Сочинение рассуждение на тему собачье сердце

11 вариантов

  1. Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.
    Любое произведение этого писателя кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести Собачье сердце, написанной Булгаковым в 1925 году.
    Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным. Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич отводит душу на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.
    У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: Вот никаких и не читайте.
    Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов. Филипп Филиппович возражает: Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, потом он пророчески добавляет: они туда что угодно могут плеснуть. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
    И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
    Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют лишнюю жилплощадь у буржуев. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него аж семь комнат. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: В спальне… Профессор возмущенно возражает: Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной!., и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди….
    Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить. И ведь на долгие десятилетия эти перегородки, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие коммуналка, утвердились в новой жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной.
    Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда никто вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
    Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни вначале как трагедия, а потом как фарс. В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в Ресефесере: Взять все да и поделить… дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет….
    А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: …вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить….
    Много еще можно найти в повести Собачье сердце объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР. Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.
    Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник председатель домкома Швондер.
    Шариков подходит Швондеру у него низкое социальное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительна от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно пережиток прошлого. Но собак-то за что. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.
    Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на местьВедь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими. Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости. Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха в головах». Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних. Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.
    В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую Цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.

  2. Во время написания своей последней сатирической повести Булгаков видел своими глазами зарождение социализма – когда все старые и общепринятые понятия и идеалы разрушались, а взамен им приходили новые, которые представлены персонажами Шарикова и Швондера. Подобные люди готовы пойти «по головам» ради достижения поставленной цели и стремления создать коммунистическое общество.
    Профессор Преображенский провел довольно интересный опыт, который позволил превратить бездомную голодную собаку в настоящего человека. Что из этого получилось? Человек с задатками униженного и озлобленного уголовника и алкоголика. Булгаков пишет: «Разруха не в клозетах, а в головах», стараясь донести до читателя, что как бы не пытался профессор перевоспитать Полиграфа Шарикова, все его старания шли в небытие. Повстречав своего нового друга Швондера, Шариков полностью теряет чувство чести и готов на все, чтобы нажиться. «Я теперь председатель и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». Но профессор решает снова сделать человека собакой и вернуть ее собачье естество. Эксперимент проходит успешно, Преображенский вновь получает добрую собаку с добрым сердцем, а о Полиграфе все забывают.
    Подведя итоги, можно сделать вывод, что «Собачье сердце» и в наше время имеет огромную актуальность, ведь ради достижения своих целей многие люди идут вопреки здравому рассудку и моральным принципам. Невиновные люди страдают, а те, кто на них наживаются, прекрасно себя чувствуют без угрызений совести.

  3. Рассуждения
    над страницами повести «Собачье сердце»

    Хвалу и клевету
    приемли равнодушно,
    И не оспоривай
    глупца.
    А. Пушкин
    Михаил
    Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем
    еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его
    необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и
    предостеречь от него.
    Любое
    произведение этого писателя — кладезь мыслей, богатейшего русского языка и
    юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о
    повести “Собачье сердце”, написанной Булгаковым в 1925 году.
    Автор явно не
    надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати,
    хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным.
    Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич “отводит душу” на ее
    страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что
    думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.
    У профессора
    нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента
    Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи
    и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух,
    резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение.
    Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и
    Преображенский категорически замечает: “Вот никаких и не читайте”.
    Профессор может
    себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она
    была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о
    советской водке. Борменталь замечает, что “новоблагословенная очень приличная.
    Тридцать градусов”. Филипп Филиппович возражает: “Водка должна быть в сорок
    градусов, а не в тридцать”, потом он пророчески добавляет: “они туда что угодно
    могут плеснуть”. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на
    самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
    И чем дальше
    Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами
    картина жизни тех лет.
    Не задумываясь
    о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют “лишнюю жилплощадь у
    буржуев”. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору
    Преображенскому потесниться, так как у него “аж семь комнат”. На вопрос Филиппа
    Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: “В спальне…”
    Профессор возмущенно возражает: “Я буду обедать в столовой, оперировать в
    операционной!., и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди…”.
    Преображенскому
    удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а
    вот его сосед “Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут
    ставить”. И ведь на долгие десятилетия эти “перегородки”, изуродовавшие
    квартиры, внесшие в русский язык понятие “коммуналка”, утвердились в новой
    жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не
    имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке.
    Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный
    рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для
    многих эта цель так и остается несбыточной.
    Булгаков в
    повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни,
    когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой
    метаморфозы.
    Для того чтобы
    строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать,
    но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в
    этой жизни — “вначале — как трагедия, а потом — как фарс”.
    В рассуждениях
    Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут
    осуществлять долгие годы в “Ресефесере”: “Взять все да и поделить…— дело
    нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар,
    а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…”.
    А далее
    Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого
    государства, поставившего все на неучей: “…вы (Шариков) еще только
    формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе,
    с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического
    масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…”.
    Много еще можно
    найти в повести “Собачье сердце” объяснений нашему теперешнему краху, логично
    вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР.
    Я же не
    перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его
    творений.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  4. Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда никто вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
    Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни вначале как трагедия, а потом как фарс. В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в Ресефесере: Взять все да и поделить… дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет….
    А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: …вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить….
    Много еще можно найти в повести Собачье сердце объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР. Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.
    Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник председатель домкома Швондер.
    Шариков подходит Швондеру у него низкое социальное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительна от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно пережиток прошлого. Но собак-то за что. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.
    Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на местьВедь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими. Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости. Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха в головах». Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних. Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.
    В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую Цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.

  5. Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» была создана остро социальной. Все действия в ней написаны неспроста. Произведение призвано выразить мнение автора о государственном и социальном укладе того времени.
    Все происходит в Москве. Именно здесь один повар готовит просто превосходные и вкусные блюда, которые приходят отведать все жители Москвы. И именно сюда приползла собака, бок которой обварил кипятком повар в одной из столовых. Ей очень больно, но кушать хочется и поэтому она приползла на запах колбасы. Мужчина накормил ее и пригласил к себе. Также он дал имя псу. Теперь его звали Шарик.
    Оказывается, этого мужчину зовут Филипп Филиппович, и он был врачом, который обработал, а потом зашил рану. Кроме этого он еще занимался и лечением людей, у которых было много денег. И во время лечения они жили у него в квартире. Постепенно пес стал приходить в себя и жить обычной жизнью. Но вдруг ему опять сделали операцию, которая полностью поменяла его жизнь.
    Теперь, когда он начал отходить от наркоза, он становился совсем не собакой, а больше человеком. После этого Филипп Филиппович стал прививать ему хорошие манеры, которыми обладает нормальный человек. Конечно, сразу же все исправить не удавалось и на это требовалось очень много времени.
    Через некоторое время его фамилия была Шариков. Теперь он мог спокойно получить документы и даже подыскать себе невесту. У него появилась работа и друзья, которые подговорили его обокрасть профессора. Конечно же, своей невесте он ничего о себе не рассказывал и думал, что она никогда об этом не узнает. Шариков даже сделал донос на профессора в полицию и спустя некоторое время они приехали за ним. А тем временем профессор вместе с помощником уложил и усыпил Шарикова, они превратили его обратно в собаку. Когда полиция появилась на пороге, он показал мертвую собаку и сказал, что невозможно превратить собаку в человека.
    Я считаю, что использование фантастических элементов в повести помогло Булгакову более ярко показать отрицательные черты общества того времени. Данный рассказ учит нас тому, что если ученый и сделал какое-то открытие, то он должен нести полную ответственность за все совершенные действия.

  6. Сочинение М. Булгаков Собачье сердце

    Повесть М.Булгакова Собачье сердце состоит из девяти частей, содержание которых – ни что иное, как приключения безумного пса, окрещенного Шариком. Именно он и является центральным героем, впоследствии именуемым Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.
    Первая часть – это своеобразный монолог пса, холодной зимней ночью скулящего в подворотне. Скулит он оттого, что испытывает дикую боль, какой – то повар обварил ему бок кипятком. Кроме того, пес голоден. Вдруг он видит мужчину, который, зайдя в продуктовый магазин, выходит оттуда с куском колбасы. Колбасой угощают пса, и он следует за профессором. Профессор – ученый, гениальный деятель науки, Филипп Филиппович Преображенский. Профессор сделал открытие – гипофиз человека замененный гипофизом животного, способен вернуть молодость. Чтобы убедиться в этом, он решает провести опыт на собаке, для чего и приводит в дом пса.
    Во второй части повести описывается жизнь пса в доме профессора: ему залечивают бок, кормят так, что он резко увеличивается в объеме, а шерсть его начинает лосниться.
    Далее жизнь животного резко меняется. В один из вечеров Преображенский вместе с ассистентом Борменталем проводят над Шариком операцию – пересаживают семенные железы и гипофиз от бездомного, умершего алкаша Клима. Врачам кажется, что пес умрет, но тот остается жив.
    С пятой части повести нашему вниманию представляется дневниковые записи Борменталя. Из них становится ясно, что с бывшим псом происходят явные метаморфозы. Если вначале дневниковые записи это всего лишь постепенное выпадение шерсти, то к концу записи выясняется, что Шариков уже ходит на двух конечностях, и … говорит. Постепенно он начинает произносить осмысленные фразы, ему приходится купить одежду, но в квартире все шокированы его привычками: брань, мат, ловля дворовых котов – вот привычные занятия новоиспеченного Шарикова. Сам профессор в шоке – он никак не ожидал, что у опыта будет такой исход.
    Из последующих частей повести мы видим, как сокрушаются и Преображенский, и Борменталь: в Шарикове появляется все больше чудовищного, он начинает пить водку, устраивается на работу по очистке города от бездомных животных, а именно, котов; хотя еще недавно сам был бездомным псом.… В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что, удачность операции приняла плохой оборот: гипофиз, пересаженный животному, дает не омоложение, а полное очеловечение, причем созданная особь весьма похожая – по характеру, привычкам, поступкам – на того, чей гипофиз был взят. Так в повести М.Булгакова Собачье сердце это оказывается гипофиз бездомного, спившегося и убитого кем-то Клима Чугункина – основным занятием которого были кража, попойки и игра на балалайке по трактирам…
    Попытки переучить, воспитать как-то Шарикова ни к чему не приводит, он все также ловит зубами блох, ворует деньги у профессора, а как-то даже забирается ночью в комнату к прислуге Зиночке. Профессор приходит к выводу: надо как-то изменить ситуацию. Борменталь предлагает накормить Шарикова мышьяком, но профессор не согласен с таким предложением. Вывод один: прооперировать снова, заменить гипофиз. Итоги этой операции положительны. Шариков начинает вновь обрастать шерстью, говорит все меньше слов, и все больше лает. Вскоре он становится обычным псом. Тоску наводит лишь одно – головная боль по утрам, которая пульсирует вокруг непонятного шва на голове, но к вечеру проходит. На этом завершается удивительная, смешная и фантастическая повесть М.Булгакова Собачье сердце.

  7. Сочинение на тему: “М. А. Булгаков – мастер сатиры” (Булгаков. Сочинение. “Собачье сердце”).
    Одним из самых ярких и известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова считается «Собачье сердце». Эта повесть как нельзя лучше раскрывает сатирический талант писателя. Свое произведение автор написал еще в 1925 году, однако в России оно было опубликовано на шестьдесят два года позже. Половину столетия о существовании этой повести в России не знали, так как цензура рассмотрела в ней политическую сатиру на господствующий в стране советский режим.
    И действительно, автор изобразил в своем произведении социально-историческую картину тогдашней России, противопоставляя жизнь разных социальных прослоек общества после проведения глобального эксперимента – революции. Ее последствия автор пытается разобрать на примере научного эксперимента своих героев. В повести освещены основные проблемы того времени: смена политической власти, дальнейший путь интеллигенции, вопросы нравственности. Реальность и фантастика тесно сплелись в причудливый сюжет, в котором без труда удается понять истинный подтекст.
    Научный эксперимент в повести проводится профессором Преображенским, талантливым хирургом. С его образом Булгаков отождествляет интеллигенцию. Представителем нового типа людей, которых породила революция, является Полиграф Шариков.
    Преображенский выступает в повести как творец, создавший нового, но опасного человека. В основе сюжета лежит история отношений искусственного создания и его создателя. Булгаков смело высказывает свое мнение по поводу таких экспериментов – он не считает, что Преображенский имеет моральное право проводить их.
    Профессор откормил дворового пса, после чего попробовал хирургическим путем пересадить ему гипофиз умершего накануне мужчины. Операция удалась, и пес пошел на поправку. Но изменения стали происходить слишком стремительно: у собаки выпала шерсть, она стала ходить на задних лапах и говорить.
    Автор поднимает такую проблему побочного продукта революции, как безнравственность. Оказалось, что мужчина-донор был гулящим пьяницей, который только и делал, что бранился, воровал и громко рассуждал о пролетарских идеях. Все это унаследовал Шариков, воплотив в себе все пагубные черты народа. Чтобы подняться по социальной лестнице, Шариков решает руководить очисткой города от бродячих кошек, хотя сам не так давно сбросил собачью шкуру. Наглость Полиграфа не знает границ. Он легко подхватывает главные принципы большевистского режима: разруха и всеобщее равенство. Шариков не знает, что такое мораль, он ощущает только те чувства, которые сопровождали две его прошлые жизни.
    Профессора одолевают сожаления о проделанной операции, к нему приходит прозрение. «Разруха не в клозетах, а в головах» – этими словами, принадлежащими Преображенскому, автор высмеивает советский режим. У профессора не получается перевоспитать продукт своего эксперимента, поэтому он решается на еще одну операцию, которая вернула бы должное положение вещей. Операция снова удалась, и Шариков снова перешел на лай, став собакой.
    В эпилоге повести, когда профессор показывает пса милиции для доказательства своей невиновности, звучит главная мысль автора: «…он говорил… Это еще не значит быть человеком…». Такие создания, как Шариков, внешне не отличаются от обычных людей, но им чужды людские чувства. При первой же возможности их бесчеловечность открывается, обнажая подлую натуру. К сожалению, Шариковы часто добиваются власти, пагубно влияя на окружающих, ведь безнравственными людьми гораздо легче руководить.
    Михаила Булгакова по праву считают мастером сатиры, ведь в его руках она стала настоящим оружием. Человек с собачьим сердцем – угроза для общества любой эпохи. Повесть писателя не теряет актуальности и в наше время, являясь своеобразным предупреждением, к которому следует прислушаться.
    Следующая >

  8. Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    От чьего лица ведётся повествование в повести “Собачье Сердце”
    «Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение
    Роль автора в повести «Собачье сердце»
    Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»
    Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
    Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    «Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания
    Проблематика и художественное своеобразие повести
    Библейкие мотивы в повести “Собачье сердце”
    Жанровое своеобразие повести “Собачье сердце”
    Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце»
    Результаты швондеровского воспитания Шарикова
    Булгаков и его роман “Собачье сердце”
    Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»
    Фантастика в «Собачьем сердце»
    Новаторство повести «Собачье сердце»
    Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв)
    Шариков – характеристика литературного героя
    Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    “Швондер и есть самый главный дурак” (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Человек с собачьим нравом (Булгаков “Собачье сердце”)
    Краткая характеристика произведения “Собачье сердце”
    «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени
    Разумное и нравственное всегда совпадают
    Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце»
    «Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце»
    Шариков как типичный продукт своей эпохи
    Смысл названия повести «Собачье сердце»
    Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»
    Образ профессора Преображенского
    «Разруха не в клозетах, а в головах»
    Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце»
    Экранизация повести М. А. ?Булгакова «Собачье сердце»
    Сюжетная основа повести «Собачье сердце»
    Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Сюжетная основа повести «Собачье сердце»
    Советская Россия и “новый человек” глазами Михаила Булгакова (по повести “Собачье сердце”)
    Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    “Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л.Н.Толстой. ( “Собачье сердце”)
    Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным
    Интеллигенция в произведениях Булгакова
    Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”).
    Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце»
    Образ города в одном из произведений русской литературы XX века
    Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
    «Собачье сердце» повесть предупреждение
    Шариков и шариковщина
    Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести “Собачье сердце” Булгакова М.А.)
    «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце»
    Как изображается Москва в повести “Собачье сердце”
    Почему ошибся профессор Преображенский
    История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
    Чем же занимается этот Швондер
    Тема опасности «революционного» преобразования природы
    Как изображается Москва в повести “Собачье сердце”
    Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце»)
    Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века
    Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце”
    Мое отношение к профессору Преображенскому
    Профессор Преображенский
    САТИРА(По повести «Собачье сердце»)
    Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»
    Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Живучесть “шариковщины” как социального и морального явления
    Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции
    Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
    Сочинения по произведению “Собачье сердце” (Булгаков М.А.)
    «Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
    Собачье сердце, Шариков и шариковщина
    Взаимоотношения Шарикова и Преображенского
    Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Собачье сердце, Роковые эксперименты
    «Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Шариковщина – явление социальное
    Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце»
    Живучесть “шариковщины” как явления
    Советская Россия и “новый человек” глазами Михаила Булгакова (по повести “Собачье сердце”)
    От чьего лица ведётся повествование в повести “Собачье Сердце”
    Эксперемент и его последствия
    Сатира
    Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова
    Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
    Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским
    «Расчеловечивание» Шарикова
    Творчество М. А. Булгакова
    Итоги эксперимента «Шариковщина», как обществен­ное явление
    Сюжет и образы в повести «Собачье сердце»
    Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
    Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
    Роковые эксперименты
    Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
    Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».)
    “Шариковщина” — явление социальное
    Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце”
    «Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение
    Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Конфликт в повести «Собачье сердце»
    Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
    Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
    «Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».)
    Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»
    Приемы комического в повести «Собачье сердце»
    Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце»
    Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия)
    Шариков
    Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
    Жанровое своеобразие повести “Собачье сердце” Булгакова М.А.
    Почему ошибся профессор Преображенский
    Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце»
    Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
    Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным?
    Собачье сердце
    Художественное своеобразие повести Булгакова “Собачье сердце”
    Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова”Собачье сердце”
    Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»
    Великий эксперимент
    Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Профессор Филипп Филиппович Преображенский
    Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления
    Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Рассуждения над страницами повести
    Экранизация повести «Собачье сердце»
    Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести “Собачье сердце” и романа “Мастер и Маргарита”)
    Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
    Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
    Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
    Швондер
    Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
    Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    М. Булгаков. «Собачье сердце»
    Живучесть “шариковщины” как морального явления
    Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков
    Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
    Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)
    Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова
    «Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
    Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»
    М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести
    Художественное своеобразие повести Булгакова “Собачье сердце”
    Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
    Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
    Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»
    Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
    Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце»
    Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Противоестественный эксперимент профессора Преображенского
    Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
    Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»
    Конфликт в повести «Собачье сердце»
    Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века
    М. А. Булгаков и театр
    Анализ повести М . А . Булгакова ” Собачье сердце ”
    Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце»

  9. Собачье сердце сочинение по плану
    План
    1. Введение
    2.Кто из героев выражает мнение автора
    3.Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце
    4.Сравнение фильма и повести
    5.В чем смысл повести
    Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” – одно из его самых острых произведений. За искрометным юмором автора скрывается пародия на весь советский строй 20-х гг. Эксперимент профессора Преображенского – насмешка над попытками коммунистов создать совершенно нового человека. При жизни писателя не могло быть и речи о публикации этого произведения.
    Агент ОГПУ, присутствующий на чтении писателем своей повести в узком литературном кругу, в докладе отмечал: “Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения”. При этом настоящие ценители литературы очень высоко оценивали “Собачье сердце”. В частности, В. Вересаев называл повесть “чудесной вещью” и жалел, что цензура никогда ее не пропустит.
    В отчаянии Булгаков обращался к Л. Б. Каменеву, на что получил неутешительный ответ: “…печатать ни в коем случае нельзя”. Впервые “Собачье сердце” было опубликовано в Лондоне (1968 г.). В СССР произведение увидело свет лишь в 1987 г.
    Главный положительный герой повести, который глубоко симпатичен самому автору, – профессор Преображенский. Его прототипом был дядя Булгакова – Николай Михайлович Покровский, работающий врачом-гинекологом. Филипп Филиппович олицетворяет собой одного из последних представителей дореволюционной русской интеллигенции. Он категорически отвергает новый строй. Преображенский далек от политики, но возмущен теми переменами, которые коснулись абсолютно всех сторон жизни.
    По сути, профессор полностью отражает мысли самого Булгакова. Особый интерес представляют его невольно прорывающиеся высказывания относительно нового строя. Преображенский не собирается вступать в ряды белогвардейцев. Он не считает себя контрреволюционером. Мысли профессора основаны на “здравом смысле и жизненной опытности”.
    Повсеместное воровство, регулярно пропадающее электричество, бессмысленное хоровое пение по вечерам и многие другие негативные явления советского строя угнетают Филиппа Филипповича. Он иронически замечает: “Пусть. Раз социальная революция, не нужно топить!”. Преображенский готов принять эту власть, но он не может потерпеть вторжения в свою личную жизнь, что было совершенно неприемлемо и для Булгакова.
    Филипп Филиппович даже не упоминает о социальном неравенстве (хотя Швондер не идет ни в какое сравнение с великим ученым), он просто убежден в том, что для ликвидации мнимой разрухи каждый должен заниматься своим делом. “Двум богам служить нельзя”. Рабочие должны работать, а не “устраивать судьбы… испанских оборванцев”. При этом врачи будут оперировать, а писатели – писать. Любой здравомыслящий человек готов подписаться под этими словами. К сожалению, Булгаков ошибался в здравомыслии советской цензуры.
    Фантастическое и реальное в повести “Собачье сердце” В произведении Булгакова удивительным образом переплетается фантастика с реальностью. В наше время опыт профессора Преображенского кажется явной выдумкой, но в 20-е гг. люди искренне верили, что научно-технический прогресс открывает перед человеком безграничные возможности.
    В повести нет никаких сверхъестественных чудес. “Очеловечивание” собаки происходит в результате тщательно подготовленной операции выдающегося ученого. Так как операция совершена впервые в истории, то никто не может поручиться за ее результат. Фантастичность заключается в деталях. Шариков, еще будучи псом, мыслит, как человек, даже умеет читать. Очень интересно, но абсолютно недоказуемо, выглядит сам процесс очеловечивания: вытягивание конечностей, выпадение шерсти, развитие сознания. Фантастическое органически встраивается в детально описанную реальность и уже не вызывает удивления.
    Шариков после получения документов становится полноправным членом советского общества. По внешности и манере поведения он ничем не отличается от миллионов пролетариев.
    Считается, что снятый по книге художественный фильм никогда не может быть лучше оригинала. Картина В. В. Бортко 1988 г. представляет собой редкое исключение из правил. В фильме “Собачье сердце” практически без изменений отражены все сцены и диалоги главных героев. Даже не читавший повести человек, посмотрев фильм, будет иметь полное представление о произведении.
    Стоит отметить блестящую актерскую игру Е. Евстигнеева и В. Толоконникова. Преображенский и Шариков буквально сходят со страниц книги. Режиссер позволил себе добавить некоторые сцены, которых нет в повести (демонстрация Шарикова перед публикой, ловля котов и др.). Эти эпизоды никак не искажают произведение, а, напротив, расширяют представление о нем.
    Булгаков скептически относился к заявлениям большевиков о том, что в Советской России появится совершенно новый тип людей. Писатель был уверен, что при любом режиме люди будут естественным образом делится на хороших и плохих. На это деление невозможно повлиять искусственным путем. Опыт профессора Преображенского провалился так же, как и коммунистический эксперимент в отдельно взятой стране.
    Неутешительный вывод делает сам Филипп Филиппович: “… у него уже не собачье, а именно человеческое сердце”, причем “самое паршивое”. Булгаков осуждает Октябрьскую революцию в рассуждениях Преображенского о смысле подобных экспериментов. Эволюция сама позаботится о человечестве. Любое вмешательство в ее естественный ход неизбежно приведет к бедам и страданиям.

  10. С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете… Что вы мне жить не даете?»
    * «Неожиданно появившееся… лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает – Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.
    Швондер также снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, – отвечает Шариков на вопрос Бормен-таля, – дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».
    Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталем «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». По всей квартире разносится вонь, на что Шариков замечает: «Ну, что Ж, пахнет… известно: по специальности. Вче-ра котов душили-душили…»
    Нас уже не удивляет, что он взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя – профессора Преображенского. Ша-рикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют нормальные человеческие качества. Им движет лишь подлость, ненависть, злоба…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *