Сочинение рассуждение на тему слово одежда всех фактов всех мыслей

5 вариантов

  1. Этими словами М. Горький подчеркивал неразрывную связь между
    содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать «по
    мерке» и «со вкусом». В первую очередь важно учитывать присущее каждому
    слову значение.
    Возьмем такой пример: «На образе Павла Корчагина
    мы видим, как закалялись и мужали наши современники в годы борьбы за
    Советскую власть». Ученик, написавший эту фразу, не учел, что
    современник – «тот, кто живет в одно и то же время с, кем-либо».
    Очевидно, вместо «наши современники» следовало написать наши сверстники.
    Другой
    пример из сочинения: «Образ Базарова был подмечен Тургеневым верно». Но
    подметить значит «наблюдая, заметить, обнаружить». Получилось, что И.
    С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только тонким
    наблюдателем со стороны.
    Попутно укажем, что термин «образ»,
    часто встречающийся в ваших работах, многими из вас понимается нечетко.
    Например: «Героем романа М. Горького „Мать” является образ Павла
    Власова». Но ведь герой (главное действующее лицо) в этом произведении –
    сам Павел Власов, а не его образ (художественное изображение человека в
    литературе). Аналогичная ошибка, связанная с неверным толкованием
    понятия «образ»: «В романе „Евгений Онегин” представителем лучшей части
    дворянской интеллигенции является образ Евгения Онегина». И здесь слово
    образ излишне: представителем дворянской интеллигенции в романе был сам
    Евгений Онегин, а не его образ. Если взять еще одну фразу из
    ученического сочинения: «Образ Печорина крайне противоречив в романе»,
    то получается, что М. Ю. Лермонтов был слабым писателем, не сумевшим
    создать цельный, законченный образ. На самом деле, не образ Печорина противоречив, а противоречив его характер.
    Говоря
    о литературоведческих (и лингвистических) терминах, встречающихся в
    ваших работах, нельзя не упомянуть и о таких, как «язык» и «стиль». Если
    язык – это совокупность лексико-фразеологических и
    грамматических средств, используемых его носителями для целей общения,
    воздействия, то стиль – приемы, способы, манера их
    использования. Неразличение этих понятий приводит к такого рода ошибкам:
    «В стиле романа „Отцы и дети” простые предложения чередуются со
    сложными, используются разные эпитеты, имеется много метафор, сравнений и
    т. д.» (вместо В языке романа…); «Для языка ранних произведений М.
    Горького характерна романтическая приподнятость» (вместо Для стиля…).
    Для
    правильной речи важно учитывать не только значение отдельно взятого
    слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую
    сочетаемость, т. е. способность одного слова образовать по смыслу
    сочетание с другим словом. Возьмем для примера такое предложение: «Наш
    народ сумел завоевать революцию и перейти к новой, счастливой жизни».
    Ученик, написавший эту фразу, не учел, что революцию не завоевывают, а совершают
    (завоевывают власть). С этой точки зрения вы сами можете оценить
    «достоинства» таких предложений из школьных письменных работ: «Однажды
    Павел предупредил мать, что к нему придут запрещенные люди» (подумайте,
    сочетается ли слово запрещенный с названиями одушевленных предметов); «В
    конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер» (подходит
    ли прилагательное закоренелый со своими значениями «застарелый,
    неисправимый» как определение к слову революционер?); «Молодогвардейцы
    верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной
    войне» (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель, и решите, удачно
    ли сочетание «’неминуемая победа», укажите, каким подходящим словом
    можно заменить в этом сочетании прилагательное неминуемый); «Добролюбов
    под Катериной видел луч света, а под Кабанихой – темное царство» (удачно
    ли использован глагол видеть?); «Ученик подробно рассказал
    автобиографию писателя А. А. Фадеева» (вместо биографию; автобиография –
    это описание своей жизни).
    С лексической сочетаемостью соединена
    логическая связь слов в предложении, которая тоже нередко нарушается в
    речи. Рассмотрим такое предложение: «Сложный и оригинальный внутренний
    облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди
    действующих лиц „Грозы” (язык оказался „действующим лицом”).
    А
    теперь сами найдите аналогичные ошибки, основанные на неправильном
    сопоставлении: 1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является
    язык Варвары». 2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой
    повести вынашивалась писателем в течение ряда лет». Как вы исправили эти
    предложения?

  2. Русский язык – один из самых красивых, богатых и мелодичных языков мира. Слова русского языка заключают в себе не только огромное количество значений, но и множество красок, оттенков – эмоциональных, экспрессивных, функциональных, которые учёные объединяют под именем-термином «стилистическая окраска». Это разнообразие стилистических окрасок и даёт основание говорить о том, сто слова излучают поэзию, имеют цвет, запах. Это подлинное богатство языка.
    Физики говорят о неисчерпаемости атома. Слово тоже неисчерпаемо. Среди них есть слова-близнецы – синонимы. Они тоже излучают поэзию.
    Только тот, кто любит родную речь, ощутит радость свободного владения ею. Язык – наш верный друг, когда мы его знаем; он же наш неприятель, если мы плохо владеем им или мысль наша не ясна. Кто не искал мучительно нужное слово, тот никогда не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова.
    Нет другого пути полюбить язык, как изучать его!
    Именно эту задачу и ставили мы перед собой, приступая к работе над рефератом. Мы хотели:
    1. Показать богатство языка на примере синонимии.
    2. Доказать необходимость использования синонимов в речи.
    3. Расширить знания по этой теме, полученные в рамках школьной программы.
    4. Показать, что умелое использование синонимов обогащает язык говорящего, делает его более ярким, правильным, образным.
    5. Собрать теоретический материал, который можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
    6. Создать дидактическую папку «В помощь учителю и ученику».
    Мы надеемся, что собранный материал может быть использован в работе.
    II. Основная часть. «Слова – близнецы».
    Только после упорного труда появляется талант.
    Пословица.
    Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни.
    Д. И. Писарев.
    Встретила я одного приятеля. Давно не виделись с ним
    – Как живёшь? – спрашиваю.
    – Нормально, – отвечает.
    – А с учёбой как?
    – Нормально.
    – Хорошо, значит?
    – Ну, я же говорю – нормально.
    – Странно ты говоришь.
    – Почему? Нормально.
    – Ты считаешь, нормально?
    – Нормально.
    – Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. Странно А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
    Трудно найти человека, который бы сказал, что ему понравился этот разговор: ответы бедны, однообразны, не интересны, похоже, что у говоривших болезнь неразвитости речи. Нельзя укладывать все оттенки, характеристики в слова хорошо, нормально. Нужно использовать синонимы. Поэтому тема моей работы и посвящена синонимам в нашей речи.
    Ведь именно синонимы убедительно говорят о неисчерпаемости слова, богатстве языка. Если воспользоваться поэтическим выражением В. Маяковского, синонимы – «близнецы – братья». Но в отличие от реальных, живых близнецов синонимы непохожи друг на друга по виду, внешнему облику. Они похожи только по содержанию, значению: друг, товарищ, приятель; красный, багровый, алый: торопиться, спешить. Звучат слова по-разному, но очень близки по значению. Это и есть синонимы.
    По-гречески онима значит имя. Греческая приставка син- означает совместность. Син-онимы – слова, сходные по смыслу, призванные вместе выражать одно и то же значение.
    Как появляются синонимы? Откуда они берутся? Они могут возникнуть в различной языковой среде, из различных фактов жизни, прийти к нам из других языков. Понятие «обман» мы можем передать словом очковтирательство, а если еще хотим подчеркнуть, что это обман с явной целью приукрасить положение, то выбирайте соответственно случаю между потемкинскими деревнями и показухой.
    В 1787г. Екатерина II совершила поездку в недавно присоединенный к России Крым. На всем пути следования ее взору открывались добротные дома. Нарядно одетые люди повсюду приветствовали императрицу. На пастбищах паслись тучные стада коров, от хлеба ломились амбары. Богатейший край!
    Довольная Екатерина осыпала милостями завоевателя Крыма Потемкина. Невдомек было ей, что не селения попадались ей на глаза, а декорации. Что стада коров – это всего лишь одно-единственное стадо, перегоняемое с места на место тогда, когда она, императрица, почивала. И в мешках вовсе не пшеница, а песок. И что встречавшим ее верноподданным прикажут вернуть пышные одежды и впредь держать язык за зубами.
    Не знающее себе равных надувательство стало достоянием истории. Возникло выражение потемкинские деревни – формула показного блеска, мнимого благополучия.
    А затем в литературную речь вторглось лаконичное слово показуха. Происхождение его народное.
    Бойкое и задиристое, осуждающе-презрительное, показуха все чаще заменяет потускневшие от употребления – потемкинские деревни и очковтирательство, стала клеймом, коим метят все, что приукрашает истинное положение дел.
    К таким русским словам, как неудача, неуспех, провал, поражение, синонимом может служить и освоенное международной лексикой итальянское фиаско. Фьяско итальянцы именуют большую бутыль. Чтобы понять, почему, собственно, «бутылка», и притом итальянская, стала обозначением неудачи, нужно вспомнить одну историю, приключившуюся в позапрошлом веке на театральных подмостках Флоренции.
    Предстоял выход арлекина Бианконелли, любимца публики. Не раз прежде, появляясь перед публикой с какой-либо вещью в руках, он разыгрывал с нею «потешные диалоги», отпуская удачные шутки и каламбуры. Зал взрывался аплодисментами и хохотом.
    В тот роковой вечер Бианконелли вышел на сцену с бутылкой в руках. Но его остроты и реплики оказались неудачными. Под свист зрителей раздосадованный актер со словами: «Это ты, фьяско, всему виной!» – грохнул бутылку оземь.
    Трагикомический сюжет стал сенсацией. В Италии, где выступал знаменитый арлекин, возникает выражение фиаско Бианконелли – уже как характеристика любой провалившейся пьесы, неудачного выступления того или иного артиста.
    Проходит время. Имя арлекина забывают даже его соотечественники. Зато во многие языки мира внедряются – уже с расширенным значением – фиаско, потерпеть фиаско.
    Одно и то же понятие может быть выражено как словом, так и фразеологическим оборотом. Слово превозносить соответствует выражению петь дифирамбы, излишество – пятое колесо в телеге, важничать – задирать нос.
    «В языке нет двух или нескольких слов, значащих решительно одно и то же, как две капли воды, – утверждал один из крупнейших русских языковедов Ф. И. Буслаев. – Даже слова лоб и чело, глаза и очи, вострый и острый, венец и корона и др. при одинаковом значении выражают различные оттенки». В каждом случае, в каждой фразе может и должно быть найдено то единственное слово, которое наиболее важно, точно, рельефно отразит желаемую мысль.
    По – разному у различных народов звучит древнееврейское имя Йоханаан. У греков оно трансформировалось в Иоанн, а затем обосновалось и в других языках под иным фонетическим обличием. У русских – Иван, у армян – Ованес, у французов – Жан.
    Правильным ли будет отнести к синонимам Иван и Жан? Скорее, это разноязычные соответствия.
    Как можно назвать человека, который очень силён? Конечно, силач – «человек, обладающий большой физической силой». А того, кто может победить даже силача? Геркулес – «человек, обладающий гигантской физической силой». (Именем Геркулес римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, совершившего двенадцать подвигов). У слов силач и геркулес почти одинаковое лексическое значение, и в то же время они незначительно различаются (слово геркулес обозначает более сильного и атлетически сложенного человека). Такие слова, которые имеют одинаковое лексическое значение и отличаются незначительно, называются синонимами.
    Например, тишина, затишье, безмолвие – это отсутствие звуков. Тремя словами можно выразить одно понятие? Да, но это не самое важное в синонимах.
    * Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддаётся чувству страха и умеет преодолевать его, называть смелым, то наше определение будет приблизительным. Человека, активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует называть храбрым, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, – мужественным, а неустрашимым будет тот, кого ничего не страшит. Более торжественно, чем Родина, звучит слово Отчизна. Друг – это человек, близкий по духу, убеждениям, на которого можно положиться, а приятель – тот, с кем сложились хорошие, дружеские, но не очень близкие отношения.
    * По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной.
    • Одни передают тонкие оттенки значений (это мы видели при разборе значений слов силач и геркулес);
    • другие виды синонимов позволяют нам говорит возвышенно или грубо, пренебрежительно (очи – зенки), доброжелательно или иронично (бабуля или старушенция), официально или неофициально (отбыть – уехать) и т. д. Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения. А слово пацан – только в непринуждённом, фамильярном разговоре.
    * Многие синонимы работают за двоих; к примеру, грубо – пренебрежительное слово гляделки – это не название любых глаз, а только маленьких, невыразительных.
    * Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека: охотник, например, назовёт волчий хвост поленом, а пекарь скажет, что хлеб нужно выпечь, а не испечь.
    Однако нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно-единственное название. Откуда же тогда и зачем появляются синонимы? Ответ на этот вопрос совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд.
    Дело в том, что слово, как полагал великий гуманист и языковед В. Гумбольдт, не есть представитель самого предмета. Слово табурет- это комплекс звуков, вызывающих представление, понятие об этом предмете, но не сам табурет – скамейка с жёстким сиденьем без спинки. Между словом и предметом находится понятие о предмете.
    Здесь и находится источник разнообразия выражений для наименования одного и того же предмета. В санскрите – литературном языке Древней Индии – слона называют то дважды пьющим, то двузубым, то снабжённым рукой. Ясно, что каждое из этих названий содержит особое понятие о слоне, особое представление, хотя все обозначают один и тот же предмет.
    Таким образом, два (или более) слова, называя ту же вещь, соотносят её с разными понятиями об этой вещи и тем самым раскрывают разные её свойства. Так и возникают синонимы – естественно, стихийно. Никто их не придумывал специально. Познавая мир, всё более углубляясь в него, человек в известных уже предметах находил какие-то новые черты, что требовало новых слов.
    Например, с давних пор в языке живут синонимы мир, вселенная. Их общее значение – «совокупность всех форм материи, всё, что существует». Затем появилось слово мироздание, имеющее то же значение, но подчёркивающее системность, стройность всего сущего (мироздание – здание мира – мир как здание). 19 век прибавил к этому ряду слово космос, тесно связанное с современными представлениями о Вселенной. Синонимический ряд развивался по мере того, как углублялись, расширялись существующие понятия об окружающей действительности.
    Так формируются группы, ряды синонимов. Многие понятия трудно определить одним словом. Они требуют нескольких синонимов. Как писал Д. И. Фонвизин, автор «Недоросля», сам составивший оригинальный словарь синонимов «Опыт российского сословника», «одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы наменования другого слова и всё сходство между ними состоит только в главной идее». То есть, общее, главное у синонимов – главная идея, каждый же из них выражает её по-своему. Иначе «какое бы было дурацкое богатство, – пишет Фонвизин, – если бы десять и больше бы слов изображали бы в нём (языке) только одну идею. Тут память бы тщетно обременялась. Тут один бы слух чувствовал разность в звуке слов, но разум не вкушал бы никакого удовольствия, не ощущая ни силы, ни точности, ни пространства, ни тонкости».
    По-гречески онима значит имя. Греческая приставка син- означает совместность. Син-онимы – слова, сходные по смыслу, призванные вместе выражать одно и то же значение.
    Синонимы и сходны по значению, и различны. Одно слово, как правило, неспособно выразить понятие. Только совокупность синонимов более или менее исчерпывает понятие. Вот почему синонимы выступают в языке группами, рядами.
    Синонимический ряд – это естественная форма существования, бытия синонимов. Это своеобразная группа слов – от двух до нескольких десятков, – в которых синонимы находятся в сложных отношениях. Объединяясь общим значением, они различаются оттенками, взаимно дополняют друг друга, отталкиваются один от другого. А в целом, в совокупности дают выразительнейшую многоцветную картину. Вот иллюстрация из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», в котором мастерски используются синонимы к слову умереть
    « – Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
    – Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка Старушки, они всегда преставляются или Богу душу отдают, – это смотря какая старушка Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее, – та, считается, Богу душу отдаёт
    – То есть, как это считается? У кого считается?
    – У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрёте, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают
    – Ну, а когда ты помрёшь, то как про тебя мастера скажут?
    – Я – человек маленький. Скажут, «гигнулся Безенчук».
    Здесь особенно интересно, как в соответствии с представлениями о различных социальных слоях – и в этом-то самое смешное – толкует Безенчук различные оттенки синонимов.
    А дело это не простое и очень увлекательное. Попробуйте, например, определить, чем различаются слова пустошь и пустырь, рогатый и рогастый, смелый и храбрый. Кстати, эти примеры из ранее упоминавшегося «Опыта российского сословника» Фонвизина, который так формулировал различия: пустошь – распахивают, а пустырь – застраивают, рогатый – имеющий рога, а рогастый – с большими рогами. Ещё труднее различить смелый и храбрый. Они имеют общее лексическое значение – не испытывающий страха. Но смелый – это не только не знающий страха, но и решительный в преодолении препятствий.
    Ещё пример: трудиться и работать. Казалось бы, полные синонимы. Но есть существенные, хотя и тонкие, различия.
    • Во-первых, работать имеет более широкое значение. Мы можем сказать: машина работает, лошадь работает, человек работает, но нельзя сказать: машина трудится, лошадь трудится. Понятие труда как целесообразной деятельности связано только с человеком.
    • Во-вторых, трудиться – значит не просто работать, но работать хорошо, усердно, прилежно. Поэтому неудачной считается фраза, встретившаяся в одной из газет: «В этом звене у нас трудятся одни лодыри». Следовало, конечно, употребить слово работают.
    В приведённых примерах синонимы различаются оттенками значения, но они могут различаться стилистической окраской. Например, жить – нейтральный глагол, проживать – книжный, официально-деловой.
    Слова губы, глаза, лоб – нейтральные, звучат обычно, а уста, чело, очи – книжно, возвышенно. Вот как обыграл это стилистическое различие поэт Марков:
    Уста и губы – суть их не одна,
    И очи – вовсе не гляделки!
    Одним доступна глубина,
    Другим глубокие тарелки!
    Что же необходимо знать, чтобы с большим эффектом использовать синонимы в своей речи? Прежде всего, уметь находить слова, синонимичные друг другу, научиться строить синонимический ряд, уметь проникать в глубь слова.
    1. В каждом синонимическом ряду имеется стержневое слово. Оно является стилистически нейтральным и наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым. Так среди синонимов приказ, приказание, предписание, распоряжение, директива, указание, команда доминантой будет слово приказ.
    2. Если синонимический ряд имеется многозначное слово, то оно может входить и в состав других синонимических рядов. Например, слово тихий входит в синонимические ряды: тихий, негромкий, слабый (голос); тихий, смирный, кроткий (человек); тихий, спокойный, безмятежный (сон).
    3. Синонимия характерна для многих частей речи, хотя ряд синонимов образуют слова одной части речи: существительные: друг, приятель, товарищ, дружок (разг. ); прилагательные: дружеский, дружественный, дружелюбный, сердечный. задушевный, тёплый; местоимения: кто-то, некто, кое-кто, некий, некоторый, какой-то; глаголы: зреть, спеть, поспевать, созревать, выспевать; наречия: быстро, незамедлительно, моментально, скоро, проворно, живо.
    4. Синонимы в русском языке возникают, во-первых, путём словообразования; во-вторых, в результате усвоения иноязычных слов.
    А) чаще всего синонимы возникают в результате словообразования, так в словаре «Новые слова и значения» наряду со словом космонавт зафиксированы другие словообразования: звездолётчик, космолётчик, звёздоплаватель, которые образовали один ряд синонимов;
    Б) синонимы появляются в результате усвоения иноязычных слов. Так, ряд синонимов современный, модный пополнился словами модерновый, модерный, которые образовались от заимствованного слова модерн –
    «современный, модный стиль».
    5. Синонимы выполняют 2 функции:
    А) дифференцирующую, или идеографическую. Синонимы, различающиеся оттенками значения, называются и д е о г р а ф и ч е с к и м и.
    Б) они могут выполнять и стилистическую функцию, т. е.
    придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Такие синонимы называются с т и л и с т и ч е с к и м и.
    6. В ряде случаев синонимы одновременно отличаются оттенками значений и стилистической окраской. Например, синонимические прилагательные интересный и занятный отличаются оттенками значений: слово интересный имеет значение «возбуждающий внимание чем-либо значительным», а занятный – «возбуждающий лишь внешний интерес». Кроме того, интересный – слово стилистически нейтральное, а занятный – разговорное.
    7. Если необходимо выделить смысловые или стилистические различия, которые заключают в себе слова одного синонимического ряда, то используют приём п р о т и во п о с т а в л е н и я синонимов. Это неожиданно, необычно, а потому и выразительно: «близнецы-братья – и вдруг противопоставляются. В этом стилистический эффект приёма.
    Например, он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А. И. Куприн)
    Поэт Римма Казакова пишет:
    У жены твоей
    И не губы – уста
    Я люблю тебя очень!
    Но пред нею
    А) приём противопоставления можно встретить в произведениях
    УНТ, например, в пословицах: скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы у другого отнять.
    Клевета и ложь не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
    Б) приём противопоставления синонимов иногда используется для подчёркивания не различий, а, наоборот, близости, почти тождественности явлений.
    Я не знаю, где граница
    Между севером и югом;
    Я не знаю, где граница
    Меж товарищем и другом
    (М. Светлов)
    8. Другой приём использования синонимов – их п а р а л л е л ь н о е употребление. Каждый синоним, отличаясь оттенками значений, подчёркивает, выделяет какую-нибудь особенность предмета, явления, а в совокупности синонимы способствуют более яркому всестороннему описанию явлений действительности. Например, образную картину пейзажа создаёт поэт Я. Хелемский, употребив синонимы полыхать гореть:
    Розовеют сугробы
    Под лучами зари
    Полыхают рябины
    И горят снегири.
    9. В художественных, публицистических произведениях нередко используется приём «н а н и з ы в а н и я « синонимов. Он заключается в перечислении всех или нескольких слов одного синонимического ряда. Например, «И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
    (А. Чехов)
    10. Интересно, что в старых риториках, которые учили красноречию, красивой, образцовой речи, это стилистическое отличие подкреплялось и смысловым. Чело – это не просто часть черепа, а «вместилище мысли», очи – не просто орган зрения, а «зеркало души», уста – не край рта, а «источник речей премудрых».
    В этих тонких смысловых и стилистических оттенках и заключается гибкость, выразительность синонимов, богатство языка. Но не только оттенки, нюансы, но и сама синонимика – одно из главных богатств языка. Богатая синонимика помогает говорящему, пишущему выбрать из ряда слов самое точное и нужное в конкретном контексте, она помогает разнообразить текст. Синонимы помогают выстроить своеобразную лестницу, в которой каждый последующий усиливает значение предыдущего.
    Такой приём называется градацией.
    Градация – сочетание, нанизывание синонимов – распространённый стилистический приём, помогающий передать чувства свои либо литературного персонажа. В минуты потрясений, глубоких переживаний человек, давая выход своим эмоциям: гневу, радости, возбуждению, другим сильным чувствам – нагромождает синонимы. Именно так ведёт себя, например, шекспировский Гамлет:
    О, если б этот плотный сгусток мяса
    Растаял, сгинул, изошёл росой!
    Каким докучным, тусклым и ненужным
    Мне кажется всё, что ни есть на свете!
    Но этим приёмом нужно пользоваться осторожно, поскольку в неумелых руках достигается противоположный результат.
    Известный русский юрист А. Ф. Кони, описывая речь неумелого оратора, привёл такую фразу с нанизыванием синонимов:
    «Господа присяжные! Положение подсудимого перед совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо. Оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере, неудобно».
    Конечно, убедить такая речь не может, а может лишь рассмешить.
    Еще древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.
    «Что же все-таки понимать под синонимом?» – резонно спросите вы. А вот что, можно сказать, ссылаясь на авторитетное суждение ученых.
    Синонимы – разнозвучные слова, называющие один и тот же предмет, действие, качество, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской.
    Есть – кушать. Если есть признается нормой языка, то вокруг кушать частенько разгорались страсти. Даже сегодня его кое-кто полагает мещанским и категорически возбраняет употреблять. Это слово, дескать, не употребляли в разговоре между собой образованные дворяне. Но так ли это?
    «Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране. Но кушать подали. Четой идут за стол рука с рукой ». Это написано Пушкиным.
    Так что запрет на слово вряд ли уместен. В речевой практике это слово вполне допустимо как вежливое приглашение к еде.
    И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.
    Одни считают синонимами и слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.
    Другие считают синонимами только слова с полным смысловым тождеством, такие как бегемот-гиппопотам, языковедение-языкознание. Близкие по значению слова, говорят они, – это просто другие слова, и вряд ли необходимо сажать их в одно гнездо.
    Пусть спорят специалисты. В споре рождается истина.
    Мы же сделаем вывод: если в арсенале языка имеется множество возможностей один и тот же предмет (вещь, явление) наименовать разными словами и одновременно выделить в этом предмете (вещи, явлении) какие-то стороны и грани – такой язык богат, гибок, красив и точен.
    III. Заключение. Изучать родной язык необходимо.
    Изучив материал по исследуемой теме, мы пришли к выводам:
    1. Увеличивая словарный запас языка, синонимы служат одним из показателей его богатства. Знание синонимов необходимо для того, чтобы иметь возможность (и уметь) выражать мысли наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.
    2. Если в арсенале языка имеется множество возможностей один и тот же предмет (вещь, явление) наименовать разными словами и одновременно выделить в этом предмете (вещи, явлении) какие-то стороны и грани – такой язык богат, гибок, красив и точен.
    3. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
    4. Есть три основных правила выбора синонимов.
    А. Выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчёркивая в нём нужную сторону.
    Б. Выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа, твоего выступления
    В. Слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним.
    5. Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.
    6. Помни: слова – одежда твоих мыслей. Пусть же наши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.

  3. Этими словами М.Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую “одежду” необходимо подбирать “по мерке” и “со вкусом”.
    В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились.
    Нельзя путать, например, слова апробировать (лат. approbare), что означает “дать официальное одобрение на основании испытания, проверки”, и опробовать (родственное слово проба) — “подвергнуть испытанию до применения”; предоставить (“дать возможность воспользоваться”) и представить (“передать, дать, предъявить кому-либо”).
    Многие речевые ошибки связаны с нарушением правил сочетаемости: нет круглого часа, круглой недели (есть круглый год), ошибочными будут сочетания играть важное значение, иметь большую роль (правильноиграть роль, иметь значение). Сочетания важная веха, две равные половины, совместное соглашение избыточны по смыслу: веха — это наиболее важный этап в развитии чего-либо, две половины не могут быть неравными, а соглашение — односторонним.
    В общественном транспорте, в банке, на почте нередко можно услышать: “оплатите за проезд”, “оплатите за услуги”. Грамотный человек сразу обнаружит ошибку. Слова уплатить — оплатить различаются способом управления. Нужно говорить: уплатить за заботу, за проезд, по счету (управление осуществляется с помощью предлогов), оплатить проезд, счет, расходы (беспредложное управление).
    Классическим стал пример смешения глаголов одевать и надевать. Приходилось ли вам слышать высказывания типа “Он одел пальто и шляпу и вышел на улицу”? Конечно, да. Но как сказать правильно?
    Глагол одеть (одевать) обозначает действие, обращенное на другой предмет (одевать ребенка, куклу). Если действие обращено на его производителя (в том числе и на себя самого), то употребляется глагол надеть (надевать), например, надеть пальто, туфлю, перчатки, кольцо. В конструкциях с предлогом на употребляется глагол надеть: надеть платок на голову, надеть чехол на кресло.
    Иногда ошибки возникают в результате незнания говорящим точного значения слова. Настоящая путаница наблюдается со словами “занять” и “одолжить”. Часто мы слышим такие выражения: “Таня заняла мне десять тысяч”, “Я одолжила у Тани десять тысяч”. Так говорить нельзя. “Занять” — это “ВЗЯТЬ в долг”, “одолжить” — “ДАТЬ в долг”. Если вдруг вас попросили “занять сто тысяч до завтра”, у вас есть повод не расставаться со своими деньгами.
    Теперь мы можем исправить ошибки. Правильно: “Таня одолжила мне десять тысяч”, “Я заняла у Тани десять тысяч”. Не путайте, пожалуйста, эти слова.
    Не допускайте ошибок в ударении. Произносите правильно: балов,Ать, б,Армен, безвр,Еменье, безум,Олчный, бо,Язнь, бронир,Ованный (покрытый броней), брон,Ированный (закрепленный за кем-либо), брюшк,О, бряц,Ать (оружием), в,Ерба, вероиспов,Едание, в,Ечеря, вс,Енощная [нош].

  4. альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    “Слово о полку…”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    2019-2020 год
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    анализ словосочетания
    (1)
    аналитика
    (11)
    андеграунд
    (1)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (6)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (31)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (67)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (3)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (112)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    задание 3
    (1)
    задание 4
    (1)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    изменения
    (1)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (2)
    итоговое сочинени 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение
    (25)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение 2020
    (3)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    КИМ
    (2)
    кино
    (1)
    классика
    (16)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (9)
    книги о детях
    (2)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    композиция
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    концептуализм
    (2)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (7)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (77)
    литературные направления
    (1)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (104)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    направление “Надежда и отчаяние”
    (1)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    национальные проекты
    (1)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    образоване
    (1)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (30)
    ОГЭ 2019-2020
    (2)
    ОГЭ 2020
    (1)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    пересказ
    (1)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    поэзия
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуационный анализ
    (1)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    репетиторство
    (1)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родителям
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русские пистели
    (1)
    русский родной язык
    (2)
    русский язык
    (62)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    синтаксический анализ предложения
    (1)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (4)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (30)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (57)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  5. Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 17
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    По мнению французского писателя Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние говорящего, в данном случае женщины-начальницы, автор употребляет в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о том, что автор тщательно подбирал слова, чтобы вложить их в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Как не возмутиться, ведь она с таким спокойствием говорит о них: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много…»
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Н. Шамфор. Ведь автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 35 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
    Владимир Галактионович Короленко утверждал, что русский язык «обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Мне кажется, писатель имел в виду, что наш родной язык имеет в своем арсенале богатейшие средства для выражения того, что чувствует человек и о чем он думает. Обратимся к тексту Ю. О. Домбровского.
    Во-первых, Зыбин, наблюдая, как тихо погибал гордый краб, ощутил себя плохим, немилосердным человеком. Не случайно в предложении 18 он говорит о себе: «Не думал никогда, что во мне сидит такой скот!» Просторечное слово «скот» очень четко характеризует ощущения героя по отношению к самому себе.
    Во-вторых, в предложении 48 автор при помощи сравнения описывает, как еле живой краб направился в волны родной стихии: «Он пошел неуклюже, кряжисто, как танк». Вот он, ярчайший пример того, как русский язык помогает выразить самые тонкие оттенки мысли писателя!
    Считаю, что писатель В.Г.Короленко был прав.
    Сочинение – рассуждение по тесту 36
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Сочинение-рассуждение
    В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.
    В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.
    А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…
    Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «…функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Сочинение-рассуждение 6 на ГИА (согласно Проекту 2013 года)
    Сочинение-рассуждение 6
    Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.
    Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.
    В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!
    Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский:
    Слова умеют плакать и смеяться,
    Приказывать, молить и заклинать,
    И, словно сердце, кровью обливаться,
    И равнодушно холодом дышать.(162 слова)
    Как готовиться к сочинению на ГИА 2013 года
    Итак, худшие предположения по сочинению на ГИА 2013 года подтвердились. Во-первых, у учащихся нет выбора, на какую тему писать: на морально-этическую или лингвистическую. Во-вторых, тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя. В сборнике тестовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько предложено 36 тем. И это не все: на экзамене ученик может получить совсем иную формулировку сочинения.
    Как же справиться с этим видом задания? Выход, несомненно, есть.
    Необходимо заниматься, разбирать все возможные варианты заданий, развивать навыки в написании текстов, в поиске аргументов, в выстраивании сочинения как единого целого.
    Считаю, что начинать работу нужно со знакомства с примерной разбивкой тем сочинений (она на сайте представлена). Затем необходимо подобрать материалы по каждой возможной теме. А их немало!
    Разберем варианты работы по каждой из тематических подгрупп.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *