Сочинение рассуждение на тему тщеславие

5 вариантов

  1. Тщеславие
    «Тщеславие – мой самый любимый из грехов», – сказал персонаж Аль Пачино в фильме “Адвокат дьявола”.
    Тщесла?вие (греч. κενοδοξ?α) – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Сразу вспоминается фраза из произведения Джерома К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие – вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса». Православная Церковь относит “тщеславие” и “гордость” к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека.
    Об этом наша беседа с психологом, специалистом по системной терапии и семейным расстановкам Курковой Жанной.
    – Что такое тщеславие?
    Само слово «тщеславие» уже выражает собой глубокую суть – тщетная, пустая, напрасная, слава. Раздутая пустота вокруг человека. Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутренней наполненности. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно. В душе постоянно возникают вопросы: «Кто я?», «Зачем Я?». Получить ответы на эти вопросы можно только самосовершенствуясь. Но очень часто путают самоутверждение с самосовершенствованием. Начиная самоутверждаться в окружающем мире, то есть жить, опираясь не на движение души, а на то, что выгодно, удобно, престижно, человек старается достичь результатов только во внешней жизни. Но оставляя в стороне свои внутренние потребности, он себя чувствует неудовлетворённым, и тогда на помощь приходит тщеславие, которое, в свою очередь, порождает зависимость от окружающего мнения и оценки.
    – Каковы признаки проявления тщеславия?
    Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.
    Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку…
    – Тщеславие – это «универсальная» страсть?
    Я думаю, что тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью – тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого ожидает такое сладостное и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!»
    – Корни тщеславия родом из детства?
    Да, можно и так сказать. Каждому ребёнку знакомы такие высказывания: «Что люди скажут?», «Что подумают окружающие?», «Ты должен быть не хуже всех». С самого детства людей ориентируют не на внутренние потребности, а на оценку других. Вырастая, человек не умеет слушать и слышать себя. Он не знает, чего он сам хочет. Ко мне часто приходят молодые женщины, имеющие по несколько высших образований, с уже приобретёнными «докторскими» и «кандидатскими» на совершенно не интересующие их темы. Они социально очень хорошо адаптированы, но потеряны и глубоко несчастны внутри. Как правило, их запрос звучит так: «Я не знаю, чего я хочу. Мне ничего не интересно». Приобретая «важные» регалии и постоянно говоря о них, человек защищается от внутренней пустоты. Ведь не просто так слово «защита» применяется в таких фразах, как «защита докторской», «защита кандидатской» и т.д…(Продолжение: http://www.ecosophiya.ru/main/part/5-11-190-396)

  2. Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака — Гобсеку.
    Гобсек — герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как символ безудержного стремления к накопительству. Страсть к накопительству привела Гобсека в конце жизни почти к помешательству. Лежа на смертном одре, он слышит, что где-то недалеко покатились золотые монеты, и пытается их найти. «Живоглот», «человек-вексель», «золотой истукан» — так называет ростовщика стряпчий Дервиль. Гобсек считает, что «в золоте сосредоточены все силы человечества». Долгие годы он трудился, чтобы сколотить приличное состояние, но при этом порвал все связи со своими родственниками, поскольку они могли бы претендовать на его наследство. У него не было ни семьи, ни настоящих друзей.
    К зрелому возрасту Гобсек накопил достаточное состояние, чтобы стать ростовщиком и «властителем Парижа», «тихоньким, никому не ведомым». Он стал одним из десяти людей в Париже, которые правили этим городом.
    И все же, мне кажется, Гобсек не был простым стяжателем и накопителем золота. Гобсек был мудрым, человеком, философом. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем Дервиль. Герой новеллы рассуждает о золоте не как о самоцели, он понимает, что золото дает ему право «владеть миром», «появляться как возмездие, как укор совести». Он сам себе дал право «быть когтистой лапой Неотвратимости», вернее, это право дало ему его золото. Гобсек уверен, и с ним нельзя не согласиться: «незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас природой, — инстинкт самосохранения». Многое в жизни человек делает для себя, чтобы потешить свое «эго». Не только Гобсек, но и Дервиль, и Максим де Трай, и Анастези де Ресто думают прежде всего о себе. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. Нет, пожалуй, в мире ни одного человека, который бы ни стремился к славе. Слава возвышает, воодушевляет, заставляет совершать поступки.
    Что такое слава? В знаменитом словаре С.И.Ожегова записано три значения этого слова, одно из которых говорит: «Слава — почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта».
    Значит, данное понятие сопряжено с тем, что известность (слава) приходит к личности, обладающей выдающимися способностями, качествами, которые оцениваются обществом как величайшая заслуга. Такой известностью пользуются великие спортсмены, люди культуры, публичные деятели. Их имена и фамилии у всех на слуху. Реже мы слышим о выдающихся врачах, учителях, рабочих, и представителях других профессий.
    Слава приходит к тем, кто совершает великие дела, подвиги перед своим Отечеством и людьми. Об этих героях должны знать все и память о них передавать другим поколениям.
    К сожалению, общество устроено таким образом, что одним известность даётся путём титанического труда, долговременных усилий, работы над собой при достижении намеченной цели. И это заслуженное признание своего величия, своего превосходства, своей силы и волевых качеств. Эта известность человека остаётся на века, она становится частью всеобщей истории. Это истинная слава.
    К другим же слава приходит либо со знаменитой фамилией, либо с умением хитрить и подстраиваться под обстановку и нужных людей. Для такой популярности тоже нужны умения и усилия, но другого плана. Если такие люди уходят с арены популярности, о них стараются поскорее забыть, чтобы не возрождать плохие ассоциации. И это ложная слава.
    Каждый человек стремится к славе. Но к какой? Если ему нужна всеобщая известность ради удовлетворения собственного тщеславия, то лучше быть безвестным, чем тем, о ком станут вспоминать с ненавистью и презрением.
    Таким образом, подтверждая слова великого итальянского поэта XIV века Франческо Петрарки, можно сказать: человеку, стремящемуся быть знаменитым, нужно понимать, что только истинные заслуги достойны высокой оценки и всеобщего признания. Поэтому лучше никак не прославиться, чем стать популярным благодаря дурной славе.

  4. Тщеславие – это стремление к пустой (тщетной) славе. Это один из больших недостатков человека, который очень портит жизнь, является причиной проблем. Самое главное, что человек, страдающий тщеславием, не понимает и не осознаёт этого. Чаще всего этот недостаток имеют творческие, талантливые, публичные люди.
    Они стараются быть успешными во всех сферах своей жизни, занимать более высокую ступеньку в карьерной лестнице, превосходно выглядеть в глазах окружающих, занимать высокое положение в обществе. Такие люди страдают жаждой популярности и славы (чаще всего незаслуженной), их амбиции переходят все границы. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, хвалили и славили. Тщеславие является благодатной почвой для взращивания гордыни до невероятных масштабов.

    Проявления тщеславия, его плюсы и минусы

    К плюсам тщеславия можно отнести то, что в некоторых случаях оно становится помощником и двигателем для многих достижений человека, становится отправной точкой для некоторых полезных начинаний (начало учёбы, освоение профессии, защита диссертации и т.п.).
    Один из огромных минусов этого человеческого недостатка – это то, что человек, который находится во власти тщеславия, старается только для себя. Достижения ему нужны как средство для получения признания людей, возможность выделить себя среди окружающих, гордиться собой.
    Человек, зараженный тщеславием, бесполезен для общества. У него нет цели – принести пользу людям. Если у тщеславного человека и получается что-то полезное, то в итоге он всё равно он это оборачивает в свою пользу.
    Тщеславный человек бесполезен, как для общества, так и для себя самого. Гордыня, тщеславие не вызывают эмоциональный отклик в душах окружающих людей. Они могут завидовать, даже восхищаться, но искренних чувств не проявляют к гордецу.

    Признаки тщеславного человека

    Он не воспринимает критику и агрессивно реагирует на неё, даже если она является правдой и критикующий желает блага тщеславному человеку.
    Он с удовольствием принимает любые виды лести и не пресекает льстеца, а наоборот, упивается своей мнимой славой.
    Тщеславный человек много говорит, но мало делает. Закручивает все события вокруг себя. Его слова и обещания расходятся с делами.

    Советы, как уберечь себя от тщеславия

    1. Как правило, тщеславие приходит рука об руку с каким-либо успехом. Не дайте ему вскружить себе голову, выслушивайте критику от людей, достойных уважения (учителей, руководителей и т.п.). Конструктивная критика поможет избавиться от излишней гордыни и поможет увидеть недостатки и слабые места в ваших достижениях, которые надо совершенствовать, над которыми надо работать.
    2. Если у вас всё же присутствует стремление к славе, то обязательно определите, какой она должна быть, от кого вы стремитесь получить признание (авторитетные люди в данной области деятельности), за какие достижения (дела и их плоды).
    3. Помните о последствиях тщеславия и держите их перед глазами. Тщеславие всегда ведёт к разочарованиям, падениям, потому что человек не воспринимает свои слабые стороны, расслабляется, теряет связь с действительностью, адекватность. Вокруг такого человека, как снежный ком, разрастается обман, появляются бесполезные прихлебатели, так как адекватным людям неприятно пребывать в таком обществе. Чаще всего за тщеславием следует праздность, лень, безответственность, а за ними – разочарования, неудачи. И как следствие – падение человека в глазах общества. Об этом нужно всегда помнить.
    4. Замените тщеславие и пустословие конкретными делами, ведущим к поставленной цели. Направьте всё своё внимание, энергию на достижение определённого результата, и вы выиграете борьбу с гордыней и тщеславием.
    5. Вдумчиво определите свои мотивы для достижения цели. Помните, что они должны быть благородными, достойными уважения. Это позволит вам сохранить чистую совесть, самоуважение, моральное удовлетворение.
    Каждый уважающий себя человек, в отличие от тщеславного, не требует прославления своих дел, не награждает себя сам за какие-то достижения, спокойно выслушивает критику и принимает мнение своих учителей, авторитетных людей, наставников. Достойный человек не упивается лестью и сладким обманом. Наоборот, ему важна критика экспертов в данной области деятельности, ему нужно знать о своих недостатках.
    Тщеславные люди получают удовлетворение от лести, пустой славы. А достойные, уважающие себя люди – от достигнутого результата, от самого процесса достижения целей, от пользы, которую приносят плоды его труда.
    Инна, http://www.vitamarg.com

  5. Плохо, когда самолюбие перерастает в своекорыстие, когда для достижения собственных целей человек “идет по головам”, наносит вред окружающим. Но проблема в этом случае намного глубже. Речь идет уже не о самолюбии как одной из составляющих человеческой личности, а о самой этой личности в целом. Ведь разумный, благородный, достойный человек никогда не преступит границ. Он не станет попирать интересы других людей в угоду собственным, он будет стремиться к достижению своих целей другим путем.
    Философ Д. Юм писал: “Самолюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних”.
    Ларошфуко утверждал, что самолюбие одновременно приводит в действие все добродетели и все пороки. То есть любовь к себе в какой-то степени вскрывает все глубинное в человеке, раскрывает его истинную натуру. Может ли человек оставаться человеком, утратив чувство личности? Думаю, не может.
    Без любви к самому себе человек превращается в раба. Без осознания ценности своей личности человек не стремится к независимости, не делает ничего, чтобы достичь благосостояния или отстоять, защитить свои права, свои интересы. Какая цель может быть у такого человека? Что для него имеет ценность в жизни, если даже собственная личность для него не имеет значения? Что может побуждать такого человека в какой бы то ни было деятельности? Все эти вопросы, вероятно, обречены остаться без ответа, сам же человек, совершенно лишенный самолюбия, а значит, и чувства собственного достоинства, не вызовет у нас ничего, кроме жалости и сожаления.
    Ведь не зря в Японии говорят: “Сам себя не уважаешь — и другие не будут уважать”. “Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали”, — вторят англичане. А разве не эту же мысль высказывал Н. В. Гоголь, когда писал: “Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище”. Мне кажется, никто не станет оспаривать эти мудрые слова, подкрепленные наблюдениями и житейским опытом.
    Осознанное, здоровое самолюбие — это положительная черта. Другое дело, если человек слепо влюблен в себя, не понимая, а за что, собственно, можно его любить, ценить, уважать, или если его самолюбие болезненное, когда стремление к первенству становится манией. Такие проявления самолюбия говорят либо о дикости, невежественности, ограниченности, либо являются проявлением высшего эгоизма и своекорыстия, в то время как самолюбие развитой, мыслящей личности — благородно. Оно заставляет человека стремиться к науке, искусству, к широкой и насыщенной жизни. Оно воспитывает любовь к ближнему, любовь ко всем окружающим.
    Любовь к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства — все это возвышает человека, придает его деятельности, его стремлениям, его мечтам высшее благородство и смысл. Любой человек должен уважать себя и считать себя достойным наилучшего. Ведь только тот, кто может любить себя, кто уважает и ценит в себе личность, может до конца осознать свое истинное предназначение и с гордостью повторить слова И. Фихте: “…мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность”.
    Я уверена, что быть самолюбивым человеком — хорошо, если при этом ты остаешься достойным, умным, честным, справедливым, одним словом, настоящим человеком. Если, любя себя самого, ты не забываешь о других людях, об их нуждах, об их стремлениях, о том, что каждый из них — личность, каждый из них имеет право на чувство собственного достоинства, на право любить себя.
    Быть самолюбивым человеком хорошо, если ты не переступаешь границы, за которой самолюбие превращается в эгоизм, а человек теряет уважение к самому себе и начинает любить не столько себя как личность, сколько свои потребности, свои амбиции, свой надуманный, далекий от реальности образ.
    В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы все люди любили себя, ко помнили при этом слова Л. Фейербаха: “Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным самолюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и самолюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *