Сочинение рассуждение на тему сильнее всех побед прощение

9 вариантов

  1. Сильнее всех побед — прощение. (Шиллер)

    Нужно ли извиняться? В каких случаях это надо делать, а в каких не обязательно? Как правильно извиниться, попросить и добиться прощения? Почему люди не хотят извиняться?
    Вообще-то в этой теме ничего сложного нет, но в жизни мы сталкиваемся почему-то с весьма большим числом людей, которые не извиняются, не признают своих ошибок, а даже наоборот — презирают тех, кто это делает. А те, кто просят прощения, нередко делают это формально или настолько неуклюже, что только ухудшают ситуацию.
    Чтобы разобраться почему люди не извиняются, прежде надо понять противоположное: почему они извиняются. Это важнее и существеннее.
    «Механизм извинение-прощение» возник на каком-то этапе эволюции человечества; возник и не исчез, как ненужная мутация, а наоборот, — сохранился и развился практически до совершенства. Есть подозрение, что дарвиновский «естественный отбор» с удовольствием отбирает именно тех, кто освоил тему извинений и постоянно «крутит этот механизм» на практике. Более того, такой подход способствует выживанию популяции в целом. Ведь как ни парадоксально, но уже не одну тысячу лет самую большую угрозу человеку представляет именно он сам.
    Но одновременно с истреблением себе подробных, человек создавал, создаёт и будет создавать регуляторы социальных отношений, способствующие выживанию и прогрессу. Сколько времени существует, например, право? Очень мало по сравнению с историей человечества. То же самое можно сказать и о морали, нравственности, этикете.

    З. Фрейд сказал, что первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации. Однако ничего не сказал о том, что же создаст тот, который прекратит бросать и ругательства.
    В пику Фрейду можно утверждать, что

    Творцом цивилизации был тот, кто первым извинился. (Теткоракс)
    А тот, кто вместо камней стал бросаться ругательствами, всего лишь перешёл от дикости к варварству.
    Извинения и просьба о прощении — довольно простой, но действенный ход в межличностных да и любых других отношениях.
    Что лежит в основе извинения? Прежде всего, это «внутренний фактор» — чувство вины, потом «внешние» факторы: мораль, нормы поведения, этикет, пр.

    В механизме извинений можно выделить три уровня.
    1. «Приносить извинения» совсем не означает, что мы признаём за собой какую-то вину, но признаём, что для извинений всё-таки какие-то основания имеются. Например, так поступать диктуют правила хорошего тона.
    2. Слово «извини» не означает того, что мы добиваемся прощения. Извинения без просьбы о прощении — всего лишь констатация факта, что мы признаём свою неправоту и приносим за неё извинения. А простят нас или нет — это нас не особо заботит.
    3. Просьба о прощении означает, что мы не только извиняемся, но и желаем, чтобы нас простили. Наиболее убедительным в этом плане является «деятельное раскаяние».

    Для чего мы извиняемся, с какой целью? Есть несколько основных вариантов.
    1. Для того, чтобы извиниться. Так принято. Это вежливо.
    2. Для того, чтобы загладить свою вину, чтобы получить прощение, сохранить добрые отношения, не нажить врагов, не получить по морде в конце концов. Это нам нужно.
    3. Необходимость. Человек вынужден принести извинения под давлением обстоятельств. Нас заставляют.
    4. По другим причинам. Чтобы избавиться от мести, на всякий случай, чтобы свалить вину на другого, в контексте иронии-насмешки, для маскировки своих замыслов, и даже перед тем, как сделать гадость. В последних двух случаях можно с уверенностью говорить, что

    Превентивные извинения облегчают последующую вину. (Теткоракс) ??
    Почему же так много людей не извиняются? Есть даже «отдельные экземпляры», у которых такое поведение — жизненное кредо!
    Тому есть несколько причин. Все люди не могут быть одинаковыми. И одному качеству всегда имеется противоположное. Это закон природы. Когда все будут одинаковыми, эволюция прекратится.

    1. Отсутствие чувства вины.
    Чувствует человек себя виноватым — значит, скорее всего, будут принесены и извинения. В противном случае ожидать такого обращения не приходится.
    Что такое чувство вины?
    Чувство вины — это «отрицательно окрашенная эмоция», источником которой является некий поступок человека, который он расценивает негативно. Этот поступок может и не иметь отрицательных последствий, но даже сама мысль об этих последствиях заставляет человека испытывать стыд и вину, даже перед самим собой. Основа чувства вины — совесть.

    2. Комплексы и следствия из них.
    И прежде всего, — комплекс неполноценности, который диктует стремление не «унизиться», не «проявить слабость», не «выглядеть глупым и заискивающим», не «потерять имидж» даже во вред собственным интересам. (Аналог ситуации: «На зло бабушке отморожу уши». ?? ) Из этих комплексов, кроме того, растут: ложная гордость, чрезмерное самомнение, высокомерие, спесь, непонимание того, что извиняться — это просто круто.
    Человек без комплексов, да и просто человек разумный, не обращает внимание на приведённые выше заблуждения. Он отлично понимает, что поступки первичны, а имидж вторичен.

    Не имидж красит поступки, а поступки красят имидж. (Теткоракс)
    Некоторые считают, что просить прощения — это слабохарактерность, что сильные люди не извиняются, даже если чувствуют свою неправоту. На самом деле, как раз наоборот: именно сильные люди способны признать свою ошибку и свою вину, нести ответственность за свои поступки, принять меры к устранению негативных последствий, не просто извиниться, а просить и добиться прощения. И так они поступают не только с точки зрения целесообразности, а прежде всего потому, что это их внутреннее желание.
    3. Эгоизм, безразличное отношение к людям и их чувствам, да и просто банальная лень. Зачем парить мозги и утруждать себя какими-то извинениями? Обойдутся!
    4. Умственная и психологическая инфантильность, социальная недоразвитость, неадекватность, банальное отсутствие жизненного опыта. В этом случае у человека имеется в наличии и чувство вины, и чувство стыда за свои поступки. Но одновременно есть стыд, боязнь и даже страх перед самим процессом извинения. Такой человек предпочитает прятаться в своей раковине, как улитка, и ждать пока всё не уляжется. А может, его и без извинений простят или забудут через какое-то время?
    5. Бескультурье, жёсткий и грубый характер, когда извинения считаются мягкотелостью, слюнтяйством и просто тратой времени.
    6. Заблуждение, необразованность, глупость.
    Глупый не просит прощения за свои проступки, мудрый извинится даже там, где и не виноват. (Теткоракс)
    Некоторые пытаются неуклюже уклониться от извинений под предлогом, что дескать, не умеют просить прощения, мол, для этого дела у них «язык не подвешен». Неверно. У них просто нет чувства вины, или отсутствует желание извиниться.
    Есть чувства — найдутся и слова. А если нет слов, то нет и чувств.

    Вот цитата по теме с одного из форумов. Её автор попадает сразу под несколько вышеизложенных позиций.

    «Типичный, неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой — вот и извиняется. Такой человек даже извинится перед вами, если ВЫ наступите ему на ногу… Обычно таких людей называют неудачниками… Жаль, что есть такие люди.»


    Как далеко автор этого соображения от вынесенного в заголовок высказывания Шиллера!

    Как понимать этот афоризм немецкого поэта? Что имеется в виду?
    Да всё просто. Бывают настолько тяжёлые прегрешения, что добиться прощения за них (также, как и простить) тяжелее всех других достижений. В таких случаях прощение это победа, как для того, кто его добился, так и для того, кто преодолел себя и простил. Бывает, на это уходят годы и даже десятилетия. И особая трагичность ситуации имеет место, когда мы любим человека, но не можем его простить.

    Часто по этому поводу можно услышать утверждение: «любит — значит, простит»… Ну, что ж, бывает и так.
    Но иногда на это уходит вся жизнь.

    Примечание
    В данном афоризме имеется несколько «слоёв». Рассмотреть все их аспекты в одном посте — «слишкам многа букаф».
    О том, как правильно извиниться, попросить и добиться прощения, как правильно принять извинения читай в других статьях Теткоракса. (Пройдя по ссылкам в комментариях ниже)
    Читатель, не ленись! Комментируй живопись!

  2. Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжём, не можем сделать обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.
    Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное — умение или неумение прощать. «На обиженном воду возят» — в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.
    Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьёзно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.
    Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.
    Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. «Прости…». Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. «Прости»… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.
    Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.
    В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он её кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Перед нами предстаёт жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
    Иначе тема прощения отражена в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера — единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные.
    Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу — главное, по его мнению, в жизни.
    Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть всё рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжёлые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

  3. Вот и наступило Прощенное воскресенье. День, когда можно что-то изменить, исправить, сгладить, вернуть…. Сбросить груз, который давит, дать «вздохнуть» своему сердцу. Отпустить раз и навсегда. Можно и нужно, если не сделано этого раньше.
    Умение прощать – это великий дар, который дается от рождения. В православии прощение считается одной из ступеней духовного очищения и развития.
    Научиться прощать других, даже если тебе они причинили боль, страдания, разочарование, можно.
    Сила прощения очень велика. Это я испытала на себе. Хотя, к сожалению, эта осознанная необходимость пришла уже с возрастом, когда я обрела то, что именуется житейской мудростью.
    Если бы я все то, что знаю теперь о прощении, знала много раньше, насколько бы светлее была моя душа, насколько бы меньше было горечи и боли тогда в моем сердце.
    Это сейчас лучше понимаешь сказанное на много раньше другими: « Жизнь-море, и волнуется оно. Плывем мы в лодке утлой с бурей споря. И нет пловцов, которым суждено держаться вечно и не кануть в море. Так, что спорим мы, о чем кричим, свой сокращая век, и так короткий… и лишний груз обид втащить хотим в свои уже кренящиеся лодки ?» ( Танзиля Зумакулова).
    Лишний груз обид…. А кому-то нужен он? Конечно, нет. И, тем не менее, редко кто не взваливает на себя подобный груз, или вовсе избегает его.
    Все ведь начинается с детства. Люди утверждают, что детские обиды самые горькие и шрамы от них остаются на всю жизнь. Да, не поспоришь с этим, душа ребенка слишком
    ранимая…
    Старые детские обиды дополняются новыми, слой за слоем, как пирог. Разве мало бывало всего в твоей жизни, и в подростковый период, и пору взросления, семейной жизни, особенно, когда она только начинается, в службе и работе… Какая тьма мыслей поселяется , если не складываются отношения в коллективе, если ты неудобный человек для начальства, если не умеешь прогибаться, не способен угождать, если ты способен по уму своему на большее, а тебя «затирают»… Или ты тратишь силы, энергию, чтобы прогнуть обстоятельства под свои ожидания, а получаешь отпор, и остаешься один на один с чувством обиды, непонимания, несогласия, разочарования, ощущением несправедливости, неоцененности по достоинствам, косыми взглядами, отчуждением…, да мало ли чего….
    « Порой молчать мы не умеем. И скажем то, чего не след, потом, конечно, сожалеем, но слова вылетело в свет. Глядишь и ноги подкосились, в глазах тумана завеса…. Попало в яблочко – так метко, под дых ударило оно»…
    А как горько на душе, когда несправедливые слова, вдруг, услышишь от близкого тебе человека! Или, молча, предадут тебя…
    Кажется, что сам мир вокруг меркнет! Стараешься что-то изменить, забыть, но чтобы не делал, а это не отпускает тебя, память нет-нет , да и «достает» из своих « чуланов» те самые,» которые в под дых», и опять ты вольно или невольно начинаешь заниматься самобичеванием ( лучше бы было промолчать), или переживаниями, которые несправедливо были нанесены. И ты вновь прокручиваешь и прокручиваешь ту ситуацию, а чувство обиды только разрастается. А если и отступает на какое-то время, то хватает малейшего толчка, чтобы вспомнить, и тогда опять ноет ссадина в сердце…. А в итоге? В итоге обида – это мощнейшее оружие, которое уничтожает собственное здоровье. Разрушает отношения близости. Нередко разводит по сторонам. Ломает карьеру. Гасит мечту. Меняет судьбу.
    И главное: никто, кроме тебя самого не сможет помочь тебе ( больно в первую очередь тебе ). А лекарство от такой боли – есть. Единственное. Это прощение.
    Простить себя за свои негативные мысли и эмоции. Простить того, кто принес обиды. Простить и принять его таким, какой он есть. Простить и… отпустить.
    Трудно? Несомненно! Это, как тяжелая болезнь, которой можно долго болеть.
    Есть люди, к которым осознание, что это необходимо, прежде всего, для себя, приходит так поздно, когда уже и исправить ничего невозможно. «Вот видишь – приходит пора звездопада, и, кажется, время навек разлучаться. А я лишь теперь понимаю, как надо любить и жалеть, и прощать, и прощаться « (Ольга Бергольц). Бывает нередко, что слово «простите» произносится последним.
    Я не могу даже для себя ответить на вопрос: уметь прощать – это наука? Или свойство души? Черта характера? Или просто мудрость ? Только все чаще в стихах – размышлениях встречаешь слово «учись».
    « Учись прощать. Молись за обижающих. Зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих. Пока горит Голкофская звезда…. Учись прощать, когда душа обижена, и сердце словно чаша горьких слез. И, кажется, что доброта вся выжжена – учись прощать…
    « Учись прощать, прощать не только словом, но всей душой, всей сущностью своей, прощение рождается любовью, в творении молитвенных ночей»…( из стихотворения Бориса Пастернака «Учись прощать « )
    « Научитесь прощать ! Научитесь прощать! Даже если слезы в глазах. Научитесь прощать, даже, если простить не в силах»…
    Я не сумела бы сформулировать и сейчас, а что это такое – прощение? Разве бы прислушалась, согласилась с теми, кто, вероятно, пропустил эти мысли через себя, передумав, перестрадав, переступив через что-то, смог это сделать.
    «Прости, забудь. Есть новый путь. Другая дверь, только поверь. Пускай река была горька
    Из слез твоих, потерь и гроз. Пускай текла издалека с твоей души, в ночной тиши.
    Сомненья нет, прощенье – свет. Прощенье – жизнь и так держись. Живи и знай, прощенье – рай. Прощенье – сад. И аромат. Прощенье – боль, Прощенье – соль, Прощенье – крест, И сердца жест. Прощенье – дар, Прощенье – жар, Огонь святой, Прохлада в зной»… ( из интернета) .
    Как – то много всего. Но согласиться можно, раз это выстрадано. А ведь как трудно, и как просто – протянуть навстречу руки, сказать…
    Наука. Учись… Как бы это не называлось, знаю по себе, из собственного опыта: если хочешь, чтобы сердце твое вздохнуло свободно, начни с себя. Отпусти, освободись от этого груза, однажды. « Учись прощать. В прощенье радость скрыта, великодушье лечит, как бальзам»… ( Борис Пастернак). Попробуйте? Точно лечит. Даже, если и вспомнится в какую-то неладную минуту, уже «не колет», не болит..
    И впредь…
    « Скажу тебе не для виду, не в проповедь, не в укор: «Будь медленным – на обиду, а на прощенье – скор.
    Кого-то не очень жалуя, не торопись огорчить: царапина – даже самая малая способна кровоточить. Ту вот ведь какое дело: спокойно живешь вполне, но что-то тебя задело – и ты уже весь в огне. И справа огонь, и слева, и ты, как пожар в степи. И рвутся собаки гнева, с гремучей шальной цепи.
    Обидеть – ведь это просто. Сказал – и поблекли дни. А ты сосчитай-ка до ста, а уж потом казни.
    Нет, я не за умильных прощенцев и добряков, в чьих душах любвеобильных, лишь венчик из лепестков.
    И все-таки: не для виду скажу я тебе, не в укор. Будь медленным на обиду, а на прощенье – скор ! ( Сергей Островой).
    Между умением прощать и просить прощение есть взаимосвязь, и она настолько очевидна, что осознав это, можно стать намного счастливей.
    «Опять с тобою в ссоре, дом замер в тишине. Нет правых в этом споре, как мячик – мне, тебе. Подумай, мы не вечны, зачем друг друга ранить? И да, я УСТУПАЮ. Прости меня, ведь я люблю. И я из-за любви все это говорю «. Вот как-то так… в этой будничной, суетной жизни. Не казнить. Не копить. Отпускать от сердца…
    Потому что: « Сильнее всех побед – прощение « ( Иоганн Шиллер).

  4. Прощать – это качество сильных духом людей. Забыть обиды, переступить через свою гордость, понять человека может не каждый. Обида рушит человеческие отношения и даже уничтожает их. Накапливая обиды, человек разрушает себя, свои моральные качества, становится злопамятным. Потом появляются планы мести, личность жаждет возмездия. Человек не замечает того, как утрачивает лучшие нравственные качества в своей душе. Простить – значит понять мотивы личности, которая поступила неправильно или допустила ошибку. Любой человек – это неидеальное или абсолютно безгрешное существо, поэтому нужно найти в себе силы забыть все обиды.
    Умение прощать является одним из наиболее почитаемых качеств в литературе. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» тесно связал эту животрепещущую тему с религией. По мнению автора, самое главное прощение – это прощение Бога, прежде всего, нужно покаяться перед ним, чтобы заслужить его у простых людей.
    Простить себя за такое жесткое преступление кажется Раскольникову невозможным, хотя осознание этого приходит к нему не сразу. Только в конце романа и под влиянием Сонечки он раскаивается в совершенном преступлении и несет наказание. Однако Достоевский оставил вопрос прощения самого себя открытым.

  5. 5
    Текст добавил: Дружная Весёлая Семья

    А те, кто просят прощения, нередко делают это формально или настолько неуклюже, что только ухудшают ситуацию.

    Чтобы разобраться почему люди не извиняются, прежде надо понять противоположное: почему они извиняются. Это важнее и существеннее.

    “Механизм извинение-прощение” возник на каком-то этапе эволюции человечества; возник и не исчез, как ненужная мутация, а наоборот, — сохранился и развился практически до совершенства. Есть подозрение, что дарвиновский “естественный отбор” с удовольствием отбирает именно тех, кто освоил тему извинений и постоянно “крутит этот механизм” на практике. Более того, такой подход способствует выживанию популяции в целом. Ведь как ни парадоксально, но уже не одну тысячу лет самую большую угрозу человеку представляет именно он сам.

    Но одновременно с истреблением себе подробных, человек создавал, создаёт и будет создавать регуляторы социальных отношений, способствующие выживанию и прогрессу. Сколько времени существует, например, право? Очень мало по сравнению с историей человечества. То же самое можно сказать и о морали, нравственности, этикете.

    З. Фрейд сказал, что первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации. Однако ничего не сказал о том, что же создаст тот, который прекратит бросать и ругательства.
    В пику Фрейду можно утверждать, что

    Творцом цивилизации был тот, кто первым извинился. (Теткоракс)

    А тот, кто вместо камней стал бросаться ругательствами, всего лишь перешёл от дикости к варварству.

    Извинения и просьба о прощении — довольно простой, но действенный ход в межличностных да и любых других отношениях.

    Что лежит в основе извинения? Прежде всего, это “внутренний фактор” — чувство вины, потом “внешние” факторы: мораль, нормы поведения, этикет, пр.

    В механизме извинений можно выделить три уровня.

    1. “Приносить извинения” совсем не означает, что мы признаём за собой какую-то вину, но признаём, что для извинений всё-таки какие-то основания имеются. Например, так поступать диктуют правила хорошего тона.
    2. Слово “извини” не означает того, что мы добиваемся прощения. Извинения без просьбы о прощении — всего лишь констатация факта, что мы признаём свою неправоту и приносим за неё извинения. А простят нас или нет — это нас не особо заботит.
    3. Просьба о прощении означает, что мы не только извиняемся, но и желаем, чтобы нас простили. Наиболее убедительным в этом плане является “деятельное раскаяние”.

    Для чего мы извиняемся, с какой целью? Есть несколько основных вариантов.

    1. Для того, чтобы извиниться. Так принято. Это вежливо.
    2. Для того, чтобы загладить свою вину, чтобы получить прощение, сохранить добрые отношения, не нажить врагов, не получить по морде в конце концов. Это нам нужно.
    3. Необходимость. Человек вынужден принести извинения под давлением обстоятельств. Нас заставляют.
    4. По другим причинам. Чтобы избавиться от мести, на всякий случай, чтобы свалить вину на другого, в контексте иронии-насмешки, для маскировки своих замыслов, и даже перед тем, как сделать гадость. В последних двух случаях можно с уверенностью говорить, что

    Превентивные извинения облегчают последующую вину. (Теткоракс)

    Почему же так много людей не извиняются? Есть даже “отдельные экземпляры”, у которых такое поведение — жизненное кредо!
    Тому есть несколько причин. Все люди не могут быть одинаковыми. И одному качеству всегда имеется противоположное. Это закон природы. Когда все будут одинаковыми, эволюция прекратится.

    1. Отсутствие чувства вины.

    Чувствует человек себя виноватым — значит, скорее всего, будут принесены и извинения. В противном случае ожидать такого обращения не приходится.

    Что такое чувство вины?
    Чувство вины — это “отрицательно окрашенная эмоция”, источником которой является некий поступок человека, который он расценивает негативно. Этот поступок может и не иметь отрицательных последствий, но даже сама мысль об этих последствиях заставляет человека испытывать стыд и вину, даже перед самим собой. Основа чувства вины — совесть.

    2. Комплексы и следствия из них.

    И прежде всего, — комплекс неполноценности, который диктует стремление не “унизиться”, не “проявить слабость”, не “выглядеть глупым и заискивающим”, не “потерять имидж” даже во вред собственным интересам. (Аналог ситуации: “На зло бабушке отморожу уши”. ) Из этих комплексов, кроме того, растут: ложная гордость, чрезмерное самомнение, высокомерие, спесь, непонимание того, что извиняться — это просто круто.

    Человек без комплексов, да и просто человек разумный, не обращает внимание на приведённые выше заблуждения. Он отлично понимает, что поступки первичны, а имидж вторичен.

    Не имидж красит поступки, а поступки красят имидж. (Теткоракс)

    Некоторые считают, что просить прощения — это слабохарактерность, что сильные люди не извиняются, даже если чувствуют свою неправоту. На самом деле, как раз наоборот: именно сильные люди способны признать свою ошибку и свою вину, нести ответственность за свои поступки, принять меры к устранению негативных последствий, не просто извиниться, а просить и добиться прощения. И так они поступают не только с точки зрения целесообразности, а прежде всего потому, что это их внутреннее желание.

    3. Эгоизм, безразличное отношение к людям и их чувствам, да и просто банальная лень. Зачем парить мозги и утруждать себя какими-то извинениями? Обойдутся!

    4. Умственная и психологическая инфантильность, социальная недоразвитость, неадекватность, банальное отсутствие жизненного опыта. В этом случае у человека имеется в наличии и чувство вины, и чувство стыда за свои поступки. Но одновременно есть стыд, боязнь и даже страх перед самим процессом извинения. Такой человек предпочитает прятаться в своей раковине, как улитка, и ждать пока всё не уляжется. А может, его и без извинений простят или забудут через какое-то время?

    5. Бескультурье, жёсткий и грубый характер, когда извинения считаются мягкотелостью, слюнтяйством и просто тратой времени.

    6. Заблуждение, необразованность, глупость.

    Глупый не просит прощения за свои проступки, мудрый извинится даже там, где и не виноват. (Теткоракс)

    Некоторые пытаются неуклюже уклониться от извинений под предлогом, что дескать, не умеют просить прощения, мол, для этого дела у них “язык не подвешен”. Неверно. У них просто нет чувства вины, или отсутствует желание извиниться.
    Есть чувства — найдутся и слова. А если нет слов, то нет и чувств.

    Вот цитата по теме с одного из форумов. Её автор попадает сразу под несколько вышеизложенных позиций.

    “Типичный, неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой — вот и извиняется. Такой человек даже извинится перед вами, если ВЫ наступите ему на ногу… Обычно таких людей называют неудачниками… Жаль, что есть такие люди.”

    Как далеко автор этого соображения от вынесенного в заголовок высказывания Шиллера!

    Как понимать этот афоризм немецкого поэта? Что имеется в виду?

    Да всё просто.

    Бывают настолько тяжёлые прегрешения, что добиться прощения за них (также, как и простить) тяжелее всех других достижений. В таких случаях прощение это победа, как для того, кто его добился, так и для того, кто преодолел себя и простил. Бывает, на это уходят годы и даже десятилетия. И особая трагичность ситуации имеет место, когда мы любим человека, но не можем его простить.

    Можно иногда по этому поводу услышать утверждение: “любит — значит, простит”…
    Возможно и так. Но иногда на это уходит вся жизнь………

    Источник:
    http://xaroktet.wordpress.com/2011/02/21/stronger-than-all-t

  6. Вопрос к психологу.
    Все традиционные конфессии учат прощению. А в чем заключается психологическая польза в умении прощать, если человек не относит себя к числу верующих? (Дмитрий, Глухов)
    Ответ.

    Уважаемый Дмитрий!
    Нам порой бывает трудно просить прощения у другого человека за наши собственные промахи. Но, оказывается, еще сложнее простить того, кто нанес обиду и причинил боль. Интересно на сей счет высказался психолог Роберт Инрайт: «Простить – это отказаться от обиды, на которую вы имеете полное право, и предложить тому, кто вас ранил, дружелюбное отношение, которого он не заслужил».
    Прощение для истинно верующего человека – естественная потребность души и необходимый шаг в его духовном росте. Например, в православном христианстве есть т.н. Прощеное воскресение, предшествующее Великому посту и призванное напомнить о том, как важно не только просить прощения, но и уметь прощать.
    В обыденной жизни все обстоит несколько иначе: прощая кого-то, мы разрешаем для себя ряд внутренних и внешних конфликтов, стремимся вернуться к прежнему – психологически комфортному – состоянию.
    Надо заметить, что слово «прощение» созвучно словам «упрощение» (упрощение ситуации) и «прошение» (обращение с просьбой). Владимир Даль считал, что слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». А вот слова «месть» и «мщение» приближены по значению к словам «вместо» (вместо прощения) и «мучение» (отягощение себя).
    Сила внутренних переживаний и внешних проявлений процесса «борьбы с обидой» во многом зависит от особенностей нашего характера, темперамента и воспитания. Нередко мы, пытаясь подавить душевную боль, загоняем ее внутрь себя и вроде бы «забываем» о ней. Но облегчения при этом не чувствуем, поскольку любое напоминание о прежней ситуации вновь и вновь пробуждает в нас чувство былой обиды. О чем это говорит? Верно, о том, что мы на самом деле так и не простили!
    К сожалению, сейчас многие считают, что простить (или, как раньше говорили, «дать прощение») – значит позволить еще больше унизить себя. Кто-то сознательно не стремится прощать, желая оставаться хозяином положения и в любой удобный момент напоминает другому о его прежнем проступке. А иногда мы начинаем «виноватить» и вовсе непричастного к нашим проблемам человека. Просто потому, что своей собственной вины признавать не хотим, а житейская логика подсказывает, что без виновного здесь не обошлось. В итоге, рвем родственные связи, ссоримся с друзьями, прекращаем общение со знакомыми или соседями. И все это по причине внутренней лености или отсутствия желания разобраться в сложившейся ситуации.
    И действительно, многие из нас ждут, когда обидчик осознает свою вину и попросит прощения. Но как быть с теми людьми, которые обидели нас ненароком, так и не поняв, что их поступок причинил нам боль? Или как, например, простить уже умершего человека (ведь он-то точно уже никогда ни о чем не попросит)? Психологи считают, что процесс настоящего прощения запускается лишь тогда, когда мы вдруг понимаем, что этот шаг очень важен для нас.
    И если мы хотим настоящего душевного комфорта, имеет смысл настроиться на долгую и упорную работу над собой. Ведь переживания, не найдя выхода, начинают разрушать нас психически и физически. Большинство т.н. соматических (телесных. – прим. Сергея Саратовского) заболеваний связаны именно с нашим неумением прощать, и шлейф прежних обид тянется за человеком, становясь основной причиной депрессивных состояний и физического недомогания.
    Процесс прощения, основанный на истинном стремлении найти выход из кризиса, состоит из серии этапов.
    Первый этап прощения специалисты называют «открытием». На этой стадии потерпевший человек начинает сомневаться в существовании справедливости и нередко дает волю своим негативным чувствам – злости, гневу и отчаянию.
    Следующий этап – «принятие решения». Теперь человек понимает, что его обида не только не помогает избавиться от боли, но и еще больше вбивает клин между ним и окружающим миром.
    Далее – «действие». Здесь включаются все защитные психологические механизмы и особенности нашей личности: мы пересматриваем прежний взгляд на ситуацию, пытаемся понять причины, приведшие обидчика к такому поступку.
    Последний этап называется «результатом». Только на этой стадии человек принимает окончательное решение о своем отношении к прежней ситуации. Жизнь входит в привычное русло или, благодаря перенесенному потрясению, обретает новый смысл. Именно на данном этапе злость уступает место спокойствию, появляется лояльность к обидчику.
    И лишь после этого можно считать, что процесс прощения успешно завершен.

  7. Ярким примером отказа от мести и прощения является образ Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Проступок любимой Наташи породил в нем желание убить Анатоля Курагина. В Андрее борются тысячи чувств, но побеждает патриотизм. Он отправляется на службу, где становится прекрасным наставником для молодых солдат. Андрей никогда не прятался за спины сослуживцев и выходил на первую линию огня. Во время Бородинского сражения Болконского сильно ранят. Он, лежа практически на смертном одре, вспоминает, как горячо любит свою Наташу Ростову. Мысли о мести ушли, он простил девушку и Курагина. Андрей вспоминает мудрые слова княжны Марии о том, что Бог проповедовал не только любовь к ближним, но и любовь к врагам. В этот момент Болконский прозревает и понимает, в чем смысл великодушия.
    Другой пример, когда герой отказался от своих намерений отомстить, – это Дубровский. Сначала его целью было воздать должное за несправедливо обиженных людей. Владимир никого не убивает, а только грабит. Одержимый местью, он проникает в дом Дефоржа. Но возникшее романтическое чувство к Марии Кирилловне нарушает планы мести. Он отказывается от своей затеи, так как благородство и великодушие побеждает даже самые злые человеческие намерения.
    Умение прощать – самое важное умение в жизни человека. Во-первых, это сложно отказаться от мести, если человек обижен и его переполняет злость. Во-вторых, простить и забыть обиду – задача, выполнить которую удается не каждому. Почему же важно уметь прощать? Прощение делает человека благороднее, учит жертвовать своими интересами и ради других людей. Издавна ценились в обществе люди, которые умеют прощать, ведь у них большое и любящее сердце. Они понимают, что никто не идеален и может ошибаться.

  8. Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых человеческих добродетелей. Прощению очень много уделяется внимание в книге книг – Библии. Всем известна фраза из Евангелия от Луки: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую».
    Что это значит? На мой взгляд, эта фраза говорит о том, что необходимо прощать и доверять людям. Даже если тебя обижали и предавали, нужно попытаться простить этих людей и этот мир. И двигаться вперед, вновь доверяя людям, быть открытым миру.
    Тема прощения разрабатывается в русской классической литературе. Так, в романе «Преступление и наказание» она тесно связана с религиозной темой, темой веры в Бога. Мы знаем, что Родион Раскольников, главный герой романа, совершает страшное преступление – убийство двух человек. Он «успокаивает» себя своей теорией: герой хочет проверить, кто он, на что способен, что ему дозволено. Кроме того, Раскольников уверен, что старуха-процентщица, которую он зарубил топором, была «паразитом», кровопийцей, наживающейся на несчастье других людей.
    После преступления героя начинает мучить совесть, но внешне он сопротивляется своему раскаянию, «хорохорится», не хочет признать собственного нравственного поражения. Однако внутренне Раскольников не может простить себя. Его душа, вся его человеческая суть страдает и исходит болью от осознания того, что он совершил. Недаром Родиону снятся страшные сны – так его подсознание, душа мучаются от чувства вины, страдают.
    Только в конце романа, под влиянием Сонечки, Раскольников «попросил прощения» у народа, общества и во всем сознался. Суд приговорил его к каторге. Именно так герой будет искупать свою вину перед людьми, заслуживать их прощения. Но ведь еще нужно заслужить прощения у Бога, но, прежде всего, надо простить самого себя. Сможет ли это сделать Раскольников? Автор оставляет нам надежду, но окончательный ответ находится за рамками романа.
    Тема прощения тесно связана в романе с образом Сонечки Мармеладовой. Эта девушка наделена необыкновенными качествами, которые развиваются под влиянием тяжелых событий в ее жизни. Сонечка, из-за бедственного положения своей семьи, вынуждена продавать свое тело. Попросту говоря, она стала продажной, уличной женщиной. Но по природе своей это чистейшее существо со светлой душой и помыслами. Можно себе представить, как ей было тяжело. И только вера в Бога помогала Сонечке сохранить свою сущность, нравственный стержень, остаться светлым человеком.
    Мы знаем, что эта героиня не держит зла на своего отца, пропивающего последние гроши, на свою мачеху, фактически пославшую ее на панель, на свою судьбу, наконец. Сонечка умеет прощать в полном смысле этого слова. Простила и поняла она и Раскольникова, потому что полюбила этого человека. Узнав о его преступлении, Сонечка не оттолкнула Родиона, а всеми силами постаралась помочь ему встать на путь истинный. И только благодаря ей Раскольников начал свой путь к возрождению.
    Тема прощения затрагивается и в романе великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир». Известно, что свой идеал семьи писатель воплотил в образе семьи Ростовых. Если в «Преступлении и наказании» тема прощения связана с темой веры в Бога, то в «Войне и мире» — с чувством любви родных людей друг к другу.
    Эпизодов прощения и всепонимания, принятия в семье Ростовых можно найти очень много. Вспомним хотя бы эпизод, когда Николай Ростов признается отцу, что проигрался в пух и прах и ему срочно нужны деньги для погашения долга. Финансовое положение Ростовых тогда оставляло желать лучшего. И все же граф, любя своего сына, принимая его таким, какой он есть, закладывает имения, чтобы выплатить долг сына.
    Или вспомним глупости, совершенные Наташей, – ее увлечение Долоховым, готовящийся побег с ним. Все это нелучшим образом сказалось на репутации семьи, фамильной чести. Но Ростовы, любя свою дочь, прощают ей ее глупости, понимая, что это сделано не со зла, а от неопытности, в поисках своего пути.
    Сонечка, живущая и воспитывающаяся в семье Ростовых, прощает Николая Ростова, который понимает в итоге, что не любит ее. И героиня прощает его, его жену, оставаясь верной семейству Ростовых до конца жизни.
    Во всяком случае, это качество, которое появляется в процессе работы над собой, в процессе самосовершенствования. Прощая человека, ты его отпускаешь с добром, и это добро тебе возвращается. Ведь непрощение прежде всего сказывается на человеке, который не может простить. Чувство обиды и злобы, боль разрушает его изнутри, не давая нормально жить, идти дальше. Именно поэтому необходимо научиться прощать.
    Но умение прощать важно не только в личных отношениях между людьми. Оно очень значимо и в более широком смысле, глобальном масштабе. Ведь прощение очень тесно взаимосвязано с терпимостью, толерантностью, дружелюбием. Если люди научатся прощать, мне кажется, меньше будет национальных и государственных конфликтов, люди на улицах станут добрее, терпимее, больше появится улыбок, а значит, больше в мире будет света и добра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *