место в системе письма, заостряет внимание читателя на важных
    деталях.
    Вариант сочинения 2.
    Русский язык необыкновенно богат. У него есть широкие возможности для
    выражения мыслей и чувств, описания предметов и явлений окружающей
    действительности. Многие писатели, поэты, языковеды отмечали выразительность,
    глубину русского языка, неисчерпаемые возможности его синтаксиса и
    пунктуации. Так, например, лингвист Н.С. Валгина отмечала, что
    “пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонки смысловые
    выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
    Справедливость мнения лингвиста можно доказать, обратившись к
    предложенному тексту. Так, например, в предложении № 2 мы можем наблюдать,
    как запятые выполняют разделительную функцию. Ряд однородных определений
    подчёркивает ветхость старой, «облупленной дождями и ветрами» хаты.
    Также знаки препинания могут выделять обособленные члены. В предложении
    № 14 обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием,
    подчеркивает сильное впечатление, произведенное на девочку портретом молодой
    женщины «с живыми, горящими глазами».
    Без сомнения, знаки препинания в письменной речи помогают заострить
    внимание читателя на важных художественных деталях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *