Сочинение рассуждение на тему русский язык 9 класс

5 вариантов

  1. Урок русского языка в 9 классе.
    Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
    Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
    Ход занятия
    Организационный момент.  Приветствие
    Объявление темы и постановка целей
    Разделяю класс на три группы.
    Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
    – Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
    Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
    Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Выделите ключевые слова .
    Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
    Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
    ( каждая группа получает экземпляр сообщений)
    Заполним таблицу
    Фламандская живопись
    «Словесная» живопись Н.В.Гоголя
    роскошь
    Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
    хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
    . Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
    несоединимое
    Перегруженность деталями
    Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
    тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
    Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
    Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
    III.   Актуализация знаний.
    1. Повторение теоретического материала .
    – Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
    – Какова структура сочинения- рассуждения?
    ( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
    Остальные записывают в тетрадях.
    Взаимопроверка
    Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
    Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.
    В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
    Работа  по группам : Пишем вступление.
    в виде прямой речи
    в виде косвенной речи
    с помощью вводного слова
    (Один у доски)
    Прочитайте свои варианты вступления.
    –  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
    Как писать основную часть?
    О чем мы должны написать в основной части?
    В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
    Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
    1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)
    Справка.
    Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
    выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
    С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
    Руси – птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .
    Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
    прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
    творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
    На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных
    членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
    У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
    Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
    Работа с тестом
    В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
    Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
    Работа по группам:
    Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
    сравнения и определить их роль;
    ряды однородных членов.
    Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
    Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.
    (шаблоны в справочниках ГИА)
    – Как можно оформлять примеры. ?
    1) В предложении … (« … ») автор использует  ……
    2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
    4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    .Прочитайте свои работы ( 3 человека)
    О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.
    3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
    5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
    Запишите свой вариант заключения.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    – 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    Домашняя работа :
    . Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
    ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
    До этого урока я не знал … , а теперь….
    Я  не умел …., а …..
    Забыл…….
    Шаблон сочинения- рассуждения.
    Тезис.
    Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как…)
    Рассуждение на теоретическом  уровне
    С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
    Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
    Примеры
    1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
    2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    Заключение-вывод
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.

  2. ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОВЕСТЬ. По В. Дроганову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРИРОДА. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОСТРАДАНИЕ. По Л. Куклину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МИЛОСЕРДИЕ. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДРУЖБА. По Б. Раевскому
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Подвиг. По Б. Кремневу
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По Б. Васильеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕСТЬ. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По А. Алексину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ТАЛАНТ. По Б. Кремневу
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЖЕСТОКОСТЬ. По Е. Габовой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По С. Георгиеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. По Л. Куклину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СЧАСТЬЕ. По А. Драбкиной
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Эгоизм. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРЕДАТЕЛЬСТВО. По А. Лиханову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По В. Железникову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. По Ю. Яковлеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СМЕЛОСТЬ. По Л. Воронковой
    Сочинение ОГЭ по русскому на тему БЕЗДУШИЕ. По А. Алексину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СИЛА ВОЛИ. По Б. Раевскому
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ФАНТАЗИЯ. По А Драбкиной
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОБИДА. По В. Солоухину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ХАРАКТЕР. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему подлость. По Л. Рубинштейну

  3. Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
    Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
    Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

    Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

    Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
    Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.

  4. Министерство образования РФ
    МОУ «Турдейская СОШ»
    Открытый урок русского языка на тему:
    «Р.р. Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе
    на морально – этическую тему. Готовимся к ГИА.
    9 класс»
    Подготовила: Подколзина О.В.
    Турдей – 2011
    Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
    Тема        Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему.
    Тип урока        Комбинированный.
    Оборудование        Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.        Цели
    Познавательные:
    Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
    Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.
    Практические:
    Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
    Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
    Умения и навыки:        Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
    Межпредметные связи:        Литература, музыка, изобразительное искусство.
    Ход урока
    1. Организационный момент:
    2. Целеполагание.
    – Что такое сочинение?
    Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
    – Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
    Что, о чем писать? (содержание)
    Как писать? (форма)
    3. Работа над содержанием.
    – Определимся в первую очередь с содержанием.
    Частично тема уже задана.
    а) Проведём словарную работу.
    (по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
    – Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
    – К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
    – Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
    – вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
    Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
    б) Подбор синонимов.
    – Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
    – Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
    в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
    – Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

    – А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик)

    Из очерка «О милосердии» (Гранин)

    В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
    С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
    Решил повернуть назад, домой.
    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
    С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
    Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.
    Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
    Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
    Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
    (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
    г) Беседа по содержанию.
    – Какую проблему поднимает Д. Гранин?
    – По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
    – Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
    – Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
    – Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
    д) Подбор антонимов.
    – А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
    Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
    Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
    -Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
    4. Планирование дальнейшей деятельности.
    – Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
    – Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
    – Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
    – Нужно ли милосердие в наше время?
    – В чем оно проявляется? Примеры.
    – В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    – Можно ли воспитать милосердие в себе?
    5. Индивидуальная работа.
    – Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
    Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
    1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
    – Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
    – Как можем их использовать в своем сочинении?

    Библейская притча «Добрый самаритянин».

    Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
    — Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Он же сказал ему:
    — В законе что написано? Как читаешь?
    Он сказал в ответ:
    — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
    Иисус сказал ему:
    — Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
    Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
    — А кто мой ближний?
    На это сказал Иисус:
    — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    Он сказал:
    — Оказавший ему милость.
    Тогда Иисус сказал ему:
    — Иди, и ты поступай так же.
    2 уч. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.
    Мать Тереза.

    Краткая биография Матери Терезы

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.
    Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.
    В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.
    Доктор Л. Рошаль.
    3 уч.   –   Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.
    В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи
    Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
    Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.
    6. Инсценировка.
    – Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”
    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
    – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
    – Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
    – Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
    – А нам-то что? Он сам виноват.
    – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
    – Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
    – Я всё равно подойду, – вырвала руку девушка.
    – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
    – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
    – Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
    – Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
    – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
    – Спасибо, леди, спасибо. . .
    – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
    – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
    – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
    – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
    – Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
    -Почему молодой человек отказался помочь?
    (. считает, что этот человек недостоин помощи. )
    – Как бы вы поступили в этом случае?
    (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )
    -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
    ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
    7. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
    Памятка «Жизненных правил».
    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.
    2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
    3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
    4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
    5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
    6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
    8. Работа с цитатами.
    – Прочитайте цитаты.
    Обдумайте их. Объясните значение.
    – Как сможем использовать в работе?
    Цитаты:
    1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
    людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
    Де Сад
    2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим.
    Д.С.Лихачёв
    3.И от огня любви
    житейское страданье уносится,
    как мимолётный дым…
    Вл. Соловьёв
    4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то   ехать, то это едва ли милосердие.
    Л.Н.Толстой
    5.Тревожьтесь обо мне
    Пристрастно и глубоко.
    Не стойте в стороне,
    Когда мне одиноко.
    Желайте мне добра
    И рядом и не рядом…
    Е.Евтушенко
    6.Разберёмся во всем, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.
    С.Есенин
    7.Нам не дано предугадать,
    Как наше слово отзовётся,-
    И нам сочувствие даётся,
    Как нам даётся благодать…
    Ф.И.Тютчев
    9. Рефлексия.
    (тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
    Повторение схемы сочинения-рассуждения.
    Вспомните композицию такого сочинения.
    I. Основная мысль (тезис).
    II. Доказательства:
    а)…
    б)…
    в)…
    III. Вывод.
    10. Оценивание.
    – Учитель – оценки тем, кто помогал
    11. Домашнее задание (памятка).
    Памятка к выполнению домашнего задания.
    – Сделать черновые наброски основной части сочинения –
    рассуждения (свой исходный материал приветствуется).
    – Разобрать предложенные цитаты. Объяснить их значение.
    – Подумать, как сможем их использовать. ( Цитаты, найденные самими, приветствуются).
    – Написать текст сочинения.
    Успехов в работе и творческом поиске!
    Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.
    1) В. П. Астафьев
    – «Конь с розовой гривой».
    – «Фотография, на которой меня нет».
    2) К. Т. Паустовский
    – «Телеграмма»
    3) В. Г. Короленко
    – «Парадокс»
    4) А. Алексин (любое произведение)
    5) И другие авторы и их произведения…
    – разбор и ответы на вопросы учащихся
    12. Итог урока.
    – Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
    Падает снег, падает снег –
    Тысячи белых ежат…
    А по дороге идет человек,
    И губы его дрожат.
    Мороз под шагами хрустит, как соль.
    Лицо человека – обида и боль.
    В зрачках два черных тревожных
    Флажка
    Выбросила тоска.
    Измена? Мечты ли разбитой звон?
    Друг ли с подлой душой?
    Знает об этом только он
    Да кто-то еще другой.
    Случись катастрофа, пожар, беда –
    Звонки тишину встревожат.
    У нас милиция есть всегда
    И «Скорая помощь» тоже.
    А если просто падает снег
    И тормоза не визжат,
    А если просто идет человек
    И губы его дрожат?
    А если в глазах у него тоска-
    Два горьких черных флажка?
    Какие звонки и сигналы есть,
    Чтоб подали людям весть?!
    И разве тут может в расчет идти
    Какой-то там этикет,
    Удобно иль нет к нему подойти,
    Знаком ты с ним или нет?
    Падает снег, падает снег,
    По стеклам шуршит узорным.
    А сквозь метель идет человек,
    И снег ему кажется черным…
    И если встретишь его в пути,
    Пусть вздрогнет в душе звонок,
    Рванись к нему сквозь людской поток.
    Останови! Подойди!

  5. Бурцева Елена Валерьевна
    аспирант Томского государственного педагогического университета,
    учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8
    МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ
    НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
    В статье рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора.
    Ключевые слова: сочинение-рассуждение, аргументация, тезис, доказательство, опровержение, структура текста, рассуждение, функции различных знаков препинания.
    Методика обучения сочинению-рассуждению пока еще освещена недостаточно. Может быть, поэтому данный вид работы проводится в школе без определенной системы. Между тем сочинение-рассуждение в русской и советской школе известно давно и уже накоплен значительный опыт его проведения [1-12]. Ученые и методисты, утверждавшие, что рассуждение – вид школьных сочинений, внесли большой вклад в разработку проблемы обучения рассуждению в школе: определили возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых наиболее целесообразно начинать обучение учащихся сочинению данного типа; предприняли попытку определить понятие «рассуждение» и предложить отдельные методические приёмы обучения данному виду сочинений; наметили круг тем сочинений-рассуждений; указали на необходимость развития логического мышления учащихся как важную предпосылку успешной работы над сочинением-рассуждением.
    Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе. В данной статье предлагается один из вариантов организации работы по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методика которого освещена недостаточно.
    Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.
    Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
    Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.
    В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания педагогов.
    Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА, на наш взгляд, должна иметь несколько этапов:
    1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.
    2 этап – обобщение теоретического материала.
    3 этап – знакомство с темами работ.
    4 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
    5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
    Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы [14. Мы специально рассматриваем критерии, приводя наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.
    Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.
    Для начала предлагается вспомнить о специфике рассуждения как типа речи. Можно предложить составить словарик по данной теме:
    рассуждение – тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста – повествованием и описанием. Его сущность состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности) [15, с.180];
    аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью аргумента; аргументы обобщаются в выводах [15, с.25];
    аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли [15, с.25];
    тезис – структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться). Это тезис, который развивается и аргументируется, доказывается  в сочинении. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами  и с выводами [15, с.218-219].
    Аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, на факты.
    Сочинение, на наш взгляд, выигрывает, если в нем преобладает аргументация фактами. Теоретическую аргументацию, а именно, причинно-следственный анализ проблемы, мы советуем использовать в том случае, если, например, сочинение пишется по прочитанному тексту.
    Основными видами аргументации являются доказательство и опровержение.
    1. Доказательство – это операция установления истинности тезиса. Оно может быть прямым и косвенным [16, с.15].
    Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Такой способ наиболее часто используется в построении минисочинений.
    Косвенное (непрямое) доказательство – это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.
    2. Опровержение – это логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса. Необходимо использовать аргументы, которые помогут опровергнуть тезис и прийти к сформулированному антитезису [16, с.16] (таблица №2).
    Таблица № 2
    Виды аргументации
    Доказательство
    Опровержение
    Прямое
    Косвенное
    Прямое
    Косвенное
    От тезиса с помощью аргументов, доказывающих его истинность, к истинному тезису (заключение)
    От антитезиса с помощью аргументов, доказывающих его ложность, к истинному тезису (заключение)
    От тезиса с помощью аргументов, опровергающих его, к антитезису (заключение)
    Через выдвижение антитезиса с помощью аргументов, доказывающих истинность антитезиса, к антитезису (заключение)
    Наиболее полную информацию о видах аргументов и структуре доказательства можно взять из учебника «Основы риторики. 10-11 класс» [17, с.416-422].
    Работая с текстом сочинения-рассуждения, можно задать себе вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В ЧЕМ СМЫСЛ?
    Объектом речи текста-рассуждения являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам.
    Как отмечает Е.А. Кувайцева-Солодовник, есть два типа композиции текста-рассуждения [18, с.3]:
    1 ТИП
    1. Введение.
    2. Тезис.
    3. Доказательства.
    4. Выводы.
    2 ТИП-схема
    Этот тип, представленный в виде схемы, запоминается учащимися быстро и довольно прочно [17, с.3].
    Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное [16, с. 28].
    В названии типов построения текста употребляется понятие «рамочное». Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связан абзац, в котором формулируется главный тезис. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое.
    Если применять линейно-рамочное построение текста, как отмечают методисты [16, с. 30], то следом за абзацем-формулировкой главного тезиса будут идти поясняющие абзацы, каждый из которых направлен на подтверждение или опровержение главного тезиса. При этом поясняющие абзацы не связаны между собой. Такое построение текста уместно, если подобранный аргумент является самодостаточным. Однако все эти аргументы позволяют сделать однозначный вывод, который был дан в заключительном абзаце. Этот вывод является ответом на проблему, поставленную во вступлении, и подтверждает или опровергает главный тезис.
    Как отмечают авторы, цепочно-рамочное построение текста подразумевают существование тесных связей между абзацами, которые играют роль звеньев в единой «цепи» рассуждения [16, с. 31]. Этот способ построения характерен для текстов, в которых в качестве аргументов используются рассуждения, или же примеры, приводимые в качестве аргументов, требующие дополнительного обоснования, подробного изложения. Данную схему целесообразно использовать при написании сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
    После повторения теоретического материала предлагаем ознакомить учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
    Советы учащимся для выполнения задания С2.1.
    Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет этот вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах (словах, словосочетаниях), типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания целесообразно произвести ряд действий, соответствующих заданиям:
    1.        Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения.
    2.        Подберите аргументы, доказывающие справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.
    3.        Перечитайте текст.
    4.        Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.
    5.        Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
    Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №…; справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … ; в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста; рассмотрим предложение №…. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    6.        Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
    7.        Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»).
    8.        Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.
    Можно воспользоваться памяткой [24]:
    Вступление
    Введение в тему, сообщение о высказывании, иллюстрации из текста.
    Основная часть
    Раскрытие сути упомянутой цитаты о языковом явлении. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.
    Заключение
    Вывод о справедливости высказывания о сущности языкового явления.
    9.        Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
    10.        Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.
    ЛИТЕРАТУРА
    Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. 112 с.
    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.Е. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)». – М.: Просвещение, 1990. 176 с.
    Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. 396 с.
    Мещеряков В.Н. Типология учебных текстов. – Днепропетровск, 1980. 69 с.
    Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе. – Красноярск, 1989. 162 с.
    Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2001.
    Горшкова А.И. Русская стилистика. – М.: Астрель АСТ, 2001.
    Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М. Наука, 1998. 171 с.
    Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 1998. 448 с.
    Арефьева С.А.Сочинение по прочитанному тексту.// Русский язык в школе. 2006. № 5. С.14-18.
    Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. // Русский язык в школе. 2007. № 5. С.3-6.
    Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.// Русский язык в школе. 2008. № 4. С.5-9.
    Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / Под ред. Т.В.Расташанской. Томск: ТОИПКРО, 2010. 116 с.
    Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. М.: Федеральный институт педагогических измерений. 2010. 67 с.
    Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.
    Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с.
    Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002. 492 с.
    Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.
    Русский язык. 5-й класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М., 2008. С.48-50.
    Русский язык. 8-й класс / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова. М., 2009. С.5-12.
    Русский язык. 9-й класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М., 2009. С.29-31.
    Львов М.Р. Принципы русской пунктуации.// Словарь–справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИМ, 1997. С.176-177.
    Текучев А.В., Розенталь М.М., Ладыженская Т.А. Назначение и основы русской пунктуации. // Основы методики русского языка. М.: Просвещение. 1980. С.208-253.
    Рекомендации по ГИА и ЕГЭ по русскому языку [электронный ресурс].- Режим доступа:http:// www.iro-rt.ru/node/541.
    Работа опубликована:
    Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему // Международной научно-исследовательский журнал – Екатеринбург: Литера, 2012. №7 (7), ч.2 – С. 42-45.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *