Сочинение рассуждение на тему в судьбе природы наша судьба

6 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: На_вСюХаТуШкУ_()()

    Управления образования М О «Курумканский район»
    Районный конкурс сочинений «В судьбе природы – наша судьба»
    Тема «Жизнь в гармонии с природой»
    Вачеланова Анастасия Ильинична,
    10 класс, МБОУ «Дыренская СОШ».
    Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки… Вот один пример. Много столетий живёт в таежном крае наш народ.
    «Земля – это живое  существо, – говорил наши предки . – Деревья и травы – ее волосы. Зеленый дерн, мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить…» «Дикое суеверие», – отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в вузах. И приехали в тайгу на вездеходах и тракторах. А теперь  оказалось, что наша суровая природа очень ранима. Там, где один раз прошел вездеход, вскоре возникает страшный овраг  незаживающая рана Земли …   Между тем народ  знал это всегда. И в просторах суровой тайги   веками  уживались друг с другом Земля и человек….  И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифов? Прерывать традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все времена. В том числе и тысячи лет назад. И не только аборигены нашего края. Это понимали все народы, вернее предки народов, населяющих современную Землю. Не исключение этому и народы Забайкалья – эвенки и буряты..
    У бурят и эвенков  в основе религиозных языческих верований лежит культ природы: её четырех стихий, растений и животных.
    У всех народов Забайкалья  существовали запреты, служившие сохранению окружающей среды и животного мира, регулирующие взаимоотношение человека и природы. Так, особенно бережное и благоговейное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети.
    Именно этими поверьями были определены запреты: копать землю, без надобности рвать траву, ломать кустарники.  Каждое место обитания имело своих хозяев.  «Хозяин  тайги» оберегал весь животный и растительный мир и требовал к себе особого отношения и почитания. И представлялся он в виде огромного седобородого старца, разъезжающего на лошади, доброго, но не терпящего грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья, нельзя было хвастаться, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние. Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги». А он обратно щедро одаривает тех, кто ему понравится.
    Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах нашего народа. Каждая река или озеро имели своего «хозяина», который живет на дне. Так, до сих пор сохранилась привычка не шуметь, не кричать у реки. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском.
    Особо почитаются  животные и птицы. Наиболее ярко это выражено в тотемах.  Соответственно этому и строилось отношение к животному миру: ритуалы, обряды и поведение.
    Как видим, в основе многих обрядов лежат чувства благодарности, благоговения, что подчеркивает, возможно, еще неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии  рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять  баланс во взаимоотношениях со средой, главным образом путем осуществления стихийных природоохранных мер.
    Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предков. Поиск гармоничного существования в природе и с природой – вот один из важнейших смыслов древних религий. Простые люди часто делают то, что оправдано с позиции их религиозных верований. Поэтому для эффективной  природоохраны  крайне важно выделить экологическую этику из многих религий. Возможно, средства спасения живой природы должно стать религиозным по своей сути. Религиозные ценности часто эффективно защищают биоразнообразие, религия остается одним из наиболее важных источников человеческой заботы о других видах, предлагает уникальный набор моральных ценностей и экологических правил.  А тем, кто не обращается с божьими созданиями с уважением, ждет суровое наказание.
    Следует изучать законы природы, относиться к каждому её представителю как к равному себе существу, уважать его образ жизни, тогда жить в природе нам будет радостно и легко. Ведь большой урон начинается с малого.
    Только человек доводит природу до состояния бесследно исчезнувшей среды своего обитания!  Это грех! Люди, опомнитесь, пока не поздно!
    Мы – хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы, молодое поколение, обязаны её сохранить и показать природу нашего детства нашим детям. Ведь, разрушая одно звено, мы ломаем целую цепочку. Так давайте сохраним нашу природу!
    Да и мы нередко замираем от восторга и любви, увидев первый подснежник, услышав трели жаворонка или соловья, наслаждаясь грациозным полетом бабочки или благоуханием цветов. Сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Сколько силы и добра даёт нам это любование природой! Но, к сожалению, мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Забываем, что каждый из нас является неотъемлемой частью природы.
    Страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого. Природа – это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, чистый воздух, жилище… Она, как заботливая мать, опекает нас. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.

  2. “В судьбе природы – наша судьба”
    (экологические проблемы и их отражение в литературе)
    Бурмистрова С. А.
    Егорьевск МОУ СОШ № 5
    Год 2017 объявлен в нашей стране годом экологии. Наверное, это не случайно. В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно — на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Современный писатель В.Распутин утверждал: “Говорить сегодня об экологии – это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении”[9; 45] К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны.
    В одной из своих статей В. Распутин размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. “Сегодня не надо гадать, “чей стон раздаётся над великой русской рекой”. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций”, – пишет автор. Глядя на Волгу, да и на другие реки, озера, поля и луга  особенно понимаешь цену нашей цивилизации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.    Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля. Этим и занята наука, которую назвали экологией. В переводе с греческого  экология – наука о среде обитания, о нашем доме, о планете Земля.  Впрочем, экология – это вовсе и не наука в её классическом понимании.  Писатель С.Залыгин считает, что «экология всё больше и больше становится общественным движением, проникает в сознание каждого из нас». Экология – это скорее философия жизни, включающая в себя и осознанное отношение ко всему сущему и активную защиту его. Ведь в едином организме природы всё взаимосвязано,  взаимозависимо. И беречь нужно каждую былинку, самую малую букашку.
    Учебником жизни назвал когда-то писатель Н.Чернышевский художественную литературу. В  художественных произведениях отразились представления о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
    У Викентия  Вересаева есть потрясающее произведение под названием «Легенда». Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев,  срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны. А утром они увидели, что  из обрубленных сучьев деревьев капала кровь. Оказалось, что это был священный лес, а деревья в нем живые, у них есть душа, а в волокнах бежит кровь. Моряки не погибли на этом острове и даже вернулись домой, но с тех пор они перестали улыбаться,  наверное, всю оставшуюся жизнь они думали о том, что же есть наша природа, как мы должны к ней относиться. Вересаев пишет:  «Мне представляется: наша жизнь–  это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны»[3;28].
    К сожалению, мы сейчас обращаемся с природой, как эти весельчаки моряки, ни о чем не задумываясь. Всегда  считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того чтобы приобщаться к гармонии мироздания.  Из далёкой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
    «О, светло светлая и украсно украшенная земля русская!» – читаем мы строки  летописца Нестора в «Повести временных лет».- Многими красотами дивишь ты, озерами многими, дивишь ты реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, городами великими, сёлами дивными»[4; 63]
    В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознаётся как нечто единое, как достояние народа. Душа  безымянного автора «Слова…» нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живёт и дышит  заодно с человеком, радуется вместе с ним победе, тужит и печалится при поражении. Этот памятник древнерусской литературы звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину и хранить её природу.
    Литература 19 века звучит уже тревожнее. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!
    Но все же в русской литературе предшествующих столетий была видна и подчёркивалась та или иная степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом,  а вот в  литературе XX века уже видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения.
    Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:
    Я люблю тебя, большое время,
    Но прошу – прислушайся ко мне:
    Не убей последнего тайменя,
    Пусть гуляет в тёмной глубине.
    Не губи последнего болота,
    Загнанного волка пощади,
    Чтобы на земле осталось что-то,
    От чего щемит в моей груди
    Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.
    Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека. Бескрайние степи, зелёные долины, высокогорные тропы – всё поражает неповторимой красотой. С особым восхищением автор описывает те моменты, когда на какое-то время в природе возникает «изначальное равновесие». Но нарушается оно людьми. Человек становится более жестоким от поколения к поколению. Сначала охотники приходили в Моюнкумскую степь, вооружённые стрелами. Они не приносили большого ущерба природе. Но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах и вертолётах. И нельзя назвать их охотниками, это «расстрельщики, косящие всё живое, как будто сено на огороде». Человек своими руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию.
    Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков: “…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса”.  Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце … тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…”[2; 45]
    В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли “выпотрошить земной шар, как тыкву”, не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.  Синеглазая волчица Акбара. Какое удивительное словосочетание.  Она, Акбара, наделена писателем нравственной памятью. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку.  Ставя человека в положение «царя» по отношению к животным, автор показывает, что такая позиция человека чревата трагедией, что природа будет мстить человеку за истребление «братьев меньших».
    Академик Д.Лихачёв писал: “Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу”.[5;30] Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопливая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир, и Акбара… Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.
    Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”[10;122] Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не было бы никакой войны”. Айтматов и  Астафьев, С Залыгин и  В.Распутин- все они предлагают нам задуматься о проблемах экологии. Как актуально звучат сегодня слова поэта Н. Рыленкова, глубокой убеждённостью проникнуты его строки, к которым всем нам надо прислушаться:
    Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.
    Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,
    Она отдаст нам всё: – Бери, но не уродуй!
    Извечной красоты для суетных затей…[8;110]
    Литература.
    1. Айтматов Ч. Повести. М., «Детская литература», 1984г.
    2. Айтматов Ч., Плаха. М., «Художественная литература», 1991г.
    3. В.Вересаев «Легенда»
    4. Водовозов И.И. История древнерусской литературы. М., «Просвещение», 1972г.
    5. Давыденко М.В. Земля твой дом. М., «Детская литература», 1976г.
    6. Залыгин С. Литература и природа.  «Новый мир», №1, 1981г.
    7.  «Отчий край», сборник стихотворений. М., 1977г
    8. «Под большим шатром голубых небес». Сборник стихов русских поэтов. М., 1992г.
    9. Распутин В. Сборник статей.
    10 Тургенев И.С. ПСС, т.8, «Наука», 1964г
    11. Янковский Н. Виктор Астафьев. М., 1982г

  3. Как много красивых слов сказано о природе. Каждый автор стихотворения, рассказа, повести или маленькой новеллы, если он действительно любит природу, живёт вместе с ней, он обязательно сделает неожиданное открытие, удивится сам и постарается удивить других. В природе, кажется нам, всё известно – небо голубое, одуванчики жёлтые, трава зелёная. Но вот однажды мы замечаем, что небо красиво не только, когда оно голубое, но особенно красиво, когда оно розовое, жёлтое, красное, оранжевое, фиолетовое. Трава бывает серебристой, одуванчики белые… Снег в морозный день на солнышке переливается бриллиантами. А деревья? Сколько стихотворений и песен о берёзе, рябине, калине! Клёны, дубы, липы – всё воспето и ничего об этом нового сказать невозможно. Но вот неожиданно в один прекрасный день я сделал для себя открытие. Даже обыкновенная осина, которая растёт в лесу, может восхитить человека. Решив отдохнуть во время полезной прогулки, я стал наблюдать. Что же я увидел? Передо мной было лазоревое небо, которое слегка виднелось сквозь кроны молодых осинок. Было тихо, безветренно. Но известно, что и при почти полной тишине листья осины постоянно шелестят. В народе говорят: “Дрожит, как осиновый лист”. Вот подул слабый, ласковый летний ветерок, и кроны осинок вмиг преобразились. Они словно закипели! И их кипение представляло какой-то необыкновенный фантастический танец всех известных цветов: жёлтый цвет солнца, лиловые, серебристые, коричневые цвета веточек и много других немыслимых цветов светотени. Так как кроны осинок закрывали передо мной почти всё небо, то я оказался в самом центре этого кипящего, бурлящего трепетного фонтанчика. Я реально ощутил себя частью природы, её любимым ребёнком. Вот вам и скромного вида осинка! Так и с людьми бывает. Большинство до поры до времени кажутся нам ничем не примечательны, не интересны. А окажись человек в хороших условиях, и он закипит, расцветёт, запоёт на удивление всем и на счастье себе и людям. Миллионы осинок шелестели листочками в этот день на летнем лёгком ветерке, тысячи людей видели это, но записали это необыкновенное зрелище единицы. Остальным не судьба. Мало жить среди природы и любоваться ею. Надо научиться слышать, понимать и беречь её. Тогда можно быть спокойным за судьбу природы и за судьбу людей в ней живущих.

  4. Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя;
    Берегите всех зверей внутри Природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.
    (Е. Евтушенко)
    Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности. Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.  Трудно подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство. Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей.  Природа в судьбе человека играет очень важную роль. Она помогает нам пересмотреть свои принципы и изменить точку зрения на окружающий мир, ярче представить героя художественного произведения  или кинофильма. Убеждаюсь в этом, размышляя над художественным кинофильмом  Станислава  Ростоцкого  “Белый Бим Черное ухо”.
    Станислав Ростоцкий –  известный советский кинорежиссер, актер, педагог. Родился 21 апереля 1922 года в городе Рыбинске Ярославской области. Участвовал в боях, был ранен. В 1971 году вышла в свет книга воронежского писателя Гавриила Троепольского, в которой он поведал сентиментальную историю преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Хозяина, Ивана Ивановича, бывшего журналиста, а ныне философствующего охотника и военного, из-за беспокоящего осколка в груди внезапно увозят на операцию в московскую больницу. Сразу после первой публикации повести в журнале «Наш современник» она стала, как сейчас принято говорить, бестселлером. И ею заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».  На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров. Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати. Режиссер предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы. Сменив несколько хозяев, Бим в конечном счёте погибает, столкнувшись с человеческим равнодушием и жестокостью. «После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи!» – с горечью вспоминала актриса. « – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!» Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия). В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии. В 1977 году картина «Белый Бим Черное ухо», которую посмотрели более 23 миллионов зрителей, обеспечив ей 15 место по посещаемости, была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
    Это  первый фильм, сопровождавшийся моими горькими детскими слезами, судорожными всхлипываниями и невероятной печалью. Я  помню, что боялась начинать смотреть его, потому как жестокость людей к животным, для меня, один из самых больных вопросов… И не зря боялась. Больше половины фильма утирала слезы . Ну из этого уже ясно, что фильм берет за душу. Он мне понравился. Смерть Бима – предупреждение и укор всем нам. Будьте терпимы, люди – вот, что услышала я в финале фильма, – ведь каждый из нас имеет право на счастье! Для меня «Белый Бим Чёрное ухо» – это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров» : человека и природы. Главным героем этой книги является охотничий пёс Бим. Он начинал свою жизнь не очень сладко. Ещё месячным щенком был отдан чужому и незнакомому человеку – его хозяину Иван Иванычу. Из-за необычного для его породы окраса Бим стал изгоем среди сородичей – охотничьих сеттеров. Но дружелюбный пёс не унывал, ведь главным для него было лишь то, что он рядом с другом-хозяином. Но жизнь – сложная штука, никогда не знаешь, в какую сторону она повернёт тебя, что будет завтра, и что ещё придется пережить на этом опасном жизненном пути. О своём будущем не знал и Бим, он даже думать не хотел о завтрашнем дне, ведь пёс так весело и интересно прожил вот уже три года с ласковым Иван Иванычем. Но пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Пёс не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать… Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он отважился на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению, плохие, такие как Тётка, Серый, Клим и другие. Но мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь , долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб…Совершенно безнаказанно, ни за что… Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: «… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!» Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от неё Иван Иванывич ищет спасение в тихом лесу – это место, наверное, где природу ещё не испортил человек. А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймём важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому также как и к себе, к родителям, к другу… относится с искренней любовью и преданностью. … Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? В заключение своих  размышлений хочу сказать, что «Белый Бим Чёрное ухо» – это далеко не единственное произведение о природе, учащее человека любить, охранять и уважать окружающую среду, ведь природа – это частичка нас самих, нашей души, это Родина и её надо любить всем сердцем!  Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

  5. Имеются два сосуда вместимостью 8л и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водоп??оводного крана 3л воды?
    Переведите вопросы из номера 4 на русский язык
    1) мектеп асхансында о?ушылар ?ай к??зде тама? ішеді?
    2) асхана ?ай ?абатта орналасады?
    3) асхананын іші ?андай?
    4) ?абар?ада пе ілулі турады?
    5) ас м?зірінде не жазылады?
    6) ?андай тама? турлерін унатасындар?
    7) асханада ?андай сусындар усынылады?
    8) асханада кім болмайды?
    9) о?ушылар тама?танып бол?ан сон не істеу тиіс?
    10) о?ушылар асханада нені са?тау керек?
    (т?рбиелік кезен)
    12) біздін мектеп асханамызда т?ртіпті бузатын о?и?алар кездеседі ме?
    13) оны ?алай жоя аламыз?
    Найдите координаты точек, удаленных от точки: М(4/7) на 1 3/7; N(-1?) на 2?
    Коробка конфет весит 0,6 кг а пачка печенья 0,25кг в бандероль можно упаковать не бол??е 2кг 1)Можно ли отправить в одной бандероли 3 коробки конфет ? 4
    коробки конфет ? 8 пачек печенья ? 4 пачки печенья и 2 коробки конфет 2) составьте другие наборы из конфет и печенья которые можно упаковать в одну бандероль
    Гидроксид меди (II) взаимодействует с
    1. гидроксидом алюминия
    2. азотной кислотой
    3. cульфатом железа (III)
    4. кремниевой кислотой
    При сокрощении дроби x/6 на 2 получили дробь 2/y. Найдите значение x и y (если x и y натур??льные числа)
    Помогите написать 6 предложений из литературы,3 сдействительными причастиями,3 сс??радательными причастиями и произведение и автора от куда взяли,помогииитееее умоляяяю
    Сочинение Мой город.
    Пожалуйста помогите осень срочно
    №3.Образуйте от данных слов существительные п??средством суффиксов: а) –еств-, -(ин)ств-; б) –ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость-, -есть-; в) –овн-, -отн-.
    а) студент, человек, достойный, меньше, одинокий, большой, много, юноша, хищник, старший
    б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой, новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый, правый, бедный
    в) толкать, болтать, бегать, пачкать
    Помогите решить контрольную работу срочно кроме задачи

  6. Вид материалаДокументы

    Содержание

    А. М. Горький
    II. Экологические проблемы.
    С. Викулов
    Михаил Дудин
    Маразиз Агзам
    И. Белоусов
    И. Мазнин
    IV. Экологические правила.
    П а м я т к а – п р а в и л а «Помощь природе»
    V. Экологическая сказка.
    VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
    Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они! VII. Итог занятия.
    Подобный материал:
    Классный час «Судьба природы наша судьба», 107.34kb.
    Урок №1 Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека», 59.09kb.
    Сочинение на тему «Моя малая Родина», 23.93kb.
    Тема мероприятия, 190.42kb.
    Конкурса сочинений на тему: «Судьба России Моя судьба», 5.17kb.
    Автор сочинения: Зубайдов Хумайни, 8б класс,, 52.27kb.
    Урок по литературе. 9 класс. Тема урока: А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе, 29.98kb.
    Судьба человека в тоталитарном государстве. Случай Мандельштама, 100.58kb.
    Судьба человека в российской истории ХХ века, 77.4kb.
    Тема: А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. Страницы биографии, 67.63kb.
    Тема: Судьба природы – наша судьба
    Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.
    Оборудование: запись песни А. Пахмутовой «Раненая птица», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского «Не дразните собак».
    Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.
    А. М. Горький
    Ход занятия
    I. Сообщение темы и целей занятия.
    Звучит песня А. Пахмутовой «Раненая птица».
    Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы – наша судьба»? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.
    II. Экологические проблемы.
    Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.
    Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
    Ученик. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.
    Учитель. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
    Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».
    Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
    Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой».
    – Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)
    – А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
    Родина… родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
    Ученик. Услышу ль шум в полдневный час,
    Журчанье ль струй средь камушков у брода,
    О, люди, мыслю я, у всех у нас
    Есть мать одна по имени Природа!
    У ней для всех хватает доброты…
    И мы живем, запечатлев навеки
    В душе ее прекрасные черты –
    Поля, луга, леса, моря и реки.
    Три клада у Природы есть: вода,
    Земля и воздух – три ее основы.
    Какая бы ни грянула беда,
    Целы они – все возродится снова.
    «Зеленый друг» – так пишем мы подчас
    И говорим про лес. И в час досуга
    Мы навестить всегда готовы друга.
    – В лес, в лес! – и он одаривает нас
    Всем, чем богат. Там травы до колен,
    А там грибы… Не сбейся только с круга.
    Но честно ль это: все забрать у друга
    И ничего не дать ему взамен?!
    С. Викулов
    Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?
    III. Конкурс чтецов «Берегите Землю!».
    Заклинание с полюса
    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Чудо песен
    Городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Старости последнюю отраду –
    Женщину, бегущую к детсаду,
    Нежности беспомощное пенье
    И любви железное терпенье.
    Берегите молодые всходы
    На зеленом празднике природы,
    Небо в звездах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу –
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Времени крутые повороты,
    Радость вдохновенья и работы,
    Древнего родства живые свойства,
    Дерево надежд и беспокойства,
    Откровение земли и неба,
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите доброту и жалость,
    Чтоб она за слабого сражалась.
    Берегите будущего ради
    Это слово из моей тетради.
    Все дарю!
    И все от вас приемлю!
    Только
    Берегите
    Эту
    Землю!
    Михаил Дудин
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?..
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?
    Эй, брось, говорю!
    Не шучу я с тобой.
    Живой он, ты только подумай –
    Живой!
    И мама, наверное, ищет его:
    Ребенок для мамы дороже всего!
    Маразиз Агзам
    Я иду тропинкой
    Я иду тропинкой узкой,
    Пробираюсь в лес густой;
    Зеленеющие ели
    Стелят ветви надо мной.
    По бокам трава с цветами,
    Песни птиц звенят кругом;
    Ручеек журчит в ложбине,
    Струйки блещут серебром.
    Я один – и мне не страшно:
    Кто обидит здесь, когда
    Сам пришел не обижать я,
    Отдохнуть пришел сюда!
    Я не трону птички малой
    И цветов не стану рвать,
    Если жизнь я дать не в силах,
    Как могу ее отнять?
    И. Белоусов
    Ты, дружок, смотри не подкачай!…
    Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай.
    Не обижай ни пташки, ни сверчка,
    Не покупай для бабочки сачка.
    Люби цветы, леса, простор полей –
    Все, что зовется родиной твоей.
    И. Мазнин
    Что ты тискаешь утенка?
    Он малыш, а ты – большой.
    Ишь, задравши головенку,
    Рвется прочь он всей душой…
    Ты представь такую штуку, –
    Если б толстый бегемот
    Захотел с тобой от скуки
    Поиграть бы в свой черед?
    Взял тебя бы крепко в лапу,
    Языком бы стал лизать,
    Ух, как стал бы звать ты папу,
    И брыкаться, и кричать!..
    Ты снеси утенка к утке,
    Пусть идет купаться в пруд,–
    Лапы мальчика не шутка,
    Чуть притиснешь – и капут.
    Саша Черный
    IV. Экологические правила.
    Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.
    – Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе».
    Учащиеся получают заранее приготовленные памятки-правила «помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.
    П а м я т к а – п р а в и л а «Помощь природе»
    1. Не разоряй муравейников.
    2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
    3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.
    4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
    5. Не засоряй мусором водоемы.
    6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.
    7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.
    8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.
    9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.
    V. Экологическая сказка.
    Доктор Планет Планетович
    На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля.
    От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.
    – Кто звонит?
    – Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
    – Что случилось?
    – Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
    – Вылетаю немедленно.
    Доктор очень быстро, всего через каких-то двадцать минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100000000000 километров цветного бинта и перевязал порезы.
    Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:
    – Вам нужна живая планета!
    – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.
    Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
    VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
    Учитель. Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
    Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
    Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.
    (Лесовик.)
    В класс входит Лесовик.
    Лесовик. Ребята, будьте внимательны. За каждый верный ответ вы получите жетон.
    В о п р о с ы:
    1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
    2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
    3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
    4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
    5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
    6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
    7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?
    8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
    9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
    10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)
    11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
    12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
    13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
    14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)
    Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они!
    VII. Итог занятия.
    Учитель (демонстрирует фотографии леса, моря, рек, гор). Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
    Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!
    Ученик. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
    Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
    Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
    Нам пировать позорно в счет будущего дня.
    Учащиеся исполняют песню «Не дразните собак».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *