Сочинение рассуждение на тему совесть огэ

8 вариантов

  1. Совесть — одно из основных нравственных качеств человека. Она заставляет нас поступать честно и справедливо, раскаиваться в плохих поступках. Совесть — это наш внутренний неподкупный судия.
    В тексте Л. Пантелеева чувство стыда испытывает Японец. Он понимает, что за бесчестный поступок, который он совершил с приятелями, расплачивается другой человек. Совесть заставляет его просить прощения у Леньки Пантелеева.
    Бессовестный человек способен на ложь и подлость. Именно таким предстает перед нами герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков. Он, ради собственного обогащения, с детства совершает подлые поступки, хитрит, изворачивается и потом не мучается угрызениями совести.
    Подстать ему Григорий Молчалин из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». Мужчина обманывает Софью, прикидываясь влюбленным, подобострастно подчиняется Фамусову, клянется в честности и преданности. На самом деле, использует их для достижения своих целей. Герой не знает, что такое поступать по – совести. У него ее просто нет.
    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим пример совестливого человека. Петр Гринев мучается от того, что незаслуженно оскорбил преданного слугу Савельича. Именно совесть заставляет его признать ошибку.
    Человек, не испытывающий муки совести, способен причинить много зла окружающим. Чувство стыда помогает правильно жить, признавать промахи.

  2. Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Совесть мучает, грызет, беспокоит. Может быть, лучше обойтись совсем без нее? Возможно, кому-то и лучше, спокойнее, комфортнее, а вот правильнее ли?
    Совесть — наш внутренний голос, определяющий наш выбор в трудной ситуации. Поступать по – совести — значит, поступать честно, справедливо, благородно. В противном случае муки совести не дадут спокойно жить.
    Героиня рассказа В. В. Голявкина Анечка совершила ошибку: обманула взрослых. Она побоялась, что учительница придет к ним домой и расскажет о ее плохом поведении, поэтому придумала, что у нее умерла бабушка. Необдуманная ложь осталась тайной, но девочка пытается наказать сама себя, расстраивается и переживает до тех пор, пока не рассказывает обо всем бабушке.
    Покаяться, признать свои ошибки иногда очень трудно, но это необходимо, чтобы дальше жить честно. Многие литературные герои не понимают, как важно жить по – совести. Не раскаивается в своем обмане Хлестаков. Не просит прощения у маменьки за свое поведение Митрофанушка. Не пытается исправить зло, которое причиняет окружающим, Григорий Печорин.
    В жизни мы нередко сталкиваемся с людьми, у которых как будто совсем нет совести. Мошенники звонят по телефону и обманывают старых доверчивых людей, вымогая деньги. Моя бабушка стала жертвой обманщиков: отдала последние деньги, чтобы помочь своему внуку, с которым все было в порядке. Ее просто обманули.
    Я думаю, что совесть должна быть у каждого человека. Приучать быть честным, учить просить прощения и исправлять свои ошибки надо с детства. Иначе человек вырастет лживым и бесчестным.

  3. Пример сочинения ОГЭ 15.3. Тема: Совесть. Автор текста: Р.П. Погодин.
    По тексту: “Был мальчик высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах…”
    Исходный текст
    Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия.  На мой взгляд, совесть – естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.
    Чтобы подтвердить тезис, обратимся к тексту. Так, Р.П. Погодин рассказывает о мальчиках, которые издевались над недавно переехавшим Колей, даже дали ему кличку Семафор, но, посчитав, что «для такого хлюпика»  это слишком хорошая кличка, начали называть Симой. Однажды Сима шел к своей учительнице, что поблагодарить её и принести подарок. Но ребята решили, что Коля просто занимается «подхалимством» и забрали у него все рисунки. После всего, пересматривая альбом, предводитель ребят Миша, узнал, что Сима сделал этот подарок в благодарность за то, что учительница помогала ему не отстать от класса, пока он болел. В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.
    В литературе тоже есть примеры проявления совести, например в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает ужасное преступление, после чего начинает страдать от угрызения совести. Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.
    Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.
    Автор: Сапегина Елизавета
    Как писать сочинение ОГЭ

  4. 4
    Текст добавил: ПОЛНОПРАВНЫЙ

    Совесть — это чувство вины, которое преследует человека после совершения плохого поступка. Иногда муки совести предопределяют наши действия. Нам становится стыдно за свои мысли и намерения. Стыдно за трусость и малодушие, если мы не вступились за слабого, обидели грубым словом близкого человека, проявили эгоизм. Совесть — внутренний неподкупный голос справедливости, который нельзя обмануть. Совесть порождает стыд.
    Герои из рассказа Р. П. Погодина совершают несколько несправедливых поступков. Они незаслуженно обидели незнакомого мальчика, который был слабее их. Подростки придумали для Коли обидное прозвище, силой отняли и испортили альбом с рисунками, грубо прогнали Колю прочь со двора. Расплатой за эти поступки стали угрызения совести. Разобравшимся в ситуации ребятам, становится стыдно за свое грубое и хамское поведение. Совесть заставляет их исправить ошибки. Они относят альбом по назначению, мирятся с Колей, признают его своим товарищем.
    Подобную ситуацию мы видим в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Угрызения совести мучают главного героя. Ему стыдно за то, что он обманул свою бабушку: вместо земляники набил туесок травой. Тем самым поставил ее в неловкое положение.
    Иногда муки совести становятся невыносимым испытанием. Так случилось с героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катериной. Женщина не смогла простить себе измены мужу. Отчаяние, стыд, осознание своего греха заставляют Катерину во всем признаться мужу.
    Таким образом, можно сделать вывод, что именно совесть может спасти человека от подлости и обмана, заставить его исправить совершенную ошибку.

  5. Совесть — качество честного и порядочного человека. Она управляет нашими действиями, заставляет раскаяться, просить прощения.
    Бессовестным людям жить, наверное, легче. Только окружающим они наносят много вреда. Ведь они с легкостью совершают бесчестные поступки, не опасаясь угрызений совести.
    Каждый человек может поступить неправильно, не по – совести. Именно так поступил рассказчик в тексте В. О. Богомолова. Он не решился признать свою вину в том, что не выполнил приказ командира. Из-за его трусости пострадал другой человек. (Предложения 22, 23). Герой текста — человек порядочный, но слабый, поэтому его мучают угрызения совести.
    Иногда раскаяние приходит слишком поздно. Так случилось, например, с Евгением Онегиным. Подчиняясь условностям светского общества, он побоялся отказаться от дуэли со своим приятелем Ленским. Совесть подсказывала ему, что он поступает неправильно, но страх перед мнением соседей оказался сильнее. В результате гибнет ни в чем неповинный человек.
    Необходимо прислушиваться к голосу совести. Именно так действует Андрей Соколов из повести М. Шолохова «Судьба человека». Мужчина отказывается спасти свою жизнь ценой предательства. Он считает, что лучше умереть честным, чем жить подлецом и трусом.
    Таким образом, совесть подсказывает правильное решение, выход из трудной жизненной ситуации.

  6. Сочинение рассуждение по тексту.
    (1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
    (6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
    (8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
    (ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
    (17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
    (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:
    (21)—    Спасибо за подарок!
    (22)—    Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
    (23)Колька    испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
    (26)—    Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
    (27)Тридцать    лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
    (30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
    (По В. Дроганову )
    Вариант 1
    Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.
    Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл. 22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).
    Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).
    Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.
    Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.
    Вариант 2
    Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой совестью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.
    Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34). Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.
    Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.
    Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.
    Вариант 3
    Чувство, не дающее человеку спокойно наблюдать за злом и несправедливостью, а также не позволяющее ему прощать собственное недостойное поведение называется совестью. Она позволяет сохранять человеческие качества в любой обстановке, но если кто-то идёт против неё, то совесть потом мучит его долгое время.
    Именно о ней текст В. Дроганова: в течение десятилетий рассказчик не может себе простить унижение, которому он подверг одноклассника, не может жить спокойно, вспоми-ная, как грубо оборвал его, как пожадничал и не нашёл в себе великодушия исправить ситуацию (предл. 28, 34).
    Однажды и я зло подшутил над своим одноклассником: выбросил в снег за окно его портфель. Портфель открылся в снегу, и всё его содержимое насквозь промокло. Однокласснику сильно досталось от родителей. Когда я узнал об этом, мне стало очень стыдно. Я понял, как глуп и жесток был мой проступок, и извинился перед одноклассником. Несмотря на то что он простил меня, я до сих пор чувствую уколы совести.
    Действительно, стоит всегда помнить о том, что жизнь коротка и нужно прожить её достойно, по совести, чтобы не было больно и стыдно за совершённые проступки.

  7. Многие люди когда-либо задумывались над вопросом, что же такое совесть? На самом деле определить, что же это такое, довольно трудно. Дать определение данному понятию может не каждый, особенно тот, кто совести не имеет. Да, к сожалению, такие люди тоже существует, особенно в современном мире, когда деньги имеют власть над человеком. Однако у большинства людей совесть всё же есть, она не только заставляет человека задумываться о негативном совершенном действии, но и способно остановить человека, когда он запланировал что-то плохое. Совесть – это то чувство, которое, как внутренний голос, говорит с человеком и задает ему вопрос, действительно ли он хочет совершить этот поступок, хорош ли этот поступок на самом деле? Совесть – это внутренний контролер поступков человека.
    Многие писатели в своих произведениях ставили в центре повествования героев, которые действовали по совести, и героев, которые не слушали свою совесть и совершали злые поступки.
    Примером человека, который действует по совести, является Татьяна Ларина из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В финале произведения читатель узнаёт, что она до сих пор любит Евгения, однако она не может быть с ним, потому что замужем за другим человеком. Совесть не позволяет героине нарушать брачные узы и предавать своего мужа, даже несмотря на то, что она его не любит, а любит долгое время Онегина. Татьяна Ларина, являясь милым идеалом Пушкина, – воплощение совести, нравственных качеств человека, неспособных нарушить обещание.
    Однако не всегда люди поступают по совести. Доказательством этого может послужить пример из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». К примеру, госпожа Простакова вовсе не имеет совести, она способна на всё ради своего сына Митрофанушки. Простакова пытается сделать так, чтобы Софья вышла замуж за Митрофана, тем самым семья Простаковых получила бы богатство от жены Митрофанушки. Госпожа Простакова совершенно не испытывала угрызений совести, потому что воспитывалась в безнравственных условиях. Она не знает того чувства, которое контролирует и останавливает человека от корыстных поступков. Если бы совесть была бы у каждого человека, на свете было бы намного меньше зла. Потому что угрызения совести действительно тяжело переносятся человеком. Но для госпожи Простаковой совесть не имеет никакого значения. Она совершенно не думает о Софье, о ее чувствах и эмоциях, а делает всё ради своих корыстных целей.
    Таким образом, совесть – это внутренний контроль собственных поступков, который не позволяет совершать безнравственные действия.

  8. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Наша грамматическая система предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли».
    Грамматическая система русского языка предлагает говорящему различные синтаксические структуры для выражения одного и того же. Они являются синонимичными.
    Например, синонимичны предложения с деепричастными оборотами и придаточными предложениями. Правда, не всегда можно заменить придаточное предложение деепричастным оборотом, но зато если можно, то текст становится живее и энергичнее. Наверное, поэтому такие конструкции предпочитает В. О. Богомолов, с отрывком из книги которого я познакомился. В этом тексте было очень много деепричастных оборотов и единичных деепричастий. Например, в предложениях 3, 5, 7, 12, 13 мы встречаем такие конструкции.
    Однако иногда писатель предпочитает придаточные: в предложениях 21, 23 и некоторых других. Это делает текст более выразительным и красивым.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста: «— Плана нет, — со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо. — И боевого обеспечения тоже. Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю.»
    Герой-рассказчик после тяжелых боев забыл о том, что ему было приказано выставить охранение и набросать план действий при нападении противника (предложение 21). Это было и в самом деле необходимо, однако рассказчик пренебрег этим, хотя и ненамеренно, а из-за его забывчивости пострадал его друг – комбат Витька. Но командир взял всю вину на себя, понимая, что комбриг может его наказать и во всяком случае будет ругать. Слова «Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю» говорят о том, что комбат честный человек, не способный подвести друга, кроме того, он готов отвечать за все, что происходит в его подразделении. Рассказчик был уверен в своем друге, об этом говорится в предложении 24, ему было очень стыдно, что по его вине пострадает друг.
    Иногда друзьям приходится исправлять ошибки друг друга.
    15.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
    Совесть – это особенность личности человека. Тот, у кого есть совесть, постарается ни в коем случае не совершить плохого поступка. Если он случайно сделает что-то плохое, то совесть мучает его и заставляет исправить причиненное зло.
    В отрывке из произведения В. О. Богомолова герой-рассказчик забыл выполнить поручение своего друга комбата, а из-за этого комбриг выругал Витьку. Но друг не выдал своего друга, а взял вину на себя. Рассказчику было от этого очень стыдно.
    Мы часто встречаем примеры мук совести в литературе и жизни. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» один мальчик, Илюша, поддавшись на уговоры злого студента Ракитина, угостил бездомную собаку куском хлеба с булавкой. Собака завизжала и убежала. Мальчик думал, что Жучка умерла, и это его ужасно мучало, он даже тяжело заболел. Но, к счастью, потом выяснилось, что собака выжила.
    Совесть очень нужна каждому человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *