Сочинение рассуждение на тему русский язык 11 класс

4 варианта

  1. Описание темы: Русский язык оставался и есть сейчас языком поэтов и прозаиков, языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению.
    Закрадывается ощущение, что сейчас русский язык недооценен и его роль занижена, а то и вовсе им только и пользуются в своих корыстных целях современного общества, оставляя темные пятна бранных слов, замещая англоязычными и другими словами иностранных словарей, интернет жаргонизмом и “простословием”.
    А ведь секрет Русского языка в том, что он удивительно гибок и богат, им могут общаться все сословия и одно и то же слово может звучать в десятках вариаций и значений. Так “В чем секрет русского языка”, “Русского слова” и “Почему я люблю русский язык?”
    Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему:

    “Великий и могучий русский язык”.

    Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его роль, замусоривая свою речь англицизмами, жаргонизмами, просторечными выражениями, новомодным интернет-сленгом и бранными словами. Если бы каждый задумался, какую ценность представляет собой русский язык и какими огромными возможностями для выражения мыслей он обладает, то стремился бы познать его еще глубже и пренебрег бы другими средствами. В чем же секрет русского языка и почему я его так люблю? Попробую объяснить с помощью весомых аргументов и наглядных примеров.
    Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В «Словаре современного русского литературного языка» – только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона.

  2. Дидактический материал по русскому языку по теме
    «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»»
    Задание 1.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», выделите тезис, доказательства, вывод.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное  началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ: Тезис: Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    Доказательства: 2,3 абзацы
    Вывод: 4 абзац
    Задание 2.
    Выберите из предложенных вступлений одно к высказыванию, напишите сочинение.
    Вступление 1.
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Вступление 2.
    Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?
    Вступление 3.
    Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.
    Вступление 4.
    Что слышит ребёнок, едва родившись? Русскую речь. Что напевают ему перед сном? Старые русские колыбельные напевки. Какие первые слова он говорит? Это русские слова. Знание языка позволяет ребёнку развиваться, взрастить свой талант, найти дело жизни.
    Ключ: Вступление 1.
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Прошло много времени с той поры, когда К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» обратил внимание на эту проблему и заклеймил ее точным определением. Помните фразу «Ты по какому вопросу плачешь?»,ставшую хрестоматийной? Искоренить этот недостаток речи до сих пор не удалось, но «есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова».
    Так, современная переводчица Н. Галь  в статье «Слово живое и мертвое»  рассуждает о  канцеляризмах, убивающих живую речь. Эти слова не безвредны, они ничего не сообщают, ничему не учат, это – словесный мусор, который наносит вред нашему языку, нашей культуре. На мой взгляд, только неуверенный человек думает, что штампы добавят вес его словам: «Поставь в известность меня или маму», «Выражаю вам благодарность». На самом деле такие высказывания звучат более чем абсурдно. Канцелярит «наступает, ширится», с тревогой сообщает автор.    Как разрешить эту проблему? Кто должен бороться за чистоту языка? «Кто если не мы сами?» – подводит итог размышлениям Н. Галь.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Задание 3.
    Выберите из предложенных заключений одно, напишите сочинение.
    Заключение 1.
    Наша речь – это показатель нашего интеллекта, нашей воспитанности. Культурный человек должен пользоваться языком классической литературы, в этом проявляется его отношение не только к собеседнику, но и к себе. Говорящий несет ответственность за свою речь, значит, он должен выражаться правильно, а неумело подобранные фразы, незнание точного лексического значения слов говорит о низком уровне культуры человека.
    Заключение 2.
    К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, как отвыкаем от красоты и обустроенности своего дома, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда… И так ли уж плохо стать на пути этого “отвыкания” сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и — шире — экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
    Заключение 3.
    XX век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далеких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень важно.
    Заключение 4.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ: Заключение 4.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента.
    С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее.
    В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Задание 4.
    Подберите два аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни :даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо ли в наше время пополнять свой словарный запас, чтобы выразиться образно и ярко?! Берем из молодежного лексикона  слово «отпад!» — и все сказано. Без всяких метафор и эпитетов. «Погода? Отпад!», «Фильм? Отпад!» Одним словом обо всем. Как говорится: «Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.»
    Задание 5.
    Прочитайте сочинение, согласны ли вы с приведенными аргументами?
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: “В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах  индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”.
    Такое злоупотребление иноязычной лексикой не единственная болезнь современной речи. Я имею в виду молодежный жаргон, вернее, жаргонную лексику. Ведь появление молодежных словечек связано со стремлением в чем-нибудь противопоставить себя взрослым, с желанием подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость. Это проявляется в одежде, общении друг с другом и, конечно, в языке. Взрослые говорят «автомобиль», «машина», подростки называют автомобиль «конем», «телегой», а иногда «тачкой». В последнее время появились новые модные жаргонные словечки: casual, reception.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Ключ: Нет, не согласна, потому что в тезисе речь идет о засорении канцелярской лексикой, а в аргументе 1 приведена цитата, повествующая об одухотворенности русского языка, аргумент 2 тоже не может использоваться в качестве примера, так как в нем идет речь о злоупотреблении иноязычной лексикой.
    Задание 6.
    Прочитайте сочинение по высказыванию, подберите другие аргументы.
    Сочинение
    Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    Аргумент 1.
    Развитие этого языкового явления и его распространение среди всё большого числа носителей русского языка обуславливается внедрением «забугорности» в жизнь современного общества. И молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, совсем не имеющие никакого отношения к ним. Однажды одна бабушка в магазине сказала другой: «Вот видишь, какие ХАКНУТЫЕ яблоки продают!» Единственно, что с появлением сленга резко снизился языковой уровень.
    Аргумент 2.
    Сленг проникает во все области деятельности, и даже в литературу. Для отдельного примера можно взять известного и популярного сейчас автора Виктора Пелевина. В его произведениях прослеживаются жаргонизмы: урка залётная, заточка, сленгизмы: неклевое дело, беспонт, и даже вульгаризмы. Но, несмотря на все это, Пелевин считается серьёзным автором. Его произведениями зачитывается практически вся молодёжь и люди среднего возраста. Все его произведения абстрактны – то есть весь смысл скрыт, и его нужно понять самому.
    Задание 7.
    Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию И.С.Тургенева и проанализируйте его по критериям, приведенным в сборниках по ГИА.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Анализ сочинения
    Критерии оценивания
    Комментарий эксперта
    Оценка эксперта
    К1
    Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
    Экзаменуемый дал верное объяснение цитаты И.С.Тургенева. Поэтому из возможных 2 баллов автор сочинения получает 2.
    2
    К2
    Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента, подтверждающие тезис. Поэтому из возможных 2 баллов учащийся получает 2.
    2
    КЗ
    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
    Нет нарушений абзацного членения. Поэтому из 2-х возможных баллов учащийся получает 2.
    2
    К4
    Композиционная
    стройность
    работы
    Ошибок в построении текста нет. Сочинение отличается композиционной стройностью и завершённостью. Поэтому выставляем максимальный балл.
    1
    Итого:
    7
    Задание 8.
    Прочитайте аргументы по высказыванию И.С.Тургенева, напишите вступление и заключение.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни : даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо что-то делать. А что?
    Необходимо менять такую структуру языка, пока это не зашло слишком далеко. На мой взгляд, необходимо сначала пересмотреть язык рекламы, убрать из рекламных роликов все жаргонные слова, потому что с утра до вечера, не один раз, показывают рекламу со  словами «Не тормози — сникерсни». Здесь нет ни одного русского слова, разве только частица. Редкий рекламный ролик обходится без жаргона.
    Ключ:
    Вступление
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений.
    Заключение
    Так что если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык!
    Задание 9.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева, разделите его на абзацы.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее. В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей. Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ:  Абзац 1- « Русский язык-это язык… если нет эквивалента.»
    Абзац 2- « С засорением русского языка… писателя было понятнее.»
    Абзац 3–« В последнее время стало модно… национальных культурных ценностей.»
    Абзац 4-« Таким образом, как бы… нужно его находить».
    Задание 10.
    Составьте план сочинения-рассуждения.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ:
    План
    1. Вступление. Безответственное отношение к языку.
    2. Аргумент 1. Грубая и примитивная речь Простаковой, героини комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
    3. Аргумент 2. Диалог подруг.
    4. Заключение. Берегите свой родной язык!
    Задание 11.
    Составьте текст, расположив абзацы в логической последовательности.
    Сочинение
    1. В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    2. Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    3. Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    4. Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Ключ:  3, 1, 4, 2.
    Задание 12.
    Какие из приведенных ниже мудрых мыслей можно использовать в качестве аргументов к вашему высказыванию?
    1.«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)
    2. «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)
    3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)
    4.  Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).
    5. Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражение понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).
    6. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Михайло Васильевич Ломоносов.
    7. Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин).
    8. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).
    Ключ: 1, 2, 4.

  3. Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения – не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.
    Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:
    Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.
    Во введении Ваша главная задача – подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.
    Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?
    Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: “Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …”
    Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема – это вопрос, которым задается автор.
    Самый верный способ определить в тексте проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
    Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
    И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.
    В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.
    В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий – это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
    Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.
    Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.
    Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.
    По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.
    В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.
    Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.
    В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.
    Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
    Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.
    Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
    Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.
    Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.
    В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.
    Начало сочинения
    Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и проблематики исходного текста.
    В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
    а) собственно определение темы текста;
    б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
    в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста;
    г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
    д) лирическое размышление, связанное с темой текста.
    Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала». («…Так завершается статья, очерк, рассказ».)
    Помните! Сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой текста является…», «В этом тексте говорится…», «Основными проблемами текста являются…» и др.
    В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.:
    а) Талант… Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто — в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
    б) Книга… Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье…
    в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
    г) Родная природа… Что она значит для нас? Для кого-то — святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то — только источник обогащения.
    Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
    В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема…
    Тема… относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)…
    В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)…
    Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос…
    На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)…
    В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста…
    Почему мы не всегда обращаем внимание на…
    Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…
    Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как…
    Актуальность публикации обусловлена тем, что…
    II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.
    Помните!
    1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
    2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
    3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
    Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
    Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
    Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…
    По мнению автора, …
    Автор считает, что…
    Публицист убежден в том, что…
    Автор заставляет задуматься о…
    Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…
    Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
    Автор всерьез обеспокоен…
    Авторскую позицию нельзя считать отстраненной…
    Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
    При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
    Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно…
    Я часто задумываюсь над…
    По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как…
    Можно согласиться с автором…
    В целом я согласен с автором текста, однако…
    Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что…
    Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться…
    Не во всем можно согласиться с автором текста…
    Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, …, с другой стороны…
    Не вызывает сомнения…
    Меня особенно тронуло…
    Меня привлекает в этом тексте…
    Меня взволновало…
    Нельзя остаться равнодушным при…
    Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых… Во-вторых… В-третьих…
    В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…
    Доказательством этой мысли может служить тот факт…
    Завершение сочинения
    Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
    Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
    а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
    Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность — это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
    б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
    Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
    в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
    Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля — это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля — мать, чужая — мачеха»;
    г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
    «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.
    Фактические ошибки
    Неточности в цитатах и неверное указание на их авторов.
    Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц.
    Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.
    Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров.
    Неверная характеристика языковых особенностей исходного текста (тип и стиль речи, виды используемых средств языковой выразительности).
    Логические ошибки
    Нарушения в последовательности или соразмерности частей сочинения.
    Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
    Утверждение взаимоисключающих суждений.
    Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
    Повторение мыслей.
    Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.
    Грамматические ошибки
    Ошибочное образование слова.
    Ошибочное образование формы слова.
    Ошибка в согласовании.
    Ошибка в управлении.
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Нарушение видовременной связи сказуемых в отдельных конструкциях.
    Ошибки в построении предложений с однородными членами.
    Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
    Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
    Ошибки в построении сложного предложения.
    Смешение прямой и косвенной речи.
    Нарушение границ предложения.
    Речевые (лексические) ошибки и речевые недочеты
    Неправильное или неудачное употребление слова, фразеологизма (в том числе употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении, ошибки в употреблении синонимов и паронимов, неудачное и неуместное употребление стилистически окрашенных и эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов: диалектных, просторечных, разговорных).
    Нарушение лексической сочетаемости.
    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
    Неоправданное использование анахронизмов.
    Неоправданное употребление рядом или близко однокоренного слова.
    Неоправданное повторение слова, выражения.
    Неудачное употребление местоимений (из контекста должно быть ясно, какое существительное заменяется местоимением), приводящее к абсурдности, комизму высказывания.
    Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
    Отсутствие связи между предложениями.

  4. Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту.
    1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?
    Сочинение по заданному тексту – это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.
    Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
    2. Как сформулировано и оформлено задание 15.2?
    Выглядит данное задание примерно так:
    ?Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
    Остановимся на них подробнее.
    3. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку ваша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
    Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
    3. Заключение – вывод
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
    4. Как начинать сочинение?
    Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
    Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений.
    Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
    Текст  заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
    Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
    По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
    В этом отрывке автор говорит о том, что…
    Смысл данного отрывка я понимаю так: …
    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
    Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
    А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:
    Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
    Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: “А тут важно не ошибиться”. По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело – выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.
    Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.  Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    5. Как писать основную часть?
    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    В основной части следует избегать:
    • пересказа текста
    • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
    В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
    Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
    1.    Перечитайте текст несколько раз.
    2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
    3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
    4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
    5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
    В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
    6. Как оформлять примеры в сочинении?
    Во-первых, помните о требованиях к примерам:
    • примеров должно быть не менее 2;
    • примеры должны быть из указанного текста;
    • примеры должны подтверждать разные аргументы;
    • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
    • пример без указания на аргумент не учитывается.
    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    • Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.
    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    • Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
    7. О чём писать в заключении?
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Вывод должен быть:
    коротким, но ёмким по содержанию
    логически связан с предыдущим изложением
    не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.
    Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.
    Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание.  Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
    8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
    Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
    • 1 абзац – тезис
    • 2 абзац – аргументы  с  примерами
    • 3 абзац – вывод
    Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.
    Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
    9. Каким должен быть объём сочинения?
    Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
    Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
    При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются как самостоятельные слова, т.е. отдельно.
    Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
    10. Грамотность
    Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
    10. Про почерк
    Помните, что сочинение  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *