Сочинение рассуждение на тему слово это поступок

6 вариантов

  1. Вся наша жизнь состоит из слов. Мы говорим и слушаем как говорят окружающие. Некоторые слова подталкивают нас к определенным действиям, воспоминаниям, поступкам. Вовремя сказанные слова – тоже поступки. И зачастую этими словами можно спасти человека, а нередко – уничтожить.
    Мы часто говорим с родственниками, с друзьями, с незнакомыми людьми и с самим собой. И частенько, мы не задумываемся о высказанном и задеваем человека за живое… он переживает и чаще всего не показывает виду, но потом уже доверять будет не так как раньше. После того как нас самих задевают слова окружающих нас людей мы становимся жестче. И впоследствии ищем подвохов в словах, теряя доверие к людям.
    “Слова – это тоже поступки, а поступки – это разновидность слов”. Смотреть можно на поступки, смотреть можно на слова. Чувствовать человека можно через то и другое.
    Вовремя сказать просто «прости» , «люблю» , «спасибо» или просто комплимент. И нам не тяжело, и человеку приятно. Как хорошо становится после услышанного комплемента. И настроение поднимается, и чувствуешь себя лучше. Нужно не бояться говорить хорошие и приятные вещи, или правду. Как бы не больно было её услышать.
    В народе говорят: встречают по одежке, провожают по уму. Если перефразировать эту народную мудрость, можно сформулировать так: встречают – по словам, провожают по поступкам. Поэтому можно смело сказать, что слова – это тоже поступки, от которых зависят не только наша жизнь, но и судьбы окружающих нас людей.

  2. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»
    Нельзя не согласиться с высказыванием поэта  В. Шефнера. Самое удивительное, что создало человечество, без сомнения, – это язык. Без него невозможны развитие науки, искусства жизнь людей. Вспомним русские пословицы: « Живое слово дороже мертвой буквы», «Пулей попадешь в одного, а метким словом-в тысячу», «Хорошую речь и хорошо слушать», «Человеческое слово стрелы острее»… Действительно, убеждаешься в том, как велико значение языка в нашей жизни. Конечно же, чтобы правильно выразить свою мысль, нужно учиться долго и упорно. Надо не забывать, что словом можно выразить любовь, все свои чувства , но и обидеть человека  можно тоже словом. Помните: «Язык мой – друг мой» или «Язык мой –враг мой». Недавно на уроке русского языка наша учительница Светлана Михайловна прочитала нам легенду о древнегреческом баснописце Эзопе. На мой взгляд, очень поучительная легенда. Эзоп доказал философу Ксанфу, что лучшим или худшим на свете является язык. И только от человека зависит, как он будет пользоваться удивительным оружием – языком.
    Слово обладает великой силой – «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Обратимся к «Слову о полке Игореве». Вспомним «Золотое слово» Святослава, в котором государственный деятель обращается с призывом к русским князьям объединиться и встать на защиту Русской земли ( «Постоять за Русскую землю, за Игоревы раны»). Или «Плач Ярославны», где она обращается  со словами к силам природы. Я думаю, слова Святослава и страдания, тоска  Ярославны понятны людям любой эпохи.  Да, оно, слово, может объединить людей, может дать силу, надежду. Когда мне плохо, нет настроения, мама всегда может найти нужные добрые слова, чтобы утешить меня. Какие они ласковые, нежные, родные!
    Мама с детства воспитывала во мне  бережное отношение к языку, слову. Бывает, скажешь нехорошее слово, она всегда говорила, что в эту минуту ангел отлетает и остаешься без защиты.
    Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: « Слово есть поступок». А за свои поступки надо отвечать по совести и не забывать, что  «словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить».

  3. Поступок — это действие, за которое человек несет личную ответственность, выбранное им свободно, оно имеет как личностное, так и общественное значение. В своих поступках человек должен руководствоваться чувством такта. Такт — выбор формы и меры поступка, в котором возникшее в процессе межличностного общения противоречие разрешается наиболее целесообразно, с сохранением достоинства человека, расположенности и чуткости к нему.
    Главное назначение также — сохранить взаимную доброжелательность. Тактичные человек, к примеру, заметив ошибку, исправит ее незаметно, без привлечения внимания к ней или же оставит ее неисправленной, если она не затрагивает чьих-то интересов. В одних случаях такт требует умения избежать ошибочных действий, в других — “не заметить” чьей-то оплошности, в третьих — отвлечь внимание человека от неуместного действия или вопроса. Отсутствие такта — бестактность — может причинить другому человеку обиду, даже страдания (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя “обидчик” и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его.
    Нравственно несгибаемый человек в своих поступках не отступит от норм общепринятой морали, в основе которой лежит уважение, доброжелательность, чуткость, предусмотрительность к другому человеку. Слова и действия его будут облагораживающе воздействовать на окружающих. Кроме того, высоконравственный человек не пройдет равнодушно мимо явного проявления зла, насилия, несправедливости. Он тактично укажет на ошибки морально нестойких или малоопытных людей. Нравственная непримиримость выражается в требовательности к человеку и является своеобразной мерой уважения к нему. Нравственно наступательный характер деятельности проявляется в борьбе с недостатками в человеке, в содействии его всестороннему развитию и в формировании личностных качеств.

  4. слова тоже невозможно, не согласиться с этим мнением. обосную свой ответ. в жизни мы часто делаем такое: сначала говорим, а потом начинаем задумываться, над сказанными словами, правильное или неправильное, хорошее или плохое ты сказал. и довольно-таки часто, получается то, что ты сказал неправильное, плохое, которое может схватить человека за сердце. возможно, тебе кажется. что ты ничего такого и не сказал, но ведь ты не можешь заглянуть человеку в душу и в сердце. человек может улыбаться в том случае, даже когда ему тяжело, и улыбаться для него, это значит “умереть”. получается, когда человеку тяжело и он улыбается, это приносит ему адскую боль, а это из-за какого-то одного, сказанного чужим или близким человеком слово. плохое слово, сказанное близким и чужим человеком влияет на тебя по-разному. но в обоих случаях оно оставляет на душе след, на сердце рану. если человек, проходящий мимо тебя, оскорбил тебя, то ты немного поволнуешься, подумаешь, что в тебе не так и пойдешь дальше. но если, например, родственник, мама, сын, дочь сказали обидное слово, оно врывается в душу, и вырезает там такой след, которого в жизни быть не может. нет, ты не просто не можешь забыть это слово, ты запомнишь его навсегда, и будешь по-другому относиться к этому человеку. пусть даже он самый близкий из близких. наконец, кто-то замечает, что у человека не всё хорошо, и начинает расспрашивать, что случилось и так далее. если человек доверяет этому чедловеку, он расскажет ему все, и этот человек даст ему совет, как поступить в этой ситуации. но если человек не знает, что все ё него плохо, и скажет такое слово, с котоым не может сравнится ничего, горы золота, серебра, для него будет достаточно! и в данном случае человек совершает поступок, хороший, добрый, замечательный, прекраснейший поступок! ведь он только сделал добро! ведь, не обязательно, поступок – это грандиозное действие, поступком может быть что угодно, ведь, слова это тоже поступки.

  5. (Монолог — по форме, диалог — по сути)

    Мы не хотим великолепно… только говорить… монолог.
    Мы хотим им дей­ствовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого слова!
    К. С. Станиславский
    ·
    Не прекращаются горячие споры: нужна или изжила себя монологическая форма в ораторской
    деятельности?
    Одни совсем отрицают монолог и утверждают его замену диалогической формой общения.
    Другие пытаются утвердить его право на жизнь, раскрывая диалогическую суть подлинного,
    действенного монолога.
    «Монолог (от греч. monologos, где monos — один + logos — речь) — это скорее одностороннее
    движение информации, субъ­ективно-объективные отношения, в социальном плане — форма
    авторитарного управления, административно-командных мето-
    дов»’.
    Такой монолог отвергается сегодня слушателями, им не нужна казенная, изобилующая
    известными истинами или нази­дательная речь.
    Но им, как никогда, необходимо живое, убедительное слово, воздействующее па аудиторию
    в борьбе различных мнений, оце­нок, точек зрения… Поэтому «переход к диалогу не
    должен быть понимаем механически, как призыв полностью отказаться от традиционной
    формы монолога… и заменить его обязатель­ным, прямым диалогом… со слушателями.
    Речь идет о более ши­роком и основательном использовании… не монологических приемов
    и видов речи, чтобы максимально активизировать мыш­ление человека, приходящего в
    аудиторию, и тем самым способ­ствовать его активизации в общественной жизни»2.
    Что же такое монолог и каковы его характерные особенно­сти? Известно, что среди
    существующих видов речи мы разли­чаем устную, письменную и внутреннюю. Каждая из
    этих видов речи имеет свои разновидности. Так, к устной речи относятся: разговорная,
    диалогическая, полилогическая (беседа нескольких человек), монологическая — доклады,
    лекции, выступления. Каждый вид речи характерен своими особенностями. Например,
    разговорная речь ораторов, рожденная непосредственным обще­нием с живой аудиторией,
    переплетается с особенностями пись­менной речи. И наоборот, в письменную речь вплетаются
    эле­менты разговорной (например, в письмах). Произведения худо­жественной литературы
    насыщены разговорной диалогической, полилогической, монологической речью.
    Письменная и устная речь рождаются внутренней. Внутрен­няя речь человека — это
    процесс сосредоточенного думания, средство выражения и развития мысли, эмоционально-волевых
    свойств характера. Внутренний умственно-речевой процесс тес­нейшим образом связан
    с действиями человека и его отношением к окружающей действительности. Когда возникает
    обстоятель­ство, которое расходится с представлением о нем человека (пред­ставление
    может быть и ошибочным), тогда человек начинает сосредоточенно думать, чтобы изменить
    по своему желанию это обстоятельство.
    Так внутренний умственно-речевой процесс, включенный в систему действия и отношения
    человека к окружающий дейст­вительности, «оказывает влияние на действия и поступки,
    пред­варяет и подготавливает общение, осуществляемое при посред­стве устной и письменной
    речи»1.
    А что же такое монолог оратора? В жизни человек всегда ве­дет внутренний монолог
    или диалог с тем, кого слушает. Внут­ренний монолог органически связан с процессом
    оценки проис­ходящего, с обострением внимания к происходящему, с сопостав­лением
    своей точки зрения с точкой зрения говорящего. Так что аудитория, хоть и молча,
    участвует в диалоге с выступаю­щим. Но как сделать, чтобы этот диалог стал более
    целенаправ­ленным и результативным?
    Различают два вида монолога: внутренний и обращенный. Внутренний монолог — это
    жизненная потребность человека в переоценке своего поведения, поступков, взглядов,
    в мотивиров­ке и утверждении своих жизненных позиций, в определении своего отношения
    к тому или иному событию, факту, обстоя­тельствам, людям. Рождается такой монолог,
    когда человек чем-то «выбит из жизненной колеи», расстроен, когда сложилась ситуация,
    вынуждающая его вести борьбу с самим собой.
    В обращенном же монологе человек адресует свои слова слушателям с целью воздействовать
    на их сознание и чувства. По существу, обращенный монолог представляет собой также
    процесс активного размышления в нем также решается жизнен-
    ·
    но важная проблема, а сиюминутность рождения мыслей на гла­зах аудитории заставляет
    верить в искренность оратора.
    И действительно, если оратор раскрыл тс обстоятельства, которые «выбили нас из
    жизненной колеи», мимо которых нель­зя пройти равнодушно и необходимо искать выход
    если опреде­лил проблему и решает ее вместе со слушателями, отыскивая мотивы предполагаемых
    поступков, действий если сопровождает речь сложнейшей гаммой чувств, то аудитория
    буквально прико­вана к нему. Вместе с ним слушатели переживают, думают, приходят
    к определенному решению, заключению, действию.
    Взволнованно-эмоциональное состояние в моменты моноло­гического взаимодействия
    (плох тот оратор, который не взвол­нован разговором со слушателями) приводит в действие
    весь психофизиологический механизм мыслей и чувств.
    Поэтому монологическая речь отличается рядом характерных признаков:
    — она насыщена обилием вопросов, ответы па которые пока­зывают стремление оратора
    разъяснить не только слушателям, но и самому себе (как бы переосмысливая) создавшуюся
    ситуа­цию, решить поставленную проблему
    — поисковая деятельность рождает предположения, доводы, утверждения, доказательное
    отрицание ошибочных положений и т. п.
    — поиск и переживание будят память и воображение — воз­никают образы, ассоциации,
    сравнения, сопоставления, что дела­ет логическую мысль особенно зримой, осязаемой
    — яркие видения внутреннего зрения, анализ путем сопос­тавлений и противопоставлений,
    постановки вопросов, воскли­цания, вся логика действия в монологе невозможны без
    владения внешней техникой речевого действия.
    Живое, наполненное энергией действия слово оратора всегда рельефно (точно «рисует
    мысли»), колоритно (ярко, сочно, про­питано сложнейшей гаммой чувств, выражаемых
    средствами языка и речевых интонаций), характерно (передает жанр, стиль выступления).
    Такая речь отличается особыми свойствами прос­тоты, доступности слога, становится,
    как замечает В. Белов, собеседницей.
    Чтобы монологическая речь оратора была диалогом со слу­шателями, собеседницей,
    следует воспитывать, тренировать и элементы внутренней техники речевого взаимодействия:
    мышеч­ную свободу, внимание, волю, воображение, оценки, отношение, юмор, гражданский
    темперамент, диалектическое мышление, навыки общения и т. д.
    ·
    Такой навык, как мышечная свобода (кстати, игнорируемая современными деятелями
    театра и эстрады), обязателен для оратора. Подчеркнем его значимость беседой с ученым-физио­логом.
    — Что мог бы сказать физиолог, взглянув на скульптуру Родена «Мыслитель»? Почему
    он сидит, нахмурясь, в такой напряженной позе? Чтобы легче было думать?
    — Физиолог сказал бы: от напряжения мышц думающему человеку не становится легче.
    Напротив, он тем самым затруд­няет себе процесс мышления. Конечно, в искусстве —
    особенно в скульптуре – очень трудно показать невидимую и неслышную работу мысли.
    И с художественной точки зрения поза, выбран­ная Роденом, действительно хороша.
    Мы видим, какой тяжелой работой занят человек, когда он решает что-то важное. Но
    с точки зрения науки, роденовскому «Мыслителю» нужно было расслабленно, слегка прикрыв
    глаза, расположиться в удобном кресле. Тогда бы думалось намного легче. Весь поток
    информа­ции посылают в мозг прежде всего мышцы, которые составляют 40 процентов
    всего тела. Нет смысла включать их в работу, если цель — не поднять тяжесть, а всего-навсего
    — хорошенько подумать1.
    Очень важно иметь хорошо натренированное воображе­ние. Воображение оратора создает
    то, что может произойти. Поэтому активность воображения имеет в деятельности оратора
    большое значение. Оно — воображение — вызывает действия, желания возбуждать у слушателей
    нужные мысли и чувства.
    Мы видим эти воображаемые картины внутренним зрением. Так же мы слышим воображаемые
    звуки внутренним слухом. Для умения удерживать в памяти эти картины внутреннего
    видения необходимо натренированное в и и м а н и е. Творчество требует очень стойкого
    внимания. Причем внимания не холод­ного, рассудочного, а теплого, согретого сердцем,
    чувственного.
    Оратор должен быть внимательным не только тогда, когда он выступает, но и в самой
    жизни. На окружающую пас действи­тельность надо смотреть с проникновением в глубь
    того, что видишь, за чем наблюдаешь. И выбирать наиболее важное, инте­ресное, типичное.
    Это позволит насыщать выступление яркими, красочными примерами, картинами, а стало
    быть, сделает его живым, запоминающимся.
    1 См.: Беседа Е. Манучарова и В. Невельского с директором института им. И. П.
    Павлова, членом-корреспондентом АН СССР А. Говыриным //
    Каждой фразой, каждым словом оратор должен побуждать слушателей — то попять определенную
    мысль, то увидеть мыс­ленно рисуемую им картину, то обратиться к воспоминаниям и
    так далее. И тут надо сказать: если оратор не видит за словами реальных или воображаемых
    картин жизни, то их не увидит и слушатель, как бы красиво не говорил оратор. Значит,
    процесс речи может быть речевым действием только тогда, когда проис­ходит «заражение»
    другого или других своими видениями пере­дача другому или другим того, «что видишь
    и мыслишь сам»1.
    Однако не все видения могут вызывать эмоциональную реак­цию у самого оратора,
    а значит, и у слушателей. Надо чтобы отобранные в период подготовки или возникшие
    в процессе общения видения имели бы «личную значимость». Что это зна­чит? Установлено,
    что воспоминания о событиях, которые имели место в личном опыте человека, вызывают
    у пего сильную реак­цию, но не надо ограничиваться только лично пережитыми со­бытиями,
    картинами. Надо пользоваться и тем, что вам расска­зали, о чем вы прочли, что вы
    увидели… и что вас взволновало и родило подлинное чувство: радости, негодования,
    досады, гнева, счастья… Видения возникают обязательно в пространстве и движении:
    вы восстанавливаете картину, подробно видя, кто, где стоял, что и как делал, как
    делал или как говорил, как его воспринимали.
    Это говорит о том, что мы воспринимаем все явления действи­тельности не статичными,
    а в движении, в динамике, в процессе.
    Но видение — это не только зрительное восприятие предмета. Это восприятие предмета
    всеми органами чувств: зрением, слу­хом, обонянием, осязанием и т. д. Например,
    мы говорим: «ли­мон», и у нас возникает не только зрительное восприятие лимо­на,
    но и ощущается его вкус и аромат. Ощущения, получаемые от того или иного объекта,
    могут быть не одинаковыми: яснее и резче выступает то ощущение, которое в данный
    момент дейст­вует сильнее остальных. Так, например, вы смотрите вдаль и видите сирень.
    Обоняние в этом случае уступает зрению. Но вот вы сорвали ветку и нюхаете ее: обоняние
    взяло верх над зрением. Или они слились в одно комплексное ощущение цветка.
    Значит, передавая картины жизни, события, оратор видит их во всем комплексе ощущений.
    И какое-то из ощущений будет сильнее других: зрительное, или слуховое, или осязательное…
    Конечно, оратор отбирает такие видения, которые бы могли воздействовать на слушателей.
    Не рядовые, не бытовые, а скорее
    необычные, не похожие на все другие, которые нам пришлось видеть. Они, эти картины,
    слишком красивы или слишком без­образны, слишком высоки или слишком низки, горячи
    или хо­лодны… Они выше обычного уровня, обычной нормы. Умейте отбирать такие факты,
    рисовать такие картины, которые не мог­ли бы оставить равнодушными аудиторию. Видения
    в своей превосходной степени, как сгусток всего наиболее яркого и ха­рактерного,
    побуждают оратора к активности. И речь его стано­вится эмоциональной, воздействующей
    на слушателей.
    Надо знать еще одну закономерность: со временем одни и те же факты, картины перестают
    возбуждать творческую психо­технику оратора: они становятся привычными, а стало
    быть, обычными.
    В этом случае рекомендуется отыскивать новые факты, кар­тины. Новый, пусть даже
    слабый раздражитель, действует на человека сильнее, чем старый, который когда-то
    был сильным. Это не значит, что следует все заменять. Речь идет только о том, чтобы
    внести что-то новое, неожиданное, интересное.
    В высшей степени важная закономерность речевого взаимо­действия: утверждать свое
    определенное отношение к содер­жанию выступления, заражать им слушателей. В ораторском
    искусстве нет места равнодушию, безразличию. Или положи­тельное, или отрицательное,
    но никогда — безразличное отноше­ние к передаваемому в речи!
    Отношение оратора к излагаемому материалу является вы­ражением его мировоззрения
    и жизненной позиции. Отношение к материалу является истоком, из которого рождается
    чувство. Отношение оратора к своей речи характеризует его образ как гражданина.
    Отношение, рождая чувства, ведет к активности речевого действия.
    Мы говорили, что оратор общается с аудиторией «глаза в глаза». Но не следует
    понимать это упрощенно. Общение «глаза в глаза» подразумевает целую гамму тонкостей.
    В одном случае оратор задумывается, как бы ища ответы на поставленные вопросы, погружается
    в решение какой-нибудь задачи. В этом случае слушатели начинают вместе с ним искать
    ответы, мыс­лить, решать проблему. Такой способ общения будет как бы «че­рез себя»,
    через «самообщение». Оратор концентрирует внима­ние слушателей на собственных «мыслях
    вслух» и заставляет их тем самым разделять его поиск.
    В другом случае, наоборот, убежденность в правоте своих суждений рождает потребность
    прямо обратиться к слушателям, увидеть их глаза, прочитать в них согласие или несогласие.
    ·
    В третьем случае следует общаться «через дымку своего видения». Оратор «рисует»
    обсуждаемый объект так, как он ему представляется. «Говорить — значит рисовать зрительные
    обра­зы», то есть оперировать готовыми, ранее сложившимися виде­ниями. Но передавать
    эти видения так, как будто они сейчас родил ись.
    Действие словом только тогда может быть действием, когда все осуществляется,
    «как в первый раз». Не передавать готовые суждения, заключения, выводы, а стараться
    сейчас и здесь, вместе со слушателями думать, искать, решать… Заставить их пройти
    вместе весь ход развития мысли — действия. «Ху­дожник, для того, чтобы действовать
    на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием, — писал Л. Н.
    Толстой. — Если он все нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует.
    Только если он ищет, зри­тель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках»1.
    В понятие «форма речи» входит не только выстройка мате­риала, расположение его
    частей по законам перспективы разви­тия мысли-действия, но и воспроизведение этого
    материала по законам речевой перспективы.
    Под словом «перспектива» понимается гармоническое соотношение и распределение
    частей при охвате всего целого. Без перспективы нет речи. Выступление оратора должно
    иметь перспективу и конечную цель (сверхзадачу). В одной из телеви­зионных передач
    известный музыкант сказал: «Когда я подни­маю палочку, чтобы начать симфонию, я
    слышу ее финал». И так во всех видах искусства: музыке, живописи, скульптуре, ли­тературе,
    драматическом искусстве, балете, и конечно, в оратор­ском искусстве. Начав выступать,
    надо иметь на прицеле финал речи. Звук, слово, фраза живут не сами по себе, они
    живут в зависимости от целого, от того, что было и что будет впереди.
    Перспектива — это «видимая даль», это умение охватить целое, понимать, к чему
    ведешь за собой слушателей. Перспекти­ва делает оратора «дальнозорким», видящим
    конечную цель своего выступления, умеющим «шагать» к главному месту своей речи —
    к кульминации.
    Кульминация, с эстетико-психологической стороны восприя­тия, есть момент наиболее
    возбужденного ожидания главного. Поэтому, если это ожидание наступает раньше или
    позже, то оно теряет свою силу воздействия и вызывает либо чувство не­удовлетворенности
    (если раньше), либо чувство утомления (если
    слишком поздно). Вот почему ораторам полезно знать совет К. С. Станиславского:
    «Надо быть экономным и расчетливым и все время иметь на прицеле финальный и кульминационный
    моменты… Чувство расходуется не но килограммам, а по сантиграммам»1, (разр. моя.
    — 3. С).
    Иной оратор начинает свое выступление очень эмоционально, порой даже излишне
    суетливо. Много жестикулирует, даже вы­бегает из-за трибуны и вновь идет за нее.
    И так на протяжении всего выступления. Это не темперамент, это — незнание законов
    восприятия звучащего слова. Ведь человек, который в начале выступления суетится,
    волнуется, слишком громко говорит, а слушатели еще не могут понять, о чем идет речь
    и почему оратор так переживает, он кажется им сумасшедшим. Таково утверждение ученых.
    И это истина, которую легко проверить. У нас появились ораторы, не заботящиеся о
    том, чтобы их поня­ли и поняли с самого начала. А поняв, пошли за ними в мир их
    мыслей. В этом и есть суть действия зачина выступления: нето­ропливой, интересно
    построенной, произнесенной «па внутрен­нем темпераменте» речью захватить внимание.
    А открытый тем­перамент и наиболее выразительные языковые и речевые сред­ства оставить
    для главной — кульминационной части речи.
    Мастер речевого взаимодействия владеет тремя перспектива­ми речи: логической,
    переживаемого чувства, художественной. Любое речевое действие сопровождается определенными
    чувст­вами. Через них слушатели понимают, как оценивает оратор то, о чем говорит.
    Оценки, отношения бесстрастными, равнодуш­ными не бывают.
    Художественная перспектива — это умение распоряжаться выразительными средствами
    речи на протяжении всего выступ­ления. Все, что говорилось о логической перспективе
    и перспек­тиве переживаемого чувства, «в не меньшей мере относится к звуку голоса,
    к речи, к движению, к действию, к мимике, к темпераменту, к гемпоритму. Во всех
    этих областях тоже опасно сразу зарываться, опасно быть расточительным. Нужна эконо­мия,
    верный расчет своих физических сил и средств воплоще­ния»2. Но при этом важно не
    уподобиться такому оратору, про которого говорят: «Не успел докладчик разойтись,
    как уже ра­зошлись слушатели» (Э. Кроткий).
    Коль скоро оратор обязан действовать словом, значит надо не только глубоко вникать
    во внутреннюю сущность того, о
    чем говоришь, чувствовать эту сущность, но и уметь понимать, ощущать глаголы
    действия. Значит, надо их знать.
    Какими же глаголами мы действуем в жизни? Их множество. Вот некоторые из них:
    Вызвать сочувствие. Высмеивать. Допус­тить. Дать совет. Заинтересовать. Заинтриговать.
    Запретить. Заставить принять решение. Изгнать. Инструктировать. Инфор­мировать.
    Испугать. Командовать. Молить. Намекать. Напра­вить. Настоять. Ободрить. Обрадовать.
    Объяснить. Остановить. Отклонить. Побудить. Повелевать. Позволить. Помочь. Пону­кать.
    Предложить. Предостеречь. Попросить. Протестовать. Разоблачить. Разрешить. Разуверить.
    Распорядиться. Рекомен­довать. Решить. Согласиться. Сомневаться. Стремиться отделать­ся.
    Убедить. Увещевать. Уговорить. Угрожать. Удивить. Указать. Уничтожить. Упрекнуть.
    Уступить. Утвердиться. Пожелать. Позвать…
    Каждый из этих глаголов действия сопровождается опреде­ленным чувством, эмоцией.
    А известно, что эмоции окрашивают голос.
    Например, глагол «ободрить», сопровождаемый доброй, радо­стной эмоцией, окрасит
    голос светлым тембром, звучащим в верхнем регистре. А глагол «упрекнуть», наоборот,
    окрасит голос темным, тяжелым тембром, сопровождаемым чувством досады.
    Еще к примеру один глагол — «звать». Убедимся, как меняет­ся его звучание, когда
    меняются отношения, чувства.
    Иди сюда — я приглашаю.
    Иди сюда — прошу тебя.
    Иди сюда — я умоляю!
    Иди сюда. Прости меня.
    Иди сюда! Как ты жесток!
    Иди сюда. Ты дал урок.
    Иди сюда. О, вижу я В твоих глазах — вся жизнь моя!
    (Со снисхождением)
    (С недоумением)
    (С тревогой)
    (С чувством вины)
    (С упреком)
    (С покорностью)
    (С благоговением)
    Полезно знать и разновидности тембра голоса: Бархатный. Блестящий. Богатый. Вибрирующий.
    Гладкий. Глухой. Горячий. Крикливый. Легкий. Дрожащий. Жесткий. Живой. Заглушён­ный.
    Застывший. Звонкий. Звучащий. Золотой. Медный. Мажорный. Металлический. Минорный.
    Мягкий. Назальный. Нежный. Нормальный. Острый. Открытый. Подавленный. Полный. Пустой.
    Резкий. Светлый. Свободный. Серебряный. Сжатый. Скрипучий. Скрипящий. Слабый. Слезливый.
    Сонор­ный. Спокойный. Сухой. Темный. Теплый. Твердый. Тусклый.
    Тупой. Тонкий. Тяжелый. Узкий. Холодный. Хриплый. Широкий. Белый. Ясный…
    Выступая с той или иной речью, необходимо определить основной тон выступления.
    Одно дело — открытие выставки карикатуристов, другое — открытие выставки, посвященной
    Великой Отечественной войне. В первом случае тембр бодрый, светлый, легкий, тон
    не ниже среднего регистра, а некоторые фразы звучат даже в верхнем регистре. Надо
    сделать людей, пришедших на выставку, свободнее, веселее… Во втором слу­чае —
    надо сделать людей «тяжелее». Они должны проникнуться глубоким уважением к событиям,
    к героизму боевого поколенья. Тон голоса низкий, а тембр иногда тяжелый, жесткий
    (идет разговор о трагических эпизодах военной норы), иногда теплый, мажорный, свободный…
    К. С. Станиславский называл основной тон выступления «душевным тоном», «доминирующим
    аккордом», «лейтмоти­вом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном», на
    котором протекает, разворачивается, изменяется, выполняется вся партитура публичного
    выступления1.
    Поиск основного тона идет через поиск сверхзадачи выступ­ления. А постоянная
    смена тембров — искусство тембрирова-ния — проявляет чувственную жизнь оратора.
    «Для передачи другим своих мыслей, то есть логических и последовательных суждений,
    существует слово, речь. Для пере­дачи другим видений своего внутреннего зрения существует
    образная речь, а для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми
    интонациями»2, — говорил К. С. Ста­ниславский.
    Речевое действие всегда направлено на результат. Риторика и есть наука о способах
    создания речевого поступка.
    Публичное выступление — это проверка жизнеспособности всех элементов речевого
    взаимодействия. Поэтому анализ вы­ступления необходим, как продолжение работы над
    совершенст­вованием ораторского мастерства.
    Сумел ли собраться перед выходом? Был ли действенным выход? Выдержал ли начальную
    паузу? Привлек ли внимание слушателей? Удержал ли внимание слушателей до конца высту­пления?
    Каков был финал? Владел ли обратной связью? Сумел ли «зажечь» аудиторию? Толково
    ли отвечал на вопросы? Сво­бодно ли звучал голос? Следил ли за дикционной четкостью?
    Как воспринимался юмор?..
    Критически оценить различные стороны содержания и фор­мы выступления помогает
    ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
    Вопросы, подлежащие оценке
    Оценка в баллах
    Примечание
    ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Внешний вид. Мышечная свобода. Позовая активность.
    Жесты, мимика, движения.
    ·
    ·
    СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Свобода звучания голоса. Индивидуальный тембр. Дикционная
    четкость. Культура речи. Богатство интонирования.
    ·
    ·
    РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Действенность выхода. Зачин. Захват и удержание
    внимания. Общение. Учет аудитории. Обратная связь. Содержательность и доказательность.
    Видения и отношения. Художественная перспектива. Сквозное действие и сверхзадача.
    Финал. Степень эмоционального воздействия.
    ·
    ·
    Оценки ставятся по пятибалльной системе с добавлением плюсов и минусов (+, -).
    В последней графе аргументируются выставленные оценки.
    Рекомендованные вопросы могут быть сформулированы ина­че, число их сокращено.
    Пользование схемой поможет самоанализу. Она подскажет, что удалось, а над чем
    надо еще поработать. Готовясь к выступ­лению, оратор знает заранее, па какие моменты
    будет обращено внимание слушателей.
    Критическое отношение к себе, способность серьезно анали­зировать собственные
    победы и поражения, желание совершен­ствоваться — это верные признаки творческого
    роста оратора.
    ·
    Встреча оратора со слушателями — это не просто встреча с частным лицом, это —
    встреча с обществом. Поэтому необходимо помнить о своей гражданской ответственности
    перед аудиторией, к которой обращено ваше слово.
    ·
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Какие существуют виды речи?
    Какова природа рождения монолога?
    Какие различают виды монолога?
    Какие характерные признаки монолога?
    Какие существуют элементы внутренней техники речевого действия?
    Что надо знать о видениях?
    Какова роль отношения в ораторском искусстве?
    Какие существуют тонкости общения с аудиторией?
    Что значит владеть перспективой в ораторском выступлении?
    Почему надо обогатить свой запас глаголов действия?
    Что значит «основной тон» выступления?
    Что передает меняющийся постоянно тембр голоса?
    Что дает оратору анализ прошедшего выступления?
    ·
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей»
    и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете,
    угрожаете, сомневаетесь…
    Упражнение «Отношение». Произносите, меняя отношения, напри­мер, такую фразу:
    «И вы это сделали» — с восхищением, пренебрежением, гневом, радостью, недоумением…
    Заметьте, как меняется интонация, как каждый раз по-разному окрашивается ваш голос.
    Упражнение «Видение». Произносите какое-либо слово и ста­райтесь увидеть его
    как можно полнее, ярче. «Лес», «Речка», «Справедли­вость», «Правда»… За любой
    абстрактной фразой надо видеть конкретные картины. Произнесли «справедливость» и
    вспомните случай из вашей жизни, а может быть, из чужой, и восстановите в памяти
    это событие, случай. Нарисуйте внутренним видением, как это было.
    Упражнение «Перспектива». Мы показали, как насыщены поэти­ческие строки А. С.
    Пушкина риторическими приемами, такими, например, как анафора, многосоюзие, градация,
    инверсия и другими.
    Выбрав небольшое стихотворение, постарайтесь разбить его на пять частей: экспозицию,
    завязку действия, развитие действия, кульминацию и финал.
    1-я часть Экспозиция В полк пригласили мать героя — Где сын навечно в
    списки занесен.
    ·
    2-я часть Завязка действия Старушка седенькая шла вдоль строя Как будто
    бы искала, где же он?..
    ·
    3-я часть Развитие действия По-матерински вглядывалась в лица, Не обожженные
    войной,
    И думала:
    ·
    4-я часть Кульминация «А если повторится — Они такие же,
    ·
    5-я часть Финал Как мой…»
    Николай Савков
    ·
    Не торопитесь прочесть первые строки. Они очень важны, как зачин в ораторской
    речи. Первые фразы втягивают слушателей в атмосферу собы­тий, заинтересовывают.
    Точно так же не проглатывайте чрезвычайно важные последние два слова: «Как мой».
    В этом весь смысл стихов. И, не торопясь, стремитесь к ним. Развивайте мысль, идите
    к концу стихотворения, не затухая эмоционально и голосово (что весьма часто бывает),
    а, наоборот, наращивая действие, ведущее к сверхзадаче: сказать всем, что не оскудела
    Русская земля патриотами своей Родины.
    ·
    Разделы:Скорочтение – как читать быстрее |
    Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения |
    Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
    Угол зрения – возможность научиться читать зиг-загом |
    Концентрация внимания – отключение посторонних шумов
    Медикаментозные усилители – как повысить концентрирующую способность мозга |
    Запоминание – Как читать, запоминать и не забывать |
    Курс скорочтения – для самых занятых |
    Статьи |
    Книги и программы для скачивания |
    Иностранный язык |
    Развитие памяти |
    Набор текстов десятью пальцами |
    Медикаментозное улучшение мозгов |
    Обратная связь

  6. Цели:

    Образовательные:

    1. Разъяснить значение понятий “поступок”,
    “проступок”.
    2. Научить разграничивать эти понятия.
    З. Показать источники собирания материала по
    теме.

    Развивающие
    :
    1. Сформировать умение разграничивать поступок
    и проступок.
    2. 0тработать навыки написания
    сочинения-рассуждения, добиваясь четкой
    формулировки тезиса, убедительной системы
    доказательств и умения делать заключительный
    вывод.

    Воспитательные
    :
    1. Расширение кругозора.
    2. Развитие познавательной активности.
    3. Воспитание любви к литературе.
    Оборудование: мультимедиапроектор,
    слайды, раздаточный материал.
    План
    I. Вступительное слово учителя.
    II. Словарная работа.
    III. Работа с текстами.
    IV. Анализ высказываний известных людей.
    V. Определение семантического ряда понятий
    “поступок”, “проступок”.
    VI. Работа над структурой сочинения-рассуждения.
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    Ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к
    сочинению-рассуждению. Откройте свои тетради,
    запишите число, классная работа и тему сочинения:
    “Такие разные поступки и проступки”.
    II. Словарная работа.

    Учитель
    : Как вы понимаете, что такое поступок?
    Ученики: Поступок – это какое-либо действие.

    Учитель
    : Хорошо. Давайте обратимся к
    “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова
    и Н. Ю. Шведовой и посмотрим, какое определение
    “поступка” дается в нём. Запишите это
    определение.
    “Поступок – это 1. совершенное кем-нибудь
    действие;
    2. решительное, активное действие в сложных
    обстоятельствах”.
    – Составьте несколько словосочетаний со словом
    поступок.
    Ученики: Поступок брата, оценить поступок,
    хороший поступок, плохой поступок, смелый
    поступок, неожиданный поступок.

    Учитель
    : Молодцы! Подумайте, что такое
    проступок?
    Ученики: Проступок – это что-то плохое,
    отрицательное
    .

    Учитель
    : Верно. Давайте ещё раз обратимся к
    “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова
    и Н. Ю. Шведовой и посмотрим, какое определение
    проступка даётся в нём. Запишите это определение
    к себе в тетрадь.
    “Проступок – это поступок, нарушающий правила
    поведения, провинность”.
    – Составьте словосочетания или предложение со
    словом проступок.
    Ученики: Неблагородный проступок, серьезный
    проступок, понять глубину своего проступка,
    тяжкий проступок.

    Учитель
    : Скажите, чем отличается поступок от
    проступка?
    Ученики: Основное различие этих слов состоит
    в том, что поступок – это любое действие человека
    (он может быть и низким, и благородным), а
    проступок – это дурное, вредное действие
    ,
    провинность.

    Учитель
    : Проследим, как эти два понятия
    раскрываются в текстах художественной
    литературы.
    III. Работа с текстами.
    Текст 1.

    Учитель
    : Прочитайте отрывок из рассказа А. М.
    Горького “Старуха Изергиль”. Охарактеризуйте
    поведение героя.
    “… Ларра засмеялся и пошел, куда захотелось
    ему, – к одной красивой девушке, которая
    пристально смотрела на него; подошел к ней и,
    обнял ее. А она была дочь одного из старшин,
    осудивших его. И, хотя он был красив, она
    оттолкнула его, потому что боялась отца. Она
    оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и,
    когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что
    из ее уст кровь брызнула к небу, девушка,
    вздохнув, извилась змеей и умерла”.
    Ученики: Герой (Ларра) убивает девушку,
    поэтому положительно к его поступку отнестись
    нельзя. Он вызывает отвращение и негативное
    отношение
    .

    Учитель
    : Действительно, Ларра поступил плохо
    и даже больше того, его поступок заслуживает
    уголовного наказания за совершение убийства. В
    нашем уголовном кодексе содержится много статей,
    регламентирующих наказание за совершение разных
    по степени тяжести проступков (начиная от
    мелкого хулиганства и заканчивая убийством или
    другими преступлениями, сходными с ним по
    тяжести обвинения).
    – Какие черты характера, присущие Ларре,
    заставляют его совершить убийство?
    Ученики: Гордость, независимость,
    свободолюбие, нежелание принимать отказ от людей
    заставляют Ларру совершить убийство.

    Текст 2.

    Учитель
    : Прочитайте отрывок из этого же
    произведения, в котором говорится о поступке
    Данко. Попытайтесь сравнить проступок Ларры с
    поступком Данко.
    “… Однажды гроза грянула над лесом, зашептали
    деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так
    темно, точно в нем собрались сразу все ночи,
    сколько их было на свете с той поры, как он
    родился. Шли маленькие люди между больших
    деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и,
    качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели
    сердитые песни, а молнии, летая над вершинами
    леса, освещали его на минутку синим, холодным
    огнем и исчезали так же быстро, как являлись,
    пугая людей… А из тьмы ветвей смотрело на идущих
    что-то страшное, темное и холодное. Это был
    трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом…
    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал
    из нее свое сердце и высоко поднял его над
    головой.
    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и
    весь лес замолчал, освещенный этим факелом
    великой любви к людям, а тьма разлетелась от
    света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в
    гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как
    камни.
    – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое
    место, высоко держа горящее сердце и освещая им
    путь людям. Они бросились за ним, очарованные… А
    Данко был впереди, и сердце его все пылало,
    пылало!… ”
    Ученики: Данко не просто совершает поступок,
    он совершает подвиг во имя людей, жертвует собой.
    Но люди не приняли его жертву. Ларра же человек,
    который все делает для себя, он эгоист. Такой
    человек, как Ларра никогда не совершит подвига
    ради людей.

    Учитель
    : Данко и Ларра совершают действие по
    отношению к другим людям. Но отношение к этим
    поступку и проступку совершенно разное: в одном
    случае – это неприятие и требование наказания, в
    другом – теплое отношение и вера в то, что этот
    человек действительно выведет из леса, вера в
    светлое будущее.
    – Вспомните и скажите, с какими проступками и
    поступками вы встречались в своей жизни?
    Ученики приводят примеры из жизни.

    Учитель
    : По каким признакам вы определяете,
    какой поступок хороший, а какой поступок плохой?
    Ученики: Если поступок хороший, то он приносит
    пользу людям, вызывает в них чувство
    благодарности к тому, кто его совершил. Если
    поступок плохой, то он приносит горе и огорчение
    людям.

    Учитель
    : Мы рассмотрели на примерах из
    художественных произведений и на ваших
    собственных примерах, как разграничить
    проступок и поступок.

    IV. Анализ высказываний известных людей
    (работа со слайдами).

    Учитель
    : Давайте обсудим высказывания
    известных людей, в которых говорится о поступках
    и проступках. Прочитайте высказывание Публилия и
    попробуйте его прокомментировать.
    Простив проступок, побуждаешь к худшему.
    Ученики: Публилий считает, что любой
    проступок не должен оставаться безнаказанным.
    Человек, совершивший проступок, должен понять,
    что так делать нельзя, должен понять, что он
    причиняет боль другим людям.

    Учитель
    : Молодцы! Как вы думаете, простив
    человеку какой-либо его проступок, не побуждаем
    ли мы его к совершению еще таких же проступков?
    Ученики: В одних случаях это действительно
    будет побуждением к совершению другого такого же
    проступка, но в других случаях, – прощение
    заставляет человека измениться, задуматься над
    тем, что он совершил.

    Учитель
    : Правильно. Иногда прощение может
    заставить совершать зло повсеместно. Люди,
    чувствуя себя безнаказанно, могут совершать
    поступки более тяжкие. Для того чтобы прояснить
    ситуацию о наказании за проступки, приведу вам
    высказывание Сенеки.
    Всякий разумный Человек наказывает не потому,
    что был совершен проступок, а для того, чтобы он
    не совершился впредь.
    То есть человек после наказания должен понять,
    осознать, что он сделал не так, почему он поступил
    нехорошо и впредь уже не совершать проступка, а
    сначала подумать, что плохого и что хорошего
    принесет мой проступок людям, какое наказание я
    понесу за свое деяние.
    – Подумайте, для чего нужно наказание?
    Ученики: Наказание нужно для того, чтобы
    человек осознал свою вину, осмыслил свой
    поступок, задумался над совершением другого
    поступка.

    Учитель
    : Верно. Вы молодцы! Мы должны
    совершать поступки, за которые нам не было бы
    стыдно, за которые нам не пришлось бы краснеть и
    винить себя потом всю жизнь.
    Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому:
    “Поступай так же, как я”.
    Это высказывание принадлежит Имануилу Канту.
    – На чём должны быть основаны наши поступки? В
    ответе учтите высказывание И. Канта и
    приведённые выше.
    Ученики: Поступки должны быть основаны на
    любви и доброте к другим людям. Они не должны
    приносить вред другому человеку
    .

    Учитель
    : Это действительно так.

    V. Определение семантического ряда
    понятий “поступок”, “проступок”.

    Учитель
    : Сейчас попытаемся определить
    семантический ряд понятий, характеризующих
    поступок и проступок. Запишите их у себя в
    тетради и оставьте место для дополнений.
    Ученики записывают
    Поступок
    – добро;
    – сопереживание;
    – поддержка;
    – любовь;
    – помощь;
    – человеколюбие.
    Проступок
    – равнодушие;
    – ненависть;
    – зло;
    – безразличие;
    – неискренность.
    Все эти качества помогают нам раскрыть понятия
    “поступок” и “проступок”.
    Теперь вы знаете, чем характеризуются эти два
    понятия. По ходу урока мы с вами рассматривали
    материал, касающийся каждого человека. Выбирать,
    как поступать, что делать в той или иной ситуации,
    а главное как относится к человеку, совершившему
    что-то плохое – предстоит всем вам. И главное в
    этом выборе будет ваше понимание того, что
    является хорошим или плохим, положительным или
    отрицательным.
    VI. Работа над структурой
    сочинения-рассуждения.

    Учитель
    : Вспомните строение текста типа
    рассуждения.
    Ученики: Тезис – Доказательство – Вывод.
    Учитель
    : Напоминаю вам, что доказательств
    должно быть несколько для большей
    убедительности.
    Дома вам предстоит написать
    сочинение-рассуждение на тему “Такие разные
    поступки и проступки”. Материал урока вы можете
    использовать в своем сочинении.
    Я думаю, что каждый из вас при написании будет
    ориентироваться на свою точку зрения и на свою
    жизненную позицию. А это значит, что каждое из
    сочинений будет интересным и неповторимым.
    Приложение 1
    Приложение 2
    Список литературы.
    Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь
    русского языка, – М. , 1999.
    Горький М. Рассказы. – М. , 1983

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *