Сочинение рассуждение на тему роль риторических вопросов в тексте

4 варианта

  1. Ответить на эти вопросы  чтоб получился рассказ !!!Do we need water? How much water  do you drink a day?Do plants need water? Can sea animals live without water?Can we live without water? Is water polluted in our country your region?Should or shouldn’t we protect sea water?How should we protect sea water? Do we have enough drinking water?
    Запишите натуральное число в виде неправильной дроби.Натуральное число 3;5;8;10;16 Неправильная дробь со знаменателем 4 и со знаменателем 5
    Почему слова заводь и заводить не родственные?
    Кислород непосредственно не взаимодействует
    а) фосфором
    б) азотом
    в) алюминием
    г) фтором
    Помогите пожалуйста, надо написать сочинение на тему: “Конституция РФ в моей жизни”
    1) Запишите 4 словосочетания состоящие из нарицательных и собственных существительных.
    2) Запишите 5 разносклоняемых существительных в Тв. падеже и 6 разносклоняемых существительных в П. падеже.
    3) Запишите 6 несклоняемых существительных на тему “Одежда”.
    ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!!!!!!!!
    Напишите про сосну:   1. условия жизни   2. распространение   3. размножение   4. использование человеком Буквально по одному предложению на каждый пункт
    Одна из сторон равнобедренного треугольника на 3см больше другой стороны .найдите стороны треугольника если периметр равен 24 см .сколько решений имеет задача?
    образ Пугачева в повести “Капитанская дочка” сочинение
    ВСТАВЬТЕ ВМЕСТО … СЛОВО ИЗ 3 БУКВ КОТОРОЕ СЛУЖИЛО БЫ ОКОНЧАНИЕМ 1 СЛОВА И НАЧАЛОМ 2-ГО СЛОВА НО…ОК,НА…НИК,НА…НЯ ПО 4 СЛОВА НА КАЖДОЕ

  2. Чтобы разрешить недопонимание, можно воспользоваться такими советами:
    Обратить внимание на контекст. Именно он играет решающее значение для понимания смысла фразы. Если предложение было вырвано из какого-либо литературного произведения, нужно ознакомиться с его содержанием. Также нужно сделать поправку на эпоху, в которой жил писатель или политик. Социальная несправедливость часто становилась объектом нападок мастеров слова;
    Попробовать вывернуть смысл фразы наизнанку. Одна из целей утверждений, сформулированных в вопросительной форме – обратить привычную ситуацию на 180 градусов. Например: «Рабы ли мы?» («Мы не рабы.»);
    Значительная часть риторических вопросов и восклицаний уже давно стали яркими крылатыми выражениями. Поэтому для разъяснения их значения можно обратиться к словарю фразеологизмов и идиом. Там можно получить справку не только относительно смысла предложения, но и этимологические данные.

    Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?

    Заключение для школьного сочинения является одним из важнейших элементов его композиции. Оно подводит черту под работой ученика и является логичным завершением его рассуждений над проблемой в произведении. Так же как и вступительная часть, заключение не должно отрываться от течения основного текста работы.
    Основные правила для хорошего завершения сочинения:
    Количество предложений в последнем абзаце не должно быть больше 5-6, в противном случае восприятие информации будет затруднено;
    Задать про себя вопрос: стоит ли соглашаться с позицией автора. Условно разбить исходный текст на тезисы и поразмышлять, какие из них стоит поддержать, а какие – нет;
    Если ученик не согласен с изначальным текстом практически по всем пунктам, то стоит сдержать себя от оголтелой и эмоциональной критики. Всякое утверждение должно быть подтверждено разумными аргументами;
    Нужно стараться сделать завершение как можно более позитивным;
    Повторять уже изложенные в сочинении идеи не стоит.

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ
    СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
    -вводных слов(таким образом, итак)
    -синтаксических конструкций
    (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
    ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1
    1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.
    Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.
    Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»
    2. Напишите сочинение-рассуждение.
    Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.
    3. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.
    «Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».
    Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»
    4. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.
    Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»
    5. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»
    6. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
    7. Роль книжных слов в публицистической речи;
    8. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
    9. Роль антонимов в речи;
    10. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
    11. Роль тире на письме;
    12. Роль тире в тексте;
    13. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
    14. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
    15. Зачем нужны вводные слова?
    16. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
    17. Зачем нужны обращения?
    18. Роль риторических вопросов в тексте;
    19. Зачем нужны риторические вопросы?
    20. Роль риторических вопросов в художественном произведении;
    21. Как правильно написать письмо;
    22. Особенности текстов публицистического стиля;
    23. Как строится рассуждение;
    24. Роль цитат в речи.

    Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
    Баллы
    С1К1
    Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
    Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания.
    Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания.
    Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал ни одной функции знаков препинания.
    С1К2
    Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания.
    Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания, или
    экзаменуемый привёл 1 пример из текста, соответствующий обоснованиям и иллюстрирующий 1 функцию знаков препинания,
    или экзаменуемый привёл 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1 – 2 функции знаков препинания.
    Экзаменуемый привёл 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям, или
    экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.
    С1К3
    Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
    – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
    – в работе нет нарушений абзацного членения текста.
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
    но допущена 1 логическая ошибка,
    и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
    Но допущено более 1 логической ошибки,
    и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
    С1К4
    Композиционная стройность работы
    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
    Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.
    Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 – С1К4

  4. Проект урока
    Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
    Выполнила:
    Васильева Н.С. учитель русского языка и литературы
    Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8»
    Дата:19.03.2015г.
    г. Казань – 2015г.
    Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: « Роль вопросительного предложения в речи». 9 класс.
    Цель урока: Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:
    Языковая и лингвистическая компетенции:
    Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.
    Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.
    Культуроведческая компетенция:
    Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.
    Коммуникативная компетенция:
    Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Опережающее задание:
    Подобрать небольшой текст с вопросительными предложениями. Определить в них роль вопросительных предложений.
    Подготовить сообщение о стилистической роли вопросительных предложений в речи.
    Подготовить сообщение об истории возникновения вопросительных предложений.
    Ход урока.
    Учитель. Основная задача этого урока – подготовиться к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему: «Роль вопросительного предложения».
    Вопросительное предложение увидишь в тексте сразу, не вчитываясь. Как?
    Ученик. По знаку вопроса.
    Знак вопросительный –
    Очень удивительный,
    С виду словно старичок,
    Скрюченный,
    Как крючок,
    Но он любое мнение
    Поставить может под сомнение!
    Учитель. Совершим экскурсию в историю знаков препинания.
    Ученик. Учеными считается, что с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI веке венецианским печатником Альдо Мануцио.
    В XVII веке на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация европейских языков, включая, русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.
    Весьма поучительна история происхождения вопросительного знака (?). Он произошел от латинского слова «Quaestio – вопрос», которое, сокращенное до «Qo» ставилось в конце вопросительных предложений, а затем слилось в один символ – « ? ».
    Учитель. Вспомните, что вы знаете о вопросительном предложении?
    Ученик. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Эти предложения могут иметь не только значение вопроса.
    Учитель. Какие, на ваш взгляд могут иметь значения вопросительные предложения?
    Ученик. Вопросительные предложения могут иметь дополнительные значения отрицания, недоумения, просьбы, совета, удивления.
    Учитель. Как называются вопросительные предложения не требующие ответа?
    Сообщение ученика. Предложение не требующее ответа называется риторическим вопросом. Риторический вопрос не требует ответа, потому что ответ этот содержится в самом вопросе. Например, «Кому хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?» (В.Белов) Это риторический вопрос. По смыслу он почти равен повествовательному предложению. «Никому не хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?».
    Имя прилагательное риторически образовано от основы существительного риторика, что значит теория красноречия, наука об ораторском искусстве, а слово риторика образовано от существительного ритор – оратор.
    Риторический вопрос – одно из синтаксических средств выразительности речи.
    Учитель. Перед вами тексты с вопросительными предложениями. Прочитайте выразительно. Определите их значение.
    Текст №1.
    Душа и спорт. Ужли – одно из двух?
    Ужели спорт взбирается на сцену,
    Не в помощь духу, а ему на смену?
    ( Н. Матвеева)
    Ученик. В этом тексте вопросительное предложение имеет значение удивления и выявляет авторскую позицию.
    Текст №2.
    Какие радости в чужбине?
    Они в родных краях!
    (К. Батюшков)
    Ученик. Первое предложение представляет собой риторический вопрос, имеет дополнительное значение отрицания.
    Текст №3.
    О родина святая,
    Какое сердце не дрожит,
    Тебя благославляя?
    (В. Жуковский)
    Ученик. Вопросительное предложение имеет значение утверждение. Предложение очень эмоциональное и выявляет чувства лирического героя.
    Текст №4.
    Лев – царь зверей… Почему льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? По силе он, пожалуй, уступает тигру. Самый ловкий?
    В этом он уступает леопарду. Самый большой из хищников? Опять нет …
    ( Ю. Дмитриев)
    Ученик. Вопросительные предложения использованы в прямом значении. Автор использует форму ответов и вопросов для привлечения внимания читателей.
    Учитель. Ребята, работая над текстом с вопросительными предложениями вы, наверное, обратили внимание на интонацию этих предложений. Она особая, яркая.
    На дом вы получили задание подобрать небольшие тексты с вопросительными предложениями, определить их роль и дополнительное значение.
    Запишите ответы и свои примеры в таблицу:
    Роль вопросительных предложений в речи.
    Роль вопросительного предложения
    Примеры
    1.Вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ.
    Вы не уйдете? Нет? ( Чехов А.П.)
    2.Выражает отрицание.
    Что же вам тут может нравиться?
    Что же вы нам можете рассказать?
    3.Выражает побуждение к действию.
    Итак, может быть, предложим наши занятия? Займемся сначала подготовкой.
    4.Выражает неуверенность.
    Вы как будто змее сочувствуете. (Пришвин)
    5. Выражает просьбу.
    Молока, не продашь ли, хозяюшка?
    6. Выражает совет.
    Почему бы не вспоминать почаще о родителях?
    7. Выражает утверждение.
    Так вы ведь любите писать в газетах (Солоухин)
    8. Выражает предположение.
    Видит Теркин погребушку,- Не оттуда ль пушка бьет? ( Твардовский)
    9. Выражает недоумение, удивление.
    Как, и мечтать, мечтать не можешь без спроса? (Гончаров)
    10. Выражает вызов.
    Что ж? веселитесь,…он мучений Последних вынести не мог. (Лермонтов М.Ю.)
    11.Риторический вопрос (Не требующий ответа). По смыслу равен повествовательному предложению.
    Кто не любовался многоцветной радугой? (Осетров)
    Учитель. Послушаем ваши примеры.
    Ученик. – Боже мой!- продолжал бушевать дед.
    – Как ты удивительно на нее похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг. ( Д. Железников)
    В этом тексте вопросительное предложение выражает удивление и помогает понять чувство героя.
    Ученик. … Да, пожалуйста, зови меня просто Максим Максимыч и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? Приходите ко мне всегда в фуражке? (М.Ю. Лермонтов)
    Здесь мы видим, что вопросительное предложение имеет значение совета и создает впечатление непринужденности.
    Ученик. А вы! О, Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ( Грибоедов)
    В приведенном примере вопросительное предложение имеет значение недоумения, удивления, обиды. Оно помогает понять состояние и чувство героя.
    Ученик. По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? … Кто кричал? (А.П. Чехов)
    Все вопросительные предложения имеют прямое значение вопроса. В этом монологе – весь Очумелов, ограниченный, трусливый, ущербный. Замечательная речевая характеристика героя.
    Ученик. Уж зачем ты алая заря просыпалася?
    На какой ты радости разыгралася? (М.Ю. Лермонтов)
    Здесь вопросительные предложения подчеркивают чувства лирического героя и выражают значения сожаления, грусти, тоски, печали.
    Учитель. Мы с вами повторили вопросительные предложения, их функции в речи. Эти знания нам будут необходимы при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Учитель. Вспомните, как строится сочинение – рассуждение?
    Ученик. Схема сочинения – рассуждения выглядит так:
    Тезис
    Доказательства
    Вывод
    Учитель. Цель написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.
    Язык нужен для живой жизни – вот, наверное, основополагающий принцип отбора материала для сочинения.
    Прочитайте следующие рекомендации. Все ли вам в них понятно?
    Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, необходимо учесть следующее:
    Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
    Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
    Сочинение может строиться по следующей логике рассуждений:
    Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз я читал книгу и обратил внимание…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»,.. Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженными очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать какую букву писать в слове «корова»?»);
    Формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
    Обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста. («Чтобы подтвердить…, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,…»);
    Вывод («Итак,…», «Следовательно,…»)
    Учитель. Обратите внимание на составленную таблицу. В ней отражена роль вопросительного предложения. Мы собрали с вами материал к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
    Учитель. Ответьте, в какой части сочинения вы можете воспользоваться материалами таблицы о роли вопросительного предложения?
    Ученик. Материалом таблицы можно воспользоваться для аргументации.
    Учитель. Форма и жанр высказывания могут быть разными.
    Познакомьтесь с моделью, описывающую возможный способ развертывания текста сочинения-рассуждения.
    Определим проблему в виде вопроса.
    Для чего необходимо в речи вопросительное предложение?
    Тезис
    Вопросительное предложение выполняет важную функцию в речи.
    Обоснование (обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли)
    Во-первых, вопросительное предложение выражает вопрос, обязательно предполагающий ответ. Подтвердим это примером из текста: «…».
    Во-вторых, риторический вопрос – это очень яркая стилистическая фигура, состоящая в том, что вопросительное предложение усиливает эмоциональное воздействие. Прочитайте предложение: «…».
    Вывод.
    Таким образом, мы видим, что вопросительное предложение на самом деле играет важную роль в речи…
    Учитель. Часто трудно начать сочинение. Познакомьтесь с видами тезисов.
    Как начать сочинение на лингвистическую тему.
    Вид тезиса
    Пример
    1.Тезис – утверждение актуальности темы.
    На письме без знаков препинания обойтись невозможно.
    2.Тезис – риторический вопрос.
    Точка… Разве без нее можно обойтись на письме?
    3.Тезис – восклицательное предложение.
    Как необходимо тире на письме!
    4.Тезис – цитата.
    Важную роль знаков препинания отметил Паустовский: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
    5.Небольшое отступление, подводящее к теме
    Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогают точно и четко передавать и воспринимать смысл написанного.
    Учитель. Попробуйте сами написать вступление к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительных предложений в тексте»
    Ученик. Вопросительное предложение… Разве можно обойтись в речи без него?
    Ученик. Кто возьмется утверждать, что в нашей речи невозможно обойтись без вопросительных предложений. Они нужны на каждом шагу. «Язык до Киева доведет»,- гласит пословица.
    Ученик. Что такое вопросительное предложение? Это вопрос к собеседнику. Но, оказывается, на этом его роль не заканчивается. С его помощью можно выразить сомнение, удивление, просьбу…
    Ученик. «Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»,- писал К. Паустовский. А что же произойдет с текстом, если в нем не будет вопросительного знака?…
    Учитель. Как же мы с вами закончим сочинение? Давайте подумаем.
    Вспомним виды заключений.
    Виды заключений
    Примеры
    1.Риторический вопрос.
    Мы бесконечно изменили и уродовали прекрасный лик планеты.
    Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя.
    2.Призыв, обращение к читателю.
    «Дурную траву с поля вон»,- гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы.
    3.Открытый финал.
    А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?
    Учитель. Послушайте сочинение – рассуждение, которое к уроку было написано вашим одноклассником, и проанализируйте его с точки зрения требований к сочинению на лингвистическую тему.
    Я считаю о том, что знаки препинания играют важную роль в тексте. Например, вопросительный знак спрашивает. Вопросительный знак используют для вопроса. Например, «Ты выполнил домашнюю работу?» Еще вопросительный знак применяется для выразительности чувств. Из этого следует, что вопросительные предложения нужны, как и все знаки препинания.
    Учитель. Ученик.- В работе нет вступления.
    – Повторяется вводное слово например.
    – Нет членения на абзацы.
    – Допущены речевые ошибки. («выразительности чувств». Можно написать просто «выразительность»)
    – Неверно сказано «Вопросительный знак спрашивает». (Правильно было бы написать вопросительное предложение выражает вопрос)
    – Нет названия.
    – Приведен только один аргумент.
    – Объем сочинения мал. (42 слова)
    Прочитайте и оцените второе сочинение.
    На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они несут в себе как стилистическую, так и грамматическую функцию.
    Они помогают избежать двойного смысла предложения, точнее передать смысл. Возьмем вопросительное предложение, которое играет важную роль. В конце его ставится вопросительный знак. «Ты какую книгу читаешь?»- спросил друг. Здесь вопросительное предложение. На мой взгляд знаки препинания играют важную роль.
    Ученик. – В работе нет заглавия.
    – Тема не раскрыта.
    – Нарушена логика рассуждения.
    – Есть неуместные повторения.
    – Вывод и заключение не соответствуют теме.
    Учитель. Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам в работе над сочинением.
    Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.
    Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.
    Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
    Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
    Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:
    Чтобы доказать сказанное, обратимся к № предложению текста.
    Пример использования … можно найти в предложении…
    В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
    Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое) … Это подтверждает вывод о том, что…
    Пишите сочинение от первого лица («Я считаю, что…»).
    Не забывайте, что объем работы должен быть не менее 50 слов.
    Учитель. Подведем итоги нашего урока. Цели, которые были поставлены в начале урока, мы достигли. Мы исследовали роль вопросительного предложения в тексте, собрали материал к сочинению – рассуждению, вспомнили композицию, повторили виды вступлений и заключений, проанализировали сочинения одноклассников. Думаю, что вы готовы к работе над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
    Итак, задание на дом. Написать сочинение рассуждение на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
    Дополнительный материал к уроку. Образцы сочинений
    Сочинение №1.
    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
    «Роль вопросительного предложения в речи».
    Разве можно обойтись в речи без вопросительного предложения? Я считаю, что вопросительное предложение играет важную роль. С помощью него мы оформляем вопрос к товарищу, рассчитывая получить ответ. Например: «Вы сделали домашнюю работу?»
    Часто в текстах особенно публицистического и художественного стиля используется риторический вопрос. Это делает речь выразительной, эмоциональной.
    А.Н. Некрасов поэму «На Волге» начинает так: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» Начало получилось очень выразительным. В нем звучит авторское отношение.
    Без сомнения, вопросительное предложение играет важную роль в нашей речи.
    Анализ сочинения.
    С1К1 – 2б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос.
    С1К2 – 2б. Ученик привел 2 примера – аргумента.
    С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
    С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью.
    Итого 7б.
    Сочинение №2.
    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
    «Роль вопросительного предложения в речи».
    Вопросительный знак возник в 17в. Основоположником был австрийский ученый Альдо Мануцио. А вопросительное предложение существует давно. Наверное, с возникновением необходимости что – то спросить. Конечно, вопросительные предложения в нашей речи играют очень большую роль.
    Во-первых, оно используется для создания вопроса. Широко вопросительное предложение применяется в диалоге.
    – Так ты женат? На ком?
    – На Лариной Татьяне.
    Это пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопросительные предложения в этом примере делают текст живым и непринужденным.
    Во-вторых, вопросительные предложения в тексте используются для выражения просьбы или совета.
    Наша речь без вопросительных предложений была бы скучной и не интересной.
    Анализ сочинения.
    С1К1 – 1б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только одну функцию языка.
    С1К2 – 1б. Ученик привел только 1 аргумент.
    С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
    С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью.
    Итого 5б.
    15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *