Сочинение рассуждение на тему вольга и микула селянинович

5 вариантов

  1. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
    Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да пометывает,
    А пенья-коренья вывертывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
    Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит.
    В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего…
    Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”

  2. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
    .

  3. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  4. Когда воссияло солнце красное
    На тое ли на небушко на ясное,
    Тогда зарождался молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Похотелося Вольге много мудрости:
    Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
    Птицей-соколом летать ему под оболока,
    Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
    Уходили все рыбы во синии моря,
    Улетали все птицы за оболока,
    Ускакали все звери во темныи леса.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Собирал себе дружинушку хоробрую:
    Тридцать молодцов да без единого,
    А сам-то был Вольга во тридцатыих.
    Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
    Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
    Вот посели на добрых коней, поехали,
    Поехали к городам да за получкою (1).
    Повыехали в раздольице чисто поле,
    Услыхали во чистом поле оратая (2).
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики (3) по камешкам почиркивают.
    Ехали-то день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати
    Они ехали да ведь и другой день.
    Другой день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А омешики по камешкам почиркивают.
    Тут ехали они третий день,
    А третий день еще до пабедья (4).
    А наехали в чистом поле оратая.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да помётывает,
    А пенье-коренья вывёртывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    У оратая кобыла соловая (5),
    Гужики (6) у нее да шелковые,
    Сошка у оратая кленовая,
    Омешики на сошке булатные,
    Присошечек у сошки серебряный,
    А рогачик-то у сошки красна золота.
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    У оратая сапожки зелен сафьян
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйцо прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Говорит-то Вольга таковы слова:
    – Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
    Орать, да пахать, да крестьянствовати,
    А бороздки тебе да помётывати,
    А пенья-коренья вывёртывати,
    А большие-то каменья в борозду валить!
    Говорит оратай таковы слова:
    – Поди-ка ты, Вольга Святославович!
    Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
    А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Как пожаловал меня да родной дядюшка,
    Родной дядюшка да крестный батюшка,
    Ласковый Владимир стольно-киевский,
    Тремя ли городами со крестьянами:
    Первым городом Курцовцем,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Теперь еду к городам да за получкою.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Там живут-то мужички да все разбойнички,
    Они подрубят-то сляги (7) калиновы
    Да потопят тебя в речке да во Смородине!
    Я недавно там был в городе, третьего дни,
    Закупил я соли цело три меха (8),
    Каждый мех-то был ведь по сто пуд. . .
    А тут стали мужички с меня грошей просить,
    Я им стал-то ведь грошей делить,
    А грошей-то стало мало ставиться,
    Мужичков-то ведь больше ставится.
    Потом стал-то я их ведь отталкивать,
    Стал отталкивать да кулаком грозить.
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит. –
    Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Ты поедем-ко со мною во товарищах.
    А тут ли оратай-оратаюшко
    Гужики шелковые повыстегнул,
    Кобылу из сошки повывернул.
    Они сели на добрых коней, поехали.
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у нее да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Говорит оратай таковы слова:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего:
    Маломощный-то наедет – взять нечего,
    А богатый-то наедет – не позарится,-
    А для-ради мужичка да деревенщины,
    Как бы сошку из земельки повыдернути,
    Из омешиков бы земельку повытряхнути
    Да бросить сошку за ракитов куст.
    Тут ведь Вольга Святославович
    Посылает он дружинушку хоробрую,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Как бы сошку из земли да повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Приезжает дружинушка хоробрая,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Ко той ли ко сошке кленовенькой.
    Они сошку за обжи (9) вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли поднять,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут молодой Вольга Святославович
    Посылает-от дружинушку хоробрую
    Целым он ведь десяточком.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли выдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    И тут ведь Вольга Святославович
    Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку из земли повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой.
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    А тут сели на добрых коней, поехали,
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у ней да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Тут Вольга стал да он покрикивать,
    Колпаком он стал да ведь помахивать:
    – Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу пятьсот бы дали.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
    Я купил эту кобылу жеребеночком,
    Жеребеночком да из-под матушки,
    Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу цены не было бы!
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Как-то тебя да именем зовут,
    Нарекают тебя да по отечеству?-
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”. .
    «
    1
    2
    »

  5. План
    Введение
    Былина — традиционно любимый народный жанр.
    Основная часть
    Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
    Описание былинного героя.
    Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
    Заключение
    Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
    Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
    Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры….
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее да шелковые…
    Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
    Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
    Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *