Сочинение рассуждение на тему трудно ли писать сочинение

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

    Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  2. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  3. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  4. Как начать сочинение

    Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?
    Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.
    Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.
    После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.
    На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

    Как закончить сочинение

    Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.
    Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

    Вводные слова для сочинения-рассуждения

    Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

    I часть. Введение

    Автор данного текста говорит о проблеме …
    Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
    Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
    Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
    Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

    III часть. Заключение

    Невозможно не согласится с автором в том, что…
    Проблема …. очень важна для нашего поколения.
    Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

  5. Содержание (план)
    Языковые средства (клише)
    Вступление
    Цель вступления –
    подвести к формулировке проблемы.
    Основная часть. Анализ
    исходного текста.

    Определение проблем,
    которые поднимает или затрагивает
    автор в предложенном для анализа тексте (фрагменте, отрывке).
    Формулировка основной проблемы исходного
    текста.
    O Первый способ формулирования проблемы
    текста – ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?)
    существительноеное в Р.п.
    O Второй способ формулирования проблемы
    – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
    Формулировка в виде
    вопроса поможет выразить мысль более точно и глубоко.
    В данном тексте автор поднимает
    проблему (чего?) …
    O Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой влияния человека
    на природу.

    O Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека
    перед самим собой.

    O Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни
    человека? Этой проблеме посвящает свой текст…

    O Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям
    задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря
    заимствованиям?

    O Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не
    утратить человеческого достоинства?
    Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы…

    Позиция автора текста
    к
    сформулированной проблеме исходного текста:
    O как, на каком материале автор
    раскрывает проблему?
    O на чем заостряет внимание?
    O какие аспекты проблемы рассматриваются
    в тексте?
    O какие эмоции автора выражены в тексте?
    O какие примеры он приводит, размышляя
    над поставленным вопросом?
    O как автору удалось привлечь к ней
    внимание?
    Следует помнить, что комментарий должен
    осуществляться с опорой на прочитанный текст.
    O Автор раскрывает проблему на примере…
    O Автор обращает наше внимание на…
    O Автор особо подчеркивает, что…
    O Автор доказывает (убеждает, приглашает к
    O размышлению…)
    O Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…
    O Автор не случайно использует слово (слова)…
    O Автор упоминает (кого? что?) с
    целью…

    O Автор подчеркивает, замечает, указывает на…
    O Автор размышляет (над чем)…
    O Автор высказывает интересное предположение…
    O Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает…
    Комментарий позиции автора
    текста по прокомментированной проблеме.
    Позиция автора – это вывод, к которому приходит
    автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
    Что хотел сказать
    читателям автор? Какова была цель его высказывания? Как сам автор относится к поставленной
    проблеме? Чему учит текст?
    Если проблема текста – это вопрос, то позиция
    автора
    – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
    Таким образом,
    формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на
    него отвечает.
    O Позиция автора такова: …
    O Автор считает, что…
    O Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
    O По мнению автора, …
    O Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
    O Автор убеждает нас в том, что…
    O В тексте доказывается мысль о том, что…
    O Авторскую позицию нельзя не увидеть в
    утверждении…

    O Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого
    читателя свои самые сокровенные
    (важные) мысли. Позиция автора
    ясна и сформулирована в тексте…

    O Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…
    Собственное мнение(позиция
    учащегося)

    по проблеме,
    поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором).
    В большинстве
    текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно
    оспаривать.
    Помните, что экзамен – это не место для
    неожиданных и смелых экспериментов.
    Пытаясь любой ценой
    оспорить очевидное, выставите себя в
    невыгодное положение.
    Другое дело, когда точка зрения автора
    вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские
    аргументы в поддержку своей позиции.
    O Автор, безусловно, прав, утверждая …
    O Нельзя не признать правоту автора …
    O Я полностью согласен с мнением автора…
    O Я разделяю точку зрения автора…
    O С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит
    убедительные примеры, во-вторых…

    O Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…
    O В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь
    в одном…

    O Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
    O Я считаю, что автор не прав, потому что…
    O Я считаю необходимым возразить автору…
    O Я думаю, следует не согласиться с автором…
    O Мне кажется, автор не вполне прав…
    Аргументация собственного мнения по проблеме
    Мнение экзаменуемого должно быть не
    только формально заявлено (Я согласен/
    не согласен с автором), но и подкреплено
    двумя аргументами.
    Цель этой части
    работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его мнение.
    Рассуждение строится по схеме:
    O тезис (положение, которое надо
    доказать),
    O аргументация (доказательства, доводы),
    O вывод (общий итог)
    От тезиса к аргументам можно поставить
    вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».
    Основные типы аргументов:
    O Факты, события;
    O Ссылки на авторитетных людей, цитаты
    из их трудов и произведений;
    O пословицы и поговорки;
    O примеры из личной жизни и жизни
    окружающих;
    O примеры из художественной литературы.
    O –Для
    доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из
    художественной литературы.
    Во-первых,… Во-вторых, … В-третьих, …

    O В подтверждение своей точки зрения
    я могу привести следующие доказательства…

    Заключение
    Общий вывод о
    значении текста, оценка прочитанного.
    Заключительная часть
    сочинения может быть:
    O резюмирование (повторение в обобщенной
    форме основной идеи текста, позиции автора);
    O риторический вопрос;
    O призыв, обращение к читателю;
    O использование цитаты;
    O открытый финал.
    O Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна для современного
    читателя. Данный текст заставляет задуматься (об ответственности людей
    за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…).

    O Данная проблема актуальна и в
    современное нам время.

    O В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить
    внимание на)…

    O Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

  6. Русский язык является межнациональным, которым пользуются во всем мире. На нем разговаривают не только в России, но и в Украине, Казахстане, Турции, Израиле и многих других странах. Но так ли труден русский язык? Он очень интересен и многогранен, с богатой лексикологией и грамматикой. Поэтому, на первый взгляд, может показаться сложным.
    Изучая русский язык, можно столкнуться с множеством трудностей. Во-первых, это касается грамматики. Например, изучая английский, мы не столкнёмся с проблемой неправильного склонения слов. А в русском языке по этому поводу очень много правил. Во-вторых, это касается лексикологии. Слова в русском языке употребляются в прямом и переносном смыслах. Иногда, сказав слово в переносном, можно ввести в ступор иностранца. Так же в нашем языке богатая синонимия и фразеология. И этим, действительно, стоит гордиться.
    Итак, благодаря своему разнообразию и нестандартности русский язык может показаться сложным. Но как избежать трудностей во время его изучения? Для этого следует читать много хорошей литературы, развивать правильные языковые вкусы, культуру речи и общения. Общаться с интересными людьми, которые владеют техникой речи. Тогда русский язык перестанет быть сложным и станет прекрасным инструментом для человека.

  7. Пример вступления к теме «Современные раскольниковы – кто они?»:
    «Ф. М. Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году, но по сей день его читают во всем мире. Чем обусловлена популярность произведения? Глубоким психологизмом Достоевского, его талантом филигранно изображать самые темные уголки человеческой души? Или блистательно показанной работе следователя Порфирия Петровича? Или растущим интересом к русской культуре?
    В первую очередь читателей интересует главный герой произведения – автор теории «сильной личности» Родион Раскольников. Мне кажется, никого не может оставить равнодушным этот персонаж, потому что придуманная им преступная теория, разделяющая мир на бесправных и тех, кому все позволено, продолжает существовать в умах современных раскольниковых. Только если в образе Раскольникова Достоевский раскрывает морально-психологическую проблему (герой сломлен духовно и физически), то современные раскольниковы вполне благополучны, но по ряду причин считают себя вправе судить и обрекать на смерть целые народы».
    к содержанию ^

    Аргументация

    Итак, вступление написано, тезис обозначен, но как написать сочинение-рассуждение без аргументов? Ведь именно в них подтверждается ваша точка зрения, углубляется проблематика темы.
    Какие аргументы можно привести в данной теме?
    АргументыПримерыЗло часто существует под видом благих намерений
    Раскольников разрешает себе убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, олицетворяет несправедливость мира, где так много несчастных людей: Мармеладовы, сестра Дуня, мать.
    Так и современные раскольниковы, провозглашая лозунги о справедливости, а своей главной целью объявляя борьбу со злом, разрушают себя и мир вокруг, не делая счастливее никого
    Деньги, добытые кровью, не могут принести счастья
    Расправившись со старухой, герой убивает и безвинную Лизавету, которая к тому же была беременна, то есть вместо одной зловредной старушонки губит еще две жизни.
    Как много примеров мы видим и сегодня тому, как велики «случайные» жертвы современных раскольниковых
    XX и XXI век показали, как опасны теории, разделяющие людей на «тварей дрожащих» и «тех, кто право имеет»
    Революция 1917 года в России.
    Расправа с семьей Романовых.
    Великая Отечественная война.
    События в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине
    Бесчеловечная теория разрушает душу человека, который ее создал
    «Я себя убил, а не старушонку», – говорит Раскольников. Хоть ненадолго, но под влиянием Сони и бесед с Порфирием Петровичем герой приходит к раскаянию.
    Современные раскольниковы научились заглушать голос совести, закрывать глаза на «побочные эффекты» своих теорий. Они придумали двойные стандарты, которые позволяют им всегда находить оправдание, пусть даже самое абсурдное.
    Спрашивая Раскольникова о том, верит ли он в Бога и воскресение Лазаря, Порфирий Петрович имел в виду, что право отнимать чью-то жизнь есть только у Бога, потому что только он может воскрешать.
    От греха убийства, от преступления и саморазрушения личность может спастись только искренней верой и любовью
    Раскольникова спасает Соня, разделяя с ним тяготы раскаяния и каторгу. Своим отношением она показывает ему, что даже падшего можно спасти, если относиться к нему по-человечески.
    У современных раскольниковых тоже есть шанс изменить мировоззрение, но они подменяют вечные ценности сиюминутными, лицемерно оправдывая свои действия идеалами добра и справедливости
    Аргументы должны быть четко связаны друг с другом: Раскольников в романе – современные раскольниковы. Цель рассуждений: показать, как трансформировался образ «разумного преступника», воплощением которого является Раскольников, в современном мире.
    Помните! Аргументов не должно быть больше 3-5, но они должны быть убедительными.
    к содержанию ^

    Заключение

    Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про  способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений.
    Общие рекомендации следующие:
    Начинайте заключение подытоживающей фразой: «Таким образом, автор дает понять читателям, что…», «Итак, завершая размышления о …, мы приходим к выводу», «Подводя итог сказанному, хочется еще раз напомнить о важности проблемы…» и др.
    Не стоит еще раз перечислять то, что рассматривалось выше: вывод – это обобщение, квинтэссенция самого ценного, о чем говорится в сочинении. Используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» для перечисления собственных открытий в теме.
    Сочинение-рассуждение как жанр не предполагает окончательных выводов. Вы выступаете в роли исследователя, выдвигая гипотезу и подбирая к ней доказательства, но категоричность здесь неуместна. Гораздо лучше смотрится заключение, в котором вы призываете читателя к размышлению: «Такова особенность классической литературы: темы, поднятые писателями, вечны. И кто может поручиться, что в критической ситуации не станет искать оправдания чужой жестокости?»
    к содержанию ^

    Как «украсить» сочинение-рассуждение?

    – А зачем его «украшать»? – спросите вы. – Сочинение-рассуждение по стилю должно напоминать исследовательскую работу: факты, доводы, гипотеза, аргументы…
    И вы правы, так и есть. Вот только сочинение все же творческая работа, и сухой стиль изложения здесь не совсем подходит. Оно должно воздействовать на читателя, затрагивать его эмоции.
    Для этого используйте в качестве иллюстрации своих слов общественно значимые, резонансные факты. Например, к теме о современных раскольниковых подойдет ссылка на журналистские расследования событий на Украине.
    Удачно смотрятся в сочинении короткие цитаты из основного произведения, а также из произведений других писателей. Цитирование должно быть разнообразным: прямым и косвенным.
    Точно переданные слова автора должны быть заключены в кавычки, а при косвенном (неточном) цитировании важно не искажать смысл цитаты.
    Очень хорошо, если вам удастся подобрать к сочинению-рассуждению эпиграф, перекликающийся с главной мыслью. Во-первых, это «украшение», во-вторых, важный композиционный элемент. Вы можете сослаться на него во вступлении: «В словах, вынесенных в эпиграф, не случайно подмечено…». И в заключении хорошо «закруглить» тему: «Возвращаясь к эпиграфу, хочу сказать, что…»
    к содержанию ^

    Проверьте себя!

    В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.
    Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления.
    Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.
    В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми.
    Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность.

  8. 8
    Текст добавил: Город пустых людей

    Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  9. Приветствую вас, друзья! В предыдущей статье я рассказала, что представляет из себя итоговое сочинение по литературе и каковы критерии его оценки. Вы узнали, что это должно быть сочинение-рассуждение. В данной статье я расскажу, как писать сочинение-рассуждение правильно и какие требования к нему предъявляются.

    Почему важно соблюдать структуру сочинения — рассуждения?

    Как любое сочинение, оно состоит из вступления, основной части и заключения. Но сочинение — рассуждение, в отличие от  описания и повествования, пишется по формуле: тезис — аргументы — вывод. Именно ваше умение сформулировать тезис (утверждение), доказать его примерами и сделать правильный вывод проверяется и на итоговом сочинении, и на ЕГЭ по русскому языку, и на ЕГЭ по литературе.
    Поскольку итоговое сочинение — самый первый экзамен, сегодня мы будем говорить именно о нем.

    Как сформулировать тезис?

    Чтобы хорошо сформулировать тезис (обычно  в конце вступления или в начале основной части), надо тщательно обдумать и выбрать тему сочинения. То есть следует проанализировать каждое слово темы и понять, о чем вас спрашивают, какие слова здесь будут ключевыми, какая проблема заключена в выбранной теме. Например, если в теме есть вопрос (почему?, как?, зачем?, надо ли…? и т.п.) то, скорее всего, именно он и будет ключевым словом, а тезис будет фактически ответом на этот вопрос.
    «Надо ли прислушиваться к советам других или лучше идти своей дорогой?» Это возможная тема из направления «Опыт и ошибки». Вдумайтесь, вам предлагают сделать выбор:
    слушать советы мудрых наставников, взрослых, родителей; избежать ошибок и быстро достичь желанной цели;
    набивать шишки самому, повторять, возможно, ошибки родителей, но в итоге тоже достичь цели. Вы должны показать, что понимаете, о какой проблеме идет речь.

    Вариант формулирования тезиса в начале сочинения.

    Почему бы не начать своё сочинение так:
    Мы часто слышим от родителей:» Ты совершаешь ошибку. Поверь, я когда-то тоже прошел(а) через это и знаю, что тебя ждет. Не повторяй моих ошибок. Я хочу тебе помочь». Мы понимаем, что родители искренне заботятся о нашем будущем, но почему-то не всегда прислушиваемся к их советам. Выбор молодых — пусть трудная, неизведанная, но своя дорога. Думаю, это правильно. Ведь, набивая шишки, совершая ошибки, преодолевая препятствия, мы приобретаем жизненный опыт, который станет нам опорой в течение жизни. Недаром часто приходится слышать пушкинское  «опыт — сын ошибок трудных» или «трудности закаляют». Таким образом, Ваш тезис (выделен жирным курсивом) — это утверждение, что молодые люди должны самостоятельно набираться опыта, пусть даже ценой ошибок. Теперь Вам надо доказать справедливость этого утверждения. Подбор аргументов — важнейший этап в написании сочинения-рассуждения.

    Где брать аргументы.

    Видите, вы сформулировали тезис по проблеме. Это ВАШЕ утверждение (главная мысль), это его вы должны будете теперь подтвердить примерами из литературы.  Для аргументов лучше подбирать два произведения русской или мировой литературы, хотя вы можете встретить также рекомендации по использованию в качестве аргументов исторических фактов, биографий известных людей, научных фактов и т.д. На мой взгляд, использование такого рода аргументов в итоговом сочинении нарушит одно из основных требований к нему : литературоцентричность. Поэтому приберегите эти аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументируя тезис, вы можете применить смысловой анализ, то есть опираться на сюжет произведения, на характеры героев, на проблематику произведения в целом,  или анализ комплексный, то есть интерпретировать произведение в аспекте темы сочинения. Ни в коем случае нельзя просто пересказать содержание произведения или его фрагмента! Помните, что в части «аргументы» должна разрешиться проблема, сформулированная во вступлении. Вы примерами должны доказать, что ваш тезис верен.

    Как правильно выбрать произведения для аргументации.

    Чтобы не ошибиться в выборе литературных произведений, предлагаю выполнить следующие шаги:
    вспомните произведения, сюжет которых основан на исследуемой проблеме (в нашем случае это отношения отцов и детей);
    оцените степень владения материалом и выберите два произведения, которые вы помните хорошо (содержание, имена героев, поступки героев);
    выберите, на примере какого героя вы будете подтверждать свой тезис (или будете анализировать произведение в целом);
    ещё раз перечитайте тезис, покажите на примере поступков героя, что он действительно приобрел опыт, пройдя трудный путь;
    чтобы избежать пересказа, во-первых, употребляйте вводные слова действительно, как видим, по-моему и т.п и, во-вторых, демонстрируйте ваше отношение к проблеме.

    Примеры произведений для аргументации.

    Помните, что вы можете доказать верность высказывания и «от обратного», то есть приведя пример антигероя, маминого сынка.
    И.С.Тургенев «Отцы и дети» : жизненный путь Базарова или сравнение жизненных позиций героев.
    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: история Петра Гринева.

    Почему обязательно надо писать заключение.

    Задача заключения — подвести итог сказанному, сделать выводы, обобщить их. Сделать это можно, «закольцевав» сочинение, повторив в заключении мысль, высказанную во вступлении, но поменять вопросительную форму высказывания на утвердительную. Пример: надо ли слушать…? (…) Как видим, лучше пройти самому…

    Обратите ещё раз внимание на следующие моменты:

    материала для аргументации должно быть достаточно;
    не допускается пересказ произведения;
    нельзя просто называть автора и произведение, надо показать, как ваш тезис может быть доказан примерами из выбранного произведения;
    будьте внимательнее, не забудьте перенести ваше сочинение в бланк;
    распределите отведенное время на обдумывание, написание черновика и переписывание работы на бланк;
    постарайтесь писать максимально аккуратно и разборчиво;
    Теперь, когда вы знаете, как писать сочинение-рассуждение, ваша задача вспомнить и отобрать произведения для аргументации.
    НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
    Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!

  10. Разберем на примере. Тема сочинения: Зачем нужна орфография?
    Во первых необходимо описать что такое орфография, зачем она нужна. Можно привести традиционный пример: Казнить нельзя помиловать. Сказать о важности верного применения орфографии для каждого человека. Ну и сделать вывод из вышесказанного.
    Сочинение – рассуждение своего рода творческая работа. Не стоит стесняться своих мыслей. Не надо думать, что они будут выглядеть глупо. Представьте, что вы разговариваете с другом и доказываете свою точку зрения.
    Часто возникают трудности с написанием первых предложений. Ребенок не знает с чего начать. В таком случае написание вступления следует отложить. То есть, сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда вернуться ко вступлению.
    Для того чтобы дети не стеснялись своих мыслей, я бы рекомендовала написание анонимных сочинений с тем, чтобы в дальнейшем их прочитать перед всем классом и разобрать на их примере ошибки. Каждый ребенок узнает свое сочинение и не боясь насмешек товарищей или плохой оценки поймет что в его работе было неверно (в стилистическом плане, в логике изложения и т.д.). В то же время преподавателям не следует зачитывать даже очень смешные выдержки из сочинений, особенно с указанием автора. После подобного “веселого” разбора “полетов” у ребенка может возникнуть стойкая ненависть к написанию сочинений.
    Следует отметить, что ключом к хорошим сочинениям является чтение книг и живое общение со взрослыми. Чаще говорите с ребенком, обсуждайте все что видите и слышите, все что ему интересно.
    Удачи Вам!

    Как правильно писать сочинение-рассуждение ГИА?

    Видео для тех, кому предстоит сдавать ГИА.
    Всё для учебы » Русский язык » Сочинение-рассуждение с планом и примером

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *