Сочинение рассуждение на тему сферой употребления вопросительных

7 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: мерлин монро

    Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 3 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», а также образец самого сочинения.





    Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи «.
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э.Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  2. Мнение И.В.Артюшковой, о том, что раскрыть всю сущность вопросительных предложений может только диалог, абсолютно верно, на мой взгляд. Ведь основой такого диалога служит поиск новой, неизведанной информации, которую можно почерпнуть только путем диалогической беседы.
    Как часто мы задаем друг другу вопросы? Да практически каждую минуту разговора. Интересовать нас может все, что угодно, начиная от вопроса, где лежит чай и заканчивая заинтересованностью мнением собеседника по поводу новой постановке в театре. Вопросительные предложения мелькают в диалогах с поразительной частотой. И это не удивительно, ведь вопросы – это вполне свойственное и нормальное стремление человека стать лучше и почерпнуть новую информации. Вопросы — это двигатель прогресса. И, как правило, вопросительные предложения формируются в ходе беседы двух лиц, а это не что иное, как диалог. Именно на этом и настаивает И.В.Артюшкова.
    Не все вопросы стремятся получить заветный ответ, но это не делает их менее информативными и мотивирующими к размышлению и получению ответов. К примеру, существуют риторические вопросы, которые часто встречаются в диалогах. Подобные вопросительные предложения побуждают к размышлению, что в некотором роде является субъективным ответом для человека. Удачно поставленный вопрос в диалоге приводит к жаркому спору, а, как известно, в споре рождается истина.
    Вопросительные предложения могут быть общего плана, ответом на которые может служить да или нет. И вопросы, желающие получить развернутый ответ, с описанием собственного мнения или рассуждения. В любом случае, ответ удовлетворяет оппонента и дает ему познать неизвестную информацию. Вопросы в диалоге говорят о заинтересованности в новой информации, о желании узнать что-то новое и необходимое, что, несомненно, является двигателем стремительного развития. Поэтому я полностью согласна с мнением известного лингвиста.

  3. Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» … 
    Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
    Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики.
    Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши. Лицеист Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
    Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог  Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
    Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
    Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
    Именно о таких друзьях рассказывает Юрий Карлович Олеша. Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
    «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину.  Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что Пушкин требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
    Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
    Задание 15.3
    Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
    Что такое дружба?
    Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.
    Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой.
    У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.
    Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

  4. 4
    Текст добавил: СаМыЙ КаЙфОвЫй ЧеЛкАсТыЙ

    Задание 15.1.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи» …
    Одна из главных целей человеческого общения – обмен информацией, который невозможен без диалога. Люди задают друг другу вопросы, получают на них ответы, из которых, как правило, узнают что-то новое. Диалогическая речь немыслима без вопросительных предложений и именно поэтому является важнейшей сферой их использования. Так я понимаю смысл высказывания И.В. Артюшкова.
    Доказать эту мысль попробую на примерах из текста Розы Госман. Перечитаем один из диалогов. Вопросительное предложение 19 примечательно тем, что в нём, помимо «убийственного вопроса», содержится и сообщение. «Сердобольная знакомая» спрашивает Ольгу, известно ли ей о подлом поведении Ленки, тем самым информируя собеседницу о предательстве подруги. Затем склочная приятельница как бы невзначай интересуется, действительно ли девушка пишет стихи. Предложение 22, вопросительное по цели высказывания, выполняет здесь свою прямую функцию – задаётся вопрос с целью получения информации. Приведённые примеры показывают, что вопросительные предложения уместны лишь в разговоре, в котором участвуют не меньше двух собеседников, то есть в диалоге. В данном случае говорящие — Ольга и её знакомая.
    Итак, диалогическая речь действительно является «сферой употребления вопросительных предложений».

  5. Сочинения-рассуждения по заданию 15.1 
    Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту из части 2 требуется в части 3 экзаменационной работы по русскому языку, представляющей собой три задания (15.1, 15.2 или 15.3). Приступая к выполнению части 3 работы, необходимо выбрать одно из трёх заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
    Здесь приводятся возможные варианты сочинений-рассуждений при выполнении задания 15.1.
    Вариант 1. Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:
    «Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
    Междометие – это часть речи, при помощи которой мы выражаем различные чувства, настроения и побуждения, не называя их. Междометия играют важную роль в предложении и часто как нельзя лучше помогают нам, когда не хватает слов для выражения своих эмоций и состояний (предложение 36). На первый взгляд междометия могут показаться бессмысленными коротенькими словами, без которых, казалось бы, легко можно обойтись, но бывают ситуации, когда простыми словами невозможно объяснить что происходит в душе. Здесь нам и помогают междометия. При этом, произнося некоторые звуки, вроде: ах и ох (предложение 49), мы уверены, что окружающие нас всё равно поймут.
    Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:
    «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
    Известный лингвист Д. Розенталь утверждал: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
    Действительно, у всех языков есть одна главная задача – помочь людям понять друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
    Язык данного текста прост и доступен, и в то же время эмоционален и выразителен. Так, обращает на себя внимание лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, В. Железняков наряду с общеупотребительной лексикой  (глаза, взгляд, лицо, ребята)  использует элементы разговорного стиля (облез малость, садани по роже, витал, Ленка, Димка). Одной из особенностей языка является обилие однородных членов (предложения 1, 3), с помощью которых автор добивается удивительной экспрессивности и точности образов.
    Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Писатель использует чудные эпитеты («осуждающие глаза», «незавидная картинка», «Железная Кнопка», «собственный ужас»), ёмкие метафоры («голос задрожал от негодования», «кольцо непроходимого леса рук», «ветер прошлого хлестал её по лицу»). Вопросно-ответная и восклицательная форма изложения делает повествование не только убедительным, но и информационно-насыщенным.
    Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения (№ 18, 19, 20),  предложения с обособленными определениями (№ 42) и обстоятельствами (№ 4); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№ 2, 13, 34), сложноподчинённые (№ 2, 45), предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями (№ 14).
    Таким образом, «употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
    Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:
    «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    В основе данной точки зрения лежит мысль о том, что, общаясь, люди задают друг другу множество самых разных вопросов. И это понятно, ведь вопросы помогают человеку познать неизвестное. Вопросы формулируются в виде вопросительных предложений и, как правило, употребляются в разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Это и утверждает в своём высказывании И. В. Артюшков. Подтверждением тому является и текст Р. Госман, где, например, в предложении 22 знакомая задаёт Ольге вопрос: «А ты что, в самом деле пишешь стихи?» Это вопросительное предложение относится к тем вопросам, на которые в диалоге ожидают услышать утвердительный или отрицательный ответ. А вот в предложении 27 задаётся вопрос, отражающий внутренний диалог в форме вопросительного предложения, на который не ожидается ответа: «Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»
    Таким образом, прав И. В. Артюшков, утверждавший, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:
    «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».
    Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли.  Язык относится к тем общественным явлениям, которые существуют на всём протяжении развития человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.
    Язык выполняет много функций. Например, экспрессивная функция, когда говорящий выражает своё отношение к тому, что сообщается в высказывании не только словами, но и интонацией, тембром и темпом речи (предложения 22, 23). Радость при встрече, приветливость, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражения состояния человека посредством языка (предложение 62).
    Однако основное назначение языка – служить общению людей и быть средством выражения мысли.
    Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог (предложения 14, 15), спор с собой или согласие. Эти назначения языка неразрывно связаны между собой.
    Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
    Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
    «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются», – писал  в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин.
    В основе данного утверждения лежат нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации,  позволяющие нам в письменной речи полно, чётко и внятно выразить мысль.
    Например, Т. Устинова в тексте о нелёгкой судьбе мальчика по имени Тимофей использует восклицательное предложение (№ 17), которое произносится с особой интонацией, которая выражается в предельной эмоциональности. Автор тем самым  подводит к  мысли, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорблённым предложением Маши съесть мороженое.
    А потом Маша вышла замуж и уехала. Однако перед расставанием она сказала Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы  убедиться в понимании Тимофеем причины предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: «Ты понимаешь?» По цели высказывания предложение 23 является вопросительным, что подчёркивается вопросительным знаком на конце.
    Таким образом, с высказыванием М. Е. Салтыкова-Щедрина, считавшего, что синтаксис, грамматика и знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.
    Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    В литературной энциклопедии утверждается, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Можно ли согласиться с этим утверждением?
    Чтобы ответить на данный вопрос нужно обратиться к понятию диалога и вспомнить, что диалог как разговор двух или нескольких лиц отражает мысли и желания говорящих, учитывая при этом их малейшие нюансы, такие как воспитание, сдержанность, пылкость, культуру речи и мн. др.
    Поэтому нельзя не согласиться с приведённым высказыванием о том, что непосредственный диалог героев друг с другом является лучшим способом передать суть разговора и внести необходимые оттенки в беседу, это лучшее средство раскрыть характер героев, их основные мысли, настроение. В приведённом тексте, например, при расставании Маленького принца с Лисом, интонация выражает эмоциональное состояние героя (предложение 38). Большое значение имеет и тема беседы. Герои говорят о дружбе и сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
    Таким образом, мы убедились, что именно диалог волнует читателя, оказывает на него неизгладимое впечатление и пробуждает интерес к произведению.
    Развёрнутый план. Пошаговая инструкция по написанию сочинения.
    На примере текста Лиханова А. А. из сборника ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование, 2015.
    Вариант 14. Задание 15.2
    Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «имя «Демосфен» обрело нарицательное значение».
    Материал в архиве можно скачать ЗДЕСЬ (.zip 307 КБ)

  6. По тексту В. Чаплиной «Мухтар» (Вариант 2)
    И. Г. Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т. е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т. е. имеют не только форму, но и значение».
    С высказыванием известного лингвиста нельзя не согласиться. Действительно, союзы, несмотря на свою несамостоятельность, могут иметь значение. Мы знаем, что союзы бывают сочинительными и подчинительными, и, соединяя однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, они несут определённое значение. В качестве аргументов приведу примеры из текста В. Чаплиной.
    Показывая, как изменилась жизнь собаки у новых хозяев, автор использует сочинительные противительные союзы в предложениях 20 и 25: «Он давно поправился, но уходить не собирался…», «Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости…».
    В предложении « Он… уходить … не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок» В.Чаплина использует подчинительный уступительный союз и союз причины, чтобы читатель ярко представил новые обстоятельства жизни собаки.
    Таким образом, я доказал, что союзы, будучи служебными словами, остаются всё же частями речи, которые имеют не только форму, но и значение.
    Текст № 2
    (1)Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать. (З)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.
    (4)Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда, была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.(9)Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. (Ю)Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда — и как подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, стеклянные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.

  7. По тексту Е. Раневой «Котёнок » (Вариант № 2)
    И. В. Артюшков писал: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    С высказыванием известного лингвиста я полностью согласна. Действительно, вопросительные предложения чаще всего используются в диалоге, когда один спрашивает, а другой отвечает. Так идёт обмен нужной информацией. Для подтверждения этой мысли приведу примеры из текста Елены Алексеевны Раневой.
    Во-первых, в одном из предложений диалога (15-18) мальчик Славка, задавая Свете вопрос: «…Ты чего домой не идёшь?», выясняет, почему девочка не спешит домой. А вопрос Светы: «Куда я его?» вызывает сочувствие мальчика и желание помочь бездомному котёнку.
    Во-вторых, в предложении 31 звучит риторический вопрос мамы: «Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?», который подчёркивает её равнодушие, чёрствость. И в то же время позволяет ей понять чувства и переживания отчаявшегося ребёнка.
    Таким образом, я доказала, что сферой употребления вопросительных предложений является диалог, через реплики которого идёт поиск неизвестной информации.
    Текст № 3
    (1) Город кончался, и вскоре показалось море.
    (2) Оно было мелким и плоским. (З) Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
    (4) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.
    (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.
    (9) Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.
    (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:
    — (13)Ну поешь… (14)Ну поешь немного…
    (15) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
    (16) Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
    (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа… (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)0на ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *