Сочинение рассуждение на тему устное народное творчество
11 вариантов
Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
скольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает “народная мудрость”. Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: “Не побегаешь — не пообедаешь”. И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость, душевность.
Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне- козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить.
Нам атласу и бархату по размеру всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877—1878 годов. Этй война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Мне почему-то раньше казалось, что устное народное творчество – это прошлое, что-то такое, что давно записано, отпечатано и хранится на полках. Я задумывался над тем, развивается ли народное творчество сейчас, в наши дни. Сначала мне казалось, что сейчас оно (особенно песенное) не развивается, потому что мне неизвестны современные народные песни, все время я слышу только старые, записанные много лет назад. Я не понимал причин, почему раньше песни создавались, а сегодня не происходит этот процесс. Получается, что раньше люди были более творческими, а сейчас нет? Но так не может быть. Возникла еще одна мысль: а может, песенное народное творчество приобрело другие формы, о которых мы не догадываемся?
И вот что выяснилось: мы имеем большое количество песен, которые люди охотно поют наравне с традиционно народными песнями. Но эти песни имеют авторов, их создали поэты и композиторы. Например, часто можно услышать:
Мама, мама вечная и любимая,
Вы извините, что был невнимателен.
Знаю, вы молились за меня
Дни и ночи, седая моя мамочка.
И мало кто при этом вспоминает, что слова написал М. Луков. И таких песен, которые поют не одно поколение, много. Поэтому я пришел к заключению, что эти песни по всем признакам являются народными: их поют, они передаются устно (если и переписываются, то это не значит, что форма распространения изменила их популярность), имеют стихотворную форму, небольшие по объему и имеют некоторые варианты. Единственное замечание: это песни литературного происхождения, ставшие народными. Ведь не всегда те, кто поет эти песни, знают их авторов.
Мы можем утверждать, что песенный жанр народного творчества живет и сегодня. Какой-то период исторического развития будет взывать к жизни те или иные жанры народного творчества или определенные темы. Во времена казачества, например, были популярны маршевые песни, думы. Когда в нашей стране начались демократические процессы, то маршевые песни стали тоже популярны. Исполнялись они вместе с другими народными песнями и сами становились (а может, и были) народными.
А какие жанры устного народного творчества живут сегодня? Песни (в основном лирические, но и маршевые, тоже), сказки, современные поговорки, пословицы и бессмертный жанр – анекдоты, который будет жить веками. Прислушайтесь, уважайте народное творчество – сокровищницу нашей мудрости, нашей истории, которую мы передадим следующим поколениям.
Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится – » Сочинение на тему Развивается ли народное творчество сегодня? (Сочинение-рассуждение)
Издавна люди передавали из уст в уста накопленную мудрость. Ведь надо же было передавать свой жизненный опыт детям, рассказать о пережитом. Вот их и учили уму-разуму.
А, чтобы лучше выражать свои мысли и чувства, люди придумали пословицы и поговорки. А еще сказки и присказки. Народные песни и баллады. Частушки, прибаутки и загадки… Басни и притчи…
Лучше всего народную мудрость изо всей сокровищницы устного народного творчества передают пословицы и поговорки. Я так считаю. Они учат уму-разуму очень кратко и сжато. Никаких лишних слов. Только сама суть.
Моя любимая поговорка – «На сердитых воду возят». Ее с самого моего детства часто повторяла дома моя бабушка. Я стараюсь всегда и везде ее мудрость помнить.
Эта поговорка гласит, что жить на свете веселому и доброму легко и просто. И радостно к тому же. Дружелюбный по жизни идет, как по проторенной дорожке. А вот невеселому и сварливому человеку и жить нелегко. Они будто груз везут.
А вот папа мой любит приговаривать: «Все полезно, что в рот полезло». Эта пословица доходчиво учит тому, что не надо капризничать в еде. Кушать надо все съедобное, нужно силой воли приучать себя к новой пище. С теми, кто избалован в еде, и ужиться трудно. То им не так приготовлено, то не это подали.
Таким образом, народное творчество – кладезь мудрости. И нам нужно узнавать его лучше, чтобы найти для себя много нового и полезного.
Как Журавль и Цапля в гости ходили
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”.Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, не йду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!” – заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, – измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир.
Устное народное творчество, или иначе говоря народный фольклор, зародилось в те времена, когда не было книг и полученные знания передавались из поколения в поколение на основе личного опыта и рассказов. Эти рассказы часто принимали вид поучительной сказки, былины, предания, песни или даже пословицы, в которой говорилось что следует делать, а чего следует избегать.
Причем наши далекие предки отлично понимали, что лучше всего откладывается в памяти не зубрежка из-под палки, а информация поданная в виде игры, шутки-прибаутки. Сейчас подобные методики часто используются и в школах.
Казалось бы скажи опытный человек молодому, что вот так поступать нельзя, потому что будет то-то и то-то, и молодой все поймет и запомнит. Как бы не так, такой совет не продуктивный, потому что не может заинтересовать того, кому дается. А вот сказанное в виде пословицы меткое замечание будет постоянно вертеться в памяти и в трудную минуту удержит человека от ошибки.
Эти и прочие пословицы заставляют не только улыбнуться, но и подумать, почему именно так, а не иначе.
Точно такая же ситуация в народных преданиях и сказках, в которых в занимательной форме зашифрована мудрость народа. Ведь не зря у каждой сказки есть мораль, урок, доступный пониманию добрым молодцам. Русские сказки учат человека добру, умению не унывать и находить выход в любой ситуации, учат, что дружба самое важное на свете, и что для настоящей любви нет никаких преград.
Интересно, что даже погодные наблюдения, приметы, наши предки облекали в легко запоминающуюся форму пословиц:
Народная мудрость бесконечна и она не пропадает с течением времени, она сохранилась в виде народного фольклора, устного народного творчества.
В этом сочинении я решила рассказать о малых народных жанрах фольклора, а именно о пословицах. Но для начала мы узнаем, что это- малые народные жанры. Это- небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Называя эти жанры малыми, я на самом деле думаю, что они большие по своему составу. Ведь туда входят практически все виды фольклора: колыбельная песня и потешка, пословица и скороговорка, считалка и загадка. Это всё малые народные жанры фольклора.
Устное народное творчество существовало ещё в дописьменную эпоху. И поэтому произведения фольклора передавались устно в сказаниях и былинах. Это творчество представляет собой жизнь людей, которые жили до нас, их традиции и поверья. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека и помогают ему войти во взрослую жизнь. Про одну из этих помощников- пословицу, я решила рассказать и вам.
Пословица- это произведение фольклора, краткое и мудрое изречение с назидательным содержанием. Почему мудрое спросите вы? Потому что порой, когда ты пытаешься выкарабкаться из какой-то сложной ситуации, но уже бессилен в этом, пословица может помочь найти выход. Пословицы появлялись постепенно, складываясь из каких-то случайных фраз или выражений и, становясь через несколько лет- фольклорными сокровищами. Почему я выбрала именно пословицы? Потому что они учат нас жизни и помогают ориентироваться в ней. Нас многому учили в детском саду, учат в школе, но этой жизни нас никто не учит. Эту жизнь каждый проходит сам. Пословица является одним из помощников в этом деле.
Пословицы бывают разные. И различия их заключаются в смысле и виде. Начнём с вида. Видами русских пословиц являются пословицы: пришедшие из литературных произведений и русские народные, возникшие очень давно. Если говорить о пословицах, пришедших из литературных произведений, то можно заметить, что сначала они были просто «крылатыми фразами» и только потом стали пословицами, так как пользовались общей признательностью и очень часто, широко употреблялись в речи народа. Эти «крылатые выражения» были сложены русскими писателями, поэтами и баснописцами в давнее и советское времена. Например, я читала произведения многих авторов и встречала там такие выражения: «Рожденный ползать летать не может.» (М.Горький «Песни о Соколе»)- оно употребляется в значении: не надо заставлять кого-то делать что-то что он не умеет и тем более то, что ему просто не дано природой; «Блоху подковать»(Н.С.Лесков «Левша»)- оно употребляется в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком?нибудь деле, умение, тонкое мастерство; «Есть еще порох в пороховницах» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)- оно употребляется в значении: способность совершить еще немало; о крепком здоровье, хорошем самочувствии или большом потенциале человека, способного на многие значительные дела, хотя окружающие этого от него уже и не ждут, а выражение « А ларчик просто открывался» (И.А.Крылов «Ларчик»)- используется, когда говорят о каком?нибудь деле, вопросе, при разрешении которого не нужно было искать сложного решения, поскольку есть простое; «А Васька слушает да ест» (И.А.Крылов «Кот и повар»)- употребляется, когда речь идет о человеке, который глух к упрекам и, несмотря ни на какие увещевания, продолжает заниматься своим делом; «Зелен виноград» (И.А.Крылов «Лисица и виноград»)- применяется, чтобы обозначить мнимое презрение к тому, чего невозможно достигнуть. И многие другие. Но есть и переделанные из крылатых фраз, пословицы с таким же смыслом, например, фраза: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» была переделана в пословицу: «Мы в ответе за тех, кого приручили», пользующаяся в настоящее время особой популярностью. Их очень много и их можно перечислять очень долго, но я расскажу про другой вид.
Это- русские народные пословицы. Русские народные пословицы- это пословицы, которые с начала своего существования, издавна так и были пословицами. Например: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Тише едешь- дальше будешь», «Делу- время, потехе- час», «Дело мастера боится», «Не спеши языком, торопись делом» и так далее. Вот видите их очень много, просто надо уметь понять о чём говорится в пословице, что она хочет донести до нас.
Но, чтобы понять о чём говорится в пословице, нужно разобраться в её смысле. Как правило, пословицы имеют два смысла: буквальный и переносный. Они высказывают в метафоричной форме некую назидательную мораль или жизненное наблюдение, при этом не обидев человека. Ведь иногда человеку о его недостатках очень трудно сказать прямо и в этой ситуации помогает пословица. Она создаёт особый смысловой эффект, помогающий человеку понять о его недостатках. А смысловой эффект в свою очередь, возникает с помощью нескольких приёмов. Это: краткость предложения, параллелизм- риторическая фигура, художественные средства выразительности (метафора, эпитет) и звуковые механизмы (аллитерация, ассонанс, рифма). Например, пословицы с аллитерацией: «Шила в мешке не утаишь», «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля – твоя неделя»; пословицы с ассонансом и рифмой: «Нет пророка без порока», «Мороз не велик, да стоять не велит», «Где бабы гладки – там воды нет в кадке», «Была бы булава, найдется и голова». Все эти приёмы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в выражение, использующееся в разных жизненных ситуациях.
Я согласна, что пословица – это мудрое изречение. И в подтверждение этому, я могу привести очень поучительную пословицу: «Не всё то золото, что блестит». В этой пословице идёт речь о человеке, о людях. И можно заметить, что в те времена народ уже понимал, что все люди разные по своему характеру. Ведь все мы не ангелы! Пословица говорит о том, если человек тебе кажется, на вид хорошим это не значит, что в душе он такой же. Может внутри он совсем другой. И тут можно добавить ещё одну пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму».
Эта пословица, тоже говорит о человеке, о людях. Смысл её в том, что если ты встретишь человека, то смотришь сначала на его одежду, а когда пообщаешься с ним, ты о нем уже другого мнения.
Все эти пословицы непрерывно связаны с жизнью. Про жизнь есть ещё много пословиц, но из всех из них мне понравилась вот эта: «Жизнь прожить – не поле перейти». Понравилась мне эта пословица, потому что здесь говорится об учении в жизни. Ведь жизнь прожить не так легко, как кажется на самом деле. Особенно, во взрослой жизни, где много проблем, с которыми сталкиваются люди, но нам детям этого ещё не понять.
Я считаю, что надо учиться понимать пословицы и чаще их использовать в своей речи, возможно наша речь будет интересна, и память станет лучше. Тогда и наша письменная, и устная речь будет более полной и интересной.
Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
скольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает “народная мудрость”. Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: “Не побегаешь — не пообедаешь”. И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость, душевность.
Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне- козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить.
Нам атласу и бархату по размеру всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.
Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877—1878 годов. Этй война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.
Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Мне почему-то раньше казалось, что устное народное творчество – это прошлое, что-то такое, что давно записано, отпечатано и хранится на полках. Я задумывался над тем, развивается ли народное творчество сейчас, в наши дни. Сначала мне казалось, что сейчас оно (особенно песенное) не развивается, потому что мне неизвестны современные народные песни, все время я слышу только старые, записанные много лет назад. Я не понимал причин, почему раньше песни создавались, а сегодня не происходит этот процесс. Получается, что раньше люди были более творческими, а сейчас нет? Но так не может быть. Возникла еще одна мысль: а может, песенное народное творчество приобрело другие формы, о которых мы не догадываемся?
И вот что выяснилось: мы имеем большое количество песен, которые люди охотно поют наравне с традиционно народными песнями. Но эти песни имеют авторов, их создали поэты и композиторы. Например, часто можно услышать:
Мама, мама вечная и любимая,
Вы извините, что был невнимателен.
Знаю, вы молились за меня
Дни и ночи, седая моя мамочка.
И мало кто при этом вспоминает, что слова написал М. Луков. И таких песен, которые поют не одно поколение, много. Поэтому я пришел к заключению, что эти песни по всем признакам являются народными: их поют, они передаются устно (если и переписываются, то это не значит, что форма распространения изменила их популярность), имеют стихотворную форму, небольшие по объему и имеют некоторые варианты. Единственное замечание: это песни литературного происхождения, ставшие народными. Ведь не всегда те, кто поет эти песни, знают их авторов.
Мы можем утверждать, что песенный жанр народного творчества живет и сегодня. Какой-то период исторического развития будет взывать к жизни те или иные жанры народного творчества или определенные темы. Во времена казачества, например, были популярны маршевые песни, думы. Когда в нашей стране начались демократические процессы, то маршевые песни стали тоже популярны. Исполнялись они вместе с другими народными песнями и сами становились (а может, и были) народными.
А какие жанры устного народного творчества живут сегодня? Песни (в основном лирические, но и маршевые, тоже), сказки, современные поговорки, пословицы и бессмертный жанр – анекдоты, который будет жить веками. Прислушайтесь, уважайте народное творчество – сокровищницу нашей мудрости, нашей истории, которую мы передадим следующим поколениям.
Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится – » Сочинение на тему Развивается ли народное творчество сегодня? (Сочинение-рассуждение)
Издавна люди передавали из уст в уста накопленную мудрость. Ведь надо же было передавать свой жизненный опыт детям, рассказать о пережитом. Вот их и учили уму-разуму.
А, чтобы лучше выражать свои мысли и чувства, люди придумали пословицы и поговорки. А еще сказки и присказки. Народные песни и баллады. Частушки, прибаутки и загадки… Басни и притчи…
Лучше всего народную мудрость изо всей сокровищницы устного народного творчества передают пословицы и поговорки. Я так считаю. Они учат уму-разуму очень кратко и сжато. Никаких лишних слов. Только сама суть.
Моя любимая поговорка – «На сердитых воду возят». Ее с самого моего детства часто повторяла дома моя бабушка. Я стараюсь всегда и везде ее мудрость помнить.
Эта поговорка гласит, что жить на свете веселому и доброму легко и просто. И радостно к тому же. Дружелюбный по жизни идет, как по проторенной дорожке. А вот невеселому и сварливому человеку и жить нелегко. Они будто груз везут.
А вот папа мой любит приговаривать: «Все полезно, что в рот полезло». Эта пословица доходчиво учит тому, что не надо капризничать в еде. Кушать надо все съедобное, нужно силой воли приучать себя к новой пище. С теми, кто избалован в еде, и ужиться трудно. То им не так приготовлено, то не это подали.
Таким образом, народное творчество – кладезь мудрости. И нам нужно узнавать его лучше, чтобы найти для себя много нового и полезного.
Как Журавль и Цапля в гости ходили
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”.Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, не йду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!” – заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, – измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир.
Устное народное творчество, или иначе говоря народный фольклор, зародилось в те времена, когда не было книг и полученные знания передавались из поколения в поколение на основе личного опыта и рассказов. Эти рассказы часто принимали вид поучительной сказки, былины, предания, песни или даже пословицы, в которой говорилось что следует делать, а чего следует избегать.
Причем наши далекие предки отлично понимали, что лучше всего откладывается в памяти не зубрежка из-под палки, а информация поданная в виде игры, шутки-прибаутки. Сейчас подобные методики часто используются и в школах.
Казалось бы скажи опытный человек молодому, что вот так поступать нельзя, потому что будет то-то и то-то, и молодой все поймет и запомнит. Как бы не так, такой совет не продуктивный, потому что не может заинтересовать того, кому дается. А вот сказанное в виде пословицы меткое замечание будет постоянно вертеться в памяти и в трудную минуту удержит человека от ошибки.
Эти и прочие пословицы заставляют не только улыбнуться, но и подумать, почему именно так, а не иначе.
Точно такая же ситуация в народных преданиях и сказках, в которых в занимательной форме зашифрована мудрость народа. Ведь не зря у каждой сказки есть мораль, урок, доступный пониманию добрым молодцам. Русские сказки учат человека добру, умению не унывать и находить выход в любой ситуации, учат, что дружба самое важное на свете, и что для настоящей любви нет никаких преград.
Интересно, что даже погодные наблюдения, приметы, наши предки облекали в легко запоминающуюся форму пословиц:
Народная мудрость бесконечна и она не пропадает с течением времени, она сохранилась в виде народного фольклора, устного народного творчества.
В этом сочинении я решила рассказать о малых народных жанрах фольклора, а именно о пословицах. Но для начала мы узнаем, что это- малые народные жанры. Это- небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Называя эти жанры малыми, я на самом деле думаю, что они большие по своему составу. Ведь туда входят практически все виды фольклора: колыбельная песня и потешка, пословица и скороговорка, считалка и загадка. Это всё малые народные жанры фольклора.
Устное народное творчество существовало ещё в дописьменную эпоху. И поэтому произведения фольклора передавались устно в сказаниях и былинах. Это творчество представляет собой жизнь людей, которые жили до нас, их традиции и поверья. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека и помогают ему войти во взрослую жизнь. Про одну из этих помощников- пословицу, я решила рассказать и вам.
Пословица- это произведение фольклора, краткое и мудрое изречение с назидательным содержанием. Почему мудрое спросите вы? Потому что порой, когда ты пытаешься выкарабкаться из какой-то сложной ситуации, но уже бессилен в этом, пословица может помочь найти выход. Пословицы появлялись постепенно, складываясь из каких-то случайных фраз или выражений и, становясь через несколько лет- фольклорными сокровищами. Почему я выбрала именно пословицы? Потому что они учат нас жизни и помогают ориентироваться в ней. Нас многому учили в детском саду, учат в школе, но этой жизни нас никто не учит. Эту жизнь каждый проходит сам. Пословица является одним из помощников в этом деле.
Пословицы бывают разные. И различия их заключаются в смысле и виде. Начнём с вида. Видами русских пословиц являются пословицы: пришедшие из литературных произведений и русские народные, возникшие очень давно. Если говорить о пословицах, пришедших из литературных произведений, то можно заметить, что сначала они были просто «крылатыми фразами» и только потом стали пословицами, так как пользовались общей признательностью и очень часто, широко употреблялись в речи народа. Эти «крылатые выражения» были сложены русскими писателями, поэтами и баснописцами в давнее и советское времена. Например, я читала произведения многих авторов и встречала там такие выражения: «Рожденный ползать летать не может.» (М.Горький «Песни о Соколе»)- оно употребляется в значении: не надо заставлять кого-то делать что-то что он не умеет и тем более то, что ему просто не дано природой; «Блоху подковать»(Н.С.Лесков «Левша»)- оно употребляется в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком?нибудь деле, умение, тонкое мастерство; «Есть еще порох в пороховницах» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)- оно употребляется в значении: способность совершить еще немало; о крепком здоровье, хорошем самочувствии или большом потенциале человека, способного на многие значительные дела, хотя окружающие этого от него уже и не ждут, а выражение « А ларчик просто открывался» (И.А.Крылов «Ларчик»)- используется, когда говорят о каком?нибудь деле, вопросе, при разрешении которого не нужно было искать сложного решения, поскольку есть простое; «А Васька слушает да ест» (И.А.Крылов «Кот и повар»)- употребляется, когда речь идет о человеке, который глух к упрекам и, несмотря ни на какие увещевания, продолжает заниматься своим делом; «Зелен виноград» (И.А.Крылов «Лисица и виноград»)- применяется, чтобы обозначить мнимое презрение к тому, чего невозможно достигнуть. И многие другие. Но есть и переделанные из крылатых фраз, пословицы с таким же смыслом, например, фраза: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» была переделана в пословицу: «Мы в ответе за тех, кого приручили», пользующаяся в настоящее время особой популярностью. Их очень много и их можно перечислять очень долго, но я расскажу про другой вид.
Это- русские народные пословицы. Русские народные пословицы- это пословицы, которые с начала своего существования, издавна так и были пословицами. Например: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Тише едешь- дальше будешь», «Делу- время, потехе- час», «Дело мастера боится», «Не спеши языком, торопись делом» и так далее. Вот видите их очень много, просто надо уметь понять о чём говорится в пословице, что она хочет донести до нас.
Но, чтобы понять о чём говорится в пословице, нужно разобраться в её смысле. Как правило, пословицы имеют два смысла: буквальный и переносный. Они высказывают в метафоричной форме некую назидательную мораль или жизненное наблюдение, при этом не обидев человека. Ведь иногда человеку о его недостатках очень трудно сказать прямо и в этой ситуации помогает пословица. Она создаёт особый смысловой эффект, помогающий человеку понять о его недостатках. А смысловой эффект в свою очередь, возникает с помощью нескольких приёмов. Это: краткость предложения, параллелизм- риторическая фигура, художественные средства выразительности (метафора, эпитет) и звуковые механизмы (аллитерация, ассонанс, рифма). Например, пословицы с аллитерацией: «Шила в мешке не утаишь», «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля – твоя неделя»; пословицы с ассонансом и рифмой: «Нет пророка без порока», «Мороз не велик, да стоять не велит», «Где бабы гладки – там воды нет в кадке», «Была бы булава, найдется и голова». Все эти приёмы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в выражение, использующееся в разных жизненных ситуациях.
Я согласна, что пословица – это мудрое изречение. И в подтверждение этому, я могу привести очень поучительную пословицу: «Не всё то золото, что блестит». В этой пословице идёт речь о человеке, о людях. И можно заметить, что в те времена народ уже понимал, что все люди разные по своему характеру. Ведь все мы не ангелы! Пословица говорит о том, если человек тебе кажется, на вид хорошим это не значит, что в душе он такой же. Может внутри он совсем другой. И тут можно добавить ещё одну пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму».
Эта пословица, тоже говорит о человеке, о людях. Смысл её в том, что если ты встретишь человека, то смотришь сначала на его одежду, а когда пообщаешься с ним, ты о нем уже другого мнения.
Все эти пословицы непрерывно связаны с жизнью. Про жизнь есть ещё много пословиц, но из всех из них мне понравилась вот эта: «Жизнь прожить – не поле перейти». Понравилась мне эта пословица, потому что здесь говорится об учении в жизни. Ведь жизнь прожить не так легко, как кажется на самом деле. Особенно, во взрослой жизни, где много проблем, с которыми сталкиваются люди, но нам детям этого ещё не понять.
Я считаю, что надо учиться понимать пословицы и чаще их использовать в своей речи, возможно наша речь будет интересна, и память станет лучше. Тогда и наша письменная, и устная речь будет более полной и интересной.